Круглый стол для педагогов - Ласкутные семьи.

  • Лекции
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В материале круглого стола для педагогов - Ласкутные семьи, говорится о том, что не менее вредно для формирования личности ребенка т.к. скрыто от окружающих, а это не способствует разрешению напряженной внутрисемейной ситуации. Формы проявления скрытого неблагополучия - соперничество, мнимое сотрудничество, изоляция.В материале круглого стола для педагогов - Ласкутные семьи, говорится о том, что не менее вредно для формирования личности ребенка т.к. скрыто от окружающих, а это не способствует разрешению напряженной внутрисемейной ситуации. Формы проявления скрытого неблагополучия - соперничество, мнимое сотрудничество, изоляция.
Иконка файла материала ==Консультация для педагогов - Лоскутные семьи.doc
МАТЕРИАЛ  ДЛЯ  КРУГЛОГО  СТОЛА  педагогов – психологов ДОУ г. Волгодонска   на тему: «ЛОСКУТНЫЕ  СЕМЬИ»                                                                                                                                        Подготовила:                                                                                                                                         педагог ­ психолог – Е.М.Бондарь                                                                                                                                           г. Волгодонск                                                                                                                                    1Теоретический блок Среди значимых  для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Однако в реальной жизни это не всегда осознается. И последствия неразумного отношения к детям незамедлительно сказываются   в   виде   тех   или   иных   отклонений   в   их   поведении   и   личностном   развитии. Свидетельством   тому  являются   страшные   цифры   семейной   статистики:  «Ежедневно  около   440 детей в России  уходят из  дома. Ежедневно 650 детей  совершают преступления. А 2625 детей ежедневно   ставятся   на   учет   в   органы   милиции».   Поведение   ребенка   является   своеобразным индикатором семейного благополучия. Что представляет собой современная российская семья… Чтобы   выстроить   модель   нормальной   российской   семьи   психологи   и   социологи   предлагают познакомиться с антиподом счастливой семьи. Семейное неблагополучие имеет различные формы, которые зависят от типов семейных союзов. 1.Явное (открытое) семейное неблагополучие ­семьи   с   алкогольной   и   наркотической   зависимостью  одного   или   нескольких   ее   членов. Компоненты психологического портрета ребенка из алкогольной семьи:  «Ужасный   секрет   семьи»   ­   дети   жертвы   двойного   стандарта;   «Жизнь   в   укрытии»;   «Борьба, конфликты,   ссоры»;   «Страхи,   тревожные   предчувствия»;   «Разочарования»;   «Слишком   быстрое взросление»»   «Оскорбление,   унижение,   сексуальное   насилие»;   «Заброшенный   ребенок», «заниженная самооценка»; «жизнь в мире фантазий. Мифы, помогающие выжить» ­конфликтные семьи; ­семьи с насилием и жестокостью; ­семьи с асоциально ­ аморальным поведением. Не возникает сомнения ни у педагогов, ни у психологов относительно того, что такие семьи не могут успешно справляться со своими основными функциями, прежде всего с воспитательными задачами, оказывают десоциализирующее влияние на детей. 2.Скрытое семейное неблагополучие. Не менее вредно для формирования личности ребенка т.к. скрыто от окружающих, а это не способствует разрешению напряженной внутрисемейной ситуации. Формы проявления скрытого неблагополучия  ­ соперничество, мнимое сотрудничество, изоляция.  ­семьи   состоятельных   или   известных   людей.   Детям   не   прививаются   навыки самостоятельности и ответственности. Они, претендуя на особое положение и исключительность, вырастают эгоистичными, не способными устанавливать добрые отношения с другими людьми. В семье   царит   культ   денег   и   связей,   который   передается   детям,   заменяя   им   душевную   теплоту, радость   общения   ­   дети   пользуются   финансами   родителей,   привыкают   к   праздной   жизни, происходят   личностные   деформации   и   поведенческие   отклонения,   приобретающие   порой необратимый характер. ­   недоверчивые   семьи  –   члены   семьи   заведомо   считают   всех   недоброжелательными   или равнодушными, а намерения враждебными. Даже в обычном поступке отыскивают некий умысел, угрозу,   корысть.   «Недоверчивая»   семья   всегда   права,   а   все   вокруг   всегда   виноваты. Соответственно   у   ребенка     формируется   недоверчиво   –   враждебное   отношение   к   другим, развивается   подозрительность,   агрессивность,   ребенок   конфликтует   с   детьми   и   педагогами, никогда не признает   своих ошибок, отрицает свою вину, родители становятся на его сторону – получается замкнутый круг: конфликты   идут из семьи и разрастаясь в коллективе   усиливают недоверчивость самой семьи. И главным содержанием жизни данной семьи становятся конфликты ребенка со сверстниками и педагогами ­ «какие все плохие». ­ легкомысленные семьи – беззаботное отношение к будущему, живут одним днем, по инерции, постоянно находясь в состоянии внутреннего разлада, происходит много конфликтов и ссор по любому пустяку. Дети в таких семьях вырастают слабовольными, неорганизованными, их тянет к 2примитивным развлечениям. Проступки они совершают чаще по причине бездумного отношения к жизни, отсутствия твердых принципов и волевых качеств. ­   хитрые   семьи   ­  ценят   больше   всего   предприимчивость,   удачливость,   ловкость.   Главным считается умение достичь цели кратчайшим путем, при минимальной затрате труда и времени. При этом легко переходят границы дозволенного: законы,  нравственные нормы. Детям не прививается трудолюбие, терпение, настойчивость – отношение к ним в семье скептическое – это для тех, кто не умеет жить. Нравственные поступки детей не осуждаются, а только их последствия «как отмазать» от наказания. ­   семьи, ориентированные на успех ребенка – все положительные связи ребенка зависят от его успехов, он боится, что его будут любить только до тех пор, пока он все делает все хорошо, он постоянно   находится   в   состоянии   повышенного   эмоционального   напряжения.   Семейное благополучие оборачивается тяжелой психологической травмой для ребенка, т.к. он не может быть одновременно успешным во всех сферах – боится разочаровать родителей и лишиться их любви. Нередко   у   ребенка   незаметно   складывается   уровень   притязаний,   не   соответствующий   его возможностям   и   формируются   такие   отрицательные   черты   характера,   как   тщеславие, нескромность. Для таких детей любая даже незначительная неудача переживается как крушение надежд. ­   псевдовзаимные   и   псевдовраждебные   семьи  –  отношения   и   выражения   чувств     в   них завуалированы. При отсутствии истинного взаимопонимания супруги могут демонстрировать для окружающих   желание   и   стремление   оказывать   поддержку   друг   другу   и   принимать   помощь   от брачного партнера. На самом деле под маской кооперации скрывается эгоистически конкурентный характер   взаимоотношений.   В   псевдовзаимных   семьях   поощряют   выражение   только   хороших, добрых   чувств,   а   негативные   чувства:   гнев,   раздражение   подавляются   и   наоборот   в псевдовраждебных  семьях  подавляются   теплые  и  поддерживающие  чувства.  Ребенок  учится не жить,   а   играть   в   чувства,   формируется   эмоциональная   отстраненность   вплоть   до   полного отчуждения. 3. «Пограничные» семьи. Переход из благополучной в проблемную происходит незаметно. ­ семьи с недееспособным членом. Обстановка становится стрессогенной, влияет на физическое, психическое   и   эмоциональное   состояние   ребенка.   Психическое   заболевание   родителя   может вызвать   у   него   такие   поведенческие   реакции,   которые   опасны   для   ребенка.   Здесь   со   стороны родителей и употребление алкоголя и наркотиков, и жестокое садистское  обращение, и оставление в опасной жизненной ситуации ребенка. ­ семьи с детьми – инвалидами и хронически больными детьми,  в которых складывается своеобразный психологический  климат.  Чувства родителей  – отрицание, чувство вины, чувство стыда, чрезмерная гиперопека. Заключительным этапом своеобразного привыкания  родителей  к постигшему их горю является эмоциональная адаптация. Родители умом и сердцем   принимают болезнь   ребенка:   к   этому   моменту   они   уже   успели   выработать   позитивные   установки   как   по отношению к самим себе, так и по  отношению к своему ребенку, что позволяет им формировать у себя такие навыки, которые помогут им обеспечить его будущее. Однако не всегда родителям удается смириться с мыслями, что их ребенок имеет врожденную патологию или серьезное заболевание. Больной ребенок, ребенок – инвалид в силу особенностей социальной   ситуации,   в   которой   они   вынуждены   пребывать,   становятся   эмоционально чувствительными   и   ранимыми,   они   часто   волнуются,   обижаются     и   плачут.   Дети   очень   часто беспокойны, передают свое беспокойство родителям. А они переносят раздражение на супружеские отношения. Муж старается бывать дома реже, избегает общения с больным ребенком, тогда как жена сильно привязывается к больному ребенку, часто в ущерб другим детям и супругу.  