Краткосрочный проект

  • docx
  • 18.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проэкт -чистюля.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 65

Краткосрочный проект

,

для первой младшей группы

 

Выполнила: воспитатель

 Вахутина Ю.В

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 г. Дзержинск 2025г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2025г.

Тема: «Чистюли»

Руководитель проекта: воспитатель Вахутина Юлия Валерьевна.

Участники проекта: воспитатели, дети младшей группы, родители.

Возраст участников проекта: дети раннего возраста (2- 3г.).

База реализации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65

Сроки реализации: 2 недели

Тип проекта: краткосрочный, групповой, познавательно – игровой.

Цель проекта:

 Формирование культурно гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

 

Задачи проекта:

1. Закрепить представления о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.

2. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными.

3. Укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей культурно гигиенических навыков.

 

Актуальность проекта:

Дошкольный возраст

 является важнейшим периодом для формирования культурно-гигиенических навыков у ребенка. Именно в этот период закладываются основы здорового образа жизни и привычки к чистоте и аккуратности.

Анализ ситуации показывает, что многие дети, поступающие в детский сад, не имеют элементарных навыков самообслуживания и личной гигиены. Они не умеют:

  • Самостоятельно умываться
  • Правильно мыть и вытирать руки
  • Пользоваться индивидуальным полотенцем
  • Одеваться и раздеваться без помощи взрослого

Важность периода обусловлена тем, что в младшем дошкольном возрасте дети наиболее восприимчивы к формированию полезных привычек. В этот период они способны освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность и выполнять их быстро и правильно.

Формирование навыков личной гигиены в раннем возрасте имеет большое значение для:

  • Сохранения и укрепления здоровья детей
  • Развития самостоятельности
  • Формирования положительного образа “я”
  • Успешной адаптации в обществе
  • Создания основы для дальнейшего развития культурно-гигиенических навыков

Своевременное обучение правильным гигиеническим навыкам помогает избежать многих проблем в будущем, включая проблемы со здоровьем и социальную адаптацию. Поэтому работа по формированию культурно-гигиенических навыков должна проводиться систематически и целенаправленно с самого раннего возраста.

 

Ожидаемые результаты:

С помощью взрослого приводить себя в порядок.

Пользоваться индивидуальными предметами

(носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком)

Держать ложку в правой руке.

По порядку одеваться и раздеваться.

При небольшой помощи взрослого снимать одежду и обувь

(расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках) .

Аккуратно складывать снятую одежду

.

 

Этапы реализации проекта.

1 этап Подготовительный

Подборка литературы, игр, иллюстрации.

Составление плана работы.

Разработка содержания проекта.

2 этап Основной.

1 неделя

Познавательное развитие:

Ситуативная беседа «Почему опасно не мыть руки с мылом» 

Алгоритм мытья рук.

Социально коммуникативное развитие:

Дидактическая игра «Вымой руки»

 

Дидактическая игра «Кукла идет на прогулку»

Дидактическая игра «Умывалка»

Речевое развитие:

Чтение К. Чуковский «Мойдодыр», рассматривание иллюстраций к сказке.

Художественно-эстетическое развитие (лепка):

«Мыло для куклы» 

Музыка

Муз. игра «Где же наши ручки»

2 неделя

Речевое развитие:

Заучивание потешки «Водичка, водичка »

Чтение (А.Барто). Девочка чумазая

(К.Чуковский). Надо, надо умываться

(Лагдынь Г.) Аккуратные зайчата

Художественно – эстетическое развитие:

Рисование НОД «Укрась полотенце для куклы Маши» 

Физкультура

П/и «Дождик и солнце».

П/и «Зайка белый умывается».

П/и «Пузырь»

Аппликация «Полотенца для кукол» (Приложение №9)

 

 

Социально коммуникативное развитие:

Игровая ситуация «Купание куклы Насти» 

Консультация родителям.

 

III этап - заключительный.

Проведение итогового занятия.

Выставка работ детей и родителей на тему «Помощник мойдодыр ».

 

 Беседа «Почему опасно не мыть руки с мылом».

ЦЕЛЬ: Формирование представлений о гигиенических основах безопасности жизнедеятельности.

ЗАДАЧИ:

Совершенствовать представления детей о значении гигиенических процедур (мытье рук).

Развивать умение самостоятельно замечать необходимость мытья рук.

Прививать потребность вести здоровый образ жизни.

Ребята, каждый день, и дома и в детском саду, приходя с прогулки и после туалета, после игр и перед едой вам

говорят одно и то же — «Не забудь помыть руки!

