Кружковые занятия по декоративно-прикладному искусству как средство эстетического воспитания младших школьников
Оценка 4.7

Кружковые занятия по декоративно-прикладному искусству как средство эстетического воспитания младших школьников

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
воспитательная работа
Взрослым
01.04.2018
Кружковые занятия по декоративно-прикладному искусству как средство эстетического воспитания младших школьников
основными принципами организации внеурочной работы являются: добровольность выбора учащимися содержания и методов занятий с учетом личных склонностей детей; массовость внеурочной работы; создание педагогом условий для творческой деятельности детей; соответствие всех видов внеурочной работы общим учебно-воспитательным задачам. Деятельность учащихся носит общественно-полезную направленность и профессиональную ориентацию. Это делает ее наиболее эффективной и способствует самоопределению учащихся в дальнейшем.Кружковая деятельность детей младшего школьного возраста организуется в первую очередь в школе. В режиме продленного дня час-полтора ежедневно предусмотрено для занятий по интересам. Это время, как правило, отводят для работы кружков, занятий хора изостудии, кукольного театра, художественного вязания, рукоделия и т.д. В основном детей привлекает новизна и необычность самой формы деятельности, а не ее содержание. Урок в отличие от кружка принимается детьми как наиболее консервативная и привычная форма работы.
Кружковые занятия по декоративно-прикладному искусству .docx
Кружковые занятия по декоративно­прикладному искусству как средство эстетического воспитания младших школьников Цыганкова Г.А. Формы   внеурочной   работы   в   общеобразовательной   школе подразделяются   на   индивидуальную   работу   учащихся;   работу   в   кружках, клубах, группах продленного дня, лагерях труда и отдыха; массовые формы внеурочной работы. Выделяются   также   и   принципы   организации   внеурочной   работы, основными   из   которых   являются:   добровольность   выбора   учащимися содержания   и   методов   занятий   с   учетом   личных   склонностей   детей; массовость внеурочной работы; создание педагогом условий для творческой деятельности   детей;   соответствие   всех   видов   внеурочной   работы   общим   Если   деятельность   детей   носит учебно­воспитательным   задачам. общественно­полезную   направленность   и   профессиональную   ориентацию (ознакомление с трудом взрослых, производством, различными профессиями), то   это   делает   ее  наиболее   эффективной   и   способствует   самоопределению младших школьников в дальнейшем. Кружковая   деятельность   детей   младшего   школьного   возраста организуется в первую очередь в школе, в группе продленного дня. В режиме продленного   дня   час­полтора   ежедневно   предусмотрено   для   занятий   по интересам. Это время, как правило, отводят для работы кружков, занятий хора изостудии, кукольного театра, художественного вязания, рукоделия и т.д.   В   основном   детей   привлекает   новизна   и   необычность   самой   формы деятельности, а не ее содержание. Урок в отличие от кружка принимается детьми как наиболее консервативная и привычная форма работы. Кружок – одна из самых распространенных форм внеклассной работы с младшими   школьниками.   Он   позволяет   расширять   и   углублять   знания, полученные   на   уроках,   применять   их   на   практике,   в   детском   творчестве. Кружок   имеет   достаточно   выраженную   предметную   направленность,   он удовлетворяет  те или иные интересы  детей,  связанные  с  познавательной  и художественной деятельностью, начатой на уроках. Один из главных принципов работы кружка – добровольность. Редкий учитель   не испытает  соблазна  нарушить  этот  принцип   и объявить  явку   на занятия строго обязательной. Но, как отмечает Н.Ф. Голованова «в том то и состоит скрытое педагогическое волшебство кружковой формы работы, что пусть сначала придут 10­12 добровольцев, ­ те кому, действительно интересно то,   что   предлагает   учитель.   Дальше   обязательно   заработает   механизм любопытства: детям младшего школьного возраста всегда хочется заняться тем,  чем  увлекаются   приятели.  Вот  тут   и  начнет   складываться  настоящая заинтересованность, которая по давлением не рождается» (23: 67). Поле   общих   познавательных   интересов   детей   в   кружке   значительно расширяется, и это естественно ведет к обогащению их взаимоотношений. В кружке со временем стираются границы между отличниками, хорошистами и троечниками.  