Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида №180 «Парусок»
Краткосрочный проект в старшей группе №7 «Дельфинчик»
«Перелётные и зимующие птицы»
Воспитатель:
Старкова Т.Л.
2021 год
Актуальность: Очень важно разбудить в детях познавательный интерес к природным обитателям, воспитывать любовь и желание заботиться о них, понимать роль человека в их жизни.
В холодное время года многие птицы слетаются поближе к жилью человека. Им очень трудно выжить в зимнее время, и они ищут корм в птичьих кормушках. Дети обращают внимание, как много птиц слетается у нас на участке. Естественно, корма становится меньше, а потребность в пище возрастает. Иногда корм для птиц становится недоступным, и они остаются голодными. Многие птицы по этой причине не доживают до весны. Именно зимой птицы особенно нуждаются в помощи людей. Но всегда ли наша помощь приносит пользу обитателям природы? Не обижаются ли на нас зимующие птицы за то, что мы подкармливаем их неправильной, не той пищей, которая нужна? Осенью насекомоядные птицы улетают в тёплые края, а весной опять возвращаются в свои птичьи домики. Поселяются ли в наших домиках для птиц скворцы и синицы?
Наша задача – расширять знания о перелётных и зимующих птицах. Разбудить у детей и их родителей познавательный интерес к жизни природных обитателей, научить заботиться о них в любое время года, формировать практические природоохранительные умения.
Во время обсуждения с детьми темы «Перелётные и зимующие птицы» у детей возник ряд вопросов: почему птицы улетают на юг в разные периоды осени (одни раньше, другие позже)? Почему другие птицы остаются с нами зимовать? В результате проведения игры «Перелётные и зимующие птицы» выяснилось, что дети недостаточно хорошо знают птиц перелётных и зимующих, путают их названия.
Проблема: Как не только грамотно донести детям знания о перелётных и зимующих птицах, но и заинтересовать их в понимании необходимости заботиться о птицах в любое время года.
Тип проекта: познавательно – исследовательский, информационно-творческий.
Вид проекта: краткосрочный (с 15.03 по 19.03), групповой.
Участники: дети, педагоги.
Цель проекта: создание условий для формирования нравственных качеств личности ребёнка через общение с пернатыми друзьями.
Задачи проекта:
- формирование у детей обобщённых представлений о перелётных и зимующих птицах, их образе жизни;
- формирование системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка о взаимосвязи живой и неживой природы, о роли человека в жизни птиц, о значении подкормки птиц;
- развитие мышления, речи, памяти, внимания, познавательного интереса;
- расширение представлений детей о разных видах кормушек, скворечников, птичьих домиков и способах их изготовления из разного материала;
- привлечение детей и их родителей к природоохранной деятельности;
- воспитание любви к птицам, желания помогать им в любое время года.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- приобретение детьми знаний о взаимосвязях живой и неживой природы, о зависимости существования живых организмов от факторов внешней среды;
- приобретение знаний и способность различать перелётных птиц от зимующих птиц по их существенному признаку;
- развитие практических действий по охране природы;
- воспитание любви и бережного отношения к живой и неживой природе.
Этапы проекта:
I этап: подготовительный.
- Создание необходимых условий для реализации проекта;
- постановка цели и задач;
- подбор художественной литературы для чтения, презентаций, конспектов НОД, бесед;
- подбор наглядно – информационного материала для просмотра;
- подбор сюжетных картинок, фотографий, иллюстраций и музыкальных произведений;
- работа с методическим материалом, литературой по данной теме;
- разработка плана мероприятий по теме проекта.
II этап: практический.
- Изготовление альбомов «Перелётные птицы», «Зимующие птицы»;
- наблюдения за птицами, их повадками, жизнедеятельностью и составление описательных рассказов о них;
- выбор корма для птиц;
- опытно – исследовательская деятельность;
- наблюдение во время прогулки за поведением птиц на кормушке, в гнёздах, в скворечнике, на деревьях;
- разучивание правил поведения во время подкормки птиц;
- создание дидактических игр экологического содержания;
- НОД «Перелётные и зимующие птицы».
III этап: заключительный.
- Обобщение результатов работы, их анализ;
- закрепление полученных знаний;
- проведение НОД «Перелётные и зимующие птицы»;
- презентация «Перелётные и зимующие птицы»;
Реализовывая данный проект, мы пришли к выводу, что полученные ребёнком знания помогли детям активно помогать пернатым друзьям выжить в трудных зимних условиях .По ожидаемым результатам дети показали знания на высоком уровне, научились отличать перелётных птиц от зимующих, использовать природоохранные умения в повседневной жизни.
