План урока
|
Раздел долгосрочного плана:9.3.А – Статика |
Школа: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Дата: |
Имя учителя: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ТЕМА УРОКА: |
Решение задач на правило моментов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
КЛАСС: 9 |
Количество учащихся: |
Количество отсутствующих: __/__/ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке |
ЦО1.Знать определения момента сил и вращающего момента и применять их при решении задач
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Учебные цели урока |
· Систематизировать знания по теме «Статика»; · Продолжать формировать умения синтезировать и обобщать знания; · Применять полученные знания на уроках физики при решении задач, а также в повседневной жизни.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Критерии оценивания |
· Раскрывает физическую сущность условия равновесия твердого тела;
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Языковые цели |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Привитие ценностей
|
· Развивать интерес к решению задач по статике, через взаимосвязь физики с математикой; · Развивать способности учащихся анализировать различные ситуации на наличие или отсутствие поступательного и вращательного движения; · Продолжить формирование общих интеллектуальных умений, обращая внимание на выражение мыслей; · Формирование умений работать с дополнительной литературой и физическими приборами. · Формирование интереса к предмету; · Развитие познавательной активности, любознательности; · Воспитание аккуратности, целеустремлённости; · Формирование трудовых и учебных навыков; · Воспитание уважительного отношения к товарищам; · Умение работать в группах.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Межпредметные связи |
Биология, математика. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Навыки использования ИКТ |
Презентация, поиск информации в интернете.PowerPoint, Publisher, электронный учебник физики, |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Предварительные знания |
Простые механизмы. Правило моментов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Ход урока |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Начало
|
I. Учащиеся вместе с учителем формируют цели и задачи урока. Сегодня на уроке мы с вами попытаемся показать значимость данной темы в повседневной жизни. В течение урока вы будете анализировать различные ситуации. Продемонстрируете свои умения обобщать и делать выводы на основе эксперимента |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Середина
|
II. Фронтальный опрос. 1. Какой раздел в механике называется статикой? 2. Что такое абсолютно твёрдое тело? 3. Что такое плечо силы? 4. Дано твердое тело, которое может вращаться относительно неподвижной точки О. В точке А к нему приложена сила F. Определите плечо силы F относительно точки О. 5. Что называется моментом силы? 6. При каких условиях момент силы берётся со знаком + ,-? 7. Первое условие равновесия твёрдого тела 8. Второе условие равновесия твёрдого тела. 9. Что такое r ? Центром тяжести каждого тела является некоторая расположенная внутри его точка – такая, что если за неё мысленно подвесить тело, то оно остаётся в покое и сохраняет первоначальное положение. У каждого предмета есть центр тяжести. Изучение этого свойства тел необходимо для понимания понятия равновесия тел, при решении конструкторских задач, расчёте устойчивости сооружений. ü Центр тяжести человека расположен в нижней части живота, т.к. вес ног составляет около половины веса тела. ü Устойчивость тела зависит от положения центра тяжести и от величины площади опоры: чем ниже центр тяжести и больше площадь опоры, тем тело устойчивее. ü Лежит ли проекция центра тяжести в пощади опоры человека? ü Стоя или при ходьбе проекция центра тяжести лежит в площади , ограниченной опорой и равновесие сохраняется без труда. ü Увеличение площади опоры за счёт дополнительной опоры (одной или двух палок) помогает сохранить устойчивость и равновесие. ü При падении центр тяжести находится в стороне от точек опоры. В результате человек теряет равновесие и падает. Большинство тел покоятся на опорах. Задание: 1 ряд: попробуйте встать со стула, не наклоняясь вперед; 2 ряд: попробуйте встать со стула, наклоняясь вперед, 3 ряд: попробуйте встать со стула, широко расставив ноги. Действия учащихся.Учащиеся делают вывод. Учитель.А теперь обратимся к областям нашей жизни, где нам необходимо учитывать положение центра тяжести тела. При различных видах спорта, в цирке, при строительстве различных сооружений: зданий, мостов, башен и т.д. цирковые артисты, например, при ходьбе по канату сохраняют равновесие, изменяя положение своего центра тяжести. Одним из примеров изменения положения центра тяжести является неваляшка. Экспериментальное задание. Оборудование: картонные окружности, квадраты, тела неправильной формы. Задание: определите экспериментально центр тяжести данных тел. 1. Ряд- квадрата. 2. Ряд-круга. 3. Ряд-тела неправильной формы. Действия учащихся.Один ученик с каждого ряда даёт анализ решения экспериментального задания. Решение экспериментальных задач. Оборудование: линейка, деревянные бруски, динамометр, спичечные коробки с отвесами. Задание 1 ряду: С помощью кубика определите вес линейки. Результат проверить экспериментально. Решение: линейку помещают на стол, на конец линейки кладут брусок и уравновешивают ее. Второе условие равновесия ΣМi=0, F2·АО - F1·ОВ=0; вес линейки F2= F1 ВО/АО. Задание 2 ряду:Имея три бруска, определите наибольшие длины выступающих частей брусков, при которых бруски ещё будут находиться в равновесии без скрепления.
