Урок окружающего мира в 4 классе
Автор: Беляевская Татьяна Яновна, МАОУ «Лицей «Солярис»
Тема: Князь Владимир. Крещение Руси.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: создать благоприятные условия для формирования представления о Великом князе земли Русской - Владимире, о принятии Русью христианства
Задачи: 1.Познакомить с личностью князя Владимира.
2.Познакомить учащихся с принятием крещения на Руси.
3. Раскрыть значение принятия христианства.
4.Формированть умения смыслового чтения текста.
5.Развивать умения работать с историческим источником.
6. Развивать познавательный интерес к истории своего государства.
7.Формировать чувства любви и уважения к истории своей Родины.
Планируемые результаты:
Личностные - осознанно положительно относиться к культурным ценностям своей страны;
Метапредметные:
-регулятивные - принимают позицию активного участника в обсуждении изучаемой темы, участвуют в оценке результатов деятельности;
-коммуникативные - понимают содержание вопросов, используют доступные речевые средства;
-познавательные - осознанно и произвольно строят свои высказывания, понимают смысл текста при чтении, объясняют значение понятий;
Предметные - рассказывать о деятельности князя Владимира, особенностях принятия христианства, знать дату принятия христианства.
Оборудование: ИД IQ Board, проектор, ПК, распечатки летописей, иллюстрации с изображением князя Владимира до Крещения, иллюстрация икона «Князь Владимир», электронная форма учебника Е.В.Саплиной, А.И.Саплина «Окружающий мир». 4 класс. Часть 2. С. 20
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Мотивация и самоопределение к деятельности |
-Ребята, сегодняшний урок окружающего мира я хочу начать со стихотворения. -Подумайте, о каком событии идет речь? Впотьмах бродила Русь... Не славила в те дни Великого Творца и истинного Бога, В кровавых капищах Перуна и Даждбога, В невежестве своем склонялися они... Но вот настал тот час, когда десницей Божьей, Ниспослан был на Русь луч благости святой, И кликнул светлый Князь: "Кто верен мне за мной!
О мой народ! Спеши расстаться с ложью, Отринь богов, как я познай Живого Бога, К Днепру иди, омой грехи свои, Прими свет истины крещения Христова". И множество крестилося в те дни... А. КОВСКАЯ |
Слушают стихотворение Вступают в диалог |
Личностные: самоопределение, Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: целеполагание |
2.Формулирование темы и цели |
-Догадались, о каком событии мы сегодня будем говорить? -Как вы это поняли? -Во что верили древние русичи? -Как называется такая вера?
|
-Мы сегодня будем говорить о крещении Руси.
-Славяне верили во множество богов -Такая религия называлась язычество. |
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные-формулирование познавательной цели. |
3.Актуализация знаний. Постановка проблемы |
-Мы с вами уже знаем, что первой христианкой была княгиня Ольга. Давайте вспомним и других князей. Восстанови события, расставь цифры по порядку: Поход князя Игоря на древлян Правление князя Святослава Приход Рюрика на Русь Объединение Новгорода и Киева в одно государство князем Олегом Правление княгини Ольги Владимир Красное Солнышко -Какое имя оказалось для вас новым? С кем мы не знакомы? -Как вы думаете, как связан князь Владимир и Крещение Руси? -На какие вопросы вы хотели бы получить ответы сегодня на уроке? Вопросы фиксируются на доске. |
Расставляют князей по порядку их правления на интерактивной доске.
-Владимир Красное Солнышко
-Может быть во время его правления Русь приняла Крещение. Задают вопросы: где? Когда? Зачем? Как? Последствия?
|
Познавательные: анализ с целью выделения признаков. Коммуникативные: регулирование поведением партнера. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценка качества и уровня усвоения. |
4.Построение пути выхода из затруднения
|
1.Личность князя Владимира. Вывешивается иллюстрация князя Владимира. Работа с отрывком из летописи. -Перед вами текст. Приложение 1. -Прочитайте его. -Как вы думаете, какого времени данный документ? Как вы это поняли? -О чем говорит дата, проставленная в начале? -Что это за документ? -Как вы думаете, насколько мы можем доверять такому источнику? Почему? -О ком рассказывает данный отрывок? -Дайте характеристику князю Владимиру.
