СТАТЬЯ.
КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УЧЕНИЯ.
Начало учебного года. Второй класс. Ученики знакомятся с отметкой. И очень важно суметь избежать ситуации, когда учитель принимает на себя роль безапелляционного судьи, уверенного в том, что его знания абсолютны и только он знает, что нужно делать и как это оценивать. Отметка в данной ситуации сообщается ученику как окончательный результат и обжалованию не подлежит. Такой подход приводит к тому, что у ученика будут отсутствовать стимулы для развития, у него не будет шансов улучшить ситуацию, если результат не совпадает с ожидаемым. Отсюда, ученик часто недоволен отметкой, а учитель не готов обсуждать причины выставления этой отметки. Назревает конфликт недовольства, бессилия и непонимания между учеником и учителем. Родители хотят защитить своего ребенка, высказывают свое недовольство учителю, что может вызвать негативное отношение ученика к учителю.
Решить эти проблемы помогает критериальное оценивание, самооценивание. Так как оно позволяет оценивать не только результат познавательной деятельности, но и процесс работы, приводящий к этому результату. Если правильно применять критериальное оценивание, то можно успешно мотивировать всех без исключения учеников, даже тех, кто не слишком интересуется предметом и плохо усваивает материал. Как такое может быть? Может, так как такое оценивание восстанавливает связь между оценкой и индивидуальным процессом ученика, помогая двигаться с того уровня, на котором он находился в данный момент.
Все дело в критериях. Обучающимся изначально известны критерии, по которым будет оцениваться работа, они являются неотъемлемой частью задания, изложены письменно и доступны для всех. Здесь важна система, продолжительный период использования критериального оценивания. И обязательно, в процессе деятельности, у обучающихся должна быть возможность проконсультироваться с педагогом и узнать, соответствует ли работа ожидаемому результату и что можно сделать для ее улучшения. У учеников возникает понимание: что я знаю и чего не знаю, что можно сделать, чтобы усвоить предмет.
В свою очередь, и у учителя появляется возможность отследить даже самое незначительное продвижение обучающегося, возможность видеть главное – старание и стремление ребенка продвигаться вперед.
Например, я своим второклассникам предложила накопительную систему, выделила следующие критерии оценивания и самооценивания их домашних и классных работ:
№пп |
Критерии |
Количество баллов |
Итого баллов |
1 |
Каллиграфия по правилам |
1 |
5 |
2 |
Чистота, аккуратность, письмо без исправлений |
1 |
|
3 |
Правильность |
|
|
|
- без ошибок |
3 |
|
|
- с 1-2 ошибками |
2 |
4 |
|
- более 2 ошибок |
1 |
3 или 2 |
Критерии оценивания самостоятельных, контрольных и проверочных работ:
Процент выполнения % |
Баллы |
100 - 90 |
5 |
80 – 61 |
4 |
60 - 50 |
3 |
Менее 50 |
2 |
Критерии оценивания словарного диктанта:
Количество ошибок (в словарном диктанте из 15 слов) |
Отметка |
Без ошибок |
5 |
1 ошибка |
4 |
2 ошибки |
3 |
3 и более |
2 |
Для оценивания работы с литературным произведением можно использовать следующие критерии (по М. А. Пинской). Критерии оценивания заранее устанавливаются учениками и учителем. Например, для оценки инсценировки, представленной группой, это могут быть правильность, выразительность, артистичность, зрительная критика. Оценивание будет в баллах, поэтому достижения определяются очень четко. Сложив баллы по каждому критерию, ученики получают суммарную бальную оценку и могут более точно оценить свои выступления и сравнить работы разных групп. Примерные шкалы.
Критерии правильности:
- произведение прочитано всеми участниками проекта без единой ошибки, т. е. каждый выучил свою роль и прочитал ее без запинок, вовремя произносил свою реплику – 5 баллов;
- кем-либо из группы было допущено одна-две ошибки – 4 балла;
- кем-либо из группы было допущено три-четыре ошибки – 3 балла;
- кем-либо из группы было допущено пять-шесть ошибок – 2 балла;
- участниками проекта было допущено более шести ошибок – 1 балл.
Критерии выразительности:
- произведение прочитано всеми участниками проекта идеально, т. е. каждый прочитал свою роль, используя соответствующие средства выразительности (интонацию, паузы, выделение ключевых слов) – 5 баллов;
- кем-либо из группы было допущено одна-две ошибки – 4 балла;
- кем-либо из группы было допущено три-четыре ошибки – 3 балла;
- кем-либо из группы было допущено пять-шесть ошибок – 2 балла;
- участниками проекта было допущено более шести ошибок – 1 балл.
Критерии артистичности:
- произведение не просто выразительно прочитано, но и идеально сыграно всеми участниками проекта (использование мимики, движений, костюмов или элементов костюмов, декораций, музыкального сопровождения) – 5 баллов;
- не выполнено одно-два условия – 4 балла;
- не выполнено три условия – 3 балла;
- не выполнено четыре условия – 2 балла;
- не выполнено пять условий – 1 балл.
Критерии оценки зрителя-критика:
- постоянное участие всех членов группы в обсуждении выступлений других участников проекта – 5 баллов;
- в обсуждении участвовали не все члены группы, но постоянно – 4 балла;
- в обсуждении участвовали не все члены группы и непостоянно – 3 балла;
- в обсуждении постоянно участвовал только один член группы – 2 балла;
- в обсуждении постоянно участвовал только один член группы и непостоянно – 1 балл.
После выступления каждой группы проводится обсуждение ее работы и в общей дискуссии определяется уровень достижения того или иного критерия. Затем даются устные рекомендации как отдельным участникам, так и всей группе. Оценивание и рекомендации дают учащиеся, которые являются зрителями-критиками. Все это приводит к следующим положительным результатам: помогает учить литературное произведение и получать от урока удовольствие; наполняет учение эмоциональными переживаниями4 делает каждого ребенка активным участником собственного обучения.
Таким образом, критериальное оценивание позволит решить следующие задачи:
- оценка становится более объективной и прозрачной и для ученика, и для учителя;
- ученик научается точно оценивать границы своего знания;
- обеспечивается обратная связь как ученику, так и учителю, и эта обратная связь становится объективной.
Сентябрь 2020 года
Евсеева С.В., учитель начальных классов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.