Решение: т.к бруски однородны, то точка приложения силы тяжести каждого из брусков будет лежать посередине его длины. Следовательно, первый верхний брусок ещё будет в равновесии по отношению ко второму бруску, когда центр тяжести его будет расположен на продолжении линии среза второго бруска. Следовательно, наибольшая длина свободного конца первого бруска будет L/2. Центр тяжести первого и второго бруска, взятых вместе будет расположен от края второго бруска на расстоянии L/4. Задание 3 ряду: Деревянную линейку установите под углом к горизонту и поставьте на неё спичечный коробок, снабжённый отвесом, как показано на рис. Увеличьте угол наклона. При каком условии коробок опрокинется. Записать условие равновесия коробка.
Решение: на коробок действует сила тяжести и сила реакции опоры. Коробок будет в равновесии, если ΣМi=0, т.е. F· L1 - N· L2 =0. Пока отвес не выходит за площадь опоры, коробок не опрокидывается. I. Совместное решение экспериментальных задач. 1. Определите силу, приложенную к правому концу рычага, и силу давления опоры, если вес одного груза 1Н, а вес линейки 2,5 Н.(Собрать установку и проверить правильность,полученных результатов решения задачи). F6
Решение: Первое правило равновесия твёрдого тела: если твёрдое тело находится в равновесии то геометрическая сумма внешних сил, приложенных к телу равна 0. Второе правило: сумма моментов всех внешних сил, действующих на твёрдое тело относительно любой оси равна 0. ΣМi=0,ΣF=0. Запишем со знаком (+) все моменты сил вращающих рычаг по часовой стрелки относительно точки О, а затем момент сил вращающий рычаг против часовой стрелки со знаком (-). F3 L3 +F4 L4+F5 L5-F1 L1-F2 L2-F6 L6=0 2Н·0,1 м+2Н·0,15м+3Н·0,2м-1Н·0,2м-3Н·0,1м=F6L6 0,2Н м+0,3Н м+0,6Н м-0,2Н м-0,3Н м=F6 0,3м; F6=2Н. Сняв экран, убеждаемся в правильности полученного ответа. ΣF=0, F7 +F6- F1 –F2 –F3- F4- F5 =0; F7 =-F6 +F1 +F2 +F3 +F4 +F5+ Р F7 = 11,5Н.
2. В гладком цилиндрическом стакане лежит стержень массой 0,1 кг. Определите силы реакции опор, если угол между стержнем и дном стакана равен 450. Длина стержня L. (Слайд 15,16). На стержень со стороны стакана действуют три неизвестные силы: N1 ,N2 ,N3. Уравнение равновесия: ΣМА=0, ΣF=0; ΣFх=0, ΣFу=0. ОХ: N1 -N3=0; ОУ: N2-mg=0 N2=mg Момент сил проецируем на направления перпендикулярные радиусам-векторам mgL/2cosα - N1Lsinα=0, N2=mg=1Н N1= mgL/2cosα/ Lsinα=0,5Н.
