Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа «Содружество» |
141650, Московская область, г.о. Клин, г. Высоковск, ул. Текстильная, д. 4А
тел.: 8 (496 24) 6-33-26, e – mail: vys_scool1@mail.ru
Краткосрочный проект
«Неделя добрых дел»
Воспитатель: Исляева А.В
Февраль, 2024
Актуальность:
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество, не в смене политической системы и в неустойчивом развитии экономики, а в разрушении духовно-нравственных основ личности.
Современные родители настолько заняты своими проблемами, работой, карьерным ростом, что не могут выкроить нескольких минут, для разговора со своими детьми по душам, почитать ему книгу, дать элементарные представления о добре и зле, и объяснить, что такое хорошо и что такое плохо. Дети общаются чаще всего с телевизором или компьютером! Порой не умеют проявлять любовь, уважение, сострадание, доброту – этому нужно учить.
Создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг ребенка - одно из важнейших условий успешного развития нравственных чувств. Что способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка? Конечно же доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка. Тогда ребенок охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями. Метод проектов актуален и очень эффективен в решении данной проблемы.
Цель: воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Задачи:
1. Формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми.
2. Развивать уверенность в себе и своих возможностях.
3. Формировать у детей положительное отношение ко всем людям.
4. Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
5. Закреплять знание правил вежливого общения.
6. Поощрять стремление детей совершать добрые поступки.
7.Воспитывать умение оценивать поступки окружающих.
Вид проекта: социально-личностный, творческий
Продолжительность: краткосрочный, (1 неделя)
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Ожидаемый результат:
-Дети имеют четкое представление о доброте, добрых поступках.
-У детей возникает желание совершать добрые дела.
-Дети знают стихи, пословицы о доброте, считалки, мирилки. Охотно их применяют в совместной деятельности.
-Обогатился словарный запас по данной теме.
-У детей повысилась способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку.
Методы и формы реализации проекта:
-Образовательная деятельность
-Игры (дидактические, подвижные, пальчиковые)
-Беседы
-Консультации родителям.
-Чтение художественной литературы.
- Игровые ситуации.
- Физкультминутки.
- Сюжетно-ролевые игры.
Постановка проблемы:
Игровая ситуация: в группу пришло письмо из сказочной страны с просьбой о помощи. В сказках стало пропадать добро и на поляне добрых дел стали погибать цветы. Фея доброты просит ребят помочь вернуть добро в сказочную страну и спасти волшебную поляну. Она предложила ребятам создать свою поляну добрых поступков. Каждый совершенный детьми добрый поступок будет превращаться в лепесток для волшебных цветов. А в конце недели за помощь фея прислала подарок для группы - копилку добрых дел, чтобы в нашей группе всегда жила доброта и не куда не исчезала.
Взаимодействие с родителями:
Консультации «Вежливость воспитывается вежливостью», «Как воспитать вежливого ребенка».
Беседа на тему: «Поговорим о доброте».
Подготовительный этап:
1. Подбор литературы о добре: стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, мирилки, песни.
2. Подбор картин, фотографий, иллюстраций.
3. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
4. Разработка ОД, определение тематики бесед.
5. Подбор музыкального репертуара.
6. Подбор дидактических игр (создание картотеки игр)
7. Подборка материалов для консультаций «Вежливость воспитывается вежливостью»
8. Консультация «Как воспитать вежливого ребенка».
9. Интервью с детьми «Что такое добро?» (выявить уровень знаний детей, заинтересовать темой).
Основной этап:
Разделы программы Организация совместной деятельности с детьми Совершенствование предметно-развивающей среды
Перспективный план проекта:
Физическое развитии
Артикуляционная гимнастика «Улыбка»
Пальчиковая гимнастика «Дружба», «Дружная семья»
Физкультурная минутка «Мамам дружно помогаем»
Воспитание культурно-гигиенических навыков совершенствовать умение культуре поведения за столом, вежливо обращаться с просьбой.
Динамическая пауза «Что такое доброта» Барбарики
Подвижная игра «Мы весёлые ребята», «Волшебное слово с мячом», «Найди пару», «Необычное приветствие».
