Краснодарский край
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 МО Староминский район
ПРОГРАММА
Кружка «Математический калейдоскоп»
Класс: 5
Учитель: часов: по программе 34 часа; в неделю 1 час
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Математика: «Программы: 5-11 классы», авторы: А. Г. Мерзляк, В. Б.
Полонский, М. С. Якир и др., Москва, «Вентана-Граф» 2017 г. и пособия «Математические кружки в школе 5-8 классы» / А. В.Фарков, Москва, «Айрис-пресс», 2006 г.
Ведущее место математики в образовании человека обусловлено практической значимостью. Математика формирует интеллект и мышление, развивает представление о научных методах познания действительности, поэтому и находится на первом месте среди предметов общего образования. Задача обучения математики в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, которые необходимы в повседневной жизни и трудовой деятельности человека. Изучение математики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету и выявление математических способностей. Первые математические познания приходят к человеку с самых ранних лет, но результаты надёжны тогда, когда введения проходят на примерах обыденной и повседневной обстановки, на задачах, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью. Все эти задачи помогает решить кружок «Математический калейдоскоп». Программа содержит материал, дополняющий и расширяющий программу школы по математике. Программа рассчитана на учащихся 11-12 лет, которые склонны повысить свой математический уровень, свои способности.
Рабочая программа кружка «Математический калейдоскоп» составлена на основе авторской программы «Математика: Программы: 5-11 классы» / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир и др. М. «Вентана- Граф» 2017 г. и пособия «Математические кружки в школе 5-8 классы» /
А. В. Фарков Москва, «Айрис-пресс» 2006 г. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 34 часа.
Цель программы:
- способствовать воспитанию интереса к математике, формированию когнитивных умений (связанных с сознанием, мышлением)
Задачи программы:
- углубление и расширение знаний учащихся;
- привитие интереса к математике;
- активизация познавательной деятельности Воспитательные
- воспитание культуры личности;
- воспитание отношения к математике как части общечеловеческой культуры; - воспитание понимания значимости математики для научно-технического прогресса;
- воспитание ответственности, самодисциплины, инициативности Развивающие
- развитие ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений;
- развитие способности к преодолению трудностей, навыков самостоятельной работы, умения работать в паре, группе;
- развитие математического кругозора, творческих способностей и исследовательских умений
2. Тематический план программы
№ п/п |
Разделы программы и темы занятий |
Всего часов |
Характеристика деятельности учащихся |
|
теория |
практика |
|||
1 |
Числа и вычисления |
8 час |
3 |
5 |
2 |
Г еометрические фигуры |
5час
|
2 |
3 |
3 |
Ребусы, кроссворды |
5 час |
1 |
4 |
4 |
Логические задачи |
8 час |
1 |
7 |
5 |
Решение задач |
8 час |
1 |
7 |
3. Содержание программы
Греческая, египетская, римская и древнерусская система исчисления. Правила быстрого счёта. Числовые ребусы. Магические квадраты.
Треугольники, прямоугольники, геометрические задачи. Пространственные фигуры.
Ребусы, кроссворды Знакомство с ребусами и их составление Кроссворды. Логические задачи Числовые мозаики. Задачи со спичками. Задачи на принцип Дирихле Решение задач Занимательные и шутливые задачи. Задачи на доказательство от противного. Задачи на движение Задачи, решаемые с конца. |
5 час 8 час 8 час |
4. Предполагаемые результаты реализации программы В результате освоения программы обучающие должны знать:
- старинные системы записи чисел и чисел у других народов;
- названия больших чисел;
- свойства чисел натурального ряда, арифметические действия над натуральными числами и нулём, их свойства, понятия квадрата и куба
- приёмы счёта больших чисел;
