Кружок историческое краеведение
Оценка 4.7

Кружок историческое краеведение

Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
история
23.05.2022
Кружок историческое краеведение
Кружок Историческое краеведение +.doc

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14 пос. Приэтокского»  Георгиевского городского округа Ставропольского края

 

      Утверждаю:

   директор МКОУ СОШ№14

                                                                                                                   пос. Приэтокского    

  Покровская Е. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Историческое краеведение»

(базовый уровень)

Возраст обучающихся: 12-13 лет

 

 

 

 

 

 

 

Автор – составитель:

Еремизина

Людмила Павловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021-2022 учебный год

 

Паспорт программы

                                             

Наименование Образовательной программы

Программа историко-краеведческого кружка

Назначение программы

Программа предназначена для изучения истории г. Георгиевска, пос. Приэтокского и Ставропольского края, для формирования навыка проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Сроки реализации программы

1 год

Разработчик программы

Учитель русского языка и литературы Еремизина Людмила Павловна

Дата рассмотрения программы и решение об утверждении

Протокол педагогического совета

№ 1 от 30 августа 2021 г.

Цели программы

краеведческая поисковая деятельность, направленная на воспитание гражданско-патриотических качеств личности, на познание традиций своего народа, истории родного края.

Задачи программы

1. Интегрировать основное и дополнительное образование детей

2. Создать максимальные условия для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей предков, их быта, обычаев.

3. Создать нравственной и эмоционально благоприятной среды для формирования личности ребёнка в них.

4. Формировать учебно-исследовательские навыки в процессе работы.

5. Развивать творческие способности через дифференцируемый подход к учащимся.

Прогнозируемый результат реализации программы

Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.

 


Пояснительная записка

 

Программа дополнительного образования «Историческое краеведение» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А. Тимофеева и др., Москва «Просвещение» 2010. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию).

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и к краеведению в частности. Для успешной реализации программы целесообразно набирать в группу не более 10 - 12 человек, в соответствии с нормами СанПиН. Такой количественный состав позволяет педагогу обратить внимание на восприятие индивидуальных особенностей каждого ребёнка, а затем на основании проведённого анализа проводить каждое следующее занятие с учётом индивидуальности.

Возраст обучающихся: 12 – 13 лет.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Актуальность:

Краеведение помогает увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить её эмоциональное и нравственное воздействие. Л.Н. Толстой писал: «Всё недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в соприкосновении с природой - этим непосредственным выражением красоты и добра». Воспитательный потенциал исторического краеведения заложен в самом материале - фактах местной истории. Он помогает донести до сознания обучающихся картины героического прошлого. Участвуя в историко-краеведческой деятельности и совершая свои маленькие открытия, школьники воспринимают исторические события не как нечто далёкое или нереальное, а становятся соучастниками боевых подвигов земляков, испытывают радость сопереживания, горечь утрат.

Формирование любви к Родине невозможно без приобщения к культурным традициям своего народа, которые прочнее всего хранятся в народном искусстве.

Одной из главных задач образования является воспитание патриотизма и нравственности школьников, как устойчивой черты характера. Успешность решения этой задачи обусловлена состоянием познавательной и исследовательской активности детей, для стимулирования и поддержания которой нужна среда, обеспеченная условиями для личностного развития обучаемых.

Краеведение – одно из важных направлений при воспитании личности ученика.

Необходимость развития знаний, умений, интересов учеников в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания ребят о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании патриотизма, любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа.

Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.

Занятия краеведением позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Краеведение всесторонне изучает малые территории. В своих исследованиях краеведы кружка используют данные многих наук: геологии, географии, истории, этнографии.

Школьное краеведение основано на ситуации поиска, на активном действии учащегося. Именно в формах, методах и приёмах организации краеведческой работы заложены большие возможности развития у школьников познавательных способностей. Содержание краеведческого материала способствует пониманию причинно-следственных связей в природных явлениях и экономических процессах. Изучение общих исторических вопросов должно опираться на местный краеведческий материал, тогда и изучение истории как предмета будет более понятным, интересным и привлекательным для учащихся.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Основные направления внеурочной деятельности - изучение истории родного края.

