

Департамент общего образования Томской области
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
634041, г. Томск, ул. Дзержинского, 19
) Телефоны (факс): (83822) 43-54-53; 43-26-69; 43-36-88.
: Электронный адрес: sch15@mail2000.ru
План деятельности учителя-дефектолога,
Моисеевой Раисы Ивановны
по сопровождению профессиональной адаптации студентов, проходящих педагогическую практику в
ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
(наставничество)
на 2024-2025 учебный год
Томск-2024-2025 гг.
«В каждом человеке есть Солнце,
только дайте ему светить!» Сократ
Пояснение
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ школьной действительности и социально-педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно.
Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. При вхождении в специальное (коррекционное) образовательное направление эмоциональный стресс вырастает кратно. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации; к принятию детей такими, какие они есть.
Организационно-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации студентов-практикантов, проходит в рамках договорных отношений между общеобразовательными организациями: ТГПУ и ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха». Образовательная организация готова принять студентов педагогического университета, организовать контроль над процессом деятельности студентов-практикантов в соответствии с графиком учебного процесса в условиях специального (коррекционного) обучения.
Организационно-педагогическое сопровождение студентов-практикантов включает:
Ø организацию индивидуальных консультаций для студентов-практикантов;
Ø профессиональное становление студента-практиканта с помощью психодиагностических процедур;
Ø помощь в организации самостоятельной работы;
Ø контроль за посещаемостью уроков, занятий;
Ø коррекцию взаимодействия наставник – студент-практикант - обучающийся в учебно-воспитательной процессе;
Ø консультирование студентов-практикантов по психофизическим особенностям детей-инвалидов, детей с ОВЗ, детей с сенсорной депривацией (нарушениями слуховых функций), коррекцию ситуаций затруднений;
Ø координацию инструктажей для студентов-практикантов;
Ø сопровождение психолого-педагогической направленности в процессе профессиональной адаптации студентов-практикантов;
Ø оказание профессионально-педагогической помощи студентам-практикантам в процессе взаимодействий с обучающимися по коррекции личностных искажений;
Ø создание в образовательной организации толерантной социокультурной среды, гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, помощи студентам-практикантам, готовности всех членов коллектива оказывать поддержку студентам-практикантам.
Цель.
Создание благоприятных условий для формирования у студентов-практикантов профессиональных педагогических знаний, умений и навыков (ЗУН), успешного применения на их на практике; профессионально-личностное развитие будущего учителя, владеющего навыками творческого подхода к профессиональной деятельности и профессионального поведения.
Задачи.
1. Главная задача наставника – способствовать полноценному участию студентов в учебной и внеучебной жизни образовательной организации, гарантируя студентам равный доступ к информации во время педагогической деятельности.
2. Провести диагностику успешности работы через анкеты-опросники: «Моё педагогическое предпочтение», «Мои педагогические компетенции», «Моя профессиональная направленность».
2. Учить планировать свою педагогическую деятельность, уметь расставлять приоритеты в профессиональной педагогической деятельности.
3. Формировать потребность в непрерывном самообразовании, умение управлять личным эмоциональным состоянием в процессе взаимодействия с обучающимися.
4. Повышать познавательную активность и мотивацию студентов к педагогической деятельности, через оказание практической помощи в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства.
5. Оказать помощь в формировании собственных взглядов на различные концепции воспитания и обучения в современной школе.
6. Формировать готовность принимать решения в интересах развития и саморазвития личности ученика и готовности к инновационной деятельности в сфере образования, к овладению её средствами.
Формы и методы.
1. Анкетирование: «Моя педагогическая деятельность», «Мои педагогические компетенции», «Моя профессиональная направленность».
2. Собеседование с наставником.
3. Изучение инструкций (как вести классный журнал, электронный журнал, личные дела обучающихся; знакомство с едиными требованиями по заполнению и дневников и тетрадей).
