«Клеим, режем, мастерим»
Программа дополнительного образования
детей младшего дошкольного возраста
Срок реализации 1 год
2022-2023 учебные года
Пояснительная записка
В дошкольных учреждениях с целью обучения детей третьего года жизни традиционно проводятся занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, развитию движений, музыкальные занятия, дидактические игры по сенсорному развитию, занятия по конструктивной и изобразительной деятельности. Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект. Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем. Полученный детьми в раннем возрасте опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а также формирование предпосылок сюжетного рисунка и развитие связной речи на более поздних возрастных этапах. Программа учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности каждого ребенка, поэтому программа предполагает использование методов, способных сделать процесс и способ познания привлекательным, способным вызывать радость и положительные эмоции, изменить структуру мироощущения посредством проблемного подхода и поисково-исследовательской деятельности, позволяющей выразить эмоции и другие содержания психики.
Цель программы:
Развивать творческие способности, фантазию, воображение.
Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности.
Задачи:
Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности.
Учить предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение ( задуманное ребенком или воспитателем), и наклеивать их.
Развивать чувство ритма, закреплять знания формы предметов и их цвета. Развивать умение создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розетта и др.). Формировать навыки аккуратной работы.
Вызывать у детей радость от полученного изображения.
Рабочая программа рассчитана на два года
1 год обучения предназначена для детей 3-4 лет
(вторая младшая группа) и рассчитана на 30 недель
(4 занятия в месяц продолжительностью не более 15 минут)
Форма работы:
Коллективная
Индивидуальная
Приемы и методы организации образовательного процесса:
1. Словесные: Объяснение, Диалог (диалог педагога и воспитанника, диалог дошкольников друг с другом), рассказ, беседа, консультация.
2. Наглядные: наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты; демонстрационные материалы (образцы изделий) проведение занятий с использованием средств искусства: изобразительное искусство: знакомство, изучение, обсуждение; литература (проза, поэзия, устное народное творчество): чтение, прослушивание, обсуждение.
3. Практические: упражнения; выполнение задания (репродуктивный метод); творческая работа воспитанников. Большая роль на занятиях отводится приемам игровой технологии, так как свободная деятельность детей во время игры располагает к более доступному восприятию информации
Ожидаемые результаты к концу года
Диагностика
1. Создает изображения предметов из готовых фигур.
2. Украшает заготовки из бумаги разной формы.
3. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.
Результаты:
- низкий уровень—1 балл;
- средний уровень- 2 балла;
- высокий уровень- 3 балла
Литература:
1. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду II младшая группа». - М.: Т Ц Сфера, 2007г.
2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. 3 - 4 лет. - М., Мозаика-синтез, 2015г.
3.Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. И. А. Лыкова – М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2009г.
4. Янушко Е.А. «Аппликация с детьми раннего возраста» методическое пособие для воспитателей и родителей.-М.:-Мозаика-Синтез .: 2006г.
Перспективный план занятий кружка «Клеим, режем, мастерим»
во второй младшей группе
СЕНТЯБРЬ
N п/п |
Тема занятия |
Программное содержание |
1 |
Гриб |
Учить наносить клей на деталь и наклеивать ее на лист; продолжать знакомить с основными цветами. |
2 |
Знакомство с бумагой, клеем, салфеткой |
Вызвать познавательный интерес. Расширять кругозор детей |
3 |
Осеннее дерево |
Учить раскладывать цвета в определенной последовательности |
4 |
Машина |
Учить накладывать, а затем наклеивать колеса к автомобилю. Беседа «Легковой автомобиль» |
ОКТЯБРЬ
N п/п |
Тема занятия |
Программное содержание |
1 |
Мухомор |
Учить наносить клей на деталь и наклеивать ее на лист; продолжать знакомить с основными цветами. |
2 |
Ковер |
Вызвать интерес к созданию коллективного панно из осенних листьев. |
3 |
Светофор |
Учить раскладывать цвета в определенной последовательности, беседа «Светофор» |
4 |
Кукуруза |
Воспитывать интерес к отражению в работах своих впечатлений с природе |
НОЯБРЬ
N п/п |
Тема занятия |
Программное содержание |
1 |
Машина |
Учить накладывать, а затем наклеивать колеса к автомобилю. Беседа «Легковой автомобиль» |
2 |
Тучка капельки роняет |
Учить наклеивать готовые формы , пользоваться клеем, салфеткой, создавать образ тучки и капелек. Поддерживать, поощрять умения детей в аппликации |
3 |
Ваза из ладошки с цветами |