2.Крещение Руси. -Что произошло далее в правление князя Владимира, вы узнаете, прочитав летопись далее и заполнив таблицу. Приложение 2. |
Работа с текстом в парах. Составление краткой характеристики князя Владимира
Под рисунком князя записываются слова, характеризующие князя: язычник, невежда, женолюбец
2.Работа в парах. Заполнение таблицы. |
Регулятивные: контроль и оценка, коррекция. Познавательные: поиск и выделение информации, выдвижение гипотез, доказательство, установление причинно-следственных связей, моделирование. Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им.
|
Физминутка |
-Ребята, вы поработали. Пришло время отдохнуть. Закройте глаза, послушайте. Что вы почувствуете? |
Звучит колокольный звон. |
Релаксация |
5.Первичное закрепление |
-Как была крещена Русь? Какие события у вас получились? Проверка работ учащихся с комментированием учителя. |
Зачитывание своих ответов Визуализация на слайдах. |
Регулятивные: контроль и оценка, коррекция. Познавательные: доказательство. Коммуникативные: проговаривание во внешней речи
|
6.Самостоятельная работа с проверкой |
-Теперь мы с вами увидели, как тяжело и горько крестилась Русь. Может быть и не стоило вообще этого делать? Выскажитесь. -Задание: Выберите, какое значение имело крещение Руси. Использование ЭФУ «Окружающий мир»
-Сделайте вывод: правильно ли поступил князь Владимир, приняв христианство на Руси?
|
Работа с электронной формой учебника. При отсутствии ЭФУ, можно использовать печатную версию. Дети высказываются, а учитель прикрепляет карточки на доску: 1.Укрепление княжеской власти 2.Появление письменности 3.Установление дипломатических отношений 4.Появление на Руси новых овощей и продуктов питания 5.Строительство храмов, школ, мастерских. Делают вывод. |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Личностные: самоопределение Познавательные: поиск и выделение информации, выдвижение гипотез, доказательство, установление причинно-следственных связей, моделирование.
|
7.Включение в систему знаний. |
-Зная заповеди Моисея, у меня возникает вопрос: как такой грешник как князь Владимир смог жить в православии? Предположите, изменился ли сам князь с принятием Крещения? -Прочитаем. Какую характеристику теперь мы можем ему дать? Приложение 4. -Кто из вас знает, как народ прозвал князя Владимира позже? Подписывается: Красное Солнышко |
Чтение нового текста. Дети делают выводы, что Владимир изменился под влиянием православия.
Добрый, милосердный, христианин |
Познавательные: доказательство, построение логической цепи рассуждения, самостоятельное создание способа решения проблем поискового характера. Регулятивные: контроль и оценка Коммуникативные: оценка действий партнера, коррекция и контроль. Личностные: смыслообразование. |
8.Рефлексия. |
Возвращение к вопросам на доске. -Ответим кратко на поставленные вопросы. -Что понравилось на уроке? -Что заинтересовало? -Спасибо за работу на уроке. Выставление отметок.
|
Отвечают кратко на свои вопросы, заданные в начале урока. |
Познавательные: доказательство, построение логической цепи рассуждения, самостоятельное создание способа решения проблем поискового характера. Регулятивные: контроль и оценка Коммуникативные: оценка действий партнера, коррекция и контроль. Личностные: смыслообразование. |
9.Домашнее задание |
1.Прочитать с.17-21 По выбору: 2.Подготовить сообщение о Крещении Руси 3.Нарисовать иллюстрацию к теме. |
Выбирают задание. |
Личностные: самоопределение. |
Приложение 1. Отрывок из Лаврентьевской летописи
6488 (980). И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил кумиры на холме вне двора теремного: Перуна деревянного - главу серебряну, а ус злат, и Хорса-Дажьбога, и Стрибога, и Мокошь... Владимир посадил Добрыню, дядю своего, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу.
