Круглый стол Творчество учителя

  • docx
  • 30.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Круглый стол Творчество учителя.docx

Цель: Мотивация деятельности педагогического коллектива по развитию и реализации творческих возможностей в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

-Систематизировать теоретические знания по теме “Творчество учителя”. 

 -Определить методы работы, влияющие на повышение творческого потенциала         педагогов   и       учащихся.                                                                

- Поделиться с педагогами  школы своими наработками.

              

  Вступление.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Вы знаете самую точную примету: если встретились два учителя, то обязательно начнется педсовет?

Тогда чего же ждать нам сегодня, когда собралось вместе столько учителей!

Уважаемые коллеги! Начинаем!

Жизнь постоянно меняется, подталкивая школу так же к изменениям. Ее развитие требует новых форм организации учебного процесса, новых ритмов и методов, согласование системы образования с требованиями современной жизни и с потребностями личности. А поскольку учительский труд и педагогическое творчество являются синонимами, то необходимо рассматривать способы преодоления инертности и консерватизма нашей деятельности и способы развития творчества каждого учителя.

Однако боевые действия и экономический кризис накладывает свой отпечаток и на школу. Часть педагогов охвачена равнодушием и инертностью в учебно-воспитательной деятельности. Но стоит напомнить известные слова: "Если не чувствуешь любви к школе, к детям, занимайся чем хочешь, но только не детьми. Потому что работа с детьми, преподавание – это искусство, творчество, а не ремесло". И чтобы достичь должного уровня преподавания любого предмета, нужно из многих методов выбрать свой, а имея много учебников - не придерживаться каждого, а комбинировать, выбирать, то есть творить.

Наш круглый стол называется  «Без творчества нет учителя!». Он пройдет в форме мастер-класса, на котором, я надеюсь,  мы поделимся друг с другом творческими находками. Учитель – это не профессия, это образ жизни. Современный ритм жизни требует от  учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.

 

Организация коллектива

 Упражнение “Самопрезентация “Инициалы”.

 Назвать положительное качество, начинающееся с букв собственных инициалов, например: Палько Елена Васильевна – позитивная, естественная, внимательная. 

Ассоциации со словом «творчество»

Т-труд                                                                                                                                       В-вдохновение                                                                                                                    О-оригинальность                                                                                                                   Р-развитие                                                                                                                            Ч-чувство новизны                                                                                                                Е-единство целей и действий                                                                                            С-сотворчество, созидание                                                                                                        Т-талант                                                                                                                                      В-время                                                                                                                                  О- основа педагогической деятельности

 ( С интересом относятся педагоги к заданию: отразить ассоциации, возникающие при восприятии слова «творчество»:

т- труд, терпение, толерантность;                                                                                        в- вдохновение, воображение, восхищение, воспитанность, вежливость, вера;       

о- оригинальность, одарённость, организованность;                                                     р- развитие, разум, радость, разнообразие, речь, результативность, работоспособность, решительность;                                                                                ч- чувство новизны, чистота, чувство юмора, чёткость, человеколюбие, честность;                                                                                                                           е- единство целей и действий, естественность;                                                              с- сотворчество, созидание, солидарность, счастье, старание, свобода, совесть, стимул, сочувствие, свобода выбора, смелость, справедливость, старательность, самосовершенствование;                                                                      т- талант, творчество, трудолюбие;                                                                               в- время, варьирование, виртуозность, внимание, восторг, воля, вариативность, важность, великолепие;                                                                              о- опыт, озарение, общение, одарённость, образованность, открытие, очарование.)

 

Творческий учитель... Какой он?

 

Именно учитель является тем фундаментом, на котором растет общество, потому что у каждого человека – от Президента до рабочего – был свой Учитель. Никто без него не состоялся бы как личность.

Цель и основная задача творческого учителя.  Проанализировать факторы, которые определяют творческий портрет учителя, корректировать учебно-воспитательный процесс в соответствии с развитием творческого потенциала учителей для получения учащимися качественного образования.

Давайте составим портрет творческого учителя.

 Перед вами солнце, каждый луч - это составная часть педагогического мастерства современного учителя. Лучи солнца нас согреют.  Запишете и назовете те составляющие, которые, на ваш взгляд, должны быть присущи педагогу.

 

Составим “10 золотых правил ” творческого учителя

1. Безгранично люби детей.

2. Никогда не будь скучным.

3. Иди вперед, не останавливайся.

4. Не будь равнодушным.

 5. Всегда ищи “ новое ”.

