В наше время ребятам очень сложно ориентироваться в мире профессий и направлений, очень часто ориентируясь только на название профессии, они не представляют виды работ, которые присущи данному виду направления. Поэтому данный курс практико-ориентированный, направленный на знакомство учащихся с таким видом профессии как компьютерный дизайн с ориентацией на художественно – эстетическое направление.
Государственное автономное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Пермского края»
(ГБУ ДПО «ИРО ПК»)
КПК «Профильные и профессиональные пробы обучающихся 811
классов
«Компьютерный дизайн»
разработка краткосрочного курса профессиональной
направленности
Авторразработчик:
Каменских Людмила Владимировна
учитель информатики и ИКТ
МБОУ «Очерская средняя
общеобразовательная школа №3»
1Пермь, 2017 г.
Структура рабочей учебной программы краткосрочного курса
1. Автор – Каменских Людмила Владимировна, учитель информатики и
ИКТ МБОУ «Очерская СОШ №3» г. Очер Пермского края.
2. Профессиональная практика « Компьютерный дизайн»
предназначен для подготовки учащихся 9 класса по
(учебный курс
специальности «Компьютерный дизайн», с ориентацией на художественно
– эстетическое направление)
3. Категория учащихся, для которых предназначена эта программа:
учащиеся 9 класса, ориентированные на продолжение обучения в классе
художественно – эстетического профиля, направление информационные
технологии. Минимальное количество учащихся – 11, максимальное
количество учащихся – 15
4. Количество часов: 16 часов.
5. Наличие программы в УП школы (курсы по выбору).
6. Организационные условия реализации программы:
время проведения: в течение I полугодия;
режим проведения: 1 занятие в неделю, аудиторно в компьютерном
классе.
место реализации программы: МБОУ «Очерская СОШ №3»
7. Социальные партнеры: Очерская типоргафия
2Непрерывный процесс обновления техники и технологии в условиях
современной жизни, изменяют наши представления о способности и
потенциале развития человека. В условиях глобальной информатизации
общества формируется личность с новым, творческим типом мышления,
умеющая работать с большим количеством информации и выбирать
оптимальные решения. В современных условиях отсутствие необходимых
знаний может оказаться непреодолимым препятствием, для преодоления
которых традиционные методы освоения знаний человеком оказываются
недостаточными. В обучении особенный акцент ставится сегодня на
собственную деятельность учащегося по поиску, осознанию и переработке
новых знаний.
Использование компьютерных технологий с целью развития
познавательной активности учащихся стало началом новой компьютерной
эпохи.
Одной из самых распространенных областей информатики является
компьютерная графика. Люди самых разных профессий применяют
компьютерную графику в своей работе. Среди них:
исследователи в различных научных и прикладных областях;
художники;
конструкторы;
специалисты по компьютерной верстке;
дизайнеры;
разработчики рекламной продукции;
создатели Webстраниц;
авторы мультимедиа презентаций;
медики;
модельеры тканей и одежды;
3
фотографы;
специалисты в области теле и видеомонтажа и др.
Цель курса: знакомство с художественно – эстетическим профилем,
направление информационные технологии через формирование интереса к
профессии «Компьютерный дизайн», связанной с компьютерной графикой,
Задачи курса:
1. познакомить учащихся с профессиями, связанными с художественно –
эстетическим направлением, в частности с професией «Компьютерный
дизайнер» и ее особенностями;
2. сформировать навыки работы с графическими растровыми
изображениями в Adobe Photoshop:
научить работать с текстовыми эффектами, текстурами,
имитировать природные явления в изображении;
научить оформлять рамки изображений;
сформировать навыки работы с фильтрами для создания
трехмерных преобразований;
показать практическое применение Adobe Photoshop, используя
основы фото коррекции;
сформировать умения работы с цветом изображения.
Ожидаемые образовательные результат
Личностные образовательные результаты:
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических
умений;
мотивация обучения физикоматематической направленности, в
частности компьютерная графика и дизайн.
Метапредметные результаты:
умение предъявлять и обрабатывать информацию в компьютерной
форме;
умение работать в группе;
4 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационнокоммуникационных технологий
Предметные результаты:
знать:
виды профессий, относящихся к художественноэстетическому
направлению
знать особенности деятельности профессии «Компьютерный
дизайнер», а в частности:
возможности графического редактора Adobe Photoshop;
что такое цвет, спектр цвета, атрибуты цвета;
правила работы с цветом, цветовые модели, характеристики
цветовых изображений;
интерфейс и основные параметры (характеристики)
изображения;
функции инструментальных палитр;
какие операции можно выполнять с фрагментами
изображений;
виды контуров, масок, слоев; группы фильтров графического
изображения;
что такое дизайн, композиция изображения; что относится к
художественным критериям изображения;
уметь:
запускать редактор Adobe Photoshop и пользоваться его
инструментами;
5 настраивать, создавать и использовать кисти;
создавать контуры изображения и маски;
работать с текстом в Adobe Photoshop;
проводить коррекцию фотоизображений и их художественную
обработку; проводить фотомонтаж;
работать со слоями и фильтрами изображения;
воспроизводить цвет на мониторе, принтере, сканере; настраивать
цветовой баланс для монитора;
анализировать графические изображения; определять цветовые
сочетания фона и символов; отбирать необходимые цветовые схемы
для изображения.