План реализации проекта:
Вид деятельности:
Беседы:
«Перелётные птицы»
«Зимующие птицы»
«Удивительный мир птиц»
«Охрана птиц»
«Правила кормления птиц»
«Для чего нужны кормушки»
Цель:
- расширение знаний детей о жизни зимующих и перелётных птиц, их образе жизни, повадках, приспособленности зимующих птиц к трудным условиям в зимний период;
- развитие памяти, внимания, речи, мышления, познавательного интереса, наблюдательности;
- развитие понимания роли людей в жизни птиц;
- закрепление знаний детей о причинах отлёта в теплые края;
- воспитание бережного и заботливого отношения к пернатым друзьям, желания заботиться о них и помогать.
Образовательная деятельность:
Познание:
«Перелётные птицы», «О чём поют птицы?», «Зимующие птицы», «Азбука птиц», «Птицы нашего края».
Речевое развитие:
- составление рассказов о зимующих и перелётных птицах;
- составление рассказов о птицах по серии картинок;
Художественно – эстетическое развитие:
Лепка:
«Такие разные птицы»
Аппликация:
«Снегири на ветке»
Рисование:
«Перелётные птицы»
Цель:
- закрепить знания детей о перелётных и зимующих птицах, умение составлять описательные и сравнительные рассказы;
- учить детей передавать образы птиц посредством изобразительной деятельности;
- формировать умение детей изображать птиц, передавать их характерные особенности;
- формировать умение детей использовать полученные знания для изготовления поделок;
- развивать связную речь, память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику пальцев;
- развивать у детей интерес к художественной деятельности, умение передавать красоту в художественно – творческой работе;
- воспитывать заботливое и бережное отношение к птицам, желание помогать им.
Чтение художественной литературы:
- разучивание стихотворений: Н.Рубцов «Воробей;
- чтение художественной литературы: В.Бианки «Синичкин календарь», «Мастера без топора», «Красная горка», «Хитрый лис и умная уточка», Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок».
-загадывание загадок, разучивание пословиц и поговорок, народных примет.
Цель:
- познакомить детей с разными жанрами художественной литературы (стихами, сказками, рассказами, загадками, пословицами, народными приметами);
- закрепить знания детей о птицах, их внешнем виде, повадках, средствами художественного языка;
- уточнить знания детей об отличительных особенностях птиц через ознакомление с художественной литературой;
- развитие познавательной активности, любознательности, умственных способностей через ознакомление с художественной литературой;
- развитие памяти, внимания, речи, мышления и слухового восприятия;
- воспитывать умение понимать красоту художественного слова и желание помогать птицам в любое время года.
Дидактические игры:
«Чей след?», «Узнай по описанию», «Четвёртый лишний», «Кого не стало»
«Чей хвост?», «Собери птичку из пазлов»
Цель:
- учить детей различать и правильно называть перелётных и зимующих птиц;
- развивать у детей познавательную активность, память, речь, внимание, логическое мышление;
- расширять представления об особенностях внешнего вида зимующих и перелётных птиц;
- воспитывать любовь к нашим пернатым друзьям.
Трудовая деятельность:
- поиск и сбор корма для птиц;
- насыпание корма для птиц в птичьей столовой;
Цель:
- учить детей правильно кормить пернатых друзей, соблюдать правила поведения около кормушек;
- воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.
Социально – коммуникативное развитие:
Коммуникативные игры:
«Дружная пара»
«Добрые слова»
«Назови ласково»
Сюжетно – ролевые игры:
«Экскурсия в зимний лес»
«Птичий магазин»
Цель:
- учить детей изображать птиц, передавать их голос, повадки;
- закрепить знания детей о внешнем виде и отличительных особенностях птиц;
- воспитывать у детей желание помогать птицам в любое время года.
Физическое развитие:
Подвижные игры:
«Гуси - лебеди»
«Птицы в гнёздышках»
«Коршун и наседка»
«Летает – не летает»
«1,2,3 – к кормушке беги»
«Птички и кошка»
Цель:
- развивать у детей умение бегать, не наталкиваясь друг на друга, быстро убегать, занимая своё место;
- развивать ловкость, координацию движений, скорость реакции;
- способствовать повышению двигательной активности детей;
- закреплять знания детей о повадках и способах передвижения птиц через подвижные игры;
- воспитывать желание заботиться о пернатых.
Пальчиковые игры:
«Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело – мы расскажем»
«Птица и птенчики»
Цель:
- продолжать закреплять знания детей о птицах;
- развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев, речь, память, внимание, мышление;
- способствовать повышению эмоционального настроя детей путём упражнений с пальчиками.
Таким образом, полученные знания дети смогли использовать в повседневной жизни. Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Ценностно – ориентированная деятельность помогла детям осознать многостороннее значение природы.
Приложения:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.