Кружок "Живая планета"
Оценка 4.8

Кружок "Живая планета"

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
окружающий мир
2 кл—4 кл
06.04.2018
Кружок "Живая планета"
Цель программы: На основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру создать условия к формированию экологической культуры школьника, основной чертой которой является ответственное отношение к природе. В соответствии с поставленной целью формируются и задачи кружка: • дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями; • научиться применять на практике знания, полученные в клубе.
кружок Живая планета.doc

Пояснительная записка.

    А) В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой. Следовательно, формирование ответственного отношения к природе может рассматриваться не столько как результат экологического образования, сколько как экологического воспитания. Программа решает проблемы занятости подростков в свободное от учебного процесса время, адаптации в социуме, а так же помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике. Сущность экологического образования в том, что оно представляет собой не только психолого-педагогическую систему, но и социально- педагогическую, и воздействует не только как педагогический фактор, но и как фактор социальный.

     Б) Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой с животными, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают учащимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах.

    Суть программы состоит в том, что на третьем году обучения создаются условия для выработки у учащихся активной жизненной позиции в «Школе юного эколога». А так же программа создаёт условия для развития творческих способностей в изучении курса «Лаборатория природы». Всё вышесказанное обязательно учитывает желания, интересы, ценностные установки воспитанников.

    В) Цель программы:

    На основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру создать условия к формированию экологической культуры школьника, основной чертой которой является ответственное отношение к природе.

    В соответствии с поставленной целью формируются и задачи кружка:

Обучающие:

  • дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
  • научиться применять на практике знания, полученные в клубе.

 

Развивающие:

  • развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
  • формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
  • повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
  • развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

Воспитательные:

  • прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
  • воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
  • воспитывать потребность в общении с природой;
  • способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
  • способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

Г) Педагогическая идея состоит в выработке мотивации:

  • к дальнейшему углублению знаний в сфере интересов;
  • к формированию таких качеств, как целеустремлённость, твёрдость, стремление к риску, терпение;
  • к воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру.

      Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.

  1. Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).
  2. Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников).
  3. Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
  4. Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).
  5. Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).
  6. Принцип ориентации на успех.
  7. Принцип взаимоуважения.
  8. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).
  9. Принцип связи обучения с жизнью.
  10. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.
  11. Принцип креативности (творчества) и коллективности в клубе.
  12. Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.
  13. Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).

       Д) Программа ориентирована на ребят 7-16 лет, без отбора по половому признаку, социальному положению. Потому что именно в этом возрасте проявляются тенденции развития чувства взрослости, потребность в самостоятельности и стремление к самопознанию и познанию окружающего нас мира.

       Е) Первый и второй года обучения 100% состав учащихся т.е. до 15 человек в группе. Занятия на третьем году обучения проводятся по звеньям (50% состава группы) или индивидуальные занятия, что связано со спецификой курса.

 

Программа экологического кружка рассчитана на младший школьный возраст 7-10 лет. Всего часов 34, по одному 1 часовому занятию в неделю.

Цель: сформировать потребность изучать и познавать окружающий нас мир.

Задачи:

Обучающие:

  • дать общие представления о природе;
  • научить правилам обращения с растительным и животным миром;
  • закрепить умение учащихся работать с литературой.

Воспитывающие:

  • воспитать доброе отношение к окружающему миру;
  • пробудить у детей чувство любви к природе.

Развивающие:

  • развить интерес ребёнка к науке экологии;
  • развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка, образное мышление, развивать чувство красоты.

 

Содержание тем учебной программы

 

Тема №1. Введение. /1/

Вводное занятие. Знакомство детей между собой. Знакомство с кабинетом. Распорядок работы кружка.

Тема №2. Жизнь прекрасна! /4/

Живое и неживое в природе. Природа источник красоты и гармонии. Смотрим репродукции известных художников И.И. Шишкина, В.Д. Поленова, И.К. Айвазовского. Слушаем музыку Баха, Бетховена, Римского-Корсакого. Читаем стихи русских поэтов.