4. Организация круглых столов с членами методического объединения.
5. Посещение мероприятий урочной и внеклассной деятельности.
6. Самостоятельное проведение занятий.
7. Семинары, тренинги.
8. Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию.
Принципы организации педагогической практики.
1. Единство теоретической и практической подготовки на всех этапах прохождение педагогической практики.
2. Единство общепедагогической, психологической и специальной (коррекционной) подготовки.
3. Профессионально-личностный подход, предполагающий дифференцированное развитие индивидуальных возможностей студента-практиканта в творческом овладении педагогическими умениями для становления стиля деятельности.
4. Системный подход к формированию содержания педагогической практики.
5. Психолого-педагогическое, индивидуально-дифференцированное сопровождение студентов, проходящих педагогическую практику.
Виды работ студентов, проходящих педагогическую практику в ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха».
1. Анализ структур и основных направлений педагогической деятельности в образовательном учреждении.
2. Посещение уроков в закреплённом классе, наблюдение взаимоотношения учеников друг с другом, с наставником, учителями; их социальное окружение, стили общения.
3. Обоснование цели и задач воспитания и обучения на основе полученных данных.
4. Участие в организации и подготовке творческих дел совместно с учениками.
5. Овладение методами и приёмами ведения уроков, самостоятельная разработка уроков по специальности.
6. Знакомство с новыми технологиями специального (коррекционного) обучения.
7. Изучение личных дел и медицинских карт с целью выявления контингента учащихся с дисгармонией развития и хроническими заболеваниями.
8. По итогам практики студенты составляют документацию с помощью наставника для отчёта и передают групповому руководителю:
Ø индивидуальный план (подшивается в личное дело студента);
Ø конспект урока по специальности с дидактическим материалом;
Ø конспект внеурочного занятия по предмету;
Ø задание по педагогике;
Ø психолого-педагогическую характеристику личности одного ученика;
Ø характеристику класса (с помощью наставника);
Ø таблицу показателей физического развития и хронических заболеваний школьников;
Ø отчёт о педпрактике.
Обязанности и права наставника.
1. Наставник обязан знать требования законодательства в сфере образования
2. Составлять план работы со студентами-практикантами после согласования с руководителем методического объединения учителей школы и заместителем директора по УР, по ВР работе.
3. Изучать личностные качества студента-практиканта, способствовать созданию оптимальных условий для его адаптации в педагогическом коллективе.
4. Мотивировать и поощрять студента-практиканта к саморазвитию и самосовершенствованию.
5. Оказывать индивидуальную помощь в овладении теоретическими знаниями и практическими навыками в профессиональной деятельности.
6. Способствовать раскрытию творческого потенциала студента-практиканта.
7. Наставник имеет право корректировать план работы студента-практиканта.
8. Наставник имеет право использовать различные формы деятельности, вносить предложения администрации на рассмотрение о поощрении студента-практиканта.
Права и обязанности студентов-практикантов.
1. Студент-практикант имеет право по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к наставнику, руководителю практики вуза, к администрации образовательно-воспитательного учреждения.
2. Вносить предложения по совершенствованию образовательно-воспитательного процесса, организации педпрактики.
3. Участвовать в конференциях, совещаниях, педсоветах; пользоваться библиотекой, кабинетами и находящимися в них учебно-методическими пособиями.
4. Студент-практикант обязан изучать нормативные документы, методические рекомендации, инструктивные письма.
5. Совершенствовать свой культурный уровень.
6. Отчитываться о результатах своей деятельности наставнику, заместителю директора по УР, по ВР, руководителю образовательной организации.
Материально-техническое обеспечение для прохождения практики.
1. Оптимизация учебного процесса с использованием сурдотехнических средств.
2. Наличие звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств и других технических средств приёма-передачи учебной информации в доступных формах для студентов, проходящих педагогическую практику.
3. Индивидуальные аппараты, фонетический экран.
4. Оборудование компьютерной техникой, аудиотехникой (акустический усилитель и колонки), видеотехникой (мультимедийный проектор, телевизор).
5. Подборка видеоматериалов.
Памятки-буклеты для молодых специалистов:
