Критерии оценивания деятельности учащихся на уроках физической культуры

  • doc
  • 28.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Введение.doc

  Критерии оценивания деятельности учащихся на уроках физической культуры

Успешное осуществление педагогической деятельности современным учителем невозможно без применения эффективных педагогических технологий обучения и воспитания. Использование педагогических технологий позволяет рационально выстраивать процесс обучения, чтобы не возникало одной из важнейших проблем образования - проблемы ненасильственного обучения.
Ненасильственное изучение возможно лишь тогда, когда у обучаемого удается сформировать интерес к предмету, его понятиям, идеям, методам.
Важным звеном на уроке является контроль знаний и умений учащихся. Эффективность учебной работы существенно зависит от того, как организован и на что нацелен контроль. Поэтому все учителя уделяют особое внимание способам организации контроля и его содержанию.
В настоящее время основной целью образования является развитие конкурентно - способной личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Особое значение имеет контрольно - оценочная деятельность ученика, то есть готовность и способность контролировать и оценивать свою деятельность, уметь устранять причины возникающих трудностей.
Понимание эффективной оценки обучения и эффективной оценки для обучения тесно связано с новыми подходами в преподавании и обучении. Оценивание – понятие, используемое для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении.
К сожалению, у большинства населения уже сложился стереотип, что учителя физкультуры оценивают детей только по нормативам, совершенно не принимая во внимание способности ребенка. Как девочке с собственным ростом 140 см перепрыгнуть способом «перешагивание» высоту 120 см? Или как выполнить норматив по бегу на короткую дистанцию, если ребенок тяготеет к длинным дистанциям? Подобного рода вопросы звучат многократно. Наверняка сталкивались с подобными вопросами и вы. Тест – норматив – результат – отметка. И все. Такое ощущение, что больше учитель физкультуры оценить ничего не может.

Так что же мы оцениванием и за что выставляем отметки?

Экспертная оценка

Основная задача учителя физкультуры на уроке – научить ребенка правильной технике двигательного действия. Результатом освоения техники является оценивание выполнения разученных упражнений. Мы очень часто в своей работе используем этот вариант оценки: при изучении гимнастических и легкоатлетических упражнений, техники лыжных ходов, элементов подвижных и спортивных игр. Мы сами составляем требования к технике выполнения упражнений и сами же являемся экспертами в их оценке. 

Активность на уроке и вне него

Полагаю, что многие из вас использовали такой метод оценивания для поощрения ,активно работающих на уроке учащихся, за помощь учителю, за активное участие во внеклассной  работе, соревнованиях разного уровня и т.д.

Разработка собственных тестов

И этот вариант оценивания используется учителями в современной школе достаточно часто. Наверняка для оценивания учащихся в спортивных играх вы сами составляете требования к отдельным упражнениям. Например, по броскам мяча в корзину, передачам мяча на время с партнером и от стены, по подаче мяча в волейболе через сетку и по зонам и т.п. Подобные тесты составляют даже как контрольные нормативы для абитуриентов при поступлении в физкультурные и педагогические вузы.

Прогресс в обучении

Я думаю, что в своей работе вы оценивали высокими отметками тех детей, которые достигли большого прогресса в своих результатах. Даже если ребенок изначально имел невысокий уровень физической подготовки, но существенно прибавил в своем развитии, он, на мой взгляд, достоин высокой оценки. Многие мои коллеги придерживаются этого принципа. Это будет служить дополнительным стимулом для дальнейшего развития и роста ученика, а главное, укрепит его желание заниматься физическими упражнениями. Возможно, это не полный перечень того, что оценивают учителя на уроках физкультуры. Но почему-то всегда считают, что мы можем оценивать детей только по нормативам. Лично меня это больно задевает.

Суммативное и формативное оценивание

В отдельных документах по оцениванию можно встретить такие понятия: суммативное и формативное оценивание, а также итоговое оценивание. Чем же они отличаются друг от друга?

