Утверждаю:
директор МКОУ СОШ№14
пос. Приэтокского
Покровская Е. В.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Историческое краеведение»
(базовый уровень)
Возраст обучающихся: 12-13 лет
Автор – составитель:
Еремизина
Людмила Павловна
2021-2022 учебный год
Паспорт программы
Наименование Образовательной программы |
Программа историко-краеведческого кружка |
Назначение программы |
Программа предназначена для изучения истории г. Георгиевска, пос. Приэтокского и Ставропольского края, для формирования навыка проектной и исследовательской деятельности обучающихся. |
Сроки реализации программы |
1 год |
Разработчик программы |
Учитель русского языка и литературы Еремизина Людмила Павловна |
Дата рассмотрения программы и решение об утверждении |
Протокол педагогического совета № 1 от 30 августа 2021 г. |
Цели программы |
краеведческая поисковая деятельность, направленная на воспитание гражданско-патриотических качеств личности, на познание традиций своего народа, истории родного края. |
Задачи программы |
1. Интегрировать основное и дополнительное образование детей 2. Создать максимальные условия для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей предков, их быта, обычаев. 3. Создать нравственной и эмоционально благоприятной среды для формирования личности ребёнка в них. 4. Формировать учебно-исследовательские навыки в процессе работы. 5. Развивать творческие способности через дифференцируемый подход к учащимся. |
Прогнозируемый результат реализации программы |
Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи. |
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Историческое краеведение» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А. Тимофеева и др., Москва «Просвещение» 2010. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию).
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и к краеведению в частности. Для успешной реализации программы целесообразно набирать в группу не более 10 - 12 человек, в соответствии с нормами СанПиН. Такой количественный состав позволяет педагогу обратить внимание на восприятие индивидуальных особенностей каждого ребёнка, а затем на основании проведённого анализа проводить каждое следующее занятие с учётом индивидуальности.
Возраст обучающихся: 12 – 13 лет.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Актуальность:
Краеведение помогает увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить её эмоциональное и нравственное воздействие. Л.Н. Толстой писал: «Всё недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в соприкосновении с природой - этим непосредственным выражением красоты и добра». Воспитательный потенциал исторического краеведения заложен в самом материале - фактах местной истории. Он помогает донести до сознания обучающихся картины героического прошлого. Участвуя в историко-краеведческой деятельности и совершая свои маленькие открытия, школьники воспринимают исторические события не как нечто далёкое или нереальное, а становятся соучастниками боевых подвигов земляков, испытывают радость сопереживания, горечь утрат.
Формирование любви к Родине невозможно без приобщения к культурным традициям своего народа, которые прочнее всего хранятся в народном искусстве.
Одной из главных задач образования является воспитание патриотизма и нравственности школьников, как устойчивой черты характера. Успешность решения этой задачи обусловлена состоянием познавательной и исследовательской активности детей, для стимулирования и поддержания которой нужна среда, обеспеченная условиями для личностного развития обучаемых.
Краеведение – одно из важных направлений при воспитании личности ученика.
Необходимость развития знаний, умений, интересов учеников в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания ребят о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании патриотизма, любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа.
Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.
Занятия краеведением позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Краеведение всесторонне изучает малые территории. В своих исследованиях краеведы кружка используют данные многих наук: геологии, географии, истории, этнографии.
Школьное краеведение основано на ситуации поиска, на активном действии учащегося. Именно в формах, методах и приёмах организации краеведческой работы заложены большие возможности развития у школьников познавательных способностей. Содержание краеведческого материала способствует пониманию причинно-следственных связей в природных явлениях и экономических процессах. Изучение общих исторических вопросов должно опираться на местный краеведческий материал, тогда и изучение истории как предмета будет более понятным, интересным и привлекательным для учащихся.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Основные направления внеурочной деятельности - изучение истории родного края.
Новизна программы состоит в том, что кроме определённых знаний и умений учащиеся проводят большую и направленную работу по накоплению краеведческого материала о прошлом и настоящем своего населённого пункта. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, творческие работы, участие в общественной жизни школы и своего села.
Данная краеведческая работа активизирует мыслительные процессы детей, помогает выработке умений общаться, самостоятельно приобретать, практически применять научные знания, способствует овладению навыками исследовательской работы.
