Кружок «Математический калейдоскоп»
Оценка 4.6

Кружок «Математический калейдоскоп»

Оценка 4.6
pdf
математика
30.01.2020
Кружок «Математический калейдоскоп»
Математический калейдоскоп.pdf

Краснодарский край

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 МО Староминский район

ПРОГРАММА

Кружка «Математический калейдоскоп»

Класс:  5

Учитель: часов: по программе 34 часа; в неделю 1 час

Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Математика: «Программы: 5-11 классы», авторы: А. Г. Мерзляк, В. Б.

Полонский, М. С. Якир и др., Москва, «Вентана-Граф» 2017 г. и пособия «Математические кружки в школе 5-8 классы» / А. В.Фарков, Москва, «Айрис-пресс», 2006 г.

Ведущее место математики в образовании человека обусловлено практической значимостью. Математика формирует интеллект и мышление, развивает представление о научных методах познания действительности, поэтому и находится на первом месте среди предметов общего образования. Задача обучения математики в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, которые необходимы в повседневной жизни и трудовой деятельности человека. Изучение математики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету и выявление математических способностей. Первые математические познания приходят к человеку с самых ранних лет, но результаты надёжны тогда, когда введения проходят на примерах обыденной и повседневной обстановки, на задачах, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью. Все эти задачи помогает решить кружок «Математический калейдоскоп». Программа содержит материал, дополняющий и расширяющий программу школы по математике. Программа рассчитана на учащихся 11-12 лет, которые склонны повысить свой математический уровень, свои способности.

Рабочая программа кружка «Математический калейдоскоп» составлена на основе авторской программы «Математика: Программы: 5-11 классы» / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир и др. М. «Вентана- Граф» 2017 г. и пособия «Математические кружки в школе 5-8 классы» /

А. В. Фарков Москва, «Айрис-пресс» 2006 г. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 34 часа.

Цель программы:

- способствовать воспитанию интереса к математике, формированию когнитивных умений (связанных с сознанием, мышлением)

Задачи программы:

Образовательные

-     углубление и расширение знаний учащихся;

-     привитие интереса к математике;

-     активизация познавательной деятельности Воспитательные

-     воспитание культуры личности;

-     воспитание отношения к математике как части общечеловеческой культуры; - воспитание понимания значимости математики для научно-технического прогресса;

-     воспитание ответственности, самодисциплины, инициативности Развивающие

-     развитие ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений;

-     развитие способности к преодолению трудностей, навыков самостоятельной работы, умения работать в паре, группе;

-     развитие математического кругозора, творческих способностей и исследовательских умений

2.       Тематический план программы

п/п

Разделы программы и темы занятий

Всего часов

Характеристика деятельности учащихся

теория

практика

1

Числа и вычисления

8 час

3

5

2

Г еометрические фигуры

5час

 

2

3

3

Ребусы, кроссворды

5 час

1

4

4

Логические задачи

8 час

1

7

5

Решение задач

8 час

1

7

3.       Содержание программы

                          Числа и вычисления                                                                 8 час

Греческая, египетская, римская и древнерусская система исчисления. Правила быстрого счёта. Числовые ребусы. Магические квадраты.

                           Геометрические фигуры                                                          5 час

Треугольники, прямоугольники, геометрические задачи. Пространственные фигуры.

Ребусы, кроссворды

Знакомство с ребусами и их составление Кроссворды.

Логические задачи

Числовые мозаики. Задачи со спичками. Задачи на принцип Дирихле

Решение задач

Занимательные и шутливые задачи. Задачи на доказательство от противного. Задачи на движение Задачи, решаемые с конца.

5 час

8 час

8 час

4. Предполагаемые результаты реализации программы В результате освоения программы обучающие должны знать:

-       старинные системы записи чисел и чисел у других народов;

-       названия больших чисел;

-       свойства чисел натурального ряда, арифметические действия над натуральными числами и нулём, их свойства, понятия квадрата и куба

-       приёмы счёта больших чисел;

-       методы решения логических задач;

-       свойства простых геометрических фигур на плоскости уметь:

-       читать и записывать римские числа;

-       пользоваться приёмами быстрого счёта;

-       решать задачи на движения

-       составлять план решения задач;

-       использовать различные приёмы при решении логических задач;

-       решать геометрические задачи, ребусы, кроссворды; выполнять проекты

5. Формы подведения итогов реализации программы кружка

-конкурсы;

-      соревнования;

-      проекты

Календарно-тематическое планирование кружка

«Математический калейдоскоп»

 

п/п

Раздел, тема

Кол- во часов

Дата По плану

По факту

Теория

 

 

I Числа и вычисления (8 час)

 

 

 

 

 

