Круглый стол на тему "Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания"

  • pptx
  • 06.03.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала форум-проблемы воспитания.pptx

КРУГЛЫЙ СТОЛ

«Воспитание нравственных чувств, убеждений,
этического сознания»

Как только называют наш век - кибернетический, космический, компьютерный... А по-моему, у него есть особенность, позволяющая на­звать его веком общения. Вы по-своему оцениваете каждо­го члена коллектива, навешивая ярлык, который остается надолго, а то и на всю жизнь. Необходимо предостеречь вас от поспешных выводов, научить по-до­брому смотреть на человека. Воспитан­ность дает возможность вам получить признание в коллективе, вы­строить собственную тактику общения. Основы этой науки можно заложить уже в школе

«Все добродетели имеют своим источником этикет». Конфуций

Попробуйте сразу же аргументированно ответить на вопросы: —  По каким качествам характера вы судите об уровне воспитанности челове­ка? —  Кого из своего класса, из своей школы вы считаете человеком воспитанным?

Отрывок из книги Б.В. Бушевлевой «Поговорим о воспитанно­сти»

«Однажды Марк Твен рассказал о себе такую историю: «...я вышел в зал, где собралось уже немало гостей, приглашен­ных на прием. Через некоторое время я стал ощущать на себе взгляды присутст­вующих. Эти взгляды выражали не при­ветствие, а скорее говорили о том, что, глядя на меня, они видят нечто совершен­но поразительное, непривычное и даже неприличное. Я не мог понять, что их так удивляет во мне. Я стал проверять, зашнурованы ли мои ботинки, застегнут ли пи­джак, а когда мои пальцы привычным жестом должны были проверить, ровно ли надет галстук, — в этот момент в меня словно попала молния: — галстука не ока­залось на месте! Я забыл его надеть! Те­перь мне стали понятны взгляды людей, но никто не смог бы понять мои чувст­ва. Мне было и жарко, и холодно одно­временно, я краснел и бледнел, я готов был провалиться сквозь землю. Я чувст­вовал себя так, как будто голый стою пе­ред всей этой публикой. Тогда мне каза­лось, что я никогда не смогу вернуть себе прежнего уважения людей, что меня перестанут принимать в обществе, так как я сам того не желая, нарушил одно из правил этикета»

Правила этикета:

1. Ношение париков, поклоны, реверансы...
2. Раздельное обучение мальчи­ков и девочек в школе.
3. Строгость в обра­щении мужчины и женщины. Например, воспитанный мужчина не мог себе позво­лить сесть, если рядом стоит женщина...

«Для ус­пеха в жизни умение общаться и быть че­ловеком воспитанным гораздо важнее об­ладания талантами». Д. Леббок

-По каким качест­вам вы судите об уровне воспитанности человека?

— по внешнему виду; —  по манере разговаривать и слушать других; —  по готовности прийти на помощь; — по умению никогда не лезть в чужие разговоры и дела

Этикет — это установленный порядок поведения где-либо.

Отрывок из книги Е.А.Крашенинниковой «Шаг навстречу»:

«...В непогоду мы семьей ждали само­лет в аэропорту. К нам присоединился попутчик — симпатичный мужчина сред­них лет. В руке дипломат, спортивного телосложения... Едва мы познакомились, он начал что-то кричать моему мужу в самое ухо, будто имел дело с глухим. А потом стал подкидывать нашего сыниш­ку в воздух, задавая ему один и тот же вопрос: «Кого больше любишь: маму или папу?» Мы опешили. Я не говорю, что этот человек плохой. Вполне вероятно, он отличный специалист и его очень ценят на работе. Не исключено, что у него есть собака и он трогательно заботится о лох­матом друге. Познакомившись с ним по­ближе, мы бы узнали о его прекрасных качествах и могли проникнуться к нему уважением. Но нам не захотелось узнавать его ближе и общаться с ним. Мы поста­рались с ним скорее расстаться»

История из реальной жизни:

«У мужа моей знакомой через все лицо про­ходит шрам, да и передвигается он не слишком быстро — прихрамывает. Лю­дям, не знакомым с ним, хочется сразу отвести взгляд от несчастного калеки. Но для нас он настоящий магнит. Мы-то зна­ем, какой это прекрасный человек. Все мальчишки во дворе завидуют Сашке (его сыну), когда тот с отцом возвращается с рыбалки или они вместе идут на стадион, чтобы там погонять мяч. А шрам и хро­моту он получил, вытаскивая из горящей машины друга с семьей, когда все вместе они попали в аварию где-то у Байкала».

