Краткий обзор жизни и творчества Эрнеста Хемингуэя. Повесть «Старик и море».
Оценка 4.7

Краткий обзор жизни и творчества Эрнеста Хемингуэя. Повесть «Старик и море».

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
русская литература
11 кл
08.05.2017
Краткий обзор жизни и творчества Эрнеста Хемингуэя. Повесть «Старик и море».
Конспект урока по литературе предназначен для студентов 1 и 2 курсов системы среднего профессионального образования. На уроке студентам в краткой форме предлагается знакомство с основными жизненными и творческими этапами американского писателя, лауреата Пулитцеровской и Нобелевской премий Эрнестом Хемингуэем, особое внимание уделено повести "Старик и море"
Краткий обзор жизни и творчества Хемингуэй. Старик и море.docx
Тема: Краткий обзор жизни и творчества Э.Хемингуэй. Повесть «Старик и море». Цель: познакомить с жизнью и творчеством писателя; проследить,   как   в   повести   решается   проблема   взаимоотношения   человека   и   природы, одиночества и смысла человеческой жизни; создать  условия  для   развития  у  учащихся  умений   формулировать  проблемы,  предполагать пути их решения; совершенствовать   умения   анализа   и   интерпретации   литературного   произведения   как художественного целого в его историко­литературной обусловленности с использованием теоретико­ литературных знаний; приобщить к высшим достижениям всемирной литературы и культуры. Оборудование: портрет писателя, краткое содержание повести. Ход урока I. 1. Организационный момент.    2. Актуализация – повторение материала прошлого урока. II. Работа по теме урока. 1. Вступительное слово учителя.Сообщение о жизни и творчестве Эрнеста Миллера Хемингуэя (21.07.1899, Оук­Парк, Иллинойс, США ­ 2.07.1961, Кетчум, Айдахо, США) ­ американский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года. Вырос в семье врача. Литературное дарование проявилось еще в школьные годы. Во время Первой Мировой войны служил шофером скорой помощи. Был ранен на австро­итальянском фронте. После войны целиком посвятил себя литературе. Много путешествовал, увлекался горными лыжами, охотой, рыбалкой. Военная тема была одной из любимых в творчестве Хемингуэя. С началом 2 Мировой войны он возобновил свою журналистскую деятельность, переехав в Лондон. Писатель всегда оказывался в самых горячих точках, был свидетелем событий, которые позже стали хрестоматийным материалом. Его записи имеют не только литературную, но и историческую ценность. После   окончания   войны   Хемингуэй   уехал   на   Кубу   и   возобновил   свою   творческую деятельность. Он продолжал путешествовать и в 1953 г. в Африке попал в серьезную авиакатастрофу. Стал   лауреатом   Пулитцеровской   и   Нобелевской   премий   по   литературе.   После   прихода   к власти на Кубе Фиделя Кастро вернулся в США, в Айдахо. Последние годы жизни страдал тяжелыми депрессиями, а позже ­серьезным заболеванием печени.  2 июля 1961 г. покончил с собой. 3. История создания повести «Старик и море». (1952 г.)                           Человек не для того создан,чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить,но его нельзя победить. Э. Хемингуэй Замысел этого произведения созревал у Хемингуэя в течение многих лет. Еще в 1936 году в очерке   «На   голубой   воде»   для   журнала   «Эсквайр»   он   описал   подобный   эпизод,   случившийся   с кубинским рыбаком. Сама же повесть была опубликована в сентябре 1952 года в журнале «Лайф». Уже после опубликования повести Хемингуэй в одном интервью приоткрыл свой творческий замысел. Он сказал, что книга «Старик и море» могла иметь и более тысячи страниц, в этой книге мог найти своё место каждый житель деревни, все способы, какими они зарабатывают себе на жизнь, как они рождаются, учатся, растят детей. «Это   всё   отлично   сделано   другими   писателями.   