Проверка связи
+ + Видно и слышно
+ - Или только видно или только слышно
Критическое мышление — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.
В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем мышление докритическое.
Критическое мышление - совокупность качеств и умений, которые обусловлены высоким уровенем исследовательской культуры учащегося и преподавателя*.
*(Д. Халперн, К. Мередит, Д. Стил, Ч. Темпл, С. Уолтер и др., М. В.
Кларин, С. И. Заир-Бек, И. О. Загашев, И. В. Муштавинская и др.)
С педагогической точки зрения критическое мышление - это комплекс мыслительных операций, характеризуется способностью человека:
•анализировать, сравнивать, синтезировать, оценивать информацию с любых источников;
•видеть проблемы, задавать вопросы;
•выдвигать гипотезы и оценивать альтернативы;
•делать сознательный выбор, принимать решения и обосновывать его.
Так какой он - урок по развитию критического мышления?
Такой урок традиционно состоит из трех основных частей:
• Вводной;
• Основной;
• Итоговой.
*Структура урока по развитию критического мышления.
Вызов
* Продолжается обычно первые 5-7 минут.
* «Сделать что-то актуальным, нужным» на время именно этого урока
* Обращение к уже усвоенного материала повышает внимание учащихся к теме, проблеме, пробуждает их заинтересованность, а следовательно, выполняет мотивационную функцию.
Во время вступительной части урока учитель должен предлагать ученикам методы и задачи, которые дают им возможность:
1) освежить имеющиеся знания, представления, умения, связанные с темой урока;
2) провести "инвентаризацию" этих знаний и представлений, выявить пробелы;
3) сосредоточить внимание на новой теме;
4) создать контекст для восприятия новых идей;
5) сформировать положительное отношение, заинтересованность в процессе обучения.
Совет:
Во время урока по развитию критического мышления целесообразно, чтобы учитель предоставлял слово ученикам, а сам говорил как можно меньше.
*Приемы для развития критического мышления учащихся на этапе «вызов»
• Верно — не верно - читель предлагает несколько утверждений по теме урока. Учащиеся фиксируют свои ответы, соглашаясь или отрицая услышанное.
• Кластер — прием, который помогает не только вспомнить все, что относится к теме, но и систематизировать ЗУН. Задается ключевое слово. Учащиеся называют факты, термины, даты, относящиеся к этому слову. Затем "гроздья" кластера можно группировать, объединяя ответы по какому-либо принципу.
• Инсерт — эффективный метод, который позволяет выделить из текста важные абзацы и предложения. Инсерт — это прием маркированного чтения.
• Дерево предсказаний. На доске — изображение дерева. Его ветви — это направления размышлений. Листья — мнения и предположения учащихся.
• Толстые и тонкие вопросы — не только помогают актуализировать знания по теме, но и учат расставлять приоритеты и составлять разные типы вопросов.
Вступительная часть урока по развитию критического мышления завершается тем, что учитель озвучивает новую тему и результаты, которых следует достичь, и стимулирует учеников к осознанию их собственных целей обучения.
• продолжается до 30 минут
• учитель организует активную деятельность учеников, в частности побуждает их исследовать, осмысливать материал, отвечать на ранее поставленные вопросы
Главная задача учеников - «конструировать» знания и навыки, формировать собственное отношение к теме.
Для этого учащиеся с помощью учителя:
• сравнивают свои ожидания с тем, что им реально предлагают изучить;
• задают вопрос о новом учебного материала;
• экспериментируют, пробуют применить новый материал на практике с помощью имеющихся у них представлений, знаний, умений независимо от того, являются ли они достаточными;
• анализируют полученный опыт;
• пересматривают свои ожидания и выражают новые;
• проявляют главное, осмысливают теоретические идеи, концепции;
• отслеживают ход собственных мыслей;
• делают выводы относительно содержания материала; • связывают содержание урока с личным опытом;
• отрабатывают умения и стратегии мышления.
Обязательные
элементы развития критического мышления учащихся - индивидуальный поиск и обмен
идеями в группах или общем кругу.
*Приемы для развития критического мышления учащихся на этапе «осмысление»
• Ранжирование — эффективный прием, позволяющий выделить главное в новой информации. После знакомства с новым материалом учащиеся составляют список главных моментов, положений. Затем напротив каждого пункта в своем списке выставляется оценка по одному из критериев: важности, нужности, полезности и т.д.
• Диаграмма Венна — прием, помогающий провести сравнительную характеристику понятий, предметов, явлений. После прочтения текста учащиеся заполняют следующую таблицу
• Бортовой журнал — еще один своеобразный вид таблицы, который наглядно демонстрирует связь уже имеющегося знания и нового. Как и многие другие приемы критического мышления, охватывает сразу несколько стадий урока.