Познавательное развитие
НОД Познавательное развитие: «В мире доброты»
Презентация «Добро рядом с нами»
Лепка «Наш дружный хоровод»
Рисование «Наши добрые поступки»
Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций «Добрые поступки»
«Что такое хорошо и что такое плохо»
Проблемно - игровые ситуации:
«Поляна добрых дел»
«Жадный медвежонок»
«Утешаем друга»
«Поможем другу»
«Как играть и не ссориться»
«Угощайтесь, пожалуйста»
Конструирование из бумаги «Цветок добра-ромашка»
Социально-коммуникативное развитие
Интервью «Что такое добро?»
Речевая игра «Я радуюсь, когда…»
Коммуникативная игра «Круг пожеланий и благодарностей»
Беседы: «Добро и зло в сказках», «Какие добрые поступки мы совершаем», «Как мы можем заботиться о малышах»
Д/игры: «Хорошо – плохо», «Передай настроение», «Кто больше знает добрые и вежливые слова»
Н. игры: «Мамины помощники», «Найди отличия», «Путешествие по сказкам»
Командная игра «Переправа»
Сюжетно-ролевые игры: «Пожарные», «Больница», «Ветеринарная клиника», «Магазин», «Детский сад», «Салон красоты»
Просмотр мультфильмов: «Кот Леопольд», «Приключение поросёнка Фунтика», «Крошка Енот», «Тигрёнок и его друзья»
Труд: «Лечим книжки» (ремонт книг, наводим порядок в группе, создание для малышей альбома «Наши добрые дела».
Речевое развитие
1.Заучивание стихотворения «Добрых людей, как всегда, не хватает.»
2. Дидактические игры «Ласковые слова», «Комплименты», «Закончи предложение».
3.Знакомство с загадками, мирилками, пословицами
Чтение художественной литературы
- В. Осеева «Волшебное слово», «Просто старушка»,
- русская народная сказка «Морзко»,
- В. Маяковский «Что такое хорошо и, что такое плохо?»
-А. Барто «Вовка – добрая душа»
-Е. Благинина «Подарок»
-Л. Толстой «Котенок»
-С. Маршак «Ежели вы вежливы».
-М. Яснов «Мирная считалка»,
-Я. Аким «Жадина»,
-Мирилки: «Тёплый лучик», «Я мирюсь», «Хватит нам уже сердиться»
-Пословицы и поговорки о добре.
Слушание песен о доброте:
- «Если добрый ты» муз.М. Пляцковского, слова Б. Савельева из мультфильма «День рождения кота Леопольда»,
- «Доброта» из мультфильма «Приключения поросенка Фунтика»,
- «Что такое доброта?» (группа «Барбарики»).
- «Ярко солнце светит» (Кот Леопольд)
- «Улыбка», «Если добрый ты».
Заключительный этап
Итоговое мероприятие игра - викторина: «Если добрый ты-это хорошо!»
Создание совместно с детьми «Поляны добрых дел»
ПРИЛОЖЕНИЕ
Картотека дидактических игр на тему "Доброта"
Содержание:
1. «Оцени поступок»
2. «Да или нет»
3. «Маленькие помощники»
4. «Ласковое слово»
5. «Комплименты»
6. «Вежливые слова»
7. «Клубочек волшебных слов»
8. «Помоги зайчику»
9. «Цветок доброты»
10. «Я умею уступать»
«Оцени поступок».
Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.
Материал: сюжетные картинки.
Ход игры: Дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».
«Да или нет».
Цель: формировать у детей желание беречь здоровье и здоровье других детей; учить понимать: что можно делать, а что - нет.
Ход игры: Воспитатель предлагает поиграть в игру.
Воспитатель. Я буду называть ситуации, а вы, если так можно делать, - хлопаете в ладоши, если нельзя - топаете ногами. Например: можно играть спичками; можно ровно сидеть за столом; во время еды не следует разговаривать: не умываться утром; нельзя брать в руки острых предметов; нельзя прыгать с высоких горок; необходимо мыть руки после возвращения с прогулки и т.д.
«Маленькие помощники».
Цель: подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.
Материал: ящик, мишка.
