применение технологии развития критического мышления на уроке немецкого языка
Прокофьева И.И., учитель немецкого языка ГУ ЛНР «Гимназия № 36 имени Г.К.Жукова»
Технология развития критического мышления (РКМ)
Это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика , пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.
Основные направления формирования мыслительной деятельности у обучающихся в технологии ркм
Критическое мышление – отправная точка для развития творческого мышления, они развиваются в синтезе, взаимообусловлены.
Приёмы развития «критического мышления» (ТРКМ)
Приём «Кластеры» может быть использован на стадии вызова и рефлексии. Суть приёма заключается в том, что информация о каком-либо понятии, явлении, событии систематизируется в виде кластеров.
Приём «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления изученного материала.
Приём «Таблица ЗХУ (Знаю - Хочу узнать - Узнал)». Цель приёма - развивать мысли-тельные способности учащихся и вырабатывать у них собственную позицию по изучаемой теме. С помощью таблицы учащиеся собирают уже имеющиеся знания по данной теме, систематизируют новые данные.
Приём «Мозговая атака» развивает креативность мышления учащихся, их коммуникативные качества. Приём используется для создания банка идей, из которых нужно выбрать лучшую.
Приём «Синквейн». Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:
1 строка - одно существительное, заключающее тему синквейна.
2 строка – два прилагательных, характеризующие тему синквейна.
3 строка - три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна.
4 строка - фраза или предложение из четырёх слов, передающее отношение к теме. Это может быть и цитата или крылатое выражение, подобранное к теме синквейна.
5 строка - одно слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы, выражающее личное отношение к ней. Составление синквейна развивает у учащихся умение делать краткие выводы.
Приём «Перепутанные цепочки». Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные и неверные. Учащиеся работают индивидуально, отмечают пере-путанные цепочки. Затем проходит обсуждение результатов работы в группе, учащиеся уточняют и исправляют ошибки.
Приём «Верные и неверные утверждения». В начале урока учащимся даются утверждения по изучаемой теме. Среди них нужно отметить верные неверные утверждения и обосновать свой выбор.
Приём «Корзина идей, понятий, имен...». Этот приём можно использовать при организации работы учащихся на стадии актуализации имеющегося у них опыта и знаний. С его помощью можно выявить представления и знания учащихся по изучаемой теме.
Приём «Написание эссе» предполагает свободное письмо на заданную тему, Приём позволяет учащимся проявить свою самостоятельность и индивидуальность, представить оригинальность решения проблемы, аргументировать свою точку зрения.
Приём «Чтение с остановками». Учитель называет название текста и предлагает обучающимся определить, о чём будет этот текст. Далее текст читается по частям. После каждой остановки учащимся задаётся проблемный вопрос или вопрос на продолжение сюжетной линии. Затем тест читается далее. Учащиеся проверяют свои предположения.
Сюжетная таблица.
Суть работы с этой таблицей - читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста: Кто? Что? Когда? Где? Почему?
Результаты использования технологии критического мышления:
Для обучающихся
Повышение эффективности восприятия информации;
Повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
Умение критически мыслить;
Умение ответственно относиться к собственному образованию;
Умение работать в сотрудничестве с другими;
Повышение качества образования учеников;
Желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Для учителя
Умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
Возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
Стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
Стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Thema“ reise nach deutschland“(10 класс, и.л.бим, л.в. Садомова)
Фаза «Вызов»
Text «Bundesrepublik Deutschland»
Die Bundesrepublik Deutschland liegt in der Mitte Europas und grenzt an Dänemark (im Norden), Polen und die Tschechische Republik (im Osten), Österreich und die Schweiz (im Süden), Frankreich, Luxemburg, Belgien und die Niederlande (im Westen). Die Nordsee und die Ostsee bilden eine natürliche Grenze im Norden. Die Amtssprache der BRD ist Deutsch. Die Hauptstadt des Landes ist Berlin. Die Bundesrepublik Deutschland ist ein Bundesstaat. Der Bundesstaat ist aus den sechzehnten selbständigen Bundesländern gebildet. Die größten Städte des Landes sind München, Frankfurt am Main, Köln, Dresden, Düsseldorf, Hamburg, Bonn. Deutschland zählt rund 80 Millionen Einwohner. Die BRD hat eine Fläche von 357 000 km2 . Deutschland ist ist sehr schön und malerisch, es ist ein Ferienland. Die deutschen Landschaften sind vielfältig. Das sind das Norddeutsche Tiefland im Norden, das Mittelgebirge in der Mitte und die Alpen im Süden. Der höchste Berg der BRD ist die Zugspitze (2962 m). Der größte Fluss ist der Rhein. Die anderen großen Flüsse sind die Elbe, die Weser, die Donau. Der Bodensee ist der größte Binnensee der BRD. Fast ein Drittel des Landes ist mit den Wäldern bedeckt. Deutschland ist bekannt für seine klassische Literatur und Musik. Viele Musiker, Dichter und Schriftsteller haben in Deutschland gelebt. In der Stadt München fanden im Jahre 1972 die Olympischen Sommer-spiele statt.
Закрепление:
а) обучающиеся отвечают на следующие вопросы (пользуясь таблицей):
Таким образом, использование технологии критического мышления в преподавании иностранного языка позволяют значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становиться организатором самостоятельной, учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможность для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.