Микробы очень маленькие и их нельзя увидеть без специальных увеличительных приборов, их можно разглядеть только под микроскопом.

В глубоком, чёрном подземелье

Микробы страшные живут,

И терпеливо днём и ночью,

Они детей не мытых ждут.

С не мытых рук пролезет в рот

Противный, маленький микроб.

Пролезет тихо, как шпион,

И натворит такого он…

… Но только не надо бояться,

Надо сопротивляться!

Ведь эта страшная сила

Боится простого… .

МЫЛА!

Микробы живут везде — в воздухе, в воде, на руках, продуктах, шерсти животных и игрушках и других предметах.

Микробы — это очень маленькие существа, их нельзя разглядеть без микроскопа.

Микробы бывают полезные и вредные (полезные помогают, а вредные вызывают болезни).

Чтобы не заболеть – надо обязательно мыть овощи и фрукты, не грызть ногти и чаще мыть руки, особенно перед едой.

- Ребята, кто знает, чем опасны вредные микробы?

Вредные микробы, попадая внутрь организма вместе с пищей, начинают очень быстро вредить ему. В результате у человека начинает болеть живот, начинается тошнота и рвота, может подняться температура и человек попадает в больницу.

Все болезни у ребят,

От микробов, говорят.

Чтоб всегда здоровым быть,

Надо руки с мылом мыть!

Алгоритм мытья рук.

ЗАКАТЫВАЕМ РУКАВА-ОТКРЫВАЕМ КРАН-СМАЧИВАЕМ РУКИ-НАМЫЛИВАЕМ ИХ ДО ГУСТОЙ ПЕНЫ-СМЫВАЕМ МЫЛО-ЗАКРЫВАЕМ КРАН-ВЫТИРАЕМ НАСУХО ПОЛОТЕНЦЕМ.

 Дидактическая игра «Вымой руки»

Цель: учить ребенка мыть руки.

Оборудование: заяц резиновый.

Ход игры: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

 

Дидактическая игра «Кукла идет на прогулку»

Цель: формирование у ребенка представлений об одежде, умению выполнять предметно-игровые действия.

Оборудование: кукла.

Ход игры: взрослый говорит, что кукла собирается на прогулку: «Давай поможем кукле одеться, на улице холодно», предлагает ребенку достать из шкафчика одежду: шапку, куртку, ботиночки. Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая:

Надеваем курточку, проденем руки в рукава, застегнем пуговицы. Вот, куртку надели! Надеваем ботиночки на ножки, вот шнурки, я помогу тебе завязать. 

Вот, ботиночки надели на ножки. Надеваем шапку на голову. 

Вот, так, шапку надели. Кукла собралась на прогулку, может идти гулять. В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно.

 

Дидактическая игра «Умывалочка»

Цель: учить ребенка умываться.

Оборудование: зеркало, полотенце.

Ход занятия: взрослый приводит ребенка в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:

Выходи, водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...

Нет, не понемножку - посмелей,

Будем умываться веселей!

В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: «Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало.

 

Корней Чуковский — Мойдодыр:

Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.

Я за свечку,
Свечка — в печку!
Я за книжку,
Та — бежать
И вприпрыжку
Под кровать!

Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.

Что такое?
Что случилось?
Отчего же
Всё кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось колесом?

Утюги за сапогами…

 

 

 

 

 

 

\

 

 

КОНСПЕКТ 

по художественно-эстетическому развитию (лепке)

в первой младшей группе (2-3 года)

Тема: «МЫЛО ДЛЯ КУКОЛ»

 

Цель:

Формирование интереса к лепке.

Задачи:

Развивающие:

 Развивать понимание речи, активизировать словарь.

Обучающие:

Познакомить детей с приёмами лепки: раскатывание, сплющивание. Продолжать знакомить детей с формой предмета - кирпичик.

Воспитательные: 

Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки.

Интеграция образовательных областей: 

Речевое развитие (беседа с детьми), физическое развитие (физминутка, подвижная игра).

Предварительная работа: Рассматривание кусочка мыла, заучивание отрывка стихотворения К. Чуковского «Да здравствует мыло душистое…».

Интеграция детских видов деятельности: продуктивная, игровая, коммуникативная деятельность.

Планируемый результат: расширение знаний воспитанников о культурно-гигиенических навыках.

Средства и оборудование:

Методические: кукла

Организационные: столы, стулья, пластилин, салфетки, кусочек мыла, доска для пластилина (на каждого ребенка).

Словарная работа: кусок мыла, туалетная принадлежность, прямоугольник.

