Крнкурсно - игровая программа "Приметы осени"
Оценка 4.6

Крнкурсно - игровая программа "Приметы осени"

Оценка 4.6
docx
20.01.2020
Крнкурсно - игровая программа "Приметы осени"
Конкурсно - игровая программа Примета осени.docx

ГБОУ НАО «Средняя школа №4г. Нарьян – Мара

с углубленным изучением отдельных предметов»

 

 

 

 

Конкурсно-игровая программа

 

 

 

Народные приметы
осени

 

 

 

Выполнила

Кл.руководитель 4 «Б» класса

 Безверхова А.Г.

 

 

2019г.

Конкурсно-игровая программа

Тема: «Народные приметы осени»

Цели и задачи классного часа

— Прививать любовь к народным приметам и народным традициям Руси;

— воспитывать бережное отношение к природе и историческому прошлому родного края.

Подготовительная работа

Учитель заранее может сформировать несколько микрогрупп из учащихся класса, предложить подготовить «домашнее задание» и представить его в игровой форме, в виде выступления агитбригады или сатирического театрализованного представления. Задания могут быть следующими: «Народные приметы осени», «Русские народные приметы времен года».

Ход классного часа

1-й ученик:

Заданье на дом нам дано

На вечер осени златой,

И чтоб понравилось оно,

Нашли мы выход вот какой.

2-й ученик

Решили класс наш показать,

Который стал дружней,

А заодно и рассказать

Об осени своей.

3-й ученик

Итак, рассказ мы свой начнем

С осеннего денька

И незаметно перевернем

Листки календаря.

4-й ученик

Приметы осени хотим

Напомнить вам, друзья,

Но и немножечко схитрим —

Покажем вам себя!

1-й ученик:

Ну вот, теперь начнем рассказ

О случае одном,

Что подсмотрел наш зоркий глаз

Осенним светлым днем.

Все участники поют на мотив популярной песни А. Пугачевой:

Что-то стало холодать,

Желтых листьев больше.

Утром хочется поспать,

Полежать подольше.

Нам сентябрь дает звонок,

А октябрь ложку,

- 1 -

В ноябре опять урок...

Отдохнуть бы трошки....

То ли еще будет, то ли еще будет,

То ли еще будет.... ой, ой, ой.

Наш осенний календарь

Жизни прибавляет,

Он, как будто бы букварь, —

Все приметы знает.

Каждый день дает намек,

Нас зимой стращает...

Лучше б двойки наутек

В дальний край слетали...

То ли еще будет, то ли еще будет,

То ли еще будет... ой, ой, ой.

Очередной участник держит табличку «Одиннадцатое сентября — Иван-полетний».

2-й ученик:

В конце декады сентября

Иван-полетний есть.

И с этим днем примет, друзья,

По пальцам нам не счесть.

3-й ученик:

Полетний Ванька гонит птиц

В далекие края,

А гуси зимушку за хвост

Ведут опять в поля.

4-й ученик:

Если рано журавли

К югу полетят,

Знай, что ранней быть зиме,

Тут бы не пропасть!

Очередной участник держит табличку «Четырнадцатое сентября — Семен-летопроводец».

1-й ученик:

Летопроводец Семен

Загадками богат.

А-ну, попробуй, отгадай,

Семен ты или нет?

Один из чтецов (или ведущих) обращается к сидящим в зале и предлагает всем участникам отгадать несколько загадок.

Учитель: Дорогие друзья! Один из народных русских праздников в сентябре — это Семен-летопроводец. Я загадаю вам несколько загадок-примет, связанных именно с этим днем, а вы постарайтесь отгадать. Итак, 14 сентября....                      – 2   -                               

— Если в этот день будет ясная погода, то какое будет бабье лето? (Теплое.)

— Если в этот день будет тепло, то какая ожидается осень? (Дождливая.)

— Ну, а если этот день будет дождливым, то какую можно ждать осень? (Сухую.)

Для некоторых ребят нашего класса в сентябре есть свой любимый, индивидуальный праздник.

- Какой?( День рождения)

 - А чей это праздник, кто знает? (Опарина К.)

- Когда? (18.09)

Наиболее активных можно поощрить. Очередные чтецы держат табличку «Октябрь, 3 октября — Астафий-ветряк».

2-й ученик:

А вот октябрь на дворе,

А значит — листопад:

Раздолье нашей детворе,

Пока не снегопад!

3-й ученик:

На Астафья-ветряка

Ветер засвистит.

Так и знай, наверняка

Зиму пригласит.

Один из чтецов (или ведущих) проводит с сидящими в зале (или в классе) конкурс-шутку. Он рассказывает, что 3 октября по русским народным приметам носит названье Астафий-ветряк. В этот день по ветру можно судить о погоде в октябре: если ветер в этот день дует северный — быть стуже, если дует ветер восточный — к вёдру, если ветер западный — к дождю, а если ветер южный — быть теплу.

Классный руководитель предлагает всем присутствующим условно разделиться на четыре микрогруппы. Каждой микрогруппе дается название — «северный ветер», «восточный ветер», «западный ветер», «южный ветер» — и предлагается по очереди изобразить ветер (вместе шуметь, свистеть, дуть и т. д.). Выигрывает та группа, которая «перешумела» все остальные, а значит, и погода будет по примете.

