Выступление на районном семинаре учителей физики
Тема семинара:
Преподавание предмета физика в условиях обновления содержания образования: приоритеты, педагогическая практика.
« Критериальное оценивание учебных достижений на уроках физики
в условиях обновления содержания образования.»
Стукало Татьяна Петровна
Учитель физики и математики
КГУ « Вознесенская основная школа »
Переход к обновлению содержания образования предъявляет новые требования к преподаванию в рамках компетентностного подхода к обучению . По обновленному содержанию образования в результате обучения у обучающихся должны быть сформированы навыки критического мышления, самостоятельного исследования и глубокого анализа информации.
Результаты обучения – это ожидаемые и измеряемые достижения обучающихся и выпускников, которые выражаются через знания, умения, навыки и учебную деятельность .
Обновление содержания образования предполагает применение эффективных педагогических технологий, в том числе и технологии критериального оценивания.
Критериальное оценивание понимается как оценка учебных достижений обучающихся по критериям, которые отражают их достижения по разным направлениям учебной деятельности.
Критерии помогают обучающимся более объективно оценивать качество собственной работы и помогает понять, как учиться, чему учиться, а главное, зачем учиться.
Новая для Казахстана система критериального оценивания направлена на развитие обучающихся , повышение интереса и мотивации к учению. Этого можно достичь, если установить ясные и измеримые критерии оценивания, понятные каждому обучающемуся и его родителям . С целью эффективного оценивания учебных достижений учащихся учитель должен умело использовать различные виды оценивания: формативное и суммативное
ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ (по ходу обучения):
определяет текущий уровень усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы в классе;
позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала;
позволяет корректировать индивидуальную траекторию обучения учащегося;
не влияет на итоговые оценки и позволяет снять страх у учащихся перед ошибками.
используется – в повседневной практике (ежеурочно, ежедневно);
обратная связь, обеспечивающая прогресс;
выступает в форме, приемлемой как для учителя, так и для учащихся;
помогает учителю отслеживать успеваемость в классе;
таким образом, формативное оценивание несёт функции: формирующую, стимулирующую и мотивирующую.
СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ (в конце темы, раздела, четверти):
определяет уровень сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации;
даёт заключительное суждение о том, чему смогли ученики научиться
Суммативное или итоговое оценивание выявляет результат обученности учащихся за определенный период времени.
Для того чтобы учащиеся могли достичь качественных результатов в процессе учебной деятельности, современное оценивание должно быть:
– понятным всем участникам образовательного процесса;
– гибким;
– многоинструментальным;
– психологически комфортным;
– многосоставным.
Я хотела бы поделиться своим опытом внедрения критериального оценивания на уроках физики в 7 классе.
Применяя на всех этапах урока различные методы активного обучения , для оценки результатов обучения используются различные методы формативного оценивания.
1. Прием «Корзина идей» провожу на этапе актуализации знаний , предполагает логический переход к целям занятия.
Учащимся дается тема урока или опорное слово , они в свою очередь высказывают предположения о целях урока , либо высказывают свои мнения , делятся знаниями.
2. Также неплохо на моих уроках работает прием « ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА » . В начале урока даю загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе с новым материалом .
Как средство формативного оценивания – дается эффективная устная обратная связь.
Обратная связь – процесс сообщения и получения комментариев о конкретных действиях, ситуациях, спорных вопросах, которые ведут к достижению цели.
3. Для оценки теоретических знаний , проверки домашнего задания часто использую прием « Горячий стул ». Хороший прием при проверке пройденного материала. Сначала я сама готовила вопросы на "горячий стул", теперь это делают ребята, как часть домашнего задания. Можно использовать взаимооценивание или самооценивание , но при этом обязательно проговариваются критерии .
Часто на уроках я использую взаимооценку, самооценку. Эти виды оценивания удобны при проверке домашнего задания, а также при проверке усвоения материала, рассмотренного на уроке. Хотелось, чтобы учащиеся видели результаты своей работы и свои оценки на разных этапах урока. Проверка и оценивание проводились по эталонам и критериям, данным мною на доске. Хочу здесь отметить, что при самооценке не все ученики оценивали себя объективно, часто оценки были завышены и не соответствовали данным критериям. После урока я перепроверяла работы учащихся, находила несоответствия, доводила эти факты до учеников. Поняв свои ошибки, школьники стали подходить к данному заданию более объективно. Самооценка и взаимооценка еще удобны и тем, что экономят время на уроке. Такая форма оценивания являлась формативной, помогала ученикам увидеть и оценить результаты своей работы.