Описание Рабочей программы:
Программа разработана для занятий с обучающимися 6 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Программа рассчитана на один год обучения. Всего 70 часов. Занятия проводятся 2 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях, на территории г. Георгиевска и поселка Приэтокского.
Цель: создание условий для духовно-нравственного воспитания и развития детей через активное познание родного края, расширить и углубить знания учащихся о родном крае, воспитание чувства патриотизма.
Задачи: Образовательные задачи:
- сформировать знания об исторических особенностях своей местности;
- ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
- овладение начальными навыками исследовательской работы;
- вовлечь детей в активную исследовательскую и практическую деятельность по изучению природы, истории и культуры своего края, её преобразованию и охране.
Развивающие задачи:
- развивать творческие способности и коммуникативные умения обучающихся в процессе освоения местного краеведческого материала;
- развивать умения работать с историко-краеведческими источниками информации,
- развивать познавательный интерес к истории родного края;
- стимулировать стремления знать, как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
Воспитательные задачи:
- формировать гражданскую позицию, чувства патриотизма, любви к родине.
- воспитывать чувства товарищества и личной ответственности.
- воспитывать личность гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее природу, историю, культуру, национальные традиции;
- сформировать историческую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по истории своего населенного пункта.
Описание ценностных ориентиров содержания программы курса
Факторы общественного характера оказывают определяющее воздействие на жизнь современного человека. Поэтому социализация личности, т.е. ее интеграция в общество, расценивается как одна из ведущих целей среднего образования.
Факторы общественного характера оказывают определяющее воздействие на жизнь современного человека. Поэтому социализация личности, т. е. её интеграция в общество, протекающая наиболее активно в детские и юношеские годы, расценивается как одна из ведущих целей среднего образования. Школьное культурно-историческое образование выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на занятиях по краеведению школьники получают представления и основы знаний об истории поселка и края, его развитии и становлении.
Существен вклад школьного культурно-исторического образования в гражданское становление личности, в развитие её социально значимых черт. История содержит значительный потенциал для столь востребованного в современном обществе нравственного воспитания подрастающих поколений. Только в этом учебном предмете нравственные нормы, внутренние и внешние условия их реализации являются непосредственным объектом изучения. Изучение истории своего края играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодёжи, включающей наряду со знаниями и с ценностными ориентирами также комплекс умений. Среди них — способность ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, получать из него необходимую информацию, использовать базовые операции для её обработки; умение применять полученные знания для решения не только учебных задач, но и реальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях общественной жизни.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Программа рассчитана на детей в возрасте 12 -13 лет для обучающихся 6 класса увлекающихся историей родного края. Главным объектом работы является изучение природных особенностей и истории родного края.
Через краеведение осуществляется связь школы с жизнью малой родины, с ее культурой, с ее традициями, старожилами. В процессе краеведческой работы у школьников развиваются познавательные интересы, чувства патриотизма, навыки исследовательской и проектной деятельности, нравственная и гражданственная ответственность за судьбу родного края и Родины.
Формы и режим проведения занятий
Содержание занятий кружка предполагает разнообразные виды деятельности школьников: экскурсии, групповая работа, фотографирование, видеофрагменты, интервью с местными жителями, рассказ, беседа, доклады, игровые занятия, практические работы, мини-исследования и проекты.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
· вести устный диалог на заданную тему;
· участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
· участвовать в работе конференций, чтений.
Направленность данной программы: исследовательская и проектная деятельность.
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
Ограничений нет
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
-учебный кабинет с медиа оборудованием;
-методическая литература, средства массовой информации, интернет – связь;
- исторические карты;
- экспонаты тематической выставки кабинета истории.
Краеведческий кружок решает следующие основные задачи:
*Участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей.
*Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине.
*Изучение истории и культуры России и родного края.
*Участие в подготовке и проведение мероприятий краеведческого характера.
Формы работы
-экскурсии
-викторины
-конкурсы рисунков
-встречи с интересными людьми
-участие в конкурсах
-выставки
-уход за памятниками
Работа краеведческого кружка осуществляется в 2-х направлениях:
1.
Теоретическом (беседы, лекции, доклады, викторины,
самостоятельные работы).
2. Практическом (экскурсии, практикумы в
музее,
творческие отчёты, записи,).
