Проверка связи
+ + Видно и слышно
+ - Или только видно или только слышно
Критическое мышление — система
суждений, которая используется для анализа вещей и
событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить
обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные
результаты к ситуациям и проблемам.
В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем мышление докритическое.
Критическое
мышление - совокупность качеств и умений, которые обусловлены высоким
уровенем исследовательской культуры учащегося и преподавателя*.
*(Д. Халперн, К. Мередит, Д. Стил, Ч. Темпл, С. Уолтер и др., М. В.
Кларин, С. И. Заир-Бек, И. О. Загашев, И. В. Муштавинская и др.)
С
педагогической точки зрения критическое мышление - это комплекс
мыслительных операций, характеризуется способностью человека:
•анализировать, сравнивать, синтезировать, оценивать информацию с любых источников;
•видеть проблемы, задавать вопросы;
•выдвигать гипотезы и оценивать альтернативы;
•делать сознательный выбор, принимать решения и обосновывать его.
Так какой он - урок по развитию критического мышления?
Такой
урок традиционно состоит из трех основных частей:
• Вводной;
• Основной;
• Итоговой.
*Структура урока по развитию критического мышления.
Вызов
* Продолжается обычно первые 5-7 минут.
* «Сделать что-то актуальным, нужным» на время именно этого урока
* Обращение к уже усвоенного материала повышает внимание учащихся к теме, проблеме, пробуждает их заинтересованность, а следовательно, выполняет мотивационную функцию.
Во время
вступительной части урока учитель должен предлагать ученикам методы и
задачи, которые дают им возможность:
1) освежить имеющиеся знания, представления, умения, связанные с темой урока;
2) провести "инвентаризацию" этих знаний и представлений, выявить пробелы;
3) сосредоточить внимание на новой теме;
4) создать контекст для восприятия новых идей;
5) сформировать положительное отношение, заинтересованность в процессе обучения.
Совет:
Во время урока по развитию критического мышления целесообразно, чтобы учитель предоставлял слово ученикам, а сам говорил как можно меньше.
*Приемы для развития критического мышления учащихся на этапе «вызов»
• Верно — не верно - читель предлагает несколько утверждений по теме урока. Учащиеся фиксируют свои ответы, соглашаясь или отрицая услышанное.
• Кластер — прием, который помогает не только вспомнить все, что относится к теме, но и систематизировать ЗУН. Задается ключевое слово. Учащиеся называют факты, термины, даты, относящиеся к этому слову. Затем "гроздья" кластера можно группировать, объединяя ответы по какому-либо принципу.
• Инсерт — эффективный метод, который позволяет выделить из текста важные абзацы и предложения. Инсерт — это прием маркированного чтения.
• Дерево предсказаний. На доске — изображение дерева. Его ветви — это направления размышлений. Листья — мнения и предположения учащихся.
• Толстые и тонкие вопросы — не только помогают актуализировать знания по теме, но и учат расставлять приоритеты и составлять разные типы вопросов.
Вступительная
часть урока по развитию критического мышления завершается тем, что учитель
озвучивает новую тему и результаты, которых следует достичь, и стимулирует
учеников к осознанию их собственных целей обучения.
• продолжается до 30 минут
• учитель организует активную деятельность учеников, в частности побуждает их исследовать, осмысливать материал, отвечать на ранее поставленные вопросы
Главная задача учеников - «конструировать» знания и навыки, формировать собственное отношение к теме.
Для этого
учащиеся с помощью учителя:
• сравнивают свои ожидания с тем, что им реально предлагают изучить;
• задают вопрос о новом учебного материала;
• экспериментируют, пробуют применить новый материал на практике с помощью имеющихся у них представлений, знаний, умений независимо от того, являются ли они достаточными;
• анализируют полученный опыт;
• пересматривают свои ожидания и выражают новые;
• проявляют главное, осмысливают теоретические идеи, концепции;
• отслеживают ход собственных мыслей;
• делают выводы относительно содержания материала; • связывают содержание урока с личным опытом;
• отрабатывают умения и стратегии мышления.
Обязательные
элементы развития критического мышления учащихся - индивидуальный поиск и обмен
идеями в группах или общем кругу.
*Приемы для развития критического мышления учащихся на этапе «осмысление»
• Ранжирование — эффективный прием, позволяющий выделить главное в новой информации. После знакомства с новым материалом учащиеся составляют список главных моментов, положений. Затем напротив каждого пункта в своем списке выставляется оценка по одному из критериев: важности, нужности, полезности и т.д.
• Диаграмма Венна — прием, помогающий провести сравнительную характеристику понятий, предметов, явлений. После прочтения текста учащиеся заполняют следующую таблицу
• Бортовой журнал — еще один своеобразный вид таблицы, который наглядно демонстрирует связь уже имеющегося знания и нового. Как и многие другие приемы критического мышления, охватывает сразу несколько стадий урока.