В своей практике я использую различные методы для измерения уровня усвоения, прогресса обучающихся в процессе обучения: такие как: «Большой палец», « 20 секунд », « Одноминутное эссе » . Также для самооценивания использую достаточно распространенный метод
« Светофор ».
Также для оценки работ учащихся применяется письменная обратная связь. Посредством обратной связи ученик получает информацию, которая помогает осознать собственные пробелы в учении и конкретные рекомендации для продвижения вперед, а учитель – информацию, помогающую осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность (подбор новых методов, техник обучения, внесение изменений в распределение времени урока и др.). Обучение учащихся становится более эффективным в случае, если им предоставляется частая и значимая обратная связь.
Обязательное условие при критериальном оценивании – четкие , понятные , доступные критерии ко всем заданиям на уроке .
Пример составления задания и критериев оценивания в конспекте урока
|
|
|
Тема урока |
Роль тепловых явлений в жизни живых организмов |
|
Цели обучения, достигаемые на этом уроке |
8.3.2.4. Приводить примеры приспособления живых организмов к различной температуре |
|
Цель урока |
Зная условия обитания живых организмов смогут привести 2 - 3 примера приспособления их к климатическим условиям нашей планеты |
|
Критерии оценивания |
1. Знают условия обитания живых организмов 2. Могут определить способы приспособления живых организмов к различной температуре 3. Приведут 2-3 примера процесса терморегуляции живых организмов |
|
Стадия вызова
Активный метод « Прогноз погоды » Коллективная работа
Задание
Цель : классифицировать различные картинки по какому – либо признаку
Критерии |
Умеют самостоятельно работать с раздаточным материалом |
Анализируют и находят общий признак |
Попробуйте классифицировать различные картинки по какому – либо признаку , разложите их на 2-3 группы и объясните свой выбор.
Дескрипторы |
Рассмотрите картинки |
Классифицируйте их по какому либо признаку |
Разложите картинки на 2 – 3 группы, и поясните свой выбор |
Учащиеся предполагают, что в зависимости от климатических условий живые организмы приспосабливаются к условиям окружающей среды
( ответы учащихся , предположения)
Задание
Цель: получение новой информации , соотнести информацию с уже имеющимися знаниями
Критерии |
Умеет самостоятельно работать с тестом |
Анализирует и находит главное |
ФО – устная обратная связь учителя
Задание
Метод « Каждый учит каждого »
Цель : Поделиться информацией и обучиться самому
Критерии |
Учащиеся передают научную информацию, используя соответствующую терминологию Указывает методы защиты живых организмов от низких или высоких температур |
Расскажите соседу что нового и интересного ты узнал из прочитанного текста , спроси что знает он .
Дескрипторы |
Расскажи прочитанную информацию , используя соответствующую терминологию Укажи методы защиты живых организмов от низких или высоких температур |
Задание
Метод « Лови ошибку »
Цель: Актуализация полученных знаний
Коллективное обсуждение задания
Критерии |
Умеет работать с тестом |
Находит ошибки |
Исправляет ошибки |
Проверяет свою работу |
Прочитай текст, определи ошибки , исправь их. Сверь правильность ответов по тексту учебника
Дескрипторы |
Прочитайте текст |
Найдите в тексте ошибки |
Исправьте найденные ошибки |
Сверь текст с учебником |
ФО – самопроверка с помощью учебника
Изучение нового материала На прошлом уроке мы уже говорили о роли тепловых явлений в природе и технике. Сегодня мы поговорим о том, как тепловые явления влияют на жизнедеятельность живых организмов. В частности в жизни растений, животных и человека. Задание Цель: получение новой информации , соотнести информацию с уже имеющимися знаниями
Изучая новую тему вы должны указать методы защиты организмов от низких или высоких температур. - приспособление растений - тепловые явления в жизни животных - человек в условиях холода Прочитайте текст и сделайте пометки на полях ( индивидуальная работа ). Используйте дополнительную информацию ( интернет источники , энциклопедия юного учёного.)
Чтение с пометками ! – новое ( новизна информации ) ? - вопрос ( осталось непонятным) √ - знаю ( информация известная ученику )
ФО – устная обратная связь учителя
Задание Метод « Каждый учит каждого » Цель : Поделиться информацией и обучиться самому
Расскажите соседу что нового и интересного ты узнал из прочитанного текста , спроси что знает он .
