Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мангутская средняя общеобразовательная школа»
Называевского муниципального района Омской области
«Рассмотрено» на заседании МО Протокол №_____
«_____»_________2019 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по ВР
_________С.М.Быструшкина
«_____»________2019 г.
|
«Утверждаю» Директор МБОУ «Мангутская СОШ»
________Е.А.Штейнмарк
«______»________2019 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
ФГОС НОО
Кружка
«Познай себя»
Класс: 2
Количество часов: 66
Составитель:
Неживых Е.В.,
учитель начальных классов
Рабочая программа кружка составлена на основе авторской программы
с. Мангут
2019-2020учебный год
Планируемые результаты освоения программы
Портфолио является накопительной системой оценки личностных и метапредметных достижений учащихся 1 – 4 классов, ориентированной на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:
сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;
В результате реализации программы должно обеспечиваться достижение второклассниками:
личностных результатов:
– любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
– готовность к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности,
– способность к организации собственной деятельности;
– развитие готовности к самостоятельным действиям и принятии ответственности за их результаты;
– доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
– формирование уважительного отношения к иному мнению;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
метапредметных результатов:
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
– формирование умения находить наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
– развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, формирование научной картины мира;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
– формирование компетентности в общении, овладение навыками конструктивного поведения;
– использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
воспитательных результатов:
– духовно-нравственные приобретения, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо событии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:
Первый уровень:
– приобретение второклассниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень:
– получение второклассниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения результатов данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень:
– получение второклассниками начального опыта самостоятельного общественного действия, освоение социально приемлемых моделей поведения.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
– на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
– на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности младших школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
– на третьем уровне создаются необходимые условия для приобретения младшими школьниками элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Ожидаемый результат:
учащимся должны знать:
Что такое «портфолио»? Как собирается портфель.
Что можно положить в портфель? Разделы портфеля.
Титульный лист. Что должен содержать титульный лист? Как его оформить?
О ком и о чем я хочу рассказать? (мое имя, моя семья, мои друзья, школа, учебные предметы, мой мир увлечений, мне интересно и т.д.)
учащимся должны уметь:
обобщать свой опыт, подытоживать знания, уметь "презентовать себя"
демонстрировать свои достижения в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной
определять достижения в отдельных учебных дисциплинах и внеклассной деятельности,
систематизировать материалы по разным группам, по разным основаниям в каждой из выделенных групп,
оформлять материалы в отдельных файлах
готовить персональный материал для выставки-презентации достижений за год.
Содержание программы
Основная задача – приучить школьников собирать свои работы в отдельном месте, разобраться в собранном материале, как-то его классифицировать, систематизировать, назвать и оформить.
Разделы работы:
Выяснить, на какие группы можно разделить все материалы дневника и как эти группы назвать.
Систематизировать по разным основаниям материалы в каждой из выделенных групп, оформить эти материалы в отдельных файлах.
Определить достижения в отдельных учебных дисциплинах.
Подготовить персональный материал для выставки-презентации достижений
за год.
В результате коллективной работы портфолио приобретает свои разделы, которые со временем могут и меняться.
Роль руководителя кружка, прежде всего в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ним различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, давать советы по оформлению.
Особенно важно проявлять искренний интерес к помещаемым в портфолио работам, не оставляя без внимания деятельность ребенка по его формированию.
После размещения всех необходимых (по мнению ребенка) материалов, оставшиеся документы могут быть уничтожены, отданы учителю и т.п.
Необходимо учить детей избавляться от лишних документов, материалов и вещей.
В последующие годы разделы могут меняться, добавляться, внутреннее содержание которых также может претерпевать изменения.
Работа организована в несколько этапов: последовательно создаются отдельные разделы (а в разделах определенные рубрики) портфолио.
Ребенок учится систематической работе по сбору папки личных достижений, т.к. она является «технологией всматривания в себя, которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни».
В первом, вторых классах,
когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи
родителей ему не обойтись. Но в процессе работы неизбежно происходит процесс
осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным
результатам и осознание своих возможностей.
