Краски и звуки лета (А. Чехов, «Степь» (фрагмент), М. Пришвин, «Золотой луг»)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 11.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух; • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • развитие умений по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Иконка файла материала konsp_lit_3kl_ur21_+.doc
Литературное чтение Урок 21. Тема раздела: Природа летом Тема: Краски и звуки лета (А. Чехов, «Степь» (фрагмент), М. Пришвин, «Золотой луг») Цели:  • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;  • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;   •  развитие   умений  самостоятельно  прогнозировать  содержание   текста   по   заглавию,  фамилии   автора,  иллюстрации, ключевым словам;  • развитие умений по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний. 2  1. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение наизусть стихотворений С. Есенина, Б. Пастернака. 2. Чтение авторского текста на с. 88. Вопросы после чтения: –  Какой  секрет  открыл  папа  Насте   и  нам  с вами?  (Кто  такой  настоящий читатель.) –  Почему Настя, которая читает быстрее папы, ещё не очень хорошо умеет читать?   Что   имел   в   виду   её   отец,   когда   сказал   об   этом?  (Она   кое­что © ООО «Баласс», 2013 Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной  формы в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в  результате совместной  работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. 1II. Развитие  умений. пропускает: описания природы...) 2 4 2 1 3  I. Чтение фрагмента из повести А. Чехова «Степь». 1. Работа с текстом до чтения. – Прочитайте имя автора, чьё произведение мы сейчас начнём читать. Знакомо ли   оно   вам?   (Дети   могут   вспомнить   рассказы   для   детей   «Каштанка»   и «Белолобый».) –  Антон   Павлович   Чехов   –   один   из   великих   русских   писателей.   С   его творчеством   вы   подробно   будете   знакомиться   в   старших   классах,   ведь специально для детей он не писал. Но много писал о детях. К тому же из его «взрослых»   произведений   вполне   можно   выбрать   отрывки,   которые   будут близки и понятны детям, как это сделали авторы нашего учебника, предлагая нам прочитать отрывок из произведения. – Каким словом можно заменить слово отрывок? (Фрагмент.) –  Что,   по­вашему,   будет   рисовать   писатель   в   этом   отрывке,   что   описывать словами? –  Кто знает, что такое  степь?  (Степь – широкие участки земли,  поросшие травой, ковылём.) – Внимательно рассмотрите иллюстрацию. О чём она вам рассказала? (Телега с лошадью называлась подвода. Несколько подвод – обоз.) –  Что   может   предвещать   это   небо,   какую   опасность?   Проверим   наши предположения. 2. Работа с текстом во время чтения. © ООО «Баласс», 2013 4. Находить ответы на  вопросы в тексте,  иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям,  выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию  к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Регулятивные УУД 1. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность  действий на уроке. 3. Учиться высказывать  2своё предположение на  основе работы с  иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать речь  других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли  в устной и письменной  форме. 4. Умение работать в паре и в группах. 1. Первичное чтение. Читает учитель, по ходу чтения делая необходимые комментарии, помогающие детям увидеть мастерство Чехова, представить картины грозы в степи. Кроме того,   по   ходу   чтения   учитель   объясняет   значения   слов:  рогожа  –   грубая плетёная   ткань   из   мочала;  фосфорическая  –   светящаяся   бледным   светом; обложной (дождь) – продолжительный, затяжной, во время которого всё небо покрыто тучами;  перекати­поле  – сухие круглые степные растения, которые срываются ветром и катаются по степи. 2.  Повторное самостоятельное чтение детей, выполнение задания 1 учебника (с.91). – Рисуя грозу, Чехов как бы оживляет природу. Найдите в тексте и отметьте, где   говорится   о   ветре,   туче,   громе,   рогожке,   как   о   живых   существах. (Выборочное чтение.) 