 

Ход занятия:

1 -этап

Создать игровую ситуацию по сюжетно-ролевой игре «Кукла умывается». Предложить детям рассмотреть кусочек настоящего мыла и проговорить, что для куклы оно очень большое, т.к. ручки у нее маленькие. Предложить детям слепить маленькие кусочки мыла.

2 -этап

Дети встают полукругом и рассматривают настоящее мыло.

Воспитатель: Ребята, на что похоже мыло?

Дети: Ответы детей (кубик, кирпичик)

Воспитатель: Мыло - это туалетная принадлежность.

(Дети рассматривают и отвечают на вопросы педагога.)

Показ приёмов работы

Воспитатель: Я беру в ладони кусочек пластилина, кладу его между ладонями и раскатываю его. Покажите, как вы будете раскатывать (имитация). Затем я зажимаю и сплющиваю кусочек пластилина. Сплющиваю, он у меня становится похож на «кирпичик». Закрепляю с детьми форму предмета - кирпичик.

Воспитатель: 

Что я делаю?

Дети:

Сплющиваю (ответы детей)

А теперь я вас прошу пройти за подготовленное место, но прежде, чем вы начнете свою работу, давайте разогреем ваши ручки.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

«Мы намылим наши ручки,

Раз, два, три. Раз, два, три, (трут одну ладошку об другую)

А над ручками, как тучки, (хлопают в ладоши)

Пузыри, пузыри…» (дуют на ладошки

 

Выполнение работы детьми.

 

3-этап

Воспитатель: Вы сегодня молодцы, так постарались, слепили мыло.

На какую форму оно похоже?

Дети: Кирпичик (ответы детей)

Воспитатель: А теперь, давайте поиграем в п/и «Раздувайся пузырь» .

 

Конспект музыкального занятия.

Тема: «Где же наши ручки?»

Цельучить выполнять простые танцевальные движения, начинать и заканчивать движения с музыкой.

Где же наши ручки, Где же наши ножки .Где же наши ручки, Где же наши ручки, Где же наши ножки, Где же наши ручки, Где же наши ручки? Где же наши ножки? Где же наши ручки? Вот они! Вот они! Вот они! Вот они! Вот они! Вот они! Где же наши ручки, Где же наши ножки, Где же наши ножки, Где же наши ручки, Где же наши ножки, Где же наши ножки? Где же наши ручки? Где же наши ножки? Где же наши ножки, Вот они! Вот они! Вот они! Вот они! Вот они! Вот они! ПРИПЕВ. Потрясём, ПРИПЕВ. Потрясём, ПРИПЕВ. Потрясём, Потрясём и помашем, Потрясём и помашем, Потрясём и помашем, Вот они, вот они, Вот они, вот они.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Потешки

 

Водичка,водичка

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Стихи:

Аккуратные зайчата

Лапки? Мыли.

Уши? Мыли.

Хвостик? Мыли.

Все помыли!

И теперь мы чистые

Зайчики пушистые. (Лагдынь Г.).

Девочка чумазая

— Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Чёрные ладошки;

На локтях — дорожки.

— Я на солнышке лежала,

Руки кверху держала.

ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

— Ах ты, девочка чумазая,

Где ты носик так измазала?

Кончик носа чёрный,

Будто закопчённый.

— Я на солнышке лежала,

Нос кверху держала.

ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.

— Ах ты, девочка чумазая,

Ноги в полосы измазала,

Не девочка, а зебра,

Ноги-как у негра.

— Я на солнышке лежала,

Пятки кверху держала.

ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

— Ой ли, так ли?

Так ли дело было?

Отмоем всё до капли.

Ну-ка, дайте мыло.

МЫ ЕЁ ОТОТРЁМ.

Громко девочка кричала,

Как увидела мочалу,

Цапалась, как кошка:

— Не трогайте

Ладошки!

Они не будут белые:

Они же загорелые.

А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.

Оттирали губкой нос —

Разобиделась до слёз:

— Ой, мой бедный носик!

Он мыла не выносит!

Он не будет белый:

Он же загорелый.

А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.

Отмывали полосы —

Кричала громким голосом:

— Ой, боюсь щекотки!

Уберите щётки!

Не будут пятки белые,

Они же загорелые.

А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.

— Вот теперь ты белая,

Ничуть не загорелая.

ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ. (А.Барто).

Надо, надо умываться

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым

Трубочистам —

Стыд и срам!

Стыд и срам!

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое. (К.Чуковский).

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект для детей младшего возраста

Тема: «Укрась полотенце для куклы Маши»

Цель: формирование навыка рисования гуашью трёх цветов; пользования водой для промывания кисточки.