Итоговое оценивание включает в себя общий итог работы ученика. Это может быть выставление итоговой отметки за четверть, триместр, полугодие или даже большую итоговую контрольную работу, в которой учитывалось несколько составляющих. Суммативное или, правильнее, саммативное оценивание (от английского Summative) – оценивание по итогам пройденной темы. Это может быть зачет, финальный тест, контрольное тестирование и т. п. Словом, оценивание не одного урока, а целого периода обучения. Формативное оценивание, наоборот, подразумевает оценивание деятельности ученика на отдельно взятом уроке. Здесь может быть его активность на уроке, помощь учителю или своим одноклассникам и т. д. Кстати, формативное оценивание не всегда выражается отметкой. Даже похвала, добрый взгляд или поддерживающий жест являются видами формативного оценивания.

Шкала оценивания

Долгое время вопрос о шкале оценивания в нашей стране не стоял. Учителя всей страны оценивали детей по пятибалльной системе. Большинство школ продолжают использовать подобную шкалу оценивания и сейчас. Но ряд школ отходит от этого однообразия и начинает использовать другие шкалы оценивания. Есть школы, в которых 7, 10, 20-балльные системы оценивания. Есть и такие, в которых 100-балльная шкала. Я считаю нашу привычную 5-балльную систему устаревшей. Да и была ли она пятибалльной? Отметки «0» не было никогда. Многие ли из вас ставили детям отметку «1»? Думаю, что у каждого из нас такие случаи единичны, а то и вовсе отсутствуют. Даже за «двойки» на уроках нам приходилось выслушивать упреки от администрации школы. Вот и выходит, что из пятибалльной шкалы мы превратили систему оценивания в трехбалльную, где есть «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно». Но ведь как часто нам приходится подчеркивать разницу между одной «четверкой» и другой. Эта «тройка» и та «тройка», как выясняется, не одно и то же. Так и появляются в нашей речи «четверки с плюсом» и «тройки с минусом». А ведь при более широкой шкале оценивания этих минусов и плюсов можно избежать и четко определить разницу в оценивании одного ученика и другого. В связи с введением нескольких шкал оценивания возникает проблема сопоставления разных шкал. В таком случае удобнее всего пользоваться процентным соотношением баллов к нашей пятибалльной шкале. Так, отметке «5» соответствует не менее 85% от максимально возможного числа баллов, отметке «4» – диапазон от 70 до 85%, уровень «тройки» – от 40 до 70%, менее 40% от максимума соответствует «двойке» .В своем методическом пособии я предлагаю критерии по которым можно оценивать деятельность учащихся на уроках физической культуры по таким разделам программы как баскетбол , волейбол, легкая атлетика, гимнастика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Критериальная система оценивания

Правилами критериального оценивания предусмотрено четыре критерия для оценивания по физической культуре

        Критерий  А – использование знаний (max 5)

        Критерий  В – воспроизведение знаний (max 5)

        Критерий С – интеграция элементов в композиции движений (max 5)

        Критерий  D – социальные навыки и личная вовлеченость(max 5)

В зависимости от формирующей или констатирующей работы в ней могут присутствовать как все четыре,
так и три или два критерия.

Так, на уроках легкой атлетики оценивается знание, и понимание правил, техника выполнения основных легкоатлетических упражнений и прогресс в показанных результатах.

    На уроках спортивных игр оценивается знание, и понимание правил, техника овладения отдельными элементами игры, групповые взаимодействия игроков.

    На уроках гимнастики оценивается техника разученных упражнений и составление комбинаций из них.

 

 

Цели и задачи изучения тематического блока
                          «Лёгкая атлетика»

 

 

 

 

                   Учащиеся должны научиться

Критерий А (использование знаний)

Знать технику безопасности; комплекс специальных и специально-подготовительных легкоатлетических физических упражнений; технику выполнения: бега (на короткие, средние,  длинные дистанции, с ускорением, в максимальном темпе, эстафетного); прыжков (в длину с разбега способом «согнув ноги», в высоту с разбега способом «перешагивание», в длину с места толчком двумя); метания малого мяча на дальность (с места и с разбега), в цель (с места); тактику собственных действий в соревновательных условиях в  беге, прыжках, метании мяча.

