КРЕТИВНОСТЬ В УЧИТЕЛЬСКОМ ДЕЛО – ЗАЛОГ УСПЕХА
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ ЭССЕ
Из педагогического опыта
Успех – не успех любого проекта напрямую зависит от наличия или отсутствия креативной перспективы. Креативность – отрицание шаблонов.
Есть вещи, которые никак не связаны с работой мозга. Озарение, а потом осознание происходящего происходит, когда человек полностью отключен. Другими словами, это состояние сродни медитации. Для меня медитационные моменты, когда в голове возникают нестандартные идеи, когда нахожусь наедине с природой, где в укромном месте в парке. Чтобы оказаться в подобном состоянии, необходимо никуда не спешить, когда тебя не связывают какие-то повседневные обязательства.
Еще прекрасные ощущение испытываю под контрастным душем и, особенно острые ощущения и необыкновенный прилив душевных и психологических сил после крещенского купания.
Свежие идеи и креативность мышления в проекте «А» в КРУГе» очень важны. Сейчас никого не удивишь наличием школьного издания. А вот чтобы оно стало «субстанцией, которая притягивает, объединяет и вдохновляет» на энергетическом уровне, это дорого стоит. Над этим работаю без «перерыва на обед».
Если креативность проекта переходит в категорию установившейся нормы – проект теряет свою эффективность. Да, это очень-очень сложно: постоянно находить креативные варианты. Но без такого подхода проект будет обречен на угасание.
Я внимательно слежу за развитием в сфере детско-юношеской журналистики. Ценный опыт беру на вооружение. Но не копирую слепо, а творчески перерабатываю и создаю эксклюзивный авторский вариант. Мне скучно идти по накатанной дорожке. Главная ценность в моей работе – качество и профессионализм. Прислушиваюсь к голосу интуиции и потом принимаю решения. Внутренний голос еще ни разу не подвел.
Осознаю, что не всегда будет получаться выбирать наиболее удачное решение: в этой творческой среде не обойти стороной неудачи, ошибки и т.д. Это нормально. «Через тернии к звездам» - это как раз об этом. Ошибаться – это не столько хорошо, сколько полезно. Когда говорят, что нужно учиться на чужих ошибках, то это блеф. Нужно самом через все пройти, все прочувствовать.
Успех – не успех еще напрямую связан с формированием команды. Единство – важная составляющая. В нашем случае – единство учителя, детей и их родителей. Пожалуй, это самое сложное, над чем приходится постоянно работать и совершенствовать формы и приемы деятельности.
Проект получился уникальным. И все же, основное внимание уделяю не себе, мол, какой я молодец, а на то, чтобы наша деятельность приносила пользу другим. Поэтому и нахожусь в постоянном поиске наиболее перспективных направлений в деятельности.
Жизненный опыт – большое дело. Только с годами начинаешь понимать, как поддержать мотивацию в каждом ребенке. Ведь каждый ребенок – это отдельная история. Роль учителя – значительна, без права на ошибку, ситуация сродни с минером, который за ошибку расплачивается собственной жизнью.
Всегда нужно помнить, что человеком движет смысл. А они у каждого разные. Здесь шаблонные категорически неприемлемы. Многое зависит от того, в какой среде ребенок находится. То есть, у учителя должна быть и эта информация. Другими словами – деятельность педагога многофункциональная.
Отмечу, что абсолютно все дети от рождения креативны, которую, к сожалению, с годами они теряют под воздействием окружающей среды и школы. Всегда стараюсь размышлять о том, что происходит в системе образования. Это помогает определить собственную позицию по тем или иным вопросам. Ну, и поддерживать креативность в своей деятельности. Постоянно учусь. Изучаю чужой опыт. Вот в этом жизненном ритме и стремлюсь постоянно находиться.
Владимир Иванович ТОЛСТИКОВ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.