Критерии оценивания деятельности учащихся на уроках физической культуры
Оценка 4.7

Критерии оценивания деятельности учащихся на уроках физической культуры

Оценка 4.7
doc
28.04.2020
Критерии оценивания деятельности учащихся на уроках физической культуры
Введение.doc

  Критерии оценивания деятельности учащихся на уроках физической культуры

Успешное осуществление педагогической деятельности современным учителем невозможно без применения эффективных педагогических технологий обучения и воспитания. Использование педагогических технологий позволяет рационально выстраивать процесс обучения, чтобы не возникало одной из важнейших проблем образования - проблемы ненасильственного обучения.
Ненасильственное изучение возможно лишь тогда, когда у обучаемого удается сформировать интерес к предмету, его понятиям, идеям, методам.
Важным звеном на уроке является контроль знаний и умений учащихся. Эффективность учебной работы существенно зависит от того, как организован и на что нацелен контроль. Поэтому все учителя уделяют особое внимание способам организации контроля и его содержанию.
В настоящее время основной целью образования является развитие конкурентно - способной личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Особое значение имеет контрольно - оценочная деятельность ученика, то есть готовность и способность контролировать и оценивать свою деятельность, уметь устранять причины возникающих трудностей.
Понимание эффективной оценки обучения и эффективной оценки для обучения тесно связано с новыми подходами в преподавании и обучении. Оценивание – понятие, используемое для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении.
К сожалению, у большинства населения уже сложился стереотип, что учителя физкультуры оценивают детей только по нормативам, совершенно не принимая во внимание способности ребенка. Как девочке с собственным ростом 140 см перепрыгнуть способом «перешагивание» высоту 120 см? Или как выполнить норматив по бегу на короткую дистанцию, если ребенок тяготеет к длинным дистанциям? Подобного рода вопросы звучат многократно. Наверняка сталкивались с подобными вопросами и вы. Тест – норматив – результат – отметка. И все. Такое ощущение, что больше учитель физкультуры оценить ничего не может.

Так что же мы оцениванием и за что выставляем отметки?

Экспертная оценка

Основная задача учителя физкультуры на уроке – научить ребенка правильной технике двигательного действия. Результатом освоения техники является оценивание выполнения разученных упражнений. Мы очень часто в своей работе используем этот вариант оценки: при изучении гимнастических и легкоатлетических упражнений, техники лыжных ходов, элементов подвижных и спортивных игр. Мы сами составляем требования к технике выполнения упражнений и сами же являемся экспертами в их оценке. 

Активность на уроке и вне него

Полагаю, что многие из вас использовали такой метод оценивания для поощрения ,активно работающих на уроке учащихся, за помощь учителю, за активное участие во внеклассной  работе, соревнованиях разного уровня и т.д.

Разработка собственных тестов

И этот вариант оценивания используется учителями в современной школе достаточно часто. Наверняка для оценивания учащихся в спортивных играх вы сами составляете требования к отдельным упражнениям. Например, по броскам мяча в корзину, передачам мяча на время с партнером и от стены, по подаче мяча в волейболе через сетку и по зонам и т.п. Подобные тесты составляют даже как контрольные нормативы для абитуриентов при поступлении в физкультурные и педагогические вузы.

Прогресс в обучении

Я думаю, что в своей работе вы оценивали высокими отметками тех детей, которые достигли большого прогресса в своих результатах. Даже если ребенок изначально имел невысокий уровень физической подготовки, но существенно прибавил в своем развитии, он, на мой взгляд, достоин высокой оценки. Многие мои коллеги придерживаются этого принципа. Это будет служить дополнительным стимулом для дальнейшего развития и роста ученика, а главное, укрепит его желание заниматься физическими упражнениями. Возможно, это не полный перечень того, что оценивают учителя на уроках физкультуры. Но почему-то всегда считают, что мы можем оценивать детей только по нормативам. Лично меня это больно задевает.

Суммативное и формативное оценивание

В отдельных документах по оцениванию можно встретить такие понятия: суммативное и формативное оценивание, а также итоговое оценивание. Чем же они отличаются друг от друга?

