Критериальное оценивание на уроках химии, биологии, географии
Оценка 4.7

Критериальное оценивание на уроках химии, биологии, географии

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
биология +2
Взрослым
30.01.2017
Критериальное оценивание на уроках химии, биологии, географии
Критериальное оценивание на уроках химии, биологии, географии В современном мире роль образования как стратегического ресурса общества, обеспечивающего прогресс во всех сферах, требует системных изменений. Школа, как основная и самая продолжительная ступень образования, становится ключевым моментом обеспечения нового качества образования, от чего зависит дальнейшая жизненная успешность каждого гражданина, и общества в целом [1]. Важно создать условия для обеспечения прав учащихся и их родителей на получение полноценного, удовлетворяющего личные потребности каждого индивидуума образования. Многообразие форм и методов обучения должно сопровождаться объективной информацией о качестве оказываемой образовательной услуги, что возможно выявить в процессе оценивания достижений обучающихся. Актуальность пересмотра процесса оценивания сегодня определяется современными стратегическими задачами образования, необходимостью повышения уровня образования с учетом международных стандартов и современных требований к качеству образования, необходимостью разработки единых требований к отметке и оценке учебных достижений обучающихся в целях обеспечения объективности результатов обучения и конкурентоспособности выпускников казахстанской школы за пределами страны. Анализ результатов Казахстана в международном исследовании PISA-2012 [2] показал необходимость совершенствования национальной системы образования, системы оценивания и мониторинга качества образования как приоритетного направления образовательной политики в рамках Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы [3]. В первом классе начальной школы официально обучение строится на принципах безотметочного обучения с целью обеспечения комфортной адаптации первоклассников к школе. На практике успешно применяются альтернативные системы контроля и оценивания достижений обучающихся начальной школы. Одной из эффективных форм оценивания достижений обучающихся, в том числе и учеников начальной школы, является система критериального оценивания. Использование технологии критериального оценивания заключается в сравнении достижений обучающихся с чётко определёнными, заранее известными критериями, которые позволяют определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык и фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого обучающегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности. Безусловно, чаще всего используемая сегодня в педагогической практике методика оценивания по пятибалльной шкале проста и привычна, но она не имеет дифференцирующую способность и не позволяет проследить объективность отметок, так как отсутствуют конкретные и четкие критерии, поощряющие и развивающие самооценивание своих достижений обучающимися, а также осуществляющие обратную связь в образовательном процессе, когда обучающийся получает информацию о своих успехах и неудачах в качестве рекомендации для улучшения собственных результатов. Неотъемлемой частью содержания образования является объективная и достоверная система оценки учебных достижений обучающие. Во все времена существовали самые различные способы проверки знаний и умений. В процессе исторического развития менялись формы, приемы выставления отметок, частота проведения контрольно-измерительных мероприятий и их содержание, меры воздействия на обучающихся, мотивационные элементы и многие другие факторы. В настоящее время никто не ставит под сомнение тезис, что процесс образования должен быть системным, иначе его эффективность резко снижается, так как, только координируя образовательно-воспитательную работу, можно достичь взаимодополняемости и непротиворечивости педагогических воздействий на обучающихсяв образовательном процессе. Выпускнику школы необходимо научиться жить в конкретном мире, как с географической, так и с социальной точек зрения, и ориентироваться в обществе, в котором имеются существенные различия. На протяжении многих десятилетий оценивание заключалось в сравнении достижений обучающегося с результатами других учеников, и такой подход к оцениванию имеет целый ряд недостатков: - отсутствуют четкие критерии оценки достижения результатов обучения, понятные обучающимся, родителям и педагогам; - педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на основе единых критериев достижения результатов каждым учеником; - отметки, выставляемые обучающимся, не дают четкой картины усвоения конкретных знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика; - при выставлении итоговой оценки учитываются текущие оценки, что не является объективным оцениванием конечного результата обучения; - отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует мотивации обучающихся к обучению. Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрации достижений обучающихся. Система оценивания является основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи между учеником, учителем и родителем. Традиционно в большинстве отечественных школ сохраняется система оценивания, построенная на системе из четырех баллов: 2 («неудовлетворительно»), 3 («удовлетворительно»), 4 («хорошо»), 5 («отлично»). Теоретически присутствует еще 1 (единица), но на практике этот балл почти не используется. Попробуем разобраться, что может означать выставленная в журнал «цифры» по пятибалльной шкале. Если вдуматься, ответ напрашивается сам собой: все и ничего. Учитель, ставя ее в журнал, обыкновенно ориентируется на целый ряд позиций, в результате чего каждый балл становится неким интегрированным показателем уровня учащегося относительно: а) определенного эталона; б) класса в целом; в) его же самого в предшествующий период, причем разделить эти факторы в выставленной отметке возможно только посредством беседы с учителем, если тот, конечно, еще не успел забыть, при каких обстоятельствах была выставлена та отметка. Оценка всегда субъективна, но при существующем в большинстве наших школ положении дел, субъективизм ее возведен в квадрат. Такая отметка является инструментом абсолютной власти учителя, закрепляя и воспроизводя авторитарный подход к образованию, согласно которому учитель - непререкаемый авторитет, носитель истины, что, конечно, далеко не всегда соответствует действительности. Попытаемся определить те функции, которые выполняет сегодня система оценивания. Их можно выделить три. 1. Нормативная функция включает в себя, с одной стороны, фиксирование достижений конкретного учащегося относительно утвержденного государством эталона с тем, чтобы для него наступили все правовые последствия, соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного заведения, а с другой стороны - административное отслеживание успеваемости отдельных учеников, школьных классов, уровня их подготовки и качества работы учителя (в соответствии с печальной практикой, сложившейся несколько десятилетий назад). 2. Информативно-диагностическая функция, включающая основополагающие моменты содержательной связи между всеми участниками образовательного процесса, содержательную и эмоциональную рефлексию учащихся, а также педагогическую рефлексию учителей. 