Кризис переходного возраста.

  • Лекции
  • Повышение квалификации
  • docx
  • 16.09.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Лекторий для родителей. Переходный возраст - важный период в жизни человека. Так называют время перехода человека из одного состояния в другое: из младенчества в отрочество, из детства в юность, из молодости в зрелость. При этом происходят физиологические и психологические изменения: у человека меняется мировоззрение, образ мыслей, он становится другим.
Иконка файла материала лекторий.docx
Учитель МОУ «Гимназия №29» Чарина О.В. Лекторий для родителей: «Кризис переходного возраста»  Цель:  создание условий для осмысления присутствующими остроты заявленной проблемы для общества, конкретной семьи, конкретного человека и определения активной воспитательной позиции в отношении подрастающего поколения. Форма проведения: лекция Переходный   возраст   ­   важный   период   в   жизни   человека.   Так   называют   время перехода человека из одного состояния в другое: из младенчества в отрочество, из детства в юность, из молодости в зрелость. При этом происходят физиологические и психологические изменения: у человека меняется мировоззрение, образ мыслей, он становится другим. Переходный возраст на протяжении всей жизни бывает несколько раз: в один год, в три года, в семь лет, затем в двенадцать­семнадцать, в молодости, а также в зрелые годы   (так   называемый   кризис   среднего   возраста).   Но,   как   правило,   говоря   о кризисе   переходного   возраста,   в   первую   очередь   имеют   в   виду   сложный подростковый   период   жизни,   длящийся   с   двенадцати   до   семнадцати   лет   и характеризующийся резкими изменениями во внешности ребенка, его характере и психике. Как правило, девочки взрослеют на один­два года раньше мальчиков. При этом дети, живущие в тропическом климате, созревают на один­два года раньше своих сверстников,   живущих   в   умеренном   климате.   Так,   в   некоторых   африканских племенах   девушки   к   одиннадцати   годам   полностью   формируются   и   считаются пригодными для семейной жизни и исполнения материнских обязанностей. Перед   подростком   возникает   множество   самых   разных   проблем,   которые   он должен так или иначе решать, и в результате он испытывает постоянный стресс. Как   следствие,   взрослеющий   ребенок   становится   нервным,   раздражительным, беспокойным, все время во всем сомневается, злится по пустякам и т. д. В этот сложный   период   жизни   подростки   особенно   нуждаются   в   заботе   и   внимании взрослых, и родители должны сделать все возможное, чтобы поддержать своего ребенка, помочь ему преодолеть кризис. Конечно, все сугубо индивидуально: один ребенок начинает взрослеть в двенадцать лет,   другой   в   четырнадцать.   Однако   можно   выделить   несколько   основных признаков взросления подростка, по которым легко можно определить, что он уже вошел в кризисный возраст:  1. Внешние изменения. Родителям следует быть начеку, если за последний год их ребенок сильно изменился внешне: у девочки появилась грудь и округлилисьбедра, мальчик раздался в плечах, у него начал ломаться голос, показалась первая щетина на щеках и проч.; 2. Физиологические изменения, обыкновенно сопровождающие внешние. Так, у мальчиков появляются поллюции, у девочек начинаются месячные (цикл поначалу нерегулярный,   Детский   организм перестраивается, взрослеет;   но   со   временем   устанавливается). 3. Изменения   в   характере.  Послушный   ребенок   внезапно   превращается   в непокорного,   грубого,   бунтующего   подростка,   он   постоянно   дерзит   взрослым, насмешничает, игнорирует адресованные ему замечания, не подчиняется приказам. Такое ощущение, что сына (дочь) подменили; 4. Резкие перепады настроения. Подросток очень легко переходит из состояния веселья к меланхолической грусти, от отчаяния ­ к надежде. Однако родители должны насторожиться, если подобные перепады случаются у их ребенка слишком часто   и   без   внешнего   повода:   такие   беспричинные   колебания   настроения характерны для наркоманов;  Подростки   часто   ведут   себя   вызывающе, 5. Изменения   в   поведении. подчеркнуто сексуально, совершают хулиганские выходки, изо всех сил стараясь привлечь к себе внимание. Или же напротив, замыкаются в себе, впадают в уныние, нервничают и страдают, занимаются самоедством. Но в любом случае их поведение заметно отличается от того, к чему привыкли родители; 6. Недовольство   подростка   чем­либо   в   своей   внешности   или   характере, возникновение комплекса неполноценности. Если ребенок часами смотрит на себя в зеркало, испытывая истинные муки и страдания из­за реального или мнимого недостатка, то родители должны насторожиться: у подростка явно развивается комплекс   неполноценности.   