Критерии эффективности воспитания

Критерии эффективности воспитания

docx
11.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

критерии эффективности.docx

 Критерии эффективности воспитания

 

Философский термин «критерий» означает признак, мерило, средство проверки того или другого утверждения, гипотезы, теоретического построения. Под термином «критерий эффективности воспитания личности» мы понимаем меру, показатель, использование которого может служить для оценки (качественной или количественной), для наиболее четкой характеристики результатов воспитательной деятельности. Исходя из сути и содержания основных закономерностей формирования личности, определяется ряд требований к критериям эффективности воспитательной деятельности и их классификации. Во-первых, как выражение целостности, — с одной стороны, и всесторонности, сложности процесса — с другой, система критериев должна включать и общий показатель, и комплекс частных показателей, которые оценивают наиболее важные, стойкие уровни, свойства, необходимые и достаточные для представления об объекте.

В то же время нужно сказать, что определение критериев эффективности воспитания связано с рядом трудностей. Объекты воспитательного влияния, кроме своего качественного разнообразия, владеют многими общими и индивидуальными признаками, которые не учитывать просто невозможно.

Критерием эффективности воспитания является степень соответствия результатов воспитания потребностям и запросам природы и общества, уровню готовности ребенка, т.е. соответствия его поведения требованиям правовых моральных норм. Внутренняя цель педагогической деятельности в том, чтобы постепенно превратить подрастающего человека из существа управляемого в самостоятельную личность. Внешняя цель педагогики - состоит в развитии сущностных сил ребенка, облегчающих его интеграцию в общественную жизнь, чтобы обеспечить успешное его включение в трудовую, социальную деятельность.

    Критериями качества воспитательной работы должны выступать те параметры жизни школы, которые определяют обучаемость и воспитанность школьников, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам, подготовленность их к сознательному выбору профессии, способность адаптироваться к современным жизненным условиям.

    Это - целеполагание как процесс постановки педагогических целей и задач развития личности с учетом конкретных социальных требований на основе анализа планов учебно-воспитательного процесса в школе, реализации программы обучения и воспитания учеников в конкретных условиях школы при данном уровне сформированности учащихся и возможностей педагогического коллектива.

    Это - организация учебно-воспитательного процесса на основе планирования в школе. Это и единство педагогических позиций и требований в учебной работе, и внедрение в практику достижений педагогической науки.

    По изменениям в уровнях воспитанности и обученности детей можно судить о качествах учебно-воспитательной работы школы.
    Так, высокий уровень общественной направленности говорит об эффективности деятельности педколлектива по достижению целей и задач воспитания. Сформированность мировоззрения подтверждает качество усвоения детьми ведущих идей науки и их практического применения. Обученность школьников во многом зависит от качества учебного процесса и его индивидуализации и дифференциации и т.д.
    Таким образом, связь всех параметров учебно-воспитательного процесса с показателями воспитанности детей есть первое основное требование к результатам учебно-воспитательной работы.
    Качественными показателями являются правильная постановка задач работы с детьми, родителями, педагогами, общественностью в данных условиях, выбор содержания и методов воздействия, затрата времени и силы педагогов, время и активность учащихся.
    Основное назначение критериев эффективности работы школы — определение главных направлений повышения мастерства педагогов на основе комплексного анализа и оценки результатов педагогической деятельности. Критерии служат для решения внутренних задач руководства школой, для самоанализа и самооценки работы, ориентиром для планирования учебно-воспитательного процесса.

    Перечень основных критериев сводится к следующим:

    I.     Самочувствие ребенка в школе (критерий отношений).
    II.   Уровень воспитанности (критерий факта).
    III.  Воспитательный коллектив, творческое содружество поколений (критерий коллектива).
    IV.  Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий содержания).
    V.   Подготовленность к жизни (критерий времени).
    VI.  Критерий "открытости школы".
    VII. Критерий системности работы.
Каждая сфера воспитательного процесса имеет качественные характеристики, адекватные перечисленным критериям.

    Реализация Программы воспитания.

    Взаимодействие педагогов и учеников, взаимопонимание, сотрудничество — критерий I.
   Развитие качеств личности — критерий II.
    Коллективное планирование, проведение дел и оценка — критерий III.
   Формирование ведущих качеств личности. Диагностика — критерий IV.
   Диагностика воспитательных возможностей среды. Интеграция воспитательных сил микрорайона — критерий VI.
    Системность воспитательной работы с I по XI класс. Единство воспитания и диагностики — критерий VII.

   Деятельность воспитательных центров.