Принципы и подходы, лежащие в основе программы:
- принцип гуманизации
- личностно-ориентированный подход
- научность
- доступность
- практическая направленность
- креативность
Содержание и структура программы:
Введение (3 ч.)
Составление коллективного плана работы, его тематика, индивидуальный выбор обучающихся.
Краеведение - наука о родном крае. Познакомить обучающихся с понятием «краеведение», его роли в истории человечества.
Известные краеведы района. Рассказ о краеведах – исследователях.
Экскурсия в библиотеку.
Викторина «Знаешь ли ты родной край?» с целью выявления уровня знаний обучающихся по истории Георгиевского района.
Практические занятия: сбор материала о краеведах района и округа.
Моя малая родина (15 часов)
С чего начинается родина. Страницы истории поселка Приэтокского.
Географическое положение. Ознакомить с географическим положением поселка. Работа с картой района. Обсудить расположение, границы, соседние районы, реки, названия населенных пунктов. По статистическим данным определить численность населения, национальный состав.
История Приэтокского. Современный поселок. Дать характеристику современному поселку. Основные предприятия в поселке, рассказ обучающихся о месте работы родителей.
Экскурсия по поселку.
Жители поселка. Изучение жизни и деятельности земляков, передовиков производства, почетных граждан.
Окружающие тебя люди интересны своими делами.
Улицы моего поселка. Экскурсия по улицам поселка. Самые главные и известные улицы.
Практические занятия: создание презентации «Мой поселок». Составление карты улиц поселка. Фотографирование.
Я и моя семья (4 часов)
Моя семья. Зачем люди создают семьи?
Значение семьи в жизни человека. Забота государства о семье.
Семейные традиции.
«Старая фотография рассказала». Семейные реликвии. Памятные вещи.
Практические занятия: составление своей родословной.
Итоговое занятие (2 часа)
Календарно – тематическое планирование кружка «Историческое краеведение»
№п\п |
дата |
Название темы |
Кол-во часов
|
Форма и содержание |
||||||
Всего |
теория |
практика |
||||||||
1. |
|
Вводные занятия: инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения.
|
1 |
|
1 |
Знать правила безопасности |
||||
2. |
|
Основные понятия и термины в краеведении
|
2 |
2 |
|
Занятие-игра. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Беседа «Экологическая ситуация в городе». викторина «Путешествие в веселую страну краеведения»
|
||||
3. |
|
Мой край на карте Родины
Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Ставропольского края. |
3 |
2 |
1 |
Виртуальное путешествие. Территория и географическое положение края Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.
|
||||
4. |
|
Сокровища древних курганов и городищ на Ставрополье. |
3 |
|
|
|
||||
|
|
Сказания о «шелковом пути». Завоевания земель Северного Кавказа монголо- татарами. Ставрополье в составе Золотой Орды. Казаки и их татарские корни. «Румкале» - город Маджары |
1 |
1 |
|
Путешествие по карте края. Территория, завоеванная Золотой Ордой. Знакомство с городом. |
||||
|
|
Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник имени Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве |
2 |
1 |
1 |
Заочная экскурсия в Ставропольский музей |
||||
5.
|
|
Культурное и историческое наследие Ставрополья. |
15 |
|
|
|
||||
|
|
Начало освоения земель Кавказа русским государством. Поселения казаков на гребнях гор и в низовьях Терека. |
1 |
1 |
|
Территория Кавказа |
||||
|
|
Основание форпоста на юге России. Георгиевская крепость |
2 |
1 |
1 |
Экскурсия по г Георгиевску, посещение музея. Азово-Моздокская оборонительная линия. Строительство крепости «Ставрополь». Работа по схеме «Азово-Моздокская оборонительная линия». |
||||
|
|
Экскурсия по г. Георгиевску, посещение музея. |
1 |
|
1 |
|
||||
|
|
Тайны названия столицы края. |
2 |
1 |
1 |
Основание крепости №8 - Азово-Моздокской оборонительной линии. Ставрополь – «город креста», история возникновения названия. Развитие архитектуры и образования в Ставрополе.
|
||||
|
|
История Ставрополья, запечатленная в памятниках |
1 |
1 |
|
Ставропольский край - имеет богатейший историко-культурный центр. Памятники истории и культуры: федеральные и исторические: Ставрополь, Буденновск, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск. Архитектурные ансамбли и памятники градостроительства. Конкурс рисунков «Кавказские минеральные воды».