3. Карательно-поощрительная функция, связанная с мотивацией деятельности учащихся, не требует дополнительных пояснений. Требования к системе оценивания. Необходимо очертить круг проблем, решению которых должна способствовать система оценивания, или требования, которым она должна отвечать. • В первую очередь, система оценивания позволяет увидеть траекторию успешности обучения ученика. • Во-вторых, система оценивания показывает не только уровень подготовки обучающегося, но и его траекторию успехов в обучении. При этом желательно, чтобы фиксация данной информации была стандартизирована и не требовала от преподавателя больших затрат времени, т. е. не была вербальной. Иначе затраты времени на ее реализацию рискуют превысить все разумно допустимые пределы, что на практике будет означать, скорее всего, выборочное отслеживание такой информации применительно лишь к избранным учащимся. • В-третьих, уже в самом механизме выставления отметок была должна быть заложена возможность адекватной интерпретации заложенной в них информации, для чего система оценивания должна быть совершенно прозрачной в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся. В противном случае, на первый план вместо информативно-диагностической выходит карательно-поощрительная функция оценивания, в отношении правомерности существования которой в рамках среднего звена школы существуют большие сомнения. • В-четвертых, в систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса. При этом учащийся, производящий самооценивание, должен иметь возможность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя. Собственно, полная прозрачность системы оценивания уже является фактором, подталкивающим к самооцениванию, но это, конечно, только одно из условий. • В-пятых, система оценивания должна обеспечить постоянное взаимодействие обучающихся, учителей и родителей. • В-шестых, продолжая тему единого образовательного пространства для учащегося, необходимо указать, что система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу. • И, наконец, в-седьмых, система оценивания должна быть дружелюбной и мотивирующей обучающихся. • Использование критериально-ориентированного подхода и дихотомической системы оценивания значительно повышает уровень объективности и достоверности оценки достижения требований стандарта. Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т. е. оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности. Критериальное оценивание позволяет всем участникам образовательного процесса наблюдать прогресс в обучении каждого ученика и, кроме того, позволяет: - учителям: 1. разработать критерии, способствующие получению качественных результатов; 2. иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности; 3. улучшить качество преподавания; 4. улучшить качество обучения; 5. выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей и особенностей; 6. использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания; 7. вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы. - обучающимся: 1. использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания; 2. знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования и корректировки собственного результата обучения и осознания успеха; 3. участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников; 4. использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить. а также родителям: 1. получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка; 2. отслеживать прогресс в обучении ребенка; 3. обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения; 4. устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы; 5. быть уверенными и спокойными за комфортность ребенка в классе и школе. Критерии успеха – это утверждения, которые позволяют учителям и учащимся получить доказательства достижения цели обучения. Экзаменационные работы для внешнего суммативного оценивания также содержат критерии оценивания - область оценивания, в соответствии с которой выносится суждение, насколько хорошо учащийся выполнил экзаменационную работу. Критерии оценивания в экзаменационных работах включают дескрипторы и схему выставления баллов. Дескрипторы – краткое описание типа деятельности, ожидаемого от учащегося для достижения определенного результата; схема выставления баллов – инструкция, где четко указано количество баллов за каждый вопрос и интерпретация присуждения балла. Использование критериев оценивания позволяет стандартизировать подходы в оценивании достижений всех учащихся независимо от того, в какой школе выполнялась экзаменационная работа, что делает оценивание объективным и прозрачным. При проведении формативного и суммативного оценивания учителя школ проводят процесс модерации – это обсуждение результатов учащихся по одному предмету и классу с целью выработки единого стандартизированного подхода. Модерация используется также при оценивании курсовых, практических работ и результатов оценивания навыка «говорение» в языковых предметах при внешнем суммативном оценивании.  График суммативных работ утверждается приказом директора школы и доводится до сведения учащихся в течение первой недели учебного года. При выполнении суммативных работ по частям в графике указывается дата проведения последней части работы.  Суммативные работы бывают различных видов (тесты, зачеты, контрольные работы и т.п.).  Отметка за суммативную работу выставляется по критериям в соответствии с требованиями Интегрированной образовательной программы. Критерии выставления баллов учебных достижений доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам (учащимся, учителям, администрации школы, родителям и иным законным представителям и т.д.).  В течение учебной четверти проводится одна суммативная работа, выполнение которой обязательно для всех учащихся. Суммативная работа может состоять из нескольких частей и выполняться в течение нескольких уроков, отметка за суммативную работу будет формироваться на основе результатов, полученных при выполнении каждой части.  Суммативные работы составляются таким образом, чтобы использовать максимальное количество критериев. Материалы, отражающие формат, критерии оценивания и структуру (спецификацию) суммативной работы, должны быть предоставлены учащимся.  Суммативная работа проводится в одинаковых условиях для одной параллели.  Повторное выполнение (переписывание) суммативных работ не допускается.  В случае отсутствия учащегося по уважительной причине, пропущенные им суммативные работы должны быть выполнены после выхода учащегося в школу в течение одной недели, при этом используются дополнительные варианты суммативных работ. Умение точно оценивать навыки является важным аспектом критериального оценивания. В данной таблице представлены навыки, включенные в учебную программу, и степень развития или сформированности которых следует оценивать при формативном и внутреннем суммативном оценивании Формирование навыков обучающихся Навыки Описание 1 2 Знание Знание и воспроизведение конкретных фактов, информации и их описание. Понимание Демонстрация понимания через правильное воспроизведение, предположение или интерпретацию информации. Применение Использование и применение информации и ранее полученных знаний в новом или незнакомом контексте или ситуациях. Критическое мышление Формирование суждения о достоверности и значимости информации или идей путем рассмотрения различных точек зрения. Анализ Демонстрация способности делить информационные материалы на составные части, изучать информацию для получения различных выводов путем определения мотивов или причин, умозаключений и/или нахождения доказательств для обоснования общих правил. Синтез Демонстрация способности реконструировать различные части ранее приобретенных знаний в новый контекст. Оценка Формирование суждения о значимости идей или фактов по определенным критериям. Коммуникация Способность взаимодействовать и договариваться с людьми, обосновывая и согласовывая свои интересы и взгляды, принятие взглядов и интересов других людей. Коммуникация через аудирование Понимание основного содержания устных высказываний на различные темы в рамках учебной программы и выделение в них ключевой информации; распознавание мнения говорящего; определение значения слов по