Кризис власти: 1916- начало 1917г.
Оценка 5

Кризис власти: 1916- начало 1917г.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
история
9 кл—11 кл
05.01.2024
Кризис власти: 1916- начало 1917г.
Технологическая карта урока
Конспект Кризис Власти.docx

Технологическая карта урока

9 класс  Базовый учебник Загладин Н.В. , Минаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А. «История Отечества XX век». М., «Русское слово», 2003.

Тема:  Кризис власти: 1916- начало 1917г.

Тип урока:  Комбинированный

Цель темы:   Познакомиться с социально-экономическим и политическим положением России на период 1916-начало 1917г

Задачи: 

Образовательные:

  • Рассмотреть влияние Первой мировой войны на внутриполитическую ситуацию в стране;
  • Познакомить учащихся с новыми понятиями и датами.
  • Раскрыть предпосылки и причины политического кризиса 1916-1917 гг. в России; рассмотреть факты его проявления и последствия для дальнейшего исторического развития страны.

·         Подвести учащихся к началу  Февральской революции как ключевому событию XX века в истории России.

Развивающие:

  • Закрепить умения  анализировать исторические факты, делать выводы, выявлять причинно - следственные связи; отвечать на вопросы учителя и вопросы к документам.

Воспитательные:

  • Воспитание гражданственности, толерантности, уважения к  чужому мнению,

интереса    к   изучению    истории   России.

 

Основные понятия: Общественно – политический кризис, монархия, революция, пацифизм, Временное правительство, двоевластие, Советы рабочих и солдатских депутатов.  

Планируемый результат:

Личностные                                                                                      

Сформированность познавательных интересов, направленных на изучение социальных явлений, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать процессы, происходящие в обществе).

Познавательные                                                                                  

Умение обнаруживать причинно-следственные связи в историческом процессе.                                                                  

Использование дополнительных источников информации.                                                 

Регулятивные                                                                                       

Способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность.                                                                  

Умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные                                                                             

Умение сравнивать различные точки зрения и находить общее решение.                                

Предметные                                                                                       

Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий 1916-начала 1971г.                                  

Изучать  и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников.                             

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основе для миропонимания и познания современного общества.                  

Соотносить единичные исторические факты и общие явления.

Межпредметные связи: Обществознание

Ресурсы:  Учебник, изображения,  раздаточный материал с отрывками из исторических источников

Формы работы:  индивидуальная и фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку

Проверяют свою готовность к уроку

 

 

 

 

 

Повторение изученного материала на предыдущем уроке

Давайте вспомним, что    Мировая империалистическая война 28 июля 1914 — 11 ноября 1918) была самой кровопролитной и жестокой из всех войн, которые мир знал до 1914 года. Никогда еще противоборствующие стороны не выставляли таких огромных армий для взаимного уничтожения. В этом конфликте участвовало 38 государств. Общая численность армий доходила до 70 млн. человек. Все достижения боевой техники, современной химии были направлены на истребление людей. Убивали всюду на земле, на воздухе, на воде и под водой. Ядовитые газы, разрывные пули, автоматические пулеметы, снаряды тяжелых орудий, огнеметы – все было направлено на уничтожение.

Вопрос классу: Давайте вспомним основные причины начала ПМВ.

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы

 

 

 

 

 

 

Умение строить грамотную речь, формулировать свою мысли, использовать знания, полученные на прошлых уроках

 

Работа с историческими терминами и датами

На доске написаны понятия и даты по предыдущей теме.

Ученики объясняют значение термина или рассказывают о событии по дате.

Умение давать определения понятиям

Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.

 

 

 

Создание проблемной ситуации. Формулирование темы и цели урока.

Вопрос классу: Вспомните примеры, когда неудачи в войне приводили к политическим потрясениям и революциям?

 

Вопрос классу: попробуйте сформулировать тему и цели урока.

 

Война, является тяжелейшем испытанием для народа. Это влечет за собой серьезное истощение всевозможных имеющихся ресурсов, прежде всего, экономических и людских (на фронте и тылу). Такие потери объяснились низким уровнем готовности нашей страны к войне. 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос и формулируют тему и цели урока

 

 

 

 

Выдвижение гипотез и обоснований

 

 

 

 

 

 

Изучение новой темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

Рассказ о тяжелом положении в промышленности, предприятиях, хозяйстве.

 

Вопрос классу:  Как вы считаете, кто больше всего ощущал все тяготы войны, и почему?

 

Задание классу: Посмотрите на табличку в учебнике на стр. 63,  какой вывод можно сделать, изучив ее данные?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение слушать и выделять главную информацию из устной речи.

