Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза П.И. Николаенко»
Утверждаю: Директор школы __________ Салакаева Н.З.
Приказ №____от_______2021 г.
Согласовано на МО
Протокол №____от______2021 г
Руководитель ШМО _______Есипенко Н.В.
Рабочая программа кружка
«Детская студия дизайна»
5-8 классы
Срок реализации – 3 года
Рабочую программу разработала: Маматова Евгения Петровна
Должность: учитель ИЗО и технологии
Подпись работника: ____________
2021 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ «ДЕТСКАЯ СТУДИЯ ДИЗАЙНА»
Сущностью и спецификой дополнительного образования детей является:
• изучение интересов и потребностей, обучающихся в дополнительном образовании;
• определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения;
• формирование условий для создания единого образовательного пространства;
• расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей, обучающихся в объединениях по интересам;
• создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего школьного возрастов;
• создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитание уважения к истории и культуре своего и других народов;
• обращение к личностным проблемам обучающегося, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.
Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижения успехов в соответствии с собственными способностями. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою познавательную и творческую активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.
Особое значение дополнительное образование детей имеет для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников. Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленных целей и выбирать цивилизованные, нравственные средства ее достижения.
Приоритетные принципы:
1) свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
2) ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
3) возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
4) единство обучения, воспитания, развития;
5) практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Целевые установки, содержание и основные методологические принципы выбраны адекватно Концепции художественного образования РФ. Возрастает потребность общества в эстетически организованной среде, но, к сожалению, недостаточно уделяется внимание разработке и практическому использованию этого направления.
Программа ориентирована на углубленное изучение основ дизайна, так как занятия дизайном являются не только актуальным направлением на сегодняшний день, но и могут служить предпрофессиональной подготовкой.
Программа предусматривает следующие цели и задачи:
- развитие личностных качеств детей посредством занятий дизайнпроектированием и изобразительным творчеством;
- обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
- адаптация их к жизни в обществе;
- формирование общей культуры;
- организация содержательного досуга;
- обучение основам дизайна; развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры; воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры;
- формирование художественно-образного мышления; практических навыков работы в различных видах дизайна и изобразительного творчества.
Для разработки данной программы были использованы программы ведущих в этой области авторов: Б. М. Неменского, Т. Я. Шпикаловой, В. С. Щербакова, В. С. Кузина, Е. В. Шорохова, Э. И. Кубышкиной, С. П. Ломова, С. Е. Игнатьева, Е. С. Мез- ковой, Н. М. Сокольниковой, Е. О. Яременко, И. В. Корнута, Т. А. Копцевой, Н. В. Гросул, В. А. Раменского. Из анализа данных программ можно сделать вывод, что дизайн-проектированию, как одному из направлений художественной подготовки, стало уделяться внимание последние несколько лет. В основной же своей массе программы ориентируются на классический набор начальной художественной подготовки: рисунок, живопись, композиция. Поэтому в основу программы были положены программы по дополнительному художественному образованию детей:
- Т. А. Копцева «Художественный шрифт».
- Н. В. Гросул «Студия изобразительного творчества».
- В. С. Кузин «Изобразительное искусство. Рисунок. Живопись. Основы дизайна. Основы народного и декоративно-прикладного искусства».
- Н. М. Сокольникова «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе».
- В. А. Раменский «Основы шрифтовой графики».
Возраст обучающихся - 10-17 лет.
Срок реализации программы «Детская студия дизайна» - 3 года.
Для реализации поставленных целей и задач в программе предусматривается обучение по следующим предметам:
• рисунок,
• живопись,
• композиция,
• декоративно-прикладное искусство (далее - ДПИ),
• основы дизайна,
• основы теории и краткая история изобразительного искусства.
В студию принимаются учащиеся, желающие заниматься изобразительным творчеством в любом его виде. При комплектовании групп учитываются возрастные особенности детей и связанные с этим творческие предпочтения и возможности более адекватного самовыражения в области изобразительной деятельности.
Первый год обучения - дети 10-12 лет.
Второй год обучения - 13-15 лет.
Третий год обучения - 16-17 лет.
Задания каждого года обучения адаптированы к возрасту обучающихся и построены с учетом их возможностей.