контексту; восприятие и понимание содержания различных типов текстов, Коммуникация через чтение Понимание основного содержания текстов художественных и научных на различные темы в рамках учебной программы и выделение в них ключевой информации, применение различных стратегий поиска информации; определение значения слов по контексту; Продолжение таблицы 4 1 2 распознавание отношения и мнения автора; использование различных бумажных и цифровых источников для проверки значения слов и углубления понимания прочитанного. Письмо Планирование, написание, редактирование и корректировка письменных работ на различные темы в рамках учебной программы; умение писать о настоящих и вымышленных событиях, критические отзывы на прочитанное; писать достаточно грамотно, не допуская орфографических и грамматических ошибок; придерживаться определенного стиля; связывать предложения в параграфы, используя различные слова-связки. Говорение Использование слов официального и разговорного стилей речи в беседе на различные темы в рамках учебной программы; умение задавать более сложные вопросы для получения необходимой информации; выражать собственное мнение; реагировать на неожиданные комментарии; общаться со сверстниками в процессе выполнения задания; грамотно применять специфическую лексику; пересказывать истории и события. Творчество Разработка новых идей и поиска решений проблем с использованием различных подходов или необычных и оригинальных способов. Исследование Разработка подходов к сбору информации или данных в соответствии с целью исследования Техника и приемы Демонстрация соответствующих техник и процедур, практических умений по предмету, включая взаимосвязанное планирование, выполнение и оценку. Демонстрация основных моторных навыков и технических приемов, необходимых для участия в различной деятельности; представления о стратегиях и правилах в условиях индивидуальной и групповой работы; рациональное применение различных методик для повышения физической подготовки и духовного развития. Рефлексия Представление рассуждений о мнениях, мыслях и событиях, формулирование выводов и принятие решений, выполнение действий. Математическая способность количественного мышления Демонстрация понимания применения чисел, подсчетов, графиков, таблиц и других математических понятий в широком диапазоне предметов, контекстов и повседневных ситуаций. Проверка и оценивание результатов обучения должны быть ориентированы на цели обучения. В педагогической практике распространено явление, когда в проверке и оценивании нет адекватности целям. Например, по стандарту какой-либо элемент содержания должен быть усвоен на уровне знаний и типовых умений (алгоритмический уровень), а проверка и оценка осуществляются с помощью тестов по выбору правильного ответа из данных, т.е. на уровне узнавания. Тест в самом общем виде можно представить в виде структуры: Тест = Задание + Эталон, т. е. любое задание можно считать тестом, если разработан эталон его выполнения. Эталон – это полный правильный метод выполнения заданной деятельности по всем операциям с указанием среди них существенных, т.е. операций, отражающих суть и содержание испытания. При последовательном сопоставлении ответа учащихся с эталоном, можно прийти к выводу о качестве выполненного теста. В обучении применяют тесты достижений трех уровней, что соответствует трем уровням усвоения материала (узнавание и воспроизведение, действия по алгоритму, творческая деятельность). Внутреннее суммативное оценивание разрабатывается для того, чтобы предоставить учителям и учащимся информацию о прогрессе учащихся в конце каждой четверти или года. Внутреннее суммативное оценивание основывается на целях обучения, которые были охвачены в течение четверти и позволяет учителям оценить достижения отдельного учащегося. Учитель принимает решение об учебных достижениях учащихся в процессе формативного оценивания, руководствуясь методическими рекомендациями по оцениванию, и выставляет баллы внутреннего суммативного оценивания по схеме выставления баллов.Критериальное оценивание на уроках химии, биологии, географии В современном мире роль образования как стратегического ресурса общества, обеспечивающего прогресс во всех сферах, требует системных изменений. Школа, как основная и самая продолжительная ступень образования, становится ключевым моментом обеспечения нового качества образования, от чего зависит дальнейшая жизненная успешность каждого гражданина, и общества в целом [1]. Важно создать условия для обеспечения прав учащихся и их родителей на получение полноценного, удовлетворяющего личные потребности каждого индивидуума образования. Многообразие форм и методов обучения должно сопровождаться объективной информацией о качестве оказываемой образовательной услуги, что возможно выявить в процессе оценивания достижений обучающихся. Актуальность пересмотра процесса оценивания сегодня определяется современными стратегическими задачами образования, необходимостью повышения уровня образования с учетом международных стандартов и современных требований к качеству образования, необходимостью разработки единых требований к отметке и оценке учебных достижений обучающихся в целях обеспечения объективности результатов обучения и конкурентоспособности выпускников казахстанской школы за пределами страны. Анализ результатов Казахстана в международном исследовании PISA-2012 [2] показал необходимость совершенствования национальной системы образования, системы оценивания и мониторинга качества образования как приоритетного направления образовательной политики в рамках Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы [3]. В первом классе начальной школы официально обучение строится на принципах безотметочного обучения с целью обеспечения комфортной адаптации первоклассников к школе. На практике успешно применяются альтернативные системы контроля и оценивания достижений обучающихся начальной школы. Одной из эффективных форм оценивания достижений обучающихся, в том числе и учеников начальной школы, является система критериального оценивания. Использование технологии критериального оценивания заключается в сравнении достижений обучающихся с чётко определёнными, заранее известными критериями, которые позволяют определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык и фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого обучающегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности. Безусловно, чаще всего используемая сегодня в педагогической практике методика оценивания по пятибалльной шкале проста и привычна, но она не имеет дифференцирующую способность и не позволяет проследить объективность отметок, так как отсутствуют конкретные и четкие критерии, поощряющие и развивающие самооценивание своих достижений обучающимися, а также осуществляющие обратную связь в образовательном процессе, когда обучающийся получает информацию о своих успехах и неудачах в качестве рекомендации для улучшения собственных результатов. Неотъемлемой частью содержания образования является объективная и достоверная система оценки учебных достижений обучающие. Во все времена существовали самые различные способы проверки знаний и умений. В процессе исторического развития менялись формы, приемы выставления отметок, частота проведения контрольно-измерительных мероприятий и их содержание, меры воздействия на обучающихся, мотивационные элементы и многие другие факторы. В настоящее время никто не ставит под сомнение тезис, что процесс образования должен быть системным, иначе его эффективность резко снижается, так как, только координируя образовательно-воспитательную работу, можно достичь взаимодополняемости и непротиворечивости педагогических воздействий на обучающихсяв образовательном процессе. Выпускнику школы необходимо научиться жить в конкретном мире, как с географической, так и с социальной точек зрения, и ориентироваться в обществе, в котором имеются существенные различия. На протяжении многих десятилетий оценивание заключалось в сравнении достижений обучающегося с результатами других учеников, и такой подход к оцениванию имеет целый ряд недостатков: - отсутствуют четкие критерии оценки достижения результатов обучения, понятные обучающимся, родителям и педагогам; - педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на основе единых критериев достижения результатов каждым учеником; - отметки, выставляемые обучающимся, не дают четкой картины усвоения конкретных знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика; - при выставлении итоговой оценки учитываются текущие оценки, что не является объективным оцениванием конечного результата обучения; - отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует мотивации обучающихся к обучению. Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрации достижений обучающихся. Система оценивания является основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи между учеником, учителем и родителем. Традиционно в большинстве отечественных школ сохраняется система оценивания, построенная на системе из четырех баллов: 2 («неудовлетворительно»), 3 («удовлетворительно»), 4 («хорошо»), 5 («отлично»). Теоретически присутствует еще 1 (единица), но на практике этот балл почти не используется. Попробуем разобраться, что может означать выставленная в журнал «цифры» по пятибалльной шкале. Если вдуматься, ответ напрашивается сам собой: все и ничего. Учитель, ставя ее в журнал, обыкновенно ориентируется на целый ряд позиций, в результате чего каждый балл становится неким интегрированным показателем уровня учащегося относительно: а) определенного эталона; б) класса в целом; в) его же самого в предшествующий период, причем разделить эти факторы в выставленной отметке возможно только посредством беседы с учителем, если тот, конечно, еще не успел забыть, при каких обстоятельствах была выставлена та отметка. Оценка всегда субъективна, но при существующем в большинстве наших школ положении дел, субъективизм ее возведен в квадрат. Такая отметка является инструментом абсолютной власти учителя, закрепляя и воспроизводя авторитарный подход к образованию, согласно которому учитель - непререкаемый авторитет, носитель истины, что, конечно, далеко не всегда соответствует действительности. Попытаемся определить те функции, которые выполняет сегодня система оценивания. Их можно выделить три. 1. Нормативная функция включает в себя, с одной стороны, фиксирование достижений конкретного учащегося относительно утвержденного государством эталона с тем, чтобы для него наступили все правовые последствия, соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного заведения, а с другой стороны - административное отслеживание успеваемости отдельных учеников, школьных классов, уровня их подготовки и качества работы учителя (в соответствии с печальной практикой, сложившейся несколько десятилетий назад). 2. Информативно-диагностическая функция, включающая основополагающие моменты содержательной связи между всеми участниками образовательного процесса, содержательную и эмоциональную рефлексию учащихся, а также педагогическую рефлексию учителей. 3. Карательно-поощрительная функция, связанная с мотивацией деятельности учащихся, не требует дополнительных пояснений. Требования к системе оценивания. Необходимо очертить круг проблем, решению которых должна способствовать система оценивания, или требования, которым она должна отвечать. • В первую очередь, система оценивания позволяет увидеть траекторию успешности обучения ученика. • Во-вторых, система оценивания показывает не только уровень подготовки обучающегося, но и его траекторию успехов в обучении. При этом желательно, чтобы фиксация данной информации была стандартизирована и не требовала от преподавателя больших затрат времени, т. е. не была вербальной. Иначе затраты времени на ее реализацию рискуют превысить все разумно допустимые пределы, что на практике будет означать, скорее всего, выборочное отслеживание такой информации применительно лишь к избранным учащимся. • В-третьих, уже в самом механизме выставления отметок была должна быть заложена возможность адекватной интерпретации заложенной в них информации, для чего система оценивания должна быть совершенно прозрачной в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся. В противном случае, на первый план вместо информативно-диагностической выходит карательно-поощрительная функция оценивания, в отношении правомерности существования которой в рамках среднего звена школы существуют большие сомнения. • В-четвертых, в систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса. При этом учащийся, производящий самооценивание, должен иметь возможность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя. Собственно, полная прозрачность системы оценивания уже является фактором, подталкивающим к самооцениванию, но это, конечно, только одно из условий. • В-пятых, система оценивания должна обеспечить постоянное взаимодействие обучающихся, учителей и родителей. • В-шестых, продолжая тему единого образовательного пространства для учащегося, необходимо указать, что система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу. • И, наконец, в-седьмых, система оценивания должна быть дружелюбной и мотивирующей обучающихся. • Использование критериально-ориентированного подхода и дихотомической системы оценивания значительно повышает уровень объективности и достоверности оценки достижения требований стандарта. Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т. е. оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности. Критериальное оценивание позволяет всем участникам образовательного процесса наблюдать прогресс в обучении каждого ученика и, кроме того, позволяет: - учителям: 1. разработать критерии, способствующие получению качественных результатов; 2. иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности; 3. улучшить качество преподавания; 4. улучшить качество обучения; 5. выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей и особенностей; 6. использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания; 7. вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы. - обучающимся: 1. использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания; 2. знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования и корректировки собственного результата обучения и осознания успеха; 3. участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников; 4. использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить. а также родителям: 1. получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка; 2. отслеживать прогресс в обучении ребенка; 3. обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения; 4. устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы; 5. быть уверенными и спокойными за комфортность ребенка в классе и школе. Критерии успеха – это утверждения, которые позволяют учителям и учащимся получить доказательства достижения цели обучения. Экзаменационные работы для внешнего суммативного оценивания также содержат критерии оценивания - область оценивания, в соответствии с которой выносится суждение, насколько хорошо учащийся выполнил экзаменационную работу. Критерии оценивания в экзаменационных работах включают дескрипторы и схему выставления баллов. Дескрипторы – краткое описание типа деятельности, ожидаемого от учащегося для достижения определенного результата; схема выставления баллов – инструкция, где четко указано количество баллов за каждый вопрос и интерпретация присуждения балла. Использование критериев оценивания позволяет стандартизировать подходы в оценивании достижений всех учащихся независимо от того, в какой школе выполнялась экзаменационная работа, что делает оценивание объективным и прозрачным. При проведении формативного и суммативного оценивания учителя школ проводят процесс модерации – это обсуждение результатов учащихся по одному предмету и классу с целью выработки единого стандартизированного подхода. Модерация используется также при оценивании курсовых, практических работ и результатов оценивания навыка «говорение» в языковых предметах при внешнем суммативном оценивании.  