6. Не нервничай.

7. Веди здоровый образ жизни.

8. Не думай о прошлом, не бойся будущего.

9. Не теряй времени.

 10. Будь требовательным.

 

 

 

 

 

 

Что же мешает нам быть творческими учителями?

Загруженность бумагами«Проблемные облака»

 

Недостаток времени,Стереотипы,Психологическая напряжённость,Лень 

 

 

 

 

 

 

 


Сейчас предлагаю каждому участнику посмотреть на проблему совершенствования профессиональной компетентности как бы со стороны, как если бы вы держали её на ладошке.

- Я держу на ладошке красивый теннисный мячик. Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля – это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Какие качества и каким образом я хотел бы в себе развить, что бы моя жизнь и педагогическая деятельность  обеспечивала собственное профессиональное продвижение и развитие.

Обмен опытом “ Открытый микрофон ”

 

Мастер-класс от Голубевой Л.П. (учителя 1 квалификационной категории)

Тема: «Игровые технологии на уроке математики»

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Немаловажная роль отводится играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым, во время игры легко усваивается. Здесь интерес и удовольствие – важные психологические показатели игры. Основная цель работы – активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность.

В 5-ом классе при изучении геометрических фигур (прямоугольник, квадрат, треугольник) можно проводить игру на развитие координации движения и воображения с закрытыми глазами: изобразить домик, состоящий из прямоугольника (фасад), треугольника (крыша), квадрата (окно). Дети увлеченно рисуют, радуются, когда окно и дверь на месте и доброжелательно смеются, когда некоторые элементы вне дома.

При изучении дробей и степеней числа, можно научить учащихся зашифровывать различные тексты. Например: дробь 1/2 означает букву “д”, 2/3 - " р " и т. д.

Степень 52 – означает букву “я”. Дети любят играть, представляя себя разведчиками, и передавать различные сообщения.

Чтобы не записывать тему словами, а заинтересовать учеников, можно ее зашифровать. Например: Делимость натуральных чисел, первое слово записать с помощью дробей, второе – подать диаграмму, третье – в виде степеней. Разделить класс на группы. Кто быстрее справится с заданием?

Игру "кто быстрее совершит восхождение на гору "дробь" “ "прогрессия" и  т. д. можно проводить в 5-9 классах при изучении обычных и десятичных дробей; арифметической и геометрической прогрессий; нахождение корней уравнений и т. д.

На доске записаны примеры по заданной теме, в таблице даны ответы, одна или две могут быть неправильными. Соревнуются две команды (вид эстафеты). Проходит движение вверх по ступенькам. Побеждает та команда, которая первой взойдет наверх.

Для нахождения решений линейных уравнений используют математические ребусы.

Вместо переменных записать числа, которые являются корнями уравнений, записанных по горизонтали и вертикали. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.

Часто для проверки усвоения терминов или понятий используются турниры. Нужно записать слова, начинающиеся на одну букву, например, начинающиеся на букву "П", а вторая - на "Р". Побеждает та команда, которая за 1 мин. запишет больше сроков. Задачу можно сделать более сложным, предложив записать слова в сетку, начинающиеся на какую-то букву, а во вторую сетку – термины, оканчивающиеся на заданную букву.

После заполнения сетки ученикам предлагается дать определение данных понятий или рассказать об их свойствах.

Таким образом, можно сделать вывод, что систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.     

 

Мастер-класс от Соловьевой Л.Г. (учителя 1 квалификационной категории)

Тема: Здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка.

Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становиться первостепенной.

Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому–либо или чему–либо.

На уроках английского языка, как впрочем, и на любом уроке необходимо проведение физкультминуток. Это не только разнообразит урок, но и принесет большую пользу. Во-первых - дети переключаются с одной деятельности на другую, во-вторых - необходим небольшой отдых. Чем интересней он будет проведен, тем эффективней будет дельнейшая работа.

Дети 10 - 13 лет, подростки, особенно нуждаются в движениях. Они растут, развиваются, им трудно отсидеть целый урок, не двигаясь, они быстро устают. Поэтому каждому учителю надо так планировать свой урок, чтобы было время для физкультминутки. На уроках английского языка в 5 - 7 классах проведения физкультминуток-рифмовок, подвижных игр помогает бороться против нарушений осанки и зрения, активизировать память, внимание, умственную работоспособность. Вместе физкультминутки развивают навыки речи, обогащают словарный запас, поддерживают интерес учащихся к изучению английского языка. Стишки, песни, игры способствуют прочному запоминанию слов и словосочетаний. Они разнообразят уроки, делают их интересными. Чтобы ученикам было интересно, эти физкультминутки нужно чередовать, а не повторять одно и то же каждый урок.