|
||||
|
|
Великий полководец А.В. Суворов на Ставрополье |
1 |
1 |
- |
Генерал – поручик Александр Васильевич Суворов- инспектор строившейся линии крепостей Азово-Моздокской линии. Улица Суворова в Ставрополе и ее необычная история.
|
||||
|
|
Генерал А.П. Ермолов – «управляющий гражданской частью на Кавказе». |
2 |
1 |
1 |
Генерал А.П. Ермолов – управляющий гражданской частью на Кавказе. Рапорт министру внутренних дел. Реформы генерала А.П. Ермолов на Кавказе (проекты, положения, указы).
|
||||
|
|
«Лермонтовские места» на Ставрополье |
2 |
1 |
1 |
экскурсия Мемориальный музей — это «Заповедник имени М. Ю. Лермонтова». Его комплекс: Елизаветинский источник, Грот имени Лермонтова, Провал, Место дуэли Лермонтова, Лермонтовская площадка в Курортном парке, Лермонтовская скала, Лермонтовский водопад. Пребывание поэта в Ставрополе.
|
||||
|
|
Строительство Азово-Моздокской оборонительной линии, заселение её казаками. Участие казаков в войнах XVIII –XIX вв. Кавказская война. |
1 |
1 |
|
|
||||
|
|
Кавказская война в произведениях Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина. «Кавказский пленник» |
2 |
1 |
1 |
Найти произведения о войне |
||||
6 |
|
Ставрополье – удивительный край. |
2 |
|
|
|
||||
|
|
Застывшие великаны Пятигорья. |
1 |
1 |
|
Семнадцать вулканических гор. Гора Кинжал. Строение лакколитов Пятигорья. Гора Медовая – обнажившаяся магматическая жила
|
||||
|
|
Горячая гора – Машук. Пятигорский Большой Провал. |
1 |
1 |
|
Творческая мастерская «Легенда о нашем крае» Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов Практика. Работа с текстом М.Ю. Лермонтова «Княжна Мэри»- задача воспитанников найти описание «Провала» или природы Пятигорья.
|
||||
7 |
|
Мифы и легенды о Ставрополье. |
8 |
|
|
|
||||
|
|
Легенда об образовании Кавказа. |
1 |
1 |
|
Стихотворение «Легенды Кавказа» - Муса Гешаев. Легенда об образовании Кавказа. Легенда об образовании Кавказских гор и Черного моря. История горообразования.
|
||||
|
|
Легенда о седовласом Эльбрусе. |
1 |
1 |
|
Легенда о горе Эльбрус. Просмотр видеофильма «Таинственная Россия. Гора богов».
|
||||
|
|
Замок коварства и любви. |
1 |
1 |
|
. Сказание карачаевского народа –легенда о Замке коварства и любви. Показ презентации «Замке коварства и любви». Кисловодский фарфор.
|
||||
|
|
Кольцо – гора близ Кисловодска. |
1 |
1 |
|
Местоположение. Легенды о горе Кольцо. Просмотр видеофильма «Туристическое Ставрополье. Гора Кольцо».
|
||||
|
|
Легенда о Нарзане, источнике молодости. |
1 |
1 |
|
Легенда о происхождении целебных вод. Легенда о Нарзане. Источник молодости.
|
||||
|
|
Озеро Тамбукан – подарок Хатипары. |
1 |
1 |
|
Легенда о целебных свойствах озера Тамбукан. Грязелечебницы Пятигорска. |
||||
|
|
Обобщающее занятие «Мифы и быль о Ставрополье». |
2 |
|
2 |
Выполнение рисунков по теме раздела. Организация выставки «Мифы и легенды Ставрополья».
|
||||
8. |
|
Краеведческая викторина «Кто лучше знает?». |
1 |
|
1 |
Интеллектуальная викторина «Кто лучше знает?» Этапы: «Дополни ответ товарища», «Один за всех, все – за одного?», «Знаешь ли ты животных Красной книги», «Кто справится раньше?», «Слушай, не зевай».