График суммативных работ утверждается приказом директора школы и доводится до сведения учащихся в течение первой недели учебного года. При выполнении суммативных работ по частям в графике указывается дата проведения последней части работы.  Суммативные работы бывают различных видов (тесты, зачеты, контрольные работы и т.п.).  Отметка за суммативную работу выставляется по критериям в соответствии с требованиями Интегрированной образовательной программы. Критерии выставления баллов учебных достижений доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам (учащимся, учителям, администрации школы, родителям и иным законным представителям и т.д.).  В течение учебной четверти проводится одна суммативная работа, выполнение которой обязательно для всех учащихся. Суммативная работа может состоять из нескольких частей и выполняться в течение нескольких уроков, отметка за суммативную работу будет формироваться на основе результатов, полученных при выполнении каждой части.  Суммативные работы составляются таким образом, чтобы использовать максимальное количество критериев. Материалы, отражающие формат, критерии оценивания и структуру (спецификацию) суммативной работы, должны быть предоставлены учащимся.  Суммативная работа проводится в одинаковых условиях для одной параллели.  Повторное выполнение (переписывание) суммативных работ не допускается.  В случае отсутствия учащегося по уважительной причине, пропущенные им суммативные работы должны быть выполнены после выхода учащегося в школу в течение одной недели, при этом используются дополнительные варианты суммативных работ. Умение точно оценивать навыки является важным аспектом критериального оценивания. В данной таблице представлены навыки, включенные в учебную программу, и степень развития или сформированности которых следует оценивать при формативном и внутреннем суммативном оценивании Формирование навыков обучающихся Навыки Описание 1 2 Знание Знание и воспроизведение конкретных фактов, информации и их описание. Понимание Демонстрация понимания через правильное воспроизведение, предположение или интерпретацию информации. Применение Использование и применение информации и ранее полученных знаний в новом или незнакомом контексте или ситуациях. Критическое мышление Формирование суждения о достоверности и значимости информации или идей путем рассмотрения различных точек зрения. Анализ Демонстрация способности делить информационные материалы на составные части, изучать информацию для получения различных выводов путем определения мотивов или причин, умозаключений и/или нахождения доказательств для обоснования общих правил. Синтез Демонстрация способности реконструировать различные части ранее приобретенных знаний в новый контекст. Оценка Формирование суждения о значимости идей или фактов по определенным критериям. Коммуникация Способность взаимодействовать и договариваться с людьми, обосновывая и согласовывая свои интересы и взгляды, принятие взглядов и интересов других людей. Коммуникация через аудирование Понимание основного содержания устных высказываний на различные темы в рамках учебной программы и выделение в них ключевой информации; распознавание мнения говорящего; определение значения слов по контексту; восприятие и понимание содержания различных типов текстов, Коммуникация через чтение Понимание основного содержания текстов художественных и научных на различные темы в рамках учебной программы и выделение в них ключевой информации, применение различных стратегий поиска информации; определение значения слов по контексту; Продолжение таблицы 4 1 2 распознавание отношения и мнения автора; использование различных бумажных и цифровых источников для проверки значения слов и углубления понимания прочитанного. Письмо Планирование, написание, редактирование и корректировка письменных работ на различные темы в рамках учебной программы; умение писать о настоящих и вымышленных событиях, критические отзывы на прочитанное; писать достаточно грамотно, не допуская орфографических и грамматических ошибок; придерживаться определенного стиля; связывать предложения в параграфы, используя различные слова-связки. Говорение Использование слов официального и разговорного стилей речи в беседе на различные темы в рамках учебной программы; умение задавать более сложные вопросы для получения необходимой информации; выражать собственное мнение; реагировать на неожиданные комментарии; общаться со сверстниками в процессе выполнения задания; грамотно применять специфическую лексику; пересказывать истории и события. Творчество Разработка новых идей и поиска решений проблем с использованием различных подходов или необычных и оригинальных способов. Исследование Разработка подходов к сбору информации или данных в соответствии с целью исследования Техника и приемы Демонстрация соответствующих техник и процедур, практических умений по предмету, включая взаимосвязанное планирование, выполнение и оценку. Демонстрация основных моторных навыков и технических приемов, необходимых для участия в различной деятельности; представления о стратегиях и правилах в условиях индивидуальной и групповой работы; рациональное применение различных методик для повышения физической подготовки и духовного развития. Рефлексия Представление рассуждений о мнениях, мыслях и событиях, формулирование выводов и принятие решений, выполнение действий. Математическая способность количественного мышления Демонстрация понимания применения чисел, подсчетов, графиков, таблиц и других математических понятий в широком диапазоне предметов, контекстов и повседневных ситуаций. Проверка и оценивание результатов обучения должны быть ориентированы на цели обучения. В педагогической практике распространено явление, когда в проверке и оценивании нет адекватности целям. Например, по стандарту какой-либо элемент содержания должен быть усвоен на уровне знаний и типовых умений (алгоритмический уровень), а проверка и оценка осуществляются с помощью тестов по выбору правильного ответа из данных, т.е. на уровне узнавания. Тест в самом общем виде можно представить в виде структуры: Тест = Задание + Эталон, т. е. любое задание можно считать тестом, если разработан эталон его выполнения. Эталон – это полный правильный метод выполнения заданной деятельности по всем операциям с указанием среди них существенных, т.е. операций, отражающих суть и содержание испытания. При последовательном сопоставлении ответа учащихся с эталоном, можно прийти к выводу о качестве выполненного теста. В обучении применяют тесты достижений трех уровней, что соответствует трем уровням усвоения материала (узнавание и воспроизведение, действия по алгоритму, творческая деятельность). Внутреннее суммативное оценивание разрабатывается для того, чтобы предоставить учителям и учащимся информацию о прогрессе учащихся в конце каждой четверти или года. Внутреннее суммативное оценивание основывается на целях обучения, которые были охвачены в течение четверти и позволяет учителям оценить достижения отдельного учащегося. Учитель принимает решение об учебных достижениях учащихся в процессе формативного оценивания, руководствуясь методическими рекомендациями по оцениванию, и выставляет баллы внутреннего суммативного оценивания по схеме выставления баллов.
222 ММС СТАТЬЯ КО.docx