Третий этап урока - важнейший для развития критического мышления у учащихся, так как его основными задачами являются обобщение, систематизация (но не воспроизведение!)
*Подведение итогов длится до 10 минут.
На этом этапе ученики вместе с учителем:
• обобщают и интерпретируют основные идеи урока;
• обмениваются мнениями и выражают личное отношение к отдельным положениям материала или урока в целом;
• оценивают приобретенные знания и умения;
• ставят перед собой вопрос;
• планируют применение изученного.
*Приемы для развития критического мышления учащихся на этапе «рефлексия»
• Зигзаг — довольно необычный прием, в котором чередуются индивидуальная и групповая работа. Очень удачный прием, когда требуется за урок охватить большой пласт новой информации.
• Инсерт — это прием активного чтения с пометками. Учащимся предлагается прочитать текст, маркируя отдельные предложения или абзацы специальными значками. После этого составляется таблица, по которой проводится следующая работа.
• ИДЕАЛ - название приема представляет собой аббревиатуру, которая объединяет название действий в ходе этого приема. И — интересно, в чем проблема?, Д — давайте найдем все возможные решения, Е — есть ли среди предложенных решений лучшие и т.д. Этот прием учит формулировать главную проблему, намечать пути ее решения, анализировать и делать выбор.
• Кубик Блума — интересный прием, который учит детей не просто детально изучать текст, но и формулировать вопросы разного типа.
• Генераторы и критики - после получения новой информации класс делится на две группы
"генераторов" и "критиков". Выбирается проблема, не требующая долгих обсуждений. Задача генераторов — предложить как можно больше вариантов решений, задача критиков — оценить предложения и выбрать самые лучшие и адекватные.
Чтобы ученики могли развивать критическое мышление, в школе следует системно изменить все компоненты учебно-воспитательного процесса.
Задачи урока.
Формирование мыслительных операций высокого уровня и соответствующих ценностных ориентаций у учащихся - доверия к результатам собственных умственных усилий, интеллектуального мужества, открытости к многообразию мнений и т.д.
Организация обучения.
Чтобы формировать критическое мышление как социальное, следует привлекать учащихся к обсуждению и отстаивания своих мыслей в интерактивном общении с одноклассниками.
Контроль и корректировка результатов.
Способы и методы контроля должны проявлять не только уровень знаний по тому или иному учебному предмету, но и овладение учеником умений и навыков критического мышления.
Цель учителя - построить урок, который развивает критическое мышление учеников
С чего следует начать урок?
В начале урока учащиеся должны определить:
• что они уже об этом знают;
• что им следует изучить;
• какие вопросы встают перед нами в связи с темой урока.
Далее учебный процесс учитель должен организовывать так, чтобы ученики свободно выявляли факты, рассматривали варианты решения проблемы, а в конце пришли к подкрепленного фактами осмысления собственной позиции по поставленным вопросам.
На что обращать внимание?
• учитель должен особое внимание уделять анализу информации с точки зрения достоверности источников, из которых она поступает
• учитель должен создавать атмосферу позитивного взаимодействия учеников, разбираться в том, какие формы и методы обучения более эффективны на определенном этапе урока, а еще - и это принципиально важно - самому мыслить критически.
Руководитель высоко оценил вашу работу и увеличил ваш оклад на 10%.
Действительно ли вы ничего не теряете?
Варианты ответов:
Допустим, зарплата составляет 100 тыс. рублей. Увеличив ее на 10%, получаем 100 + 10 = 110 тыс. рублей. Если затем вычесть 10% из 110 тысяч, получим 110 - 11 = всего лишь 99 тыс. рублей.
Известный ведущий на ТВ заверяет зрителей, что мировое правительство тщательно конспирируется. «Если кто-то скрывается, значит ему есть, что скрывать, — поясняет он, — а уж мировому правительству точно есть, что скрывать».
Это убедительный довод?
Правильный ответ: Нет, вывод ведущего не следует из его аргументов.
Если человеку есть что скрывать, это не значит, что он сам скрывается. Ведущий путает взаимосвязь и причинность. Рассуждение такого типа может легко привести к ложному заключению при истинных посылках.
Книги по критическому мышлению:
«Трактат о критическом разуме» Х. Альберт
«Критическое мышление: полный курс лекций» И. Клейнер
«Психология критического мышления» Д.Халперн
«Думай, пытайся, развивайся» Д. Андерсон
«Искусство мыслить и успех в учебе, карьере, жизниo» С. Коттрелл
«Как лгать при помощи статистики» Д. Хафф
«Критическое мышление: метод, теория, практика» А. Бутенко, Е. Ходос
«Обман в науке» Б. Голдакр
«В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов» А. Казанцева
«Разум VS Мозг. Разговор на разных языках» Р. Бертон
Ждем вас на следующих вебинарах от Мега Талант!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.