    Индивидуальный подход. Положительное стимулирование. Комфортное состояние — критерий I.
   Развитие специальных способностей. Диагностика продвижения в развитии — критерий II.
   Эффективность РВО. Дифференциация и индивидуализация интересов — критерий III.
   Разнообразие и уровень деятельности: музыкально-эстетического, театрального искусства, изобразительного искусства, прикладного творчества, экологического центра, читательского центра— критерий IV.
   Развитие интереса и способностей. Элементы будущей профессии. Отношение к труду — критерий V.
   Привлечение специалистов. Экологическая деятельность, школьное лесничество. Возрождение забытых народных промыслов — критерий VI.
   Взаимосвязь учебной и внеурочной работы. Охват детей. Вовлечение "трудных" — критерий VII.

    Воспитательная работа в классе.

    Формирование положительной Я-концепции. Вера в ребенка, помощь, стимулирование активности. Отношения ответственной зависимости — критерий I.
   Профориентационная диагностика (по Климову). Учет активности ребят (поручения) — критерий II.
   Самоуправление в классе. Добровольность участия детей на основе интереса. Творческая деятельность каждого - критерий III.
   Познавательная деятельность. Общение. Здоровье. Самоуправление — критерий IV.
   Организация разнообразных видов деятельности. Изучение намерений, информация о профессиях, определение способностей, познание своего "Я". Учить сотрудничеству — критерий V.
   Занятия в свободное время, лидеры во дворе, в кружке. Использование возможностей среды — критерий VI.
   Реализация Программы воспитания через систему классных часов, общественно-полезной деятельности — критерий VII.

    Воспитательная работа с родителями.

    Воспитание уважения к родителям. Доброжелательность. Информированность. Взаимоинформированность. Помощь — критерий I.
   Педагогическая диагностика "трудных". Диагностика семейного воспитания. Социальный паспорт дома — критерий II.
   Степень вовлечения в совместную деятельность родителей и школы. Уровень воспитательной деятельности родителей (навыки, отношения, ценности) — критерий III.
    Выполнение школьных социальных Программ: "Семья", "Трудный", "Здоровье". Территориальные воспитательные микросистемы — критерий IV.
   Связи с учреждениями дополнительного образования. Сотрудничество с городским центром профориентации — критерий V.
   Общественная деятельность школьников. Включение в педагогический процесс родителей. Доступность — критерий VI.
   Анализ родительских собраний — критерий VII.

    Воспитание в школе.

    Ориентир на прогрессивные отношения. Стиль руководства демократический. Стремление к устойчиво-положительному стилю отношений — критерий I.
   Социально-педагогическое исследование. Рейтинг развития воспитанности, активности. Рейтинг активности классных коллективов. R = О + В + Р — критерий II.
   Наличие воспитательного коллектива. Уровень общешкольных дел. Совет школы. Совет параллелей — критерий III.
       Встречи, вечера. Сеть центров, кружков, работа факультативов, библиотеки, читального зала. Ценностные ориентации — критерий V.
Компенсационная работа. Забота о здоровье — критерий VI.
     Система тематических КТД — критерий VII.

    Возрождение народных традиций.

    Опора на народную педагогику — критерий I.
    Укрепление семейных традиций. Выполнение "7 заповедей" (воспитание трудолюбия, здоровья, ума, дружбы, доброты, целомудрия, честности) — критерий II.
    Преемственность поколений. Возрождение традиций. Праздники, ярмарки — критерий III.
    Праздник урожая, "Святки", "Рождество", "Масленица". "Живи, Земля", Праздник березки — критерий IV.
    Благотворительная деятельность. Участие в бытовом или производительном труде. Воспитание культуры поведения — критерий V.
    Забота о престарелых, инвалидах, младших. Родословная семьи — критерий VI.
    Объединение сезонных народных праздников в систему — критерий VII.

    Воспитание на уроке.

    Анализ урока с позиций личностного подхода — критерий I.
   Анализ воспитательных аспектов урока — критерий II.
   Коллективные и групповые способы работы — критерий III.
   Воспитание мировоззрения, духовной культуры. "Педагогика радости" — критерий IV.
    Развитие способностей. Информация о профессиях. Встречи. Факультативы, занятия в УПК — критерий V.
   Использование научного потенциала для адекватного преобразования среды — критерий VI.
   Возрастная педагогика. Планирование и реализация воспитательных задач — критерий VII.

 

 

 

Основной целью воспитательной системы является оптимизация ее функционирования и развития:

во-первых, моделирование строящейся системы;

во-вторых, организация коллективной творческой деятельности детей и взрослых;

в-третьих, ориентирование в такой деятельности учащихся, педагогов на общечеловеческие ценности, корректировка возникающих в этом процессе отношений;

в-четвертых, рациональное использование воспитательного потенциала окружающей социальной и природной среды, что очень важно в процессе отдыха и оздоровления ребенка. Четвертый компонент воспитательной системы - диагностико-результативный, включающий в себя следующие элементы:

а) критерии и показатели эффективности воспитательной системы;

б) формы, методы и приемы изучения, анализа и оценки результативности функционирования воспитательной системы.

