"Критическое мышление"
Оценка 4.8

"Критическое мышление"

Оценка 4.8
pdf
31.05.2021
"Критическое мышление"
Критическое мышление.pdf

Проверка связи

 

 

+ +  Видно и слышно 

 

 

+ - Или только видно или только слышно 

 

- - Не видно и не слышно 

Критическое мышление — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.  

 

В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем мышление докритическое.

Критическое мышление - совокупность качеств и умений, которые обусловлены высоким уровенем исследовательской культуры учащегося и преподавателя*.  

 

*(Д. Халперн, К. Мередит, Д. Стил, Ч. Темпл, С. Уолтер и др., М. В.

Кларин, С. И. Заир-Бек, И. О. Загашев, И. В. Муштавинская и др.)

С педагогической точки зрения критическое мышление - это комплекс мыслительных операций, характеризуется способностью человека:

 

анализировать, сравнивать, синтезировать, оценивать информацию с любых источников;

 

видеть проблемы, задавать вопросы;

 

выдвигать гипотезы и оценивать альтернативы;

 

делать сознательный выбор, принимать решения и обосновывать его.

Так какой он - урок по развитию критического мышления?

 

                                      

Такой урок традиционно состоит из трех основных частей: 

 

        Вводной;

        Основной;

        Итоговой.

*Структура урока по развитию критического мышления.

 

 

Вызов 

(вступительная часть урока)

 

*  Продолжается обычно первые 5-7 минут.

*  «Сделать что-то актуальным, нужным» на время именно этого урока

*  Обращение к уже усвоенного материала повышает внимание учащихся к теме, проблеме, пробуждает их заинтересованность, а следовательно, выполняет мотивационную функцию.

Во время вступительной части урока учитель должен предлагать ученикам методы и задачи, которые дают им возможность:

 

1)      освежить имеющиеся знания, представления, умения, связанные с темой урока; 

2)    провести "инвентаризацию" этих знаний и представлений, выявить пробелы; 

3)    сосредоточить внимание на новой теме; 

4)    создать контекст для восприятия новых идей; 

5)    сформировать положительное отношение, заинтересованность в процессе обучения.

 

Совет:  

 

Во время урока по развитию критического мышления целесообразно, чтобы учитель предоставлял слово ученикам, а сам говорил как можно меньше.

*Приемы для развития критического мышления учащихся на этапе «вызов»

        Верно не верно - читель предлагает несколько утверждений по теме урока. Учащиеся фиксируют свои ответы, соглашаясь или отрицая услышанное.

        Кластер — прием, который помогает не только вспомнить все, что относится к теме, но и систематизировать ЗУН. Задается ключевое слово. Учащиеся называют факты, термины, даты, относящиеся к этому слову. Затем "гроздья" кластера можно группировать, объединяя ответы по какому-либо принципу.

        Инсерт — эффективный метод, который позволяет выделить из текста важные абзацы и предложения. Инсерт — это прием маркированного чтения. 

        Дерево предсказаний. На доске — изображение дерева. Его ветви — это направления размышлений. Листья — мнения и предположения учащихся.

        Толстые и тонкие вопросы — не только помогают актуализировать знания по теме, но и учат расставлять приоритеты и составлять разные типы вопросов. 

Вступительная часть урока по развитию критического мышления завершается тем, что учитель озвучивает новую тему и результаты, которых следует достичь, и стимулирует учеников к осознанию их собственных целей обучения.

 

Осмысление

(основная часть урока)

 

 

        продолжается до 30 минут

        учитель организует активную деятельность учеников, в частности побуждает их исследовать, осмысливать материал, отвечать на ранее поставленные вопросы

Главная задача учеников - «конструировать» знания и навыки, формировать собственное отношение к теме.

Для этого учащиеся с помощью учителя:

 

        сравнивают свои ожидания с тем, что им реально предлагают изучить; 

        задают вопрос о новом учебного материала; 

        экспериментируют, пробуют применить новый материал на практике с помощью имеющихся у них представлений, знаний, умений независимо от того, являются ли они достаточными; 

        анализируют полученный опыт; 

        пересматривают свои ожидания и выражают новые; 

        проявляют главное, осмысливают теоретические идеи, концепции; 

        отслеживают ход собственных мыслей; 

        делают выводы относительно содержания материала;  связывают содержание урока с личным опытом; 

        отрабатывают умения и стратегии мышления.

 

Обязательные элементы развития критического мышления учащихся - индивидуальный поиск и обмен идеями в группах или общем кругу. 

*Приемы для развития критического мышления учащихся на этапе «осмысление»

        Ранжирование — эффективный прием, позволяющий выделить главное в новой информации. После знакомства с новым материалом учащиеся составляют список главных моментов, положений. Затем напротив каждого пункта в своем списке выставляется оценка по одному из критериев: важности, нужности, полезности и т.д.

