Краткосрочный экологический проект «Весёлый огород»
вторая младшая группа
Тема проекта: «Весёлый огород»
Время проведения проекта: 2023– 2024 учебный год.
Вид проекта: творческий.
Тип проекта: познавательно – исследовательский
Участники проекта: воспитатели, дети группы и их родители.
Возраст детей: 3 – 4 года (II младшая группа)
Масштаб проекта: краткосрочный (11.03.2024 по 17.05.2024)
Актуальность: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами.
Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Постановка проблемы: у дошкольников не достаточно сформированы знания о культурах, выращиваемых на огородах. Проект «Весёлый огород» поможет сформировать первоначальные представления о взаимосвязях в живой природе, условиях, необходимых для выращивания овощных культур.
Цель: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно- продуктивной творческой деятельности.
Задачи проекта для детей:
Обучающие:
Дать представление о выращивании растений из семян (свекла, лук, укроп, кабачок, бархатцы, петуния) о зависимости их роста от условий (наличия влаги, света, тепла, почвы);
Способствовать развитию умения различать растения и его части: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена;
Учить наблюдать изменения в развитии растений, анализировать, находить сходства и различия; делать простейшие выводы;
Развивающие
Развивать связную речь, наблюдательность, восприятие, внимание, мышление, память, исследовательский интерес;
Способствовать развитию у детей коммуникативных навыков.
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, трудолюбие, заботливое отношение к растениям, умение радоваться их красоте;
Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Задачи проекта для родителей:
Активизировать позицию родителей как участников образовательных отношений
Содействовать вовлечению родителей в совместную исследовательскую
деятельность.
Предполагаемый результат: Дети познакомятся с культурными
растениями.
Они получат практические знания о росте растений.
Воспитанники группы смогут осуществлять элементарную
трудовую деятельность (посадка семян в почву, полив растений,
наблюдать за ростом растений)
У дошкольников сформируется бережное отношение к
растительному миру.
Сформируется уважительное отношение к труду.
Все участники проекта получат положительные эмоции от
полученных результатов.
Родители будут привлечены в совместную исследовательскую
деятельность.
Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: ящики с землей, семена растений, совочки, лейки с водой, грабельки, картинки, алгоритмы.
Взаимодействие с детьми:
Взаимодействие с родителями:
I. План-график мероприятий
Этапы реализации проекта:
1
Этап – Подготовительный (март-2 неделя)
2 Этап – Основной (практический - исследовательский) (март (с 3 недели) -май)
3 Этап – Заключительный (май- 1 неделя)
Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный.
Сбор необходимого материала. Оформить в группе детского сада «Огород на подоконнике». Привлечь родителей к совместной работе по приобретению семян, грунта, емкостей для посадки.
Изготовить указатели с изображением растений.
Подготовить художественную литературу: стихи, сказки, загадки об овощах.
2 этап- реализация проекта.
Дети совместно с педагогами посадят семена, будут наблюдать за ростом растений, ухаживать за растениями (поливать, рыхлить землю). В процессе реализации проекта познакомятся с художественной литературой об овощах.
3 этап- заключительный.
Провести анализ и обобщить результаты, полученные в процессе исследовательской деятельности.
Результаты.
Получили знания, научились различать овощные культуры.
Посадили лук, свеклу, горох, салат, петрушку, бархатцы.
Вывод: Дети открыли для себя много интересного, расширили свой кругозор.
Фотовыставка «Посадили огород, посмотрите, что растет».
Заключение.
Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Дети тесно общаются с природой. Они хорошо знают растения. Употребляют в пищу собственные экологически чистые продукты.
Список художественной литературы по теме проекта:
-Е. Г. Андреевская «Формирование целостной картины мира в процессе
проектной деятельности дошкольников», Москва. Паганель 2016г.
- Е. Г. Андреевская «Экологическое образование и воспитание в дошкольных
учреждениях», Москва. Паганель 2010г.
- Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир
растений», М. 2005г.
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и
старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.
- Неизведанное рядом : Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В.
Дыбиной. – 2-е изд., исп. М. : ТЦ Сфера, 2013г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.