Знать правила игр, эстафет, соревнований с элементами лёгкой атлетики, хрестоматийные материалы по развитию лёгкой атлетики в Казахстане.

 

                                         Критерий В

(воспроизведение – уметь применять полученные знания)

Соблюдать технику безопасности,  двигательный режим в течение учебного дня.

Уметь выполнить комплекс ежедневной утренней гигиенической гимнастики, применять комплекс специальных и специально-подготовительных легкоатлетических физических упражнений.

Уметь технически грамотно выполнить:  бег (на короткие, средние,  длинные дистанции, с ускорением, в максимальном темпе, эстафетного); прыжки (в длину с разбега способом «согнув ноги», в высоту с разбега способом «перешагивание», в длину с места толчком двумя); метание малого мяча на дальность (с места и с разбега), в цель (с места).

Тактически грамотно осуществлять собственные действия в соревновательных условиях;  применять на практике правила игр и эстафет с элементами лёгкой атлетики.

                                        Критерий С

                                       (исполнение)

Проводить комплекс УГГ на уроках и во внеурочное время

Выполнять технически грамотно элементы легкоатлетической полосы препятствий:

- бег;

- прыжки;

- метание.

Выполнять технически грамотно элементы лёгкой атлетики в эстафетах и в условиях соревнования.

Тактически грамотно координировать собственные действия в соревновательных условиях.

 

                                      

                                     Критерий D

       (социальные навыки, личная вовлечённость)

 

 

Уметь взаимодействовать с партнёрами, проявляет желание к улучшению личных результатов, проявляет активность в овладении навыков ЗОЖ; соблюдать технику безопасности, уважительно относиться к другим, стараться выполнять задания учителя; уметь критически анализировать собственные достижения и стремиться улучшить их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      КРЕТЕРИАЛЬНАЯ ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩЕГОСЯ

Критерий

Дескрипторы

А

(max 5)

Учащийся знает технику безопасности, имеет знания о двигательном режиме школьника, знает 9-10  специально-подготовительных легкоатлетических упражнений, знает порядок проведения упражнений в комплексе УГГ и 8-9  упражнений, знает все самостоятельные формы занятий ФУ, знает основы техники бега, прыжков, метания; знает правила подвижных игр, эстафет, соревнований, знает основы тактики соревновательной деятельности, знает многие хрестоматийные материалы по развитию лёгкой атлетики в Казахстане.

 

     Дескрипторы

В

(max  5 )

(воспроизведение)

Учащийся соблюдает технику безопасности, заботится о соблюдении двигательного режима в школе,  соблюдает порядок проведения упражнений в комплексе УГГ и выполняет 8-9 упражнений, применяет 9-10 специально-подготовительных легкоатлетических упражнений, применяет основные самостоятельные формы занятий ФУ, владеет основами техники бега, прыжков, метания; участвует  в подвижных играх, эстафетах и соревнованиях,  применяет тактические действия в соревновательных условиях.

 

Дескрипторы

С

(max  5 )

(исполнение)

Систематически самостоятельно готовит и проводит комплекс УГГ из 8-9 упражнений, технически грамотно выполняет элементы легкоатлетической полосы препятствий (бег, прыжки, метание), элементы лёгкой атлетики в эстафетах, подвижных и национальных играх, соревнованиях, тактически грамотно координирует индивидуальные и командные действия в соревновательных условиях.

 

 

Дескрипторы

D

(max  5 )

Социальные навыки и личная вовлечённость

Учащийся умеет взаимодействовать с партнёрами, проявляет желание к улучшению личных результатов, проявляет активность в овладении навыков ЗОЖ; соблюдает технику безопасности, уважительно относится к другим, старается выполнять задания учителя; умеет критически анализировать собственные достижения и стремится улучшить их.