  • Экскурсия в лес, ребята сами составляют букеты из полевых цветов и дарят их близким людям.

Тема №3. Природа, красота явлений природы. /3/

Явления природы: снегопад, дождь, листопад, северное сияние, затмение луны и солнца. Неистовые вихри: циклоны, торнадо, смерчи, ураганы. Электричество в воздухе: молнии.

Полярное сияние - одно из чудес природы. Семицветная арка. Восход и закат солнца. Лавины.

  • Конкурс рисунков на тему «Осень»;
  • Проведение праздника «Осенний марафон» (ребята своими руками мастерят поделки из природного материала).

Тема №4. Объекты неживой природы. /6/

Камни, песок, воздух, вода. Пассаты-ветры дующие всегда. Красота и гармония гор. Минералы. Сказочная красота камней (яшма, изумруды, малахит). Мир пещер их красота и многоликость. Карстовые пещеры. Соль Земли. Песок и глина. Вездесущий и многоликий кварц. Обычная вода, но это интересно! Беседа о твёрдой, жидкой и газообразной воде. Вода в быту. Экономия воды. Вода источник жизни на Земле. Озёра это голубые глаза Земли. Чистая вода Байкала. Хранилища воды на суше. Как снег становится льдом. Во власти вечной мерзлоты.

  • Опыты с водой (живая вода, вода под микроскопом);
  • Экскурсия на городские очистные сооружения.

Тема №5. От динозавров до человека. /2/

Как возникли и почему вымерли динозавры. Экологическая катастрофа, приведшая к исчезновению динозавров.

Тема №6. Объекты живой природы. /7/

Растения, грибы, животные, рыбы, птицы. Растения разведчики недр. Зелёные кладоискатели. Многообразие растений на Земле, их предназначение. Растения в разные сезоны года. Водные растения, лекарственные и ядовитые растения. Растения паразиты и растения хищники. Удивительное в жизни растений. Грибы съедобные и ядовитые. Грибы-паразиты. Многообразие животного мира. Кто из животных самый быстрый? Какое животное живёт дольше всех? Почему льва называют царём зверей? Когда были одомашнены собаки? Удивительное в животной среде (притворство и отпугивание, превращения и брачные ритуалы). Рыбы, особенности строения. Как дышат рыбы? Электрические рыбы. Могут ли рыбы жить без воды? Как рыбы летают? Знакомство с обитателями аквариума. Птицы их красота и разнообразие. Как птицы находят путь домой? Почему сову называют мудрой? Какая из летающих птиц самая большая? А какая самая маленькая? Почему поют птицы?

Тема №7. Загадка космоса. /5/

Тайны вселенной. Есть ли жизнь на других планетах? Созвездия и галактики. Что такое Млечный Путь? Что такое падающие звёзды? Что такое комета? Почему астрономы полагают, что на Марсе может быть жизнь?

Тема №8. Человеческий организм. /7/

Как мы растём? Как мы усваиваем пищу? Почему мы потеем? Почему мы испытываем жажду? Почему мы устаём? Что происходит, когда мы спим? Что вызывает сны? Как циркулирует кровь? Как определить группу крови? Что такое переливание крови? Что такое кожа? Почему кожа у людей разного цвета? Что такое веснушки? Почему у нас есть родинки? Из чего состоит глаз? Как мы различаем цвета? Как работает ухо. Что такое человеческие зубы? Почему у людей такие разные волосы? Седеют ли волосы от испуга? Из чего сделаны ногти? Есть ли одинаковые отпечатки пальцев? Как мы разговариваем? Как мы запоминаем? Почему мы плачем? Почему мы смеёмся? Что вызывает икоту? Что такое боль? Что такое простуда? От чего бывает жар? Вредные привычки (никотин, алкоголь).

