Криотерапия и её значение для активизации мелкой моторики и стимуляции развития речи

  • doc
  • 10.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Криотерапия.doc

Криотерапия и её значение для активизации мелкой моторики и стимуляции развития речи

 

         Многолетняя практика, показывает, что с каждым годом возрастает число детей, имеющих различные речевые нарушения. Задержка речевого развития встречается и у здоровых детей с сохранным слухом, и не имеющих поражения ЦНС.

         Считалось, что главное от чего зависит развитие речи, это степень речевого общения детей со взрослыми. Родителям и воспитателям обычно дают совет: как можно больше разговаривать с ребёнком. Родители стараются беседовать с малышом при любой возможности, но он продолжает чаще изъясняться жестами.

         В ходе моей работы, как логопедом, так и воспитателем, было замечено, что дети, у которых не достаточно развита речь, хуже справляются с заданиями по изобразительной деятельности. В чём же связь развития речи ребёнка с его успехами в изодеятельности?

         Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга человека, то становится ясно, что речевая зона расположена рядом с двигательной зоной и является её частью. Может быть, речь зависит от развития моторики ребёнка в целом?

         Нет, исследования показали, что это не так. Около трети всей двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны [1, с.96]. Понятно, что тренировка движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие речевой активности ребёнка. Для определения уровня развития речи с детьми двух лет проведите такой эксперимент: попросите ребёнка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика. Если ребёнок не говорит, то и пальцы у него напряжены, сгибаются и разгибаются все вместе или наоборот, вялые, «ватные», не делают отдельных движений.  Эти дети будут испытывать затруднения на занятиях по изобразительной деятельности.

         Ребёнку, у которого речь развивается по возрасту, удаётся повторить за вами изолированные движения пальчиками. Учёные установили, что детям после трёх лет доступны следующие позы пальцев: «гусь», «коза», «ножницы», «кольцо».  Дети четырёх лет могут успешно воспроизвести движения: ладонь – кулак – ребро. [3; с.65]  В чём же заключается связь движений пальцев и успеха в развитии речи и изодеятельности?

         В ходе эволюции человека движения руки, её пальцев, тесно связывались с речевой функцией. Сначала общение происходило с помощью жестов. Постепенно жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она ещё долго была связана с жестикуляторной деятельностью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. Из поколения в поколение человек выполнял руками всё более тонкую работу. В связи с этим увеличивалась проекция кисти руки в мозге человека. Таким образом, развитие функции руки и речи у человека шли параллельно. [1; с.317]

         Примерно таков же характер развития речи ребёнка. Сначала развиваются движения пальцев руки. Когда они достигают достаточно точности, начинается интенсивное развитие речи.

         Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми 6-7 месяцев. В этот период делают массаж, сгибание-разгибание пальцев.

         Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики зачастую предлагают:

- мозаику;

- пористые губки (сжимать – разжимать);

- клубочки ниток (для наматывания);

- пособия по застёгиванию пуговиц;

- наборы верёвочек для завязывания и заплетания;

- различные пособия со шнуровками;

- палочки (выкладывать узоры) и многое другое.

         В период работы в центре реабилитации для детей-инвалидов, мне приходилось заниматься в основном с детьми с ДЦП (детский церебральный паралич). У таких детей наблюдаются различные формы дизартрии и, практически всегда, страдает моторика [1; c 315]. Основные направления коррекционной работы по формированию двигательных функций предполагают комплексное, системное воздействие, включающее медикаментозное лечение, различные массажи, лечебную физкультуру и упражнения, тесно связанные с развитием движений во всех режимных моментах [2; с.112]. Развивать  речь детей с тяжёлыми речевыми нарушениями невозможно без специального массажа органов артикуляции. Для этого традиционно проводится зондовый массаж. Но кроме этого мы успешно применяли и нетрадиционную методику - криотерапию.

         Уже работая в детском саду, и столкнувшись с трудностями детей-логопатов в изодеятельности, мы решили попробовать применять криотерапию в своей практике.

КРИОТЕРАПИЯ – контрастная терапия.

Это воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона.

         Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких движений при изодеятельности и, как следствие, улучшает процесс  развития речи.

Методика проведения криотерапии.

Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках» или подставках от шоколадных конфет.

         Криотерапия проводится в три этапа.

1.Лёд высыпают в большую миску. Дети стоят вокруг стола и перебирают руками лёд (начинают с 10-15 секунд). Затем разогревают руки на горячей грелке (тазу с тёплой водой или пластиковые бутылки с горячей водой). Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.

2. После криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки (приведение большого пальца связано с зоной мышления). Затем проводится любая пальчиковая гимнастика.

3. Развитие тактильной чувствительности:

- растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок. Собрать шишки в одну посуду, а шарики в другую и т.д.;

- поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак);

- развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.

Необходимо помнить и о ПРОТИВОПОКАЗАНИЯХ.

Нельзя проводить криотерапию детям с:

- эписиндромом;

- миопатией (наследственное заболевание);

- очень гибким детям.

Осторожно применять криотерапию с:

- длительно и часто болеющими детьми;

- гипервозбудимыми детьми.

Существует ещё одна процедура, активизирующая мыслительную и речевую деятельность детей:

АУРИКУЛО – МАССАЖ (Чарели).

1.Быстро загнуть ушные раковины к лицу и резко отпустить (2 раза).

2.Поглаживающие движения ушных раковин по часовой стрелке и против часовой стрелки (10-15 сек).

3. Оттягивание мочек ушей вниз (15-20 сек).

4. Массирующие движения мочек ушей по часовой стрелке и против часовой стрелки (20 сек).

5. Большой палец поставить в слуховое отверстие, указательный – под козелок. Резко сжимать козелок (20 сек).

6. Массирующие и сжимающие действия на противокозелок (20 сек).

Данные виды работы не требуют больших затрат времени. Их можно проводить перед завтраком или после него, а также в любое свободное время. А значение криотерапии переоценить невозможно. У детей значительно улучшаются не только движения кисти руки, но и стимулируется развитие речи.