Критерии эстетической воспитанности личности
Оценка 5

Критерии эстетической воспитанности личности

Оценка 5
Лекции +2
doc
искусство +2
Взрослым
06.11.2017
Критерии эстетической воспитанности личности
Понимая под эстетической воспитанностью комплексное свойство личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у нее общественно значимых качеств, отражающих ее всестороннее гармоничное развитие, чувства прекрасного как наиболее полного воплощения эстетического отношения человека к действительности, считаем возможным в качестве одного из важнейших, действительно интегральных качеств предложить использовать эстетическую культуру учащимися, достаточно полно отражающую направленность личности и ее активную жизненную позицию по отношению к бескультурью, невежеству, бездуховности.
Критерии эстетической воспитанности личности.doc
Критерии эстетической воспитанности личности Понимая   под   эстетической   воспитанностью   комплексное   свойство личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у нее   общественно   значимых   качеств,   отражающих   ее   всестороннее гармоничное   развитие,   чувства   прекрасного   как   наиболее   полного воплощения  эстетического отношения человека к действительности, считаем возможным   в   качестве   одного   из   важнейших,   действительно   интегральных качеств   предложить   использовать   эстетическую   культуру   учащимися, достаточно   полно   отражающую   направленность   личности   и   ее   активную жизненную   позицию   по   отношению   к   бескультурью,   невежеству, бездуховности. Исходный   критерий   развития   эстетической     культуры   учащихся ­критерий   достаточности   эстетических   знаний  (эстетический   кругозор), т.е.   создание   определенного   запаса   элементарных     эстетических   знаний   и впечатлений,   без   которых   не   могут   возникнуть   склонность,   интерес   к эстетически значимым предметам и явлениям. Эстетические   знания   функционируют   как   на   эмпирическом,   так   и   на научном   уровнях.   При   этом,   говоря   о   развитии     эстетической   культуры учащихся, необходимо учитывать, что они будут представлены в неразрывном единстве, комплексно. Достаточность эстетических знаний у учащихся характеризуется рядом показателей. Это глубокие разносторонние знания о том, что  такое эстетика, культура   и   личность,   сущность   и   функции   культуры,   типология   культур, история культуры, эстетика поведения, быта. Это накопление элементарных эстетических   знаний,   начиная   с   создания   запаса   разнообразных колористических,   звуковых,   пластических   впечатлений,   способствующих появлению   у   учащихся     эмоциональной   отзывчивости.   Это   наличие   запаса определенных конкретно ­ чувственных  впечатлений, позволяющих  сделать естественный   переход   от   чувственно­эмоционального   к   абстрактно­ логическому способу получения информации.  Достаточность   эстетических   знаний   это   также   знание     содержания необходимых   в   повседневной   жизни   требований   умения   жить   "по   законам красоты", понимание их сути. Это способность соотносить свое поведение и поведение    окружающих  в  соответствии   с требованиями  этих  "законов", а также оценивать факты "эстетичного" и "неэстетичного" поведения, находить в   окружающей   действительности   объективное   подтверждение     этих требований. Важным показателем достаточности эстетического кругозора учащихся является   овладение   ими   основными   понятиями,   терминами   эстетики, культурологии, искусствознания. Другими показателями данного критерия является наличие  у учащихся знаний главных  фактов истории отечественного и зарубежного   искусства, который предполагает   сформированность у учащихся умение оперировать полученными     знаниями,   самостоятельно   извлекать   их   из     исторических источников,   развитую   способность   анализировать   и   оценивать   факты, явления,   события   культурной   жизни,   раскрывать   причинно­следственные связи между ними, а также высказывать обоснованные суждения. Приобщенность   учащихся   к   социальному   опыту,   духовным, нравственным,   эстетическим   ценностям   предшествующих   поколений помогает   учащимся   понять   проблемы   и   реалии   состояния   современной культуры.   Поэтому   следующим   показателем   достаточности   эстетического кругозора мы поставили показатель информированности о заметных явлениях современной эстетической  и художественной культуры. Учитывая, что эстетические знания учащихся проявляются в уровне их эстетической культуры, в ходе опытно­экспериментальной работы, во время учебных занятий, в ходе изучения курса "Мировая художественная культура" моделировались   также   элементы   повседневной   жизни,   где   возникла необходимость   осуществления   реальной   действительности   в   разрешении эстетической   ситуации.   