Кружковая работа" Человек и мир"

  • docx
  • 25.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Человек и мир.docx

  муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

 

                                                                                 

                                                                                                                                                                        Утверждаю

                                                                                                                  Директор МБОУ СОШ №4

                                                                                                                                           Л.Н.Буякина.

                                                                                                     приказ №100 от «29.» августа 2023 г.

              

             .

 

 

                                          РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

          по  дополнительному образованию: кружок « Человек и мир»

      

           Уровень общего образования:  среднее общее образование 6 класс

 

           Количество часов 68

 

           Учитель:  Болясов Андрей Борисович

 

  Программа разработана  на основе  концепции  духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России.- М., Просвещение 2010.

 

 

 

         2023-2024 учебный год

 

 

Пояснительная записка

Программа кружка  «Человек и мир» составлена в соответствии на основе

1.Положения о порядке разработки, утверждения и структуре рабочей программы учебных предметов, курсов, дисциплин в МБОУ СОШ   №4

 2. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №4 на 2023-2024 учебный год.

 

Цель курса «Человек и мир» - системное рассмотрение человека с биологической, психологической и социальной точек зрения посредством разрешения проблемных ситуаций.

Задачи:

1.Знакомство детей с миром человека с разных точек зрения: биологической, психологической, социальной.

2.Сформировать активное осознанное отношение к процессу собственного взросления.

3.Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию.

4.Развитие коммуникативных навыков, расширение кругозора.

  Учебный план по курсу « Человек и мир» составляет 2 часа в неделю. С учетом годового календарного графика МБОУ СОШ №4, расписанием занятий, государственными праздниками в 2023-2024 учебном году программа рассчитана на 66 часов.

                                                                                                                                      

Планируемые результаты

Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Человек и мир» являются:
1Гражданское воспитание - проявления познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

2. Патриотическое воспитание – формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности защиты интересов Отечества, ответственности за будущее, развитие уважения к историческим символам и памятникам России

3.Духовно-нравственное воспитание – совершенствование духовно-нравственных качеств и чувств личности ( чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия).

4.Эстетическое воспитание – приобщение к уникальному российскому наследию

5. Профессиональное воспитание - планирование образовательной и профессиональной карьеры; проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

6 Трудовое воспитание - выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;.

7. Экологическое воспитание - бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

8. Ценности научного познания - овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;.

изучения курса «Мир человека» является формирование следующих умений:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем).

Учиться планировать учебную деятельность на занятии.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки .

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Находить способы общения в различных ситуациях..

Сотрудничать с окружающими людьми.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

 

К концу изучения курса «Мир человека» обучающиеся:

получат знания: о структуре адреса, об основных подсистемах организма, о необходимости здорового образа жизни, о возможности тренировки внимания и памяти, о способах поднятия настроения, о правилах бесконфликтного общения, об ошибочности поспешных выводов;

будут уметь: описывать развитие человека; анализировать объекты и ситуации ближайшего окружения: чем (для чего?) хорошо? чем (для чего?) плохо? понимать относительность восприятия и оценок происходящего.

Личностные:

У ученика будут сформированы:

Положительное отношение и интерес к изучению математики.

Целостное восприятие окружающего мира.

Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

 Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

 

Метапредметные

Ученик научится:

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

овладевать способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты.

готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Регулятивные

Учащийся научится:

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.

Определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью

Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Ученик получит возможность научиться:

Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.

Осуществлять само и взаимопроверку работ.

Познавательные

Учащийся научится:

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.) Использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот. Самостоятельно использовать модели при решении учебных задач.

Ученик получит возможность научиться

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.

Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий.

Коммуникативные

Учащийся научится:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.

Предметные результаты

Ученик научится:

Использовать приобретённые знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;

овладевать основами логического мышления, пространственного воображения и речи, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

применять знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

различать изученные объекты и явления живой и неживой природы.

находить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу;

умение составлять небольшой связный текст на заданную тему;

умение высказывать свое мнение и обосновывать его.

узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

Ученик получит возможность научиться:

проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края.

Знать основные географические объекты, изучаемые в начальной школе, уметь их находить.

 

Содержание

1. Школа: разнообразие целей. (2 ч)

1.1. Зачем учиться в школе? Игра «Главное». Проблемная ситуация «Зачем учиться в школе?» Целесообразность школьных правил.