3. Обобщающая беседа. а)  Как вы думаете, для чего А.П. Чехов использует такой приём – оживляет природу? б)  В   каком   стихотворении   мы   совсем   недавно   тоже   встречались   с   этим приёмом? (С. Есенина.) в) А какой ещё приём вы заметили? (Сравнение. Благодаря ему картины грозы мы представляем очень отчётливо.) г) Чьими глазами мы видим картину грозы? Что чувствует мальчик? д)  А   вам   случалось   оказаться   во   время   грозы   вдали   от   дома?   Что   вы испытывали? Похожи ли были ваши чувства, переживания на те, что испытывает Егорушка? В отрывке из повести А.П. Чехова «Степь» мы увидели картины летней грозы. Давайте   посмотрим,   какие   картины   летней   природы   нарисовал   Михаил Пришвин. © ООО «Баласс», 2013 3II. Чтение рассказа «Золотой луг». 1. Работа с текстом до чтения (учебники закрыты). –  Что   можно   предположить   о   теме,   содержании   рассказа,   если   автор   его   – Михаил Пришвин, а название – «Золотой луг»? (Обращаем внимание на запись темы урока на доске. Дети высказывают предположения, вспоминаем рассказы Пришвина, которые читали раньше, – «Медведь», «Берестяная трубочка» и др.) –  Откройте   с.   106   учебника,   посмотрите   на   иллюстрацию,   уточните   свои предположения. 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение (читают учащиеся, вслух). Учитель помогает вести диалог с автором. Михаил Пришвин ЗОЛОТОЙ ЛУГ У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. (Можете предположить, какая забава, т.е. какое развлечение?) Бывало, идём куда­нибудь на свой промысел – он впереди, я в пяту. («В пяту» – т.е. за братом очень близко, след в след, буквально: за его пятками. А какой промысел мог быть у ребят, за какой «добычей» они отправлялись?) «Серёжа!» – позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. (Проверим себя: у нас такое же было предположение?) И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.  (О   чём   хочется   спросить?  (Какое   открытие?)  А   что   можно предположить?) Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой». (Уточняем наши предположения по поводу названия рассказа. © ООО «Баласс», 2013 4А золотой луг – он какого цвета?) Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что   луг   был   не   золотой,   а   зелёный.  (Догадались   почему?)  Когда   же   я возвращался   около   полудня   домой,   луг   был   опять   весь   золотой.  (Что   же произошло?) Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов  (Был неинтересным,   а   стал   одним   из   самых   интересных   цветов.   Можете объяснить почему?),  потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали. (А вот как автор отвечает на этот вопрос.) 2. Выявление первичного восприятия. – Так одуванчики – интересные или неинтересные цветы? – Вас что­то удивило в этом рассказе? 3. Обобщающая беседа, выборочное чтение. а) Какое же открытие сделал рассказчик, когда был ещё мальчиком? Можно ли считать это открытием? б) С чем сравнивает рассказчик цветок одуванчика? (С человеческой ладонью.) в) Что можно сказать о герое­рассказчике, какой он? г) А вам случалось делать свои открытия в природе? Расскажите. 3. Работа с текстом после чтения. Творческое   задание   (выполняется   по   вариантам,   в   группах,   парах   или   как домашнее):   выписать   (подчеркнуть)   слова,   выражения,   с   помощью   которых поэты и писатели передают краски (I вариант) и звуки (II вариант) лета. Задание выполняется   на   текстах   А.П.   Чехова,   М.И.   Пришвина,   С.А.   Есенина,   Б.Л. Пастернака. © ООО «Баласс», 2013 5–  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? ΙΙΙ . Итог. Ι V. Домашнее  задание. – Как бы вы оценили свою работу на уроке? 1. Выписать цитаты в тетрадь на страницу «Лето» (с. 20). 2.  Самостоятельно   прочитать   1­ю   часть   главы   «В   купальне»   из   повести А.Н.Толстого   «Детство   Никиты»,   провести   работу   с   текстом   до   чтения, записать вопросы к автору (работа в тетради, с. 11–12). © ООО «Баласс», 2013 6

Посмотрите также