Часто   бывает   так,  что  ребята,  которых   считают  слабыми   на уроках,   оказываются   способными   к   рукоделию.   Слабоуспевающие   дети начинают избавляться от тревожности, угрюмого отчуждения, а у сильных формируется   уважительное   отношение   к   способностям   и   умениям   Начинает   действовать   самоуправление   младших слабоуспевающих. школьников. Ценность   кружковой   деятельности   состоит   и   в   том,   что   она непосредственно   направлена   на   получение   предметного   результата. Предметный   результат   –   это   «непосредственный   продукт   совершаемых человеком действий: платье, когда его шьют; пирог, когда его пекут; песню, когда ее поют; решение, когда решают задачу; цветок, когда его выращивают; добрые слова, когда приветствуют встречного» пишет Н.Е. Щуркова (18: 84). В кружке младшие школьники выполняют посильные и интересные для них работы, поделки, которые найдут практическое применение в школе, на занятиях   кружка   и   дома.   Выполняя   те   или   иные   работы,   члены   кружка научатся владеть различными инструментами, приобретут трудовые навыки, ознакомятся   с   различными   профессиями,   будут   расширять   свой   кругозор, повышать   уровень   общего   развития.   Кружок   можно   рассматривать   как эффективную   форму   эстетического   развития   младших   школьников, формирования   их   эстетической   культуры.   Занятия   в   кружке   декоративно прикладного искусства  помогут  младшим  школьникам  научиться  выражать свои   чувства,   передавать   настроение,   понимать   художественные   образы, показывать   образы   в   определенной   взаимосвязи.   Педагогу   с   детьми необходимо   создать   уютный,   теплый,   гармоничный   эстетически   целостный интерьер комнаты для занятий, который будет побуждать детей формировать и   выражать   свои   собственные   эстетические   оценки   и   предпочтения,   не навязывая   им   оценок   взрослого.   В   процессе   художественной   обработки материалов   на   кружковых   занятиях   у   учащихся   начальных   классов формируются обобщенные способы практической деятельности, позволяющие получать результат, который может быть вариативно осмыслен и использован каждым   ребенком   в   ходе   его   индивидуальной   творческой   работы.   Такая работа   в   свою   очередь   необходима   для   становления   внутреннего   плана действий,   развития   различных   форм   воображения   (репродуктивное, продуктивное, абстрактное, пространственное), эстетического восприятия и других компонентов эстетической культуры личности. Работа в кружке напрямую связана с учебными занятиями. В частности в кружке рукоделия дети могут выполнять те или иные задания, которые они получают на уроках труда и изобразительного искусства. Многие   изделия   помогут   школьника   в   организации   досуга,   могут послужить украшением школы, классной комнаты, пособиями для игр. Увлекательная   работа   кружка   отвлекает   детей   от   бесцельного времяпровождения, шалостей, заполняет их досуг полезными и интересными делами. Кружок создается, как правило, в общеобразовательной школе, в него вовлекаются   учащиеся   всех   возрастов.   Если   в   кружке   выразило   желание заниматься   более   двадцати   учащихся,   их   следует   разделить   на   несколько групп, по возрастному принципу, так как проводить практические занятия одновременно с большим количеством детей сложно. Поскольку в кружке могут объединиться школьники в возрасте от 6 до 10 лет, необходимо учитывать их возрастные особенности и увязать работу кружка с теми занятиями и развитием, которые имеют учащиеся начальных классов. Учебные программы этих классов подскажут руководителю тематику и направление многих работ, доступных детям этого возраста и отвечающих учебным задачам. Школьники овладевают различными мерами, что дает им возможность   производить   простейшие   технические   расчеты,   узнает   о свойствах   тел  и   различных   материалов,   знакомятся   с  работой   простейших механизмов. Необходимо   учитывать   физическое   развитие   младших   школьников   и выбирать   материалы   и   инструменты   для   их   обработки   в   соответствии   с особенностями физического развития учащихся. Младшие школьники еще не имеют устойчивых интересов, однообразная работа им быстро надоедает, они охотно переключаются на