 

Критериальное оценивание на уроках химии, биологии, географии

 

 

В современном мире роль образования как стратегического ресурса общества, обеспечивающего прогресс во всех сферах, требует системных изменений. Школа, как основная и самая продолжительная ступень образования, становится ключевым моментом обеспечения нового качества образования, от чего зависит дальнейшая жизненная успешность каждого гражданина, и общества в целом [1].

 Важно создать условия для обеспечения прав учащихся и их родителей на получение полноценного, удовлетворяющего личные потребности каждого индивидуума образования. Многообразие форм и методов обучения должно сопровождаться объективной информацией о качестве оказываемой образовательной услуги, что возможно выявить в процессе оценивания достижений обучающихся.

 Актуальность пересмотра процесса оценивания сегодня определяется современными стратегическими задачами образования, необходимостью повышения уровня образования с учетом международных стандартов и современных требований к качеству образования, необходимостью разработки единых требований к отметке и оценке учебных достижений обучающихся в целях обеспечения объективности результатов обучения и конкурентоспособности выпускников казахстанской школы за пределами страны. Анализ результатов Казахстана в международном исследовании PISA-2012 [2] показал необходимость совершенствования национальной системы образования, системы оценивания и мониторинга качества образования как приоритетного направления образовательной политики в рамках Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы [3].

В первом классе начальной школы официально обучение строится на принципах безотметочного обучения с целью обеспечения комфортной адаптации первоклассников к школе. На практике успешно применяются альтернативные системы контроля и оценивания достижений обучающихся начальной школы. Одной из эффективных форм оценивания достижений обучающихся, в том числе и учеников начальной школы, является система критериального оценивания. Использование технологии критериального оценивания заключается в сравнении достижений обучающихся с чётко определёнными, заранее известными критериями, которые позволяют определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык и фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого обучающегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности.

Безусловно, чаще всего используемая сегодня в педагогической практике методика оценивания по пятибалльной шкале проста и привычна, но она не имеет дифференцирующую способность и не позволяет проследить объективность отметок, так как отсутствуют конкретные и четкие критерии, поощряющие и развивающие самооценивание своих достижений обучающимися, а также осуществляющие обратную связь в образовательном процессе, когда обучающийся получает информацию о своих успехах и неудачах в качестве рекомендации для улучшения собственных результатов.

Неотъемлемой частью содержания образования является объективная и достоверная система оценки учебных достижений обучающие.

Во все времена существовали самые различные способы проверки знаний и умений. В процессе исторического развития менялись формы, приемы выставления отметок, частота проведения контрольно-измерительных мероприятий и их содержание, меры воздействия на обучающихся, мотивационные элементы и многие другие факторы.

В настоящее время никто не ставит под сомнение тезис, что процесс образования должен быть системным, иначе его эффективность резко снижается, так как, только координируя образовательно-воспитательную работу, можно достичь взаимодополняемости и непротиворечивости педагогических воздействий на обучающихсяв образовательном процессе.

Выпускнику школы необходимо научиться жить в конкретном мире, как с географической, так и с социальной точек зрения, и ориентироваться в обществе, в котором имеются существенные различия.

На протяжении многих десятилетий оценивание заключалось в сравнении достижений обучающегося с результатами других учеников, и такой подход к оцениванию имеет целый ряд недостатков:

- отсутствуют четкие критерии оценки достижения результатов обучения, понятные обучающимся, родителям и педагогам;

- педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на основе единых критериев достижения результатов каждым учеником;

- отметки, выставляемые обучающимся, не дают четкой картины усвоения конкретных знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;

- при выставлении итоговой оценки учитываются текущие оценки, что не является объективным оцениванием конечного результата обучения;

- отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует мотивации обучающихся к обучению.

Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрации достижений обучающихся. Система оценивания является основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи между учеником, учителем и родителем.

Традиционно в большинстве отечественных школ сохраняется система оценивания, построенная на системе из четырех баллов: 2 («неудовлетворительно»), 3 («удовлетворительно»), 4 («хорошо»), 5 («отлично»).

Теоретически присутствует еще 1 (единица), но на практике этот балл почти не используется. Попробуем разобраться, что может означать выставленная в журнал «цифры» по пятибалльной шкале. Если вдуматься, ответ напрашивается сам собой: все и ничего. Учитель, ставя ее в журнал, обыкновенно ориентируется на целый ряд позиций, в результате чего каждый балл становится неким интегрированным показателем уровня учащегося относительно:

а) определенного эталона;

б) класса в целом;

в) его же самого в предшествующий период, причем разделить эти факторы в выставленной отметке возможно только посредством беседы с учителем, если тот, конечно, еще не успел забыть, при каких обстоятельствах была выставлена та отметка.

Оценка всегда субъективна, но при существующем в большинстве наших школ положении дел, субъективизм ее возведен в квадрат.

Такая отметка является инструментом абсолютной власти учителя, закрепляя и воспроизводя авторитарный подход к образованию, согласно которому учитель - непререкаемый авторитет, носитель истины, что, конечно, далеко не всегда соответствует действительности.

Попытаемся определить те функции, которые выполняет сегодня система оценивания. Их можно выделить три.

1.   Нормативная функция включает в себя, с одной стороны, фиксирование достижений конкретного учащегося относительно утвержденного государством эталона с тем, чтобы для него наступили все правовые последствия, соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного заведения, а с другой стороны - административное отслеживание успеваемости отдельных учеников, школьных классов, уровня их подготовки и качества работы учителя (в соответствии с печальной практикой, сложившейся несколько десятилетий назад).

2.   Информативно-диагностическая функция, включающая основополагающие моменты содержательной связи между всеми участниками образовательного процесса, содержательную и эмоциональную рефлексию учащихся, а также педагогическую рефлексию учителей.

