Игровой приём «Крестики-нолики» на уроке истории России в 9 классе «Великая российская революция: Февраль 1917 г.»
Автор-составитель: Наумова Любовь Дмитриевна, кпн, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 37 имени Героя Советского Союза Николая Ивановича Кузнецова г. Тюмень
Цель приёма: повторить, обобщить и закрепить знания, полученные на уроках истории России
Игра «Крестики-нолики» составлена автором на основе учебника:
История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. ч.1. / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович и др.]; под ред. А.В. Торкунова. -3-е изд.-М.: Просвещение, 2020.
1. Фронтальный вариант опроса учащихся.
Учитель заранее составляет вопросы в виде утверждений, на которые можно ответить «да» или «нет». Ответ «да» обозначается «Х», ответ «нет» обозначается «О». Учащиеся записывают ответы в таблицу, которую чертят у себя в тетради, состоящую в данном случае из 9 пронумерованных клеток.
Далее учитель объясняет учащимся правила игры: вам будут даны 9 утверждений. Некоторые из них ошибочные. Если вы согласитесь с утверждениями – поставите «Х», если не согласитесь – «О». Предупреждаю, что задание будет зачитано только дважды, будьте внимательны. По окончанию игры учитель демонстрирует на доске ученикам заполненную таблицу с верными ответами и, при необходимости, проводит работу над ошибками, а учащиеся саморефлексию.
Итогом становится самопроверка или взаимопроверка (с заполненного поля со школьной или интерактивной доски, слайда презентации) и анализ допущенных ошибок и рефлексия.
Критерии оценивания:
9 баллов- «5»;
7-8 баллов-«4»;
6-5 баллов-«3»;
От 4 баллов –«2».
Иногда учитель может выборочно назвать фамилии тех учащихся, которые он проверит самостоятельно. По итогам игры учитель выставляет учащимся оценки.
Можно внести в игровой прием состязательность, к примеру, заранее оговорить условия (например, в игре обязательно должны быть «победители», т.е. - «х» или «0», занявшие всю линию (горизонтальную, вертикальную или диагональную). И тогда только им и выставить за урок оценку «5».
2. Обычная игра `Крестики-нолики в парах.
Учитель определяет по жеребьевке: кто будет `крестик` ставить, а кто `нолик (обычно 1 либо 2 вариант)`. Задания в виде распечатанных карточек раздаются на парту либо всем одинаковые, либо несколько вариантов и по ходу игры в таблицу, начерченную на доске, вносятся верные ответы (Х и О).
Учитель определяет правила: на раздумье 1 минута, затем зачитывается верный ответ. Среди игроков начинает тот, кто ставит `крестик`, он выбирает на поле клеточку, но прежде, чем поставить свой знак, он должен ответить на вопрос, соответствующий номеру клетки. Если он отвечает правильно, то имеет право поставить свой `крестик` в выбранную клетку поля. Если ответа на вопрос не последовало, то поле остается пустым. Затем ход переходит другому игроку (вне зависимости: ответил предыдущий игрок или нет). Второй игрок в свою очередь выбирает клетку и отвечает на вопрос, который зафиксирован под номером этой клетки, но при этом ставит свой знак `нолик`. Выигрывает тот, кому удалось поставить первым 3 своих знака в один ряд (можно по вертикали, по горизонтали или по диагонали). Только ему учитель ставит оценку «5» по итогам урока. Игра всегда заканчивается анализом допущенных ошибок и рефлексией.
Другим вариантом игры является следующий: отдельным ученикам, можно и пожеланию, дается задание составить по параграфу верные, либо неверные утверждении. Затем эти задания выборочно при опросе домашнего задания даются игрокам в парах. Учитель оценивает составителя и игроков по окончании опроса домашнего задания.
Тема: «Великая российская революция: Февраль 1917 г.»
1. 23 февраля 1917 г. колонну демонстрантов возглавили женщины, требовавшие возвращения мужчин с фронта (да).
2. 2 марта 1917 г. Николай 2 подписал акт об отречении от престола в пользу своего сына Алексея (нет).
3. Временное правительство состояло из либералов, но проводило политику, одобренную Петроградским Советом( да).
4. Временным правительство называлаось потому, что должно было действовать до созыва Учредительного собрания (да).
5. Временное правительство возглавил П.Н. Милюков (нет).
6. Несмотря на то, что Исполкома Совета рабочих и солдатских депутатов передал власть Временному правительству, он оставил за собой право конролировтаь его деятельность (да).
7. Большевики не приняли активного участия в февральских событиях (да).
8. Временное правительство работало неэффективно и пережило 3 кризиса (да).
9. Временное правительство после кризисов возглавил александр Керенский(да).
1 Х
|
2 О |
3 Х |
4 Х
|
5 О |
6 Х |
7 Х
|
8 Х
|
9 Х
|
Х - верный ответ О - неверный ответ |
Критерии оценивания: 9 баллов- «5»; 7-8 баллов-«4»; 6-5 баллов-«3»; От 4 баллов –«2». |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.