1

Греческая и римская нумерация

1

04.09

 

1

 

2

Индийская и арабская система исчисления

1

11.09

 

1

 

3

Древнерусская система исчисления

1

18.09

 

1

 

4

Правила и приёмы быстрого счёта

1

25.09

 

 

1

5

Конкурс «Кто быстрее сосчитает»

1

02.10

 

 

1

6

Знакомство с числовыми ребусами

1

09.10

 

 

1

7

Решение числовых ребусов

1

16.10

 

 

1

8

Составление числовых ребусов и их решение

1

23.10

 

 

1

 

II Геометрические фигуры (5 час)

 

 

 

 

 

9

Треугольники, задачи с треугольниками

1

30.10

 

1

 

10

Прямоугольники. Г еометрические головоломки

1

13.11

 

1

 

11

Решение задач на площади, объёмы пространственных фигур

1

20.11

 

 

1

12

Конструирование фигур

1

27.11

 

 

1

13

Конструирование фигур

1

04.12

 

 

1

 

III Ребусы, кроссворды (5 час)

 

 

 

 

 

14

Знакомство с принципами составления ребусов и кроссвордов

1

11.12

 

1

 

 

15

Решение и составление ребусов

1

18.12

 

 

1

16

Знакомство с кроссвордами

1

26.12

 

 

1

17

Составление и решение кроссвордов

1

15.01

 

 

1

18

Защита проектов по составлению ребусов и кроссвордов

1

22.01

 

 

1

 

IV Логические задачи (8 час)

 

 

 

 

 

19

Знакомство с числовыми мозаиками

1

29.01.

 

1

 

20

Составление и решение числовых мозаик

1

05.02

 

 

1

21

Решение и составление задач со спичками

1

12.02

 

 

1

22

Г оловоломки со спичками

1

19.02

 

 

1

23

Знакомство с принципом Дирихле

1

26.02

 

 

1

24

Решение задач на принцип Дирихле

1

04.03

 

 

1

25

Решение задач на принцип Дирихле

1

11.03

 

 

1

26

Решение задач на принцип Дирихле

1

18.03

 

 

1

 

V Решение задач (8 час)

 

 

 

 

 

27

Решение шутливых задач

1

01.04

 

 

1

28

Задачи на доказательство от противного

1

08.04

 

 

1

29

Задачи на движение

1

15.04

 

 

1

30

Задачи на движение по реке

1

22.04

 

 

1

31

Задачи, решаемые с конца

1

29.04

 

 

1

32

Задачи на переливание

1

06.05

 

 

1

 

33

Комбинаторные задачи

1

13.05

 

 

1

34

Защита проектов

1

20.05

 

1

 

6.      Методические рекомендации

Занятия кружка рекомендованы для расширения математического кругозора и способностей учащихся

7.      Литература:

М. А. Калугин «После уроков: ребусы, кроссворды, головоломки» Ярославль, Академия развития, 2011 г.

И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин «Задачи на смекалку 5-6 кл.», Москва, «Просвещение», 2009 г.

Л. Я. Фальке «Час занимательной математики» Ставрополь, Сервисшкола, 2005.

Ф. Ф. Нагибин «Математическая шкатулка», Москва, Учпедгиз», 1961 г.

Энциклопедия головоломок: книга для детей, учителя и родителей, Москва, АСТ-Пресс, 2009 г.

Л. М.Фридман «Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика» Москва, «Школьная пресса» 2002 г.

A.                 М. Харт-Дэвис «Удивительные головоломки: 85 занимательных задач для взрослых и детей» Астрель, 2003 г.

B.                 А. Дорофеева «Страницы истории на уроках математики» Москва, «Просвещение» 2007 г.

Согласовано

Согласовано

Протокол ШМО учителей классов КРО

МБОУ СОШ № 4 От 27. 08. 2019 г. № 1 Руководитель // £; Чепурная С. Н.

заместитель директора по

ВР

 ___ Минжилиевска Е. В.

28.08.2019 г.

 

Краснодарский край Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4

Краснодарский край Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4

Изучение математики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету и выявление математических способностей

Изучение математики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету и выявление математических способностей

Тематический план программы № п/п

Тематический план программы № п/п

Формы подведения итогов реализации программы кружка -конкурсы; - соревнования; - проекты

Формы подведения итогов реализации программы кружка -конкурсы; - соревнования; - проекты

Прямоугольники. Г еометрические головоломки 1 13

Прямоугольники. Г еометрические головоломки 1 13

Решение задач на принцип Дирихле 1 04

Решение задач на принцип Дирихле 1 04

Энциклопедия головоломок: книга для детей, учителя и родителей,

Энциклопедия головоломок: книга для детей, учителя и родителей,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2020