Ø обязанности классного руководителя;
Ø организация работы с особенными учениками;
Ø анализ и самоанализ урока;
Ø как правильно организовать работу с родителями (беседы, собрания и др.).
План работы по сопровождению профессиональной адаптации студентов, проходящих педагогическую практику на 2024-2025 учебный год
| 
 № п/п  | 
 Планируемые мероприятия  | 
 Срок исполнения  | 
 Форма работы  | 
 Результат  | 
| 
 1.  | 
 Тема: «Расскажите о себе» (определение круга вопросов, интересов, проблем). Тема: «Правила внутреннего распорядка и режим работы образовательного учреждения». Анкетирование и диагностика студентов-практикантов (на начало). Презентация: «Наша школа – наш дом»  | 
 Август 3-я декада 2024  | 
 Круглый стол Собеседование Диагностика Анкетирование  | 
|
| 
 2.  | 
 Ознакомление с нормативной базой введения ФГОС НОО с 2016 года. Ознакомление с психофизиологическими особенностями обучающихся с нарушениями слуха. Школьная документация (личные дела, медицинские карточки)  | 
 Сентябрь 1-ая декада 2024  | 
 Консультация Инструктаж Ознакомление  | 
|
| 
 3.  | 
 Оказание помощи в составлении календарно-тематического планирования по предмету и составление плана в закрепленных классах. Оформление классного журнала, журналов индивидуально-групповых, факультативных и кружковых занятий. Родительское собрание у наставника. Посещение уроков практикантами с целью оказания методической помощи  | 
 Сентябрь 2-ая декада 2024  | 
 Планирование Инструктаж Наблюдение Анализ собрания Оценивание  | 
|
| 
 4.  | 
 Правила оформления школьной документации, классных журналов. Практическое занятие для молодых специалистов: «Планирование учебного материала: тематическое и поурочное планирование». Формы и методы работы на уроке  | 
 Сентябрь 3-я декада 2024  | 
 Практическая деятельность Оценивание  | 
|
| 
 5.  | 
 Выбор темы по самообразованию. Практическое занятие «Современный урок и его анализ». «Работа с тетрадями, дневниками, личными делами учащихся» (единые требования). Работа со школьной документации  | 
 Октябрь 1-ая декада 2024  | 
 Практическая деятельность Консультирование  | 
|
| 
 6.  | 
 Участие в разработке (доработке) учебно-дидактических материалов. Участие в оформлении учебного кабинета. Организация уроков студентов-практикантов учителем-наставником с целью оказания методической помощи. Презентация: «Помощь наставника»  | 
 Октябрь 2-ая декада 2024  | 
 Практическая деятельность Консультирование Инструктирование  | 
|
| 
 7.  | 
 Оформление отчётной документации по итогам I четверти. Заседание Методического объединения отделения слабослышащих детей  | 
 Октябрь 3-я декада 2024  | 
 Собеседование Практикум Участие  | 
|
| 
 8.  | 
 Знакомство с методикой подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам по предмету. Самообразование, определение и выбор темы  | 
 Ноябрь 1-ая декада 2024  | 
 Практикум Консультация  | 
|
| 
 9.  | 
 Подбор литературы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов Интернета. Знакомство с педагогическими сайтами. Знакомство с условиями аттестации на 1 квалификационную категорию Посещение уроков молодых специалистов с целью оказания методической помощи  | 
 Ноябрь 2-ая декада 2024  | 
 Индивидуальная работа Консультации Анализ Самоанализ  | 
|
| 
 10.  | 
 Практическое занятие: «Планирование учебного материала: тематическое и поурочное планирование». Презентационные материалы  | 
 Ноябрь 3-я декада 2024  | 
 Практическая работа Консультация  | 
|
| 
 11.  | 
 Составление характеристики на обучающегося с учётом психофизиологический особенностей ребёнка. Степень комфортности молодого учителя в педагогическом коллективе  | 
 Декабрь 1-ая декада 2024  | 
 Консультация Беседа Анализ  | 
|
| 
 12.  | 
 Организация студентом урока по предложенной схеме с последующим анализом. Наблюдение за коммуникативным поведением студента-практиканта с обучающимися  | 
 Декабрь 2-ая декада 2024  | 
 Наблюдение Анализ Практическая деятельность  | 
|
| 
 13.  | 
 Общие вопросы методики проведения внеурочных мероприятий по образовательным предметам с учащимися. Изучение основ исследовательской деятельности с учащимися по предмету. Анализ работы за первое полугодие. Степень комфортности молодого учителя в пед. коллективе  | 
 Декабрь 3-я декада 2024  | 
 Консультация Индивидуальная работа Беседа Анализ  | 
|
| 
 14.  | 
 Участие в заседании методического объединения. Занятие «Современные образовательные технологии в учебном процессе». Подготовка к самоанализу открытых уроков. Посещение молодыми специалистами уроков педагога-наставника. Организация и проведение уроков с использованием здоровье сберегающих технологий  | 
