Кружок "Информашка"
Оценка 5

Кружок "Информашка"

Оценка 5
docx
22.11.2021
Кружок "Информашка"
Кружок "Информашка" для обучающихся 5-6 классов , 1 ч. в неделю
кружок информашка.docx

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

Пояснительная записка

 

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Иными словами, информационные технологии предъявляют все более высокие требования к интеллекту работников. Если навыки работы с конкретной техникой или оборудованием можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.

Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.

Курс информатики в школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.

1.1.Направленность(профиль) программы

 

Программа социально-педагогической направленности

Программа составление на основе следующих нормативно - правовых документов:

-Конвенция о правах ребёнка(одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)(вступила в силу для СССР 15.09.1990г.);

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014 г. № 11-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации»;

 - Закон Оренбургской области от 6 сентября 2013 г. № 1698/506-V-O3 «Об образовании в Оренбургской области» (с изменениями на 29/10/2015);

- Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;

- Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013г. № 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы»;

- Государственная программа «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020гг. (Постановление правительства Оренбургской области от 28.06.2013г. № 553-п.п.);

- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"»;

 - Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);

- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 30.12.2015г. № 1493).

1.2. Уровень освоения программы

 

Стартовый уровень.

1.3. Актуальность программы

 

Самым замечательным изобретением XX века стал компьютер. В наше время компьютер играет огромную роль в жизни человека. Но любой инструмент становится незаменимым помощником только в том случае, если вы умеете умело им пользоваться.

Дополнительная образовательная программа «Мир информатики» технического направления, познавательная, основанная на знакомстве и расширении знаний работы на компьютере. Модифицированная, общеразвивающая, направлена на формирование начальных навыков общения с компьютером, усвоения базового уровня работы на компьютере.

Данная программа опирается на возрастные возможности и образовательные потребности учащихся младшего звена, специфику развития их мышления, внимания. Программа ориентирована на развитие логического и комбинаторного мышления. На развитие навыков работы с компьютером (восприятие информации с экрана, её анализ, управление мышью и клавиатурой). Формирование понятий информации, знакомство с функциональной структурой компьютера и его основными устройствами. Знакомство с основными приёмами работы в среде Windows, со стандартными приложениями: для вычислений, набора и редактирования текста, в текстовым редактором Microsoft Word, а также знакомство с графическим редактором Paint, созданием и редактированием графических изображений.

Занятия рисованием на компьютере развивают умение видеть красивое в окружающей жизни. Воспитывается художественное чутье и культура.

Что же такое рисунок? Подобный вопрос может показаться очень простым, даже странным, потому что каждый из нас хотя бы в детстве много или мало, хорошо или плохо рисовал и поэтому, нисколько не задумываясь, ответит: рисунок – это изображение какого – либо предмета или события на бумаге или иной поверхности. Другие, возможно, уточнят это определение и добавят, что рисунок – не любое изображение, а такое, которое сделано с помощью линий, штрихов. Можно также сказать, что рисунок есть один из видов изобразительного искусства.

Поскольку рисунок является частью графики как вида искусства, то нельзя вести более или менее подробный разговор о рисунке, предварительно не уяснив, что такое графика. Плакаты на улицах города, рисунки и эстампы на выставках и салонах, книги, журналы, газеты, без которых немыслима жизнь современного человека, этикетки на коробках и банках с продуктами, почтовые марки и значки – все это, вместе взятое, представляют графику в широком смысле слова.

Художественно-эстетическому  развитию детей, работающих на компьютере, способствуют текстовый редактор Word и графический редактор Paint. Настоящая программа является одним из механизмов формирования творческой личности, умение ориентироваться в современном обществе, формирует мышление современного человека, основанное на развитии логики с использованием современных компьютерных технологий, этим и выражена актуальность программы «Информашка».

1.4. Новизна программы

 

Новизна программы объединения дополнительного образования заключается в том, что она построена таким образом, чтобы помочь обучающимся заинтересоваться информатикой и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером.

Нетрадиционный подход к процессу обучения компьютерной грамотности построен на подборе увлекательных программ, соревнованиях между группами, конкурсах: «самый быстрый наборщик текста», создание проекта «Школьная стенгазета», «лучший рисунок в графическом редакторе», , «лучшая реферативная работа в текстовом редакторе», «лучшая презентация в Power Point».

1.5. Педагогическая целесообразность программы

 

Учащиеся 5-6 классов испытывают к компьютеру большой интерес и психологически готовы к активной встрече с ним.