В течение первого года обучения, обучающиеся выполняют различные задания в основном по такой дисциплине, как композиция, однако уже начинают изучать и другие дисциплины: рисунок, живопись, ДЛИ, основы дизайна.
Предусмотрены в этом возрасте работы и коллективного характера.
В течение второго года обучения задания носят уже полностью индивидуальный характер, что обусловлено возрастными особенностями. Здесь предлагаются задания более длительные по времени, направленные на изучение и практическое освоение различных художественных техник и т. д.
Стремление к овладению профессиональными знаниями, желание выразить свое отношение к природе и ко многим явлениям окружающей жизни вызывают у обучающегося стремление исследовать свои пока еще скрытые возможности, то есть на практике попробовать себя в каждом из видов изобразительной деятельности.
При этом важно изучение и открытие новых средств пластического выражения, познание которых помогает воспринимать и понимать современное профессиональное изобразительное искусство. На втором году обучения добавляется новая дисциплина - основы теории и краткая история изобразительного искусства. Сохраняется на этой ступени и большое количество часов на профилирующую дисциплину - основы дизайна.
В течение третьего года обучения, обучающиеся создают индивидуальные работы в области живописи, графики и, конечно, дизайна (экслибрисы, вензеля, товарные знаки и эмблемы, иллюстрации, шрифты, архитектурные проекты, эскиз костюмов, транспорта и т. д.). В некоторых заданиях выявляется синтез искусств (книга, театр и т. д.). Особое внимание уделяется дальнейшему профессиональному обучению (знакомство с художественными учебными заведениями и факультетами, а также условиями поступления и требованиями к абитуриентам).
Основные направления и содержание деятельности
Программа реализует систему развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности. Приоритетной в программе считается технология педагога-новатора И. П. Волкова, сутью которой является выявление и развитие творческих способностей.
Обобщенные творческие способности личности (по И. П. Волкову [33]>:
- самостоятельное видение проблем, аналитическое мышление;
- умение перенести ЗУН и СУД в новую ситуацию;
- видение новой стороны в знакомом объекте (альтернативное мышление);
- умение комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые (синтетическое, комбинационное мышление).
Содержание деятельности предполагает:
- участие студии в культурно-массовых мероприятиях района, города (День города, День защиты детей, 1 и 9 Мая и т. д.), с целью популяризации детского творчества;
- участие в смотрах-конкурсах районного, городского и краевого масштабов, целью которых является предоставление условий для демонстрации работ учащихся, а также постепенное повышение уровня самореализации детей;
- систематическую работу с родителями, с целью повышения их психолого-педагогических знаний.
Темы бесед с родителями:
• презентация программы;
• семья и её влияние на формирование личности ребенка;
• возрастные особенности детей;
• творческое мышление и формы его развития;
• индивидуальные консультации по интересующим вопросам.
В плане социального партнерства осуществляется взаимодействие со школами района с целью выявления детей, желающих заниматься изобразительным творчеством, а также с другими центрами детского творчества и выставочными площадками города.
Условия реализации программы
Для успешного обучения детей в студии необходимо материально-техническое оснащение:
- мольберты;
- натюрмортный фонд (домашняя утварь, драпировки и т. д.);
- гипсовые модели (орнаменты, геометрические тела и т. д.);
- наглядные пособия изобразительного характера (анатомические таблицы, таблицы по цветоведению и т. д.).
Основное содержание программы
Рисунок.
В области рисунка изучаются основы изображения объемнопластической формы предмета на двухмерной поверхности листа. Работа над рисунком имеет два этапа: компоновка изображения на листе и выяснение основных проекционных отношений в изображении предметов; энергичное конструктивное построение предмета в мнимом, иллюзорном пространстве.
Овладение этим образует основу для развития пространственного изображения.
Основные учебно-воспитательные задачи курса:
- обучение основам рисования с натуры, по памяти и по воображению, с точной передачей формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиции;
- формирование пространственных представлений;
-ознакомление с графическими материалами и практическое их использование.
Ведущее место принадлежит рисованию с натуры.
Живопись.
Воспитание у детей живописного восприятия основывается на развитии чувства цвета. Под этим подразумевается, во- первых, способность различать цвета и оценивать их и, во- вторых, способность согласовывать и сочетать цвета, ощущать и выражать цветовое единство, образованное несколькими цветами, - колорит. В этих двух направлениях и развивается работа над цветом на занятиях по живописи.