 

 

 

 

Анализируют таблицу, делают вывод, отвечают на вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляют познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

Самооценка

 

 

Оценка учителя

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Кризис власти: 1916 – начало 1917г.

Цель урока: познакомится с социально-экономическими и политическими проблемами России, повлекшими за собой кризис власти и начало революции 1917г.

Задачи:

1.  Рассмотреть и объяснить кризисные явления на период 1916 – начало 1917г. - 20 минут

2. Выявить и обосновать цели и причины Февральской революции 1917г. 10 минут.

Вспомним, что в январе 1905 – июнь 1907 года,  - дата Первой русской революции.  Ее цели: Улучшение условий труда; передел земли в пользу крестьян; либерализация страны; расширение гражданских свободИтогом этих  выступлений стала  конституция — Манифест 17 октября 1905 года, даровавший гражданские свободы на началах неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. Был учреждён Парламент, состоящий из Государственного Совета и Государственной Думы. За революцией последовала реакция: так называемый «Третьеиюньский переворот» от 3 (16) июня 1907. Были изменены правила выборов в Государственную думу для увеличения числа лояльных монархии депутатов; власти на местах не соблюдали декларированные в Манифесте 17 октября 1905 года свободы; наиболее существенный для большинства населения страны аграрный вопрос не был решён, таким образом революция потерпела поражение. Все это неизбежно привело к новой,  волне массовых недовольств, усугубляемого начавшейся в 1914 году, Первой мировой войне.

Четыре группы:

Экономика:  

Буржуазия (предприниматели)  стр.  62-66

В ваших руках собственность: в форме денег, средств производства, земли, вы существуете за счёт доходов от этой собственности. Вы хотите власти эволюционным  путем –т.е. через реформ.

Общество:

Рабочие, крестьяне, горожане  стр.  62-63.

На ваших плечах лежит тяжкое бремя войны.   Бесправие, эксплуатация, изнурительный труд, бедственное положение.

Политика:

Государственная дума стр.  64-67.

Вы уже 4 Дума, до вас было 3 и все они продержались недолго. Государственная Дума избиралась на пять лет.  Состоит из политических партий. Союз 17 октября (Октябристы), кадеты, прогрессисты, центристы, социал-демократы (большевики - меньшевики) т.е. вы чиновники.

Задача: Используя параграф учебника, составить список кризисных явлений (причины недовольства каждой группы)

Разъяснения ответов групп:

Буржуазия

Развитие капитализма в России все более укрепляло экономическое господство буржуазии. Война также содействовала обогащению буржуазии, которая наживалась на военных поставках. Однако царизм, будучи диктатурой дворянства, усиливал традиционные методы укрепления своего положения, бдительно охранял привилегии класса помещиков.  Обладая экономическим господством, буржуазия по-прежнему не имела той политической власти, которой так настойчиво добивалась. Однако, страшась подъема революционного движения народных масс, она хотела преобразовать общественные отношения не революционным путем, а реформами, которые укрепили бы существующий строй ценой некоторого ограничения самодержавия. Лидеры буржуазных партий стремились к союзу с царизмом, видя в нем сильную власть, способную подавить пролетариат, и желая только разделить политическую власть с помещиками. Они придерживались давнего требования русской буржуазии о создании ответственного перед Государственной думой правительства и проведении еще некоторых весьма умеренных изменений, нисколько не посягавших на незыблемость монархии. Но царизм не пошел даже на эту уступку. Буржуазия была допущена только к участию в помощи фронту. Самодержавие в начале войны старалось не привлекать частнокапиталистические предприятия для военных нужд, так как не хотело усиления роли буржуазии в военной экономике, ибо это могло повлиять на увеличение ее политических претензий. Но банкротство военного ведомства вынудило царизм разрешить буржуазии участвовать в снабжении фронта. (Об этом мы расскажем в своей работе позже, когда будем рассматривать общественные организации)

Рабочие, крестьяне, горожане.

Охраняя и защищая интересы буржуазии, царизм отменил действие ряда норм о фабрично-заводском труде, чем полностью развязал руки заводчикам и фабрикантам в эксплуатации и ограблении рабочего класса. Наряду с этим царизм шел в наступление на экономические и политические права рабочих, запрещая стачки, ликвидируя профсоюзы, ограничивая деятельность больничных касс. Были удовлетворены требования буржуазии о введении военного режима на предприятиях. Рабочие фактически лишались всех прав, не могли переходить с предприятия на предприятие, отказываться от сверхурочных работ, предъявлять какие-либо требования администрации. Рабочий день на многих предприятиях достигал 15-16, а иногда и 18 часов. При возросшем рабочем дне условия техники безопасности даже по сравнению с предвоенным временем ухудшились. Законодательство о технике безопасности не соблюдалось. Выработанные в 1913 г. Правила о мерах безопасности работ в заведениях фабрично-заводской промышленности подлежали введению лишь в 1916г., однако в условиях военного времени так и не были введены. По сути, в годы войны никакой охраны труда не существовало. 

