В материале круглого стола для педагогов - Ласкутные семьи, говорится о том, что не менее вредно для формирования личности ребенка т.к. скрыто от окружающих, а это не способствует разрешению напряженной внутрисемейной ситуации. Формы проявления скрытого неблагополучия - соперничество, мнимое сотрудничество, изоляция.В материале круглого стола для педагогов - Ласкутные семьи, говорится о том, что не менее вредно для формирования личности ребенка т.к. скрыто от окружающих, а это не способствует разрешению напряженной внутрисемейной ситуации. Формы проявления скрытого неблагополучия - соперничество, мнимое сотрудничество, изоляция.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ КРУГЛОГО СТОЛА
педагогов – психологов ДОУ г. Волгодонска
на тему: «ЛОСКУТНЫЕ СЕМЬИ»
Подготовила:
педагог психолог – Е.М.Бондарь
г. Волгодонск
1Теоретический блок
Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Однако в реальной
жизни это не всегда осознается. И последствия неразумного отношения к детям незамедлительно
сказываются в виде тех или иных отклонений в их поведении и личностном развитии.
Свидетельством тому являются страшные цифры семейной статистики: «Ежедневно около 440
детей в России уходят из дома. Ежедневно 650 детей совершают преступления. А 2625 детей
ежедневно ставятся на учет в органы милиции». Поведение ребенка является своеобразным
индикатором семейного благополучия.
Что представляет собой современная российская семья…
Чтобы выстроить модель нормальной российской семьи психологи и социологи предлагают
познакомиться с антиподом счастливой семьи. Семейное неблагополучие имеет различные формы,
которые зависят от типов семейных союзов.
1.Явное (открытое) семейное неблагополучие
семьи с алкогольной и наркотической зависимостью одного или нескольких ее членов.
Компоненты психологического портрета ребенка из алкогольной семьи:
«Ужасный секрет семьи» дети жертвы двойного стандарта; «Жизнь в укрытии»; «Борьба,
конфликты, ссоры»; «Страхи, тревожные предчувствия»; «Разочарования»; «Слишком быстрое
взросление»» «Оскорбление, унижение, сексуальное насилие»; «Заброшенный ребенок»,
«заниженная самооценка»; «жизнь в мире фантазий. Мифы, помогающие выжить»
конфликтные семьи;
семьи с насилием и жестокостью;
семьи с асоциально аморальным поведением.
Не возникает сомнения ни у педагогов, ни у психологов относительно того, что такие семьи не
могут успешно справляться со своими основными функциями, прежде всего с воспитательными
задачами, оказывают десоциализирующее влияние на детей.
2.Скрытое семейное неблагополучие. Не менее вредно для формирования личности ребенка т.к.
скрыто от окружающих, а это не способствует разрешению напряженной внутрисемейной ситуации.
Формы проявления скрытого неблагополучия соперничество, мнимое сотрудничество, изоляция.
семьи состоятельных или известных людей. Детям не прививаются навыки
самостоятельности и ответственности. Они, претендуя на особое положение и исключительность,
вырастают эгоистичными, не способными устанавливать добрые отношения с другими людьми. В
семье царит культ денег и связей, который передается детям, заменяя им душевную теплоту,
радость общения дети пользуются финансами родителей, привыкают к праздной жизни,
происходят личностные деформации и поведенческие отклонения, приобретающие порой
необратимый характер.
недоверчивые семьи – члены семьи заведомо считают всех недоброжелательными или
равнодушными, а намерения враждебными. Даже в обычном поступке отыскивают некий умысел,
угрозу, корысть. «Недоверчивая» семья всегда права, а все вокруг всегда виноваты.
Соответственно у ребенка формируется недоверчиво – враждебное отношение к другим,
развивается подозрительность, агрессивность, ребенок конфликтует с детьми и педагогами,
никогда не признает своих ошибок, отрицает свою вину, родители становятся на его сторону –
получается замкнутый круг: конфликты идут из семьи и разрастаясь в коллективе усиливают
недоверчивость самой семьи. И главным содержанием жизни данной семьи становятся конфликты
ребенка со сверстниками и педагогами «какие все плохие».