Основные учебно-воспитательные задачи курса:
- развитие цветового зрения;
- обучение практическим умениям и навыкам работы акварельными и гуашевыми красками, а также с темперой и маслом;
-ознакомление с теоретическими основами живописи (холодные и теплые цвета, колорит, контраст, нюанс).
Декоративно-прикладное искусство (ДПИ).
Основные учебно-воспитательные задачи:
- развитие понимания художественно-выразительных особенностей языка декоративного искусства;
-обучение использованию линии, ритма, силуэта, цвета, пропорции, формы, композиции как средств художественной выразительности в создании образа декоративной вещи;
- формирование знаний о центрах традиционных народных художественных промыслов России (главные отличительные признаки: форма, пропорции, колорит, орнамент, традиционная технология обработки материала);
- овладение процессом стилизации реальных природных форм в декоративные;
- овладение различными видами декоративной росписи;
- создание декоративных тематических композиций.
Основы дизайна.
Художественное проектирование любой вещи требует умений рисовать, моделировать из бумаги, картона, лепить из глины и пластилина. Точно так же необходимо знание теоретических основ рисунка, цветоведения, композиции, декоративно-прикладного искусства, черчения, лепки, моделирования.
Основные учебно-воспитательные задачи курса:
- овладение основами знаний о дизайне как специфической художественно-творческой, конструкторской деятельности человека;
- ознакомление с основными методами художественного проектирования;
- ознакомление с историей возникновения и развития дизайна за рубежом и в России;
- способствование развитию у учащихся технического мышления;
- формирование определенных умений и навыков в художественном конструировании (составление рисунков, эскизов, чертежей-проектов, макетирование, моделирование и т. д.).
Основы теории и краткая история изобразительного искусства.
Основные учебно-воспитательные задачи курса:
- формирование представлений о видах изобразительного искусства;
- формирование представлений о жанрах изобразительного искусства;
- формирование умения анализировать произведения изобразительного искусства и высказывать оценочные суждения о них.
Учебно-тематический план
Год обучения Предметы |
1-й год |
2-й год |
3-й год |
кол-во часов |
кол-во часов |
кол-во часов |
|
Рисунок |
30 |
30 |
30 |
Живопись |
21 |
21 |
21 |
Композиция |
21 |
21 |
21 |
ДПИ |
12 |
6 |
6 |
Основы дизайна |
21 |
21 |
21 |
Основы теории и краткая история изобразительного искусства |
0 |
6 |
6 |
Итого: |
105 |
105 |
105 |
Тема |
Количество часов |
|||||||
Теория |
Практика |
Всего |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||
1-й год обучения |
||||||||
Рисунок: |
3 |
27 |
30 |
|||||
|
|
|
|
|||||
- рисование с натуры (предметы быта, архитектура, пейзаж); |
1,5 |
22,5 |
24 |
|||||
|
|
|
|
|||||
- рисование на заданные темы |
1.5 |
4,5 |
6 |
|||||
Живопись (только с натуры): |
3 |
18 |
21 |
|||||
- упражнение «Цветовой круг»; |
1 |
5 |
6 |
|||||
- натюрморт; |
1 |
5 |
6 |
|||||
- пейзаж |
1 |
8 |
9 |
|||||
Композиция: |
3 |
18 |
21 |
|||||
- историческая тема; |
1 |
5 |
6 |
|||||
- бытовая тема; |
1 |
5 |
6 |
|||||
- иллюстрирование |
1 |
8 |
9 |
|||||
ДПИ: |
2 |
10 |
12 |
|||||
- стилизация растительных элементов; - преобразование структурных особенностей различных предметов в орнаментальные мотивы |
1 |
3 |
4 |
|||||
1 |
7 |
8 |
||||||
Основы дизайна:
|
1 |
9 |
21 |
|||||
- проект школьного двора
|
1 |
20 |
21 |
|||||
|
||||||||
2-й год обучения
|
||||||||
Рисунок: |
3 |
27 |
30 |
|||||
- рисование с натуры; |
1,5 |
13,5 |
15 |
|||||
- рисование на заданные темы |
1,5 |
13,5 |
15 |
|||||
Живопись: |
2 |
19 |
21 |
|||||
- натюрморт; |
0,5 |
7 |
7,5 |
|||||
- пейзаж; |
0,5 |
7 |
7,5 |
|||||
- интерьер |
1 |
5 |
6 |
|||||
Композиция: |
3 |
18 |
21 |
|||||
- задания на развитие композиционного мышления |
1,5 |
9 |
10,5 |
|||||
(абстрактивные композиции)