Учить создавать образ цветка в вазе, наклеивать цветочки . |
1 |
Елочка в полоску |
Продолжать учить наносить клей на детали и наклеивать их на лист бумаги треугольной формы |
ДЕКАБРЬ
N п/п |
Тема занятия |
Программное содержание |
1 |
Елочка : снежинка |
Продолжать знакомить с предметами круглой формы |
2 |
Елочка в огнях |
С использованием поручного материала материала. |
3 |
Елочка красавица : шарики-флажки |
Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат, овал); учить аккуратно наклеивать детали изображения, вызвать радостное настроение. |
4 |
Новогодний шарик |
Продолжать знакомить детей с аппликацией из ваты, ватных дисков, учить подбирать правильный размерный ряд из ватных дисков ,с помощью наложения на готовый силуэт снеговика; обращать внимание на аккуратность при обращении с клеем. |
5 |
«Елочка из ниток (новогодняя игрушка" |
Продолжать знакомство с разными материалами для творчества |
ЯНВАРЬ
N п/п |
Тема занятия |
Программное содержание |
1 |
Березка и снигирь |
Учить раскладывать узор из геометр. фигур по замыслу детей, пользоваться клеем и салфеткой. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности. |
2 |
Коллективная работа «Елочка» |
Продолжать учить составлять предмет из отдельных деталей |
3 |
Елочка большая из шишки |
Учить детей аппликации манной крупой; наносить клей на шишку.Развивать мелкую моторику рук; развивать аккуратность в работе с крупой и клеем; воспитывать интерес к природе. |
4 |
Красивая салфеточка «Снежинка» |
Учить детей составлять узор на бумаге круглой формы, Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства. |
ФЕВРАЛЬ
N п/п |
Тема занятия |
Программное содержание |
1 |
Облака |
Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы приклеивать к картону. |
2 |
Домик |
Учить детей составлять готовых форм домик, аккуратно мазать клеем, приклеивать на картон. |
3 |
Кораблик |
Вызвать интерес к созданию коллективной композиции Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать любознательность. |
4 |
Скворечник |
Определять форму частей (прямоугольная, круглая, треугольная). Уточнить знание цветов. Развивать цветовое восприятие. |
МАРТ
N п/п |
Тема занятия |
Программное содержание |
1 |
Цветы |
Вызвать интерес к созданию красивого букета в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Учить составлять композицию из готовых элементов-цветов и листиков: выбирать их по своему желанию и размещать на сложной форме (силуэте букета). Показать возможность изготовления цветка в технике бумажной пластики-из мятых комочков и рваных кусочков. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать чувство заботы о маме. |
2 |
Воздушные шарики |
Закреплять у детей практические навыки аппликации, учить правильно, располагать изображения на листе бумаги, наклеивать их. |
3 |
Птичка |
Учить детей составлять изображение из нескольких частей, соблюдая определенную последовательность; правильно располагать его на листе. |
4 |
Пейзаж |
Учить детей приемам наклеивания, намазывания клеем обратной стороны формы, работать на клеенке, прижимать формы к бумаге салфеткой и всей ладошкой. Учить наклеивать полоски бумаги на лист, ориентируясь на образец воспитателя. Закрепить понятия «высокий- низкий», «длинный-короткий». Развивать чувство цвета, творчество, мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятиям. |
АПРЕЛЬ
N п/п |
Тема занятия |
Программное содержание |
1 |
Весеннее дерево |
Закрепить знания детей о весне, ее признаках. учить правильно пользоваться кистью, салфеткой, клеем. Прививать аккуратность в работе, усидчивость, желание доделать работу до конца |
2 |
Ракета летит в космос |
Учить детей, используя образец воспитателя выкладывать из геометрических фигур ракету и наклеивать ее на лист картона |
3 |
Машины на дороге |
Продолжать учить делать коллективную работу. Грамотно располагать дома на улице. Формировать представление о том, что транспорт на дороге движется в определённом направлении. Закреплять понятия: направо, налево. Учить ориентироваться на листе бумаги, обговаривать свои действия |
4 |
Самолет |
Показать детям способ составления самолёта из трёх полосок разной длины, закрепив обыгрыванием и чтением стихов. , учить правильно, располагать изображения на листе бумаги, наклеивать их |
МАЙ
N п/п |
Тема занятия |
Программное содержание |
1 |
Праздничный салют |
Воспитывать у детей уважение к историческим событиям, празднику Великой Победы. |
2 |
Аленький цветочек |
Закреплять практические навыки, умение составлять цветок из нескольких кругов цветной бумаги, наклеивая их на картон, правильно располагая |
3 |
Салфетка |
Учить составлять узор из кружков и квадратиков Закреплять умение наклеивать детали аккуратно. |
4 |
Аквариум |
Учить детей наносить пальцем клей на изображение, прикладывать проклеенной стороной к бумаге, прижимать ладонью и разглаживать тряпочкой, закреплять знания о различных цветах. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.