 Январь 2-ая декада 2025  | 
 Наблюдение Заседание МО Практикум Консультация Самоанализ  | 
|
| 
 15.  | 
 Успешность работы молодого специалиста. Практическое занятие «Психолого-педагогический подход к учащимся, предупреждение педагогической запущенности». Отчёт студентов-практикантов о работе по теме самообразования. Посещение уроков наставником с целью оказания методической помощи, студентам-практикантам  | 
 Январь 3-я декада 2025  | 
 Практическая деятельность Диагностика Отчёт Посещение  | 
|
| 
 16.  | 
 Общие положения по созданию портфолио студента-практиканта. Структура содержания и порядок ведения портфолио. Оценивание материалов портфолио. Применение в работе информационных технологий. Посещение молодыми специалистами уроков педагога-наставника  | 
 Февраль 1-ая декада 2025  | 
 Индивидуальная работа Консультация Оценивание Анализ Наблюдение  | 
|
| 
 17.  | 
 Практическая помощь в подготовке открытого урока в рамках школы Практическое занятие: «Методы активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ»  | 
 Февраль 2-ая декада 2025  | 
 Наблюдение Посещение  | 
|
| 
 18.  | 
 Практическое занятие: «Изучение уровня воспитанности учащихся». Посещение молодыми специалистами уроков педагога – наставника. Разработка технологической карты урока на основе презентации: «Механизмы составления карты урока»  | 
 Февраль 3-я декада 2025  | 
 Наблюдение Диагностика Анкетирование Индивидуальная работа консультация  | 
|
| 
 19.  | 
 Участие в заседании МО (выступление по теме самообразования). Проведение внеклассного мероприятия по предмету с учащимися Практическая помощь в подготовке открытого урока в рамках школы. Открытые уроки молодых специалистов. Посещение классных часов, организованных студентами-практикантами, их анализ  | 
 Март 1-ая декада 2025  | 
 Анализ Наблюдение Индивидуальная консультация Беседа Пояснение  | 
|
| 
 20.  | 
 Диагностика: «Степень комфортности студента-практиканта в педагогическом коллективе». Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников  | 
 Март 2-ая декада 2025  | 
 Синтез Анализ Беседа Консультация  | 
|
| 
 21.  | 
 Практическое занятие: «Инновационные процессы в обучении. Новые образовательные, педагогические технологии». Проектная деятельность в начальной школе  | 
 Март 3-я декада 2025  | 
 Практическая деятельность  | 
|
| 
 22.  | 
 Тема: «Правила работы с личными делами учащихся». Тема: «Анализ урока. Виды анализа урока». Тема: «Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Посещение уроков, внеклассных занятий молодого специалиста Посещение наставником, педагогами открытых уроков  | 
 Апрель 1-ая декада 2025  | 
 Консультация Практикум Наблюдение Консультация Наблюдение Анализ  | 
|
| 
 23.  | 
 Работа с тетрадями и дневниками учащихся. Выполнение единых требований по орфографическому режиму.  | 
 Апрель 2-ая декада 2025  | 
 Консультация Беседа  | 
|
| 
 24.  | 
 Отчёт учителя-наставника о работе студента-практиканта. Степень выраженности личностных качеств  | 
 Апрель 3-я декада 2025  | 
 Анализ  | 
|
| 
 25.  | 
 Отчёт студентов-практикантов о проделанной работе. Составление личной карты самообразования. Уровень сформированности организационных и коммуникативных умений студента-практиканта. Работа с родителями (содержание, формы и методы работы)  | 
 Май 1-ая декада 2025  | 
 Сообщение Анализ Помощь Консультация Беседа  | 
|
| 
 26.  | 
 «Формы и методы определения уровня ЗУН учащихся и сравнительного анализа». Отчёт о результатах работы по теме самообразования. Выбор методической темы по самообразованию на новый учебный год  | 
 Май 2-ая декада 2025  | 
 Практическая деятельность Консультация  | 
|
| 
 27.  | 
 Собеседование по итогам работы года (успеваемость, качество). Выполнение учебных программ и их анализ. Качество успеваемости учащихся. Практическая помощь в оформлении журналов, выставлении итоговых оценок. Совместное составление отчётной презентации: «Педагог – это звучит гордо!»  | 
 Май 3-я декада 2025  | 
 Беседа Практическая деятельность Анализ Подведение итогов  | 
Кадровое сопровождение
Научный руководитель, к.п.н. доцент кафедры дошкольного образования и логопедии: Мёдова Наталия Анатольевна
Врач Межведомственного Центра психического здоровья НИИПЗ СО РАМН, к.м.н.: Карауш Ирина Сергеевна
Заместитель директора по УР: Фролова Наталья Степановна
Учитель-наставник: Моисеева Раиса Ивановна
Таким образом: план деятельности учителя по сопровождению студентов-практикантов даёт возможность начинающим педагогам:
Ø ознакомиться с образовательной организацией, в которой проводится практика, с проблемами и перспективами её развития;
