Критериальное оценивание как эффективный способ повышения качества учения
Оценка 4.9

Критериальное оценивание как эффективный способ повышения качества учения

Оценка 4.9
docx
20.09.2020
Критериальное оценивание как эффективный способ повышения качества учения
статья критер оценив.docx

СТАТЬЯ.

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УЧЕНИЯ.

          Начало учебного года. Второй класс. Ученики знакомятся с отметкой. И очень важно суметь избежать ситуации, когда учитель принимает на себя роль безапелляционного судьи, уверенного в том, что его знания абсолютны и только он знает, что нужно делать и как это оценивать. Отметка в данной ситуации сообщается ученику как окончательный результат и обжалованию не подлежит. Такой подход приводит к тому, что у ученика будут отсутствовать стимулы для развития, у него не будет шансов улучшить ситуацию, если результат не совпадает с ожидаемым. Отсюда, ученик часто недоволен отметкой, а учитель не готов обсуждать причины выставления этой отметки. Назревает конфликт недовольства, бессилия и непонимания между учеником и учителем. Родители хотят защитить своего ребенка, высказывают свое недовольство учителю, что может вызвать негативное отношение ученика к учителю.

       Решить эти проблемы помогает критериальное оценивание, самооценивание. Так как оно позволяет оценивать не только результат познавательной деятельности, но и процесс работы, приводящий к этому результату. Если правильно применять критериальное оценивание, то можно успешно мотивировать всех без исключения учеников, даже тех, кто не слишком интересуется предметом и плохо усваивает материал. Как такое может быть? Может, так как такое оценивание восстанавливает связь между оценкой и индивидуальным процессом ученика, помогая двигаться с того уровня, на котором он находился в данный момент.

      Все дело в критериях. Обучающимся изначально известны критерии, по которым будет оцениваться работа, они являются неотъемлемой частью задания, изложены письменно и доступны для всех. Здесь важна система, продолжительный период использования критериального оценивания. И обязательно, в процессе деятельности, у обучающихся должна быть возможность проконсультироваться с педагогом и узнать, соответствует ли работа ожидаемому результату и что можно сделать для ее улучшения.  У учеников возникает понимание: что я знаю и чего не знаю, что можно сделать, чтобы усвоить предмет.

      В свою очередь, и у учителя появляется возможность отследить даже самое незначительное продвижение обучающегося, возможность видеть главное – старание и стремление ребенка продвигаться вперед.

Например, я своим второклассникам предложила накопительную систему, выделила следующие критерии оценивания и самооценивания их домашних и классных работ:

№пп

Критерии

Количество баллов

Итого баллов

1

Каллиграфия по правилам

1

5

2

Чистота, аккуратность, письмо без исправлений

1

3

Правильность

 

 

- без ошибок

3

 

- с 1-2 ошибками

2

4

 

- более 2 ошибок

1

3 или 2

Критерии оценивания самостоятельных, контрольных и проверочных работ:

Процент выполнения %

Баллы

100 - 90

5

80 – 61

4

60 - 50

3

Менее 50

2

Критерии оценивания словарного диктанта:

Количество ошибок (в словарном диктанте из 15 слов)

Отметка

Без ошибок

5

1 ошибка

4

2 ошибки

3

3 и более

2

 

Для оценивания работы с литературным произведением можно использовать следующие критерии (по М. А.  Пинской). Критерии оценивания заранее устанавливаются учениками и учителем. Например, для оценки инсценировки, представленной группой, это могут быть правильность, выразительность, артистичность, зрительная критика. Оценивание будет в баллах, поэтому достижения определяются очень четко. Сложив баллы по каждому критерию, ученики получают суммарную бальную оценку и могут более точно оценить свои выступления и сравнить работы разных групп. Примерные шкалы.

Критерии правильности:

- произведение прочитано всеми участниками проекта без единой ошибки, т. е. каждый выучил свою роль и прочитал ее без запинок, вовремя произносил свою реплику – 5 баллов;

- кем-либо из группы было допущено одна-две ошибки – 4 балла;

- кем-либо из группы было допущено три-четыре ошибки – 3 балла;

- кем-либо из группы было допущено пять-шесть ошибок – 2 балла;

- участниками проекта было допущено более шести ошибок – 1 балл.

Критерии выразительности:

- произведение прочитано всеми участниками проекта идеально, т. е. каждый прочитал свою роль, используя соответствующие средства выразительности (интонацию, паузы, выделение ключевых слов) – 5 баллов;

- кем-либо из группы было допущено одна-две ошибки – 4 балла;

- кем-либо из группы было допущено три-четыре ошибки – 3 балла;

- кем-либо из группы было допущено пять-шесть ошибок – 2 балла;

- участниками проекта было допущено более шести ошибок – 1 балл.

Критерии артистичности:

- произведение не просто выразительно прочитано, но и идеально сыграно всеми участниками проекта (использование мимики, движений, костюмов или элементов костюмов, декораций, музыкального сопровождения) – 5 баллов;

- не выполнено одно-два условия – 4 балла;

- не выполнено три условия – 3 балла;

- не выполнено четыре условия – 2 балла;

- не выполнено пять условий – 1 балл.

Критерии оценки зрителя-критика:

- постоянное участие всех членов группы в обсуждении выступлений других участников проекта – 5 баллов;

- в обсуждении участвовали не все члены группы, но постоянно – 4 балла;

- в обсуждении участвовали не все члены группы и  непостоянно – 3 балла;

- в обсуждении постоянно участвовал только один член группы – 2 балла;

- в обсуждении постоянно участвовал только один член группы и непостоянно – 1 балл.

После выступления каждой группы проводится обсуждение ее работы и в общей дискуссии определяется уровень достижения того или иного критерия.  Затем даются устные рекомендации как отдельным участникам, так и всей группе. Оценивание и рекомендации дают учащиеся, которые являются зрителями-критиками. Все это приводит к следующим положительным результатам: помогает учить литературное произведение и получать от урока удовольствие; наполняет учение эмоциональными переживаниями4 делает каждого ребенка активным участником собственного обучения.

Таким образом, критериальное оценивание позволит решить следующие задачи:

- оценка становится более объективной и прозрачной и для ученика, и для учителя;

- ученик научается точно оценивать границы своего знания;

- обеспечивается обратная связь как ученику, так и учителю, и эта обратная связь становится объективной.

Сентябрь 2020 года

Евсеева С.В., учитель начальных классов


 

СТАТЬЯ. КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

СТАТЬЯ. КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

Критерии оценивания самостоятельных, контрольных и проверочных работ:

Критерии оценивания самостоятельных, контрольных и проверочных работ:

Критерии артистичности: - произведение не просто выразительно прочитано, но и идеально сыграно всеми участниками проекта (использование мимики, движений, костюмов или элементов костюмов, декораций, музыкального сопровождения)…

Критерии артистичности: - произведение не просто выразительно прочитано, но и идеально сыграно всеми участниками проекта (использование мимики, движений, костюмов или элементов костюмов, декораций, музыкального сопровождения)…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2020