новые занятия. Кружковая работа в группе продленного дня подразделяется на виды, классификационным   признаком   в   данном   случае   выступает,   как   правило, детская деятельность или вид обрабатываемого материала. Например, кружки по изготовлению игрушек из бумаги картона, природного материала и под. или кружки по изготовлению наглядных пособий (коллекций, плоскостных и объемных   наглядных   пособий   по   различным   предметам),   кружки технического   моделирования   или   кружки   декоративно­прикладного искусства. Занятия в кружке рукоделия – это всегда духовное усилие ребенка: его интеллекта, воли, творческих сил, ориентировки, памяти, внимания и других психических   процессов.   В   духовном   усилии,   которое   он   совершает, выявляется и развивается его личность. Проявляя себя и воспринимая других, ребенок духовно обогащается, а, следовательно, обогащается и эстетически, поскольку даже само содержание его деятельности эстетически насыщенно. На кружковых занятиях в школе используются самые различные виды рукоделия. Наиболее привычные и продуктивные – это виды декоративно­ прикладного   искусства   по   обработке   ткани.   На   таких   занятиях   учащиеся младших   классов   получают   возможность   для   развития   всех   эстетических качеств личности, приобретают художественные знания и трудовые навыки. В   кружке   декоративно­прикладного   искусства,   рукоделия   (мягкой игрушки,   художественной   вышивки,   художественного   вязания,   оригами, художественной обработки природных и других материалов) дети занимаются изготовлением   различных   поделок,   имеющих   эстетическое   и   утилитарно­ бытовое значение. Различные   виды   рукоделия   являются   одними   из   старейших   в прикладной трудовой деятельности человека. Раскопки древних захоронений и поселений подтверждают, что вышивка одежды, предметов быта, плетение из различных материалов были знакомы людям далекого прошлого. В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из меха,   ткани,   кожи,   ниток   и   другого   материала   искусно   и   художественно выполняется с помощью машин, многие предметы одежды, быта не теряют своей прелести, прочности и изящества, если они сделаны вручную. Мастерство   многих   рукодельных   работ   переходит   от   старших   к молодым.   Существуют   целые   династии,   передающие   свое   мастерство   и традиции из поколения в поколение. Кто не знает знаменитую владимирскую и горьковскую вышивку, вологодские кружева, вещи, связанные крючком или спицами   прибалтийских   мастериц,   изделия   из   меха   с   вышивкой   народов Севера и др. В рукодельных работах находят отражение национальные особенности тех   или   иных   народностей:   знаменитые   вышитые   украинские   полотенца (рушники)   отличаются   от   украшенных   вышивкой   узбекских   и   таджикских ковров  (сюзане).  Своеобразны   казахские   и  киргизские   изделия   из   войлока, кожи   и   сукна   с   вышивкой   и   аппликацией,   разнообразны   по   орнаментам   и технике   исполнения   эстонские   и   латышские   вышивки   и   ковры   с   большим ворсом. Декоративно­прикладное   рукодельное   искусство   различных   народов веками   не   теряет   своих   традиций   и   является   одним   из   проявлений национальной культуры. Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного искусства,   связанного   с   рукодельными   работами,   можно   считать   значимой частицей трудового обучения и эстетического воспитания детей. Восприятие   художественной   и   практической   ценности   изделий, созданных   народными   умельцами,   художниками­дизайнерами   и   просто любителями, доступно детям младшего школьного возраста. Они с раннего детства   имеют   возможность   созерцать   и   чувствовать   всю   прелесть   и неповторимость различных рукодельных работ. Вышитый передник, нарядная вязаная   шапочка,   красивый   коврик   у   кровати,   выполненный   способом аппликации,­ это неполный перечень предметов, которые знакомят детей с различными изделиями, созданными замечательными мастерами прикладного искусства. Со многими видами рукодельного творчества учащиеся знакомятся на уроках трудового обучения и во время кружковых занятий ­ это обработка текстильных   материалов,   когда   детей   обучают   шитью,   вышиванию   и плетению. Многие   задачи,  определенные  программой  и  связанные   с  обработкой текстильных   изделий,   на   внеклассных   занятиях   по   