Круглый стол учителя-логопеда для воспитателей "Составление предложений различных конструкций"
Оценка 5

Круглый стол учителя-логопеда для воспитателей "Составление предложений различных конструкций"

Оценка 5
doc
06.07.2022
Круглый стол учителя-логопеда для воспитателей "Составление предложений различных конструкций"
В материале раскрыты актуальность обучений дошкольников составлению предложений различных конструкций, этапы работы, методические приемы и дидактические игры.
Круглый стол Составление предложений различных конструкций.doc

Круглый стол на тему: «Обучение старших дошкольников составлению предложений  различных конструкций».

1.    Актуальность.

Родители и воспитатели часто сетуют на то, что нашим дошкольникам бывает трудно грамотно ответить на вопрос, сформулировать мысль, а затем грамотно построить свое предложение.

Усвоение структуры предложений разных типов – это важнейшее направление работы по развитию связной речи. Предложение – это «строительный материал» наших связных высказываний. От качества предложений (их словесного наполнения, правильного построения, выбора правильных форм слов) зависит и качество наших рассказов.

 

Актуальность данной темы обусловлена:

ростом числа дошкольников с несформированной связной речью. (Родителям и педагогам важно помнить, что современные дети неохотно используют развёрнутую фразу. Большинство детей предпочитают отвечать на вопрос однословно.)

 

·         недопониманием  родителями важности развития речи ребенка.  (К сожалению, большинство родителей не следят за тем, как говорят сами и их ребенок, мало беседуют с детьми, редко читают вслух и обсуждают прочитанные книги. Современные технические средства и средства информации, доступные дошкольникам (компьютеры, мобильные телефоны и т.п.), «сворачивают» фразу. Общаться быстро и коротко становится привычкой. Поэтому необходимо побуждать детей пользоваться развёрнутой фразой и на занятиях, и в обиходной речи.

недостаточным количеством проводимых дидактических упражнений на     данную тему. (Не каждый воспитатель обратит внимание на то, как ребенок строит фразу, соблюдает ли он последовательность слов в предложении. Ребенку не объясняют, как он должен действовать, что должен сказать вначале, а что потом и какое место в предложении должно занимать каждое слово. Неисправленные ошибки, повторяемые изо дня в день, закрепляются, делая речь дошкольника неряшливой, режущей.)

           Как известно, не каждый ребенок способен научиться грамотно строить фразу в одиночку, без помощи взрослых.

 

     Многолетние исследования показали, что дети при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах.

       Одним из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина, А. М. Леушиной и других, является наглядность, при которой (или по поводу которой) происходит речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства мы выделили моделирование плана высказывания. Поэтому в работе используются графические схемы - модели предложений и предметные картинки.

 

2.     ЭТАПЫ РАБОТЫ:

I этап - составление простого двусоставного предложения.

 

II этап – составление простых предложений из 3, 4 слов.

 

III этап - составление простых предложений с предлогами.

 

IV  этап – составление сложносочиненных предложений

1)    с союзом «и»

2)    с союзом «а».

 

V  этап – составление сложноподчиненных предложений

1)    с союзом «чтобы»

2)    с союзом «потому что».

 

       На первом этапе  учим дошкольников составлять простое двусоставное предложение.

     В данный период большое внимание уделяется словам - действиям: уточняется их лексическое значение и привлекается внимание к согласованию подлежащего и сказуемого. Перед ребенком выкладываются предметные картинки, с изображением одушевленных и неодушевленных предметов. Педагог просит дошкольника рассмотреть и назвать предметные картинки, а затем знакомит с графической схемой -моделью предложения:              Слово – название предмета (или признака) обозначается квадратом, а слово - название действия – стрелкой.                          

       Глаголы сначала подбираются по вопросам взрослого («автобус что делает?» - «едет»), а потом самостоятельно. Составленное предложение ребенок полностью проговаривает: «Автобус едет».

       Затем проводится анализ предложения: - О чем это предложение? – Что говорится о…?  - Сколько слов в предложении? - Назови первое слово, второе слово.

 

  На втором этапе  работы сначала учим ребенка составлять предложения из трех слов без предлога:

Существительное в именительном падеже + глагол + прямое дополнение в винительном падеже.

Знакомим детей с новой графической схемой - моделью предложения:

                   

Педагог спрашивает: «Что кушает мальчик?». Ребенок проговаривает все предложение целиком: «Мальчик кушает хлеб». Далее проводится анализ предложения.  С оставшимися картинками ребенок аналогично составлял предложения самостоятельно с опорой на схему или с помощью вопросов. В конце ребенка просим повторить, что кушал мальчик: «Мальчик кушал сыр, кашу, хлеб и др.». Так параллельно с работой над предложением отрабатываем согласование имени существительного с глаголом 3-го лица прошедшего времени.

 

       Используем следующие глаголы: варит, моет, чистит, стирает, гладит, вяжет, шьёт, читает, кушает, ловит, сажает, несет, лепит, рисует и др.

 

Начиная с данного этапа можно использовать прием распространения предложения.

