28.10.19г литература 11 класс
Тема. Кризис символизма и новые направления в русской поэзии.
Цель:
· познакомить учащихся с основными направлениями в русской поэзии начала XX века, следовавшими за символизмом;
· развивать речь учащихся, навыки конспектирования;
· воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы, цели, плана урока.
2.Вступительное слово учителя.
К началу 1910-х годов символизм создал завершенную и целостную поэтическую систему. Ее воздействие испытывали даже многие писатели-реалисты, в том числе И.А. Бунин. Именно в 1910 году А. Блок напишет: «Солнце наивного реализма закатилось; осмыслить что бы то ни было вне символизма нельзя...»
Символизм углубил многие жизнеощущения современников, людей XX века, уловил многозначность предметного мира, дополнительные нюансы и взаимосвязи в привычном мире.
А. Блок. 1912 год. «Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века — Все будет так. Исхода нет. Умрешь — начнешь опять сначала, И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь» - о скуке вечных повторений, о жизни в рамках замкнутого круга мог именно символист, не принимавший будничного, безмузыкального мира, где циркулем очерчен круг бытия. Символизм сумел убедить современников в величайшей преобразующей жизнь силе искусства — прежде всего поэзии, музыки. И в этом - подлинно счастливая жизнь.
И все-таки уже к 1910 году стало совершенно очевидно: нового успешного десятилетия у символизма не будет.
История вмешалась в судьбу символизма. На арену реальной истории в 1910-е годы уже вступили не отвлеченные «скифы», «гунны», а миллионы людей из России низовой, крестьянской и рабочей. Символизму не хватало определенности, конкретности, в целом народного образа мысли и слова. И не случайно прекрасные песни о подвигах народа в русско-японской войне «Варяг», «На сопках Маньчжурии», патриотический гимн «Прощание славянки» 1914 года и другие возникали в народной среде, вне поэтики символизма.
Появляются новые направления, новые имена.
3.Лекция с элементами беседы.
Акмеизм. Смысл его манифестов.
Акмеизм возник в недрах символизма и в противовес ему. Акмеизм – высшая степень чего-либо – искусство, достигшее предельного расцвета; «Адамизм» - «мужественно твёрдый и ясный взгляд на жизнь». Акмеисты не отрицали связи с символизмом, но хотели заново открыть ценность человеческого существования. Символисты считали, что земной мир, мир предметный лишь отблеск бытия. Акмеисты же принимали окружающий мир как истинную реальность.
Главные принципы акмеизма, отличия от символизма:
-отрицание мистики;
- «прекрасная ясность» вместо намёков, расплывчатости образов, недосказанности;
- интерес к различным историческим эпохам, культурам;
- умение сказать красиво о бытовых мелочах, внимание к художественной детали;
- поэтизация природно-биологических начал в человеке;
- чёткость, острота и динамизм лирического сюжета;
- живописность образа вместо музыкальности.
Представители данного направления: Н.Гумилёв, С.Городецкий, А.Ахматова, О.Мандельштам.
Статьи: «Наследие символизма и «акмеизм» (Н.Гумилёв), «Некоторые течения в современной русской поэзии» (С.Городецкий), «Утро акмеизма» (О.Мандельштам). Журнал – Гиперборей». Поэты-акмеисты создали «Цех поэтов» в 1911 г., лидерами которого стали С.Городецкий и Н.Гумилёв, а А.Ахматова – секретарём.
Акмеизм в представлении поэта Николая Гумилева, автора статьи «Наследие символизма и акмеизм» (Аполлон. 1913. № 1), — это «мужественный и твердый взгляд на жизнь», разрыв с переизбыточным тяготением символизма «в область неведомого», с привычкой ради яркости символов и метафор забывать о «прочих способах поэтического воздействия».
Поэты Н.С. Гумилев (1886-1921), А.А. Ахматова (1889-1966), О.Э. Мандельштам (1891-1938) и упомянутый выше С.М. Городецкий (1884-1967), вскоре утративший связи с акмеизмом, оценивший весь акмеизм как «привесок к символизму», и составили ядро акмеизма. Оно сохранилось отчасти в рамках «Цеха поэтов» - своеобразной студии поэтов, созданной Н.С. Гумилевым, С.М. Городецким, из которой затем вышли лучшие поэты русской эмиграции Г. Иванов, Г. Адамович, Н. Оцуп (о них - в главе «Парижская нота» русской поэзии 30-х годов»).
Футуризм (от лат. слова futurum — будущее) — авангардистское, т.е. резко порывающее с реалистической (и — шире — вообще культурной) традицией, течение, открыто провозглашающее ломку живого поэтического языка, культ «зауми», исключение «здравого смысла» и какой-либо мотивировки событий и характеров. Оно сформировалось в России в конце 1900-х — начале 1910-х годов.
Датой рождения футуризма стал 1910 год, когда появился сборник «Садок судей», созданный В.Хлебниковым, Д. Бурлюком и В.Каменским. В 1912 г. в сборнике «Пощёчина общественному вкусу» вышла первая декларация футуристов.
Принципы футуристов:
- отказ от традиционной культуры;
- анархическое бунтарство;
- абсолютная свобода творчества;
- отказ от литературных и языковых норм;
- устремлённость в будущее;
- неприятие буржуазной морали;
- эпатаж как средство воздействия на публику.
Таким образом, они отказываются от всех литературных традиций.
Футуризм возник и окреп в атмосфере скандала. Он был явлением неоднородным.
Многие футуристы увлекались живописью и дружили с художниками, которые принадлежали к этому течению в искусстве: Н.Гончаровой, К.Малевичем, М.Ларионовым, А.Лентуловым.
Взаимовлияние символизма и реализма
В 1910-е годы началось взаимодействие, казалось бы, противоборствующих литературных явлений в сфере прозы: в романе А. Белого «Петербург» (1913-1916), в повестях А. Ремизова «Крестовые сестры» (1910), «Пятая язва» (1912) реализм и модернизм искали синтеза своих завоеваний, равновесия, искали новый неореалистический язык для раскрытия самых драматичных событий эпохи.
Заключительным симптоматичным аккордом, с одной стороны, расставанья с былыми иллюзиями, с другой - со стремлением узнать себя, определить свое место в событиях, стало бурное оживление сатирической поэзии. В 1910-е годы на месте былых «беззубых» сатирических журналов типа «Стрекозы» возникнет журнал «Сатирикон», а затем - «Новый Сатирикон». Эти журналы выдвинут яркие дарования создателей жанра сатиры, «королей фельетона» - Аркадия Аверченко (1881-1925), Надежды Тэффи (1872-1952), поэта Саши Черного (Гликберг) (1880-1932).
III. Подведение итогов урока.
IV. Домашнее задание.
Инд.задание: подготовить сообщение о Н.С.Гумилёве.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.