 

              Тема формирующего оценивания:
                      Прыжки в длину с места

Цели:

*    отработать технику  выполнения прыжков в длину с места;

*    закрепить навыки выполнения специально-подготовительных упражнений;

*    способствовать развитию физической культуры учащихся

Учебная задача: Правильно выполнить прыжок в длину с места

 

Уровень достижений

Критерий А

Дескрипторы

0

*Не достиг ни одного из уровней предложенных ниже

1

*Учащийся недостаточно точно знает технику безопасности (форма одежды, соблюдение дистанции  при поточном и индивидуальном выполнении упражнений, выполнение разминки и подводящих упражнений), знает 1-2 элемента техники толчка и полёта, но не соблюдает направление движения тела при приземлении.

2

*Учащийся знает технику безопасности, знает 2-3 элемента техники толчка и полёта, но не соблюдает направление движения тела при приземлении.

3

      Учащийся знает технику безопасности, знает 3-4 элемента техники толчка и полёта, но не соблюдает направление движения тела при приземлении.

4

      *Учащийся знает технику безопасности, знает большинство элементов техники толчка, полёта, и приземления.

5

* Учащийся знает технику безопасности, правила сдачи норматива, знает все элемента техники выполнения прыжка в длину с места: замах, толчок, полёт, приземление.

 

Уровень достижений

Критерий В

Дескрипторы

0

*Не достиг ни одного из уровней предложенных ниже

1

*Учащийся соблюдает технику безопасности (форма одежды, соблюдение дистанции  при поточном и индивидуальном выполнении упражнений, выполнение разминки и подводящих упражнений), выполняет 1-2 элемента техники толчка и полёта, но не соблюдает направление движения тела при приземлении.

2

*Учащийся соблюдает технику безопасности, выполняет 2-3 элемента техники толчка и полёта, но не соблюдает направление движения тела при приземлении.

3

      Учащийся соблюдает технику безопасности, выполняет 3-4 элемента техники толчка и полёта, но не соблюдает направление движения тела при приземлении.

4

      *Учащийся соблюдает технику безопасности, выполняет большинство элементов техники толчка, полёта, и приземления.

5

* Учащийся соблюдает технику безопасности, правила сдачи норматива, выполняет все элементы техники прыжка в длину с места: замах, толчок, полёт, приземление.

 

Уровень достижений

Критерий Д

Дескрипторы

0

Не достиг ни одного из уровней предложенных ниже

1

Учащийся не умеет взаимодействовать с партнёрами, не проявляет желания к улучшению личных результатов, не проявляет энтузиазма в овладевании навыков ЗОЖ; неточно соблюдает технику безопасности, уважительно относится к другим, но не умеет критически анализировать собственные достижения.

2

Учащийся не всегда умеет взаимодействовать с партнёрами, не проявляет желания к улучшению личных результатов, не проявляет энтузиазма в овладевании навыков ЗОЖ; соблюдает технику безопасности, уважительно относится к другим, но неточно выполняет задания учителя.

3

Учащийся не умеет взаимодействовать с партнёрами, проявляет желание к улучшению личных результатов, уважительно относится к другим, старается выполнять задания учителя; не всегда умеет критически анализировать собственные достижения.

4

Учащийся умеет (чаще всего) взаимодействовать с партнёрами, проявляет желание к улучшению личных результатов, проявляет активность в овладевании навыков ЗОЖ; уважительно относится к другим, не всегда умеет критически анализировать собственные достижения.

5

Учащийся умеет взаимодействовать с партнёрами, проявляет желание улучшить личные результаты, точно соблюдает технику безопасности, уважительно относится к другим, выполняет задания учителя; умеет критически анализировать собственные достижения и стремится улучшить их.