Итоговое оценивание включает в себя общий итог работы ученика. Это может быть выставление итоговой отметки за четверть, триместр, полугодие или даже большую итоговую контрольную работу, в которой учитывалось несколько составляющих. Суммативное или, правильнее, саммативное оценивание (от английского Summative) – оценивание по итогам пройденной темы. Это может быть зачет, финальный тест, контрольное тестирование и т. п. Словом, оценивание не одного урока, а целого периода обучения. Формативное оценивание, наоборот, подразумевает оценивание деятельности ученика на отдельно взятом уроке. Здесь может быть его активность на уроке, помощь учителю или своим одноклассникам и т. д. Кстати, формативное оценивание не всегда выражается отметкой. Даже похвала, добрый взгляд или поддерживающий жест являются видами формативного оценивания.

Шкала оценивания

Долгое время вопрос о шкале оценивания в нашей стране не стоял. Учителя всей страны оценивали детей по пятибалльной системе. Большинство школ продолжают использовать подобную шкалу оценивания и сейчас. Но ряд школ отходит от этого однообразия и начинает использовать другие шкалы оценивания. Есть школы, в которых 7, 10, 20-балльные системы оценивания. Есть и такие, в которых 100-балльная шкала. Я считаю нашу привычную 5-балльную систему устаревшей. Да и была ли она пятибалльной? Отметки «0» не было никогда. Многие ли из вас ставили детям отметку «1»? Думаю, что у каждого из нас такие случаи единичны, а то и вовсе отсутствуют. Даже за «двойки» на уроках нам приходилось выслушивать упреки от администрации школы. Вот и выходит, что из пятибалльной шкалы мы превратили систему оценивания в трехбалльную, где есть «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно». Но ведь как часто нам приходится подчеркивать разницу между одной «четверкой» и другой. Эта «тройка» и та «тройка», как выясняется, не одно и то же. Так и появляются в нашей речи «четверки с плюсом» и «тройки с минусом». А ведь при более широкой шкале оценивания этих минусов и плюсов можно избежать и четко определить разницу в оценивании одного ученика и другого. В связи с введением нескольких шкал оценивания возникает проблема сопоставления разных шкал. В таком случае удобнее всего пользоваться процентным соотношением баллов к нашей пятибалльной шкале. Так, отметке «5» соответствует не менее 85% от максимально возможного числа баллов, отметке «4» – диапазон от 70 до 85%, уровень «тройки» – от 40 до 70%, менее 40% от максимума соответствует «двойке» .В своем методическом пособии я предлагаю критерии по которым можно оценивать деятельность учащихся на уроках физической культуры по таким разделам программы как баскетбол , волейбол, легкая атлетика, гимнастика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Критериальная система оценивания

Правилами критериального оценивания предусмотрено четыре критерия для оценивания по физической культуре

        Критерий  А – использование знаний (max 5)

        Критерий  В – воспроизведение знаний (max 5)

        Критерий С – интеграция элементов в композиции движений (max 5)

        Критерий  D – социальные навыки и личная вовлеченость(max 5)

В зависимости от формирующей или констатирующей работы в ней могут присутствовать как все четыре,
так и три или два критерия.

Так, на уроках легкой атлетики оценивается знание, и понимание правил, техника выполнения основных легкоатлетических упражнений и прогресс в показанных результатах.

    На уроках спортивных игр оценивается знание, и понимание правил, техника овладения отдельными элементами игры, групповые взаимодействия игроков.

    На уроках гимнастики оценивается техника разученных упражнений и составление комбинаций из них.

 

 

Цели и задачи изучения тематического блока
                          «Лёгкая атлетика»

 

 

 

 

                   Учащиеся должны научиться

Критерий А (использование знаний)

Знать технику безопасности; комплекс специальных и специально-подготовительных легкоатлетических физических упражнений; технику выполнения: бега (на короткие, средние,  длинные дистанции, с ускорением, в максимальном темпе, эстафетного); прыжков (в длину с разбега способом «согнув ноги», в высоту с разбега способом «перешагивание», в длину с места толчком двумя); метания малого мяча на дальность (с места и с разбега), в цель (с места); тактику собственных действий в соревновательных условиях в  беге, прыжках, метании мяча.

Знать правила игр, эстафет, соревнований с элементами лёгкой атлетики, хрестоматийные материалы по развитию лёгкой атлетики в Казахстане.

 

                                         Критерий В

(воспроизведение – уметь применять полученные знания)

Соблюдать технику безопасности,  двигательный режим в течение учебного дня.