Ø оценить условия обучения и воспитания с точки зрения гигиены, физиологии, психологии и педагогики;
Ø изучить учебные программы по предмету, планы работы школы, методические пособия, состояние учебно-воспитательной работы в классе;
Ø рассмотреть уровень умственного, физического, нравственного развития детей, состояния их здоровья;
Ø подготовить дидактический материал и наглядные пособия к проводимым мероприятиям;
Ø самостоятельно организовать отдельные виды внеклассной деятельности обучающихся с включением направлений: коррекционного, творческого, оздоровительного, игрового;
Ø взглянуть глазами педагога на характер взаимоотношений учителя и учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.
Дневник наставника Моисеевой Р.И. по сопровождению профессиональной адаптации студентов-практикантов на 2024/2025 учебный год
| 
 № п/п  | 
 Месяц, год 2024/2025  | 
 Организация и содержание деятельности  | 
 Отметка о посещении  | 
|
| 
 Педагог-наставник  | 
 Студент-практикант 
  | 
|||
| 
 1.  | 
 Август 2024  | 
 Беседа: «Традиции школы-интерната. Ближайшие и перспективные планы школы-интерната». Анкетирование  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 2.  | 
 Сентябрь 2024 
  | 
 Инструктаж: «Нормативно – правовая база школы-интерната» (программы, государственные стандарты)  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 3.  | 
 Сентябрь 2024 
  | 
 Инструктаж: «Правила внутреннего распорядка школы-интерната для обучающихся с ОВЗ»  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 4.  | 
 Октябрь 2024 
  | 
 Практическое занятие: «Составление календарно-тематического планирования, знакомство с коррекционно-методической литературой, поурочное планирование»  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 5.  | 
 Октябрь 2024 
  | 
 Изучение инструкций: «Как вести классный журнал, личные дела обучающихся; знакомство с едиными требованиями»  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 6.  | 
 Ноябрь 2024 
  | 
 Посещение уроков Цель: знакомство с работой, выявления затруднений, оказания методической помощи  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 7.  | 
 Ноябрь 2024 
  | 
 Практическое занятие: Требования к плану воспитательной работы. Методы познания личности. План – характеристика класса. Тематика родительских собраний  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 8.  | 
 Декабрь 2024 
  | 
 Методические разработки. Требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке. Типы, виды, формы урока  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 9.  | 
 Декабрь 2024  | 
 Практическое занятие: «Как работать с ученическими тетрадями» (изучение инструкции, рекомендации при проверке тетрадей). «Обучение составлению отчётности по окончанию четверти»  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 10.  | 
 Январь 2025  | 
 Занятия: «Работа со школьной документацией»  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 11.  | 
 Январь 2025 
  | 
 Индивидуальная беседа: «Психолого – педагогические требования к проверке, учёту и оценке знаний обучающихся»  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 12.  | 
 Февраль 2025 
  | 
 Беседа: «Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся. Индивидуальный подход в организации учебной деятельности»  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 13.  | 
 Февраль 2025 
  | 
 Тренинг: «Учусь строить отношения». «Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций между детьми»  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 14.  | 
 Март 2025 
  | 
 Обмен мнениями по теме: «Факторы, которые влияют на качество преподавания»  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 15.  | 
 Март 2025 
  | 
 Дискуссия: «Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский,демократический). Преимущества демократического стиля общения»  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 16.  | 
 Апрель 2025 
  | 
 Беседа: «Виды контроля, их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала»  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 17.  | 
 Апрель 2025 
  | 
 Анализ процесса адаптации молодого специалиста: «Индивидуальное собеседование по выявлению сильных и слабых сторон молодого специалиста в процессе педагогической деятельности»  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 18.  | 
 Май 2025 
  | 
 Анкетирование: «Профессиональные затруднения». Степень комфортности нахождения в коллективе». «Оценка собственного квалификационного уровня студентом и педагогом-наставником»  | 
 