Необходимость включения диагностико-результативного компонента в состав основных компонентов системы объясняется тем, что при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности ребенка, формировании детского коллектива, состоянии и результатах воспитательного процесса, ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей, достаточно сложной и трудоемкой, деятельности по моделированию и построению воспитательной системы учреждения.

При разработке диагностико-аналитического инструментария педагоги исходят из того, что эффективность - это действенность, результативность в реализации целей воспитательной системы. Она определяется как "отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достижимому или заранее запланированному результату". Мерилом эффективности воспитательной системы являются критерии и соответствующие им показатели. Так как целевые ориентиры и деятельность воспитательной системы направлены, прежде всего, на содействие развития личности ребенка, то в качестве основных критериев и показателей избираются либо воспитанность учащихся, либо сформированность основных потенциалов личности школьников, либо их интеллектуальная, нравственная развитость.

В соответствии с избранными критериями и показателями подбираются или создаются диагностические методики, позволяющие получить достоверную информацию о различных сторонах исследуемого феномена. Как правило, наряду с педагогическими, используются социологические и психологические методики, что способствует более объективному и обстоятельному изучению эффективности воспитательной системы.

Для определения уровня сформированности воспитательной системы можно использовать две группы оценок: критерии факта и критерии качества. Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система, а вторая дает представление об уровне ее сформированности и эффективности.

Критерии факта могут быть представлены такими показателями, как:

упорядоченность жизнедеятельности школы (соответствие содержания, объема и характера учебно-воспитательной работы возможностям и условиям данной школы);

наличие сложившегося единого школьного коллектива;

интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий.

Критерии качества складываются из таких показателей, как:

степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы;

общий психологический климат школы, стиль отношений, самочувствие ученика, его социальная защищенность, внутренний комфорт; уровень воспитанности учащихся.

Основное назначение критериев эффективности работы школы - определение главных направлений повышения мастерства учителей на основе комплексного анализа и оценки результатов педагогической деятельности. Критерии служат для решения внутренних задач руководства школой, для самоанализа и самооценки работы, ориентиром для планирования учебно-воспитательного процесса.

Качественными показателями являются правильная постановка задач работы с детьми, родителями, педагогами, общественностью в данных условиях, выбор содержания и методов воздействия, затрата времени и силы педагогов, время и активность учащихся. Качественные показатели эффективности воспитательной системы:

Образ школы в сознании педагогов, учащихся, родителей.

Образ выпускника как идеальный результат воспитательной системы.

Психологический климат. Самочувствие детей, педагогов в школе.

Отношение к внутришкольным конфликтам.

Характер взаимоотношений между различными субъектами системы.

Событийный характер деятельности.

Проверка временем (прочность связи поколений, традиции, коллективные привычки).

Авторитет школы (отношение к школе работников органов управления образованием, родителей, учащихся).

В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса.

 

Критерии

Показатели

Методики изучения

I. Сформированность познавательного потенциала личности учащегося

Освоение учащимися образовательной программы

Развитость мышления

Познавательная активность учащихся

Сформированность учебной деятельности

Школьный тест умственного развития

Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости

Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка

Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся (МЭОП и СУ)

Педагогическое наблюдение

II. Сформированность нравственного потенциала личности учащегося

Нравственная направленность личности

Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте"

Методика С.М. Петровой "Русские пословицы"

Методики "Акт добровольцев", "Недописанный тезис", "Ситуация свободного выбора"

Метод ранжирования

Методики "Репка" ("Что во мне выросло"), "Магазин", "Золотая рыбка", "Цветик - семицветик"

III. Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника

Коммуникабельность

Сформированность коммуникативной культуры учащихся

Знание этикета поведения

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся

МЭПО и СУ

Педагогическое наблюдение

IV. Сформированность эстетического потенциала выпускника школы

Развитость чувства прекрасного

Сформированность других эстетических чувств

Методика Торренса

МЭПО и СУ

Педагогическое наблюдение

V. Сформированность физического потенциала выпускника

Состояние здоровья выпускника школы

Развитость физических качеств личности

Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика

Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств

VI. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе

Комфортность ребенка в школе

Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе)

Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью"

Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе"

Анкета "Ты и твоя школа"

Социометрия

VII. Сформированность общешкольного коллектива

Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе

Развитость самоуправления

Сформированность совместной деятельности

Методика "Наши отношения"

Методика М.И. Рожкова

Социометрический эксперимент



Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества.

Заключение

Таким образом, организация воспитательного процесса и реализация поставленных целей и задач осуществляется посредством различных институтов воспитания: семьи, школы, средств массовой информации и прочих.

Именно воспитательная система школы способна стать основой для построения модели будущей новой системы отношений в российском обществе и государстве в целом.

В процессе воспитания человека главной целью является формирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях. В связи с этим осуществляется умственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое и другие направления воспитания.