легкомысленные семьи – беззаботное отношение к будущему, живут одним днем, по инерции,
постоянно находясь в состоянии внутреннего разлада, происходит много конфликтов и ссор по
любому пустяку. Дети в таких семьях вырастают слабовольными, неорганизованными, их тянет к
2примитивным развлечениям. Проступки они совершают чаще по причине бездумного отношения к
жизни, отсутствия твердых принципов и волевых качеств.
хитрые семьи ценят больше всего предприимчивость, удачливость, ловкость. Главным
считается умение достичь цели кратчайшим путем, при минимальной затрате труда и времени. При
этом легко переходят границы дозволенного: законы, нравственные нормы. Детям не прививается
трудолюбие, терпение, настойчивость – отношение к ним в семье скептическое – это для тех, кто не
умеет жить. Нравственные поступки детей не осуждаются, а только их последствия «как отмазать»
от наказания.
семьи, ориентированные на успех ребенка – все положительные связи ребенка зависят от его
успехов, он боится, что его будут любить только до тех пор, пока он все делает все хорошо, он
постоянно находится в состоянии повышенного эмоционального напряжения. Семейное
благополучие оборачивается тяжелой психологической травмой для ребенка, т.к. он не может быть
одновременно успешным во всех сферах – боится разочаровать родителей и лишиться их любви.
Нередко у ребенка незаметно складывается уровень притязаний, не соответствующий его
возможностям и формируются такие отрицательные черты характера, как тщеславие,
нескромность. Для таких детей любая даже незначительная неудача переживается как крушение
надежд.
псевдовзаимные и псевдовраждебные семьи – отношения и выражения чувств в них
завуалированы. При отсутствии истинного взаимопонимания супруги могут демонстрировать для
окружающих желание и стремление оказывать поддержку друг другу и принимать помощь от
брачного партнера. На самом деле под маской кооперации скрывается эгоистически конкурентный
характер взаимоотношений. В псевдовзаимных семьях поощряют выражение только хороших,
добрых чувств, а негативные чувства: гнев, раздражение подавляются и наоборот в
псевдовраждебных семьях подавляются теплые и поддерживающие чувства. Ребенок учится не
жить, а играть в чувства, формируется эмоциональная отстраненность вплоть до полного
отчуждения.
3. «Пограничные» семьи. Переход из благополучной в проблемную происходит незаметно.
семьи с недееспособным членом. Обстановка становится стрессогенной, влияет на физическое,
психическое и эмоциональное состояние ребенка. Психическое заболевание родителя может
вызвать у него такие поведенческие реакции, которые опасны для ребенка. Здесь со стороны
родителей и употребление алкоголя и наркотиков, и жестокое садистское обращение, и оставление
в опасной жизненной ситуации ребенка.
семьи с детьми – инвалидами и хронически больными детьми, в которых складывается
своеобразный психологический климат. Чувства родителей – отрицание, чувство вины, чувство
стыда, чрезмерная гиперопека. Заключительным этапом своеобразного привыкания родителей к
постигшему их горю является эмоциональная адаптация. Родители умом и сердцем принимают
болезнь ребенка: к этому моменту они уже успели выработать позитивные установки как по
отношению к самим себе, так и по отношению к своему ребенку, что позволяет им формировать у
себя такие навыки, которые помогут им обеспечить его будущее.
Однако не всегда родителям удается смириться с мыслями, что их ребенок имеет врожденную
патологию или серьезное заболевание. Больной ребенок, ребенок – инвалид в силу особенностей
социальной ситуации, в которой они вынуждены пребывать, становятся эмоционально
чувствительными и ранимыми, они часто волнуются, обижаются и плачут. Дети очень часто
беспокойны, передают свое беспокойство родителям. А они переносят раздражение на супружеские
отношения. Муж старается бывать дома реже, избегает общения с больным ребенком, тогда как
жена сильно привязывается к больному ребенку, часто в ущерб другим детям и супругу. Вся семья,
а не только больной ребенок испытывают конфликтные, фрустрирующие переживания. Подобная
ситуация влияет на психологический климат семьи в целом.