В   литературе   вы   ограничены   тем,   что удовлетворительно сделано раньше. Поэтому я должен постараться узнать что­то ещё. Во­первых, я постарался опустить всё не необходимое с тем, чтобы передать свой опыт читателям так, чтобы после чтения это стало частью их опыта и представлялось действительно случившимся. Этого очень трудно добиться, и я очень много работал над этим. Во всяком случае, говоря кратко, на этот раз мне небывало повезло, и я смог передать опыт полностью, и при этом такой опыт, который никто никогда не передавал». В 1953 году Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию за свое произведение, в 1954 году — Нобелевскую премию по литературе. 4. Словарная работа. Вспомните, что представляет собой притча как жанр. Комментарий. Словарь В. Даля толкует слово «притча» как «поучение в примере». Это весьма близко   к   толкованию   современного   литературоведения:   притча   —   небольшой   нравоучительный рассказ в иносказательной форме. 5. Анализ и интерпретация произведения. 1) Чтение краткого содержания повести (раздаточный материал).  2) Вопросы и задания. Охарактеризуйте старика Сантьяго. Почему он так привязан к мальчику? Верным ли будет утверждение, что старик Сантьяго одухотворяет природу и осознаёт себя его частью?   человеческого духа? побеждённым?   Как   в   подтексте   повести­притчи   «Старик   и   море»   проходит   тема   несокрушимости Кем,   по­вашему,   предстаёт   старик   Сантьяго   в   конце   повести   —   победителем   или Как вы считаете, что наполняет оптимизмом повесть­притчу «Старик и море»? Можно утверждать, что впервые в творчестве Э. Хемингуэя героем стал человек­труженик, видящий в своём труде жизненное призвание? Сантьяго всё знает о рыбной ловле, как знал о ней всё Э. Хемингуэй, многие годы проживший на Кубе и ставший признанным чемпионом в охоте на крупную рыбу. Море выступает в повести почти как   живое   существо:   «Другие   рыбаки,   помоложе,   говорили   о   море,   как   о   пространстве,   как   о сопернике, порою даже как о враге. Старик же постоянно думал о море, как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные или недобрые поступки,— что поделаешь, такова уж её природа». В   старике   Сантьяго   есть   подлинное   величие   —   он   ощущает   себя   равным   могучим   силам природы. «Рыба,— говорит он,— я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя прежде, чем настанет вечер».   Сантьяго   настолько   органично   слит   с   природой,   что   даже   звёзды   кажутся   ему   живыми существами. Мужество   старика   предельно   естественно.   Старик   знает,   что   своё   мужество   и   стойкость, являющиеся непременным качеством людей его профессии, он доказывал уже тысячи раз. «Ну, так что ж? — говорит он себе. — Теперь приходится доказывать это снова. Каждый раз счёт начинается сызнова: поэтому, когда он что­нибудь делал, то никогда не вспоминал о прошлом». И вот он победил рыбу, а вместе с ней — и старость, и душевную боль. Победил потому, что думал не о своей неудаче и не о себе, а об этой рыбе, которой причиняет боль, о звёздах и львах, которых видел, когда юнгой плавал на паруснике к берегам Африки; о своей нелёгкой жизни. Он победил, потому что смысл жизни видел в борении, умел переносить страдания и не терять надежды. «…человек не для того создан, чтобы терпеть поражения.человека можно уничтожить, но его нельзя победить»,— говорит Сантьяго, и это кредо самого автора. Моральная несокрушимость — это, по мнению автора, главное качество, которое возвеличивает человека, делает его достойным этого имени. III. Итоги урока. Обобщение темы, оценки. «Старик и море» — последняя книга, опубликованная Э. Хемингуэем, стала его завещанием. Э. Хемингуэй ­ писатель трагического мироощущения, его часто называли пессимистом, хотя это в корне неверно. Характер его творчества можно скорее определить как трагический героизм. Он воспевает победу в самом поражении и вопреки ему утверждает и славит упорство человеческого духа. Такими были герои писателя, таким был и сам Эрнест Хемингуэй. IV. Домашнее задание.1) Письменный ответ на вопрос: «О чём заставляет задуматься повесть­ притча «Старик и море»?» 2)Биография В.М. Шукшина, анализ рассказа по плану: 1. 