Пояснительная записка
Рабочая программа «Я – исследователь» для 4 класса разработана на основе программы курса «Я – исследователь» автора А.И.Савенкова (2011 года).
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель и задачи курса «Я – исследователь»
Цель курса: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи программы:
ü развивать познавательные потребности младших школьников;
ü развивать познавательные способности младших школьников;
ü обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
ü формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
ü формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
· Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
· Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
· Системность организации учебно-воспитательного процесса;
· Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Сроки реализации программы
Программа курса рассчитана на 4 года обучения 1 час в неделю во внеурочное время
1 год обучения – 33 часа;
2 год обучения – 34 часов;
3 год обучения – 34 часов;
4 год обучения – 34 часов.
В авторскую программу изменения не внесены
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к исследовательской деятельности;
-широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку учителя;
-различать способ и результат действия;
-оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Формы подведения итогов реализации программы:
участие детей в конференциях исследовательских работ учащихся разных уровней (классный, школьный, муниципальный, региональный), консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция,
№ п/п |
Блок |
Кол-во часов |
1 |
Тренинг исследовательских способностей |
10 |
2 |
Самостоятельная исследовательская практика |
16 |
3 |
Мониторинг |
8 |
|
Итого: |
34 |
Содержание занятий.
Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -1ч.
Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».
Тема2. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. -1ч.
Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».
Тема3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.-1ч.
Виды тем. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».
Тема 4. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. -1ч.
Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Задания на развитие умения выявлять проблему.
Тема5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.
Работа над актуальностью выбранной проблемы.
Тема 6. Формулирование цели, задач исследования, гипотез. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.
Тема 7. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.
Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.
Тема 8. Предмет и объект исследования.
Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.
Тема 9. Планирование работы – 1ч.
Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».
Тема 10. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования – 1ч.
Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.
Тема 11. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала -1ч.
Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.
Тема 12. Анализ прочитанной литературы – 1ч.
Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.
Тема13. Наблюдение и экспериментирование -1ч.
Тема 14. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии – 1ч.
Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.
Тема 15. Техника экспериментирования -1ч.
Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».
Тема 16. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию – 1ч.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Тема17. Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования – 1ч.
Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.
Тема18. Правильное мышление и логика – 1ч.
Задания на развитие мышления и логики.
Тема 19-20. Исследование объектов – 2ч.
Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.
Тема 21. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 1ч.
Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.
Тема 22. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 1ч.
Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.
Тема 23-24. Обработка и анализ всех полученных данных - 2ч.
Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.
Тема 25. Как сделать сообщение о результатах исследования – 1ч.
Составление плана работы. Требования к сообщению.
Тема 26-27. Оформление работы – 2ч.
Тема28-30. Работа на компьютере в классе. Оформление презентации – 3ч.
Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок.
Тема 31. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите -1ч.
Составление плана выступления.
Тема32. Защита исследования перед одноклассниками – 1ч.
Выступление с проектами перед одноклассниками.
Тема33. Выступление на школьной НПК – 1ч.
Презентация проекта на школьной НПК.
Тема34. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.
Анализ исследовательской деятельности. Выводы.
Тематическое планирование 4 класс (34 часа)
№ |
Дата |
Тема занятия |
Этнокультурные особенности РБ. |
Примечания |
|
|
|
||||
1 |
|
|
Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. |
Использование материала школьного музея |
|
2 |
|
|
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. |
|
|
3 |
|
|
Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. |
|
|
4 |
|
|
Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. |
Использование материала школьного музея |
|
5 |
|
|
Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. |
|
|
6 |
|
|
Формулирование цели, задач исследования, гипотез. |
|
|
7 |
|
|
Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. |
Использование материала школьного музея |
|
8 |
|
|
Предмет и объект исследования. |
|
|
9 |
|
|
Планирование работы. |
|
|
10 |
|
|
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. |
Использование материала школьного музея |
|
11 |
|
|
Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. |
|
|
12 |
|
|
Анализ прочитанной литературы. |
|
|
13 |
|
|
Наблюдение и экспериментирование. |
|
|
14 |
|
|
Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. |
Использование материала школьного музея |
|
15 |
|
|
Техника экспериментирования |
|
|
16 |
|
|
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. |
|
|
17 |
|
|
Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. |
Использование материала школьного музея |
|
18 |
|
|
Правильное мышление и логика. |
|
|
19-20 |
|
|
Исследование объектов. |
|
|
21 |
|
|
Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. |
Использование материала школьного музея |
|
22 |
|
|
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. |
|
|
23-24 |
|
|
Обработка и анализ всех полученных данных. |
|
|
25 |
|
|
Как сделать сообщение о результатах исследования
|
|
|
26-27 |
|
|
Оформление работы. |
|
|
28-30 |
|
|
Работа на компьютере в классе. Оформление презентации. |
Использование материала школьного музея |
|
31 |
|
|
Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите. |
|
|
32 |
|
|
Защита исследования перед одноклассниками. |
|
|
33 |
|
|
Выступление на школьном НПК. |
|
|
34 |
|
|
Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.