- методы решения логических задач;
- свойства простых геометрических фигур на плоскости уметь:
- читать и записывать римские числа;
- пользоваться приёмами быстрого счёта;
- решать задачи на движения
- составлять план решения задач;
- использовать различные приёмы при решении логических задач;
- решать геометрические задачи, ребусы, кроссворды; выполнять проекты
5. Формы подведения итогов реализации программы кружка
-конкурсы;
- соревнования;
- проекты
Календарно-тематическое планирование кружка
«Математический калейдоскоп»
№ п/п |
Раздел, тема |
Кол- во часов |
Дата По плану |
По факту |
Теория |
|
|
I Числа и вычисления (8 час) |
|
|
|
|
|
1 |
Греческая и римская нумерация |
1 |
04.09 |
|
1 |
|
2 |
Индийская и арабская система исчисления |
1 |
11.09 |
|
1 |
|
3 |
Древнерусская система исчисления |
1 |
18.09 |
|
1 |
|
4 |
Правила и приёмы быстрого счёта |
1 |
25.09 |
|
|
1 |
5 |
Конкурс «Кто быстрее сосчитает» |
1 |
02.10 |
|
|
1 |
6 |
Знакомство с числовыми ребусами |
1 |
09.10 |
|
|
1 |
7 |
Решение числовых ребусов |
1 |
16.10 |
|
|
1 |
8 |
Составление числовых ребусов и их решение |
1 |
23.10 |
|
|
1 |
|
II Геометрические фигуры (5 час) |
|
|
|
|
|
9 |
Треугольники, задачи с треугольниками |
1 |
30.10 |
|
1 |
|
10 |
Прямоугольники. Г еометрические головоломки |
1 |
13.11 |
|
1 |
|
11 |
Решение задач на площади, объёмы пространственных фигур |
1 |
20.11 |
|
|
1 |
12 |
Конструирование фигур |
1 |
27.11 |
|
|
1 |
13 |
Конструирование фигур |
1 |
04.12 |
|
|
1 |
|
III Ребусы, кроссворды (5 час) |
|
|
|
|
|
14 |
Знакомство с принципами составления ребусов и кроссвордов |
1 |
11.12 |
|
1 |
|
15 |
Решение и составление ребусов |
1 |
18.12 |
|
|
1 |
16 |
Знакомство с кроссвордами |
1 |
26.12 |
|
|
1 |
17 |
Составление и решение кроссвордов |
1 |
15.01 |
|
|
1 |
18 |
Защита проектов по составлению ребусов и кроссвордов |
1 |
22.01 |
|
|
1 |
|
IV Логические задачи (8 час) |
|
|
|
|
|
19 |
Знакомство с числовыми мозаиками |
1 |
29.01. |
|
1 |
|
20 |
Составление и решение числовых мозаик |
1 |
05.02 |
|
|
1 |
21 |
Решение и составление задач со спичками |
1 |
12.02 |
|
|
1 |
22 |
Г оловоломки со спичками |
1 |
19.02 |
|
|
1 |
23 |
Знакомство с принципом Дирихле |
1 |
26.02 |
|
|
1 |
24 |
Решение задач на принцип Дирихле |
1 |
04.03 |
|
|
1 |
25 |
Решение задач на принцип Дирихле |
1 |
11.03 |
|
|
1 |
26 |
Решение задач на принцип Дирихле |
1 |
18.03 |
|
|
1 |
|
V Решение задач (8 час) |
|
|
|
|
|
27 |
Решение шутливых задач |
1 |
01.04 |
|
|
1 |
28 |
Задачи на доказательство от противного |
1 |
08.04 |
|
|
1 |
29 |
Задачи на движение |
1 |
15.04 |
|
|
1 |
30 |
Задачи на движение по реке |
1 |
22.04 |
|
|
1 |
31 |
Задачи, решаемые с конца |
1 |
29.04 |
|
|
1 |
32 |
Задачи на переливание |
1 |
06.05 |
|
|
1 |
33 |
Комбинаторные задачи |
1 |
13.05 |
|
|
1 |
34 |
Защита проектов |
1 |
20.05 |
|
1 |
|
6. Методические рекомендации
Занятия кружка рекомендованы для расширения математического кругозора и способностей учащихся
7. Литература:
М. А. Калугин «После уроков: ребусы, кроссворды, головоломки» Ярославль, Академия развития, 2011 г.
И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин «Задачи на смекалку 5-6 кл.», Москва, «Просвещение», 2009 г.
Л. Я. Фальке «Час занимательной математики» Ставрополь, Сервисшкола, 2005.
Ф. Ф. Нагибин «Математическая шкатулка», Москва, Учпедгиз», 1961 г.
Энциклопедия головоломок: книга для детей, учителя и родителей, Москва, АСТ-Пресс, 2009 г.
Л. М.Фридман «Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика» Москва, «Школьная пресса» 2002 г.
A. М. Харт-Дэвис «Удивительные головоломки: 85 занимательных задач для взрослых и детей» Астрель, 2003 г.
B. А. Дорофеева «Страницы истории на уроках математики» Москва, «Просвещение» 2007 г.
Согласовано |
Согласовано |
Протокол ШМО учителей классов КРО МБОУ СОШ № 4 От 27. 08. 2019 г. № 1 Руководитель // £; Чепурная С. Н. |
заместитель директора по ВР ___ Минжилиевска Е. В. 28.08.2019 г. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.