Новизна программы состоит в том, что кроме определённых знаний и умений учащиеся проводят большую и направленную работу по накоплению краеведческого материала о прошлом и настоящем своего населённого пункта. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, творческие работы, участие в общественной жизни школы и своего села.

Данная краеведческая работа активизирует мыслительные процессы детей, помогает выработке умений общаться, самостоятельно приобретать, практически применять научные знания, способствует овладению навыками исследовательской работы.

 

Описание Рабочей программы:

Программа разработана для занятий с обучающимися 6 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Программа рассчитана на один год обучения. Всего 70 часов. Занятия проводятся 2 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях, на территории г. Георгиевска и поселка Приэтокского.

Цель: создание условий для духовно-нравственного воспитания и развития детей через активное познание родного края, расширить и углубить знания учащихся о родном крае, воспитание чувства патриотизма.

Задачи: Образовательные задачи:

- сформировать знания об исторических особенностях своей местности;

- ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;

- овладение начальными навыками исследовательской работы;

- вовлечь детей в активную исследовательскую и практическую деятельность по изучению природы, истории и культуры своего края, её преобразованию и охране.

Развивающие задачи:

- развивать творческие способности и коммуникативные умения обучающихся в процессе освоения местного краеведческого материала;

- развивать умения работать с историко-краеведческими источниками информации,

- развивать познавательный интерес к истории родного края;

- стимулировать стремления знать, как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.

Воспитательные задачи:

- формировать гражданскую позицию, чувства патриотизма, любви к родине.

- воспитывать чувства товарищества и личной ответственности.

- воспитывать личность гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее природу, историю, культуру, национальные традиции;

- сформировать историческую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по истории своего населенного пункта.

 

Описание ценностных ориентиров содержания программы курса

Факторы общественного характера оказывают определяющее воздействие на жизнь современного человека. Поэтому социализация личности, т.е. ее интеграция в общество, расценивается как одна из ведущих целей среднего образования.

Факторы общественного характера оказывают определяющее воздействие на жизнь современного человека. Поэтому социализация личности, т. е. её интеграция в общество, протекающая наиболее активно в детские и юношеские годы, расценивается как одна из ведущих целей среднего образования. Школьное культурно-историческое образование выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на занятиях по краеведению школьники получают представления и основы знаний об истории поселка и края, его развитии и становлении.

Существен вклад школьного культурно-исторического образования в гражданское становление личности, в развитие её социально значимых черт. История содержит значительный потенциал для столь востребованного в современном обществе нравственного воспитания подрастающих поколений. Только в этом учебном предмете нравственные нормы, внутренние и внешние условия их реализации являются непосредственным объектом изучения. Изучение истории своего края играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодёжи, включающей наряду со знаниями и с ценностными ориентирами также комплекс умений. Среди них — способность ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, получать из него необходимую информацию, использовать базовые операции для её обработки; умение применять полученные знания для решения не только учебных задач, но и реальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях общественной жизни.

 

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Программа рассчитана на детей в возрасте 12 -13 лет для обучающихся 6 класса увлекающихся историей родного края. Главным объектом работы является изучение природных особенностей и истории родного края.

Через краеведение осуществляется связь школы с жизнью малой родины, с ее культурой, с ее традициями, старожилами. В процессе краеведческой работы у школьников развиваются познавательные интересы, чувства патриотизма, навыки исследовательской и проектной деятельности, нравственная и гражданственная ответственность за судьбу родного края и Родины.

 

Формы и режим проведения занятий

Содержание занятий кружка предполагает разнообразные виды деятельности школьников: экскурсии, групповая работа, фотографирование, видеофрагменты, интервью с местными жителями, рассказ, беседа, доклады, игровые занятия, практические работы, мини-исследования и проекты.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

·         вести устный диалог на заданную тему;

·         участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

·         участвовать в работе конференций, чтений.