Форма проведения:
В процессе преподавания курса используются разнообразные формы
организации занятий: групповая, индивидуальная, парная, и приемы
работы: коллективное обсуждение, публичное выступление, практические
занятия, профессиональные пробы.
Основной тип занятий – практикум, на котором весь рабочий
материал подбирается учитвыая формы и виды деятельности профессии
«Компьютерный дизайн».
Изучение нового материала носит сопровождающий характер,
ученики изучают его с целью создания запланированного продукта –
Выполнение работ
фотография,
публикации,
коллаж,
буклета.
завершается их защитой и рефлексивной оценкой.
Способы оценивания уровня достижений
Предметом диагностики и контроля является внешние
образовательные продукты учеников – созданные фотографии, коллажи и
т.д, а так же их внутренние личностные качества (освоенные способы
деятельности, знания, умения).
Основой для оценивания деятельности учеников являются
результаты анализа продукции и деятельности по её созданию. Оценка
6имеет различные способы выражения – устные суждения педагога,
письменные качественные характеристики, систематизированные по
заданным параметрам аналитические данные. Оценке подлежит в первую
очередь уровень достижения учеником минимально необходимых
результатов, обозначенных в целях и задачах курса.
Проверка достигаемых учениками результатов производится в
следующих формах:
текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка
учащимися выполняемых заданий;
взаимооценка учащимися работ друг друга или работ,
выполненных в группах;
публичная защита выполненных учащимися творческих работ
(индивидуальных и групповых);
текущая диагностика и оценка учителем деятельности
школьников;
Содержание программы:
Дизайнер — художник и конструктор (1 час)
Цветовые изображения и их характеристики (1 час)
Дизайн. Цвет в
webдизайне. Правила художественного и
технического дизайна. Пропорциональность изображения. Золотое
сечение. Композиция изображения. Использование цвета, цветовые веса.
Создание фона.
Знакомство с редактором Adobe Photoshop. Редактирование
графических изображений в растровом редакторе (10 часов).
Создание и сохранение файлов. Палитры изображения. Способы
выделения изображений. Выделение объектов сложной конфигурации в
режиме быстрой маски. Операции с изображениями: удаление,
копирование, перемещение. Контур, маска, слой, фильтр изображения.
Приемы ретуши. Трансформация изображения. ЗDтрансформация.
7Оформление тени объекта с помощью дубликата слоя. Работа с текстом в
Коррекция
Adobe
текстовые эффекты.
Текстура,
Photoshop.
фотоизображений. Создание фотомонтажа. Фотокоррекция и фотомонтаж.
Печать изображений. Сканирование (оцифровка) изображений. Работа над
проектом.
Профессиональная проба в Очерской типографии (3 часа)
План реализации программы
№
п/п
Тема
Содержание
Виды деятельности
Формируемые
учащихся
УУД
Формы
контроля
Колво
часов
Знакомство
с
профессией дизайнера,
требованиями
к
качествам личности,
1 Дизайнер —
художник и
конструктор
.
(экскурсия
на Очерскую
типогшрафи
ю)
Находить
мотивационный
ресурс
заинтересованного
изучения курса.
Работать в группе.
для
1
Составление
профессиограм
мы
специальности
дизайнер
Критерии
оценивания
профессиограм
м:
«зачет» или
«незачет»
Регулятивные:
прогнозирование –
предвидеть
возможности
получения
конкретного
результата при
решении задачи.
Познавательные:
информационные –
получать и
обрабатывать
информацию;
общеучебные –
ставить и
формулировать
проблемы.
Коммуникативны
е: взаимодействие
– формулировать
собственное мнение
81
2
Цветовая схема
Оценка работы
учителя.
Критерии
оценивания:
«верно»,
«неверно»
Критерии
оценивания:
«зачет» или
«незачет»
Практическа
я работа
«Составлени
е цветовой
схемы»
Цветовые изображения
и их характеристики.
Дизайн. Правила
художественного и
технического дизайна.
Пропорциональность
изображения. Золотое
сечение. Композиция
изображения.