 

              Тема формирующего оценивания:
                      Ловля передача мяча

Цели:

*    отработать технику  выполнения ловли передачи мяча на месте и в движении;

*    закрепить навыки выполнения специально-подготовительных упражнений;

*    способствовать развитию физической культуры учащихся

 Учебная задача: Правильное выполнение ловли и передачи мяча             

Уровни

достижений

                              Критерий (А)

                             Дискрипторы

     0

  Не достиг ни одного из уровней предложенных ниже

     1

  Учащийся не достаточно знает технику безопасности (форма одежды ,соблюдение      дистанции при поточном и индивидуальном выполнении упражнений ,выполнение разминки и подводящих упражнений) .Знает как выполнять 1-2 передачи не правильно ловит мяч.

     2

Учащийся знает технику безопасности умеет выполнять правильно 2-3передачи ,но не всегда правильно выполняет ловлю мяча.

     3

Учащийся знает т.б умеет выполнять правильно 3-5 передач ,но не всегда правильно ловит мяч.

     4

Уч-ся знает и выполняет технику безопасности, знает технику выполнения большенства передач.

     5

Уч-ся знает технику безопасности ,правила выполнения передач ,технику передач из различных исходных положений.

                      

 

Уровни

достижений

                                  Критерий(В)

                                Дискрипторы       

        0

Не достиг не одного из  уровней предложенных ниже.

        1

Уч-ся соблюдает технику безопасности (форма одежды ,соблюдение дистанции при поточном и индивидуальном выполнении упражнений ,выполнении разминки и подводящих упражнений) знает как выполнять 1-2 передачи не правильно выполняет ловлю мяча.

       2

Уч-ся соблюдает технику безопасности ,выполняет 2-3 передачи, не всегда правильно ловит мяч.

      3

Уч-ся соблюдает технику безопасности, выполняет 3-4 передачи, но не всегда правильно ловит мяч.

      4

Уч-ся соблюдает технику безопасности ,выполняет правильно большинство передач.

      5

Уч-ся соблюдает технику безопасности ,правила выполнения передач , технически правильно выполняет передачи из различных исходных положений.

 

 

Уровни сформированности

                      Критерий (Д)

                      Дискрипторы

               0

  Не достиг ни одного из  уровней предложенных ниже

               1

  уч-ся не умеет взаимодействовать с партнерами ,не проявляет желание к улучшению личных результатов не проявляет энтузиазма в овладении навыками ЗОЖ , неточно соблюдает технику безопасности ,уважительно относится к другим .но не умеет критически анализировать собственные достижения.

               2

уч-ся не всегда умеет взаимодействовать с партнерами, не проявляет желание к улучшению  собственных  результатов ,соблюдает  технику безопасности .уважительно относится к другим ,но не точно выполняет задания учителя.

            3

Уч-ся не умеет взаимодействовать с партнерами ,проявляет желание к улучшению  личных результатов .уважительно относится к другим старается выполнять задания учителя ,не всегда умеет критически  анализировать собственные достижения.

            4

У ч-ся чаще всего умеет взаимодействовать с партнерами ,проявляет желание к улучшению личных результатов ,проявляет активность в овладении навыками ЗОЖ ,уважительно относится к другим  не всегда умеет критически анализировать собственные действия.

            5

Уч-ся умеет взаимодействовать с партнерами ,проявляет желание улучшить личные результаты .точно соблюдает технику безопасности. уважительно относится к другим выполняет задания учителя , умеет критически анализировать собственные достижения и стремиться улучшить их.

 

 

 

                 Шкала перевода баллов в отметку

 

  13-15 баллов- отметка «5»  (100%-89%)

  10-12 баллов – отметка «4»  (75%-88%)

  7-11 баллов- отметка «3»  (61%-74%)

  6 и менее баллов- отметка «2» (60% и менее)

Если при пересчете % выполнения работы в баллы Вы получаете не целое число (например 12.5 балла), то происходит округление значения в пользу ребенка, т.е Вы засчитываете 13 баллов и выставляете отметку  5