3.   Карательно-поощрительная функция, связанная с мотивацией деятельности учащихся, не требует дополнительных пояснений.

Требования к системе оценивания. Необходимо очертить круг проблем, решению которых должна способствовать система оценивания, или требования, которым она должна отвечать.

·       В первую очередь, система оценивания позволяет увидеть траекторию успешности обучения ученика.

·       Во-вторых, система оценивания показывает не только уровень подготовки обучающегося, но и его траекторию успехов в обучении.

При этом желательно, чтобы фиксация данной информации была стандартизирована и не требовала от преподавателя больших затрат времени, т. е. не была вербальной. Иначе затраты времени на ее реализацию рискуют превысить все разумно допустимые пределы, что на практике будет означать, скорее всего, выборочное отслеживание такой информации применительно лишь к избранным учащимся.

·       В-третьих, уже в самом механизме выставления отметок была должна быть заложена возможность адекватной интерпретации заложенной в них информации, для чего система оценивания должна быть совершенно прозрачной в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся. В противном случае, на первый план вместо информативно-диагностической выходит карательно-поощрительная функция оценивания, в отношении правомерности существования которой в рамках среднего звена школы существуют большие сомнения.

·       В-четвертых, в систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса. При этом учащийся, производящий самооценивание, должен иметь возможность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя. Собственно, полная прозрачность системы оценивания уже является фактором, подталкивающим к самооцениванию, но это, конечно, только одно из условий.

·       В-пятых, система оценивания должна обеспечить постоянное взаимодействие обучающихся, учителей и родителей.

·       В-шестых, продолжая тему единого образовательного пространства для учащегося, необходимо указать, что система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу.

·       И, наконец, в-седьмых, система оценивания должна быть дружелюбной и мотивирующей обучающихся.

·         Использование критериально-ориентированного подхода и дихотомической системы оценивания значительно повышает уровень объективности и достоверности оценки достижения требований стандарта.

Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т. е. оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности.

Критериальное оценивание позволяет всем участникам образовательного процесса наблюдать прогресс в обучении каждого ученика и, кроме того, позволяет:

- учителям:

1.   разработать критерии, способствующие получению качественных результатов;

2.   иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;

3.   улучшить качество преподавания;

4.   улучшить качество обучения;

5.   выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей и особенностей;

6.   использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;

7.   вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

- обучающимся:

1.   использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;

2.   знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования и корректировки собственного результата обучения и осознания успеха;

3.   участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;

4.   использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

а также родителям:

1.       получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка;

2.       отслеживать прогресс в обучении ребенка;

3.       обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения;

4.       устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы;

5.       быть уверенными и спокойными за комфортность ребенка в классе и школе.

 

Критерии успеха – это утверждения, которые позволяют учителям и учащимся получить доказательства достижения цели обучения.

Экзаменационные работы для внешнего суммативного оценивания также содержат критерии оценивания - область оценивания, в соответствии с которой выносится суждение, насколько хорошо учащийся выполнил экзаменационную работу.

Критерии оценивания в экзаменационных работах включают дескрипторы и схему выставления баллов. Дескрипторы – краткое описание типа деятельности, ожидаемого от учащегося для достижения определенного результата; схема выставления баллов – инструкция, где четко указано количество баллов за каждый вопрос и интерпретация присуждения балла. Использование критериев оценивания позволяет стандартизировать подходы в оценивании достижений всех учащихся независимо от того, в какой школе выполнялась экзаменационная работа, что делает оценивание объективным и прозрачным.

При проведении формативного и суммативного оценивания учителя школ проводят процесс модерации – это обсуждение результатов учащихся по одному предмету и классу с целью выработки единого стандартизированного подхода. Модерация используется также при оценивании курсовых, практических работ и результатов оценивания навыка «говорение» в языковых предметах при внешнем суммативном оценивании.

-         График суммативных работ утверждается приказом директора  школы и доводится до сведения учащихся в течение первой недели учебного года. При выполнении суммативных работ по частям в графике указывается дата проведения последней части работы.

-         Суммативные работы бывают различных видов (тесты, зачеты, контрольные работы и т.п.).

-         Отметка за суммативную работу выставляется по критериям в соответствии с требованиями Интегрированной образовательной программы. Критерии выставления баллов учебных достижений доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам (учащимся, учителям, администрации школы, родителям и иным законным представителям и т.д.).

-         В течение учебной четверти проводится одна суммативная работа, выполнение которой обязательно для всех учащихся. Суммативная работа может состоять из нескольких частей и выполняться в течение нескольких уроков, отметка за суммативную работу будет формироваться на основе результатов, полученных при выполнении каждой части.

-         Суммативные работы составляются таким образом, чтобы использовать максимальное количество критериев. Материалы, отражающие формат, критерии оценивания и структуру (спецификацию) суммативной работы, должны быть предоставлены учащимся.

-         Суммативная работа проводится в одинаковых условиях для одной параллели.

-         Повторное выполнение (переписывание) суммативных работ не допускается.

-         В случае отсутствия учащегося по уважительной причине, пропущенные им суммативные работы должны быть выполнены после выхода учащегося в школу в течение одной недели, при этом используются дополнительные варианты суммативных работ.

Умение точно оценивать навыки является важным аспектом критериального оценивания. В данной таблице представлены навыки, включенные в учебную программу, и степень развития или сформированности которых следует оценивать при формативном и внутреннем суммативном оценивании

Формирование навыков обучающихся

Навыки

Описание

1

2

Знание

Знание и воспроизведение конкретных фактов, информации и их описание.

Понимание

Демонстрация понимания через правильное воспроизведение, предположение или интерпретацию информации.

Применение

Использование и применение информации и ранее полученных знаний в новом или незнакомом контексте или ситуациях.

Критическое мышление

Формирование суждения о достоверности и значимости информации или идей путем рассмотрения различных точек зрения.

Анализ

Демонстрация способности делить информационные материалы на составные части, изучать информацию для получения различных выводов путем определения мотивов или причин, умозаключений и/или нахождения доказательств для обоснования общих правил.

Синтез

Демонстрация способности реконструировать различные части ранее приобретенных знаний в новый контекст.