2. Надсистемы и подсистемы человека. (12 ч)

2.1. Адрес. Систематизация понятия «адрес». Что делать, если потерялся? Игра «Кто вы? Где вы?».

2.2. Наш организм. Из каких частей «состоит» человек? Занимательная математика. Беседа «Одна голова хорошо...». Правила отношения к инвалидам.

2.3. Как устроен человек? Рисование «Что внутри?». Беседа «Знакомимся с анатомией». Отгадывание загадок про различные части тела.

2.4. Болезни. Какие бывают болезни? Что делать, чтобы не заболеть? Что значит «лечиться надо уметь»?

2.5. Что такое здоровый образ жизни? Театрализованный праздник. Защита творческих работ на тему ЗОЖ.

2.6. Что такое ЗОЖ. Презентация паспорта здоровья.

3. «Линия жизни» человека. (6 ч)

3.1.Развитие ребёнка до школы. Беседа «Путешествие в прошлое». Мальчики и девочки: сходство и отличие. Правила поведения по отношению к девочкам.

3.2.Будущее. Беседа «Путешествие в будущее». Понятие о профессиях. Бабушки и дедушки. Проблемная ситуация «Сказка о потерянном времени». Правила поведения по отношению к пожилым людям.

3.3.«Линия жизни» человека. Игра «Сколько лет герою сказки?». Фантазирование «Растём в прошлое». Беседа о долголетии.

4. Знакомимся с психологией. (10 ч)

4.1. Что такое Я? Зачем нужно «знать» самого себя? Тест «Какой я?» Проблемный диалог «Шустрики и мямлики».

4.2.Учимся быть внимательными. Что значит «быть внимательным»? Игра на внимание «Запрещённое движение». Тест «Внимательны ли вы?». Невнимательность: смешно или опасно?

4.3.Учимся запоминать. Игра «Что изменилось?» Что такое хорошая память? Упражнение «Проверка памяти». Как тренировать память? Фантазирование «Если бы память исчезла...».

4.4.Учимся придумывать. Игра «Оркестр». Беседа о воображении. Практическая работа «Закорючки». Приёмы фантазирования. Зачем нужно уметь придумывать?

4.5.Что значит «быть умным»? Игра «Назови одним словом». Беседа «Что такое ум?» Практическая работа «Что это?». Описание объекта при помощи системного оператора («пятиэкранки»).

         5. Эмоции и настроение. (4 ч)

5.1.Какие бывают эмоции? Игра «Невпопад». Беседа об эмоциях. Практическая работа «Читаем по лицу». Инсценирование ситуаций.

5.2.Как поднять настроение? Игра «Что это?» Беседа о настроении. Обсуждение «Как поднять настроение?»

6. Общение. (10 ч)

6.1.Речевое общение. Игра на внимание «Кряк-квак». Беседа «Зачем люди общаются?». Тест «Общительны ли вы?». Как нужно разговаривать по телефону?

6.2.Неречевое общение. Жесты. Игра «Пойми меня». Практическая работа «Жесты».

6.3.Проблемы общения. Игра «Комплименты». Беседа «Слова и интонация». Анализ ситуаций. Обсуждение пословиц.

6.4.Конфликты. Игра «Дразнилки». Беседа «Как рождаются конфликты?». Тест «Конфликтный ли вы человек?». Обсуждение ситуаций. Способы, как можно помириться.

6.5.Правила урегулирования конфликтов. Игра «Мы похожи друг на друга». Беседа о способах урегулирования конфликта. Кто такие посредники?

7. Противоречия. (14 ч)

7.1. Понятие о противоречии. Противоречия в предметах. Игра «Наоборот». Упражнение «Классификация». Анализ противоречий в предметах. Беседа об относительности признаков.

7.2.Противоречия в явлениях природы. Загадки о явлениях природы. Обсуждение «Дождь — какой?», «Зима — какая?». Рисование «Противоречия в природе». Фантазирование.

7.3.Противоречия в свойствах характера. Игра «Каким быть?». Беседа «Противоположности сходятся». Ложь: «плохая» и «хорошая». Анализ сказки.

7.4.Противоречия в свойствах характера (продолжение). Игра «Поле Чудес». Беседа о доброте и жадности. Всегда ли нужно делиться? Анализ сказки.