Использование цвета,
цветовые веса.
Создание фона
3 Практическа
я работа
«Редактиров
ание
готовых
изображений
с
использован
ием
инструменто
в растрового
редактора
Adobe
Photoshop»
Способы выделения
изображений.
Выделение объектов
сложной конфигурации
в режиме быстрой
маски. Операции с
изображениями:
удаление, копирование,
перемещение. Контур,
маска, слой, фильтр
изображения. Приемы
ретуши.
Трансформация
изображения. ЗD
трансформация.
Оформление тени
объекта с помощью
дубликата слоя
Индивидуальная
работа по
составлению цветовой
схемы (свет, цвет,
атрибуты цвета,
цветовой круг и
дополнительные
цвета, спектр,
цветовая модель,
модели RGB, CMYK,
HCV, HCL; контраст
цветности и
светлости,
субтрактивное
смешение; измерение
цвета и колориметрия;
калибровка цвета и
снятие характеристик)
Индивидуальная
работа на компьютере
по редактированию
любых изображений,
связанных с
професией
Регулятивные:
прогнозирование –
предвидеть
возможности
получения
конкретного
результата при
решении задачи.
Познавательные:
информационные –
получать и
обрабатывать
информацию;
общеучебные –
ставить и
формулировать
проблемы.
Коммуникативны
е: взаимодействие
– формулировать
собственное мнение
и позицию
Регулятивные:
коррекция –
вносить
необходимые
дополнения и
изменения
в план и способ
действия в случае
расхождения
действия и его
результата.
Познавательные:
общеучебные –
контролировать
процесс и результат
деятельности.
Коммуникативны
е: планирование
учебного
сотрудничества –
определять общую
цель и пути ее
достижения
9Текстура, текстовые
эффекты
Индивидуальная
работа на компьютере
по созданию
собственного макета
Фотокоррекция и
фотомонтаж. Печать
изображений
Индивидуальная
работа на компьютере
по коррекции
фотографий,
связанных с
профессией
4 Работа с
текстом в
Adobe
Photoshop.
Практическа
я работа
«Использова
ние
растрового
редактора
для
оформления
дизайна
макетов»
5 Коррекция
фотоизобра
жений.
Создание
фотомонтаж
а.
Практическа
я работа
«Фотомонта
ж.
Технические
требования и
дизайн»
2
2
Критерии
оценивания:
«зачет» или
«незачет»
Критерии
оценивания:
«зачет» или
«незачет»
Регулятивные:
коррекция –
вносить
необходимые
дополнения и
изменения
в план и способ
действия в случае
расхождения
действия и его
результата.
Познавательные:
общеучебные –
контролировать
процесс и результат
деятельности.
Коммуникативны
е: планирование
учебного
сотрудничества –
определять общую
цель и пути ее
достижения
Регулятивные:
коррекция –
вносить
необходимые
дополнения и
изменения
в план и способ
действия в случае
расхождения
действия и его
результата.
Познавательные:
общеучебные –
контролировать
процесс и результат
деятельности.
Коммуникативны
е: планирование
учебного
сотрудничества –
определять общую
цель и пути ее
достижения
106 Сканировани
е
(оцифровка)
изображений
Сканер, программы для
сканирования,
оцифровка
изображения
Индивидуальная
работа по
сканированию и
оцифровке
фотографий,
связанных с
профессией
7 Итоговое
занятие
«Создание
проекта
"Фотомонта
ж"»
Парная работа по
созданию проекта: его
разработка, создание и
оценка, фотомонтаж о
профессии
профессией
1
Критерии
оценивания:
«зачет» или
«незачет»
Презентация
проекта
3
Регулятивные:
коррекция –
вносить
необходимые
дополнения и
изменения
в план и способ
действия в случае
расхождения
действия и его
результата.
Познавательные:
общеучебные –
контролировать
процесс и результат
деятельности.
Коммуникативны
е: планирование
учебного
сотрудничества –
определять общую
цель и пути ее
достижения
Регулятивные:
коррекция –
вносить
необходимые
дополнения и
изменения
в план и способ
действия в случае
расхождения
действия и его
результата.
Познавательные:
общеучебные –
контролировать
процесс и результат
деятельности.
Коммуникативны
е: планирование
учебного
сотрудничества –
определять общую
цель и пути ее
достижения
11Индивидуальная
работа по созданию
макета,
предложенного
наставником
уровни
Осознавать
взаимодействия
личных
профессиональных
интересов,
возможности
столкновения.
и
их
Дневник
профессиональ
ной пробы
Анкеты
3
1
Общение и
взаимодействие,
речевые действия.