Пропедевтическими элементам компьютерной грамотности являются умение работать с прикладными программами. Программа курса состоит из разделов - «шагов», которые продолжают друг друга, но каждый из которых можно считать самостоятельной частью информатики. После завершения курса обучения дети, осваивают работу прикладных программах.

1.6. Отличительные особенности программы

Нами были проанализированы программы: «Профилактики компьютерной зависимости» (Е.Н. Бейбуз), ««Обучение детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет- пространстве, профилактика интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность» (Ю.В.Коляева)

Программа «Информашка» направлена на работу обучающихся с компьютером с целенью их художественно-эстетического развития с применением игровой и проектной деятельностью, таким образом у обучающихся отвлечет желание посещать вредоносные сайты и игровую зависимость.

1.7. Адресат программы

Программа рассчитана на учащихся 11-13 лет

1.8.Объём и сроки программы

 

Программа рассчитана на 2 года обучения. 1 год обучения – 34 часа; 2 год обучения – 34 часа.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность занятия – 45 минут.

1.9.Формы организации образовательного процесса

 

Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей.

При организации занятий традиционно используются три формы работы: демонстрационная, фронтальная, самостоятельная.

формы проведения занятия – беседа, соревнование, практическое занятие.

2. Цель и задачи программы

Цель программы: способствовать развитию у детей творческих качеств личности через обучение начальным знаниям в области информатики, элементарным навыкам работы на ПК, освоение навыков работы с Microsoft Word, Paint

Задачи программы:

- научить работать на ПК, учитывая возрастные особенности воспитанников;

- обеспечить прочное и сознательное овладение воспитанниками понятий  «информация» и «виды  информации»;

- формировать умения применять полученные знания для решения реальных практических задач;

- расширить кругозор воспитанников в области источника получения информации;

- развить индивидуальные и творческие способности детей;

- воспитать чувство ответственности;

- научить детей работать в коллективе;

- воспитать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками;

- воспитание дисциплинированности, усидчивости, точности суждений

 

3.Содержание программы

3.1. Учебный план

1 год обучения(34 часа)

№ п/п

Тематический блок

Кол-во час.

Практическая часть

1.                  

Основы работы в текстовом редакторе Word 

10

Практическая работа № 1. - № 7.

 

2.                  

Дополнительные возможности Word

6

Практическая работа № 8. - № 13.

 

3.                  

Рисование средствами Word

6

Практическая работа № 14. - № 18.

 

4.                  

Проектная деятельность

6

Практическая работа № 19. - № 24.

 

5.                  

Таблицы в Word

4

Практическая работа № 25. - № 27.

 

6.                  

Заключительное занятие. Резерв.

2

Практическая работа № 28.

 

7.                  

Итого

34

 

 

2 год обучения(34 часа)

№ п/п

Тематический блок

Кол-во час.

Практическая часть

8.                  

Основы работы в графическом редакторе

11

Практическая работа № 1. - № 10.

9.                  

Моделирование

2

Практическая работа № 11. - № 12.

10.             

Поздравительные открытки

10

Практическая работа № 13. - № 22.

11.             

Стенгазеты

6

Практическая работа № 23. - № 28.

12.             

Конкурс на лучший рисунок.

4

 

13.             

Заключительное занятие.

1

Практическая работа № 29.

14.             

Итого

34

 

 

3.2.Содержание учебного плана

1 год обучения

Тема 1. Основы работы в текстовом редакторе Word 

Техника безопасности на занятиях кружка. Знакомство с текстовым редактором Word. Создание документа. Ввод текста, перемещение курсора, исправление ошибок. Сохранение документа. Редактирование текста: выделение текста, копирование и перемещение текста.

Тема 2. Дополнительные возможности Word

Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов. Оформление текста: выделение текста цветом. Выравнивание текста, использование отступа, межстрочный интервал.

Нумерация и маркеры. Изменение формата нумерации и маркировки

Вставка специальных символов, даты и времени. Проверка орфографии и грамматики. Использование режима предварительного просмотра, разрыв страницы, изменение ориентации и размера страницы. Выравнивание текста по вертикали, установка полей, параметры печати. Форматирование разделов, создание и изменение нумерации страниц. Создаем деловые документы: справки, приказы, заявления и т.п.