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Учащийся должен:

  • уметь отличать по признакам 10-20 видов растений и знать их названия;
  • знать 10 видов животных и их отличительные признаки;
  • уметь отличить съедобный гриб от не съедобного;
  • знать 3-4 вида аквариумных рыбок;
  • знать отличительные особенности нескольких видов птиц;
  • иметь представление о свойствах воды и её значении в быту;
  • владеть основными экологическими терминами, пользоваться понятийным аппаратом;
  • уметь самостоятельно подготовить сообщение по теме и выступить с нм перед аудиторией.

 

 

Учебно-тематический план

Класс - 4

Учитель – Любовская Наталья Алексеевна

Количество часов:  всего– 34 часа, в неделю- 1 час

 

№ 

Наименование разделов и тем программы

Кол – во

часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

 

Введение. /1/

 

 

 

 

1

Вводное занятие. Знакомство детей между собой. Знакомство с кабинетом. Распорядок работы кружка.

1

 

 

 

Жизнь прекрасна! /4/

 

 

 

2

Живое и неживое в природе.

1

 

 

3

Природа источник красоты и гармонии.

1

 

 

4

Смотрим репродукции известных художников И.И. Шишкина, В.Д. Поленова, И.К. Айвазовского. Слушаем музыку Баха, Бетховена, Римского-Корсакого. Читаем стихи русских поэтов.

1

 

 

5

Экскурсия в лес, ребята сами составляют букеты из полевых цветов и дарят их близким людям.

1

 

 

 

Природа, красота явлений природы. /3/

 

 

 

6

Явления природы: снегопад, дождь, листопад, северное сияние, затмение луны и солнца. Полярное сияние - одно из чудес природы.

1

 

 

7

Неистовые вихри: циклоны, торнадо, смерчи, ураганы. Электричество в воздухе: молнии.

1

 

 

8

Семицветная арка. Восход и закат солнца. Лавины.

1

 

 

 

Объекты неживой природы. /6/

 

 

 

9

Камни, песок, воздух, вода. Пассаты-ветры дующие всегда. Красота и гармония гор. Минералы. Сказочная красота камней (яшма, изумруды, малахит).

1

 

 

10

Мир пещер их красота и многоликость. Карстовые пещеры. Соль Земли. Песок и глина. Вездесущий и многоликий кварц.

1

 

 

11

Обычная вода, но это интересно! Беседа о твёрдой, жидкой и газообразной воде. Вода в быту. Экономия воды. Вода источник жизни на Земле.

1

 

 

12

Озёра это голубые глаза Земли. Чистая вода Байкала. Хранилища воды на суше. Как снег становится льдом. Во власти вечной мерзлоты.

 

1

 

 

13

  • Опыты с водой (живая вода, вода под микроскопом);

1

 

 

 

От динозавров до человека. /2/

 

 

 

14

Как возникли и почему вымерли динозавры.

1

 

 

15

Экологическая катастрофа, приведшая к исчезновению динозавров.

1

 

 

 

Объекты живой природы. /7/

 

 

 

16

Растения разведчики недр. Зелёные кладоискатели. Многообразие растений на Земле, их предназначение.

1

 

 

17

Растения в разные сезоны года. Водные растения, лекарственные и ядовитые растения. Растения паразиты и растения хищники. Удивительное в жизни растений.

1

 

 

18

Грибы съедобные и ядовитые. Грибы-паразиты.

1

 

 

19

Многообразие животного мира. Кто из животных самый быстрый? Какое животное живёт дольше всех? Почему льва называют царём зверей?

1

 

 

20

Когда были одомашнены собаки? Удивительное в животной среде (притворство и отпугивание, превращения и брачные ритуалы).

1

 

 

21

Рыбы, особенности строения. Как дышат рыбы? Электрические рыбы. Могут ли рыбы жить без воды? Как рыбы летают? Знакомство с обитателями аквариума.

1

 

 

22

Птицы их красота и разнообразие. Как птицы находят путь домой? Почему сову называют мудрой? Какая из летающих птиц самая большая? А какая самая маленькая? Почему поют птицы?