        Диаграмма Венна — прием, помогающий провести сравнительную характеристику понятий, предметов, явлений. После прочтения текста учащиеся заполняют следующую таблицу 

        Бортовой журнал — еще один своеобразный вид таблицы, который наглядно демонстрирует связь уже имеющегося знания и нового. Как и многие другие приемы критического мышления, охватывает сразу несколько стадий урока.

Рефлексия

(подведение итогов)

 

 

Третий этап урока - важнейший для развития критического мышления у учащихся, так как его основными задачами являются обобщение, систематизация (но не воспроизведение!) 

*Подведение итогов длится до 10 минут. 

 

На этом этапе ученики вместе с учителем:

 

         обобщают и интерпретируют основные идеи урока;

 

         обмениваются мнениями и выражают личное отношение к отдельным положениям материала или урока в целом;

 

         оценивают приобретенные знания и умения;

 

         ставят перед собой вопрос;

 

         планируют применение изученного.

*Приемы для развития критического мышления учащихся на этапе «рефлексия»

         Зигзаг — довольно необычный прием, в котором чередуются индивидуальная и групповая работа. Очень удачный прием, когда требуется за урок охватить большой пласт новой информации.

         Инсерт — это прием активного чтения с пометками. Учащимся предлагается прочитать текст, маркируя отдельные предложения или абзацы специальными значками. После этого составляется таблица, по которой проводится следующая работа.

         ИДЕАЛ - название приема представляет собой аббревиатуру, которая объединяет название действий в ходе этого приема. И — интересно, в чем проблема?, Д — давайте найдем все возможные решения, Е — есть ли среди предложенных решений лучшие и т.д. Этот прием учит формулировать главную проблему, намечать пути ее решения, анализировать и делать выбор.

         Кубик Блума —  интересный прием, который учит детей не просто детально изучать текст, но и формулировать вопросы разного типа. 

         Генераторы и критики - после получения новой информации класс делится на две группы

"генераторов" и "критиков". Выбирается проблема, не требующая долгих обсуждений. Задача генераторов — предложить как можно больше вариантов решений, задача критиков — оценить предложения и выбрать самые лучшие и адекватные.

Чтобы ученики могли развивать критическое мышление, в школе следует системно изменить все компоненты учебно-воспитательного процесса.

Задачи урока.

Формирование мыслительных операций высокого уровня и соответствующих ценностных ориентаций у учащихся - доверия к результатам собственных умственных усилий, интеллектуального мужества, открытости к многообразию мнений и т.д.

 

 

Организация обучения.

Чтобы формировать критическое мышление как социальное, следует привлекать учащихся к обсуждению и отстаивания своих мыслей в интерактивном общении с одноклассниками.

 

Контроль и корректировка результатов.

Способы и методы контроля должны проявлять не только уровень знаний по тому или иному учебному предмету, но и овладение учеником умений и навыков критического мышления.

 

Пример

Цель учителя - построить урок, который развивает критическое мышление учеников

 

 

С чего следует начать урок? 

 

В начале урока учащиеся должны определить:

 

        что они уже об этом знают;

        что им следует изучить;

        какие вопросы встают перед нами в связи с темой урока.

Далее учебный процесс учитель должен организовывать так, чтобы ученики свободно  выявляли факты, рассматривали варианты решения проблемы, а в конце пришли к подкрепленного фактами осмысления собственной позиции по поставленным вопросам.

 

 

На что обращать внимание?

        учитель должен особое внимание уделять анализу информации с точки зрения достоверности источников, из которых она поступает

        учитель должен создавать атмосферу позитивного взаимодействия учеников, разбираться в том, какие формы и методы обучения более эффективны на определенном этапе урока, а еще - и это принципиально важно - самому мыслить критически.

 

 

Тест: проверь уровень критического мышления

Вопрос 1

 

Руководитель высоко оценил вашу работу и увеличил ваш оклад на 10%.

Но через два дня прочитал квартальный отчет и понизил оклад на 10%. При этом он сказал: «Не грусти! Ты ведь ничего не теряешь!»

Действительно ли вы ничего не теряете?

Варианты ответов: 

 

1. Да, я просто вернулся к своей прошлой зарплате 2. Да, я даже немного выиграл 3. Нет, моя зарплата стала чуть меньше  4. Нет, я очень сильно потерял в деньгах 

 

Правильный ответ: Нет. Моя зарплата стала чуть меньше

Допустим, зарплата составляет 100 тыс. рублей. Увеличив ее на 10%, получаем 100 + 10 = 110 тыс. рублей. Если затем вычесть 10% из 110 тысяч, получим 110 - 11 = всего лишь 99 тыс. рублей.

Вопрос 2

 

Известный ведущий на ТВ заверяет зрителей, что мировое правительство тщательно конспирируется. «Если кто-то скрывается, значит ему есть, что скрывать, — поясняет он, — а уж мировому правительству точно есть, что скрывать».

Это убедительный довод?

