Крещение Руси.
Оценка 5

Крещение Руси.

Оценка 5
Презентации учебные +1
docx
окружающий мир
4 кл
04.03.2018
Крещение Руси.
Публикация является частью публикации:
Урок Князь Владимир. Крещение Руси. 4 класс.docx

Урок окружающего мира в 4 классе

Автор: Беляевская Татьяна Яновна, МАОУ «Лицей «Солярис»

Тема: Князь Владимир. Крещение Руси.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: создать благоприятные условия для формирования представления о Великом князе земли Русской - Владимире, о принятии Русью христианства

Задачи: 1.Познакомить с личностью князя Владимира.

2.Познакомить учащихся с принятием крещения на Руси.

3. Раскрыть значение принятия христианства.

4.Формированть умения смыслового чтения текста.

5.Развивать умения работать с историческим источником.

6. Развивать познавательный интерес к истории своего государства.

7.Формировать чувства любви и уважения к истории своей Родины.

Планируемые результаты:

Личностные - осознанно положительно относиться к культурным ценностям своей страны;

Метапредметные:

-регулятивные - принимают позицию активного участника в обсуждении изучаемой темы, участвуют в оценке результатов деятельности;

-коммуникативные - понимают содержание вопросов, используют доступные речевые средства;

-познавательные - осознанно и произвольно строят свои высказывания, понимают смысл текста при чтении, объясняют значение понятий;

Предметные - рассказывать о деятельности князя Владимира, особенностях принятия христианства, знать дату принятия христианства.

Оборудование: ИД IQ Board, проектор, ПК, распечатки летописей, иллюстрации с изображением князя Владимира до Крещения, иллюстрация икона «Князь Владимир», электронная форма учебника Е.В.Саплиной, А.И.Саплина «Окружающий мир». 4 класс. Часть 2. С. 20

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация и самоопределение к деятельности

-Ребята, сегодняшний урок окружающего мира я хочу начать со стихотворения.

-Подумайте, о каком событии идет речь?

Впотьмах бродила Русь... Не славила в те дни

Великого Творца и истинного Бога,

В кровавых капищах Перуна и Даждбога,

В невежестве своем склонялися они...

Но вот настал тот час, когда десницей Божьей,

Ниспослан был на Русь луч благости святой,

И кликнул светлый Князь: "Кто верен мне за мной!

 

О мой народ! Спеши расстаться с ложью,

Отринь богов, как я познай Живого Бога,

К Днепру иди, омой грехи свои,

Прими свет истины крещения Христова".

И множество крестилося в те дни...

А. КОВСКАЯ

Слушают стихотворение

Вступают в диалог

Личностные: самоопределение, Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: целеполагание

2.Формулирование темы и цели

-Догадались, о каком событии мы сегодня будем говорить?

-Как вы это поняли?

-Во что верили древние русичи?

-Как называется такая вера?

 

-Мы сегодня будем говорить о крещении Руси.

 

-Славяне верили во множество богов

-Такая религия называлась язычество.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные-формулирование познавательной цели.

3.Актуализация знаний. Постановка проблемы

-Мы с вами уже знаем, что первой христианкой была княгиня Ольга. Давайте вспомним и других князей.  Восстанови события, расставь цифры по порядку:

Поход князя Игоря на древлян

Правление князя Святослава

Приход Рюрика на Русь

Объединение Новгорода и Киева в одно государство князем Олегом

Правление княгини Ольги

Владимир Красное Солнышко

-Какое имя оказалось для вас новым? С кем мы не знакомы?

-Как вы думаете, как связан князь Владимир и Крещение Руси?

-На какие вопросы вы хотели бы получить ответы сегодня на уроке?

Вопросы фиксируются на доске.

Расставляют князей по порядку их правления на интерактивной доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Владимир Красное Солнышко

 

-Может быть во время его правления Русь приняла Крещение.

Задают вопросы: где? Когда? Зачем? Как? Последствия?

 

 

Познавательные: анализ с целью выделения признаков.

Коммуникативные: регулирование поведением партнера.

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценка качества и уровня усвоения.

4.Построение пути выхода из затруднения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Личность князя Владимира.

Вывешивается иллюстрация князя Владимира. Работа с отрывком из летописи.

-Перед вами текст. Приложение 1.

-Прочитайте его.

-Как вы думаете, какого времени данный документ? Как вы это поняли?

-О чем говорит дата, проставленная в начале?