 

Направленность данной программы: исследовательская и проектная деятельность.

 

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Ограничений нет

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

-учебный   кабинет  с  медиа оборудованием;

-методическая  литература,  средства  массовой  информации, интернет – связь;

- исторические карты;

- экспонаты тематической выставки кабинета истории.

 

 

Краеведческий кружок решает следующие основные задачи:

*Участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей.

*Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине.

*Изучение истории и культуры России и родного края.

*Участие в подготовке и проведение мероприятий краеведческого характера.

Формы  работы

-экскурсии

-викторины

-конкурсы рисунков

-встречи с интересными людьми

-участие в конкурсах

-выставки

-уход за памятниками

Работа краеведческого кружка осуществляется в 2-х направлениях:

1.    Теоретическом (беседы, лекции, доклады, викторины,
самостоятельные работы).
2.    Практическом (экскурсии, практикумы в музее,
творческие отчёты, записи,).

Принципы и подходы, лежащие в основе программы:

- принцип гуманизации
- личностно-ориентированный подход
- научность
- доступность
- практическая направленность
- креативность

 

 

 

 

 

 

Содержание и структура программы:

Введение (3 ч.)

Составление коллективного плана работы, его тематика, индивидуальный выбор обучающихся.

Краеведение - наука о родном крае. Познакомить обучающихся с понятием «краеведение», его роли в истории человечества.

Известные краеведы района. Рассказ о краеведах – исследователях.

Экскурсия в библиотеку.

Викторина «Знаешь ли ты родной край?» с целью выявления уровня знаний обучающихся по истории Георгиевского района.

Практические занятия: сбор материала о краеведах района и округа.

Моя малая родина (15 часов)

С чего начинается родина. Страницы истории поселка Приэтокского.

Географическое положение. Ознакомить с географическим положением поселка. Работа с картой района.  Обсудить расположение, границы, соседние районы, реки, названия населенных пунктов. По статистическим данным определить численность населения, национальный состав.

История Приэтокского. Современный поселок. Дать характеристику современному поселку. Основные предприятия в поселке, рассказ обучающихся о месте работы родителей.

Экскурсия по поселку.

Жители поселка. Изучение жизни и деятельности земляков, передовиков производства, почетных граждан.

Окружающие тебя люди интересны своими делами.

Улицы моего поселка. Экскурсия по улицам поселка. Самые главные и известные улицы.

Практические занятия: создание презентации «Мой поселок». Составление карты улиц поселка. Фотографирование.

Я и моя семья (4 часов)

Моя семья. Зачем люди создают семьи?

Значение семьи в жизни человека. Забота государства о семье.

Семейные традиции.

«Старая фотография рассказала». Семейные реликвии. Памятные вещи.

Практические занятия: составление своей родословной.

Итоговое занятие (2 часа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование кружка «Историческое краеведение»

 

№п\п

дата

Название  темы

Кол-во часов

 

Форма и содержание

Всего

теория

практика

1.

 

Вводные занятия: инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения.

 

1

 

1

Знать правила безопасности

2.

 

Основные понятия и термины в краеведении

 

2

2

 

Занятие-игра. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Беседа «Экологическая ситуация в городе». викторина «Путешествие в веселую страну краеведения»

 

3.

 

Мой край на карте Родины

 

Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Ставропольского края.

3

2

1

Виртуальное путешествие. Территория и географическое положение края Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.

 

4.

 

Сокровища древних курганов и городищ на Ставрополье.

3

 

 

 

 

 

Сказания о «шелковом пути». Завоевания земель Северного Кавказа монголо-

татарами. Ставрополье в составе Золотой Орды.

Казаки и их татарские корни. «Румкале» - город Маджары

1

1

 

 Путешествие по карте края. Территория, завоеванная Золотой Ордой. Знакомство с городом.