Был же Владимир побежден похотью женскою… Был он такой же женолюбец, как и Соломон, ибо говорят, что у Соломона было 700 жен. Соломон мудр н был, а в конце концов погиб. Этот же был невежда, а под конец обрел спасение.
В год 6496 (988) пошел Владимир с войском на Корсунь, град греческий. И послал к царям Василию и Константину, и так им передал: "Вот взял ваш город славный; слышал же то, что имеете сестру девою; если не отдадите ее за меня, то сотворю городу вашему (столице) то же, что и этому городу сотворил". И услышав это, они (Василий и Константин) опечалились, и послали ему весть, и так ответили: "Не пристало христианам выдавать жен за неверных. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное примешь, и с нами единоверен будешь".
По божьему промыслу в это время разболелся Владимир глазами, и не видел ничего, и скорбел сильно, и не знал, что делать. И послала к нему царица (Анна) и передала: "Если хочешь избавиться от болезни сей, то крестись скорее; иначе не избудешь недуга сего". Услышав, Владимир сказал: "Если воистину исполнится это, то поистине велик будет бог христианский". И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тотчас прозрел он. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил бога: "Теперь узрел я бога истинного:"
После этого Владимир взял царицу и попов -корсунских, взял и сосуды церковные, и иконы на благословение себе. Корсунъ же отдал грекам как вено за царицу, а сам пришел в Киев. И когда пришел, повелел кумиры опрокинуть - одних изрубить, а других - предать огню. Перуна же повелел привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью, и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Затем послал Владимир по всему городу сказать: "Если не обратится кто завтра на реке Днепре - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - противен будет мне".
6499 (991). Добрыня же, собрав воинов, сокрушил идолов, деревянные сжег, а каменные, изломав, низверг в реку; и была нечестивым великая печаль. Мужи и жены, видев это, с воплем великим и слезами просили за них. Добрыня послал всюду, объявив, чтоб все шли ко крещению. И пришли многие, а не хотящих креститься воины притаскивали и крестили, мужчин выше моста, а женщин ниже моста. Потому люди и поносят новгородцев, мол, их Путята крестил мечем, а Добрыня огнем.
Приложение 2.
Какое условие поставили Василий и Константин (цари византийские) Владимиру? |
|
Где крестился сам Владимир? |
|
Как поступил Владимир с идолами языческих богов? |
|
В каком году произошло крещение Руси? |
|
В каком городе и на какой реке это произошло? |
|
Как крестили остальную Русь? |
|
Приложение 3.
Укрепление княжеской власти
Объединение восточных славян единой верой
Появление письменности
Укрепление дипломатических связей с другими государствами
Строительство храмов, школ, мастерских
Появление монастырей
Появление новых продуктов питания
Приложение 4.
Владимир был истинным отцом бедных, которые всегда могли приходить на двор Княжеский, утолять там голод свой и брать из казны деньги. Сего мало: больные, говорил Владимир, не в силах дойти до палат моих - и велел развозить по улицам хлебы, мясо, рыбу, овощи, мед и квас в бочках. "Где нищие, недужные?" - спрашивали люди Княжеские и наделяли их всем потребным. Он щадил жизнь самых убийц и наказывал их денежною пенею: число преступников умножалось, и дерзость их ужасала добрых, спокойных граждан. Наконец духовные Пастыри Церкви вывели набожного Князя из заблуждения. "Для чего не караешь злодейства?" - спросили они. Боюсь гнева Небесного, ответствовал Владимир. "Нет, - сказали Епископы: - ты поставлен Богом на казнь злым, а добрым на милование. Должно карать преступника, но только с рассмотрением". Великий Князь, приняв их совет, отменил шрафы и снова ввел смертную казнь, бывшую при Игоре и Святославе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.