1

 

 

 

Загадка космоса. /5/

 

 

 

23

Тайны вселенной.

1

 

 

24

Есть ли жизнь на других планетах??

1

 

 

25

Созвездия и галактики. Что такое Млечный Путь?

1

 

 

26

Что такое падающие звёзды? Что такое комета?

1

 

 

27

Почему астрономы полагают, что на Марсе может быть жизнь

1

 

 

 

Человеческий организм. /7/

 

 

 

28

Как мы растём? Как мы усваиваем пищу? Почему мы потеем? Почему мы испытываем жажду? Почему мы устаём?

1

 

 

29

Что происходит, когда мы спим? Что вызывает сны?

1

 

 

30

Что такое кожа? Почему кожа у людей разного цвета?

1

 

 

31

Что такое веснушки? Почему у нас есть родинки?

1

 

 

32

Из чего состоит глаз? Как мы различаем цвета? Как работает ухо. Что такое человеческие зубы? Почему у людей такие разные волосы? Седеют ли волосы от испуга?

1

 

 

33

Из чего сделаны ногти? Есть ли одинаковые отпечатки пальцев? Как мы разговариваем? Как мы запоминаем? Почему мы плачем? Почему мы смеёмся? Что вызывает икоту?

1

 

 

34

Что такое боль? Что такое простуда? От чего бывает жар? Вредные привычки (никотин, алкоголь).

1

 

 

 

Итого

34

 

 

 

 

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения

Методические и учебные пособия

Оборудование и приборы

Дидактический материал

1.       Конвенция о правах ребёнка. Нью – Йорк; ЮНИСЕВ 1991г.

2.       Постановление правительства РФ от 7. 03. 1995г. За№233 «Об утверждении типового положения об учреждении дополнительного образования детей».

3.       Энциклопедия большая советская. Москва 1978г. Том №29.

4.       Энциклопедия для детей. Биология. Москва «Аванта +» 1993г.

5.       Биология в школе (журналы).

6.       Изгаршев А.В. «Поговорим о них». Общество 1993.

7.       Бадьева Э.А. «Животные в нашем доме». Свердловск 1990г.

8.       Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.

9.       Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.

10.   Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г.

11.   Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.

12.   Книга о здоровье под редакцией Ю.П. Лисицина Москва 1998г.

13.   Журналы «Юный натуралист», «Вокруг света».

 

Моноблок

Микроскоп

Приборы для опытов с водой

 

1. Энциклопедия «Мир вокруг нас» (CD – диск)

2. Программа «Природа и человек» (CD – диск)

 

 

Список литературы

 

14.  Конвенция о правах ребёнка. Нью – Йорк; ЮНИСЕВ 1991г.

15.  Постановление правительства РФ от 7. 03. 1995г. За№233 «Об утверждении типового положения об учреждении дополнительного образования детей».

16.  Энциклопедия большая советская. Москва 1978г. Том №29.

17.  Энциклопедия для детей. Биология. Москва «Аванта +» 1993г.

18.  Биология в школе (журналы).

19.  Изгаршев А.В. «Поговорим о них». Общество 1993.

20.  Бадьева Э.А. «Животные в нашем доме». Свердловск 1990г.

21.  Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.

22.  Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.

23.  Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г.

24.  Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.

25.  Книга о здоровье под редакцией Ю.П. Лисицина Москва 1998г.

26.  Журналы «Юный натуралист», «Вокруг света».


Пояснительная записка.

Пояснительная записка.

Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания

Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания

Конкурс рисунков на тему «Осень»;

Конкурс рисунков на тему «Осень»;

Учебно-тематический план Класс - 4

Учебно-тематический план Класс - 4

Растения разведчики недр. Зелёные кладоискатели

Растения разведчики недр. Зелёные кладоискатели

Перечень учебно-методического обеспечения

Перечень учебно-методического обеспечения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2018