2. Краткое содержание рассказа Общая характеристика главного героя (внешний вид, род занятий, речевая  характеристика) 3. 4. 5. Какие проблемы поднимает автор в рассказе На какие пороки автор обращает внимание  Ваше отношение к прочитанному. Для студентов «Старик рыбачил совсем один на своей лодке в Гольфстриме. Вот уже восемьдесят четыре дня он ходил в море и не поймал ни одной рыбы. Первые сорок дней с ним был мальчик. Но день за днем не приносил улова, и родители сказали мальчику, что старик теперь явно salао, то есть самый что ни на есть невезучий, и велели ходить в море на другой лодке, которая действительно привезла три хорошие рыбы в первую же неделю. Мальчику тяжело было смотреть, как старик каждый день возвращался ни с чем, и он выходил на берег, чтобы помочь ему отнести снасти или багор, гарпун в обернутый вокруг мачты парус. Парус был весь в заплатах из мешковины и, свернутый, напоминал знамя наголову разбитого полка».Такова предыстория событий, которые развертываются в маленьком рыбачьем поселке на Кубе. Главный герой — старик Сантьяго — «худ, изможден, затылок его прорезали глубокие морщины, а щеки были покрыты коричневыми пятнами неопасного кожного рака, который вызывают солнечные лучи, отраженные гладью тропического моря». Он научил мальчика Манолина рыбачить. Мальчик любит старика, хочет ему помочь. Он готов наловить ему сардин в качестве насадки для его завтрашнего выхода в море. Они поднимаются к бедной хижине Сантьяго, выстроенной из листьев королевской  пальмы. В хижине  стол, стул, в земляном полу выемка для готовки пищи. Старик одинок и беден: его трапеза — миска желтого риса с рыбой. Они беседуют с мальчиком о рыбалке, о том, что старику обязательно должно повезти, а также о последних спортивных новостях, результатах бейсбольных матчей и знаменитых игроках, таких, как ДиМаджио. Когда старик ложится спать, ему снится Африка его юности, «длинные золотистые её берега и отмели, высокие утесы и громадные белые горы. Ему не снятся более ни драки, ни женщины, ни великие события. Но часто в его снах возникают далекие страны и львы, выходящие на берег». На следующий день рано утром старик отправляется на рыбалку. Мальчик помогает ему снести парус, подготовить лодку. Старик говорит, что на этот раз он «верит в удачу». Одна за другой рыбацкие лодки отчаливают от берега и уходят в море. Старик любит море, он думает о нем с нежностью, как о женщине. Насадив на крючки приманку, медленно плывет по течению. Мысленно общается с птицами, с рыбами. Привыкший к одиночеству, вслух разговаривает сам с собой. Он знает разных обитателей океана, их повадки, у него к ним свое нежное отношение. Старик чутко улавливает, что происходит в глубине. Один из прутьев дрогнул. Леска уходит   вниз,   старик   ощущает   огромную   тяжесть,   которая   влечет   её   за   собой.   Разворачивается   драматический многочасовой поединок между Сантьяго и огромной рыбой. Старик пытается подтянуть бечеву, но у него ничего не получается. Наоборот, она тянет, как на буксире, лодку за собой. Старик сожалеет, что с ним нет мальчика. Но хорошо, что рыба тянет в сторону, а не вниз, на дно. Проходит около четырёх часов. Близится полдень. Так не может продолжаться вечно, размышляет старик, скоро рыба умрет и тогда её можно будет подтянуть. Но рыба оказывается живучей. Ночь. Рыба тянет лодку все дальше от берега. Вдали меркнут огни Гаваны. Старик устал, он крепко сжимает веревку, перекинутую через плечо. Мысль о рыбе ни на секунду не покидает его. Иногда ему становится её жалко. «Ну не чудо ли эта рыба, один Бог знает, сколько лет она прожила на свете. Никогда еще мне не попадалась такая сильная рыба. И подумать только, как странно она себя ведет. Может быть, потому не прыгает, что уж очень умна». Мысленно разговаривает с рыбой. «Я с тобой не расстанусь, пока не умру». Рыба начинает тянуть не так мощно, она явно ослабела. Но силы старика на исходе. У него немеет рука. Наконец леса начала идти вверх, и на поверхности показывается рыба. Она