рукоделию   значительно расширяются. Учитывая сложности, которые возникают у учащихся на уроках по шитью, вышиванию и плетению, необходимо на кружковых занятиях по труду во внеурочное время уделять определенное количество часов работе с текстильными изделиями. При обучении детей на уроках труда рукодельным работам от учителя требуется   большая   индивидуальная   работа   с   учащимися,   так   как   общий инструктаж, демонстрация необходимых действий, использование различных наглядных пособий часто не приносят желаемых результатов. У учащихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер (при   шитье   и   вышивании   надо   выполнять   стежок   определенной   длины, укладывать стежки в нужном направлении). Данные обстоятельства требуют от   учителя,   кроме   фронтального   инструктажа,   широко   использовать индивидуальный. К сожалению, это не всегда удается сделать. Во время же внеклассных   занятий,  выполняя   полезные   и   нужные   изделия,  дети   заметно совершенствуют умения и навыки по обработке текстильных изделий. Именно поэтому кружковые занятия имеют такое важное значение в деле трудового и эстетического воспитания младших школьников. Работы по рукоделию имеют большое значение для совершенствования общетрудовой   подготовки   школьников.   Прежде   всего,   это   относится   к разметке   материалов,   а   также   к   зарисовке   эскизов   изделий,   составлению чертежей   для   изготовления   выкройки.  Измерительные   навыки,  получаемые детьми в работах с бумагой и картоном, с разными материалами, находят свое дальнейшее применение и совершенствуются в работах по рукоделию. Практические работы, связанные с обработкой текстильных материалов, развивают   глазомер,   что   является   важнейшим   элементом   общетрудовой подготовки   и   играет   порой   решающую   роль   в   художественной   обработке материалов. Качество работ из текстильных материалов во многом зависит от точности и аккуратности, соблюдаемых детьми при составлении выкройки, разметке, резании, сшивании изделия. Большое   значение   приобретает   выполнение   правил   культуры   труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам. В процессе внеклассных занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки   работы   с   такими   универсальными   инструментами   и приспособлениями,  как   ножницы,  иглы,   шаблоны  (выкройки)   для   разметки тканей, различными измерительными инструментами. Обработка изделий рукоделия требует более кропотливого труда, чем обработка других материалов, что также значительно совершенствует общую трудовую подготовку. Кружковые занятия рукоделием привлекают детей результатами труда. Сколько радости получают младшие школьники, когда они своими руками сделают   красивую   перочистку,   закладку,   салфеточку!   Не   меньше удовольствия   доставляет   изготовление   подарков   для   родителей,   друзей, знакомых ко дню 8 Марта или другому празднику. В   смысле   практической   значимости   основные   умения   и   навыки, получаемые на занятиях по рукоделию, нужны каждому человеку. Умения и навыки по шитью, вышиванию, плетению, вязанию составляют важный   элемент   в   труде   по   самообслуживанию,   в   частности   по   уходу   за одеждой.   Дети   быстро   убеждаются   в   необходимости   приобретения   таких навыков,   надо   лишь   умело   подвести   их   к   этому,   дать   необходимые практические знания. В   кружковой   работе   есть   большие   возможности   для   расширения политехнического кругозора учащихся. Можно интересно рассказать детям о свойствах   текстильных   волокон   и   изделий,   отраслях   промышленности, связанных с выработкой тканей и волокнистых материалов, их переработке в различные  изделия, удовлетворяющие нужды техники, культурной жизни и быта   человека.   Первоначальные   сведения   о   текстильной,   швейной   и некоторых   других   отраслях   промышленности,   о   народных   умельцах   дети получают в основном на уроках труда, но и во внеурочное время имеются необходимые условия расширить и углубить эти сведения (16). Если есть возможность, желательно организовать экскурсию в ателье, швейную   мастерскую,   познакомить   детей   с   трудом   народных   умельцев. Знакомство с трудом взрослых дает им представление о производственной деятельности людей. Учащиеся видят, сколько труда затрачивается для того, чтобы создать красивые, нарядные вещи из ткани, ниток и других материалов. Так   формируется   эстетическое   отношение   к   людям   и   жизни   у   младших школьников. Практика   показывает,   что   в   организации   внеурочных   занятий   по рукоделию   в   наибольшей   степени   оправдывает   себя   кружковая   работа. Можно организовать самостоятельный кружок «Шитье, вышивание, плетение» или   сделать   эти   занятия   частью   работы   кружка  «Умелые   руки»,  «Своими руками».   