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|||||
- иллюстрирование |
1,5 |
9 |
10,5 |
|||||
ДПИ: |
1 |
5 |
6 |
|||||
- разработка линейного орнамента;
|
0,5 |
2,5 |
3 |
|||||
Зарисовка орнаментальных мотивов: солярные знаки, растительные элементы (древо жизни, листья, ветви, цветы), зооморфные элементы (лев, единорог, конь, птицы), антропоморфные элементы (женская фигура, части тела, русалка и т. д.) |
0,5 |
2,5 |
3 |
|||||
Основы дизайна: |
2,5 |
18,5 |
21 |
|||||
- разработка проекта современного стула |
0,5 |
1 |
1,5 |
|||||
- проект школьного двора |
1,5 |
16,5 |
18 |
|||||
- товарный знак |
0,5 |
1 |
1,5 |
|||||
Основы теории и краткая история изобразительного искусства: |
6 |
|
6 |
|||||
- из истории (от первобытного искусства до новых течений века);
- виды и жанры изобразительного искусства; - графика; - живопись;
|
1,5
|
|
1,5
|
|||||
1,5 |
|
1,5 |
||||||
1,5 |
|
1,5 |
||||||
1,5 |
|
1,5 |
||||||
3-й год обучения
|
||||||||
Рисунок: |
5 |
25 |
30 |
|||||
|
|
|
|
|||||
- рисование с натуры |
|
|
|
|||||
• геометрические тела; |
1 |
5 |
6 |
|||||
• предметы быта; |
1 |
5 |
6 |
|||||
• архитектура; |
1 |
5 |
6 |
|||||
• гипсы; |
1 |
5 |
6 |
|||||
• человек |
1 |
5 |
6 |
|||||
Живопись: |
4 |
17 |
21 |
|||||
- натюрморт; |
1 |
5 |
6 |
|||||
- пейзаж; |
1 |
5 |
6 |
|||||
- интерьер; |
1 |
5 |
6 |
|||||
- портрет
|
1 |
2 |
3 |
|||||
Композиция: |
5 |
16 |
21 |
|||||
- плоскостная композиция (аппликация из геометрических форм); |
1 |
2 |
3 |
|||||
|
|
|
||||||
|
|
|
||||||
- объемная композиция из линейных элементов; |
1 |
2 |
3 |
|||||
- композиция с трансформируемыми поверхностями; |
1 |
2 |
3 |
|||||
|
5 |
|
||||||
- объемная композиция из отдельных плоскостей; |
1 |
6 |
||||||
|
||||||||
- композиция «Объемный |
1 |
5 |
6 |
|||||
шрифт» |
|
|
|
|||||
ДПИ: |
2 |
4 |
6 |
|||||
- разработка эскиза декоративного панно «Цветы»; |
1 |
2 |
3 |
|||||
- выполнение эскиза росписи посуды (гжель, хохлома, городецкая - по выбору); |
1 |
2 |
3 |
|||||
|
||||||||
Основы дизайна: |
5 |
16 |
21 |
|
|
|
|
- выполнение проекта чайного сервиза на тему «Геометрические фигуры»; |
1 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
- разработка проекта коллекции одежды для молодежи; |
1 |
5 |
6 |
|
|
|
|
- дизайн книги (обложка, шрифт, форзац, заставки, концовки, иллюстрации); |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
- дизайн транспорта + объемный макет; |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
|
- разработка проекта архитектурного сооружения (профиль, предназначение сооружения - по выбору); |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основы теории и краткая история изобразительного искусства: |
|
|
|
6 |
|
6 |
|
- первобытное искусство; |
1,5 |
|
1,5 |
- искусство Древнего Востока; |
1,5 |
|
1,5 |
- искусство Древнего Египта; |
1,5 |
|
1,5 |
- искусство эпохи Возрождения; |
1,5 |
|
1,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
27 |
78 |
105 |
По окончании 1-го года обучения учащийся должен: |
|
Знать |
Уметь |
- об изобразительном искусстве, о народном и декоративно-прикладном искусстве как видах искусства; - о цветовом круге (контраст, основные и дополнительные цвета), о тепло-холодности цвета; - о линейной и воздушной перспективе; - о понятии «стилизация»; - о дизайне как особой художественно-конструкторской деятельности. |
- видеть чёткую конструктивную основу предметов и правильно отображать их в рисунке; - работать с различными художественными материалами; - работать цветом, тоном, линией, пространством, формой; - составлять дизайнерские, графические и декоративные композиции на различные темы. |
По окончании 2-го года обучения учащийся должен: |
|
Знать |
Уметь |
- об основных понятиях изобразительной грамоты; - о взаимосвязи изобразительного и других видов искусства; - об основах изображения пространства (загораживание, уменьшение объектов и т. д.); - о композиции и её законах; - об орнаменте и законах его построения; - о видах и жанрах изобразительного искусства; об истории развития дизайна, истоках его становления в России, развитии на современном этапе |