 

 

Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник имени Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве

2

1

1

Заочная экскурсия  в  Ставропольский музей

 

5.

 

 

Культурное и историческое наследие Ставрополья.

15

 

 

 

 

 

Начало освоения земель Кавказа русским

государством. Поселения казаков на гребнях гор и в

низовьях Терека.

1

1

 

Территория  Кавказа

 

 

Основание форпоста на юге России.  Георгиевская крепость

2

1

1

Экскурсия по г Георгиевску, посещение музея. Азово-Моздокская оборонительная линия. Строительство крепости «Ставрополь». Работа по схеме «Азово-Моздокская оборонительная линия».

 

 

Экскурсия по г. Георгиевску, посещение музея.

1

 

1

 

 

 

Тайны названия столицы края.

2

1

1

Основание крепости №8 - Азово-Моздокской оборонительной линии. Ставрополь – «город креста», история возникновения названия. Развитие архитектуры и образования в Ставрополе.

 

 

 

История Ставрополья, запечатленная в памятниках

1

1

 

Ставропольский край - имеет богатейший историко-культурный центр. Памятники истории и культуры: федеральные и исторические: Ставрополь, Буденновск, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск. Архитектурные ансамбли и памятники градостроительства.

 Конкурс рисунков «Кавказские минеральные воды».

 

 

 

Великий полководец А.В. Суворов на Ставрополье

1

1

-

 Генерал – поручик Александр Васильевич Суворов- инспектор строившейся линии крепостей Азово-Моздокской линии. Улица Суворова в Ставрополе и ее необычная история.

 

 

 

Генерал А.П. Ермолов – «управляющий гражданской частью на Кавказе».

2

1

1

Генерал А.П. Ермолов – управляющий гражданской частью на Кавказе. Рапорт министру внутренних дел. Реформы генерала А.П. Ермолов на Кавказе (проекты, положения, указы).

 

 

 

«Лермонтовские места» на Ставрополье

2

1

1

экскурсия Мемориальный музей — это «Заповедник имени М. Ю. Лермонтова». Его комплекс: Елизаветинский источник, Грот имени Лермонтова, Провал, Место дуэли Лермонтова, Лермонтовская площадка в Курортном парке, Лермонтовская скала, Лермонтовский водопад. Пребывание поэта в Ставрополе.

 

 

 

Строительство Азово-Моздокской оборонительной

линии, заселение её казаками. Участие казаков в

войнах XVIII –XIX вв. Кавказская война.

1

1

 

 

 

 

Кавказская война в произведениях Л.Н. Толстого,

М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина. «Кавказский пленник»

2

1

1

Найти  произведения о войне

6

 

Ставрополье – удивительный край.

2

 

 

 

 

 

Застывшие великаны Пятигорья.

1

1

 

Семнадцать вулканических гор. Гора Кинжал. Строение лакколитов Пятигорья. Гора Медовая – обнажившаяся магматическая жила

 

 

 

Горячая гора – Машук.

Пятигорский Большой Провал.

1

1

 

Творческая мастерская «Легенда о нашем крае»

Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов Практика. Работа с текстом М.Ю. Лермонтова «Княжна Мэри»- задача воспитанников найти описание «Провала» или природы Пятигорья.

 

7

 

Мифы и легенды о Ставрополье.

8

 

 

 

 

 

Легенда об образовании Кавказа.

1

1

 

Стихотворение «Легенды Кавказа» - Муса Гешаев. Легенда об образовании Кавказа. Легенда об образовании Кавказских гор и Черного моря. История горообразования.

 

 

 

Легенда о седовласом Эльбрусе.

1

1

 

Легенда о горе Эльбрус. Просмотр видеофильма «Таинственная Россия. Гора богов».

 

 

 

Замок коварства и любви.

1

1

 

. Сказание карачаевского народа –легенда о Замке коварства и любви. Показ презентации «Замке коварства и любви». Кисловодский фарфор.