Уметь выполнить комплекс ежедневной утренней гигиенической гимнастики, применять комплекс специальных и специально-подготовительных легкоатлетических физических упражнений.

Уметь технически грамотно выполнить:  бег (на короткие, средние,  длинные дистанции, с ускорением, в максимальном темпе, эстафетного); прыжки (в длину с разбега способом «согнув ноги», в высоту с разбега способом «перешагивание», в длину с места толчком двумя); метание малого мяча на дальность (с места и с разбега), в цель (с места).

Тактически грамотно осуществлять собственные действия в соревновательных условиях;  применять на практике правила игр и эстафет с элементами лёгкой атлетики.

                                        Критерий С

                                       (исполнение)

Проводить комплекс УГГ на уроках и во внеурочное время

Выполнять технически грамотно элементы легкоатлетической полосы препятствий:

- бег;

- прыжки;

- метание.

Выполнять технически грамотно элементы лёгкой атлетики в эстафетах и в условиях соревнования.

Тактически грамотно координировать собственные действия в соревновательных условиях.

 

                                      

                                     Критерий D

       (социальные навыки, личная вовлечённость)

 

 

Уметь взаимодействовать с партнёрами, проявляет желание к улучшению личных результатов, проявляет активность в овладении навыков ЗОЖ; соблюдать технику безопасности, уважительно относиться к другим, стараться выполнять задания учителя; уметь критически анализировать собственные достижения и стремиться улучшить их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      КРЕТЕРИАЛЬНАЯ ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩЕГОСЯ

Критерий

Дескрипторы

А

(max 5)

Учащийся знает технику безопасности, имеет знания о двигательном режиме школьника, знает 9-10  специально-подготовительных легкоатлетических упражнений, знает порядок проведения упражнений в комплексе УГГ и 8-9  упражнений, знает все самостоятельные формы занятий ФУ, знает основы техники бега, прыжков, метания; знает правила подвижных игр, эстафет, соревнований, знает основы тактики соревновательной деятельности, знает многие хрестоматийные материалы по развитию лёгкой атлетики в Казахстане.

 

     Дескрипторы

В

(max  5 )

(воспроизведение)

Учащийся соблюдает технику безопасности, заботится о соблюдении двигательного режима в школе,  соблюдает порядок проведения упражнений в комплексе УГГ и выполняет 8-9 упражнений, применяет 9-10 специально-подготовительных легкоатлетических упражнений, применяет основные самостоятельные формы занятий ФУ, владеет основами техники бега, прыжков, метания; участвует  в подвижных играх, эстафетах и соревнованиях,  применяет тактические действия в соревновательных условиях.

 

Дескрипторы

С

(max  5 )

(исполнение)

Систематически самостоятельно готовит и проводит комплекс УГГ из 8-9 упражнений, технически грамотно выполняет элементы легкоатлетической полосы препятствий (бег, прыжки, метание), элементы лёгкой атлетики в эстафетах, подвижных и национальных играх, соревнованиях, тактически грамотно координирует индивидуальные и командные действия в соревновательных условиях.

 

 

Дескрипторы

D

(max  5 )

Социальные навыки и личная вовлечённость

Учащийся умеет взаимодействовать с партнёрами, проявляет желание к улучшению личных результатов, проявляет активность в овладении навыков ЗОЖ; соблюдает технику безопасности, уважительно относится к другим, старается выполнять задания учителя; умеет критически анализировать собственные достижения и стремится улучшить их.

 

              Тема формирующего оценивания:
                      Прыжки в длину с места

Цели:

*    отработать технику  выполнения прыжков в длину с места;

*    закрепить навыки выполнения специально-подготовительных упражнений;

*    способствовать развитию физической культуры учащихся

Учебная задача: Правильно выполнить прыжок в длину с места

 

Уровень достижений

Критерий А

Дескрипторы

0

*Не достиг ни одного из уровней предложенных ниже

1

*Учащийся недостаточно точно знает технику безопасности (форма одежды, соблюдение дистанции  при поточном и индивидуальном выполнении упражнений, выполнение разминки и подводящих упражнений), знает 1-2 элемента техники толчка и полёта, но не соблюдает направление движения тела при приземлении.

2

*Учащийся знает технику безопасности, знает 2-3 элемента техники толчка и полёта, но не соблюдает направление движения тела при приземлении.