7.5.Противоречия в ситуациях. Обсуждение «День рождения: что хорошего и что плохого?». Беседа «Другая точка зрения». Инсценирование и анализ ситуаций.

7.6.Противоречия в ситуациях (продолжение). Игра «Сказочный герой». Беседа «Что такое репутация?». Упражнение «Внутренний дирижёр». Беседа «Законы общества».

7.7.Противоречие «цель — средства». Обсуждение «Кукушка — какая?». Анализ сказки. Беседа «Цель и средства». Почему не надо торопиться с выводами?

8. Мы и окружающие. (6 ч)

8.1.Экскурсия. Наблюдение за «следами» хороших и плохих поступков в ближайшем окружении.

8.2.Анализ экскурсии. Обсуждение «Кто хороший? Кто плохой? ». Анализ рассказа. Как стать по-настоящему хорошим?

8.3.Ориентирование в окружающем мире. Игра «Сказочные злодеи». Беседа о маскировке. Письменная работа «Дома и на улице». Обсуждение «Почему так, а не иначе? ».

8.4.Правила поведения с незнакомыми. Инсценировки-тренинги «Если...».

9. Подведение итогов обучения. (2 ч)

9.1.Я — хороший, ты — хороший. Анализ сказки. Беседа о воспитании и самовоспитании. Что значит «любить себя»?

9.2.Обобщающее занятие.

Тематическое планирование

Тема

Основные направления воспитательной деятельности

Количество часов

1

Школа: разнообразие целей

1,5,6,8

2

2

Надсистемы и подсистемы человека

1,5,6,8

12

3

«Линия жизни» человека

1,5,6,8

6

4

Знакомимся с психологией

1,5,6,8

10

5

Эмоции и настроение

1,3,5,6,8

4

6

Общение

1,3,5,6,8

10

7

Противоречия

1,3,5,6,8

14

8

Мы и окружающие

1,3,5,7,8

6

9

Подведение итогов обучения

1,3,5,7,8

5

 

ИТОГО

69

Календарно-тематическое планирование по программе «Человек и мир» для

 6 класса - 69часов

Дата

Количество часов

Тема

Школа: разнообразие целей (2 ч)

1

5.09

6.09

1

1

Зачем учиться в школе? Игра «Главное». Проблемная ситуация «Зачем учиться в школе?» Целесообразность школьных правил.

Надсистемы и подсистемы человека. (12ч)

2

12.09

13.09

1

1

Адрес. Систематизация понятия «адрес». Что делать, если потерялся? Игра «Кто вы? Где вы?».

3

19.09

01.09

1

1

Наш организм. Из каких частей «состоит» человек? Занимательная математика. Беседа «Одна голова хорошо...». Правила отношения к инвалидам.

4

26.09

27.09

1

1

Как устроен человек? Рисование «Что внутри?». Беседа «Знакомимся с анатомией». Отгадывание загадок про различные части тела.

5

3.10

4.10

1

1

Болезни. Какие бывают болезни? Что делать, чтобы не заболеть? Что значит «лечиться надо уметь»?

6

10.10

11.10

1

1

Что такое здоровый образ жизни? Театрализованный праздник. Защита творческих работ на тему ЗОЖ.

7

17.10

18.10

1

1

Что такое ЗОЖ. Презентация паспорта здоровья.

«Линия жизни» человека (6 ч)

8

24.10

25.10

1

1

Развитие ребёнка до школы. Беседа «Путешествие в прошлое». Мальчики и девочки: сходство и отличие. Правила поведения по отношению к девочкам.

9

07.11

08.11

1

1

Будущее. Беседа «Путешествие в будущее». Понятие о профессиях. Бабушки и дедушки. Проблемная ситуация «Сказка о потерянном времени». Правила поведения по отношению к пожилым людям.

10

14.11

15.11

1

1

«Линия жизни» человека. Игра «Сколько лет герою сказки?». Фантазирование «Растём в прошлое». Беседа о долголетии.

Знакомимся с психологией (10 ч)

11

21.11

22.11

1

1

Что такое Я? Зачем нужно «знать» самого себя? Тест «Какой я?» Проблемный диалог «Шустрики и мямлики».