горит на солнце, голова и спина у нее темно­фиолетовые, а вместо носа — меч, длинный, как бейсбольная бита. Она на два фута длиннее лодки. Появившись на поверхности, она начинает вновь уходить в глубину, тянуть за собой лодку, и старику приходится мобилизовать все силы, чтобы не дать ей сорваться. Не веруя в Бога, он читает «Отче наш». «Хоть это несправедливо, но я докажу ей, на что способен человек и что он может вынести». Проходит еще день. Чтобы отвлечься, старик вспоминает об бейсбольных играх. Вспоминает, как когда­то в таверне Касабланки мерился силой с могучим негром, самым сильным человеком в порту, как целые сутки просидели они за столом, не опуская рук, и как он в конце концов взял верх. Он еще не раз участвовал в подобных поединках, побеждал, но потом бросил это дело, решив, что правая рука ему нужна для рыбной ловли. Битва с рыбой продолжается. Он держит лесу правой рукой, зная, что, когда силы иссякнут, её сменит левая. Рыба выходит на поверхность, то приближается к лодке, то отходит от нее. Старик готовит гарпун, чтобы добить рыбу. Но она отходит в сторону. От усталости мысли путаются в голове у старика. «Послушай, рыба, — говорит он ей. — Ведь тебе все равно умирать. Зачем же тебе надо, чтобы я тоже умер». Последний акт поединка. «Он собрал всю свою боль, и весь остаток сил, и всю свою давно утраченную гордость и бросил все это против мук, которые терпела рыба, и тогда она перевернулась и тихонько поплыла на боку…». Подняв гарпун, он изо всех сил вонзает его рыбе в бок. Чувствует, как железо входит ей в мякоть, и всаживает его все глубже и глубже… Его одолевают тошнота и слабость, у него туманится в голове, но он все­таки подтягивает рыбу к борту. Привязывает рыбу к лодке и начинает движение к берегу. Мысленно прикидывает: рыба весит не менее полутора тысяч фунтов, которые можно продать по тридцати центов за фунт. «Думаю, что великийДиМаджио мог бы сегодня мною гордиться». Направление ветра указывает ему, в какую сторону плыть, чтобы добраться до дома. Проходит час, прежде чем показывается первая акула. Учуяв запах крови, она устремляется за лодкой и привязанной к ней рыбой. Она приблизилась к корме, впилась в рыбу, стала её раздирать. Старик ударил её гарпуном. Она погружается на дно, утащив с собой гарпун, часть веревки и огромный кусок рыбы. «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить,   но   нельзя   победить».   Подкрепляется   куском   рыбы.   Замечает   плавники   целой   стаи   акул.   Они приближаются с огромной скоростью. Старик встречает их, подняв весло с привязанным к нему ножом. Акулы набрасываются на рыбу. Старик вступает с ними в битву. Одну из акул убивает. Наконец акулы отстали. Им было уже нечего есть. Когда он вошел в бухту, все спали. Сняв мачту и связав парус, он ощутил усталость. За кормой его лодки вздымался огромный хвост  рыбы. От нее остался  лишь скелет. На  берегу  мальчик встречает  уставшего, плачущего старика. Он успокаивает Сантьяго, уверяет, что отныне они будут рыбачить вместе, ибо ему надо еще многому   научиться.   Он   верит,   что   принесет   старику   удачу.   Наутро   на   берег   приходят   богатые   туристы.   Они удивлены, заметив длинный белый позвоночник с огромным хвостом. Официант пытается им объяснить, но они очень далеки от понимания той драмы, которая здесь произошла.

Краткий обзор жизни и творчества Эрнеста Хемингуэя. Повесть «Старик и море».

Краткий обзор жизни и творчества Эрнеста Хемингуэя. Повесть «Старик и море».

Краткий обзор жизни и творчества Эрнеста Хемингуэя. Повесть «Старик и море».

Краткий обзор жизни и творчества Эрнеста Хемингуэя. Повесть «Старик и море».

Краткий обзор жизни и творчества Эрнеста Хемингуэя. Повесть «Старик и море».

Краткий обзор жизни и творчества Эрнеста Хемингуэя. Повесть «Старик и море».

Краткий обзор жизни и творчества Эрнеста Хемингуэя. Повесть «Старик и море».

Краткий обзор жизни и творчества Эрнеста Хемингуэя. Повесть «Старик и море».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2017