3

      Учащийся знает технику безопасности, знает 3-4 элемента техники толчка и полёта, но не соблюдает направление движения тела при приземлении.

4

      *Учащийся знает технику безопасности, знает большинство элементов техники толчка, полёта, и приземления.

5

* Учащийся знает технику безопасности, правила сдачи норматива, знает все элемента техники выполнения прыжка в длину с места: замах, толчок, полёт, приземление.

 

Уровень достижений

Критерий В

Дескрипторы

0

*Не достиг ни одного из уровней предложенных ниже

1

*Учащийся соблюдает технику безопасности (форма одежды, соблюдение дистанции  при поточном и индивидуальном выполнении упражнений, выполнение разминки и подводящих упражнений), выполняет 1-2 элемента техники толчка и полёта, но не соблюдает направление движения тела при приземлении.

2

*Учащийся соблюдает технику безопасности, выполняет 2-3 элемента техники толчка и полёта, но не соблюдает направление движения тела при приземлении.

3

      Учащийся соблюдает технику безопасности, выполняет 3-4 элемента техники толчка и полёта, но не соблюдает направление движения тела при приземлении.

4

      *Учащийся соблюдает технику безопасности, выполняет большинство элементов техники толчка, полёта, и приземления.

5

* Учащийся соблюдает технику безопасности, правила сдачи норматива, выполняет все элементы техники прыжка в длину с места: замах, толчок, полёт, приземление.

 

Уровень достижений

Критерий Д

Дескрипторы

0

Не достиг ни одного из уровней предложенных ниже

1

Учащийся не умеет взаимодействовать с партнёрами, не проявляет желания к улучшению личных результатов, не проявляет энтузиазма в овладевании навыков ЗОЖ; неточно соблюдает технику безопасности, уважительно относится к другим, но не умеет критически анализировать собственные достижения.

2

Учащийся не всегда умеет взаимодействовать с партнёрами, не проявляет желания к улучшению личных результатов, не проявляет энтузиазма в овладевании навыков ЗОЖ; соблюдает технику безопасности, уважительно относится к другим, но неточно выполняет задания учителя.

3

Учащийся не умеет взаимодействовать с партнёрами, проявляет желание к улучшению личных результатов, уважительно относится к другим, старается выполнять задания учителя; не всегда умеет критически анализировать собственные достижения.

4

Учащийся умеет (чаще всего) взаимодействовать с партнёрами, проявляет желание к улучшению личных результатов, проявляет активность в овладевании навыков ЗОЖ; уважительно относится к другим, не всегда умеет критически анализировать собственные достижения.

5

Учащийся умеет взаимодействовать с партнёрами, проявляет желание улучшить личные результаты, точно соблюдает технику безопасности, уважительно относится к другим, выполняет задания учителя; умеет критически анализировать собственные достижения и стремится улучшить их.

 

              Тема формирующего оценивания:
                      Ловля передача мяча

Цели:

*    отработать технику  выполнения ловли передачи мяча на месте и в движении;

*    закрепить навыки выполнения специально-подготовительных упражнений;

*    способствовать развитию физической культуры учащихся

 Учебная задача: Правильное выполнение ловли и передачи мяча             

Уровни

достижений

                              Критерий (А)

                             Дискрипторы

     0

  Не достиг ни одного из уровней предложенных ниже

     1

  Учащийся не достаточно знает технику безопасности (форма одежды ,соблюдение      дистанции при поточном и индивидуальном выполнении упражнений ,выполнение разминки и подводящих упражнений) .Знает как выполнять 1-2 передачи не правильно ловит мяч.

     2

Учащийся знает технику безопасности умеет выполнять правильно 2-3передачи ,но не всегда правильно выполняет ловлю мяча.

     3

Учащийся знает т.б умеет выполнять правильно 3-5 передач ,но не всегда правильно ловит мяч.

     4

Уч-ся знает и выполняет технику безопасности, знает технику выполнения большенства передач.

     5

Уч-ся знает технику безопасности ,правила выполнения передач ,технику передач из различных исходных положений.

                      

 

Уровни

достижений

                                  Критерий(В)

                                Дискрипторы       

        0

Не достиг не одного из  уровней предложенных ниже.

        1

Уч-ся соблюдает технику безопасности (форма одежды ,соблюдение дистанции при поточном и индивидуальном выполнении упражнений ,выполнении разминки и подводящих упражнений) знает как выполнять 1-2 передачи не правильно выполняет ловлю мяча.

