Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• развитие умений по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Литературное чтение
Урок 21.
Тема раздела: Природа летом
Тема: Краски и звуки лета (А. Чехов, «Степь» (фрагмент), М. Пришвин, «Золотой луг»)
Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации,
ключевым словам;
• развитие умений по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
2
1. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение наизусть стихотворений С. Есенина, Б. Пастернака.
2. Чтение авторского текста на с. 88.
Вопросы после чтения:
– Какой секрет открыл папа Насте и нам с вами? (Кто такой настоящий
читатель.)
– Почему Настя, которая читает быстрее папы, ещё не очень хорошо умеет
читать? Что имел в виду её отец, когда сказал об этом? (Она коечто
© ООО «Баласс», 2013
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
1II. Развитие
умений.
пропускает: описания природы...)
2 4 2 1 3
I. Чтение фрагмента из повести А. Чехова «Степь».
1. Работа с текстом до чтения.
– Прочитайте имя автора, чьё произведение мы сейчас начнём читать. Знакомо
ли оно вам? (Дети могут вспомнить рассказы для детей «Каштанка» и
«Белолобый».)
– Антон Павлович Чехов – один из великих русских писателей. С его
творчеством вы подробно будете знакомиться в старших классах, ведь
специально для детей он не писал. Но много писал о детях. К тому же из его
«взрослых» произведений вполне можно выбрать отрывки, которые будут
близки и понятны детям, как это сделали авторы нашего учебника, предлагая
нам прочитать отрывок из произведения.
– Каким словом можно заменить слово отрывок? (Фрагмент.)
– Что, повашему, будет рисовать писатель в этом отрывке, что описывать
словами?
– Кто знает, что такое степь? (Степь – широкие участки земли, поросшие
травой, ковылём.)
– Внимательно рассмотрите иллюстрацию. О чём она вам рассказала? (Телега с
лошадью называлась подвода. Несколько подвод – обоз.)
– Что может предвещать это небо, какую опасность? Проверим наши
предположения.
2. Работа с текстом во время чтения.
© ООО «Баласс», 2013
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё
отношение к героям,
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию
к обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать
2своё предположение на
основе работы с
иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли
в устной и письменной
форме.
4. Умение работать в паре
и в группах.
1. Первичное чтение.
Читает учитель, по ходу чтения делая необходимые комментарии, помогающие
детям увидеть мастерство Чехова, представить картины грозы в степи. Кроме
того, по ходу чтения учитель объясняет значения слов: рогожа – грубая
плетёная ткань из мочала; фосфорическая – светящаяся бледным светом;
обложной (дождь) – продолжительный, затяжной, во время которого всё небо
покрыто тучами; перекатиполе – сухие круглые степные растения, которые
срываются ветром и катаются по степи.
2. Повторное самостоятельное чтение детей, выполнение задания 1 учебника
(с.91).
– Рисуя грозу, Чехов как бы оживляет природу. Найдите в тексте и отметьте,
где говорится о ветре, туче, громе, рогожке, как о живых существах.
(Выборочное чтение.)
3. Обобщающая беседа.
а) Как вы думаете, для чего А.П. Чехов использует такой приём – оживляет
природу?
б) В каком стихотворении мы совсем недавно тоже встречались с этим
приёмом? (С. Есенина.)
в) А какой ещё приём вы заметили? (Сравнение. Благодаря ему картины грозы
мы представляем очень отчётливо.)
г) Чьими глазами мы видим картину грозы? Что чувствует мальчик?
д) А вам случалось оказаться во время грозы вдали от дома? Что вы
испытывали? Похожи ли были ваши чувства, переживания на те, что испытывает
Егорушка?
В отрывке из повести А.П. Чехова «Степь» мы увидели картины летней грозы.
Давайте посмотрим, какие картины летней природы нарисовал Михаил
Пришвин.
© ООО «Баласс», 2013
3II. Чтение рассказа «Золотой луг».
1. Работа с текстом до чтения (учебники закрыты).
– Что можно предположить о теме, содержании рассказа, если автор его –
Михаил Пришвин, а название – «Золотой луг»? (Обращаем внимание на запись
темы урока на доске. Дети высказывают предположения, вспоминаем рассказы
Пришвина, которые читали раньше, – «Медведь», «Берестяная трубочка» и др.)
– Откройте с. 106 учебника, посмотрите на иллюстрацию, уточните свои
предположения.
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение (читают учащиеся, вслух). Учитель помогает вести диалог с
автором.
Михаил Пришвин
ЗОЛОТОЙ ЛУГ
У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава.
(Можете предположить, какая забава, т.е. какое развлечение?)
Бывало, идём куданибудь на свой промысел – он впереди, я в пяту. («В пяту»
– т.е. за братом очень близко, след в след, буквально: за его пятками. А
какой промысел мог быть у ребят, за какой «добычей» они отправлялись?)
«Серёжа!» – позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком
прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься,
фукнет. (Проверим себя: у нас такое же было предположение?) И так мы эти
неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать
открытие. (О чём хочется спросить? (Какое открытие?) А что можно
предположить?)
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества
цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво!
Луг золотой». (Уточняем наши предположения по поводу названия рассказа.
© ООО «Баласс», 2013
4А золотой луг – он какого цвета?) Однажды я рано встал удить рыбу и заметил,
что луг был не золотой, а зелёный. (Догадались почему?) Когда же я
возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. (Что же
произошло?) Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл,
отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если
бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы
жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои
ладони и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов (Был
неинтересным, а стал одним из самых интересных цветов. Можете
объяснить почему?), потому что спать одуванчики ложились вместе с нами,
детьми, и вместе с нами вставали. (А вот как автор отвечает на этот вопрос.)
2. Выявление первичного восприятия.
– Так одуванчики – интересные или неинтересные цветы?
– Вас чтото удивило в этом рассказе?
3. Обобщающая беседа, выборочное чтение.
а) Какое же открытие сделал рассказчик, когда был ещё мальчиком? Можно ли
считать это открытием?
б) С чем сравнивает рассказчик цветок одуванчика? (С человеческой ладонью.)
в) Что можно сказать о героерассказчике, какой он?
г) А вам случалось делать свои открытия в природе? Расскажите.
3. Работа с текстом после чтения.
Творческое задание (выполняется по вариантам, в группах, парах или как
домашнее): выписать (подчеркнуть) слова, выражения, с помощью которых
поэты и писатели передают краски (I вариант) и звуки (II вариант) лета. Задание
выполняется на текстах А.П. Чехова, М.И. Пришвина, С.А. Есенина, Б.Л.
Пастернака.
© ООО «Баласс», 2013
5– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
Ι
V. Домашнее
задание.
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
1. Выписать цитаты в тетрадь на страницу «Лето» (с. 20).
2. Самостоятельно прочитать 1ю часть главы «В купальне» из повести
А.Н.Толстого «Детство Никиты», провести работу с текстом до чтения,
записать вопросы к автору (работа в тетради, с. 11–12).
© ООО «Баласс», 2013
6