Ход игры: К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой.
Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом. Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.
«Ласковое слово».
Цель: учить детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.
Материал: мяч.
Ход игры: Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама - мамочка, папа - папочка т.д.
«Комплименты».
Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.
Ход игры: Дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа. Например: «Миша, ты сегодня такой вежливый!» Далее ребенок обращается к ребенку, которого он держит за руку справа. Если ребенку трудно произнести комплимент, то ему помогают другие дети.
«Вежливые слова».
Цель: учить детей употреблять в своей речи вежливые слова; учить понимать, что вежливость - это хорошее качество человека; развивать речь детей, память, воспитывать вежливость и обходительность.
Материал: котик, сумка.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям «сложить» в сумку вежливые слова и подарить котику эту сумку. Дети по очереди говорят в сумку вежливые слова, например: «пожалуйста», «спасибо», «извини» и т.д.
«Клубочек волшебных слов».
Цель: продолжать учить детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; воспитывать вежливость, доброжелательность.
Материал: клубочек из ниток.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям намотать на клубок нить из «волшебных» слов. Дети говорят по очереди «волшебные» слова и наматывают в клубок нить.
«Помоги зайчику».
Цель: продолжать учить детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; развивать память, речь; воспитывать доброжелательность.
Материал: игрушечный зайчик.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям подарить зайчику «волшебные» слова. Дети по очереди подходят к зайчику и говорят ему «волшебные» слова. Например: «спасибо», «пожалуйста», «добрый день» и другие.
«Цветок доброты».
Цель: продолжать учить детей говорить комплименты, вежливые слова; развивать речь ребенка, память, фантазию; воспитывать доброжелательность.
Материал: игрушечная Баба-Яга, ваза, цветы.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям подарить Бабе-Яге цветок, говоря добрые слова. Дети берут по одному цветку, подходят к Бабе-Яге, дарят ей цветок и говорят комплименты или вежливые слова, ставят цветок в вазу. Например: «Бабушка, стань, пожалуйста, доброй!» Или: «Бабушка, я тебя люблю!» И другие.
«Я умею уступать».
Цель: учить детей уважать друг друга, уступать, делиться; воспитывать дружелюбие.
Материал: игрушки, конфеты, яблоко, стульчик.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассказать: умеют они уступить или поделиться. Для подсказки на столе лежат игрушки, конфеты, яблоко, а рядом со столом стоит стульчик. Дети рассказывают: «Я умею уступить игрушку, я умею делиться конфеткой» и т.п.
Пальчиковые игры о доброте.
Если пальчики грустят – доброты они хотят. пальцы плотно прижимаем к ладони
Если пальчики заплачут – их обидел кто-то значит. трясем кистями
Наши пальцы пожалеем – добротой своей согреем. «моем» руки, дышим на них
К себе ладошки мы прижмем, поочередно, 1 вверху, 1 внизу.
Гладить ласково начнем. гладим ладонь другой ладонью
Пусть обнимутся ладошки, поиграют пусть немножко. скрестить пальцы, ладони прижать пальцы двух рук быстро легко стучат
Каждый пальчик нужно взять и покрепче обнимать. каждый палец зажимаем в кулачок
Мамины помощники (Движения показывать в соответствии с текстом)
Мы — мамины помощники, Ей будем помогать.
Помоем всю посуду И приберем кровать.
Белье перестираем, Повесим посушить,
А вечером все вместе Мы сможем чай попить!
Моем посуду (сначала ударять кулачками друг о друга, выполнить круговые движения ладошкой по ладошке, затем на счет предметов загибать пальчики)
Раз, два, три, четыре, (ударять кулачками)
Мы посуду всю помыли:
Вилки, миски, поварешки,
Сковородочки и ложки.
Мы посуду всю помыли,
Только чашечку разбили,
Ножик тоже поломался,
У солонки бок остался.
Чайник чуточку сломали,
Дружно маме помогали.
Игра-викторина
«Если добрый ты - это хорошо!»
Цель и задачи:
сформировать в сознании детей понятие «доброта»;
расширить знания дошкольников о доброте, о ее роли в жизни каждого человека;
Ход викторины
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдет стороной,
Озарится душа красотой...