12

28.11

29.11

1

1

Учимся быть внимательными. Что значит «быть внимательным»? Игра на внимание «Запрещённое движение». Тест «Внимательны ли вы?». Невнимательность: смешно или опасно?

13

05.12

06.12

1

1

Учимся запоминать. Игра «Что изменилось?» Что такое хорошая память? Упражнение «Проверка памяти». Как тренировать память? Фантазирование «Если бы память исчезла...».

14

12.12

13.12

1

1

Учимся придумывать. Игра «Оркестр». Беседа о воображении. Практическая работа «Закорючки». Приёмы фантазирования. Зачем нужно уметь придумывать?

15

19.12

20.12

1

1

Что значит «быть умным»? Игра «Назови одним словом». Беседа «Что такое ум?» Практическая работа «Что это?»

Эмоции и настроение.(2 ч)

16

26.12

27.12

1

1

Какие бывают эмоции? Игра «Невпопад». Беседа об эмоциях. Практическая работа «Читаем по лицу». Инсценирование ситуаций

17

9.01

10.01

1

1

Как поднять настроение? Игра «Что это?» Беседа о настроении. Обсуждение «Как поднять настроение?»

Общение (10 ч)

18

16.01

17.01

1

1

Речевое общение. Игра на внимание «Кряк-квак». Беседа «Зачем люди общаются?». Тест «Общительны ли вы?». Как нужно разговаривать по телефону?

19

23.01

24.01

1

1

Неречевое общение. Жесты. Игра «Пойми меня». Практическая работа «Жесты».

20

30.01

31.01

1

1

Проблемы общения. Игра «Комплименты». Беседа «Слова и интонация». Анализ ситуаций. Обсуждение пословиц

21

06.02

07.02

1

1

Конфликты. Игра «Дразнилки». Беседа «Как рождаются конфликты?». Тест «Конфликтный ли вы человек?». Обсуждение ситуаций. Способы, как можно помириться.

22

13.02

14.02

1

1

Правила урегулирования конфликтов. Игра «Мы похожи друг на друга». Беседа о способах урегулирования конфликта. Кто такие посредники?

Противоречия (14 ч)

23

20.02

21.02

1

1

Понятие о противоречии. Противоречия в предметах. Игра «Наоборот». Упражнение «Классификация». Анализ противоречий в предметах. Беседа об относительности признаков.

24

27.02

28.02

1

1

Противоречия в явлениях природы. Загадки о явлениях природы. Обсуждение «Дождь — какой?», «Зима — какая?». Рисование «Противоречия в природе». Фантазирование.

25

05.03

06.03

1

1

Противоречия в свойствах характера. Игра «Каким быть?». Беседа «Противоположности сходятся». Ложь: «плохая» и «хорошая». Анализ сказки.

26

12.03

13.03

1

1

Противоречия в свойствах характера (продолжение). Игра «Поле Чудес». Беседа о доброте и жадности. Всегда ли нужно делиться? Анализ сказки.

27

19.03

20.03

1

1

Противоречия в ситуациях. Обсуждение «День рождения: что хорошего и что плохого?». Беседа «Другая точка зрения». Инсценирование и анализ ситуаций.

28

02.04

03.04

1

1

Противоречия в ситуациях (продолжение). Игра «Сказочный герой». Беседа «Что такое репутация?». Упражнение «Внутренний дирижёр». Беседа «Законы общества».

29

09.04

10.04

1

1

Противоречие «цель — средства». Обсуждение «Кукушка — какая?». Анализ сказки. Беседа «Цель и средства». Почему не надо торопиться с выводами?

Мы и окружающие (8 ч)

30

16.04

17.04

1

1

Экскурсия. Наблюдение за «следами» хороших и плохих поступков в ближайшем окружении.

31

23.04

24.04

1

1

Анализ экскурсии. Обсуждение «Кто хороший? Кто плохой? ». Анализ рассказа. Как стать по-настоящему хорошим?

32

30.04

7.05

1

1

Ориентирование в окружающем мире. Игра «Сказочные злодеи». Беседа о маскировке. Письменная работа «Дома и на улице». Обсуждение «Почему так, а не иначе?»

Подведение итогов обучения (2 ч)

33

8.05

14.05

1

1

ТВОРЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

34

15.05

21.05

1

1

ТВОРЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

35

22.05

1

Подведение итогов

ИТОГО: 69 часов

 


 

Посмотрите также