1. Да, этот ведущий еще ни разу меня не обманул 2. Да, в словах ведущего все логично  3. Нет, по телевизору одно вранье  4. Нет, вывод ведущего не следует из его аргументов

Правильный ответ: Нет, вывод ведущего не следует из его аргументов.

 

Если человеку есть что скрывать, это не значит, что он сам скрывается. Ведущий путает взаимосвязь и причинность. Рассуждение такого типа может легко привести к ложному заключению при истинных посылках. 

Книги по критическому мышлению:

«Трактат о критическом разуме» Х. Альберт

«Критическое мышление: полный курс лекций» И. Клейнер

«Психология критического мышления» Д.Халперн

«Думай, пытайся, развивайся» Д. Андерсон

 

«Искусство мыслить и успех в учебе, карьере, жизниo» С. Коттрелл

«Как лгать при помощи статистики» Д. Хафф

«Критическое мышление: метод, теория, практика» А. Бутенко, Е. Ходос

«Обман в науке» Б. Голдакр

 

«В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов» А. Казанцева

«Разум VS Мозг. Разговор на разных языках» Р. Бертон

Ждем вас на следующих вебинарах от Мега Талант! 

Проверка связи + +

Проверка связи + +

Критическое мышление - совокупность качеств и умений, которые обусловлены высоким уровенем исследовательской культуры учащегося и преподавателя*

Критическое мышление - совокупность качеств и умений, которые обусловлены высоким уровенем исследовательской культуры учащегося и преподавателя*

С педагогической точки зрения критическое мышление - это комплекс мыслительных операций, характеризуется способностью человека: • анализировать, сравнивать, синтезировать, оценивать информацию с любых источников; • видеть…

С педагогической точки зрения критическое мышление - это комплекс мыслительных операций, характеризуется способностью человека: • анализировать, сравнивать, синтезировать, оценивать информацию с любых источников; • видеть…

Такой урок традиционно состоит из трех основных частей: •

Такой урок традиционно состоит из трех основных частей: •

Сделать что-то актуальным, нужным» на время именно этого урока *

Сделать что-то актуальным, нужным» на время именно этого урока *

Совет: Во время урока по развитию критического мышления целесообразно, чтобы учитель предоставлял слово ученикам, а сам говорил как можно меньше

Совет: Во время урока по развитию критического мышления целесообразно, чтобы учитель предоставлял слово ученикам, а сам говорил как можно меньше

Дерево предсказаний . На доске — изображение дерева

Дерево предсказаний . На доске — изображение дерева

Главная задача учеников - «конструировать» знания и навыки, формировать собственное отношение к теме

Главная задача учеников - «конструировать» знания и навыки, формировать собственное отношение к теме

Обязательные элементы развития критического мышления учащихся - индивидуальный поиск и обмен идеями в группах или общем кругу

Обязательные элементы развития критического мышления учащихся - индивидуальный поиск и обмен идеями в группах или общем кругу

Приемы для развития критического мышления учащихся на этапе «осмысление» •

Приемы для развития критического мышления учащихся на этапе «осмысление» •

Рефлексия (подведение итогов)

Рефлексия (подведение итогов)

На этом этапе ученики вместе с учителем: • обобщают и интерпретируют основные идеи урока; • обмениваются мнениями и выражают личное отношение к отдельным положениям материала…

На этом этапе ученики вместе с учителем: • обобщают и интерпретируют основные идеи урока; • обмениваются мнениями и выражают личное отношение к отдельным положениям материала…

ИДЕАЛ - название приема представляет собой аббревиатуру, которая объединяет название действий в ходе этого приема

ИДЕАЛ - название приема представляет собой аббревиатуру, которая объединяет название действий в ходе этого приема

Организация обучения. Чтобы формировать критическое мышление как социальное, следует привлекать учащихся к обсуждению и отстаивания своих мыслей в интерактивном общении с одноклассниками

Организация обучения. Чтобы формировать критическое мышление как социальное, следует привлекать учащихся к обсуждению и отстаивания своих мыслей в интерактивном общении с одноклассниками

Далее учебный процесс учитель должен организовывать так, чтобы ученики свободно выявляли факты, рассматривали варианты решения проблемы, а в конце пришли к подкрепленного фактами осмысления собственной…

Далее учебный процесс учитель должен организовывать так, чтобы ученики свободно выявляли факты, рассматривали варианты решения проблемы, а в конце пришли к подкрепленного фактами осмысления собственной…

Вопрос 1 Руководитель высоко оценил вашу работу и увеличил ваш оклад на 10%

Вопрос 1 Руководитель высоко оценил вашу работу и увеличил ваш оклад на 10%

Правильный ответ: Нет. Моя зарплата стала чуть меньше

Правильный ответ: Нет. Моя зарплата стала чуть меньше

Это убедительный довод? 1. Да, этот ведущий еще ни разу меня не обманул 2

Это убедительный довод? 1. Да, этот ведущий еще ни разу меня не обманул 2

Трактат о критическом разуме»

Трактат о критическом разуме»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021