Ребята, а как думаете вы, что такое доброта? Добро - все положительное, хорошее, полезное. Ребята, как вы думаете, где живет доброта?
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты? Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах. Сегодня у нас игра - викторина «Если добрый ты - это хорошо!»
Звучит песня кота Леопольда «Если добрый ты…»
- Вы узнали эту песню? (Это песня кота Леопольда).
- А о чем поет кот Леопольд? (О доброте).
- Сегодня мы с вами собрались на викторине «Если добрый ты» и будем говорить о добре и доброте.
- Что же такое добро? (Ответы детей).
- Знаете, а добро бывает разное. Одно добро — это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать — это музыка, задушевные стихи, нежные слова.
- Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и наши друзья
- Доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтобы всем помогать, жалеть тех, кто попал в беду, и, конечно, всех любить
- В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». Я буду показывать вам карточки, на которых записаны начала пословиц, а вы будете называть окончания.
1. На добрый привет... (добрый ответ).
2. Про доброе дело... (говори смело).
3. Жизнь дана на... (добрые дела).
4. Учись доброму... (дурное на ум не пойдет).
5. Спасибо - великое... (дело).
Вредные советы
- Ребята, я хочу проверить вашу смекалку. Я приготовила вредные советы из книги Григория Остера «Вредные советы». Внимательно послушайте их и скажите, что в них неправильного, вредного и как по-настоящему нужно поступить в данных ситуациях.
Советы:
Бей друзей без передышки
Каждый день по полчаса,
И твоя мускулатура
Станет крепче кирпича.
А могучими руками,
Ты, когда придут враги,
Сможешь в трудную минуту
Защитить своих друзей.
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лежа в луже,-
Ты ничуть не огорчен.
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.
Если что-нибудь случилось,
И никто не виноват,
Не ходи туда, иначе
Виноватым будешь ты.
Спрячься где-нибудь в сторонке.
А потом иди домой.
И про то, что видел это,
Никому не говори.
Девчонок надо никогда
Нигде не замечать.
И не давать прохода им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла,
Чтоб сразу поняли они:
До них вам дела нет.
Девчонку встретил - быстро ей
Показывай язык.
Пускай не думает она,
Что ты в нее влюблен.
- Молодцы! Вы успешно справились с ловушками. Скажите, у какого человека больше друзей - у доброго или злого? (Ответы детей: у доброго)
- Слышали ли вы когда-нибудь о вежливости? Кого можно назвать вежливым человеком? (ответы) Вежливость и доброта — понятия неразделимые. Добрый человек всегда вежлив. Он никого не обидит грубым словом или поступком. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Чтобы стать вежливым, надо знать вежливые слова и уметь ими пользоваться.
- Я буду говорить предложение, а вы угадывать последнее слово. Но хочу предупредить, что это не обычные, а «волшебные», вежливые слова. А поможет мне в этом конкурсе опять солнышко.
1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… («спасибо»)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… («добрый день»)
3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… («спасибо»)
4. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь… («здравствуйте»)
5. Когда нас бранят за шалости, говорим… («простите, пожалуйста»)
6. Во всех странах на прощанье говорят всем … («до свидания»)
7. Если невежей прослыть не хотите, очень прошу вас, будьте мудры, вежливым словом просьбу начните: «Будьте … (любезны), будьте ... (добры)».
8. Нечаянно мы толкнули Витю и все сказали… («извините»).
Молодцы, давайте никогда не будем забывать добрые слова, будем чаще говорить их друг другу.
- А сейчас предлагаю поиграть в игру «Если весело живется». Становитесь все в круг, дружно подпевайте и повторяйте движения.
- А сейчас блиц-опрос «В гостях у сказки»
- Всем известно, что в сказках существует добро и зло. Давайте вспомним добрых и злых героев сказок. Я буду задавать вопрос, и называть три ответа. Вы выбираете правильный ответ и называете его. Отвечать на вопрос будет та команда, которой я брошу мячик.
1.Где лечил зверей добрый доктор Айболит?
- на полянке;
- под деревом;
- на берегу реки.
2.Кто подарил девочке Жене цветик-семицветик?