Общее оформление
Портфолио представляет собой папку со скоросшивателем. Все документы
вкладываются в отдельные глянцевые файлы, формата А4.
Для оформления работ используется обычная бумага формата А4, краски, ручки,
карандаши, цветная бумага, переводные картинки, наклейки и т.д.
Текст может быть написан от руки или отпечатан на компьютере, если ребенок в
состоянии с этим справиться или с помощью родителей.
Структура, содержание и оформление портфолио.
Портфолио учащегося имеет:
- титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, контактную информацию и фото учащегося (по желанию родителей (законных представителей) и учащегося) и который оформляется педагогом, родителями (законными представителями) совместно с учеником;
- основную часть, которая включает в себя:
1) раздел «Личная информация» - располагается основная информация, которая важна и интересна для ребенка: фамилия, имя и фотография ребенка, а также класс и школа.
2) раздел « Моя семья» можно поместить фотографии и рассказ о своей семье, о своем доме, контактные данные родителей
3) раздел «Мои друзья» - в этом разделе заголовки листов посвящены полезной и приятной информации о друзьях и подругах.
4) раздел «Мои впечатления» - помещаются творческие работы по итогам посещения музеев, выставок, экскурсий. Это рассказы о том, что удивило и поразило ребенка.
5) раздел « Мои достижения» - размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые листы успеваемости;
6) раздел «Мое творчество» - в этот раздел помещаются творческие работы учащихся: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка) можно поместить ее фотографию;
7) раздел « Мои увлечения» предназначен для рассказов о посещаемых кружках, увлечениях, любимой музыке или книгах
8) раздел «Отзывы и пожелания» размещается положительная оценка педагогом стараний учащегося.
Программа предполагает проведение еженедельных внеурочных занятий со школьниками во 2 классе (2 часа в неделю, всего 66 часов)
Срок реализации программы:
программа рассчитана на 1 год для детей 8-9 лет.
Режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 45 минут.
Основная форма работы - групповая.
Основные виды деятельности учащихся:
самостоятельная работа
работа в парах в группах
отбор материала
оформление материала: рисование, аппликация
систематизация работ
творческие работы
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
оформленная папка достижений «Портфолио»
презентация «Портфолио» одноклассникам и родителям.
Содержание курса
Модуль 1. Знакомьтесь, я – второклассник (16 часов)
Я – второклассник. Мое второе школьное лето. Сочинение «Мои летние каникулы». Тайны моего имени и характера. Почему мы разные? Моё дерево желаний. Мои интересы и увлечения. Как я могу помочь себе и другим. Способы саморегуляции. Волевая регуляция деятельности. Что я могу сделать, чтобы воспитать волю. Я – хозяин своих эмоций. Моя семья. Семейные традиции.
Модуль 2. Моя школа. Мой класс. Мои товарищи (14часов)
Я и моя школа. Знакомьтесь, мой любимый класс. Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. Кодекс школьной дружбы. Копилка доброго человека. Поляна добрых дел. Мои жизненные принципы.
Модуль 3. Моё здоровье (8 часа)
Самое большое сокровище в жизни. Распорядок дня. Мой распорядок дня. На зарядку становись. Карта здоровья. Гигиена тела – оставляющая здоровья. Составляем меню. Правила безопасности. Безопасный маршрут «Дом – школа».
Модуль 4. Я и мои друзья (12 часов)
Каким должен быть настоящий друг. Умею ли я дружить и можно ли этому научиться? Ссора. Почему друзья иногда ссорятся и даже дерутся? Какие у меня есть «колючки» и как избавиться от «колючек» в моём характере? Какие чувства возникают во время ссоры и драки? Как нужно вести себя, чтобы избежать ссоры? Что такое одиночество? Как не стать одиноким среди своих сверстников?
Модуль 5. Мои успехи в учёбе (12 часов)
Школьная мозаика. Учимся ставить цели. Мои цели на учебный год. Что такое ответственность и самостоятельность? Путешествие по предметным страницам.
