Традиции и обряды присущи каждой семье. Даже если вы считаете, что в вашей семье нет ничего подобного, скорее всего, вы немного ошибаетесь. Ведь даже утреннее: «Привет!» и вечернее: «Спокойной ночи!» — это тоже своего рода традиции. Что же есть семейные традиции? Толковые словари говорят следующее: «Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение». Скорее всего, это те привычные стандарты поведения, которые ребенок понесет с собой в свою будущую семью, и передаст уже своим детям.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Ныробский детский сад»
Краткосрочный информационнопрактикоориентированный проект
«Семейные традиции и праздники»
для детей старшего дошкольного возраста
Разработала: воспитатель
Куимова Оксана Владимировна
Вид проекта: информационнопрактикоориентированный.
Цель: обогащать социальный опыт детей, приобщать детей к семейным
традициям, праздникам.
Задачи:
расширять представления детей о семейных праздниках, о том, как
они отмечаются в семье (День рождения, Именины, Крестины,
Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Новый год и др.);
формировать представления об общечеловеческих ценностях; прививать интерес к старинным семейным традициям (обычаи,
семейные обряды, игры старшего поколения), донести до детей красоту
и духовность народных традиций;
воспитывать уважение к сложившимся традициям, желание их
сохранить и донести до будущего поколения.
Продолжительность: 2 недели.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители
Проблемные вопросы:
Зачем люди отмечают праздники?
Что такое традиции и для чего они нужны?
Какие бывают семейные традиции?
Как появляются традиции?
I этап. Подготовительный.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какая Соня у нас сегодня нарядная. Как
Реализация проекта:
вы думаете почему?
Воспитатель. Да, у нее сегодня день рождения. Давайте не будем
изменять нашим традициям, все ее поздравим, поиграем в народную игру
«Каравай» (Поздравления детей, хороводная игра «Каравай») и как принято
на День рождения угостимся конфетами.
По окончанию празднования Дня рождения в группе воспитатель обращается
к детям: «Отмечать ваши Дни рождения в группе стало уже традицией. А
какие еще традиции нашей группы вы можете назвать? (Готовить подарки и
чаепитие для именинников, «Утро радостных встреч» и др).
Воспитатель. А какие традиции, есть в вашей семье?
Дети совместно с воспитателем обсуждают проблему, разрабатывают
схематический план ее решения, зарисовывают план, чтобы вечером обсудить
его с родителями.
II этап. Формирующий знания и умения детей.
Деятельность педагога с детьми:
Беседы на темы: «Обычаи, обряды, традиции. Что это такое?».
«Выходной в нашей семье»; Досуг «Рождественские святки»;
Рассказы воспитателя о народных праздниках: «Рождество»,
«Крещение», «Пасха», «Троица», «Медовый, яблочный, ореховый
спасы»;
Знакомство со старинными семейными обычаями (Крестины, именины);
Рассматривание семейных фотографий «Как мы отмечаем праздники в
семье»;
Знакомство с народными подвижными играми: «Горелки», «Казаки
разбойники», «Ручеёк» и др;
Составление книги «Что значат наши имена»
Деятельность педагога с родителями:
Наглядность в раздевалке: информация о начале проекта «Семейные
традиции и праздники», его продолжительности, условиях участия;
Круглый стол «Семейные традиции вчера, сегодня, завтра»;
Рекомендации для родителей по организации и проведению детского
Праздника.
Совместная деятельность детей и родителей:
Беседы детей с родителями о традициях и обычаях семьи;
Совместное оформление альбома «Традиции нашей семьи»;
Разучивание с бабушками и дедушками народных игр;
Сбор информации о значение своего имени для книги «Что значат
наши имена».
III этап. Заключительный.
Презентация проектной деятельности.
Праздник «Семейные посиделки»