  | 
 
  | 


Департамент общего образования Томской области
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
634041, г. Томск, ул. Дзержинского, 19
) Телефоны (факс): (83822) 43-54-53; 43-26-69; 43-36-88.
: Электронный адрес: sch15@mail2000.ru
Отчёт педагога-наставника
Моисеевой Раисы Ивановны
(Ф.И.О. наставника)
о работе со студентами-практикантами: _1.___________________________________
_2.___________________________________
_3.___________________________________
_4.___________________________________
_5.___________________________________
_6.___________________________________
_7.___________________________________
_8.___________________________________
_9.___________________________________
(Ф.И.О. студентов-практикантов)
Томск-2024/2025 учебный год
rimoiseeva@list.ru
1. Организация и проведение мероприятий наставником
(студенты-практиканты в качестве наблюдателей)
| 
 № /П  | 
 Дата посещения  | 
 Тема мероприятия  | 
 Формы воспитательной работы  | 
 Коррекционно-оптимальные  | 
|
| 
 методы  | 
 приёмы  | 
||||
| 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
2. Организация и проведение мероприятий студентами-практикантами
| 
 № п/п  | 
 Дата посещения  | 
 Тема мероприятия  | 
 Формы воспитательной работы  | 
 Выявленные пробелы  | 
|
| 
 плюс  | 
 минус  | 
||||
| 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
3. Проведение консультаций педагогом-наставником по работе со школьной документацией и по организации образовательного процесса
(урочная, внеклассная деятельность)
| 
 Дата проведения  | 
 Тематика консультаций и бесед (примерная)  | 
| 
 
  | 
 Формирование индивидуального стиля педагогической деятельности  | 
| 
 
  | 
 Учебный план-программа, тематическое планирование, поурочное планирование  | 
| 
 
  | 
 Методические требования к современному уроку  | 
| 
 
  | 
 Помощь в проведении открытых уроков и внеклассных мероприятий  | 
| 
 
  | 
 Соблюдение на уроке санитарно-гигиенических требований к обучению школьников с особыми образовательными потребностями  | 
| 
 