-Что это за документ?

-Как вы думаете, насколько мы можем доверять такому источнику? Почему?

-О ком рассказывает данный отрывок?

-Дайте характеристику князю Владимиру.

 

 

 

2.Крещение Руси.

-Что произошло далее в правление князя Владимира, вы узнаете, прочитав летопись далее и заполнив таблицу.

Приложение 2.

Работа с текстом в парах. Составление краткой характеристики князя Владимира

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Под рисунком князя записываются слова, характеризующие князя:

язычник, невежда, женолюбец

 

 

 

 

 

2.Работа в парах. Заполнение таблицы.

Регулятивные: контроль и оценка, коррекция.

Познавательные: поиск и выделение информации, выдвижение гипотез, доказательство, установление причинно-следственных связей, моделирование.

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им.

 

Физминутка

-Ребята, вы поработали. Пришло время отдохнуть. Закройте глаза, послушайте. Что вы почувствуете?

Звучит колокольный звон.

Релаксация

5.Первичное закрепление

-Как была крещена Русь? Какие события у вас получились?

Проверка работ учащихся с комментированием учителя.

Зачитывание своих ответов

Визуализация на слайдах.

Регулятивные: контроль и оценка, коррекция.

Познавательные: доказательство.

Коммуникативные: проговаривание во внешней речи

 

6.Самостоятельная работа с проверкой

-Теперь мы с вами увидели, как тяжело и горько крестилась Русь. Может быть и не стоило вообще этого делать? Выскажитесь.

-Задание: Выберите, какое значение имело крещение Руси.

Использование ЭФУ «Окружающий мир»

 

 

 

-Сделайте вывод: правильно ли поступил князь Владимир, приняв христианство на Руси?

 

Работа с электронной формой учебника. При отсутствии ЭФУ, можно использовать печатную версию.

Дети высказываются, а учитель прикрепляет карточки на доску:

1.Укрепление княжеской власти

2.Появление письменности

3.Установление дипломатических отношений

4.Появление на Руси новых овощей и продуктов питания

5.Строительство храмов, школ, мастерских.

Делают вывод.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Личностные: самоопределение

Познавательные: поиск и выделение информации, выдвижение гипотез, доказательство, установление причинно-следственных связей, моделирование.

 

7.Включение в систему знаний.

-Зная заповеди Моисея, у меня возникает вопрос: как такой грешник как князь Владимир смог жить в православии? Предположите, изменился ли сам князь с принятием Крещения?

-Прочитаем. Какую характеристику теперь мы можем ему дать? Приложение 4.

-Кто из вас знает, как народ прозвал князя Владимира позже?

Подписывается: Красное Солнышко

Чтение нового текста. Дети делают выводы, что Владимир изменился под влиянием православия.

 

 

 

Добрый, милосердный, христианин

Познавательные: доказательство, построение логической цепи рассуждения, самостоятельное создание способа решения проблем поискового характера.

Регулятивные: контроль и оценка

Коммуникативные: оценка действий партнера, коррекция и контроль.

Личностные: смыслообразование.

8.Рефлексия.

Возвращение к вопросам на доске.

-Ответим кратко на поставленные вопросы.

-Что понравилось на уроке?

-Что заинтересовало?

-Спасибо за работу на уроке. Выставление отметок.

 

Отвечают кратко на свои вопросы, заданные в начале урока.

Познавательные: доказательство, построение логической цепи рассуждения, самостоятельное создание способа решения проблем поискового характера.

Регулятивные: контроль и оценка

Коммуникативные: оценка действий партнера, коррекция и контроль.

Личностные: смыслообразование.

9.Домашнее задание

1.Прочитать с.17-21

По выбору:

2.Подготовить сообщение о Крещении Руси

3.Нарисовать иллюстрацию к теме.

Выбирают задание.

Личностные: самоопределение.

 

Приложение 1. Отрывок из Лаврентьевской летописи

6488 (980). И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил кумиры на холме вне двора теремного: Перуна деревянного - главу серебряну, а ус злат, и Хорса-Дажьбога, и Стрибога,  и Мокошь... Владимир посадил Добрыню, дядю своего, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу.

Был же Владимир побежден похотью женскою… Был он такой же женолюбец, как и Соломон, ибо говорят, что у Соломона было 700 жен. Соломон мудр н был, а в конце концов погиб. Этот же был невежда, а под конец обрел спасение.