Особого   внимания   заслуживают   кружки   по   мягкой   игрушке, которые предоставляют большие возможности не только для ознакомлениями с   материалами,   тканями,   способами   их   обработки   и   инструментами,   но представляют   широкие   возможности   для   развития   младших   школьников   с помощью создания художественных образов, развития детского творчества, художественного и эстетического становления личности младшеклассника. Содержание   работы   кружков   по   рукоделию   обычно   расширяют   по сравнению с учебной программой трудового обучения для начальных классов. Например,   не   каждая   программа   предусматривает   работы   по   вязанию крючком и на спицах, а на занятиях в кружке учащиеся успешно справляются с   этим   видом   рукоделия.   Возможно   использовать   и   другие   виды   работ, которые сложны для уроков труда. Например, плетение способом макраме, изготовление мягких игрушек, комбинированных изделий: сумочки из ткани с деревянными ручками, грелки на поролоне для чайника и многое другое. Особенно реальна внеклассная работа по рукоделию в группах и школах продленного дня, школьных лагерях и других внешкольных учреждениях, где имеется больше возможностей для работы с учащимися, как по времени, так и по условиям. При   организации   кружка   «Мягкая   игрушка»   важно   привлекать родителей, бабушек, старшеклассников, помощь которых может выразиться непосредственно в проведении занятий, заготовке необходимых материалов, инструментов, подборе эскизов для будущих изделий. Опыт показывает, что в кружке любят заниматься не только девочки, но и   мальчики.   Заинтересовать   мальчиков   работой   можно   соответствующим подбором изделий. Если, например, девочка шьет и вышивает платок, одеяло для куклы, то мальчик с удовольствием сошьет купол парашюта, парус для яхты;   девочка   сплетет   поясок   для   платья,   а   мальчик   ­   вожжи   малышу, начинающему ходить, галстук в подарок папе или старшему брату. Мальчики охотно вышьют нагрудную эмблему своей классной или дворовой футбольной (хоккейной) команды, с большим интересом шьют они мягкие игрушки. Очень важно для создания кружка показать образцы, особо выделив работы, которые смогут сделать мальчики. Занятия кружка проводят 1­2 раза в неделю, продолжительностью не более 1 ч. В кружке обычно занимаются 10­12 человек, что позволяет широко использовать   индивидуальный   инструктаж,   при   котором   обучение   новым, более сложным навыкам ведется очень успешно. Руководители кружка (учитель, воспитатель группы продленного дня, старшеклассники) должны обязательно иметь план работы, учитывать возраст детей,   умения   и   навыки,   получаемые   ими   на   уроках   технологии, художественного труда. В план работы  кружка  включается  не только  перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей. Хорошо,   чтобы   началу   работы   предшествовала   небольшая   выставка, которая наглядно покажет детям то, чем они будут заниматься в кружке. Выставку   необходимо   организовать   и   после   завершения   работы   кружка. Отобрать,   конечно,   следует   лучшие   работы   и   те,   которые   показывают самостоятельное   мышление   и   творческую   инициативу   ребенка.   О предстоящей выставке лучше сообщить детям заранее, что активизирует их деятельность, настраивает на более тщательную работу. Также необходимы краткие сведения об инструментах и текстильных изделиях.   Эти   материалы   нужны   каждому   руководителю   кружка,   чтобы успешно   проводить   занятия   с   детьми   по   рукоделию.   В   целях   расширения политехнического кругозора кружковод может использовать материалы для бесед   об   инструментах,   необходимых   для   рукоделия,   и   различных текстильных материалах. Важно   овладеть   различными   ручными   швами   и   их   вариантами.   В определенном   объеме   эти   швы   известны   учащимся   по   урокам   шитья.  При повторении их на занятиях по рукоделию повысится практическая подготовка детей. Очень   важно   кружководу   иметь   описание   изготовления   конкретных изделий   из   текстильных   материалов.   