Воспитание в значительной степени носит целенаправленный характер, который предполагает определенное направление воспитательной деятельности, осознание ее конечных целей, а также содержит средства и методы достижения этих целей.

Критериями качества воспитательной работы должны выступать те параметры жизни школы, которые определяют обучаемость и воспитанность школьников, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам, подготовленность их к сознательному выбору профессии, способность адаптироваться к современным жизненным условиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие / В.В. Воронов. - М. Педагогическое общество России, 2002. - 192 с.

Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ "Сфера", 2001. - 128 с.

Караковский В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова; Под ред. Н.Л. Селивановой - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.

Караковский В.А. Школа воспитания: 825-й маршрут / В.А. Караковский, А.М. Сидоркин, М.А. Исаева и др. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 416 с.

Классному руководителю о воспитательной системе класса / Е.Н. Степанов, Н.А. Алексеева, Е.В. Алексеева; Под ред. Е.А. Степанова. - М.: Педагогический поиск, 2004. - 160 с.

Педагогика: Учеб. пособие. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред.В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 566 с.

Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: изд. центр Владос, 2001. - 256 с.

Теория и практика воспитания: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной, О.В. Еремкиной. - Рязань: Феникс, 2007. - 508 с.

Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред.В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой и др. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 148 с.

Учебно-воспитательные комплексы - новый тип школы для XXI века / Под ред. И.Ф. Исаева. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2001. - 258 с.

Харламов И.Ф. Педагогика в вопросах и ответах / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2001. - 256 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии эффективности воспитательного процесса

Философский термин «критерий» означает признак, мерило, средство проверки того или другого утверждения, гипотезы, теоретического построения. Под термином «критерий эффективности воспитания личности» мы понимаем меру, показатель, использование которого может служить для оценки (качественной или количественной), для наиболее четкой характеристики результатов воспитательной деятельности. Исходя из сути и содержания основных закономерностей формирования личности, определяется ряд требований к критериям эффективности воспитательной деятельности и их классификации. Во-первых, как выражение целостности, — с одной стороны, и всесторонности, сложности процесса — с другой, система критериев должна включать и общий показатель, и комплекс частных показателей, которые оценивают наиболее важные, стойкие уровни, свойства, необходимые и достаточные для представления об объекте.

В то же время нужно сказать, что определение критериев эффективности воспитания связано с рядом трудностей. Объекты воспитательного влияния, кроме своего качественного разнообразия, владеют многими общими и индивидуальными признаками, которые не учитывать просто невозможно.

Критерием эффективности воспитания является степень соответствия результатов воспитания потребностям и запросам природы и общества, уровню готовности ребенка, т.е. соответствия его поведения требованиям правовых моральных норм. Внутренняя цель педагогической деятельности в том, чтобы постепенно превратить подрастающего человека из существа управляемого в самостоятельную личность. Внешняя цель педагогики - состоит в развитии сущностных сил ребенка, облегчающих его интеграцию в общественную жизнь, чтобы обеспечить успешное его включение в трудовую, социальную деятельность.

Критериями качества воспитательной работы должны выступать те параметры жизни школы, которые определяют обучаемость и воспитанность школьников, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам, подготовленность их к сознательному выбору профессии, способность адаптироваться к современным жизненным условиям.

Это - целеполагание как процесс постановки педагогических целей и задач развития личности с учетом конкретных социальных требований на основе анализа планов учебно-воспитательного процесса в школе, реализации программы обучения и воспитания учеников в конкретных условиях школы при данном уровне сформированности учащихся и возможностей педагогического коллектива.

Это - организация учебно-воспитательного процесса на основе планирования в школе. Это и единство педагогических позиций и требований в учебной работе, и внедрение в практику достижений педагогической науки.

По изменениям в уровнях воспитанности и обученности детей можно судить о качествах учебно-воспитательной работы школы.

Перечень основных критериев эффективности воспитательной работы сводится к следующим:

  1. Самочувствие ребенка в школе (критерий отношений) – взаимодействие учителей и учеников, взаимопонимание, сотрудничество.
  2. Уровень воспитанности (критерий факта) – развитие качеств личности.
  3. Воспитательный коллектив, творческое содружество поколений (критерий коллектива) – коллективное планирование, проведение дел и оценка.
  4. Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий содержания) – формирование ведущих качеств личности.
  5. Подготовленность к жизни (критерий времени) – выполнение целевых программ развития личности.
  6. Критерий "открытости школы" – диагностика воспитательных возможностей среды. Интеграция воспитательных сил микрорайона.
  7. Критерий системности работы.

Каждая сфера воспитательного процесса имеет качественные характеристики, адекватные перечисленным критериям.


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Олимпиада-аукцион для вас и ваших учеников с мгновенными наградами.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)