Критерии оценивания деятельности учащихся на уроках физической культуры
Успешное осуществление педагогической деятельности
современным учителем невозможно без применения эффективных педагогических
технологий обучения и воспитания. Использование педагогических технологий
позволяет рационально выстраивать процесс обучения, чтобы не возникало одной из
важнейших проблем образования - проблемы ненасильственного обучения.
Ненасильственное изучение возможно лишь тогда,
когда у обучаемого удается сформировать интерес к предмету, его понятиям,
идеям, методам.
Важным звеном на уроке является контроль знаний
и умений учащихся. Эффективность учебной работы существенно зависит от того,
как организован и на что нацелен контроль. Поэтому все учителя уделяют особое
внимание способам организации контроля и его содержанию.
В настоящее время основной целью образования
является развитие конкурентно - способной личности, готовой к взаимодействию с
окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Особое значение имеет
контрольно - оценочная деятельность ученика, то есть готовность и способность
контролировать и оценивать свою деятельность, уметь устранять причины
возникающих трудностей.
Понимание эффективной оценки обучения и
эффективной оценки для обучения тесно связано с новыми подходами в преподавании
и обучении. Оценивание – понятие, используемое для обозначения деятельности,
направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью
принятия решений о дальнейшем обучении.
К сожалению, у большинства населения уже сложился стереотип, что
учителя физкультуры оценивают детей только по нормативам, совершенно не
принимая во внимание способности ребенка. Как девочке с собственным ростом 140
см перепрыгнуть способом «перешагивание» высоту 120 см? Или как выполнить норматив
по бегу на короткую дистанцию, если ребенок тяготеет к длинным дистанциям?
Подобного рода вопросы звучат многократно. Наверняка сталкивались с подобными
вопросами и вы. Тест – норматив – результат – отметка. И все. Такое ощущение,
что больше учитель физкультуры оценить ничего не может.
Так что же мы оцениванием и за что выставляем отметки?
Экспертная оценка
Основная задача учителя физкультуры на уроке – научить ребенка правильной технике двигательного действия. Результатом освоения техники является оценивание выполнения разученных упражнений. Мы очень часто в своей работе используем этот вариант оценки: при изучении гимнастических и легкоатлетических упражнений, техники лыжных ходов, элементов подвижных и спортивных игр. Мы сами составляем требования к технике выполнения упражнений и сами же являемся экспертами в их оценке.
Активность на уроке и вне него
Полагаю, что многие из вас использовали такой метод оценивания для поощрения ,активно работающих на уроке учащихся, за помощь учителю, за активное участие во внеклассной работе, соревнованиях разного уровня и т.д.
Разработка собственных тестов
И этот вариант оценивания используется учителями в современной школе достаточно часто. Наверняка для оценивания учащихся в спортивных играх вы сами составляете требования к отдельным упражнениям. Например, по броскам мяча в корзину, передачам мяча на время с партнером и от стены, по подаче мяча в волейболе через сетку и по зонам и т.п. Подобные тесты составляют даже как контрольные нормативы для абитуриентов при поступлении в физкультурные и педагогические вузы.
Прогресс в обучении
Я думаю, что в своей работе вы оценивали высокими отметками тех детей, которые достигли большого прогресса в своих результатах. Даже если ребенок изначально имел невысокий уровень физической подготовки, но существенно прибавил в своем развитии, он, на мой взгляд, достоин высокой оценки. Многие мои коллеги придерживаются этого принципа. Это будет служить дополнительным стимулом для дальнейшего развития и роста ученика, а главное, укрепит его желание заниматься физическими упражнениями. Возможно, это не полный перечень того, что оценивают учителя на уроках физкультуры. Но почему-то всегда считают, что мы можем оценивать детей только по нормативам. Лично меня это больно задевает.
Суммативное и формативное оценивание
В отдельных документах по оцениванию можно встретить такие понятия: суммативное и формативное оценивание, а также итоговое оценивание. Чем же они отличаются друг от друга?