 

 

 

Кольцо – гора близ Кисловодска.

1

1

 

Местоположение. Легенды о горе Кольцо. Просмотр видеофильма «Туристическое Ставрополье. Гора Кольцо».

 

 

 

Легенда о Нарзане, источнике молодости.

1

1

 

 Легенда о происхождении целебных вод. Легенда о Нарзане. Источник молодости.

 

 

 

Озеро Тамбукан – подарок Хатипары.

1

1

 

Легенда о целебных свойствах озера Тамбукан. Грязелечебницы Пятигорска.

 

 

Обобщающее занятие «Мифы и быль о Ставрополье».

2

 

2

 Выполнение рисунков по теме раздела. Организация выставки «Мифы и легенды Ставрополья».

 

8.

 

Краеведческая викторина «Кто лучше знает?».

1

 

1

Интеллектуальная викторина «Кто лучше знает?» Этапы: «Дополни ответ товарища», «Один за всех, все – за одного?», «Знаешь ли ты животных Красной книги», «Кто справится раньше?», «Слушай, не зевай».

 

9.

 

Моя малая Родина.

8

 

 

 

 

 

Город, в котором я живу

1

 

1

Экскурсия по городу. Знакомство с памятниками города. Экскурсия в исторический

музей на тему «История

возникновения моего города»

 

 

 

 

Виртуальная экскурсия по городу

«История города в названиях улиц».

 

2

1

1

 

Виртуальная экскурсия. Учащиеся знакомятся с названием улицы названных в честь наших земляков. Акция «Познакомь жителей города с историей земляков именами которых названы улицы» (Приурочена к 12 декабря –дню Героев Отечества), выступления детей. Форма контроля: Филворд “Их именами названы улицы города”.

 

 

Архитектурные памятники 19-20 веков г.

 

1

 

1

 

Виртуальная экскурсия. По архитектурным  памятникам города

 

 

Особенности хозяйственной

деятельности, быта и культуры родного

города

 

1

1

 

Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города, его предприятиями, их история.

Экскурсии на предприятия.

Форма контроля: сочинение-рассуждение “Что дает наш край стране”.

 

 

История возникновения поселка Приэтокского

2

1

1

Экскурсия по поселку

 

 

Люди, прославившие мой город и поселок

Герои- труженики

1

 

1

 

10.

 

Я и моя семья

9

 

 

 

 

 

1. Родословная

2. Профессии моих родителей.

 

3

1

2

Путешествие. Лекция о семье (с использованием мультимедийного оборудования)

Игра сюжетно-ролевая. Выяснить учащимся кем работают их родители. Игра «По профессиям родителей», «Угадайка»

 

 

О чём рассказали фотографии из семейного альбома

2

 

2

Составить рассказ о людях на старых фотографиях в семейном альбоме. Человек и история. История в лицах

 

 

Традиции моей семьи

2

 

2

Составить рассказ

 

 

Наша школа

Знакомство с историей школы

 

 

2

1

1

Сбор материала

о выпускниках своей школы.

 

 

11

 

Наш край в годы Великой Отечественной войны

 

 

Земляки- герои

Труженики тыла

 

Дети войны

3

1

2

Знакомство с людьми, героями-войны, жившими на территории края Форма занятия: видеоурок, беседа.

События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края

Встречи с тружениками трудового фронта, детьми войны. Эссе «Моя семья хранит память», «Мой прадед- ветеран», «Труженики тыла».

 

12

 

«Герои наших дней» - участники современных военных конфликтов.

2

1

1

Исследовательская работа

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.

Творческая работа “Расскажи о своем герое”.

 

13.

 

«Символика и геральдика Ставропольского края»

 

2

1

1

Лекция

 

Творческая работа по созданию символа (герба) своего города

 

14.

 

Наши земляки – Герои Советского Союза, Герои России.

 

2

 

2

Исследовательская работа

15.

