Крестьяне и феодалы

  • docx
  • 13.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КРЕСТЬЯНЕ И ФЕОДАЛЫ.docx

У р о к …..

КРЕСТЬЯНЕ И ФЕОДАЛЫ

Цел и:

1.        Ознакомить учащихся с понятиями, характеризующими средневековое общество.

2.      Показать положение, условия жизни и быта разных слоев средневекового общества: крестьянства, феодалов.

♦ Основные понятия и термины: сословия, сеньоры, васса­лы, повинности, оброк, барщина, феодальная лестница, феодаль­ная вотчина, феод.

Ход  урока

I. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.     Феодальное общество.

2.   Жизнь и быт крестьян.

3.    Феодалы и их владения.

1. Феодальное общество.

Учитель просит учащихся вспомнить:

=> Что означает понятие «феодальная лестница»?

Учащиеся отвечают и приходят к выводу: отношения между феодалами были особенными, так как одни (более мелкие) были зависимы от других (более крупных).

Учащиеся дают определение понятий «сеньор» и «вассал».

Сеньор - крупный собственник земли, владел не только кре­стьянами, но ему обязаны были подчиняться и мелкие землевла­дельцы (вассалы).

Вассал («слуга») - состоящий на службе у сеньора и полу­чавший за это поместье (феод).

Учитель задает вопросы:

=> Кто был самым крупным собственником земли в государ­стве? (Король.) Следовательно, все были его вассалами.

=> Как складывалась феодальная лестница?

У герцогов и графов были свои вассалы - бароны. А у баро­нов вассалами были рыцари.

Учитель напоминает, что у сеньоров и вассалов были оп­ределенные обязанности относительно друг друга.

Сеньоры: обязаны давать в «держание» землю, оказывать своим вассалам защиту и покровительство, освобождать из плена, не допускать разорения.

Вассалы: обязывались выступать по приказу в поход, участ­вовать в суде сеньора, выкупать его из плена, помогать ему сове­том и делом.

Таким образом, складывалась феодальная лестница.

 

                                                                                                                                    Король

                                                                                                            Герцоги и графы

                                        Бароны

Рыцари     

Учащиеся отмечают, что крестьяне не входили в феодальную лестницу, значит, они были в зависимости от всех - и от рыцарей, и от баронов, и от герцогов, и от графов, и от короля.

Далее учитель характеризует средневековое общество. Средневековое общество Западной Европы делилось на три сословия:

-   духовенство,

-   рыцарство,

-   крестьянство.

Переход из одного сословия в другой был невозможен.

Учащимся предлагается заполнить таблицу «Сословия раннесредневековой Европы» (с. 92 данного пособия). (Проверка таблицы -в конце урока.)

2. Жизнь и быт крестьян.

Учитель раскрывает второй вопрос с помощью иллюстрации «Феодальное поместье» (с. 44). Учащиеся отвечают на вопросы:

=> Что сохранилось в поместье от общинных порядков?

= Что появилось нового?

Сословия раннесреднеаековой Европы

 

Сословия

Состав

Собственность, сословные занятия

Привилегии

I. Духовенство - служители католической христианской церкви

Папа Римский, епископы, аббаты, белое духовенство -священники, черное духо­венство - мо­нахи

Папская область, огром­ные земельные владения. Заботились о душе чело­века

Освобождались от налогов, во­енной службы; существовал свой церковный суд

II. Рыцари (конные воины)

Представители господствующего слоя об­щества (феода­лы)

Замок, землевладение. Основное занятие - воен­ная служба у своего сень­ора. Выработали мораль­ный кодекс - готовность прийти на помощь сла­бым, беззащитным, жен­щинам, детям, старикам. В остальное время - тур­ниры, пиры, охота

Владение зем­лей и крестья­нами, власть над своими васса­лами

III. Крестьянст­во

Зависимые, свободные

Землей не владели, землю арендовали, за пользова­ние землей платили оброк и отрабатывали барщину

Отсутствовали

 

Объяснение учителя:

В IX-X вв. вся земля находилась в собственности феодалов. Они владели полями и лугами, лесами, реками и озерами. На ранее свободной земле деревни возникает феодальная вотчина.