       2

Уч-ся соблюдает технику безопасности ,выполняет 2-3 передачи, не всегда правильно ловит мяч.

      3

Уч-ся соблюдает технику безопасности, выполняет 3-4 передачи, но не всегда правильно ловит мяч.

      4

Уч-ся соблюдает технику безопасности ,выполняет правильно большинство передач.

      5

Уч-ся соблюдает технику безопасности ,правила выполнения передач , технически правильно выполняет передачи из различных исходных положений.

 

 

Уровни сформированности

                      Критерий (Д)

                      Дискрипторы

               0

  Не достиг ни одного из  уровней предложенных ниже

               1

  уч-ся не умеет взаимодействовать с партнерами ,не проявляет желание к улучшению личных результатов не проявляет энтузиазма в овладении навыками ЗОЖ , неточно соблюдает технику безопасности ,уважительно относится к другим .но не умеет критически анализировать собственные достижения.

               2

уч-ся не всегда умеет взаимодействовать с партнерами, не проявляет желание к улучшению  собственных  результатов ,соблюдает  технику безопасности .уважительно относится к другим ,но не точно выполняет задания учителя.

            3

Уч-ся не умеет взаимодействовать с партнерами ,проявляет желание к улучшению  личных результатов .уважительно относится к другим старается выполнять задания учителя ,не всегда умеет критически  анализировать собственные достижения.

            4

У ч-ся чаще всего умеет взаимодействовать с партнерами ,проявляет желание к улучшению личных результатов ,проявляет активность в овладении навыками ЗОЖ ,уважительно относится к другим  не всегда умеет критически анализировать собственные действия.

            5

Уч-ся умеет взаимодействовать с партнерами ,проявляет желание улучшить личные результаты .точно соблюдает технику безопасности. уважительно относится к другим выполняет задания учителя , умеет критически анализировать собственные достижения и стремиться улучшить их.

 

 

 

                 Шкала перевода баллов в отметку

 

  13-15 баллов- отметка «5»  (100%-89%)

  10-12 баллов – отметка «4»  (75%-88%)

  7-11 баллов- отметка «3»  (61%-74%)

  6 и менее баллов- отметка «2» (60% и менее)

Если при пересчете % выполнения работы в баллы Вы получаете не целое число (например 12.5 балла), то происходит округление значения в пользу ребенка, т.е Вы засчитываете 13 баллов и выставляете отметку  5

 

 

 

 


Критерии оценивания деятельности учащихся на уроках физической культуры

Критерии оценивания деятельности учащихся на уроках физической культуры

Мы сами составляем требования к технике выполнения упражнений и сами же являемся экспертами в их оценке

Мы сами составляем требования к технике выполнения упражнений и сами же являемся экспертами в их оценке

Кстати, формативное оценивание не всегда выражается отметкой

Кстати, формативное оценивание не всегда выражается отметкой

Критериальная система оценивания

Критериальная система оценивания

Учащиеся должны научиться

Учащиеся должны научиться

Критерий С (исполнение)

Критерий С (исполнение)

КРЕТЕРИАЛЬНАЯ ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ

КРЕТЕРИАЛЬНАЯ ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ

Дескрипторы С ( max 5 ) (исполнение)

Дескрипторы С ( max 5 ) (исполнение)

Тема формирующего оценивания:

Тема формирующего оценивания:

Уровень достижений Критерий

Уровень достижений Критерий

Учащийся умеет взаимодействовать с партнёрами, проявляет желание улучшить личные результаты, точно соблюдает технику безопасности, уважительно относится к другим, выполняет задания учителя; умеет критически анализировать собственные…

Учащийся умеет взаимодействовать с партнёрами, проявляет желание улучшить личные результаты, точно соблюдает технику безопасности, уважительно относится к другим, выполняет задания учителя; умеет критически анализировать собственные…

Уровни достижений

Уровни достижений

Уч-ся не умеет взаимодействовать с партнерами ,проявляет желание к улучшению личных результатов

Уч-ся не умеет взаимодействовать с партнерами ,проявляет желание к улучшению личных результатов

Критерии оценивания деятельности учащихся на уроках физической культуры

Критерии оценивания деятельности учащихся на уроках физической культуры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2020