семьи с нарушением структуры семейных ролей – становятся патологизирующими, когда в
семье кто – то вынужден принять на себя такую социальную роль, которая травматична для него
3самого, однако психологически выгодна другим членам семьи (например, роль «семейного козла
отпущения») или роль травматична для других (роль «больного»); «семья – крепость (в центре с
индивидом с нервно психическими расстройствами), «семья – театр» (всю жизнь семья посвящает
борьбе за демонстративный престиж в ближайшем окружении), «семья санаторий», «семья с
антисексуальной идеологией» (чаще имеет индивида с нарушением потенции).
Существуют также факторы, которые могут привести к деформации семьи как системы, но
напрямую не определяют неблагополучие семьи. Это своеобразные факторы риска.
1) медикобиологические: группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства,
нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери,
пренатальный и постнатальный (первые 3 года) периоды развития;
2) социальноэкономические: многодетность, неполная семья, несовершеннолетние родители,
безработные родители;
3) социальная изоляция семьи, связанная как с утратой семьей социальных связей одного из
супругов, так и с социальной дискриминацией материодиночки;
4) факторы социального риска: как правило, худшее, чем в полных семьях, материальное
положение, неприспособленность к жизни в обществе: бродяжничество, безделье, воровство,
мошенничество, драки, агрессивное поведение);
5) психологические: отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции,
нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности,
неуспех в социальной адаптации, трудности общения и взаимодействия со взрослыми и
сверстниками, фрустрация базовых потребностей;
6) педагогические: несоответствие содержания программ ОУ и условий обучения детей их
психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения,
преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к
познанию, закрытость для положительного опыта и др.
Принципами работы с социально неблагополучными семьями определяются:
презумпция невиновности, фасилитация и стимулирующая оценка (на основе помощи и
поддержки специалистов создаются предпосылки для преодоления кризиса в семье);
индивидуальнодифференцированный подход (конкретная адресная помощь семье в
ситуации кризиса, взаимоподдержка в рамках родительского сообщества);
систематичность и последовательность (специалисты обеспечивают постоянный контакт с
семьей, включают родителей в деятельность ДОУ в течение всего периода адаптации
ребенка);
доверительные, равнопартнерские отношения между педагогами и членами семей
воспитанников;
уважение норм и ценностей семьи;
ориентация на развитие позитивного потенциала семьи, ее способности к самопомощи;
адекватное показаниям использование различных методов в работе социального педагога и
других специалистов ДОУ.
В деятельности ДОУ определяются следующие этапы в работе с семьей:
1. Ознакомительный (сбор информации, оценка ситуации, знакомство).
2. Изучение семьи (определение внутрисемейных проблем и затруднений в воспитании детей).
3. Просветительский (оказание помощи в семье в ситуации кризиса).
44. Коррекционный (решение конкретных проблем семьи, повышение уровня социальной
компетентности родителей, социальнопедагогическая работа в семье).
Основные критерии оценки степени социального благополучия семьи, которыми
руководствуются педагоги и психологи в работе, следующие:
1. Жизнеобеспечение (занятость родителей, их социальный, образовательный, материальный
статус).
2. Организация быта (тип жилья, санитарногигиенические условия, условия жизни ребенка в
семье).
3. Физическое здоровье (диагностика, хронические болезни, профилактика, гигиена).
4. Духовное и моральное здоровье (вредные привычки, рецидивы, психологическое благополучие).
5. Воспитание детей (стиль воспитания в семье, психологическая, психотерапевтическая,
педагогическая, юридическая помощь).
6. Внутренние и внешние коммуникации семьи (открытость семьи, тип семьи, характер детско
родительских взаимоотношений, отношения между супругами).