Итоговое оценивание включает в себя общий итог работы ученика. Это может быть выставление итоговой отметки за четверть, триместр, полугодие или даже большую итоговую контрольную работу, в которой учитывалось несколько составляющих. Суммативное или, правильнее, саммативное оценивание (от английского Summative) – оценивание по итогам пройденной темы. Это может быть зачет, финальный тест, контрольное тестирование и т. п. Словом, оценивание не одного урока, а целого периода обучения. Формативное оценивание, наоборот, подразумевает оценивание деятельности ученика на отдельно взятом уроке. Здесь может быть его активность на уроке, помощь учителю или своим одноклассникам и т. д. Кстати, формативное оценивание не всегда выражается отметкой. Даже похвала, добрый взгляд или поддерживающий жест являются видами формативного оценивания.
Шкала оценивания
Долгое время вопрос о шкале оценивания в нашей стране не стоял. Учителя всей страны оценивали детей по пятибалльной системе. Большинство школ продолжают использовать подобную шкалу оценивания и сейчас. Но ряд школ отходит от этого однообразия и начинает использовать другие шкалы оценивания. Есть школы, в которых 7, 10, 20-балльные системы оценивания. Есть и такие, в которых 100-балльная шкала. Я считаю нашу привычную 5-балльную систему устаревшей. Да и была ли она пятибалльной? Отметки «0» не было никогда. Многие ли из вас ставили детям отметку «1»? Думаю, что у каждого из нас такие случаи единичны, а то и вовсе отсутствуют. Даже за «двойки» на уроках нам приходилось выслушивать упреки от администрации школы. Вот и выходит, что из пятибалльной шкалы мы превратили систему оценивания в трехбалльную, где есть «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно». Но ведь как часто нам приходится подчеркивать разницу между одной «четверкой» и другой. Эта «тройка» и та «тройка», как выясняется, не одно и то же. Так и появляются в нашей речи «четверки с плюсом» и «тройки с минусом». А ведь при более широкой шкале оценивания этих минусов и плюсов можно избежать и четко определить разницу в оценивании одного ученика и другого. В связи с введением нескольких шкал оценивания возникает проблема сопоставления разных шкал. В таком случае удобнее всего пользоваться процентным соотношением баллов к нашей пятибалльной шкале. Так, отметке «5» соответствует не менее 85% от максимально возможного числа баллов, отметке «4» – диапазон от 70 до 85%, уровень «тройки» – от 40 до 70%, менее 40% от максимума соответствует «двойке» .В своем методическом пособии я предлагаю критерии по которым можно оценивать деятельность учащихся на уроках физической культуры по таким разделам программы как баскетбол , волейбол, легкая атлетика, гимнастика.
Критериальная система оценивания
Правилами критериального оценивания предусмотрено четыре критерия для оценивания по физической культуре
• Критерий А – использование знаний (max 5)
• Критерий В – воспроизведение знаний (max 5)
• Критерий С – интеграция элементов в композиции движений (max 5)
• Критерий D – социальные навыки и личная вовлеченость(max 5)
В зависимости от
формирующей или констатирующей работы в ней могут присутствовать как все
четыре,
так и три или два критерия.
Так, на уроках легкой атлетики оценивается знание, и понимание правил, техника выполнения основных легкоатлетических упражнений и прогресс в показанных результатах.
На уроках спортивных игр оценивается знание, и понимание правил, техника овладения отдельными элементами игры, групповые взаимодействия игроков.
На уроках гимнастики оценивается техника разученных упражнений и составление комбинаций из них.