Война также значительно ухудшила положение крестьянства. Главные тяготы войны были возложены на плечи бедных и средних крестьян, и одновременно создавались условия для обогащения кулачества. Обстановка в деревне была тяжелой и в связи с тем, что большинство солдат были взяты из крестьян. 23 февраля вышли рабочие и работницы с лозунгами: “Хлеба”, “Долой войну”, “Долой самодержавие”, эта политическая демонстрация положила начало революции

 

ОБОБЩЕНИЕ ВСЕГО СКАЗАННОГО В ГРУППАХ.

Непосредственными причинами Революции являлись: Тяготы и противоречия, вызванные затянувшиеся мировой войной, разруха, угроза голода, продовольственные, топливный кризис, рост цен, недовольство армии.

Эти противоречия переплетались очевидными провалами власти:  коррупция,  Министерская чехарда, моральная деградация (распутинщина), неспособность установить диалог с оппозиционной Государственной Думой, лидеры которые задумались об отречении «монарха ради спасения монархии». 

Непосредственными причинами стояли другие глубины трудности, с которыми объективно связано: процесс модернизации и перехода от традиционного общества к современному, противоречия державших страну на протяжении нескольких десятилетий между (рабочими и капиталистами крестьянами и помещиками по национальному и религиозному вопросам).

Отсюда особенности Революции она пробудила в политической борьбе массы, в ней столкнулись интересы самых разных социальных сил.

Характер: буржуазно-демократическая (власть, где имеет место буржуазия – народ выбирает)

 

Причины революции: (ПОД ЗАПИСЬ)

1. Нерешенность аграрного, рабочего, национального вопросов

2. Обострение социально-экономических противоречий, вызванных длительной и изнурительной войной.

3. Недовольство политикой царизма: замедление и приостановка важных политических и социально-экономических реформ Николаем II, его правительством и правящим дворянским сословием.

4. Нежелание Николаем II разделять власть с обществом.

5. Ухудшение положения народных масс.

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕНННАЯ   ДУМА (ПОЛИТИКА)

 

 

КРЕСТЬЯНЕ -

РАБОЧИЕ –

ГОРОЖАНЕ (ОБЩЕСТВО)

 

 

БУРЖУАЗИЯ (ЭКОНОМИКА)

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока 9 класс

Технологическая карта урока 9 класс

Планируемый результат: Личностные

Планируемый результат: Личностные

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основе для миропонимания и познания современного общества

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основе для миропонимания и познания современного общества

Структура и ход урока Этап урока

Структура и ход урока Этап урока

Вопрос классу : Давайте вспомним основные причины начала

Вопрос классу : Давайте вспомним основные причины начала

Такие потери объяснились низким уровнем готовности нашей страны к войне

Такие потери объяснились низким уровнем готовности нашей страны к войне

Рефлексия Рассказ о тяжелом положении в промышленности, предприятиях, хозяйстве

Рефлексия Рассказ о тяжелом положении в промышленности, предприятиях, хозяйстве

Изучение новой темы

Изучение новой темы

Вспомним, что в январе 1905 – июнь 1907 года, - дата

Вспомним, что в январе 1905 – июнь 1907 года, - дата

Вы уже 4 Дума, до вас было 3 и все они продержались недолго

Вы уже 4 Дума, до вас было 3 и все они продержались недолго

Охраняя и защищая интересы буржуазии, царизм отменил действие ряда норм о фабрично-заводском труде, чем полностью развязал руки заводчикам и фабрикантам в эксплуатации и ограблении рабочего…

Охраняя и защищая интересы буржуазии, царизм отменил действие ряда норм о фабрично-заводском труде, чем полностью развязал руки заводчикам и фабрикантам в эксплуатации и ограблении рабочего…

Непосредственными причинами стояли другие глубины трудности, с которыми объективно связано: процесс модернизации и перехода от традиционного общества к современному, противоречия державших страну на протяжении нескольких…

Непосредственными причинами стояли другие глубины трудности, с которыми объективно связано: процесс модернизации и перехода от традиционного общества к современному, противоречия державших страну на протяжении нескольких…

ГОСУДАРСТВЕНННАЯ ДУМА (ПОЛИТИКА)

ГОСУДАРСТВЕНННАЯ ДУМА (ПОЛИТИКА)

БУРЖУАЗИЯ (ЭКОНОМИКА)

БУРЖУАЗИЯ (ЭКОНОМИКА)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2024