Алгоритм работы психолога с неблагополучной семьей.
1й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за
помощью;
2й этап: первичное обследование жилищнобытовых условий неблагополучной (проблемной)
семьи;
3й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их
жизни;
4й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их
действий, выводов;
5й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных
ориентаций;
6й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;
7й этап: составление карты семьи.
8й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями
(образовательные учреждения, дошкольные учреждения. Центр социальной реабилитации детей и
подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних,
комиссия и т. д.);
9й этап: составление программы работы с неблагополучной семьей;
10й этап: текущие и контрольные посещения семьи;
11й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
1, 2, 3 этап предполагает диагностику, результатом которой должно стать отнесение семьи к той
или иной категории.
.
5Практический блок
Психологическая помощь семье в коррекции детско – родительских отношений
Если вам не удается избавиться от семейного скелета,
Вы, по крайней мере, можете заставить его танцевать.
Дж.Б.Шоу.
Одним из важнейших способов работы с неблагополучными семьями является семейная
психотерапия.
Цель семейной психотерапии:
восстановление или преобразование связей членов семьи друг с другом и внешним миром, развитие
умения понимать друг друга и способствовать формированию полноценного семейного МЫ,
правильное воспитание детей и оказание помощи родителям в построении гармоничных отношений.
Семейная психотерапия может быть успешной только в том случае, когда у всех членов семьи
имеется сильная и устойчивая мотивация к участию в ней.
Особенности организации и проведения семейной психотерапии.
Организация (специалисту приходится решать):
какая продолжительность профессионального воздействия на семью;
следует ли начинать работу сразу со всей семьей, или имеет смысл поработать сначала с
отдельными ее членами;
работать с семьей одному или создавать специальную группу психотерапевтов;
частоту и продолжительность встреч;
какой стиль профессионального поведения с данной семьей (прямые указания или
косвенные психологические приемы и техники);
где проводить встречи с семьей: по месту ее жительства или в кабинете психолога;
стоит разрабатывать план или действовать «по обстановке».
Любой психотерапевт готов в равной мере к применению самых разных способов организации и
ведения психотерапии в зависимости от того, с какой семьей, какой проблемой и в каких
условиях он имеет дело.
Методики семейной психотерапии
1.Исследование и использование семейных ритуалов:
ритуалы повседневной жизни (прием пищи, отход ко сну, уход, приход членов семьи);
ритуалы внутрисемейного календаря (дни рождения, годовщины, отпуска, сборы);
ритуалы празднования внешнего календаря (Новый год, 8 Марта и т.д.);
ритуалы традиционных жизненных циклов (помолвка, рождение ребенка, развод, выход на
пенсию)
Семейная психотерапия особо выделяет ритуалы жизненного цикла: рождение, свадьбы и т.д.,
часто изобретает для того, что бы отметить определенный переход к новой жизни.
6Психологу необходимо выяснить, как семья использует ритуалы: место, присутствие свидетелей,
символы, подготовка и процесс, слова, звук, музыка, свет, движения, пища, ожидания, связь с
прошлыми событиями, связь с будущими событиями.
