Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Балаково Саратовской области
Рабочая программа по внеурочной деятельности направление духовно-нравственное кружок « Школа вежливых наук», срок реализации программы 1год учащихся в возрасте от 8 до 9 лет 2А класс 2020-2021 учебный год Руководитель Печенкина Марина Владимировна
|
|
|
Пояснительная записка
Программа кружка «Школа вежливых наук» относится к духовно-нравственному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС .
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Программа «Школа вежливых наук» может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На занятиях присутствует весь класс или группа учащихся 8 – 10 человек.
«Школа вежливых наук» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Программа расчитана на 36 часов в год во 2А классе с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
В ходе реализации программы будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
Ученик научится и получит возможность
-Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним
Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД:
· понимание и сохранение учебной задачи
· адекватное восприятие оценки учителя и окружающих
· Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
· Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
Познавательные УУД:
· включение в творческую деятельность учителя
· Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
· Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.
· Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
· Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.
· Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
· Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
· Слушать и понимать речь других.
· Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
· Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и с взрослыми).
Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
· Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих
· Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
· Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
· В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить
Содержание учебной темы с основными формами организации учебных занятий и основными видами учебной деятельности
Этика общения -7часов. Если песни петь, с ними веселей Познавательная беседа. Игра.Добрым жить на белом свете радостно. Путешествие в сказку. Конкурс рисунков Добро творить – себя веселить. Посещение выставочного зала. Рисунки. Подумай о других. Познавательная беседа. Чтение отрывка из сказки. Инсценирование. Подарок коллективу. Урок-сюрприз. Игры Делу – время, потехе – час. Работа с пословицами. Практическая работа. Работа в группах. Чего в другом не любишь, того и сам не делай Познавательная беседа. Игра
Этикет-8 часов. По правилам этикета. Беседа. Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач. Инсценирование.
Приглашение к столу Практическое занятие. Разыгрывание ситуаций. Игра.. Вот школа, дом, где мы живем. Сценки-миниатюры.
Вот магазин, куда идем Познавательная беседа. Разыгрывание ситуаций. Посещение магазина. Дороги, транспорт, пеший путь. Познавательная беседа. Игра. Практическое занятие на улицах города. Лес, речка, луг, где можно отдохнуть. Путешествие на лесную полянку. Лес, речка, луг, где можно отдохнуть. Путешествие на лесную полянку В гостях у Вежи. Праздник..
Этика отношение с окружающими- 9 часов.
Подари другому радость. Познавательная беседа. Игра. От чего зависит настроение. Познавательная беседа. Игра. Не стесняйтесь доброты своей. Познавательная беседа. Игра. Мой дом – моя семья Дискуссия. В труде человек хорошеет. Познавательная беседа. Практическое занятие.
Все на белом свете солнышкины дети. Путешествие в сказку. Просмотр мультфильма. Поздравляем наших мам. Праздник. Рисунки. Со взрослыми и сверстниками. Познавательная беседа. Игра. Работа с пословицами. Цени доверие других. Познавательная беседа. Путешествие на детский остров.
Этика отношений в коллективе-10 часов. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Познавательная беседа. Игра. Советуем друг другу. Познавательная беседа. Просмотр отрывка сказки. Общее и особенное для мальчиков и девочек. Познавательная беседа. Игра. Поговорил бы кто со мной. Путешествие в весенний парк. Практическая работа. Поговорил бы кто со мной. Путешествие в весенний парк. Практическая работа. Путешествие по весеннему лесу. Экскурсия. Подарок коллективу. Урок – сюрприз. Делаем газету. Познавательная беседа. Игра. Посещение типографии. Делаем газету. Познавательная беседа. Игра. Посещение типографии. Доброта что солнце. Праздник.
Формы организации занятий: экскурсии, секции, олимпиады, викторины, конкурсы, фестивали, проекты, соревнования, поисковые исследования, посещение театров, через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.
Виды учебной деятельности: игровая, познавательная, досугово — развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное и техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно- оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность, исследовательская деятельность и др.;
Список литературы:
1.Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников - Москва,2003.-253с.
2.Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности
// Завуч начальной школы.-2004.-№3.-С.71-125
3. Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности
// Завуч начальной школы.-2004.-№4.-С.69-142
4. Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности
// Завуч начальной школы.-2006.-№5.-С.79 -131
5. Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности
// Завуч начальной школы.-2006.-№6.-С.47- 125
6.Интернетресурсы.