Цели и задачи
изучения тематического блока
«Лёгкая атлетика»
Учащиеся должны научиться |
Критерий А (использование знаний) |
Знать технику безопасности; комплекс специальных и специально-подготовительных легкоатлетических физических упражнений; технику выполнения: бега (на короткие, средние, длинные дистанции, с ускорением, в максимальном темпе, эстафетного); прыжков (в длину с разбега способом «согнув ноги», в высоту с разбега способом «перешагивание», в длину с места толчком двумя); метания малого мяча на дальность (с места и с разбега), в цель (с места); тактику собственных действий в соревновательных условиях в беге, прыжках, метании мяча. Знать правила игр, эстафет, соревнований с элементами лёгкой атлетики, хрестоматийные материалы по развитию лёгкой атлетики в Казахстане. |
Критерий В (воспроизведение – уметь применять полученные знания) |
Соблюдать технику безопасности, двигательный режим в течение учебного дня. Уметь выполнить комплекс ежедневной утренней гигиенической гимнастики, применять комплекс специальных и специально-подготовительных легкоатлетических физических упражнений. Уметь технически грамотно выполнить: бег (на короткие, средние, длинные дистанции, с ускорением, в максимальном темпе, эстафетного); прыжки (в длину с разбега способом «согнув ноги», в высоту с разбега способом «перешагивание», в длину с места толчком двумя); метание малого мяча на дальность (с места и с разбега), в цель (с места). Тактически грамотно осуществлять собственные действия в соревновательных условиях; применять на практике правила игр и эстафет с элементами лёгкой атлетики. |
Критерий С (исполнение) |
Проводить комплекс УГГ на уроках и во внеурочное время Выполнять технически грамотно элементы легкоатлетической полосы препятствий: - бег; - прыжки; - метание. Выполнять технически грамотно элементы лёгкой атлетики в эстафетах и в условиях соревнования. Тактически грамотно координировать собственные действия в соревновательных условиях. |
Критерий D (социальные навыки, личная вовлечённость)
Уметь взаимодействовать с партнёрами, проявляет желание к улучшению личных результатов, проявляет активность в овладении навыков ЗОЖ; соблюдать технику безопасности, уважительно относиться к другим, стараться выполнять задания учителя; уметь критически анализировать собственные достижения и стремиться улучшить их.
|
КРЕТЕРИАЛЬНАЯ ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩЕГОСЯ
Критерий |
Дескрипторы |
А (max 5) |
Учащийся знает технику безопасности, имеет знания о двигательном режиме школьника, знает 9-10 специально-подготовительных легкоатлетических упражнений, знает порядок проведения упражнений в комплексе УГГ и 8-9 упражнений, знает все самостоятельные формы занятий ФУ, знает основы техники бега, прыжков, метания; знает правила подвижных игр, эстафет, соревнований, знает основы тактики соревновательной деятельности, знает многие хрестоматийные материалы по развитию лёгкой атлетики в Казахстане. |
Дескрипторы |
|
В (max 5 ) (воспроизведение) |
Учащийся соблюдает технику безопасности, заботится о соблюдении двигательного режима в школе, соблюдает порядок проведения упражнений в комплексе УГГ и выполняет 8-9 упражнений, применяет 9-10 специально-подготовительных легкоатлетических упражнений, применяет основные самостоятельные формы занятий ФУ, владеет основами техники бега, прыжков, метания; участвует в подвижных играх, эстафетах и соревнованиях, применяет тактические действия в соревновательных условиях. |
Дескрипторы |
|
С (max 5 ) (исполнение) |
Систематически самостоятельно готовит и проводит комплекс УГГ из 8-9 упражнений, технически грамотно выполняет элементы легкоатлетической полосы препятствий (бег, прыжки, метание), элементы лёгкой атлетики в эстафетах, подвижных и национальных играх, соревнованиях, тактически грамотно координирует индивидуальные и командные действия в соревновательных условиях. |
Дескрипторы |
|