Феодальная вотчина - большое хозяйство феодала, в кото­ром работали зависимые крестьяне.

Учитель показывает: в центре вотчины располагается двор фео­дала, а позднее - замок.

Пахотная земля в вотчине делилась на две части:

-    господское поле,

-    крестьянские наделы.

Учитель обращает внимание на иллюстрации (с. 43): «Сев», «Жатва», «Обмолот».

За пользование землей зависимые крестьяне несли повинно­сти или выполняли принудительные обязанности.

Барщина - работы крестьян в хозяйстве феодалов

(с. 45, иллюстрация «Крестьяне на барщине»).

Оброк -     доля продуктов хозяйства крестьян (зерно, скот, птица, сало, мед, яйца) и изготовленных крестья­нами изделий (сукно, пряжа, полотно) отдавалась феодалу за пользование земельным наделом (с. 44, иллюстрация «Сдача оброка феодалу»).

Учитель ставит вопросы:

=> Как крестьяне обеспечивали себя одеждой, обувью, ме­белью?

=> Кто строил дом и все постройки во дворе?

= Кто изготовлял орудия труда?

Учащиеся приходят к выводу, что все необходимое для жизни кре­стьяне производили сами для себя (кроме соли и железа).

Учитель вновь обращает внимание учащихся на иллюстрацию «Феодальное поместье»:

= Кто строил для феодала дом, ткал полотно, шил одежду?

(Крестьяне).

=> А где феодал доставал конское снаряжение, изделия из же­леза, ведь эти предметы не могла делать каждая крестьянская семья?

В больших поместьях феодалы устраивали мастерские -ткацкие, кузнечные, оружейные. Там работали дворовые мастера.

В крупном хозяйстве крестьяне обеспечивали себя и феодала всем необходимым, поэтому ни феодалам, ни крестьянам почти ничего не приходилось покупать: все необходимое производилось

на месте.

=> Оставались ли у крестьян излишки?

Можно ли их было продать?

Учащиеся приходят к выводу: излишки оставались, но кре­стьяне отдавали их в качестве оброка феодалу.

=> А у феодалов были излишки?

=» Могли ли они торговать ими?

Дав учащимся время на размышление, учитель направляет их к следующим рассуждениям: излишки продуктов скапливались в дос­таточном количестве, и их можно было продавать.

=> А что делать в случае войны, низких урожаев и других не­благоприятных обстоятельств?

На этот случай излишки хранились в хозяйствах феодалов.

Таким образом, потребности продавать не существовало. По­чему? Во всей Европе все население занималось сельским хозяйст­вом и производило одни и те же продукты. Следовательно, феода­лы, не имея возможности и потребности вести торговлю, не имели и денег.

Учитель комментирует понятие «натуральное хозяйство».

Натуральное хозяйство - это система ведения хозяйства, при которой крестьяне обеспечивают и себя, и феодала всем необ­ходимым для жизни своим трудом, без выплаты денег.

3. Феодалы и их владения.

Вопрос о жизни феодалов и их владениях можно раскрыть на осно­ве самостоятельной  работы учащихся с текстом § 11. Перед учащимися ставятся вопросы:

=> Охарактеризуйте феодальное поместье в средневековой Европе.

=> Чем занимались феодалы помимо участия в различных войнах?

=> Охарактеризуйте воспитание рыцарей. => Определите, что актуально и современно звучит в рыцар­ском кодексе чести?

ДРУГОЙ ВАРИАНТ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОГО ВОПРОСА

Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрации к § 7 (с. 38-42) - изображения замков феодалов.

Объясняет, что при постройке замков использовались разные усло­вия местности:

-   литовский замок - посередине озера,

-   испанский замок - на равнине,

-   немецкий замок - на склоне.

Учитель дает проблемное  задание:

=> Определить, какое значение для феодалов имели турниры и охота? Зачем феодалам так необходимы были замки, военная подго­товка и специальное воспитание с детства, тяжелое вооружение?