3. Тележка массой m = 350 г имеет расстояние между осями колёс х = 15 см и длину l = 20 см. Какой минимальной силой можно приподнять тележку за один конец?
4. Два человека одинаково роста держат за концы в горизонтальном положении трубу длинной l = 2 м и массой m1 = 10 кг. На расстоянии d = 0,5 м от первого человека к трубе подвешен груз m2 = 100 кг. Определите силы, с которыми труба давит на плечи первого и второго человека. IV. Решение задач Задача №1. Длина горизонтально установленного рычага с грузами весом 2,5 Н и 4 Н на концах равна 52 см. Найти плечи сил тяжести грузов и силу давления рычага на точечную опору. Массу самого рычага не учитывать. (32 см, 20 см, 6,5 Н) Задача №2. Брусок массой 10 кг нужно опрокинуть через ребро О (рис. 109). Найти модуль необходимый для этого силы F1, если ширина бруска 50 см, а высота - 75 см. (53 Н)
Задача№3. Стержень закреплен шарнирно в т. О (рис. 110). Сила F вызывает его отклонение от вертикального положения на угол α = 30°. Какова масса стержня, ecли F = 2,5H? (1 кг)
Задача № 4. Деревянный брусок лежит на наклонной плоскости. С какой силой нужно прижать его к наклонной плоскости, чтобы он остался в равновесии, если сила тяжести 50 Н, длина наклонной плоскости 0,5 м, высота 0,3 м, коэффициент трения 0,4? Задача № 5. Тело массой m покоится на наклонной плоскости, составляющей угол α с горизонтом. Чему равна величина силы трения, действующая со стороны плоскости на тело (коэффициент трения μ)? Задача № 6. К концам однородной горизонтальной балки, находящейся в равновесии, приложены силы F и F1 под углами α и β к ней. Сечение балки постоянно. Найдите реакцию опоры и положение точки опоры, если масса балки m, а её длина L. Задача № 7. Однородная балка массой 50 кг и длиной 5 м лежит на двух опорах. На балку действуют две силы: 300 Н и 200 Н, точки приложения которых расположены на расстоянии соответственно 1 м и 2 м от опор. Определите силы давления балки на опоры. Задача №8. Чему равна сумма двух сил по 2 Н, действующих на материальную точку, направленных под углом 60° друг к другу? (1 балл.) Задача №9. Фонарь массой 20 кг подвешен на двух одинаковых тросах, образующих угол 120°. Найдите силу натяжения тросов. (2 балла.) Задача №10. Какая из физических величин имеет наименование кг · м2/с2? (1 балл.) Задача №11. Чему равна сумма моментов двух сил:F1 = 3 Н и F2 = 4 Н, приложенных в точке, лежащей на ободе диска радиусом 1 м, который вращается вокруг оси? F1 направлена по радиусу к центру диска, F2 – перпендикулярно радиусу. (2 балла.) Дополнительные задания.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Конец |
II. Дом.зад.§-повторить(7кл),Решить задачи. III. Рефлексия. Какие моменты урока не были понятны? Какой груз на плечах уносишь? Что хотелось бы изменить на уроке?
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Дополнительная информация |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать большеподдержку? Какие задачи Вы планируете дать более способным учащимся? |
Оценивание-как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье и соблюдение ТБ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефлексия
Были ли урока/цели обучения реалистичными?
Все ли учащиеся достигли ЦО?
Правильна ли проведена дифференциация на уроке?
Выдержаны ли временные этапы урока?
Какие отступления были от плана урока и почему?
|
Место, оставленное ниже, используйте для комментариев по проведенному уроку. Ответьте на наиболее важные вопросы по уроку, приведенные в графе слева. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо? 1:
2:
Что могло бы способствовать улучшению урока? 1:
2:
Что я выявила за время урока о классе или достижениях/трудности отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание?
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.