Краткий конспект урока технологии в 6 классе на тему
«Основы производства»
по учебнику «Технология» под редакцией В.М. Казакевича.
Из опыта работы учителя технологии
МБОУ СОШ №30 г. Пятигорск
Устенковой Маргариты Анатольевны
Содержание:
1. Актуальность темы.
2. Сущность опыта.
3. Анализ результативности.
Цель: поиск оптимальных средств обучения и воспитания учащихся.
Задачи:
- обмен опытом в процессе педагогического общения;
- систематизация теоретической информации по теме.
Актуальность рассматриваемого опыта
Переход на учебную деятельность с учебниками для неделимых классов представляет определенные трудности как для учеников, так и для учителя. Большой объем сложного теоретического материала приводит к затруднениям в планировании рабочего времени на его изучение и выбора оптимального варианта методов преподавания. Разумное обобщение материала и сокращение времени на изучение некоторых разделов дает возможность выделить больше учебных часов для практических работ.
Формы, методы, приемы повышения степени активности учащихся:
1. Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся через проблемные вопросы
2. Постановка исследовательских задач – поиск, отбор и обобщение информации учащимися
3. Периодическое повторение изучаемого материала
4. Проведение экспресс-опроса
5. Включение освоенного в систему знаний.
Пример такого подхода представлен в изучении второй главы учебника под редакцией В.М. Казакевича «Производство».
Тема урока: Основы производства.
Глава 2, стр.19- 42, параграфы 2.1-2.10
Предложить учащимся вспомнить материал 5 класса: что такое труд?
После повторения учащимся предлагается выписать из учебника определение понятия «Труд» - сознательная деятельность человека по созданию материальных и нематериальных благ – основа производства.
П.2.1, стр.20. Виды деятельности (рассказ учителя с использованием примеров, ознакомление учащихся с текстом и рисунками учебника, обсуждение видов деятельности:
· преимущественно умственная, (Ф ≤ У)
· преимущественно физическая, (Ф ≥ У)
· умственная = физической.
Виды деятельности
(учащиеся чертят таблицу в тетрадях, учитель называет по три примера, учащиеся самостоятельно распределяют их в таблице с последующим обсуждением и возможной коррекцией).
У = Ф |
Ф ≥ У |
Ф ≤ У |
Архитектор Профессор Дизайнер Писатель Диетолог |
Штукатур Санитарка Портной Продавец книг Спортсмен |
Бригадир Хирург Закройщик Библиотекарь Тренер |
П. 2.2, стр.22, П. 2.3, стр.24.
Предлагается вспомнить составные элементы формулы труда:
ТРУД + средства труда + ПРЕДМЕТ ТРУДА = результат труда (целенаправленной деятельности).
Затем краткая беседа о предметах труда с изучением примеров по рисункам учебника с записью терминов и определений в тетради:
Ресурсы –это то, что человек преобразует в результат труда (материалы, энергия, информация, объекты живой природы).
Для закрепления: назвать природные ресурсы Земли.
Сырьё – (сырой материал) – первично обработанные природные ресурсы, материалы для производства массовой продукции на фабриках и заводах. (запись в тетради, работа с рисунками).
Для закрепления: назвать виды природного сырья, используемые без значительной переработки.
П. 2.4 – 2.10, стр.26 – 41 - проводится работа по оформлению и заполнению таблицы с изучением текста учебника, объяснениями учителя и в процессе дискуссии.
Виды и использование сырья в производстве
№ |
Сырьё (Предмет труда) |
Результат труда |
1 |
Натуральное сырье – добытые человеком природные материалы |
Металлургическое производство, топливно-энергетическое, горно-химическое, производство строй-материалов… |
2 |
Искусственное сырье – материалы, полученные из природного сырья. |
Текстильные материалы, пищевые продукты, сплавы металлов, пластмассы, стройматериалы, горючее, синтетический каучук… |
3 |
Сельскохозяйственное сырье производят или добывают; бывает растительного или животного происхождения. |
Зерно, древесина, пищевые или кормовые лекарственные растения, мясо, рыба, молоко, кожа, шерсть. |
4 |
Вторичное сырье: использованные продукты труда (их использование экономит природные ресурсы и труд людей). |
Использование макулатуры, металлолома, пластика, стекла… |
5 |
Полуфабрикаты – предмет труда, прошедший частичную обработку и готовый к окончательной переработке. |
Целлюлоза, текстильное волокно, продукты – полуфабрикаты. |
6 |
Энергия – способность кого-либо или чего-либо совершать работу; ее можно накапливать, передавать, преобразовывать в другую работу. |
Получение и использование механической, электрической, тепловой, электромагнитной, ядерной, термоядерной энергии |
7 |
Информация – запас знаний о характеристиках чего-либо или кого-либо. |
Получение, хранение, передача преобразование сведений об объектах, явлениях и свойствах окружающей среды. |
8 |
Сельскохозяйственные технологии |
Получение и использование растений, животных, насекомых. |
9 |
Социальные (общественные) технологии – отношения и взаимосвязи людей. |
Области применения – здравоохранение, культура, образование, торговля, бытовые услуги, общественное питание. |
Домашнее задание
1 вариант: составить перечень известных вам пищевых полуфабрикатов и определить, в какой последующей обработке они нуждаются;
2 вариант: составить перечень основных конструкционных материалов, которые применяются на машиностроительных предприятиях.
Выводы
Используя словесный метод обучения (объяснение, инструктаж) и метод работы учащихся с книгой, изначально следует давать прямые указания – какой фрагмент текста учебника следует прочитать, каким рисунком или таблицей воспользоваться, при этом не забывать проблемно-поисковый метод обучения – давать возможность и самостоятельно выбирать нужную информацию.
Анализ результатов данной деятельности позволяет оценивать их положительно для выполнения целей и задач обучения и воспитания школьников на уроках технологии в соответствии с рабочей программой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.