Модуль 6. Мои достижения. Мои проектные и исследовательские работы (4 часа)
Тематическое планирование 2 класс.
№ пп |
Модуль, тема |
Формы организации учебной деятельности |
Кол-во часов |
Дата |
Модуль 1.Знакомьтесь, я – второклассник (16 часов) |
|
|
||
1 |
Я- второклассник |
Фронтальная работа. Беседа |
2 |
|
2 |
Тайны моего имени и характера. |
Фронтальная работа. Беседа |
2 |
|
3 |
Почему мы разные? Моё дерево желаний. |
Фронтальная работа. Беседа |
2 |
|
4 |
Мои интересы и увлечения. |
Групповая и индивидуальная работа |
2 |
|
5 |
Как я могу помочь себе и другим. |
Групповая и индивидуальная работа. Практикум |
2 |
|
6
|
Я – хозяин своих эмоций. |
Игровая. Проблемно-ценностное общение |
2 |
|
7 |
Моя семья. Семейные традиции. |
Утренник «День именинника» |
2 |
|
8 |
Мои мечты |
Развивающие игры |
2 |
|
Модуль 2.Моя школа. Мой класс. Мои товарищи (14 часов) |
|
|||
9 |
Я и моя школа. |
Групповая и индивидуальная работа |
2 |
|
10 |
Правила школьной дружбы. |
Групповая и индивидуальная работа |
2 |
|
11 |
Я и мой учитель |
Групповая и индивидуальная работа |
2 |
|
12 |
Копилка доброго человека. |
Групповая и индивидуальная работа |
2 |
|
13 |
Моя «учебная сила». |
Познавательная, трудовая деятельность |
2 |
|
14 |
Мои жизненные принципы. |
Игра «Тропинка к сердцу»
|
2 |
|
15 |
Школьные трудности. |
Групповая и индивидуальная работа |
2 |
|
Модуль 3.Моё здоровье (8 часа) |
||||
16 |
Я и моё здоровье. |
Групповая и индивидуальная работа |
2 |
|
17 |
Распорядок дня. Мой распорядок дня. |
Групповая и индивидуальная работа |
2 |
|
18 |
Карта здоровья. |
Групповая и индивидуальная работа |
2 |
|
19 |
Правила безопасности. Безопасный маршрут «Дом – школа». |
Групповая и индивидуальная работа |
2 |
|
Модуль 4.Я и мои друзья (12 часов) |
|
|||
20 |
Настоящий друг. |
Групповая и индивидуальная работа |
2 |
|
21 |
Умею ли я дружить? |
Групповая и индивидуальная работа |
2 |
|
22 |
Трудности в отношении с друзьями. |
Групповая и индивидуальная работа |
2 |
|
23 |
Ссора и драка. |
Групповая и индивидуальная работа |
2 |
|
24 |
«Я желаю добра ребятам в классе» |
Групповая и индивидуальная работа |
2 |
|
25 |
Хорошие качества друзей. |
Групповая и индивидуальная работа |
2 |
|
Модуль 5.Мои успехи в учёбе (12часов) |
|
|
||
26 |
Что такое сотрудничество? |
Групповая и индивидуальная работа |
2 |
|
27 |
Я умею договариваться с людьми. |
Групповая и индивидуальная работа |
2 |
|
28 |
Школьная мозаика. |
Групповая и индивидуальная работа |
2 |
|
29 |
Учимся ставить цели. Мои цели на учебный год. |
Групповая и индивидуальная работа |
2 |
|
30 |
Что такое ответственность и самостоятельность? |
Групповая и индивидуальная работа |
2 |
|
31 |
Путешествие по предметным страницам. |
Групповая и индивидуальная работа |
2 |
|
Модуль 6.Мои достижения. Мои проектные и исследовательские работы (4 часа) |
||||
32 |
Пожелания друзьям на лето |
Письмо на память |
2 |
|
33 |
Итоговое занятие. Моё портфолио |
Презентации учащихся.
|
2 |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.