Целеполагание,
планирование,
прогнозирование,
принятие решения,
самоконтроль,
самоанализ.
Общение и
взаимодействие,
речевые действия.
Целеполагание,
планирование,
прогнозирование,
принятие решения,
самоконтроль,
самоанализ.
8 Проба
«Дизайнер»
в Очерской
типографии
Итоговое
занятие.
Попробовать себя в
роли
дизайнера
печатных
изделий,
проявив полученные
навыки работы с
графическим
редактором
Photoshop
Adobe
Рефлексия работы:
Какие остались чувства
после пройденного
курса?
Осознанным ли будет
выбор профессии?
Что открыл в себе?
Хочу ли заниматься
этой деятельностью
всю жизнь?
Могу ли успешно эту
деятельность
выполнять?
Какое открытие ты для
себя сделал?
Ты
захотел стать
Где
дизайнером?
можно
еще
применить
свои
качества, в какой
профессии?
Где развить то или иное
качество?
Как сам думаешь, что
делать?
Материалы для реализации программы (учебные, дидактические, методические)
Рефлексивная карта
Ф.И.О________________________________________
Полезен ли для вас представленный курс по выбору «Компьютерный
дизайн»
бесполезно 0 1 2 3 4 5 полезно
Что ты чувствовал, посещая курс по выбору «Компьютерный дизайн»?
__________________________________________________
12_______________________________________________________
Заинтересовал ли вас опыт в предложенной профессиональной сфере?
________________________________________________________
Понравились ли тебе пробыиспытания? ___________________
Как ты оцениваешь себя? Почему?________________________
_____________________________________________________
ХОЧУ ли я заниматься этой деятельностью всю жизнь?
_____________________________________________________
МОГУ ли я успешно эту деятельность выполнять?
_____________________________________________________
Повлияла ли проба на твой профессиональный выбор?________
Нужна ли тебе еще проба по данному направлению?__________
Какие качества, которые необходимы дизайнеру у вас представлены?
_______________________________
_________________________________________________________
Какие качества, которые необходимы дизайнеру, у вас отсутствуют?
________________________________
_________________________________________________________
Можно ли эти качества развивать? Будете ли вы развивать эти качества?
Что вы будете делать? Как вы будете это делать? Где вы будете это
делать?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
____________________________________
Благодарим за работу!
Дневник профессиональных проб (приложение 1)
13Необходимое ресурсное обеспечение программы:
компьютерный класс с выходом в Интернет, графический редактор Adobe
Photoshop
Рекомендуемая литература
1Adobe® Photoshop® 7.0. Официальный учебный курс: Учебное
пособие. М.: ТРИУМФ, 2003. (+ компактдиск)
2Гурский Ю., Корабелъникова Г. Эффективная работа: Photoshop
7.O.Трюки и эффекты. СПб.: Питер, 2004. (+ компактдиск)
3Залогова Л. А. Практикум по компьютерной графике: Учебное
пособие. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
4Иванова Т. Допечатная подготовка: Учебный курс. СПб.: Питер,
2004.
5Соловьева Л. Ф. Информатика в видеосюжетах. СПб.: БХВ
Петербург, 2002. (+ компактдиск)
ПРИЛОЖЕНИ 1
14«___» _____________ 201__
«___» ____________ 201__
дата начала дневника
дата окончания дневника
г. Очер
Сведения об учащемся
ФИ
__________________________________
_________________
Социальная практика или
профессиональные пробы
Цель
__________________________________
____________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________
Задачи
__________________________________
___________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________
МБОУ «Очерская СОШ №3»
Г. Очер
Днев
ник
професси
ональных
проб
учащегося ______ «___» класса
МБОУ ОСОШ №3
_____________________________
______________________
(ФИО)
15Ожидания от социальной практики
или от профессиональных проб
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
____
Выводы
(чему научился и что узнал за время
практики, как
изменилось отношение к профессии,
как повлияла
практика на самоопределение и т. д.)
Об организации
Полное наименование организации
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________
Сфера деятельности организации
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________
Функции, порученные практиканту
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
____________________________
16Время окончания практики:
______часов _______мин
Дневник практики
Время
Выполненная
функция/поручение
Отзыв руководителя практики
(отношение к возложенным
обязанностям, степень ответственности,
исполнительности, результативности
труда, взаимодействие с другими
членами коллектива, особые замечания)
Подпись руководителя
_____________________________
_____
ДАТА «___» ______________
201___
Время начала практики: ______
часов _______ мин
Время окончания практики:
______часов _______мин
Дневник практики
Время
Выполненная
функция/поручение
Подпись руководителя
ДАТА «___» ______________
201___
Время начала практики: ______
часов _______ мин
17Подпись руководителя
_____________________________
_____
18