  | 
 Основы дидактики урока. Практикум по анализу урока  | 
| 
 
  | 
 Индивидуализация и дифференциация в обучении: различия, методы  | 
4. Краткий обзор профессиональных затруднений студента-практиканта в процессе практики
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Мероприятия по устранению профессиональных затруднений студента-практиканта
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Оценка педагогической деятельности студента-практиканта
(использование эффективных методических, психолого-педагогических, коррекционных приёмов)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог-наставник _______________________________/ ______________________
подпись (Ф.И.О.)
Студент-практикант_______________________/ ____________________________
подпись (Ф.И.О.)
2024/2025 учебный год
Заключение
по итогам адаптации к педагогической деятельности
студента-практиканта
Ф.И.О., должность:
Период адаптации:
Выполнены следующие виды работ:
1. Посещено мероприятий, в том числе общешкольные праздничные мероприятия, самоподготовок;
2. Проведено тематических консультаций, бесед.
Оценка прохождения первичной адаптации
| 
 Критерии оценки  | 
 Комментарии, отзывы  | 
| 
 Влияние работы на психофизическое состояние ДА, НЕТ  | 
 Работа не вызывает чувства напряжения, страха, неуверенности  | 
| 
 Овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками ДА, НЕТ  | 
 Молодой специалист овладел необходимым объёмом знаний и навыков  | 
| 
 Поведение ДА, НЕТ  | 
 Поведение молодого специалиста отвечает требованиям устава школы  | 
| 
 Удовлетворённость родителями деятельностью педагога ДА, НЕТ  | 
 Показатели жизнедеятельности воспитанников устраивают родителей и соответствуют установленным нормам.  | 
| 
 Оценка педагогической деятельности ДА, НЕТ  | 
 Молодой специалист считает оценку своего трудового вклада справедливой  | 
| 
 Отношение воспитанников к молодому педагогу ДА, НЕТ  | 
 Пользуется уважением, любовью и признательностью учеников  | 
| 
 Рефлексия ДА, НЕТ  | 
 Удачу в профессиональной деятельности связывает с жизненным успехом  | 
Заключение:
1. Период адаптации прошёл ______________.
2. Требуется дополнительная профподготовка по следующим направлениям: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наставник: Р.И. Моисеева (подпись) ___________ (дата) _______ г.
Анкета-опросник: «Моё педагогическое предпочтение»
(на начало сопровождения)
Ф.И.О. студента _________________________________ Дата:__________________
Составлена:
Моисеевой Раисой Ивановной
Уважаемый коллега!
Ответьте на вопросы. Возможные ответы: ДА, НЕТ, НЕ УВЕРЕН (Н/У)
| 
 Вопросы  | 
 Фиксирование ответов  | 
||
| 
 да  | 
 нет  | 
 Н/У  | 
|
| 
 Умеете ли Вы планировать свою деятельность?  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 При наличии методических рекомендаций, может ли Вы без помощи наставника подготовить конспект урока?  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Испытываете ли Вы трудности при прогнозе результата деятельности ученика?  | 
 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Легко ли Вам применять индивидуально-дифференцированный подход к обучению?  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Стоит ли применять в педагогической практике деятельностный метод обучения?  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Приемлемо ли с Вашей стороны использовать разные формы организации деятельности младших школьников на уроке?  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Испытываете ли Вы трудности при оценивании результатов деятельности младших школьников на уроке?  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Как Вы считаете, оптимизация процесса обучения повышает мотивацию и обучаемость?  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Важен ли для учащихся навык самоконтроля? Ваше мнение.  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Приемлемо ли использование технологических карт, либо схем в процессе обучения? Ваше мнение.  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Может ли проанализировать уроки коллег по заданной схеме?  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Используете ли Вы методические материалы, предложенные педагогическими Интернет-сайтами?  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Владеет ли самоанализом урока?  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Важны ли Вам мнения наставника?  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Имеете ли Вы «Методическую копилку», «Педагогический портфель»?  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
Спасибо!
Анкета-опросник: «Мои педагогические компетенции»
(на начало сопровождения)
Ф.И.О. студента _________________________________ Дата:__________________
Составлена:
Моисеевой Раисой Ивановной
Уважаемый коллега!
Ответьте на вопросы. Возможные ответы: ДА, НЕТ, НЕ УВЕРЕН (Н/У)
| 
 Вопросы по наличию организационных компетенций  | 
 Фиксирование ответов  | 
||
| 
 да  | 
 нет  | 
 Н/У  | 
|
| 
 Имеете ли Вы опыт по проведению уроков разной целевой направленности?  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Можете ли Вы планировать свою деятельность, ставить цель, задачи?  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Вопросы по наличию коммуникативных компетенций  | 
 Фиксирование ответов  | 
||
| 
 да  | 
 нет  | 
 Н/У  | 
|
| 
 Поддерживаете ли Вы демократический стиль общения с учащимися?  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Легко ли Вам управлять личным эмоциональным состоянием в процессе общения с детьми?  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Вопросы по наличию информационных компетенций  | 
 Фиксирование ответов  | 
||
| 
 да  | 
 нет  | 
 Н/У  | 
|
| 
 Изучаете ли Вы нормативные документы?  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Пополняете ли Вы «Методическую копилку», «Педагогический портфель»?  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Вопросы по наличию управленческих компетенций  | 
 Фиксирование ответов  | 
||
| 
 да  | 
 нет  | 
 Н/У  | 
|
| 
 Умеете ли Вы ставить цель и достигать её?  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Легко ли Вам определять учебные задачи?  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Объективно ли Вы оцениваете деятельность учащихся?  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Анализируете ли Вы собственную деятельность?  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Определяете ли Вы проблемы в педагогической деятельности?  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Можете ли Вы организовать работу по их устранению?  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
Спасибо!
Анкета-опросник: «Моя профессиональная направленность»
(на конец сопровождения)
Ф.И.О. студента _________________________________ Дата:__________________
Составлена:
Моисеевой Раисой Ивановной
Уважаемый коллега! Отметьте, пожалуйста, какую форму профессионального уровня Вы предпочитаете.
Возможные ответы: ДА, НЕТ, НЕ УВЕРЕН (Н/У)
| 
 Вопросы по определению позиции  | 
 Фиксирование ответов  | 
||
| 
 да  | 
 нет  | 
 Н/У  | 
|
| 
 Анализ педагогических ситуаций  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Решение ситуаций путём деловых и ролевых игр  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Общение в неофициальной обстановке  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Наблюдение, мониторинг, опрос (выбрать и вписать)  | 
 
