КРАТКОСРОЧНЫЕ КУРСЫ ПО ХИМИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
Оценка 4.9

КРАТКОСРОЧНЫЕ КУРСЫ ПО ХИМИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
естествознание
5 кл
13.01.2023
КРАТКОСРОЧНЫЕ КУРСЫ ПО ХИМИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
Краткосрочные курсы по химии для младших школьников и обучающихся пятых классов.
Атеева ЮА_Тезисы.docx

Краткосрочные курсы по химии для школьников

 

XXI век с его стремительными темпами жизни, ускорением научно-технического прогресса, огромной по масштабам урбанизацией, формированием нового уровня культуры труда и быта людей не только вызывает исключительно быстрое возрастание объема научной информации, но и ставит ответственные задачи перед педагогической наукой по упорядочению той информации, которая выдается в процессе обучения новым поколениям.

О том, что пропедевтическая подготовка необходима, высказывался крупнейший методист XIX века А.Я. Герд. В своих работах он неоднократно подчеркивал, что «дети младшего школьного возраста имеют незначительный запас конкретных представлений о предметах и явлениях природы, им непосильно понимание сложных физиологических явлений и причин, их вызывающих. ... Поэтому необходим курс, решающий пропедевтическую задачу....» [2].

В XX веке подготовкой пропедевтического курса занимались сотрудники Ленинградского государственного педагогического института им. А.И.Герцена. Наиболее весомый вклад был внесен В.П. Гаркуновым, Г.Е. Ковалевой, А.И.Лившиц, Л.С. Меднис, Н.А. Рыковым. На современном этапе обучения наиболее весомый вклад в развитие пропедевтических курсов вносят З.А. Клепинина, А.А. Плешаков, А.А. Вахрушев. Ими созданы программы, включающие в себя разделы пропедевтического характера из области естественнонаучных дисциплин [1].

В 2019 – 2020 учебном году были разработаны краткосрочные курсы по химии для обучающихся. Апробация курсов прошла в параллели пятых классов нашей школы.

Весь курс рассчитан на пять часов: одно занятие в четверти и итоговая конференция в конце учебного года. На занятия были вынесены темы: «Такая разная посуда», «Удивительный мир воды», «Осторожно! Вулканы», «Химическая конференция».

Первое занятие по химии начинается со знакомства с кабинетом химии и химической посудой. Цель занятия: знакомство с химической посудой и элементарные навыки работы с ней. Школьники на КСК работают группами, каждой группе предлагается наборы из кружки, тарелки, чайника, мерного цилиндра, колбы, пробирки, задача группы найти общее между этими предметами. Кроме этого, для получения навыков работы с химической посудой школьники выполняют практическое задание по алгоритму.

Алгоритм работы с химической посудой:

1.      В мерный цилиндр налить 15 мл воды.

2.      Взвесить колбу.

3.      С помощью воронки перелить воду в круглодонную колбу.

4.      Взвесить колбу с водой.

5.      Растворить в стакане 1 ложку соли.

6.      Взвесить получившийся раствор.

7.      Рассчитать массу воды и соли.

Второе занятие посвящено физическим и химическим свойствам воды. Цель занятия: провести опыты с водой. Обучающиеся выясняют, что свойства воды зависят от агрегатного состояния. Большая часть опытов связана с тем, что вода – универсальный растворитель.

На третьем занятие школьники знакомятся с химическими явлениями, основная задача выявить признаки химических реакций. Обучающиеся готовятся к этому занятию заранее: изучают тему «Вулканы» и из разных материалов изготавливают макет вулкана. На занятие, каждый ученик, используя соду и уксус, моделирует извержение вулкана. Кроме этого, им демонстрируется горение дихромата аммония («вулканчик»), основная задача школьников найти признаки химической реакции (выделение тепла, изменение цвета и объема реагирующих веществ).

Заключительное занятие краткосрочных курсов проходит в виде химической мини-конференции. Школьники вместе с учителем химии или классным руководителем выбирают тему для научно-практической конференции, проводят несложные опыты и делают доклады. Чаще всего школьники выбирали темы связанные с выращиванием кристаллов, мыловарением, изготовлением духов, натуральных красителей для тканей.

У школьников краткосрочные курсы по химии вызвали неподдельный интерес, т.к. были насыщены практическими и лабораторными работами, связаны с многими темами предмета окружающий мир и жизненным опытом детей.

Разработанные занятия по химии для обучающихся выступили мощным пропедевтическим курсом естественнонаучных дисциплин.

 

Литература

1.    Методика преподавания естествознания в начальных классах: учеб. пособие / В.П. Цюпка. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. - 172 с.

2.    Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: Просвещение, 1990 - 192 с.


 

3.   

Краткосрочные курсы по химии для школьников

Краткосрочные курсы по химии для школьников

Взвесить колбу с водой. 2.

Взвесить колбу с водой. 2.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2023