В год 6496 (988) пошел Владимир с войском на Корсунь, град греческий. И послал к царям Василию и Константину, и так им передал: "Вот взял ваш город славный; слышал же то, что имеете сестру девою; если не отдадите ее за меня, то сотворю городу вашему (столице) то же, что и этому городу сотворил". И услышав это, они (Василий и Константин) опечалились, и послали ему весть, и так ответили: "Не пристало христианам выдавать жен за неверных. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное примешь, и с нами единоверен будешь".

По божьему промыслу в это время разболелся Владимир глазами, и не видел ничего, и скорбел сильно, и не знал, что делать. И послала к нему царица (Анна) и передала: "Если хочешь избавиться от болезни сей, то крестись скорее; иначе не избудешь недуга сего". Услышав, Владимир сказал: "Если воистину исполнится это, то поистине велик будет бог христианский". И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тотчас прозрел он. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил бога: "Теперь узрел я бога истинного:"

После этого Владимир взял царицу и попов -корсунских, взял и сосуды церковные, и иконы на благословение себе. Корсунъ же отдал грекам как вено за царицу, а сам пришел в Киев. И когда пришел, повелел кумиры опрокинуть - одних изрубить, а других - предать огню. Перуна же повелел привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью, и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Затем послал Владимир по всему городу сказать: "Если не обратится кто завтра на реке Днепре - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - противен будет мне".

6499 (991). Добрыня же, собрав воинов, сокрушил идолов, деревянные сжег, а каменные, изломав, низверг в реку; и была нечестивым великая печаль. Мужи и жены, видев это, с воплем великим и слезами просили за них. Добрыня  послал всюду, объявив, чтоб все шли ко крещению. И пришли многие, а не хотящих креститься воины притаскивали и крестили, мужчин выше моста, а женщин ниже моста. Потому люди и поносят новгородцев, мол, их Путята крестил мечем, а Добрыня огнем.

Приложение 2.

Какое условие поставили Василий и Константин (цари византийские) Владимиру?

 

Где крестился сам Владимир?

 

Как поступил Владимир с идолами языческих богов?

 

В каком году произошло крещение Руси?

 

В каком городе и на какой реке это произошло?

 

Как крестили остальную Русь?

 

 

Приложение 3.

Укрепление княжеской власти

Объединение восточных славян единой верой

Появление письменности

Укрепление дипломатических связей с другими государствами

Строительство храмов, школ, мастерских

Появление монастырей

Появление новых продуктов питания

 

Приложение 4.

Владимир был истинным отцом бедных, которые всегда могли приходить на двор Княжеский, утолять там голод свой и брать из казны деньги. Сего мало: больные, говорил Владимир, не в силах дойти до палат моих - и велел развозить по улицам хлебы, мясо, рыбу, овощи, мед и квас в бочках. "Где нищие, недужные?" - спрашивали люди Княжеские и наделяли их всем потребным. Он щадил жизнь самых убийц и наказывал их денежною пенею: число преступников умножалось, и дерзость их ужасала добрых, спокойных граждан. Наконец духовные Пастыри Церкви вывели набожного Князя из заблуждения. "Для чего не караешь злодейства?" - спросили они. Боюсь гнева Небесного, ответствовал Владимир. "Нет, - сказали Епископы: - ты поставлен Богом на казнь злым, а добрым на милование. Должно карать преступника, но только с рассмотрением". Великий Князь, приняв их совет, отменил шрафы и снова ввел смертную казнь, бывшую при Игоре и Святославе. 

 


 

Урок окружающего мира в 4 классе

Урок окружающего мира в 4 классе

Мотивация и самоопределение к деятельности-Ребята, сегодняшний урок окружающего мира я хочу начать со стихотворения

Мотивация и самоопределение к деятельности-Ребята, сегодняшний урок окружающего мира я хочу начать со стихотворения

Такая религия называлась язычество

Такая религия называлась язычество

Личность князя Владимира. Вывешивается иллюстрация князя

Личность князя Владимира. Вывешивается иллюстрация князя

Использование ЭФУ «Окружающий мир» -Сделайте вывод: правильно ли поступил князь

Использование ЭФУ «Окружающий мир» -Сделайте вывод: правильно ли поступил князь

Домашнее задание 1.Прочитать с

Домашнее задание 1.Прочитать с

Какое условие поставили Василий и

Какое условие поставили Василий и
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018