-С ка­ким из них вам захотелось бы подружить­ся? -Не бывает ли так, что за «красивой этикеткой» прячется «некачественный товар», а там, где этикетка оставляет же­лать лучшего, — открываешь содержание высшей пробы! Но трудно сразу дать ис­тинную оценку человеку!

На экскурсию надо было выйти ровно в 11 часов. Все собрались. Пора идти, но еще нет Иры и Володи. Ребята смотрят по сторонам. На часах 11.05. Бежит Ира: «Здравствуйте, извините за опоздание. Мама задержалась в аптеке, я не могла оставить маленькую сестренку». Все дви­нулись в путь. Тут из-за угла появился Володя: «Ну, что — собрались?» «Где ты был? Мы тебя ждали», — закричали ребя­та. Володя ответил: «Видик смотрел». «Ты разве не знаешь, что опаздывать некраси­во?» — «Знаю, но так уж получилось».

-Кто из них проявил большую воспитанность? -Случается ли такое в вашей школе, в вашем классе?

Существует правило «5 ми­нут». Не стоит приходить на встречу очень рано — вы теряете свое время. Но и не опаздывай — цени время других. Людей, вовремя приходящих на назначенные встречи, называют пунктуальными.

Нарядная оживленная женщина в со­провождении подтянутого мужчины входит в трамвай. Увидев ее, поднимается девочка. —  Садитесь, пожалуйста! —  Ну что ты... Спасибо... Не надо. —  Садитесь, садитесь. Я всегда пожи­лым и больным место уступаю. Оживление на лице женщины гаснет.

-Все ли правильно было в поведении этой девочки?

Доброе отношение к людям проявляется в разных формах, одна из них — тактичность. На этом примере вид­но, что вежливость и тактичность — не одно и то же. Вежливость у девочки есть, а вот такта маловато. Правила этикета не позво­ляют нам напоминать женщине о возрасте, сколько бы ей ни было, 25, 45 или 85...  

В лагере Олега определили в пятую палату. А там уже трое, других ребят уст­роились. Сидят, альбом с марками рассма­тривают. Заглянул Олег в окно. Нет, не нравятся ему эти типы. Вон тот, рыжий, наверняка ябеда. А длинный драться бу­дет. И вообще они какие-то подозритель­ные, надо сгущенку спрятать. А другого парня — Сергея — опреде­лили в седьмую палату... — Привет, ребята! Я — Сергей, учусь в четырнадцатой школе. У вас какая кро­вать свободная? Да ты не убирай гантели, они мне не мешают. Лучше посмотри, ка­кой у меня компас. Отец подарил... И во­обще, если что-то надо: книги, ножик — берите, я их сверху положу.

-С кем из героев дети хотели бы оказаться в одной палате, почему?

«Вон человек, что скажешь ты о нем?» Ответил друг, плечами пожимая: «Я с этим человеком не знаком. Что про него хорошего я знаю?» «Вон человек, что скажешь ты о нем?» — Спросил я у товарища другого. «Я с этим человеком не знаком. Что я могу сказать о нем плохого?» Расул Гамзатов

Великий педагог А.С. Ма­каренко говорил, что к людям надо под­ходить с оптимистической гипотезой.
Оптимист — тот, кто верит в хорошее.
Гипотеза — в данном контексте предпо­ложение о том, что мы живем среди хо­роших людей. Именно с этой позиции и строил свои отношения с людьми Мака­ренко, а он ведь всегда добивался успеха.

Воспитанность и хорошие ма­неры на самом деле прочно связаны с вну­тренней культурой человека. Бывают слу­чаи, когда человек выглядит воспитанным: он приветливо улыбается, вежливо здоро­вается, подает пальто, открывает перед старшими дверь... Но рано или поздно притворщик снимает маску, и все видят его настоящее лицо, злое и неприятное. В за­ключение желаю всем вам стать людьми истинно воспитанными и тактичными, чтобы у людей от общения с вами остава­лось только хорошее впечатление, чтобы с вами было приятно дружить и общаться.

Если ты не можешь быть сосной на вершине холма, Будь деревцем в долине, но только будь Самым лучшим деревцем у родника; Будь кустиком, если ты не можешь быть деревом. Если ты не можешь быть кустиком, будь травой И сделай дорогу счастливее; Если ты не можешь быть щукой, будь просто окунем — Но будь самым красивым окунем, в озере! Мы не можем все быть капитанами, кто-то должен быть и матросом; Для всех нас найдется здесь работа. Работа может быть большой и малой, Мы должны делать то, что неотложно. Если ты не можешь быть дорогой, будь тропинкой. Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой; Выигрываем мы или проигрываем — неважно. Проявляй лучшее, что в тебе есть. (Фильм «Дети - Маугли»)