1. Физкультминутки для глаз

Задача: развитие речевого аппарата, творческой активности, снятие напряжения и усталости глаз

Funny Face

Paint your hair and paint your nose

Show me show me

Paint your hair and paint your nose

Show me a funny face

Funny hair funny face

I have a funny face

Paint your eyes and paint your mouth

Show me show me

Paint your eyes and paint your mouth

Show me a funny face!

Funny eyes

Funny mouth

Funny face

2. Физкультминутки для рук, для кистей рук

Задача: развитие речевого аппарата, творческой активности, снятие напряжения и усталости рук

Point

Point the window

Point the door

Point the table

Point the floor 

3. Физкультминутки для ног

Задача: развитие речевого аппарата, творческой активности, снятие напряжения и усталости ног

Hands and Legs

Right hand

Left hand

Clap together!

Right leg

Left leg

Stamp together!

4. Общая разминка

Задача: развитие речевого аппарата, творческой активности, снятие напряжения и общей усталости

Boys and Girls

Boys hands up!

Boys hands down!

Boys and girls

Turn around!

Girls hands up!

Girls hands down!

Girls and boys

Turn around!

 

Мастер-класс от Родиной Е.Б. (учителя высшей квалификационной категории)

Тема: Технология «Творческая мастерская» на уроках литературы

     Развитие интеллекта школьников, творческого потенциала детей, воспитания духовности и нравственности, правовой культуры, то есть обеспечение общей процедуры саморазвития личности, должно обеспечиваться технологически в учебном процессе, построенном на личностном включении школьника в процесс обучения.
      При таком способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся.
     А если учесть, что творчество заложено в детях самой природой и что они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, перевоплощаться, то становится понятным – творческое самовыражение необходимо детям для нормального развития. Уроки литературы призваны формировать потребности личности в непрерывном совершенствовании, развивать творческие способности, творческое самостоятельное мышление. Реализовывать данную концепцию помогает технология творческих мастерских. Каждый ребёнок в творческой мастерской имеет возможность продвигаться к истине своим путем. Первостепенная задача педагога – приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Способности ученика требуют оптимально подобранных для него условий обучения.

      Работа в творческой мастерской начинается со слова, образа, предмета, мелодии, текста, рисунка… – и формулировки проблемы – темы мастерской.

Далее каждый ученик самостоятельно выдвигает свою гипотезу, создает свой проект, отталкиваясь от поставленной задачи. Прежде чем огласить перед всеми решение проблемы, ученики обдумывают его в малой группе, т.е. обучение опирается на собственный опыт членов группы и предполагает взаимообучаемость. Самое главное, на мастерских – каждый ученик чувствует свою интеллектуальную состоятельнось, удовлетворяет коммуникативную потребность, развивается как личность.

Например, творческая мастерская :

- Автор и его творчество. Обзорные темы, каждая группа представляет своего автора, направление, течение в литературе, жанр и т.д.

- Мастерская – экскурсия. Заочная (виртуальная) экскурсия на родину писателей и поэтов, по описанным в произведениях городам.

- Интегрированная мастерская. Урок литературы и биологии
- Психологическая мастерская.  Психологический портрет героев романов.

Мастер-класс от Гуцан В.В. (учителя 1 квалификационной категории)

Тема: Проекты на уроках истории и обществознания.

(Учитель первой квалификационной категории объясняет алгоритм выполнения проекта   и предлагает учителям в группах выполнить проект в форме составления коллажа на тему «Будущее в наших руках». Для этого каждая группа получает ватман, фломастеры, клей, ножницы и вырезки из газет и журналов для составления коллажа)

 

Заключительное слово.

Подводя итоги, считаю, что педагог - это благороднейшая и труднейшая профессия, которая требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу.

Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.

Сегодня, как и во все века, учитель - это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение.

Притча.

В сарае стояли два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий, начищенный. Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на блестящих боках соседа. Однажды он не выдержал и сказал:

- Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я нет. Откуда у тебя это великолепие? Должно быть равноправие!
Второй плуг усмехнулся и сказал:

- Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь!

Каждый урок или занятие должны заканчиваться на такой положительной эмоциональной ноте, тогда ученики с нетерпением будут ждать следующего урока, но и в цирк превращать урок не следует.


 

Скачано с www.znanio.ru