- старушка;
-старичок;
- эльф.
3. Какая сказочная девочка родилась в цветке?
- Дюймовочка;
- Белоснежка;
- Краснозорька.
4.Кто освободил Муху-Цокотуху от Паука?
- Комарик;
- Светлячок;
- Червячок.
5.Кто в стихотворении «Тараканище» спас зверей от злодея и чудовища?
- воробей;
- крокодил;
- летучая мышь.
6. Какую птицу спасла от смерти Дюймовочка?
- иволгу;
- синичку;
- ласточку.
7.Каким отравленным фруктом угостила мачеха Белоснежку?
- грушей;
- яблоком;
- апельсином.
8.Какую фразу часто повторял кот Леопольд?
- «Я больше не буду»;
- «Ребята, давайте жить дружно»;
- «Мяу-мяу».
9.Как звали крысу, которую носила в своей сумочке старуха Шапокляк?
- Лариска;
- Анфиска;
- Ириска.
10.Сколько козлят съел волк в сказке «Волк и семеро козлят»?
- пять;
- шесть;
- семь.
11.Как называется сказка, в которой мачеха отправила падчерицу зимой в лес за подснежниками?
- «Семь дней»;
- «Четыре времени года»;
- «Двенадцать месяцев».
12.С какой бедой пришел к Айболиту Барбос?
- его клюнула курица;
- его укусила оса;
- он заболел ангиной.
13.Кто пустил к себе Дюймовочку на зиму?
- крот;
- мышь;
- суслик.
- В сказках добру часто приходится бороться со злом. Добро и зло всегда рядом. Но, в конце концов, добро всегда побеждает.
- Добрый человек, как солнышко, дарит окружающим тепло и свет. Чтобы в нашей группе всем было тепло и уютно, предлагаю зажечь своё солнышко доброты. Пока звучит эта добрая песня, каждый рисует свое солнышко. Звучит песня «Песня о доброте». Ребята рисуют свое солнышко.
- Посмотрите, какие красивые солнышки у вас получились. Это все потому, что вы рисовали все вместе, дружно.
- Вот и подошла к концу наша викторина. Хочется пожелать, чтобы вы все были добры друг к другу, дарили тепло и любовь друг другу, никого не обижали, были вежливыми и культурными людьми. И на память о викторине дарим вам медали «За умение дружить»
Консультация для родителей
«Вежливость воспитывается вежливостью»
Важный этикет человеческой культуры - речевой этикет. В детском саду воспитатели обращают особое внимание на обучение детей вежливости, учат их правилам речевого этикета.
Что же такое вежливость, этикет?
Этикет – совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, манеры поведения в общественных местах).
Вежливость - способ применения этикета. Общеизвестно, что самое важное в воспитании вежливости ребенка - постоянный добрый пример. Взрослые дают детям «модели поведения, демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливыми. Современный подход к ребенку как к личности, нуждающейся в понимании, в уважении ее интересов и прав, делает проблему воспитания вежливости особенно актуальной. Поэтому очень важно, чтобы «этикетными» способами установления контактов с людьми владели в полном объеме как родители, так и педагоги.
В детском саду дети общаются друг с другом и педагогом от 7.00. до 19.00 часов в день. Во время общения происходит обмен способами и навыками общения, умениями ролевого речевого поведения. Ежеминутно в течение всего дня дети учатся у взрослых и друг у друга речевому поведению, характерным жестам, мимике, словечкам. Конечно, этикет только одно из многочисленных средств общения, но особо значимое, ценное. У этикета есть словесные и несловесные средства («волшебные слова», «волшебные взгляды», рукопожатия, позы, жесты, интонации, манеры, поступки). Важно обучить детей всему, что связано с этикетом, но особо важно пополнить детский словарь словесными средствами. Самых распространенных «волшебных слов», которые должны быть в «запасе», всего около 30. Их должны знать и воспитатели и родители. Посчитайте свой «запас», а потом детский. Между ними присутствует самая непосредственная, прямая зависимость - «чем больше отдаешь, тем больше получаешь».
Так что же мы отдаем детям в течение дня.
Вспоминаем!