Этому   способствовали   применяемые   на   занятиях система   творческих   заданий:   разминки,   задания   на   развитие   воображения, наблюдательности,   внимания,   памяти;   анализ,   задание   по   решению проблемных ситуаций; выполнение развивающих задач поискового характера, решение творческих заданий и другие формы. Качество   решений   таких   задач   и   стало   еще   одним   из   показателей,   в   совокупности   оценить   достаточность   у   учащихся позволяющим   эстетического   кругозора.   Были   установлены   следующие   уровни достаточности эстетических знаний: высокий, достаточный, средний,  низкий. На каждом из этих уровней рассматривались определенные показатели:  ­ знание   главных   фактов   истории   отечественного   и   зарубежного искусства; ­ знание   специальных   различных   видов   искусства,   законов художественного творчества; ­ информированность о заметных явлениях современной эстетической и художественной культуры. Первый   уровень   ­   высокий.     К   этому   уровню   относятся   учащиеся,   у которых эстетический кругозор характеризуется широтой, объемом, глубиной знаний. Специфика эстетических знаний состоит в том, что оно  облекается в наглядную   форму,   воздействия   на   все   стороны   человеческого   существа. Разносторонность и богатство знаний об эстетическом освоении человеком природы,   о   самом   себе,   о   мире   художественных   ценностей   ­   основа формирования   широких   эстетических   интересов,   потребностей,   вкусов. Поэтому   у   учащихся   с  этим   уровнем   эстетической   развитости   достаточно многосторонний   интерес   к   истории,   теории   культуры,   искусства.   Объем эстетических   знаний   далеко   выходит   за   пределы   программы,   широки, основательны,   базируются   на   обоснованных   суждениях.   Учащиеся   этого уровня   способны   давать   анализ,  оценку   тому   или   иному   художественному явлению.   У   таких   учащихся   есть   потребность,   умение   оперировать полученными   знаниями,   самостоятельно   извлекать   их   из   различных источников, творчески их применять. Второй   уровень   ­   достаточный.   Характеристика   учащихся   данного уровня   позволяет   сделать   вывод,   что   их   интерес   к   эстетическим   знаниям сугубо   избирателен,   строго   очерчен   лишь   так   называемый   обязательной "необходимой"   информацией,   знания   приближены   в   основном   к предусмотренным   учебниками   и   программой.   Очень   часто   знания поверхностны   и   взяты   из   случайных   и   не   всегда   критически   воспринятых источников. Третий уровень ­ средний. О данной категории учащихся следует сказать, что их интерес к эстетическим знаниям ­ неустойчив, существует множество пробелов. В целом уровень  знаний явно недостаточный, чтобы разбираться в явлениях   культуры,   Знания   отрывочны   и   совершенно неосновательны.   Данная   категория   учащихся   не   отличается   эстетической зрелостью в суждениях и поступках.   искусства. И,   наконец,   четвертый   уровень   ­   низкий.   К   этому   уровню   относятся учащиеся, у которых интерес к истории культуры, искусства практически не выражен,  культурологические   знания   отрывочны,  бедны.  Они   не  понимают специфику различных видов искусства, законов художественного творчества, не   имеют   навыка,   способности   анализировать,   высказывать   обоснованные суждения   о   том   или   ином   художественном   явлении,   представлениях   о заметных   явлениях   современной   художественной   культуры   наивны,   знаний фактически нет. Следующим   критерием   развития   эстетической   культуры   выступает критерий сформированности эстетического отношения. Здесь мы различаем те же уровни, что и при характеристике  достаточности эстетических знаний, эстетического кругозора. Высокому  уровню отношения к искусству, культуре соответствуют   учащиеся   с   развитым   избирательным   эстетическим восприятием,   высоким   уровнем   духовной   эмоциональной   жизни.   Этому уровню развития учащихся характерно наличие разносторонних эстетических интересов,   индивидуальных   предпочтений,   потребность   систематически следить за развитием культуры, искусства, общаться с искусством, творчески применять   полученные   эстетические   знания.   Учащиеся   вполне   четко, обоснованно,   обладая   необходимыми   для   этого   знаниями,   умениями   и навыками,   могут   давать   оценку   художественному   явлению,   не   боясь самостоятельности суждения. На достаточном уровне сформированности эстетического отношения к искусству учащиеся проявляют эмоциональную отзывчивость  к искусству, к прекрасному, но у них недостаточно развита избирательность эстетического восприятия. Интересы, потребности, предпочтения как в приобретении новой эстетической информации, так и в использовании в практике ­ случайны. У учащихся данного уровня, нет достаточных умений давать адекватную оценку художественному   произведению,   не   всегда   присутствует   внутренняя потребность  в таких операциях. На   среднем   уровне   учащиеся   не   заинтересованы   в     эмоциональных впечатлениях, свои ощущения от произведения искусства высказывают "по требованию".   