 

После составления предложения «Вова рисует кошку.»  задаем вопрос: - Какую кошку? (пушистую, серую, ласковую…) Выбираем один из названных признаков и добавляем слово в данное предложение: «Вова рисует серую кошку». Наблюдаем, как изменилась схема предложения, выполняем анализ нового предложения: 

 

 

Затем составляем предложения из четырех  слов без предлога.

Отрабатываются три типа предложений:                                                                              1. Существительное в именительном падеже + глагол + два слова зависимых от глагола (винительный падеж + родительный  падеж в значении целого, из которого выделяется часть или мера которого указывается)

Ребенок называет картинки и составляет  предложение: «Мама собрала корзину яблок» (груш, слив). Далее проводится анализ предложения с опорой на его схему. Аналогично составляются предложения: «Папа собрал мешок картофеля» (моркови, лука).

 

2. Существительное в именительном падеже + глагол + два слова зависимых от глагола (винительный и дательный падеж имен существительных единственного числа).

Составляем и анализируем предложения следующего плана: «Бабушка читает книгу  внучке». Предложения  составляем с такими глаголами как:  дарит, подаёт, наливает, шьёт, вяжет, пишет, одевает и др.

 

3. Существительное в именительном падеже + глагол + два слова зависимых от глагола (винительный и творительный падеж имен существительных единственного числа).

Например: «Папа рубит дрова топором», «Мама режет торт ножом». Используем  глаголы: рисует (карандашом, кисточкой), гладит (рукой, утюгом), чистит (щеткой), рубит (топором), пилит (пилой), ловит  (удочкой, сачком), кушает (ложкой, вилкой) и другие.

 

На четвертом этапе сначала учим детей составлять сложносочиненные предложения с союзом «и».

 

Например, изучая сезонные изменения в природе весной (с наглядностью), дети могут составить такие предложения, как: «На улице стало тепло, и начал таять снег. Побежали ручьи, и появились проталины. На деревьях появляются почки, и распускаются листья». 

Затем составляем сложносочиненные предложения с союзом «а».

         Детям предлагается составить предложения по двум сюжетным картинкам, например: «Мама моет грязную посуду. Дочка вытирает голубую тарелку». Затем эти предложения соединяем в одно при помощи союза «а»: «Мама моет грязную посуду, а дочка вытирает голубую тарелку». Или: «Ваня рисует большую лошадь, а Дима раскрашивает маленького зайца».

 

На пятом этапе сначала составляем сложноподчиненные предложения с союзом «чтобы».

    Проводим беседу: «Чего хочешь ты?». Педагог дает образец высказывания, например:  « Я хочу, чтобы дети в группе уважали друг друга». Дети озвучивают свои предложения.

       Или предлагаем детям сюжетные картинки на тему: «Зимние забавы» и задаем вопросы по ним, прося давать полные ответы:

- Для чего мальчик взял санки? («Мальчик взял санки, чтобы кататься».)

- Для чего дети катают снежный ком? («Дети катают снежный ком, чтобы построить снеговика».)

- Для чего дети поливают горку водой? («Дети поливают горку водой, чтобы она была скользкая».)

 

       Составление сложноподчиненных предложений с союзом «потому что» начинаем с постановки детям вопросов типа:

- Почему многие ребята сейчас не посещают детский сад? (Потому что они заболели.)   - Почему листья опадают сейчас с деревьев? (Потому что наступила осень.)  Подобные вопросы можно подобрать и по сюжетным картинкам. Например:   - Почему мальчик заплакал? (Потому что у него улетел шарик.)

       Затем учим соединять две части предложения в одну: «Мальчик заплакал, потому что у него улетел шарик».  и т.п. 

                                                

              Подобные предложения позволяет составлять и игра «Третий (четвертый) лишний»: «Сорока – лишняя, потому что это птица, а остальные – насекомые».

 

       На этом этапе можно провести логическую игру: «Исправь ошибки Незнайки».

• Пошел дождь, потому что я взял зонт. (Я взял зонт, потому что пошел дождь.)

         • Наступила осень, потому что многие птицы улетели на юг.

 

                        

                Данная работа, проводимая в системе, позволяет сформировать у детей:          1) представление о предложении как основной единице речи,      

2) умение составлять предложения различных конструкций, что является базой успешного овладения родной речью уже в школе.


Круглый стол на тему: «Обучение старших дошкольников составлению предложений различных конструкций»

Круглый стол на тему: «Обучение старших дошкольников составлению предложений различных конструкций»

Как известно, не каждый ребенок способен научиться грамотно строить фразу в одиночку, без помощи взрослых

Как известно, не каждый ребенок способен научиться грамотно строить фразу в одиночку, без помощи взрослых

Глаголы сначала подбираются по вопросам взрослого («автобус что делает?» - «едет»), а потом самостоятельно

Глаголы сначала подбираются по вопросам взрослого («автобус что делает?» - «едет»), а потом самостоятельно

Ребенок называет картинки и составляет предложение: «Мама собрала корзину яблок» (груш, слив)

Ребенок называет картинки и составляет предложение: «Мама собрала корзину яблок» (груш, слив)

На пятом этапе сначала составляем сложноподчиненные предложения с союзом «чтобы»

На пятом этапе сначала составляем сложноподчиненные предложения с союзом «чтобы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.07.2022