После проведенного конкурса-шутки очередной чтец поднимает табличку «Четырнадцатое октября — Покров».

4-й ученик:

На Руси давно велось,

Что на Покрова

До обеда осень жди,

К вечеру — зима.

Один из ведущих рассказывает, что 14 октября на Руси издавна праздновали праздник Покрова. К этому дню утепляли дома и сараи. «На Покров натопи хату без дров» — гласила русская пословица. В этот день

- 3 -

россияне начинали готовиться к зиме. Давайте и мы заглянем в одну из русских изб и послушаем разговор деда, бабы и внучки. О чем они говорят? Подумайте и запомните.

Шутки и прибаутки о временах года

Трое участников разыгрывают небольшую сценку: дед и баба хлопочут по дому, а им мешает внучка и постоянно расспрашивает:

— Бабушка, а если журавли улетают до Покрова, это к чему?

— К ранней зиме, внучка.

— Дедушка, а если ветер в этот день будет северный или восточный?

— К холодной зиме, внучка.

— Интересно, дедушка, а ветер подует в разные стороны, что тогда будет?

— Если ветер подует южный — к теплой зиме, а если западный — к сильному снегу в зиму. Ну, а если ветер будет переменный, то и зиму жди непостоянную.

— С ветром понятно, а что еще можно ожидать от Покрова, бабушка?

— Посмотри в окно, внучка. Если к этому дню береза и дуб останутся без листьев — быть теплой зиме, а если нет, то к холодной.

Очередной чтец, обращаясь к внучке:

1-й ученик:

Ведь не зря гласит молва:

Опыт — не порок,

Мудрость — это седина,

Слушай их, дружок!

Кого же мы будем поздравлять в октябре? (Юдин Д. – 13.10)

2-й ученик:

Листая лист календаря,

По осени спешим.

И дни, и ночи ноября

Особенно мы чтим!

3-й ученик:

Вот приметы ноября

Слушай и внимай,

На Руси народ не зря

Видел, наблюдал.

Следующий чтец держит табличку «Ноябрь: 4.11 — Казанская, 8.11 — Дмитрий Солунский, 14.11 — Яков, 19.11 — Павел, 21.11 — Михайлов день».

4-й ученик:

На Казанскую дожди —

Вскорости зима,

А на Дмитрия тепло —

В дождь войдет она.

Один из ведущих рассказывает, что именно в ноябре наибольшее количество народных примет-праздников. Доказательством тому могут

- 4 -

служить только некоторые народные поговорки и пословицы:

«До Казанской — не зима, с Казанской — не осень» (4.11),

«На Казанскую дождь лунки нальет — зиму скоро приведет»,

 «Дмитрий на снегу — весна поздняя» (8.11),

 «Коли на Михайлов день да иней — ожидай больших снегов, коли день зачнется туманом — ростепели быть» (21.11),

 «С Ераста жди ледяного наста (23.11)».

А мы с удовольствием отметим в классе в ноябре праздник… чей?

(Авдушевой А. – 09.11)

1-й ученик:

Только несколько примет

Вспомнили сегодня,

Что нам осень принесет

В праздник новогодний.

2-й ученик:

Знай приметы сентября,

Потеплей оденься,

Не теряй и дня зазря, Все участники вместе:

А к зиме готовься!

Загадки, связанные с временами года, явлениями природы

Учитель предлагает учащимся загадки о явлениях природы:

а) Небо и земля, явления природы:

Есть три брата родные: один ест — не наестся, другой пьет — не напьется, третий гуляет — не нагуляется. (Огонь, земля, вода.)

Ночью ходит, а днем спит. (Луна.)

Живет без тела — говорит без языка. (Ветер.)

Тонок, долог, голенаст, прыгать горазд, а в траве не видать. (Дождь.)

Бежит из котелка, а выбежать не может. (Ручей.)

Весной умирает, а осенью оживает. (Снег.

Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Метель или вьюга.)

б) Пашня, уборка урожая, покос:

Не море, а волнуется. (Нива.)

Начали братцы из зыбки выбираться, на землю упали — зелеными стали. (Зерно прорастает.)

Сто братьев в одну избушку соткнулись. (Зерна в колосе.)

Сидит мышка в золотой кубышке. (Просо.)

Все поле в сережках. (Овес.)

Лежит городище кверху зубищем. (Борона.)

Подведение итогов классного часа

Учитель благодарит активных участников, поощряет наиболее активных. В краткой беседе напоминает учащимся о целях прошедшего классного часа. Итог может подвести один из присутствующих гостей, поблагодарить участников игровой и театрализованной программ.

-5 -

Крнкурсно - игровая программа "Приметы осени"

Крнкурсно - игровая программа "Приметы осени"

Крнкурсно - игровая программа "Приметы осени"

Крнкурсно - игровая программа "Приметы осени"

Крнкурсно - игровая программа "Приметы осени"

Крнкурсно - игровая программа "Приметы осени"

Крнкурсно - игровая программа "Приметы осени"

Крнкурсно - игровая программа "Приметы осени"

Крнкурсно - игровая программа "Приметы осени"

Крнкурсно - игровая программа "Приметы осени"

Крнкурсно - игровая программа "Приметы осени"

Крнкурсно - игровая программа "Приметы осени"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020