D (max 5 ) Социальные навыки и личная вовлечённость |
Учащийся умеет взаимодействовать с партнёрами, проявляет желание к улучшению личных результатов, проявляет активность в овладении навыков ЗОЖ; соблюдает технику безопасности, уважительно относится к другим, старается выполнять задания учителя; умеет критически анализировать собственные достижения и стремится улучшить их. |
Тема
формирующего оценивания:
Прыжки в длину с места
Цели:
отработать технику выполнения прыжков в длину с места;
закрепить навыки выполнения специально-подготовительных упражнений;
способствовать развитию физической культуры учащихся
Учебная задача: Правильно выполнить прыжок в длину с места
Уровень достижений |
Критерий А Дескрипторы |
0 |
*Не достиг ни одного из уровней предложенных ниже |
1 |
*Учащийся недостаточно точно знает технику безопасности (форма одежды, соблюдение дистанции при поточном и индивидуальном выполнении упражнений, выполнение разминки и подводящих упражнений), знает 1-2 элемента техники толчка и полёта, но не соблюдает направление движения тела при приземлении. |
2 |
*Учащийся знает технику безопасности, знает 2-3 элемента техники толчка и полёта, но не соблюдает направление движения тела при приземлении. |
3 |
• Учащийся знает технику безопасности, знает 3-4 элемента техники толчка и полёта, но не соблюдает направление движения тела при приземлении. |
4 |
• *Учащийся знает технику безопасности, знает большинство элементов техники толчка, полёта, и приземления. |
5 |
* Учащийся знает технику безопасности, правила сдачи норматива, знает все элемента техники выполнения прыжка в длину с места: замах, толчок, полёт, приземление. |
Уровень достижений |
Критерий В Дескрипторы |
0 |
*Не достиг ни одного из уровней предложенных ниже |
1 |
*Учащийся соблюдает технику безопасности (форма одежды, соблюдение дистанции при поточном и индивидуальном выполнении упражнений, выполнение разминки и подводящих упражнений), выполняет 1-2 элемента техники толчка и полёта, но не соблюдает направление движения тела при приземлении. |
2 |
*Учащийся соблюдает технику безопасности, выполняет 2-3 элемента техники толчка и полёта, но не соблюдает направление движения тела при приземлении. |
3 |
• Учащийся соблюдает технику безопасности, выполняет 3-4 элемента техники толчка и полёта, но не соблюдает направление движения тела при приземлении. |
4 |
• *Учащийся соблюдает технику безопасности, выполняет большинство элементов техники толчка, полёта, и приземления. |
5 |
* Учащийся соблюдает технику безопасности, правила сдачи норматива, выполняет все элементы техники прыжка в длину с места: замах, толчок, полёт, приземление. |
Уровень достижений |
Критерий Д Дескрипторы |
0 |
Не достиг ни одного из уровней предложенных ниже |
1 |
Учащийся не умеет взаимодействовать с партнёрами, не проявляет желания к улучшению личных результатов, не проявляет энтузиазма в овладевании навыков ЗОЖ; неточно соблюдает технику безопасности, уважительно относится к другим, но не умеет критически анализировать собственные достижения. |
2 |
Учащийся не всегда умеет взаимодействовать с партнёрами, не проявляет желания к улучшению личных результатов, не проявляет энтузиазма в овладевании навыков ЗОЖ; соблюдает технику безопасности, уважительно относится к другим, но неточно выполняет задания учителя. |
3 |
Учащийся не умеет взаимодействовать с партнёрами, проявляет желание к улучшению личных результатов, уважительно относится к другим, старается выполнять задания учителя; не всегда умеет критически анализировать собственные достижения. |
4 |
Учащийся умеет (чаще всего) взаимодействовать с партнёрами, проявляет желание к улучшению личных результатов, проявляет активность в овладевании навыков ЗОЖ; уважительно относится к другим, не всегда умеет критически анализировать собственные достижения. |
5 |