Вся семья, а не только больной ребенок испытывают конфликтные, фрустрирующие переживания. Подобная ситуация влияет на психологический климат семьи в целом. ­ семьи с  нарушением структуры семейных ролей – становятся патологизирующими, когда в семье кто – то вынужден принять на себя  такую социальную роль, которая травматична для него 3самого, однако психологически выгодна другим членам семьи (например, роль «семейного козла отпущения») или роль травматична для других (роль «больного»); «семья – крепость  (в центре с индивидом с нервно­ психическими расстройствами), «семья – театр» (всю жизнь семья посвящает борьбе   за   демонстративный   престиж   в   ближайшем   окружении),   «семья   санаторий»,   «семья   с антисексуальной идеологией» (чаще имеет индивида с нарушением потенции). Существуют   также  факторы,   которые   могут   привести   к   деформации   семьи   как   системы,   но напрямую не определяют неблагополучие семьи. Это своеобразные факторы риска. 1)  медико­биологические:   группа   здоровья,   наследственные   причины,   врожденные   свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери, пренатальный и постнатальный (первые 3 года) периоды развития; 2)  социально­экономические:   многодетность,   неполная   семья,   несовершеннолетние   родители, безработные родители; 3)  социальная   изоляция   семьи,   связанная   как   с   утратой   семьей   социальных   связей   одного   из супругов, так и с социальной дискриминацией матери­одиночки; 4)  факторы   социального   риска:   как   правило,   худшее,   чем   в   полных   семьях,   материальное положение,   неприспособленность   к   жизни   в   обществе:   бродяжничество,   безделье,   воровство, мошенничество, драки, агрессивное поведение); 5)  психологические:  отчуждение от социальной  среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушение   общения   с   окружающими,   эмоциональная   неустойчивость,   неуспех   в   деятельности, неуспех   в   социальной   адаптации,   трудности   общения   и   взаимодействия   со   взрослыми   и сверстниками, фрустрация базовых потребностей; 6)  педагогические:   несоответствие   содержания   программ   ОУ   и   условий   обучения   детей   их психофизиологическим   особенностям,   темпа   психического   развития   детей   и   темпа   обучения, преобладание   отрицательных   оценок,   неуверенность   в   деятельности,   отсутствие   интереса   к познанию, закрытость для положительного опыта и др. Принципами работы с социально неблагополучными семьями определяются: ­          презумпция невиновности, фасилитация и стимулирующая оценка (на основе помощи и поддержки специалистов создаются предпосылки для преодоления кризиса в семье); ­     индивидуально­дифференцированный   подход   (конкретная   адресная   помощь   семье   в ситуации кризиса, взаимоподдержка в рамках родительского сообщества); ­        систематичность и последовательность (специалисты обеспечивают постоянный контакт с семьей,   включают   родителей   в   деятельность   ДОУ   в   течение   всего   периода   адаптации ребенка); ­    доверительные,   равнопартнерские   отношения   между   педагогами   и   членами   семей воспитанников; ­      уважение норм и ценностей семьи; ­   ориентация на развитие позитивного потенциала семьи, ее способности к самопомощи; ­      адекватное показаниям использование различных методов в работе социального педагога и других специалистов ДОУ. В деятельности ДОУ определяются следующие этапы в работе с семьей: 1. Ознакомительный (сбор информации, оценка ситуации, знакомство). 2. Изучение семьи (определение внутрисемейных проблем и затруднений в воспитании детей). 3. Просветительский (оказание помощи в семье в ситуации кризиса). 44.  Коррекционный   (решение   конкретных   проблем   семьи,   повышение   уровня   социальной компетентности родителей, социально­педагогическая работа в семье). Основные   критерии   оценки   степени   социального   благополучия   семьи,   которыми руководствуются педагоги и психологи в работе, следующие: 1. Жизнеобеспечение (занятость родителей, их социальный, образовательный, материальный  статус). 2. Организация быта (тип жилья, санитарно­гигиенические условия, условия жизни ребенка в  семье). 3. Физическое здоровье (диагностика, хронические болезни, профилактика, гигиена). 4. Духовное и моральное здоровье (вредные привычки, рецидивы, психологическое благополучие). 5. Воспитание детей (стиль воспитания в семье, психологическая, психотерапевтическая,  педагогическая, юридическая помощь). 