Третий этап урока - важнейший для развития критического мышления у учащихся, так как его основными задачами являются обобщение, систематизация (но не воспроизведение!)
*Подведение итогов длится до 10 минут.
На этом
этапе ученики вместе с учителем:
• обобщают и интерпретируют основные идеи урока;
• обмениваются мнениями и выражают личное отношение к отдельным положениям материала или урока в целом;
• оценивают приобретенные знания и умения;
• ставят перед собой вопрос;
• планируют применение изученного.
*Приемы для развития критического мышления учащихся на этапе «рефлексия»
• Зигзаг — довольно необычный прием, в котором чередуются индивидуальная и групповая работа. Очень удачный прием, когда требуется за урок охватить большой пласт новой информации.
• Инсерт — это прием активного чтения с пометками. Учащимся предлагается прочитать текст, маркируя отдельные предложения или абзацы специальными значками. После этого составляется таблица, по которой проводится следующая работа.
• ИДЕАЛ - название приема представляет собой аббревиатуру, которая объединяет название действий в ходе этого приема. И — интересно, в чем проблема?, Д — давайте найдем все возможные решения, Е — есть ли среди предложенных решений лучшие и т.д. Этот прием учит формулировать главную проблему, намечать пути ее решения, анализировать и делать выбор.
• Кубик Блума — интересный прием, который учит детей не просто детально изучать текст, но и формулировать вопросы разного типа.
• Генераторы и критики - после получения новой информации класс делится на две группы
"генераторов" и "критиков". Выбирается проблема, не требующая долгих обсуждений. Задача генераторов — предложить как можно больше вариантов решений, задача критиков — оценить предложения и выбрать самые лучшие и адекватные.
Чтобы ученики могли развивать критическое мышление, в школе следует системно изменить все компоненты учебно-воспитательного процесса.
Задачи урока.
Формирование мыслительных операций высокого уровня и соответствующих ценностных ориентаций у учащихся - доверия к результатам собственных умственных усилий, интеллектуального мужества, открытости к многообразию мнений и т.д.
Организация обучения.
Чтобы формировать критическое мышление как социальное, следует привлекать учащихся к обсуждению и отстаивания своих мыслей в интерактивном общении с одноклассниками.
Контроль и корректировка результатов.
Способы и методы контроля должны проявлять не только уровень знаний по тому или иному учебному предмету, но и овладение учеником умений и навыков критического мышления.
Цель учителя - построить урок, который развивает критическое мышление учеников
С чего следует начать урок?
В начале урока учащиеся должны определить:
• что они уже об этом знают;
• что им следует изучить;
• какие вопросы встают перед нами в связи с темой урока.
Далее учебный процесс учитель должен организовывать так, чтобы ученики свободно выявляли факты, рассматривали варианты решения проблемы, а в конце пришли к подкрепленного фактами осмысления собственной позиции по поставленным вопросам.
На что обращать внимание?
• учитель должен особое внимание уделять анализу информации с точки зрения достоверности источников, из которых она поступает
• учитель должен создавать атмосферу позитивного взаимодействия учеников, разбираться в том, какие формы и методы обучения более эффективны на определенном этапе урока, а еще - и это принципиально важно - самому мыслить критически.
Руководитель высоко оценил вашу работу и увеличил ваш оклад на 10%.
Действительно ли вы ничего не теряете?
Варианты ответов:
Допустим, зарплата составляет 100 тыс. рублей. Увеличив ее на 10%, получаем 100 + 10 = 110 тыс. рублей. Если затем вычесть 10% из 110 тысяч, получим 110 - 11 = всего лишь 99 тыс. рублей.
Известный ведущий на ТВ заверяет зрителей, что мировое правительство тщательно конспирируется. «Если кто-то скрывается, значит ему есть, что скрывать, — поясняет он, — а уж мировому правительству точно есть, что скрывать».
Это убедительный довод?
Правильный ответ: Нет, вывод ведущего не следует из его аргументов.
Если человеку есть что скрывать, это не значит, что он сам скрывается. Ведущий путает взаимосвязь и причинность. Рассуждение такого типа может легко привести к ложному заключению при истинных посылках.
Книги по критическому мышлению:
«Трактат о критическом разуме» Х. Альберт
«Критическое мышление: полный курс лекций» И. Клейнер
«Психология критического мышления» Д.Халперн
«Думай, пытайся, развивайся» Д. Андерсон
«Искусство мыслить и успех в учебе, карьере, жизниo» С. Коттрелл
«Как лгать при помощи статистики» Д. Хафф
«Критическое мышление: метод, теория, практика» А. Бутенко, Е. Ходос
«Обман в науке» Б. Голдакр
«В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов» А. Казанцева
«Разум VS Мозг. Разговор на разных языках» Р. Бертон
Ждем вас на следующих вебинарах от Мега Талант!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.