  | 
||
| 
 Работа в творческих группах  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Посещение уроков, занятий с последующим их анализом  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Какая форма для Вас более приемлема: обмен опытом в форме выступлении, реферат, доклад, презентация, выпуск буклета (выбрать и вписать)  | 
 
  | 
||
| 
 Консультации  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Дискуссии  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Семинары, тренинги, форумы или любые другие практические занятия (выбрать и вписать)  | 
 
  | 
||
| 
 Составление памяток, инструкций, рекомендаций  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Участие в профессиональных конкурсах  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Создание «Дневника достижений», «папки Самопрезентация», «Портфолио» (выбрать и вписать)  | 
 
  | 
||
| 
 Индивидуальная помощь наставника  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Создание методической копилки, разработка дидактических пособий, составление презентации (выбрать и вписать)  | 
 
  | 
||
| 
 Другое  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
Спасибо!
Анкета-опросник: «Мой педагогический выбор»
(на конец сопровождения)
Ф.И.О. студента _________________________________ Дата:__________________
1. Удовлетворяет ли Вас уровень методического сопровождения, взаимодействия с наставником?
ü Да
ü Нет
ü Частично
2. В каких направлениях организации образовательного процесса Вы продолжаете испытывать трудности?
ü в календарно-тематическом планировании
ü в проведении уроков
ü в проведении внеклассных мероприятий
ü в общении с учащимися, их родителями
3. Представляет ли для Вас трудность:
ü формулировать цели урока
ü мотивировать деятельность учащихся
ü формулировать вопросы проблемного характера
ü активизировать учащихся в обучении
ü организовывать сотрудничество между учащимися
ü развивать творческие способности учащихся
ü другое (допишите)______________________________________________
4. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы Вы предпочтение в первую, вторую и т.д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
ü самообразованию
ü курсам повышения квалификации
ü мастер-классам
ü индивидуальной помощи со стороны наставника
ü методическим неделям уровней образования
ü предметным МО
5. Если бы Вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то, в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
ü типы уроков, методика их подготовки и проведения
ü методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе
ü методы формирования положительной мотивации к обучению
ü учёт и оценка знаний учащихся
ü психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов
ü урегулирование конфликтных ситуаций
ü формы работы с родителями
ü формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися
ü другое (допишите) ________________________________________________
Спасибо!
Личная карточка студента-практиканта
Составлена:
Моисеевой Раисой Ивановной
| 
 Личные данные  | 
 Информация  | 
| 
 Фамилия, имя, отчество  | 
 
  | 
| 
 Пол  | 
 
  | 
| 
 Дата рождения  | 
 
  | 
| 
 Место рождения  | 
 
  | 
| 
 Гражданство  | 
 
  | 
| 
 Образование (в каком учебном заведение проходит обучение)  | 
 
  | 
| 
 Годы обучения  | 
 
  | 
| 
 Семейное положение холост (не замужем)  | 
 
  | 
| 
 Домашний телефон Сотовый телефон  | 
 
  | 
| 
 Домашний адрес  | 
 
  | 
| 
 Прописка  | 
 
  | 
| 
 Личная подпись  | 
 
  | 
| 
 Дата заполнения  | 
 
  | 
Интернет-источники:
http://megalektsii.ru/s72040t3.html
http://www.pitportal.ru/samples_docs/personal/9042.html
http://www.hr-portal.ru/pages/poloj/pon2.php
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_85885/
https://ru.wikipedia.org/wiki
http://obrazec.org/43/polozhenie_o_nastavnichestve.htm
http://www.menobr.ru/article/5920-polojenie-o-nastavnichestve
http://school268.spb.ru/wp-content/uploads/2014/03/17.25.
http://www.school688.ru/normativnaya-baza/nastavnichestvo.html
Мухтярова Э.И., канд. филос. наук, заместитель директора по научно-методической работе, учитель истории, обществознания высшей квалификационной категории, МАОУ «Лицей № 78 имени А. С. Пушкина», г. Набережные Челны, Республика Татарстан. 2013 г.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.