С   одной   стороны,   это   вполне   естественно   для возраста, в котором находится их ребенок, но с другой стороны, если ничего не предпринять, то этот омплекс может вырасти до гигантских размеров и испортить взрослеющей личности всю жизнь; Повышенный интерес подростка к противоположному полу,  первая 7. любовь.  Когда ребенок впервые влюбляется, это всегда заметно: он становится задумчивым, рассеянным и в зависимости от характера его взаимоотношений  с объектом   чувства   печальным   или   радостным.   В   этот   период   родителям   очень важно не преступать границ “личного пространства” подростка, но в то же время не отстраняться от него, особенно в том случае, если любовь окажется несчастной, безответной; 8.  На   фоне гормональных   изменений,   происходящих   в   организме,   у   подростка   часто   раздражительность. Нервозность,   беспокойство,повышается давление и учащается сердцебиение, что, в свою очередь, влияет на его душевное состояние, вызывая беспокойство и даже страх, ввергая в панику, заставляя   нервничать   без   явных   причин.   Родителям   нужно   с   пониманием относиться к этому моменту, не усугубляя ситуацию нравоучениями и нотациями: их взрослеющий ребенок нуждается не в упреках и уроках, а в заботе и любви; 9. Состояние   депрессии,   невроз,   появление   навязчивых   страхов.  Если депрессия длится недолго, то ничего страшного в ней нет: время от времени это случается   с   большинством   людей,   а   подростки   особенно   ранимы   и   уязвимы. Беспокоиться следует в том случае, если депрессивное состояние продолжается более двух месяцев и сопровождается полными отказом подростка от активной деятельности, привычного поведения, контактов с внешним миром, в том числе от общения с друзьями и (возможно) родителями. Ребенок взрослеет, и родителям приходится смириться с этим фактом. Однако их готовность пойти на разумные уступки часто разбивается о нежелание идти на контакт самого подростка; в семье то и дело вспыхивают конфликты, на ровном месте   возникают   ссоры,   и,   как   следствие,   отношения   между   родителями   и ребенком портятся, становятся холодными и натянутыми. При этом подросток обвиняет   мать   с   отцом   в   нежелании   понять   его,   а   родители,   в   свою   очередь, считают ребенка грубым и неблагодарным. И в этой ситуации нет правого и виноватого: есть только пострадавшие. Но тем не менее ответственность за налаживание отношений в семье лежит прежде всего на плечах родителей.  Часто   конфликты   родителей   с   подростками   происходят   из­за   элементарного неумения сторон понять друг друга, а для этого следует научиться, не просто слушать,   а   слышать   то,   что   тебе   говорят.   Психологи   называют   этот   процесс активным  слушанием, и выделяют  в  нем  несколько правил,  соблюдая  которые, можно   найти   контакт   с   любым   человеком.   Во­первых,   нужно   смотреть собеседнику   в   глаза,   во­вторых,   не   следует   задавать   ему   вопросы,   чтобы   не разозлить его, в­третьих, надо спокойным тоном повторять конец его собственной фразы, в­четвертых, не стоит торопить человека, пусть говорит в удобном для него темпе.   И,   наконец,   рекомендуется   “отзеркаливать”   собеседника,   повторяя   его жесты   и   позы,  однако   делать   это   нужно   естественно.  В   этом   случае   вы   легко найдете общий язык с любым человеком.  Памятка родителям от ребенка  Не балуйте меня Не бойтесь быть твердым со мной         Не полагайтесь на силу Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить Не заставляйте меня чувствовать себя младше Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей Не пытайтесь читать мне нотации Не забывайте, что я люблю экспериментировать Не   забывайте,   что   я   не   могу   успешно   развиваться   без   внимания   и одобрения  И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же...