6. Внутренние и внешние коммуникации семьи (открытость семьи, тип семьи, характер детско­ родительских взаимоотношений, отношения между супругами). Алгоритм работы психолога с неблагополучной семьей. 1­й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за  помощью;  2­й этап: первичное обследование жилищно­бытовых условий неблагополучной (проблемной)  семьи; 3й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их  жизни; 4­й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их  действий, выводов; 5­й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных  ориентаций; 6­й этап: изучение личностных особенностей членов семьи; 7­й этап: составление карты семьи. 8­й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями  (образовательные учреждения, дошкольные учреждения. Центр социальной реабилитации детей и  подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т. д.); 9­й этап: составление программы работы с неблагополучной семьей; 10­й этап: текущие и контрольные посещения семьи; 11­й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй. 1, 2, 3 этап предполагает диагностику, результатом которой должно стать отнесение семьи к той  или иной категории.                                                . 5Практический блок Психологическая помощь семье в коррекции детско – родительских отношений                                                             Если вам не удается избавиться  от семейного скелета,  Вы, по крайней мере, можете заставить его танцевать.  Дж.­Б.Шоу. Одним из важнейших способов работы с неблагополучными семьями является семейная  психотерапия. Цель семейной психотерапии:  восстановление или преобразование связей членов семьи друг с другом и внешним миром, развитие умения   понимать   друг   друга   и   способствовать   формированию     полноценного   семейного   МЫ, правильное воспитание детей и оказание помощи родителям в построении гармоничных отношений. Семейная психотерапия может быть успешной только в том случае, когда у всех членов семьи имеется сильная и устойчивая мотивация к участию в ней. Особенности организации и проведения семейной психотерапии. Организация (специалисту приходится решать): какая продолжительность профессионального воздействия на семью; следует ли начинать работу сразу со всей семьей, или имеет смысл поработать сначала с отдельными ее членами; работать с семьей одному или создавать специальную группу психотерапевтов; частоту и продолжительность встреч; какой   стиль   профессионального   поведения   с   данной   семьей   (прямые   указания   или косвенные психологические приемы и техники);  где проводить встречи с семьей: по месту  ее жительства или в кабинете психолога;  стоит разрабатывать план или действовать «по обстановке».        Любой психотерапевт готов в равной мере к применению самых разных способов организации и ведения   психотерапии  в   зависимости  от  того,  с  какой   семьей,   какой   проблемой  и  в  каких условиях он имеет дело.   Методики семейной психотерапии 1.Исследование и использование семейных ритуалов:      ритуалы повседневной жизни (прием пищи, отход ко сну, уход, приход  членов семьи); ритуалы внутрисемейного календаря (дни рождения, годовщины, отпуска, сборы); ритуалы празднования внешнего календаря (Новый год, 8 Марта и т.д.); ритуалы традиционных жизненных циклов (помолвка, рождение ребенка, развод, выход на пенсию) Семейная   психотерапия   особо   выделяет   ритуалы   жизненного   цикла:   рождение,   свадьбы   и   т.д., часто изобретает для того, что бы отметить определенный переход к новой жизни.  6Психологу необходимо выяснить, как семья использует ритуалы: место, присутствие свидетелей, символы,  подготовка  и  процесс,   слова,  звук,  музыка,  свет,  движения,  пища,  ожидания,  связь  с прошлыми событиями, связь с будущими событиями. 2.Психотерапевтические техники, игры, занятия:      беседа; котерапия – одновременное участие в работе с клиентами двух и более психологов; парадоксальная техника; домашние визиты; семейные   фотографии   (подобрать   фото,   объяснить   почему   именно   эти,   попросить рассказать других членов по этим фото, а затем того, кто отбирал их, дать название фото); директивы (указание членам семьи делать что­ то, делать нечто иначе, чем до сих пор, не делать чего – то, что они до сих пор делали); семейная дискуссия (важные вопросы), используя умение слушать, молчание, обобщение, повторение,   экспликация   (пояснение)   эмоциональных   состояний   членов   семьи, конфронтация с мнением или членом семьи; обусловленное общение (цель ­ помочь скорректировать отношения в семье ;приемы ­ обмен записками между членами семьи, цветовая сигнализация);   техника   «честной   борьбы»   или   конструктивного   спора   включает   в   себя   набор   правил поведения, которые вступают в силу в случае, если члены семьи испытывают потребность выражения агрессии по отношению друг к другу   (спор может проводиться только после предварительного   обучения   и   согласия   сторон;   выяснять   отношения   следует   как   можно быстрее  после   возникновения  конфликтной  ситуации;    тот, кто   начинает   спор, должен представлять   цель,   которую   хочет   достичь;   все   стороны   должны   принимать   активное участие в споре; спор должен касаться только предмета спора; не допускаются «удары ниже пояса»;         техника версионного мышления («один из членов вполне благополучной семьи неожиданно совершает   попытку   самоубийства».   «жена   выражает   неудовлетворенность   сексуальными возможностями своего мужа» ­ от клиента требуется выдвинуть как можно больше версий не менее 20). Формируется т.о. способность к быстрому выдвижению множества мотивов оказывается необходимой при коррекции целого ряда семейных нарушений;  проигрывание семейных ролей;  «семейная скульптура» ­ позволяет снять разнообразные психологические защиты, проекции и обвинения;  «семейно – терапевтический марафон»­ от 3 до 7 часов длится беседа, предназначена для тех   случаев,   когда   клиенты   живут   далеко   от   терапевта,   сопротивляются   регулярным встречам. Особое внимание, по данной проблеме, психолог обращает на работу с детьми неблагополучных семей  В   построении   коррекционной   работы   с   детьми   положена   идея   Л.С. Выготского   о   зоне ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи любой ребенок делает значительно   больше,   чем   он   может   сделать   самостоятельно,   как   бы   преодолевая   пределы возрастного развития. Не только обучение, но и терапевтическая помощь, опирающаяся на зону 7ближайшего   развития   ребенка,   является   крайне   эффективной.   Ориентация   психологической помощи «выше» текущего уровня развития ребенка, а не на уже имеющихся возможностях дает ребенку возможность обратиться к собственным, еще не использованным внутренним ресурсам. Одним   из   методов,   используемых   в   коррекционной   работе   с   детьми,   является «сказкотерапия». Основной принцип этого метода — духовное, целостное развитие личности ребенка,   забота   о   его   душе   —   и   есть   терапия.   Сказка   не   только   учит   детей   переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает к речевому контакту. Авторская   разработка   цикла   занятий   по   «сказкотерапии»   позволяет   нам   работать   над поведенческими   проблемами   детей,   формировать   у   них   навыки   общения,   социальную адаптацию, снятие детских страхов, тревожности.    Сказки, игры, рисунки составляют существенную часть значимого мира ребенка. Поэтому сочетание   в   психокоррекционной   работе   с   детьми   специально   подобранных психотехнических   игр,   упражнений,   а   также   рисование   во   многом   способствуют   ее гармонизации психического здоровья, развития ребенка.  Эффективность  терапии искусством  с  «трудными»  детьми  объясняется  тем,  что  этот метод представляет собой возможность для решения и выражения внутреннего напряжения, агрессивных чувств в социально приемлемой форме.  Цели игровой терапии — помочь ребенку развить более позитивную «Я­концепцию», стать более активным в своих действиях и поступках, выработать способность к самоконтролю, овладеть чувством веры в себя.  Телесно­ориентированная терапия дает нашим детям информацию об окружающем через телесные ощущения. Использование дидактических игр помогает вызвать у воспитанников потребность в эмоциональном общении посредством сказки.  Развитие   коммуникативных   навыков  «Учимся   общаться»,   используемых   в коррекционной   работе   с   детьми,   создает   условия   для   становления   сферы   отношения ребенка,   гармонизации   отношений   с   самим   собой   и   другими   людьми,   его   личностных ценностей, самооценки.   Сенсорно­перцептивное развитие детей  дошкольного возраста  способствует развитию познавательных   процессов,   исследовательской   и   творческой   активности   наших воспитанников.  8Литература: 1 Андреева Г. В. Психология семьи: Учеб. пособие. ­ СПб.: Речь, 2007г. 2. Целуйко  В. М  Психология современной семьи: Кн. для педагогов и родителей. ­ М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.  3. Целуйко В. М  Вы и ваши дети: Настольная книга для родителей о воспитании счастливых детей, М: Хранитель, 2008                9