Все   практические   материалы   должны быть   сгруппированы   по   характерным   особенностям   того   или   иного   вида рукодельных   работ.   Однако,   необходимо   большое   внимание   уделяется формированию   творчества   и   конструкторских   умений   детей   младшего школьного возраста. С этой целью по многим изделиям нужно предлагаются варианты, содержащие конструкторские различия, добавления, изменения. Практика показывает, что, к сожалению, «учителю начальных классов проще заполнить урок технологии или художественного труда классическим плетение бумажных ковриков или лепкой из пластилина, чем обучать детей трудоемкому умению делать выкройку или комбинировать мордочку лисенка из  кусочков меха  разных  цветов. А  в  старших  классах  ученицы  в  лучшем случае   занимаются   пошивом   фартуков   и   ночных   рубашек.   Степень   же овладения   иглой   и   нитками   ограничивается   у   них,   к   сожалению,   лишь умением пришить пуговицу». Вместе с тем изготовление мягких игрушек не столь   сложное   занятие,   если   при   его   освоении   применить   извечный педагогический   принцип:   от   простого   –   к   сложному.   Для   пошива   мягких игрушек   не   нужны   новые   материалы,   особые   инструменты.   С   не   меньшим энтузиазмом   дети   мастерят   из   старых   вещей   и   бросовых   материалов. Правильно и грамотно организованные занятия кружка по мягкой игрушке позволят   ребенку,   постепенно   осваивая   технику,   через   две­три   недели открыть собственную выставку мягких поделок, с гордостью демонстрируя их окружающим.   Начав   с   элементарного   (изготовление   тряпичных   шаров, помпонов и дальнейшее ими манипулирование как составными частями более крупных   поделок),   ребенок   научиться   мастерить   не   только   игрушки,   но   и предметы домашнего обихода. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что задачи кружковых занятий   художественным   трудом   –   а)   развитие   мелкой   моторики   рук;   б) ознакомление   детей   с   видами   декоративно­прикладного   искусства;   в) овладение   детьми   различными   технологиями   обработки   подручных материалов; г) воспитание трудолюбия, развитие способности к трудовому усилию.   Главную   задачу   и   цель   таких   занятий   составляет   формирование эстетической   культуры   личности   младшего   школьника   через   его ознакомление   с   народным   искусством   в   процессе   художественной деятельности. Кружковые   занятия   художественным   трудом   в   начальных   классах приносят   большую   пользу   и   в   плане   трудового   обучения,  и   эстетического развития   личности,   и   формирования   эстетической   культуры   младших школьников в условиях современных школ. Использование преподавателями в учебно­воспитательном   процессе   различных   видов   искусства   в   их взаимодействии   будет   эффективно   формировать   эстетические   интересы   в целом   способствовать   оптимизации   эстетического   воспитания   и общекультурного развития школьников. Эстетическое воспитание представляется нам процессом формирования в   человеке   эстетического   отношения   к   действительности,   эстетической потребности   и   активизация   их   до   творческой   деятельности   по   законам красоты   (28).   Эстетическое   воспитание   личности   напрямую   зависит   от степени   приобщенности   личности   к   искусству,   степени   ее  включенности   в   по   преобразованию   окружающей эстетическую   деятельность действительности по законам красоты. Младший школьный  возраст ­  это  особый  возраст  для  эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Для ребенка младшего   школьного   возраста   характерны   активность,   умственная   и   а   также   потребность   в   эстетической, физическая, художественно­образной деятельности, которая может быть организована на   практическая, занятиях по художественному труду, в частности на кружковых занятиях по мягкой   игрушке.   Такие   занятия   по   своей   форме   и   содержанию,   а   также детскому творчеству как основному виду детской деятельности, органично сочетаются   с   эстетической   деятельностью,   соответствуют   требованиям   к  Кружковые   занятия процессу   воспитания   ребенка   искусством. представляются   нам   важным   педагогическим   средством   эстетического воспитания младших школьников.