Учащийся умеет взаимодействовать с партнёрами, проявляет желание улучшить личные результаты, точно соблюдает технику безопасности, уважительно относится к другим, выполняет задания учителя; умеет критически анализировать собственные достижения и стремится улучшить их. |
Тема
формирующего оценивания:
Ловля передача мяча
Цели:
отработать технику выполнения ловли передачи мяча на месте и в движении;
закрепить навыки выполнения специально-подготовительных упражнений;
способствовать развитию физической культуры учащихся
Учебная задача: Правильное выполнение ловли и передачи мяча
Уровни достижений |
Критерий (А) Дискрипторы |
0 |
Не достиг ни одного из уровней предложенных ниже |
1 |
Учащийся не достаточно знает технику безопасности (форма одежды ,соблюдение дистанции при поточном и индивидуальном выполнении упражнений ,выполнение разминки и подводящих упражнений) .Знает как выполнять 1-2 передачи не правильно ловит мяч. |
2 |
Учащийся знает технику безопасности умеет выполнять правильно 2-3передачи ,но не всегда правильно выполняет ловлю мяча. |
3 |
Учащийся знает т.б умеет выполнять правильно 3-5 передач ,но не всегда правильно ловит мяч. |
4 |
Уч-ся знает и выполняет технику безопасности, знает технику выполнения большенства передач. |
5 |
Уч-ся знает технику безопасности ,правила выполнения передач ,технику передач из различных исходных положений. |
Уровни достижений |
Критерий(В) Дискрипторы |
0 |
Не достиг не одного из уровней предложенных ниже. |
1 |
Уч-ся соблюдает технику безопасности (форма одежды ,соблюдение дистанции при поточном и индивидуальном выполнении упражнений ,выполнении разминки и подводящих упражнений) знает как выполнять 1-2 передачи не правильно выполняет ловлю мяча. |
2 |
Уч-ся соблюдает технику безопасности ,выполняет 2-3 передачи, не всегда правильно ловит мяч. |
3 |
Уч-ся соблюдает технику безопасности, выполняет 3-4 передачи, но не всегда правильно ловит мяч. |
4 |
Уч-ся соблюдает технику безопасности ,выполняет правильно большинство передач. |
5 |
Уч-ся соблюдает технику безопасности ,правила выполнения передач , технически правильно выполняет передачи из различных исходных положений. |
Уровни сформированности |
Критерий (Д) Дискрипторы |
0 |
Не достиг ни одного из уровней предложенных ниже |
1 |
уч-ся не умеет взаимодействовать с партнерами ,не проявляет желание к улучшению личных результатов не проявляет энтузиазма в овладении навыками ЗОЖ , неточно соблюдает технику безопасности ,уважительно относится к другим .но не умеет критически анализировать собственные достижения. |
2 |
уч-ся не всегда умеет взаимодействовать с партнерами, не проявляет желание к улучшению собственных результатов ,соблюдает технику безопасности .уважительно относится к другим ,но не точно выполняет задания учителя. |
3 |
Уч-ся не умеет взаимодействовать с партнерами ,проявляет желание к улучшению личных результатов .уважительно относится к другим старается выполнять задания учителя ,не всегда умеет критически анализировать собственные достижения. |
4 |
У ч-ся чаще всего умеет взаимодействовать с партнерами ,проявляет желание к улучшению личных результатов ,проявляет активность в овладении навыками ЗОЖ ,уважительно относится к другим не всегда умеет критически анализировать собственные действия. |
5 |
Уч-ся умеет взаимодействовать с партнерами ,проявляет желание улучшить личные результаты .точно соблюдает технику безопасности. уважительно относится к другим выполняет задания учителя , умеет критически анализировать собственные достижения и стремиться улучшить их. |
Шкала перевода баллов в отметку
— 13-15 баллов- отметка «5» (100%-89%)
— 10-12 баллов – отметка «4» (75%-88%)
— 7-11 баллов- отметка «3» (61%-74%)
— 6 и менее баллов- отметка «2» (60% и менее)
Если при пересчете % выполнения работы в баллы Вы получаете не целое число (например 12.5 балла), то происходит округление значения в пользу ребенка, т.е Вы засчитываете 13 баллов и выставляете отметку 5
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.