2.Психотерапевтические техники, игры, занятия:
беседа;
котерапия – одновременное участие в работе с клиентами двух и более психологов;
парадоксальная техника;
домашние визиты;
семейные фотографии (подобрать фото, объяснить почему именно эти, попросить
рассказать других членов по этим фото, а затем того, кто отбирал их, дать название фото);
директивы (указание членам семьи делать что то, делать нечто иначе, чем до сих пор, не
делать чего – то, что они до сих пор делали);
семейная дискуссия (важные вопросы), используя умение слушать, молчание, обобщение,
повторение, экспликация (пояснение) эмоциональных состояний членов семьи,
конфронтация с мнением или членом семьи;
обусловленное общение (цель помочь скорректировать отношения в семье ;приемы обмен
записками между членами семьи, цветовая сигнализация);
техника «честной борьбы» или конструктивного спора включает в себя набор правил
поведения, которые вступают в силу в случае, если члены семьи испытывают потребность
выражения агрессии по отношению друг к другу (спор может проводиться только после
предварительного обучения и согласия сторон; выяснять отношения следует как можно
быстрее после возникновения конфликтной ситуации; тот, кто начинает спор, должен
представлять цель, которую хочет достичь; все стороны должны принимать активное
участие в споре; спор должен касаться только предмета спора; не допускаются «удары ниже
пояса»;
техника версионного мышления («один из членов вполне благополучной семьи неожиданно
совершает попытку самоубийства». «жена выражает неудовлетворенность сексуальными
возможностями своего мужа» от клиента требуется выдвинуть как можно больше версий
не менее 20). Формируется т.о. способность к быстрому выдвижению множества мотивов
оказывается необходимой при коррекции целого ряда семейных нарушений;
проигрывание семейных ролей;
«семейная скульптура» позволяет снять разнообразные психологические защиты, проекции
и обвинения;
«семейно – терапевтический марафон» от 3 до 7 часов длится беседа, предназначена для
тех случаев, когда клиенты живут далеко от терапевта, сопротивляются регулярным
встречам.
Особое внимание, по данной проблеме, психолог обращает на работу с детьми неблагополучных
семей
В построении коррекционной работы с детьми положена идея Л.С. Выготского о зоне
ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи любой ребенок делает
значительно больше, чем он может сделать самостоятельно, как бы преодолевая пределы
возрастного развития. Не только обучение, но и терапевтическая помощь, опирающаяся на зону
7ближайшего развития ребенка, является крайне эффективной. Ориентация психологической
помощи «выше» текущего уровня развития ребенка, а не на уже имеющихся возможностях дает
ребенку возможность обратиться к собственным, еще не использованным внутренним ресурсам.
Одним из методов, используемых в коррекционной работе с детьми, является
«сказкотерапия». Основной принцип этого метода — духовное, целостное развитие личности
ребенка, забота о его душе — и есть терапия. Сказка не только учит детей переживать,
радоваться, сочувствовать, но и побуждает к речевому контакту.
Авторская разработка цикла занятий по «сказкотерапии» позволяет нам работать над
поведенческими проблемами детей, формировать у них навыки общения, социальную
адаптацию, снятие детских страхов, тревожности.
Сказки, игры, рисунки составляют существенную часть значимого мира ребенка. Поэтому
сочетание в психокоррекционной работе с детьми специально подобранных
психотехнических игр, упражнений, а также рисование во многом способствуют ее
гармонизации психического здоровья, развития ребенка.
Эффективность терапии искусством с «трудными» детьми объясняется тем, что этот
метод представляет собой возможность для решения и выражения внутреннего напряжения,
агрессивных чувств в социально приемлемой форме.
Цели игровой терапии — помочь ребенку развить более позитивную «Яконцепцию», стать
более активным в своих действиях и поступках, выработать способность к самоконтролю,
овладеть чувством веры в себя.
Телесноориентированная терапия дает нашим детям информацию об окружающем через
телесные ощущения. Использование дидактических игр помогает вызвать у воспитанников
потребность в эмоциональном общении посредством сказки.
Развитие коммуникативных навыков
«Учимся общаться»,
используемых в
коррекционной работе с детьми, создает условия для становления сферы отношения
ребенка, гармонизации отношений с самим собой и другими людьми, его личностных
ценностей, самооценки.
Сенсорноперцептивное развитие детей дошкольного возраста способствует развитию
познавательных процессов,
исследовательской и творческой активности наших
воспитанников.
8Литература:
1 Андреева Г. В. Психология семьи: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2007г.
2. Целуйко В. М Психология современной семьи: Кн. для педагогов и родителей. М.: Гуманит.
Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
3. Целуйко В. М Вы и ваши дети: Настольная книга для родителей о воспитании счастливых детей,
М: Хранитель, 2008
9