Кружковые занятия по декоративно-прикладному искусству как средство эстетического воспитания младших школьников

Кружковые занятия по декоративно-прикладному искусству как средство эстетического воспитания младших школьников

Кружковые занятия по декоративно-прикладному искусству как средство эстетического воспитания младших школьников

Кружковые занятия по декоративно-прикладному искусству как средство эстетического воспитания младших школьников

Кружковые занятия по декоративно-прикладному искусству как средство эстетического воспитания младших школьников

Кружковые занятия по декоративно-прикладному искусству как средство эстетического воспитания младших школьников

Кружковые занятия по декоративно-прикладному искусству как средство эстетического воспитания младших школьников

Кружковые занятия по декоративно-прикладному искусству как средство эстетического воспитания младших школьников

Кружковые занятия по декоративно-прикладному искусству как средство эстетического воспитания младших школьников

Кружковые занятия по декоративно-прикладному искусству как средство эстетического воспитания младших школьников

Кружковые занятия по декоративно-прикладному искусству как средство эстетического воспитания младших школьников

Кружковые занятия по декоративно-прикладному искусству как средство эстетического воспитания младших школьников

Кружковые занятия по декоративно-прикладному искусству как средство эстетического воспитания младших школьников

Кружковые занятия по декоративно-прикладному искусству как средство эстетического воспитания младших школьников

Кружковые занятия по декоративно-прикладному искусству как средство эстетического воспитания младших школьников

Кружковые занятия по декоративно-прикладному искусству как средство эстетического воспитания младших школьников

Кружковые занятия по декоративно-прикладному искусству как средство эстетического воспитания младших школьников

Кружковые занятия по декоративно-прикладному искусству как средство эстетического воспитания младших школьников

Кружковые занятия по декоративно-прикладному искусству как средство эстетического воспитания младших школьников

Кружковые занятия по декоративно-прикладному искусству как средство эстетического воспитания младших школьников

Кружковые занятия по декоративно-прикладному искусству как средство эстетического воспитания младших школьников

Кружковые занятия по декоративно-прикладному искусству как средство эстетического воспитания младших школьников

Кружковые занятия по декоративно-прикладному искусству как средство эстетического воспитания младших школьников

Кружковые занятия по декоративно-прикладному искусству как средство эстетического воспитания младших школьников

Кружковые занятия по декоративно-прикладному искусству как средство эстетического воспитания младших школьников

Кружковые занятия по декоративно-прикладному искусству как средство эстетического воспитания младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018