Тема 3. Рисование средствами Word

Используем элементы рисования: автофигуры, заливка. Используем элементы рисования: линии, стрелки. Используем элементы рисования: тени, объем. Используем элементы рисования: вставка картинок, рисунков. Используем элементы рисования: объект WordArt. Используем элементы рисования: объект Надпись.

Тема 4. Проектная деятельность

Создание проектов по красным датам календаря

Тема 5. Таблицы в Word

Работа с таблицами: создание таблиц, ввод текста, форматирование текста, изменение направления текста. Изменение структуры таблицы: добавление и удаление строк и столбцов, изменение ширины столбцов и ячеек, объединение и разбивка ячеек. Форматирование таблиц: добавление границ и заливки. Эффективная работа с Word: создание и переопределение стиля.

Тема 6. Заключительное занятие

Подведение итогов.

 

2 год обучения

Тема1. Основы работы в графическом редакторе

Устройства ввода, вывода. Назначение компьютера в современной жизни.

Роль рисунка в жизни современного общества. Программа Paint: назначение, возможности, экранный интерфейс. Окно документа; запуск программы. Панель инструментов. Работа с инструментами. Меню «Палитра» Инструмент «Надпись» Буфер обмена. Создание симметричных изображений с помощью горизонтального меню.

Тема 2. Моделирование

Использование редактора Paint для моделирования.

Тема 3. Поздравительные открытки

Особенности рисования поздравительных открыток. Правила дизайна и текста. Вставка рисунка и текста. Список календарных дат для поздравительных открыток.

Тема4. Стенгазеты

Оформление стенных газет. Новостные, поздравительные, развлекательные стенгазеты.

Тема 5. Заключительное занятие

Подведение итогов

 

4. Планируемые результаты реализации программы

Данная программа внеурочной деятельности предполагает достижение воспитательных результатов трёх уровней:

- первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества и информационного пространства, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и информационном пространстве), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

- второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

- третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Таким образом, в результате освоения курса, обучающийся приобретает важный личностный результат:

1.                 развить коммуникативные навыки;

2.                 развить творческие способности;

3.                 развить мыслительные способности (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);

4.                 сформировать умение наблюдать, применять полученные знания для решения различных познавательных и практических задач;

5.                 готовность самостоятельно применять в учебе и жизни средства информационных технологий и понятий информатики;

6.                 успешно осваивать курс информатики основной школы, в том числе и с учетом выбора увлеченным учеником курса информатики в качестве приоритета индивидуального обучения. развить стремление к самостоятельной деятельности и самообразованию;

7.                 сформировать личностные качества, такие, как целеустремленность, последовательность, настойчивость, критичность;

8.                 развить навык самоконтроля и оценки своей деятельности.

В процессе занятий у обучающихся должны сформироваться следующие виды УУД:

 Личностные:

·                     знание моральных норм и этики поведения при работе с интернет- ресурсами.

Регулятивные:

·                     постановка учебные задачи,

·                     планирование промежуточных целей и последовательности действий,

·                     прогнозировать конечный результат,

·                     сличать способа действий и его результата с заданным эталоном,

·                     вносить коррекцию в свои действия,

·                     производить самооценку.

·                     умение преодолевать трудности и препятствия.

Коммуникативные:

·                     уметь точно и полно выражать свои мысли,

·                     владеть приёмами монологической и диалогической речами,

·                     умение работать в сотрудничестве с учителем и сверстниками,

·                     оценивать действия партнёра.

Познавательные:

·                     анализировать,

·                     сравнивать

·                     устанавливать причинно-следственные связи,

·                     работать самостоятельно,

·                     самостоятельно находить и выделять необходимую информацию,

·                     моделировать,

·                     самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.

 

 

 

 


 

Календарно - тематический план

1 учебный год


п/п

Наименование тем занятий

Кол. час.

Дата проведения

По плану

По факту

1

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях кружка.
Знакомство с текстовым редактором Word.

1

 

 

2

3

Создание документа. Ввод текста, перемещение курсора, исправление ошибок. Сохранение документа.

1

 

 

4

Редактирование текста: выделение текста, копирование и перемещение текста.

1

 

 

5

Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов.

1

 

 

6

Оформление текста: выделение текста цветом

1

 

 

7

Выравнивание текста, использование отступа, межстрочный интервал.

