У р о к …..
КРЕСТЬЯНЕ И ФЕОДАЛЫ
Цел и:
1. Ознакомить учащихся с понятиями, характеризующими средневековое общество.
2. Показать положение, условия жизни и быта разных слоев средневекового общества: крестьянства, феодалов.
♦ Основные понятия и термины: сословия, сеньоры, вассалы, повинности, оброк, барщина, феодальная лестница, феодальная вотчина, феод.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Феодальное общество.
2. Жизнь и быт крестьян.
3. Феодалы и их владения.
1. Феодальное общество.
Учитель просит учащихся вспомнить:
=> Что означает понятие «феодальная лестница»?
Учащиеся отвечают и приходят к выводу: отношения между феодалами были особенными, так как одни (более мелкие) были зависимы от других (более крупных).
Учащиеся дают определение понятий «сеньор» и «вассал».
Сеньор - крупный собственник земли, владел не только крестьянами, но ему обязаны были подчиняться и мелкие землевладельцы (вассалы).
Вассал («слуга») - состоящий на службе у сеньора и получавший за это поместье (феод).
Учитель задает вопросы:
=> Кто был самым крупным собственником земли в государстве? (Король.) Следовательно, все были его вассалами.
=> Как складывалась феодальная лестница?
У герцогов и графов были свои вассалы - бароны. А у баронов вассалами были рыцари.
Учитель напоминает, что у сеньоров и вассалов были определенные обязанности относительно друг друга.
Сеньоры: обязаны давать в «держание» землю, оказывать своим вассалам защиту и покровительство, освобождать из плена, не допускать разорения.
Вассалы: обязывались выступать по приказу в поход, участвовать в суде сеньора, выкупать его из плена, помогать ему советом и делом.
Таким образом, складывалась феодальная лестница.
Король
Герцоги и графы
Бароны
Рыцари
Учащиеся отмечают, что крестьяне не входили в феодальную лестницу, значит, они были в зависимости от всех - и от рыцарей, и от баронов, и от герцогов, и от графов, и от короля.
Далее учитель характеризует средневековое общество. Средневековое общество Западной Европы делилось на три сословия:
- духовенство,
- рыцарство,
- крестьянство.
Переход из одного сословия в другой был невозможен.
Учащимся предлагается заполнить таблицу «Сословия раннесредневековой Европы» (с. 92 данного пособия). (Проверка таблицы -в конце урока.)
2. Жизнь и быт крестьян.
Учитель раскрывает второй вопрос с помощью иллюстрации «Феодальное поместье» (с. 44). Учащиеся отвечают на вопросы:
=> Что сохранилось в поместье от общинных порядков?
= Что появилось нового?
Сословия раннесреднеаековой Европы
Сословия |
Состав |
Собственность, сословные занятия |
Привилегии |
I. Духовенство - служители католической христианской церкви |
Папа Римский, епископы, аббаты, белое духовенство -священники, черное духовенство - монахи |
Папская область, огромные земельные владения. Заботились о душе человека |
Освобождались от налогов, военной службы; существовал свой церковный суд |
II. Рыцари (конные воины) |
Представители господствующего слоя общества (феодалы) |
Замок, землевладение. Основное занятие - военная служба у своего сеньора. Выработали моральный кодекс - готовность прийти на помощь слабым, беззащитным, женщинам, детям, старикам. В остальное время - турниры, пиры, охота |
Владение землей и крестьянами, власть над своими вассалами |
III. Крестьянство |
Зависимые, свободные |
Землей не владели, землю арендовали, за пользование землей платили оброк и отрабатывали барщину |
Отсутствовали |
Объяснение учителя:
В IX-X вв. вся земля находилась в собственности феодалов. Они владели полями и лугами, лесами, реками и озерами. На ранее свободной земле деревни возникает феодальная вотчина.
Феодальная вотчина - большое хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.
Учитель показывает: в центре вотчины располагается двор феодала, а позднее - замок.
Пахотная земля в вотчине делилась на две части:
- господское поле,
- крестьянские наделы.
Учитель обращает внимание на иллюстрации (с. 43): «Сев», «Жатва», «Обмолот».
За пользование землей зависимые крестьяне несли повинности или выполняли принудительные обязанности.
Барщина - работы крестьян в хозяйстве феодалов
(с. 45, иллюстрация «Крестьяне на барщине»).
Оброк - доля продуктов хозяйства крестьян (зерно, скот, птица, сало, мед, яйца) и изготовленных крестьянами изделий (сукно, пряжа, полотно) отдавалась феодалу за пользование земельным наделом (с. 44, иллюстрация «Сдача оброка феодалу»).
Учитель ставит вопросы:
=> Как крестьяне обеспечивали себя одеждой, обувью, мебелью?
=> Кто строил дом и все постройки во дворе?
= Кто изготовлял орудия труда?
Учащиеся приходят к выводу, что все необходимое для жизни крестьяне производили сами для себя (кроме соли и железа).
Учитель вновь обращает внимание учащихся на иллюстрацию «Феодальное поместье»:
= Кто строил для феодала дом, ткал полотно, шил одежду?
(Крестьяне).
=> А где феодал доставал конское снаряжение, изделия из железа, ведь эти предметы не могла делать каждая крестьянская семья?
В больших поместьях феодалы устраивали мастерские -ткацкие, кузнечные, оружейные. Там работали дворовые мастера.
В крупном хозяйстве крестьяне обеспечивали себя и феодала всем необходимым, поэтому ни феодалам, ни крестьянам почти ничего не приходилось покупать: все необходимое производилось
на месте.
=> Оставались ли у крестьян излишки?
= Можно ли их было продать?