 

Наш край богат талантами

Портретная галерея личностей

Ставрополье литературное

Музыка и театр

Художники

5

1

4

Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край, внесшие добрый вклад в историю нашего города, о знаменитых земляках – почетных

гражданах города.

 

 

16.

 

Итоговое занятие. Конференция «Мое родное Ставрополье».

2

 

2

 

 

Примерные темы творческих работ учащихся.

 

    

1. Моя семья в Великой Отечественной войне.

2. Профессии родителей.

3. Никто не забыт, ничто не забыто.

4. Знаменитые люди поселка и их судьба.

5. Мои земляки в годы войны.

6. У войны – не женское лицо.

7. Листая старые альбомы. (История одной фотографии)

8. Выставка семейных реликвий.

 

Литература:

 

М.  Е. Колесникова, Т. Н. Плохотнюк история Ставрополья, М: « Просвещение », 2021

Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения.  М.: "Глобус", 2007.

Даринский А.В. Краеведение. М.: "Просвещение", 1987.

История Ставропольского края от древнейших времен до 1917 года. Издательство: СКИПКРО., 1996г.

Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис - пресс, 2005.

Коробейников А.А. Очерки истории Ставропольского края: С древнейших времен до 1917 года. Ставропольское книжное изд-во, 1986

Кругов А. И. Ставропольский край в истории России (с древнейших времен до конца XVIII век) . Ставропольсервисшкола. 2001.

Кругов А. И. Ставропольский край в истории России (конец XVIII-XX век) . Ставропольсервисшкола. 2001.

Несмачная С.И. История Кавказа в лицах. Биографический словарь. Ставрополь: ЗАО "Пресса", 2005-2006 гг.

Очерки истории Ставропольского края в 2 томах (т. I - с древнейших времен до 1917 г.; т. II - с 1917 г. до наших дней), Ставрополь, Книжное издательство, 1986 г.

Аникеев А.А. Моя малая Родина. СГПУ. Ставрополь,1994.

 http://school-collection.edu.ru - сайт Единая коллекция цифровых   образовательных ресурсов.

 10. http://www.uchportal.ru – сайт Учительский портал.


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14 пос

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14 пос

Паспорт программы

Паспорт программы

Пояснительная записка Программа дополнительного образования «Историческое краеведение» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред

Пояснительная записка Программа дополнительного образования «Историческое краеведение» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред

Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту…

Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту…

Воспитательные задачи: - формировать гражданскую позицию, чувства патриотизма, любви к родине

Воспитательные задачи: - формировать гражданскую позицию, чувства патриотизма, любви к родине

Содержание занятий кружка предполагает разнообразные виды деятельности школьников: экскурсии, групповая работа, фотографирование, видеофрагменты, интервью с местными жителями, рассказ, беседа, доклады, игровые занятия, практические работы, мини-исследования…

Содержание занятий кружка предполагает разнообразные виды деятельности школьников: экскурсии, групповая работа, фотографирование, видеофрагменты, интервью с местными жителями, рассказ, беседа, доклады, игровые занятия, практические работы, мини-исследования…

Содержание и структура программы:

Содержание и структура программы:

Календарно – тематическое планирование кружка «Историческое краеведение» №п\п дата

Календарно – тематическое планирование кружка «Историческое краеведение» №п\п дата

Румкале» - город Маджары 11 Путешествие по карте края

Румкале» - город Маджары 11 Путешествие по карте края

Великий полководец А.В. Суворов на

Великий полководец А.В. Суворов на

Горячая гора – Машук. Пятигорский

Горячая гора – Машук. Пятигорский

Кто лучше знает?». 1 1

Кто лучше знает?». 1 1

Я и моя семья 9 1. Родословная 2

Я и моя семья 9 1. Родословная 2

Символика и геральдика Ставропольского края» 2 1 1

Символика и геральдика Ставропольского края» 2 1 1

Кругов А. И. Ставропольский край в истории

Кругов А. И. Ставропольский край в истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2022