Затем заслушиваются сообщения учащихся.

Темы сообщений:   1. «Замок феодала».

2.    «Снаряжение рыцаря».

3.     «Развлечения рыцаря».

4.  «Воспитание рыцаря». Далее учитель на основе текста учебника § 7; п. 4 и отрывков из средневековых  произведений  художественной   литературы   раскрывает сущность рыцарской морали (кодекса чести).

1.       «Песнь о Роланде» (XI-XII вв.) Не дай Господь и ангелы святые, Чтоб обесчестил я наш край родной. Позор и срам мне страшны - не кончина. Отвагою - вот чем мы Карлу милы. => Что герой ценит выше своей жизни? => В чем он видит позор и бесчестие?

              2.    Бертран де Борн

А рыцарю стареть бы не давали Отважный риск и вкус к делам большим, Пиры в его гостеприимном зале И щедрость, чей порыв неудержим: Пусть на турнир иль боевой отряд Свое добро он тратит все подряд... => На что рыцарь считает полезным и достойным тратить

свое богатство?

=> Какая норма поведения принималась рыцарями за образец?

=> Как рыцари добывали свое богатство?

           3. «Кудруна» (немецкая поэма XIII в.):

В бою - отважный рыцарь, Он свой прославил меч, Сильнейшие герои С ним опасались встреч.

=> Что воспевается в данном отрывке? (Смелость, воинская удаль, презрение к смерти.)

4. В этой же поэме описан идеальный рыцарь, или «рыцарь без страха и упрека».

Всему, что подобает, был выучен герой, Ни страха, ни упрека не зная за собой, За это восхищались им знатные девицы, Он был настолько щедрым, что все не могли надивиться. И так он был отважен, как твердит молва, Что мстил врагам и близких отстаивал права, Не выгоды, а чести искал он в каждом деле, О нем слагали сказки и песни на родине пели.

 => Что входило в понятие рыцарской чести?

=> Назовите черты идеального рыцаря; какими из них был наделен герой?

=> Чему был обучен герой поэмы?

5. Английская поговорка:

«Сеньор не садится за стол один».

=> Определите особенность поведения знатного феодала, от­раженную в данной поговорке.

6. Существует крылатое выражение:

«Положение обязывает».

=> Что означает это выражение?

=> Охарактеризуйте правила рыцарской чести; определите их смысл.

Учитель подводит учащихся к следующим рассуждениям:

-    знатные феодалы старались быть щедрыми; таким образом они заслуживали уважение у других феодалов;

-    были верны в служении королю и сеньору;

-    были смелы, презирали смерть.

Феодалы выработали правила рыцарской чести:

-    искать подвига,

-    бороться с врагами христианской веры,

-    защищать слабых (сирот и вдов).

 

Но в повседневной жизни феодалы были грубы и невежест­венны. Всех, кого рыцари считали «неблагородными», то есть лю­дей других сословий, они презирали и вели себя по отношению к ним крайне высокомерно.

III.  Закрепление изученного материала.

Работа над таблицей «Сословия раннесредневековой Европы». Вывод: переход из одного сословия в другое был невоз­можен.

IV.  Итог урока.

Домашнее задание: § 11-12, работа над вопросами

(§ 11, вопросы 2, 3; § 12, вопросы 2, 4.)

* Желающие могут выполнить творческие  работы:

1. Подготовить сообщение: «Один день из жизни феодала» и про­иллюстрировать его:     

·         замок феодала,

·         рыцарский турнир, прекрасная дама.

·         «Средневековые девизы и гербы».

2.   Выполнить иллюстрации на темы:

«Снаряжение рыцаря», «Рыцарский замок», «Прекрасная дама рыцаря».

3. Подготовить сообщение:

«Один день из жизни крестьянской семьи», проиллюстрировать его:    

·                 занятия крестьян

·                 оброк, барщина

·         орудия труда.

 

 Выбрать время года, когда будет происходить действие.