Утром:
«Доброе утро», «Я рада тебя видеть», «Здравствуй», «Как ты себя чувствуешь?»
За завтраком, обедом, ужином:
«Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Позволь за тобой поухаживать», «Все было очень вкусно».
Во время общения:
«Разреши», «Будь добр», «Пожалуйста, «Извини», «Позволь», «Если тебя не затруднит», «Прошу прощения».
После тихого часа:
«Как спалось?», «Как твое здоровье?»
Вечером:
«Добрый вечер», «До свидания», «До свидания», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго», «Доброй ночи», «Приятных снов».
Воспитанием вежливости воспитатели детского сада занимаются во всех режимных моментов, на любых занятиях и вне их. В практике ДОУ предпочтение часто отдается таким методам как разъяснение (разговоры, беседы). Не умаляя значения такого способа, как разъяснения детям правил этикетного поведения и необходимости их соблюдения, все же считаем, что самим действенным способом воспитания вежливости и речевого этикета является личный пример взрослых.
Н.И.Пирогов говорил:
«Все мыслители, я думаю, пришли к тому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели».
Вежливость – основа культурного поведения. Это фундамент, на котором человек строит свои взаимоотношения с окружающими. Вежливость располагает к себе, гасит раздражительность, что облегчает человеку общение с другими или просто позволяет ему спокойно и достойно находиться среди них.
От ребёнка мы, взрослые, чаще всего добиваемся послушания и при этом сами далеко не всегда бываем уравновешенными. Ребёнок теряется под нашим напором и замыкается или озлобляется. И чтобы этого не происходило, помимо всего прочего и, прежде всего, ребёнок должен как можно чаще слышать обращённое к нему доброе, мягкое слово. Оно ему необходимо так же, как еда. Ребёнок должен слышать уважительное к нему отношение, сознавать, что он равный среди других, но и, конечно, понимать свои обязанности. Более того, взрослый, обучая ребёнка вежливому отношению к окружающим, сам создаст такие условия, что его требовательность к ребёнку не будет выходить за границы дозволенного. По крайней мере, он это обязательно почувствует и, возможно, задумается о своём собственном поведении. Только в условиях взаимной вежливости можно говорить о воспитании культурного поведения.Очень важно, чтобы родители увидели и поняли, что слово, сказанное ребёнком, может быть для него поступком. И чтобы родители в общении с ребёнком, более трепетно и бережно относились к таким словам, поскольку именно на этом строится процесс воспитания.
Очень важно следить за тем, чтобы дети и в повседневной жизни активно пользовались навыками вежливого общения с окружающими. Родители не должны забывать о том, что только личный пример вежливого обращения способен убедить ребёнка в важности и необходимости таких простых и доступных слов, как «Спасибо» «Извините» «Здравствуйте», «До свидания».
Секреты воспитания вежливого ребёнка.
Ваш ребёнок будет вежлив и воспитан, если Вы, уважаемые родители, ведёте себя:
- Деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим друзьям.
- Никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на своего ребёнка, не говорите при нём или при обращении к нему грубых слов и ни в коем случае не применяете в виде воспитательной меры физические наказания.
- Не делаете бесконечных замечаний по пустякам, а, где только возможно, поощряете самостоятельность своего ребёнка.
- Предъявляете к детям единые требования, разногласия выясняете между собой в отсутствии ребёнка.
- Предъявляя к ребёнку какие – то требования, предъявляете их и себе.
- Уважаете достоинство маленького человека, исключив слова: «Ты ещё маленький», «Тебе ещё рано».
- Не забываете говорить ребёнку «пожалуйста», «спокойной ночи», «спасибо за помощь», а также часто используете похвалу.
- Правила культурного поведения прививаете детям систематически, а не от случая к случаю.
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
С.Брандт.
Почитайте детям: А.Барто «Медвежонок – невежа», В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Д.Дриз «Добрые слова», Дж.Родари «Розовое слово «привет», В.Липанович «Вежливая лошадь», В.Салоухин «Здравствуйте», М.Дружинина. «Что такое здравствуй», С.Маршак «Ежели вы вежливы», Осеева «Вежливое слово» и т.д.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.