- использовать ритм, силуэт, цвет, композицию как основные средства художественной выразительности художественного образа; - передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами; - передавать образ художественной вещи; применять опыт для оформления студии, класса, школы и т. д. |
По окончании 3-го года обучения учащийся должен: |
|
Знать |
Уметь |
- об основных средствах художественной выразительности декоративного образа и художественного образа вещи; - о стилевых особенностях традиционных художественных промыслов; - о законах построения плоскостной, полуобъемной и объемной композициях; - о различных видах дизайна; - о развитии изобразительного искусства от первобытного искусства до XX века; - об основных пропорциях изображения человека
|
- использовать рисунок, цвет, форму, пространство в решении практических работ по живописи, ДПИ, дизайну и т.д.; - владеть светотенью, композицией, пропорциями; - объяснять теоретические основы дизайна; - различать и характеризовать виды дизайна; - различать художественно-эстетические достоинства и составляющие элементы объектов дизайна; - учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом; - высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства и дизайна; - участвовать в практической работе по оформлению и преобразованию окружающей среды
|
Методы обучения и их формы
При определении методов и форм обучения за основу взята классификация методов обучения, разработанная И. Я. Лернером, М. Н. Скаткиным, Ю. К. Бабанским и М. И. Махмутовым и др. [46].
Согласно исследованию этих авторов, можно выделить следующие общедидактические методы: объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный и исследовательский.
Объяснительно-иллюстрированный метод, с него, как правило, начинается обучение. Суть его состоит в предъявлении учащимся информации разными способами - зрительным, слуховым, речевым и др. Возможные формы этого метода: сообщение информации (рассказ, лекции), демонстрация разнообразного наглядного материала. Этот метод направлен на усвоение знаний.
Репродуктивный метод - направлен на формирование навыков и умений, то есть умений многократно воспроизвести (репродуцировав ъ) действия. Его формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта. Репродуктивный метод допускает применение тех же средств, что и объяснительноиллюстрированный: слово, средства наглядности, практическая работа.
Исследовательский метод - направлен на самостоятельное решение творческих задач. В ходе решения каждой задачи он предполагает проявление одной или нескольких сторон творческой деятельности. При этом необходимо обеспечить доступность творческих задач, их дифференциацию в зависимости от подготовленности того или иного ученика. Его формы: проблемные задачи, опыты и т. д. Задачи могут быть индуктивными и дедуктивными в зависимости от характера деятельности. Сущность этого метода состоит в творческом добывании и поиске способов деятельности.
Использование этих методов на уроках изобразительного искусства осуществляется с учетом его специфики, задач, содержания.
Механизм контроля за реализацией программы
1. Тесты на выявление уровня развития творческого мышления (тест Торренса и т. д.).
2. Выполнение определенного задания по учебному предмету (в начале и в конце года) с целью отслеживания динамики усложнения выполненной работы.
3. Фиксация результатов участия в различных выставках - конкурсах.
4. Полугодовой зачет (2 и 3-й год обучения) на основе выполненных заданий за полугодие.
5. Защита творческой работы.
Ожидаемые результаты реализации программы
• Самоопределение и самореализация личности.
• Успешная социализация в обществе.
• Выбор жизненного пути.
• Организация содержательного досуга.
• Здоровый образ жизни.
• Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.