|
||||
9. |
|
Моя малая Родина. |
8 |
|
|
|
||||
|
|
Город, в котором я живу |
1 |
|
1 |
Экскурсия по городу. Знакомство с памятниками города. Экскурсия в исторический музей на тему «История возникновения моего города»
|
||||
|
|
Виртуальная экскурсия по городу «История города в названиях улиц».
|
2 |
1 |
1 |
|
||||
|
|
Архитектурные памятники 19-20 веков г.
|
1 |
|
1 |
|
||||
|
|
Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного города
|
1 |
1 |
|
Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города, его предприятиями, их история. Экскурсии на предприятия. Форма контроля: сочинение-рассуждение “Что дает наш край стране”. |
||||
|
|
История возникновения поселка Приэтокского |
2 |
1 |
1 |
Экскурсия по поселку |
||||
|
|
Люди, прославившие мой город и поселок Герои- труженики |
1 |
|
1 |
|
||||
10. |
|
Я и моя семья |
9 |
|
|
|
||||
|
|
1. Родословная 2. Профессии моих родителей.
|
3 |
1 |
2 |
Путешествие. Лекция о семье (с использованием мультимедийного оборудования) Игра сюжетно-ролевая. Выяснить учащимся кем работают их родители. Игра «По профессиям родителей», «Угадайка» |
||||
|
|
О чём рассказали фотографии из семейного альбома |
2 |
|
2 |
Составить рассказ о людях на старых фотографиях в семейном альбоме. Человек и история. История в лицах |
||||
|
|
Традиции моей семьи |
2 |
|
2 |
Составить рассказ |
||||
|
|
Наша школа Знакомство с историей школы
|
2 |
1 |
1 |
Сбор материала о выпускниках своей школы.
|
||||
11 |
|
Земляки- герои Труженики тыла
Дети войны |
3 |
1 |
2 |
|
||||
12 |
|
«Герои наших дней» - участники современных военных конфликтов. |
2 |
1 |
1 |
Исследовательская работа Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта. Творческая работа “Расскажи о своем герое”.
|
||||
13. |
|
«Символика и геральдика Ставропольского края»
|
2 |
1 |
1 |
Лекция
Творческая работа по созданию символа (герба) своего города
|
||||
14. |
|
Наши земляки – Герои Советского Союза, Герои России.
|
2 |
|
2 |
Исследовательская работа |
||||
15. |
|
Наш край богат талантами Портретная галерея личностей Ставрополье литературное Музыка и театр Художники |
5 |
1 |
4 |
Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край, внесшие добрый вклад в историю нашего города, о знаменитых земляках – почетных гражданах города.
|
||||
16. |
|
Итоговое занятие. Конференция «Мое родное Ставрополье». |
2 |
|
2 |
|
Примерные темы творческих работ учащихся.
1. Моя семья в Великой Отечественной войне.
2. Профессии родителей.
3. Никто не забыт, ничто не забыто.
4. Знаменитые люди поселка и их судьба.
5. Мои земляки в годы войны.
6. У войны – не женское лицо.
7. Листая старые альбомы. (История одной фотографии)
8. Выставка семейных реликвий.
Литература:
М. Е. Колесникова, Т. Н. Плохотнюк история Ставрополья, М: « Просвещение », 2021
Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения. М.: "Глобус", 2007.
Даринский А.В. Краеведение. М.: "Просвещение", 1987.
История Ставропольского края от древнейших времен до 1917 года. Издательство: СКИПКРО., 1996г.
Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис - пресс, 2005.
Коробейников А.А. Очерки истории Ставропольского края: С древнейших времен до 1917 года. Ставропольское книжное изд-во, 1986
Кругов А. И. Ставропольский край в истории России (с древнейших времен до конца XVIII век) . Ставропольсервисшкола. 2001.
Кругов А. И. Ставропольский край в истории России (конец XVIII-XX век) . Ставропольсервисшкола. 2001.
Несмачная С.И. История Кавказа в лицах. Биографический словарь. Ставрополь: ЗАО "Пресса", 2005-2006 гг.
Очерки истории Ставропольского края в 2 томах (т. I - с древнейших времен до 1917 г.; т. II - с 1917 г. до наших дней), Ставрополь, Книжное издательство, 1986 г.
Аникеев А.А. Моя малая Родина. СГПУ. Ставрополь,1994.
http://school-collection.edu.ru - сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
10. http://www.uchportal.ru – сайт Учительский портал.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.