Задание Метод « Лови ошибку » Цель: Актуализация полученных знаний Коллективное обсуждение задания
Прочитай текст, определи ошибки , исправь их. Сверь правильность ответов по тексту учебника
ФО – самопроверка с помощью учебника
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Обобщение изученного материала Задание Цель: Зная условия обитания живых организмов привести примеры приспособления их к климатическим условиям нашей планеты Метод : Графический органайзер « Квадрант »
Приведите 2 - 3 примера приспособления живых организмов к климатическим условиям нашей планеты, зная условия их обитания
ФО - Метод « Большого пальца » Рефлексия учеников в конце урока: Прием « До и после » - я уже знал что ….. - после чтения текста я узнал … - мне … рассказал ,что …..
|
Сегодня жизнь требует новых идей, новых подходов в обучении. Каждый учитель на практике сталкивается с множеством трудностей, с проблемами, но человек, который носит звание учителя, должен уметь решать такого рода проблемы. Он постоянно работает над совершенством в обучении, в образовании. Я тоже стремлюсь улучшить процесс преподавания: хочу, чтобы дети свободно и независимо выражали свое мнение, отстаивали точку зрения, не просто выражали свои мысли, а могли всегда привести доказательства и применить на практике.
Обратная связь – процесс сообщения и получения комментариев о конкретных действиях, ситуациях, спорных вопросах, которые ведут к достижению цели
Посредством обратной связи ученик получает информацию, которая помогает осознать собственные пробелы в учении и конкретные рекомендации для продвижения вперед, а учитель – информацию, помогающую осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность (подбор новых методов, техник обучения, внесение изменений в распределение времени урока и др.). Обучение учащихся становится более эффективным в случае, если им предоставляется частая и значимая обратная связь.
Устная обратная связь – это предоставление комментариев ученику в устной форме по итогам наблюдения за деятельностью учащегося, выполнением его работы. Устная обратная связь (комментарий учителя) может быть полной (развернутой) или краткой (неразвернутой).
Причины стрессов школьного обучения всем известны – это и неоправданно завышенная учебная нагрузка, и авторитарное поведение учителей, и несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников, субъективное отношение учителя при оценивании ученических работ. Необъективная оценка может отрицательно повлиять на весь образовательный процесс. Получив хорошую оценку слишком легко, ученик теряет побудительный мотив к учению. Незаслуженно плохая оценка может привести к такому же эффекту: ученик вообще перестанет учиться.
Объективные оценки не вызывают стресс. Поэтому среди различных здоровьесберегающих разработок, сегодня вызывают интерес и те, которые пытаются изменить систему оценивания. Реальным здоровьесберегающим фактором может стать то обстоятельство, что критерии оценки вырабатываются совместно учителем и учащимися во время открытого диалога, между двумя сторонами заключается своеобразный общественный договор.
Становится очевидным, что одной из задач школы должно стать создание условий, способствующих стремлению к самообразованию, самопознанию личности, а также развитию мотивации достижения успеха. Одним из достоинств и преимуществ критериального оценивания является здоровьесберегающий потенциал, потенциал для сохранения здоровья учеников и учителей.
Поэтому в последние годы одним из основных направлений моей методической деятельности является внедрение критериального оценивания в учебный процесс. За годы работы по этой системе, я пришла к выводу, что именно она позволит решить многие проблемы современного образования.
В чём преимущества критериального оценивания:
1. соответствует предметным учебным целям и не зависит от настроения учителя (способствует повышению объективности оценивания);
2. предоставляет чётко сформулированные уровни достижения;
3. делает оценивание более “прозрачным” и понятным для всех участников образовательного процесса (учеников, родителей, учителей);
4. способствует развитию навыков самооценивания;
5. воспитывает ответственность учащихся за результат своего труда;
6. способствует росту мотивации к обучению;
7. повышает качество образования.
Критериальное оценивание включает в себя два типа оценивания: формирующее и констатирующее.
Формирующее |
Констатирующее |
производится в ходе обучения (с помощью небольших самостоятельных работ, тестов и т.д.) |
в конце изученной темы или раздела (с помощью контрольной или зачётной работы) |
помогает учащемуся скорректировать свою работу, достичь более высоких результатов |
даёт возможность ученикам продемонстрировать свои достижения по изученной теме |
позволяет учителю накапливать информацию об усвоении материала каждым учеником, анализировать ее и планировать дальнейшую работу, то есть осуществлять более качественно процесс обучения |
даёт возможность учителю сделать заключительное суждение о достижениях учащихся, выставить итоговые отметки |
Формирующее оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неуспехах. При этом у него есть время до итоговой работы, чтобы улучшить то, что в промежуточной работе оказалось выполненным недостаточно хорошо. Соответственно, любые, даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов, так как оценки за них не учитываются при выставлении триместровых (четвертных, полугодовых) оценок. Таким образом, получая оценку за промежуточную работу, ученик получает четкие ориентиры, что надо сделать, чтобы повысить свою оценку за итоговую работу. При критериальном оценивании учитываются результаты только итоговых работ (критериальных).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.