предпочтение   обусловлены "корыстными" причинами. В оценке художественных явлений может давать лишь простейшие индифферентные характеристики.   Потребность,   интерес, У   учащихся   с   низким   уровнем   эстетического   отношения   к   искусству эмоциональная   отзывчивость   на   прекрасное   проявляется   очень   редко, отсутствуют   сколько­нибудь   четкие,   осознанные   интересы,   потребности, предпочтения.   В   оценке   художественных   произведений   нет   даже   простых умений и навыков. Другим критерием развития эстетической культуры учащегося является   деятельность,   которая   является его  вовлеченность   в   эстетическую     творческой, показателем   формирования   эстетически   активной, созидательной,   а   не   пассивной   личности.   Эстетическая   активность проявляется в деятельности учащегося, совершаемая по личной инициативе, по глубокому убеждению, а не только по тому, что это входит в круг его обязанностей. В   этой   связи   она   служит   мерилом   наличия   эстетической   культуры   культурной   ценности   уровня   развития   и   социальной, учащегося, сформированности его эстетического сознания. Показателем   данного   критерия   выступают   прежде   всего   принимаемые молодыми   людьми   значительные   волевые   устремления   по   эстетическому самообразованию   и   самовоспитанию,   систематическое   изучение периодических изданий и разнообразной литературы по проблемам эстетики, культуры, искусства, художественного творчества. Показателем эстетической активности   учащегося   является   его   участие   в   трансляции   эстетических знаний,   творческое   использование   при   этом   полученных   знаний, совершенствование  своего гармоничного развития. Эстетическая   активность   учащегося   проявляется   также   в   его непримиримости к фактам бездуховности, безобразного. Это особенно ценно в   настоящее   время,   когда   с   легкой   руки   современных   средств   массовой информации   безобразное   не   только   преподносится   как   эстетически позитивное начало, но и человек начинает воспитываться таким образом, что постепенно начинает  испытывать наслаждение от созерцания безобразного и, более того, от совершения безобразных (жестоких, отвратительных, гнусных) поступков и действий. Показателем   эстетической   активности   является   также   эстетическое отношение учащегося к собственному поведению, эстетический облик манер, жестов,   мимики,   одежды,   речи.   Эстетическое   чувство   слова   ­   одна   из важнейших предпосылок гармоничного развития личности. Показателем   вовлеченности   в   эстетическую   деятельность   является развитие   таких   качеств,   потребностей   и   способностей   личности,   которые превращают   индивида   в   активного   созидателя,   творца   эстетических ценностей,   позволяют   ему   не   только   наслаждаться   красотой   мира,   но   и преобразовывать его "по законам красоты". В связи с этим в характеристике эстетической активности выделяются те же   уровни,   что   и   для   определения   предыдущих   критериев   развития эстетической культуры учащихся. Учитывались   следующие   показатели:   готовность   занимать   активную позицию   по   отношению   к   прекрасному   и   безобразному;   вносить   элементы эстетики в свой труд, быт, поведение; развитие тех или иных художественных способностей, участие в художественной деятельности. На   высоком   уровне   эстетической   активности   у   учащихся   выражена самостоятельная   активная   эстетическая   позиция,   инициатива,   творческий подход.   Учащиеся   имеют   самостоятельные,   оригинальные   эстетические взгляды, проявляют себя как творческую личность. На   достаточном   уровне   учащиеся   в   состоянии   занять   позитивную сторону в отношении прекрасного и безобразного, обладают достаточными, необходимыми  знаниями, умениями, навыками, внося элементы эстетики в свой   труд,   быт,   поведение.   В   художественной   деятельности   участвуют, поскольку она стала в данном учебном заведении нормативно обязательной. На среднем учащиеся уровне в отношении к прекрасному и безобразному могут   дать   лишь   простейшую   мотивацию,   художественные   способности развиты слабо. Низкий уровень эстетической активности предполагает, что эстетически   обоснованное   поведение   данной   группы   учащихся обеспечивается   путем   контроля,   мерами   ответственности,   художественные способности практически не развиты, участие в художественной деятельности минимально.

Критерии эстетической воспитанности личности

Критерии эстетической воспитанности личности

Критерии эстетической воспитанности личности

Критерии эстетической воспитанности личности

Критерии эстетической воспитанности личности

Критерии эстетической воспитанности личности

Критерии эстетической воспитанности личности

Критерии эстетической воспитанности личности

Критерии эстетической воспитанности личности

Критерии эстетической воспитанности личности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017