Задачи:

Закрепить название цветов красок (красный, жёлтый, зелёный); тренировать в умении правильно держать кисть. Упражнять в рисовании прямых полос сверху вниз; использовать в работе приём «прикладывания кисти».

Развивать творчество в работе; глазомер, координацию в системе «глаз – рука».

Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

Материал: альбомный лист формат А4, палитра с красками гуаши (красная, жёлтая, зелёная), баночки с водой, салфетки на каждого ребёнка.

Предварительная работа: Чтение сказок К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе» и рассматривание иллюстраций; помочь детям понять, что «чистота – залог здоровья».

Содержание деятельности:

Организационный момент.

Игра «Кукла Маша пришла в гости».

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла кукла Маша. Она гуляла на улице и испачкалась. Можно быть таким грязным? – нет.

Как говорил Мойдодыр:

«А нечистым

Трубочистам –

Стыд и срам!

Стыд и срам!».

Что же нужно сделать кукле Маше? – помыть руки и умыть лицо.

Какие предметы понадобятся для этого? – мыло, мочалка, вода, полотенце. Правильно.

Давайте поможем Маше (Воспитатель умывает куклу: мылит мылом мочалку, моет лицо и руки, смывает водой и цитирует произведение Корнея Чуковского «Мойдодыр»).

«Мылом, мылом,

Мылом, мылом

Умывался без конца.

Смыл и ваксу

И чернила

С неумытого лица».

Но полотенца нет! Давайте мы вытрем салфеткой. Теперь с такой куклой приятно играть.

Ребята, давайте нарисуем полотенца для куклы Маши. (Дети идут рисовать за столы).

Рисование: (Воспитатель напоминает детям, как правильно держать и работать с кисточкой, водой, красками).

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем украшать полотенце. Скажите мне, какие цвета красок мы будем использовать в работе? – зелёный, красный, жёлтый. Начнём мы рисовать с зелёной краски. Проведём по краям полоски сверху вниз. Потом жёлтой и красной краской украсим середину полотенца, используя приём прикладывания кисточки.

Самостоятельная деятельность детей.

 

 

 

 

 

 

 

                                Консультация для родителей

 «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»

                          Важность гигиенических навыков

Культурно-гигиенические навыки являются фундаментом здорового образа жизни ребенка. Их формирование начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всего дошкольного периода.

Рекомендации по созданию условий дома

  • Доступное расположение предметов гигиены:
    • Повесьте полотенце на уровне, до которого ребенок может дотянуться
    • Поместите мыло в специальную мыльницу на краю раковины
    • Обеспечьте наличие детского шампуня и других средств гигиены
  • Адаптация предметов:
    • Порежьте обычное мыло пополам для удобного захвата детской рукой
    • Используйте специальные детские мочалки и полотенца
    • Приобретите устойчивые детские сиденья для ванной

Практические советы по обучению

  • Алгоритм мытья рук:
    • Закатать рукава
    • Открыть кран с водой
    • Взять мыло
    • Намылить руки до образования пены
    • Смыть мыло
    • Вытереть руки полотенцем
    • Закрыть кран
  • Игровые приемы:
    • Используйте потешки и песенки во время умывания
    • Превратите мытье рук в игру с любимыми персонажами
    • Показывайте на примере игрушек, как нужно умываться

Мотивация ребенка

  • Позитивный настрой:
    • Хвалите ребенка за самостоятельность
    • Не ругайте за промахи
    • Делайте процесс умывания веселым и интересным
  • Примеры для подражания:
    • Будьте образцом правильного поведения
    • Умывайтесь вместе с ребенком
    • Показывайте на собственном примере важность гигиены

Работа с детьми

  • Последовательность действий:
    • Повторяйте одни и те же действия каждый день
    • Говорите о важности чистоты простым языком
    • Объясняйте, почему нужно мыть руки
  • Развитие самостоятельности:
    • Давайте ребенку возможность действовать самостоятельно
    • Помогайте только при необходимости
    • Постепенно уменьшайте свою помощь

Важные моменты

  • Регулярность:
    • Умывание должно быть ежедневным ритуалом
    • Формируйте привычку мыть руки перед едой
    • Учите ребенка следить за чистотой одежды
  • Терпение и поддержка:
    • Будьте готовы к тому, что процесс обучения может занять время
    • Не торопите ребенка
    • Создавайте спокойную атмосферу во время гигиенических процедур

Помните, что формирование культурно-гигиенических навыков – это длительный процесс, требующий терпения и последовательности. Ваша поддержка и правильный подход помогут ребенку освоить эти важные навыки и сделать их привычкой на всю жизнь.