Учащиеся приходят к выводу: излишки оставались, но крестьяне отдавали их в качестве оброка феодалу.
=> А у феодалов были излишки?
=» Могли ли они торговать ими?
Дав учащимся время на размышление, учитель направляет их к следующим рассуждениям: излишки продуктов скапливались в достаточном количестве, и их можно было продавать.
=> А что делать в случае войны, низких урожаев и других неблагоприятных обстоятельств?
На этот случай излишки хранились в хозяйствах феодалов.
Таким образом, потребности продавать не существовало. Почему? Во всей Европе все население занималось сельским хозяйством и производило одни и те же продукты. Следовательно, феодалы, не имея возможности и потребности вести торговлю, не имели и денег.
Учитель комментирует понятие «натуральное хозяйство».
Натуральное хозяйство - это система ведения хозяйства, при которой крестьяне обеспечивают и себя, и феодала всем необходимым для жизни своим трудом, без выплаты денег.
3. Феодалы и их владения.
Вопрос о жизни феодалов и их владениях можно раскрыть на основе самостоятельной работы учащихся с текстом § 11. Перед учащимися ставятся вопросы:
=> Охарактеризуйте феодальное поместье в средневековой Европе.
=> Чем занимались феодалы помимо участия в различных войнах?
=> Охарактеризуйте воспитание рыцарей. => Определите, что актуально и современно звучит в рыцарском кодексе чести?
ДРУГОЙ ВАРИАНТ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОГО ВОПРОСА
Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрации к § 7 (с. 38-42) - изображения замков феодалов.
Объясняет, что при постройке замков использовались разные условия местности:
- литовский замок - посередине озера,
- испанский замок - на равнине,
- немецкий замок - на склоне.
Учитель дает проблемное задание:
=> Определить, какое значение для феодалов имели турниры и охота? Зачем феодалам так необходимы были замки, военная подготовка и специальное воспитание с детства, тяжелое вооружение?
Затем заслушиваются сообщения учащихся.
Темы сообщений: 1. «Замок феодала».
2. «Снаряжение рыцаря».
3. «Развлечения рыцаря».
4. «Воспитание рыцаря». Далее учитель на основе текста учебника § 7; п. 4 и отрывков из средневековых произведений художественной литературы раскрывает сущность рыцарской морали (кодекса чести).
1. «Песнь о Роланде» (XI-XII вв.) Не дай Господь и ангелы святые, Чтоб обесчестил я наш край родной. Позор и срам мне страшны - не кончина. Отвагою - вот чем мы Карлу милы. => Что герой ценит выше своей жизни? => В чем он видит позор и бесчестие?
2. Бертран де Борн
А рыцарю стареть бы не давали Отважный риск и вкус к делам большим, Пиры в его гостеприимном зале И щедрость, чей порыв неудержим: Пусть на турнир иль боевой отряд Свое добро он тратит все подряд... => На что рыцарь считает полезным и достойным тратить
свое богатство?
=> Какая норма поведения принималась рыцарями за образец?
=> Как рыцари добывали свое богатство?
3. «Кудруна» (немецкая поэма XIII в.):
В бою - отважный рыцарь, Он свой прославил меч, Сильнейшие герои С ним опасались встреч.
=> Что воспевается в данном отрывке? (Смелость, воинская удаль, презрение к смерти.)
4. В этой же поэме описан идеальный рыцарь, или «рыцарь без страха и упрека».
Всему, что подобает, был выучен
герой, Ни
страха, ни упрека не зная за собой, За это восхищались им знатные девицы, Он был настолько щедрым, что все
не могли
надивиться. И так он был отважен,
как твердит молва, Что мстил врагам и
близких отстаивал права, Не выгоды, а
чести искал он в каждом деле, О нем слагали сказки и песни на родине
пели.
=> Что входило в понятие рыцарской чести?
=> Назовите черты идеального рыцаря; какими из них был наделен герой?
=> Чему был обучен герой поэмы?
5. Английская поговорка:
«Сеньор не садится за стол один».
=> Определите особенность поведения знатного феодала, отраженную в данной поговорке.
6. Существует крылатое выражение:
«Положение обязывает».
=> Что означает это выражение?
=> Охарактеризуйте правила рыцарской чести; определите их смысл.
Учитель подводит учащихся к следующим рассуждениям:
- знатные феодалы старались быть щедрыми; таким образом они заслуживали уважение у других феодалов;
- были верны в служении королю и сеньору;
- были смелы, презирали смерть.
Феодалы выработали правила рыцарской чести:
- искать подвига,
- бороться с врагами христианской веры,
- защищать слабых (сирот и вдов).
Но в повседневной жизни феодалы были грубы и невежественны. Всех, кого рыцари считали «неблагородными», то есть людей других сословий, они презирали и вели себя по отношению к ним крайне высокомерно.
III. Закрепление изученного материала.
Работа над таблицей «Сословия раннесредневековой Европы». Вывод: переход из одного сословия в другое был невозможен.
IV. Итог урока.
Домашнее задание: § 11-12, работа над вопросами
(§ 11, вопросы 2, 3; § 12, вопросы 2, 4.)
* Желающие могут выполнить творческие работы:
1. Подготовить сообщение: «Один день из жизни феодала» и проиллюстрировать его:
· замок феодала,
· рыцарский турнир, прекрасная дама.
· «Средневековые девизы и гербы».
2. Выполнить иллюстрации на темы:
«Снаряжение рыцаря», «Рыцарский замок», «Прекрасная дама рыцаря».
3. Подготовить сообщение:
«Один день из жизни крестьянской семьи», проиллюстрировать его:
· занятия крестьян
· оброк, барщина
· орудия труда.
Выбрать время года, когда будет происходить действие.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.