Календарно- тематическое планирование
№ |
Содержание работы |
Количество часов |
Теория |
Практика |
Дата по плану |
Дата по факту |
Характеристика основной деятельности |
1 |
Если песни петь, с ними веселей Познавательная беседа. Игра. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Умение общаться в коллективе |
2 |
Добрым жить на белом свете радостно. Путешествие в сказку. Конкурс рисунков |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Развивать творческие способности |
3 |
Добро творить – себя веселить. Посещение выставочного зала. Рисунки |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Поведение в обществе |
4 |
Подумай о других. Познавательная беседа. Чтение отрывка из сказки. Инсценированние сказки. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
коммуникабельность. Что это? Учить ролевым играм. |
5 |
Подарок коллективу. Урок-сюрприз. Игры. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Развивать творческие способности |
6 |
Делу – время, потехе – час. Работа с пословицами. Практическая работа. Работа в группах. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Развивать творческие способности |
7 |
Чего в другом не любишь, того и сам не делай. Познавательная беседа. Игра. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Умение общаться в коллективе |
8 |
По правилам этикета. Беседа. Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач. Инсценирование. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Умение общаться в коллективе |
9 |
Приглашение к столу Практическое занятие. Разыгрывание ситуаций. Игра.. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Учить ролевым играм. |
10 |
Вот школа, дом, где мы живем. Сценки-миниатюры. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Учить ролевым играм. |
11 |
Вот магазин, куда идем Познавательная беседа. Разыгрывание ситуаций. Посещение магазина. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Умение общаться в коллективе |
12 |
Дороги, транспорт, пеший путь Познавательная беседа. Игра. Практическое занятие на улицах города. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Развивать творческие способности |
13 |
Лес, речка, луг, где можно отдохнуть. Путешествие на лесную полянку. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Общение с природой |
14 |
Лес, речка, луг, где можно отдохнуть. Путешествие на лесную полянку. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Умение общаться в коллективе |
15 |
В гостях у Вежи. Праздник. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
общение |
16 |
Подари другому радость. Познавательная беседа. Игра. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Умение общаться |
17 |
От чего зависит настроение. Познавательная беседа. Игра. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Эмоции и события |
18 |
Не стесняйтесь доброты своей. Познавательная беседа. Игра. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Учить ролевым играм. |
19 |
Мой дом – моя семья Дискуссия. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
общение |
20 |
В труде человек хорошеет. Познавательная беседа. Практическое занятие. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Приучать к трудолюбию |
21 |
Все на белом свете солнышкины дети. Путешествие в сказку. Просмотр мультфильма. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Поведение в кинозале(следить за собой) |
22 |
Поздравляем наших мам. Праздник. Рисунки. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Забота о близких |
23 |
Со взрослыми и сверстниками. Познавательная беседа. Игра. Работа с пословицами. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Знание пословиц и их значение |
24 |
Цени доверие других. Познавательная беседа. Путешествие на детский остров. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Умение общаться в коллективе |
25 |
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Познавательная беседа. Игра. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Умение общаться в коллективе |
26-27 |
Советуем друг другу. Познавательная беседа. Просмотр отрывка сказки. |
2 |
1,5 |
0,5 |
|
|
Учить ролевым играм. |
28 |
Общее и особенное для мальчиков и девочек. Познавательная беседа. Игра. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Умение видеть красоту мира |
29 |
Поговорил бы кто со мной. Путешествие в весенний парк. Практическая работа. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Природа вокруг нас |
30 |
Поговорил бы кто со мной. Путешествие в весенний парк. Практическая работа. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Умение общаться в коллективе |
31 |
Путешествие по весеннему лесу. Экскурсия. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Умение видеть красоту мира |
32 |
Подарок коллективу. Урок – сюрприз. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Моё веселое настроение |
33 |
Делаем газету. Познавательная беседа Посещение типографии(видео) |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Умение общаться в коллективе |
34 |
Делаем газету. Познавательная беседа. Игра. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Умение общаться |
35 |
Доброта что солнце. Подготовка к празднику. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Подведение итогов |
36 |
Доброта что солнце. Праздник.
|
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Подведение итогов |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.