Оценка

Формирование суждения о значимости идей или фактов по определенным критериям.

Коммуникация

Способность взаимодействовать и договариваться с людьми, обосновывая и согласовывая свои интересы и взгляды, принятие взглядов и интересов других людей.

Коммуникация через аудирование

Понимание основного содержания устных высказываний на различные темы в рамках учебной программы и выделение в них ключевой информации; распознавание мнения говорящего; определение значения слов по контексту; восприятие и понимание содержания различных типов текстов,

Коммуникация через чтение

Понимание основного содержания текстов художественных и научных на различные темы в рамках учебной программы и выделение в них ключевой информации, применение различных стратегий поиска информации; определение значения слов по контексту;

Продолжение таблицы 4

1

2

 

распознавание отношения и мнения автора; использование различных бумажных и цифровых источников для проверки значения слов и углубления понимания прочитанного.

Письмо

Планирование, написание, редактирование и корректировка письменных работ на различные темы в рамках учебной программы; умение писать о настоящих и вымышленных событиях, критические отзывы на прочитанное; писать достаточно грамотно, не допуская орфографических и грамматических ошибок; придерживаться определенного стиля; связывать предложения в параграфы, используя различные слова-связки.

Говорение

Использование слов официального и разговорного стилей речи в беседе на различные темы в рамках учебной программы; умение задавать более сложные вопросы для получения необходимой информации; выражать собственное мнение; реагировать на неожиданные комментарии; общаться со сверстниками в процессе выполнения задания; грамотно применять специфическую лексику; пересказывать истории и события.

Творчество

Разработка новых идей и поиска решений проблем с использованием различных подходов или необычных и оригинальных способов.

Исследование

Разработка подходов к сбору информации или данных в соответствии с целью исследования

Техника и приемы

Демонстрация соответствующих техник и процедур, практических умений по предмету, включая взаимосвязанное планирование, выполнение и оценку.

Демонстрация основных моторных навыков и технических приемов, необходимых для участия в различной деятельности; представления о стратегиях и правилах в условиях индивидуальной и групповой работы; рациональное применение различных методик для повышения физической подготовки и духовного развития.

Рефлексия

Представление рассуждений о мнениях, мыслях и событиях, формулирование выводов и принятие решений, выполнение действий.

Математическая способность количественного мышления

Демонстрация понимания применения чисел, подсчетов, графиков, таблиц и других математических понятий в широком диапазоне предметов, контекстов и повседневных ситуаций.

Проверка и оценивание результатов обучения должны быть ориентированы на цели обучения. В педагогической практике распространено явление, когда в проверке и оценивании нет адекватности целям. Например, по стандарту какой-либо элемент содержания должен быть усвоен на уровне знаний и типовых умений (алгоритмический уровень), а проверка и оценка осуществляются с помощью тестов по выбору правильного ответа из данных, т.е. на уровне узнавания.

Тест в самом общем виде можно представить в виде структуры: Тест = Задание + Эталон, т. е. любое задание можно считать тестом, если разработан эталон его выполнения. Эталон это полный правильный метод выполнения заданной деятельности по всем операциям с указанием среди них существенных, т.е. операций, отражающих суть и содержание испытания.

При последовательном сопоставлении ответа учащихся с эталоном, можно прийти к выводу о качестве выполненного теста. В обучении применяют тесты достижений трех уровней, что соответствует трем уровням усвоения материала (узнавание и воспроизведение, действия по алгоритму, творческая деятельность).

Внутреннее суммативное оценивание разрабатывается для того, чтобы предоставить учителям и учащимся информацию о прогрессе учащихся в конце каждой четверти или года. Внутреннее суммативное оценивание основывается на целях обучения, которые были охвачены в течение четверти и позволяет учителям оценить достижения отдельного учащегося. Учитель принимает решение об учебных достижениях учащихся в процессе формативного оценивания, руководствуясь методическими рекомендациями по оцениванию, и выставляет баллы внутреннего суммативного оценивания по схеме выставления баллов.

 


 

Критериальное оценивание на уроках химии, биологии, географии

Критериальное оценивание на уроках химии, биологии, географии

Безусловно, чаще всего используемая сегодня в педагогической практике методика оценивания по пятибалльной шкале проста и привычна, но она не имеет дифференцирующую способность и не позволяет…

Безусловно, чаще всего используемая сегодня в педагогической практике методика оценивания по пятибалльной шкале проста и привычна, но она не имеет дифференцирующую способность и не позволяет…

Теоретически присутствует еще 1 (единица), но на практике этот балл почти не используется

Теоретически присутствует еще 1 (единица), но на практике этот балл почти не используется

Иначе затраты времени на ее реализацию рискуют превысить все разумно допустимые пределы, что на практике будет означать, скорее всего, выборочное отслеживание такой информации применительно лишь…

Иначе затраты времени на ее реализацию рискуют превысить все разумно допустимые пределы, что на практике будет означать, скорее всего, выборочное отслеживание такой информации применительно лишь…

Критерии успеха – это утверждения, которые позволяют учителям и учащимся получить доказательства достижения цели обучения

Критерии успеха – это утверждения, которые позволяют учителям и учащимся получить доказательства достижения цели обучения

При выполнении суммативных работ по частям в графике указывается дата проведения последней части работы

При выполнении суммативных работ по частям в графике указывается дата проведения последней части работы

Критическое мышление Формирование суждения о достоверности и значимости информации или идей путем рассмотрения различных точек зрения

Критическое мышление Формирование суждения о достоверности и значимости информации или идей путем рассмотрения различных точек зрения

Говорение Использование слов официального и разговорного стилей речи в беседе на различные темы в рамках учебной программы; умение задавать более сложные вопросы для получения необходимой…

Говорение Использование слов официального и разговорного стилей речи в беседе на различные темы в рамках учебной программы; умение задавать более сложные вопросы для получения необходимой…

Внутреннее суммативное оценивание основывается на целях обучения, которые были охвачены в течение четверти и позволяет учителям оценить достижения отдельного учащегося

Внутреннее суммативное оценивание основывается на целях обучения, которые были охвачены в течение четверти и позволяет учителям оценить достижения отдельного учащегося
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017