Кризис семи лет
Оценка 4.6

Кризис семи лет

Оценка 4.6
docx
14.04.2020
Кризис семи лет
Кризис семи лет.docx

 

МБДОУ «Детский сад №2 «Алёнушка» комбинированного вида»

 

 

 

 

 

 

Кризис семи лет

                                                                                   

 

 

 

 

 

Подготовила:

педагог – психолог Старкова Т.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кризис – это ситуация эмоционального и умственного стресса, требующая от человека коренных изменений в системе ценностей и представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени.

Кризисы развития или возрастные кризисы возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными преобразованиями в сфере социальных отношений, деятельности и сознания.

Форма, длительность и острота кризисов может значительно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных и микросоциальных условий, педагогической системы в целом (от двух месяцев до года, в тяжелых случаях до двух лет).

Кризис 6 - 7 лет это переходный период между дошкольным детством и младшим школьным возрастом. Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте, по Д. Б. Эльконину–учебная деятельность. Таким образом, во время кризиса начала обучения в школе ребенку необходимо перестроиться с ведущей игровой деятельности на деятельность учебную. Именно данная смена деятельности создает наибольшие трудности во время адаптации детей к школе.

Любой кризис может повлечь за собой рост и созревание личности. Поэтому в кризисе необходимо выделять обе стороны: кризис как опасность и кризис как возможность роста, зрелости.

Риск является решающим элементом любого кризиса. Опыт переживания кризиса может вести за собой преодоление опасности, переживание облегчения, и, на более глубоком уровне, очищение, удаление старых конфликтных вопросов и достижение, приобретение нового и более высокого уровня стабилизации.

Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как к взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания.

Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются. Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль. Поощрение самостоятельности детей способствует развитию их интеллекта и инициативы. Если же проявлениям независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности.

На поведение и развитие детей влияет стиль руководства со стороны взрослых: авторитарный, демократический или анархический. Дети лучше чувствуют себя и успешнее развиваются в условиях демократического руководства.

С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома. Страхи ребенка отражают восприятие окружающего мира, рамки которого теперь расширяются. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: визиты к врачу, природные явления, отношения между сверстниками. Страх может принимать форму тревоги или беспокойства.

В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений класса. На эмоциональное состояние ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с друзьями (одноклассниками), а не только успехи в учебе и отношения с учителями.

За счет вовлечения в школьную жизнь, расширяется круг интересов и социальных контактов ребенка; общение с взрослыми и со сверстниками становится произвольным.

 

Основные симптомы кризиса 7 лет.

 

Позитивные новообразования:                                             

-       произвольность и опосредованность (не только в игре, но и в разных сферах жизнедеятельности);

-       понимание и осознание собственных переживаний (я радуюсь, я огорчен, я сержусь);

-       обобщение переживаний или «логика чувств»;

-       опосредованность действий и поступков ребенка;

-        «внеконтексное общение» (подчинение правилу, условию, цели задающей ситуацию);

-       вхождение в новую, широкую социальную общность (смысл жизни, конкретная социальная роль);

-       способность и потребность к социальному функционированию    (общественно значимая деятельность).

 

Симптомы «странного поведения» и «трудновоспитуемости»

 

-       повышенная утомляемость, раздражительность, вспышки гнева, замкнутость;

-       искусственная наигранность (привлечение к себе внимания с помощью клоунады);

-       нежелание учиться, посещать школу (низкая успеваемость);

-       проблемы в общении со сверстниками;

-       закрепленная высокая тревожность в сочетании с неадекватной самооценкой;

-       непослушание, споры со взрослыми, возражения;

 

Рекомендации родителям

 

-       будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям

-       поощряйте общение со сверстниками;

-       создайте условия для развития интеллекта (играйте в развивающие игры и выполняйте совместно с ребенком упражнения, читайте познавательные книги, сказки, стихи, сочиняете собственные сказки, беседуйте).

-       учите ребенка управлять своими эмоциями (на примере своего поведения и положительного поведения других).

-       следите за состоянием здоровья вашего ребенка (больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими).

-       психологически готовьте к школе: расскажите, что хорошее ожидает его в учебном процессе, какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе; заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости (обратитесь к специалистам).

-       реально оцените возможности ребенка. При среднем уровне интеллекта, повышенной утомляемости, при наличии тяжелых родовых травм, не стоит записывать малыша в класс с повышенной нагрузкой;

-       не рекомендуется водить в секции параллельно со школой, ребенку нужно дать возможность адоптироваться в учебном процессе (повремените полгода).

-       создайте атмосферу дружелюбия, любви взрослых друг к другу. Взаимное уважение и понимание, чуткая готовность немедленно прийти на помощь только облагораживают детей, способствуют формированию у них самых добрых душевных качеств, развивают мир их чувств, мыслей, взглядов в самом благоприятном направлении.

-       не ущемляйте чувства собственного достоинства, дети мучительно тяжело переносят наказания, если они несправедливы или сопряжены с физическим воздействием. Телесные наказания школьников совершенно недопустимы, так как они глубоко оскорбляют детей, вызывают бурный протест, могут стать причиной нервного заболевания (заикания, невроза навязчивых движений, недержания мочи);

-       поощряйте личную ответственность и самостоятельность ребенка с его возрастными возможностями, стимулируйте умственное, эмоциональное и физическое развитие, т. к. Вашему ребенку предстоит не только радовать вас, но и многие проблемы решать самому. Средства поощрения могут быть различными, но важно использовать их разумно. Всякая крайность нежелательна: перехвалить ребенка так же опасно, как и не заметить его старательности. Уместная похвала школьника за добросовестно выполненное задание, за проявленную инициативу укрепляет его веру в свои силы и возможности, способствует развитию воли и самоутверждения;

-       помогите ребенку устанавливать доверительные отношения, эмоциональные связи с близкими ему людьми, т.к. эмоциональная заряженность детско-родительских отношений благоприятно влияет на развитие ребенка, на закрепление положительного опыта.

-       совместно обсуждайте его личные проблемы, включайте в обсуждение семейных проблем, в принятии решений, учите выслушивать и обсуждать мнение и советы родителей и педагогов.

-       научитесь наслаждаться общением с ним. Берегите его и колдуйте над ним. Совершенствуйтесь сами, идя рядом с ним. Дайте руку ему, свою крепкую руку. Его нежные пальчики вложите в ладонь и ведите по жизни, его лабиринтам, словно гид – гид, который осилил уже этот путь.

 

Педагогический опыт показывает, выполняя данные рекомендация, Вы поможете своему ребенку легко преодолеть еще один возрастной кризис, оградить его ранимую психику от воздействий, которые глубоко травмируют его неокрепшую нервную систему.


 

МБДОУ «Детский сад №2 «Алёнушка» комбинированного вида»

МБДОУ «Детский сад №2 «Алёнушка» комбинированного вида»

Кризис – это ситуация эмоционального и умственного стресса, требующая от человека коренных изменений в системе ценностей и представлений о мире и о себе за короткий…

Кризис – это ситуация эмоционального и умственного стресса, требующая от человека коренных изменений в системе ценностей и представлений о мире и о себе за короткий…

В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений класса

В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений класса

При среднем уровне интеллекта, повышенной утомляемости, при наличии тяжелых родовых травм, не стоит записывать малыша в класс с повышенной нагрузкой; - не рекомендуется водить в…

При среднем уровне интеллекта, повышенной утомляемости, при наличии тяжелых родовых травм, не стоит записывать малыша в класс с повышенной нагрузкой; - не рекомендуется водить в…

Берегите его и колдуйте над ним

Берегите его и колдуйте над ним
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2020