1

 

 

8

Нумерация и маркеры

1

 

 

9

Изменение формата нумерации и маркировки

1

 

 

10

Вставка специальных символов, даты и времени

1

 

 

11

Проверка орфографии и грамматики

1

 

 

12

Использование режима предварительного просмотра, разрыв страницы, изменение ориентации и размера страницы

1

 

 

13

Выравнивание текста по вертикали, установка полей, параметры печати

1

 

 

14

Форматирование разделов, создание и изменение нумерации страниц

1

 

 

15

16

Создаем деловые документы: справки, приказы, заявления и т.п.

1

 

 

17

Используем элементы рисования: автофигуры, заливка

1

 

 

18

Используем элементы рисования: линии, стрелки

1

 

 

19

Используем элементы рисования: тени, объем

1

 

 

20

Используем элементы рисования: вставка картинок, рисунков

1

 

 

21

Используем элементы рисования: объект WordArt

1

 

 

22

Используем элементы рисования: объект Надпись

1

 

 

23

Создание проекта Поздравительная открытка «С днем рождения»

1

 

 

24

Создание проекта Поздравительная открытка «С Новым годом»

1

 

 

25

Создание проекта Поздравительная открытка «8 марта – праздник весны»

1

 

 

26-27

Работа с колонками: оформление газетных колонок

1

 

 

28

Создание проекта Школьная стенгазета (в формате колонок) «День защитника Отечества»»

1

 

 

29

Работа с таблицами: создание таблиц, ввод текста, форматирование текста, изменение направления текста

1

 

 

30

Изменение структуры таблицы: добавление и удаление строк и столбцов, изменение ширины столбцов и ячеек, объединение и разбивка ячеек

1

 

 

31

Форматирование таблиц: добавление границ и заливки

1

 

 

32

Эффективная работа с Word: создание и переопределение стиля

1

 

 

33

Создание проекта «Расписание уроков»

1

 

 

34

Заключительное занятие.

1

 

 

 

Итого:

34

 

 

 

2 учебный год

Календарно - тематический план

Наименование разделов и тем.

Кол. ч

Дата проведения

по плану

по факту

1

Вводный урок. Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе

1

 

 

2

Устройства ввода, вывода. Назначение компьютера в современной жизни.

1

 

 

3

Роль рисунка в жизни современного общества. Программа Paint: назначение, возможности, экранный интерфейс.

1

 

 

4

Окно документа; запуск программы. Панель инструментов.

1

 

 

5-6

Работа с инструментами.

2

 

 

7-8

Меню «Палитра»

2

 

 

9-10

Инструмент «Надпись»

2

 

 

11

Буфер обмена.

1

 

 

12-13

Создание симметричных изображений с помощью горизонтального меню.

2

 

 

14-16

Использование редактора Paint для моделирования.

3

 

 

17-18

Рисование поздравительного плаката к Дню рождения школы.

2

 

 

19-20

Поздравления родным и близким к 23 февраля.

2

 

 

21-22

Поздравления родным и близким к 8 Марта.

2

 

 

23-24

Приколы ко Дню смеха.

2

 

 

25-26

Стенгазета, посвященная дню Космонавтики.

2

 

 

27-28

Рисунок «Праздник Весны и Труда»

2

 

 

29-30

Поздравления ветеранам ВОВ.

2

 

 

31-33

Рисование на свободную тему.

3

 

 

34

Конкурс на лучший рисунок.

1

 

 

 

Итого

34

 

 

 


 

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

Государственная программа «Развитие системы образования

Государственная программа «Развитие системы образования

Paint , созданием и редактированием графических изображений

Paint , созданием и редактированием графических изображений

Учащиеся 5-6 классов испытывают к компьютеру большой интерес и психологически готовы к активной встрече с ним

Учащиеся 5-6 классов испытывают к компьютеру большой интерес и психологически готовы к активной встрече с ним

Содержание программы 3.1. Учебный план 1 год обучения(3 4 часа) № п/п

Содержание программы 3.1. Учебный план 1 год обучения(3 4 часа) № п/п

Заключительное занятие. 1

Заключительное занятие. 1

Панель инструментов. Работа с инструментами

Панель инструментов. Работа с инструментами

В процессе занятий у обучающихся должны сформироваться следующие виды

В процессе занятий у обучающихся должны сформироваться следующие виды

Календарно - тематический план 1 учебный год № п/п

Календарно - тематический план 1 учебный год № п/п

Используем элементы рисования: объект

Используем элементы рисования: объект

Роль рисунка в жизни современного общества

Роль рисунка в жизни современного общества
Скачать файл