Технологическая карта урока
Дата:
Класс:9
Предмет: родной русский язык
Учитель: Горшкова Ирина Владимировна
Тема: Крылатые слова и выражения в русском языке
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: создание условий для понимания сущности понятия «крылатые слова и выражения», развивать умение
объяснять их смысл и организовать деятельность по восприятию, осмыслению и запоминанию новых знаний и способов деятельности.
Планируемые результаты обучения
Предметные результаты:
· совершенствование видов речевой деятельности;
· развитие навыков проведения лексического анализа;
· обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств.
Метапредметные результаты:
· развитие мотива и интереса познавательной деятельности;
· развитие умения строить логические рассуждения и делать выводы;
· развитие умения учебного сотрудничества, совместной деятельности с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах;
· развитие умений осознанно использовать речевые средства в устной и письменной речи в
соответствии коммуникативных задач.
Личностные результаты:
· развитие бережного отношения к родному языку и родной культуре;
· обогащение знаний о языке и культуре своего народа.
Ресурсы:
1. Сайт для учителей «Учителя.com»
2. http://5fan.ru/wievjob.php?id=52995
3.Открытый урок 1 сентября
4. Авторы: О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов, Л. А. Вербицкая, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина, А. Г. Нарушевич, Е. И. Казакова, И. П. Васильевых
Русский родной язык. 9 класс : учебное пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.]. — М. : Просвещение, 2018. — 128 с. : ил.
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формирование УУД |
||||||||||
1. Организационный этап |
Учитель создаёт благоприятную атмосферу на уроке: - Великий, могучий, свободный, Надежды и силы родник, Тебе посвящаем урок мы сегодня, Любимый наш русский язык! Конечно, волнуясь слегка. - Успешной работы друг другу желаем на уроке русского языка. -Посмотрели друг на друга, улыбнулись, тихо сели.
|
Учащиеся слушают. Проверяют свою готовность к уроку
|
Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. |
||||||||||
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся |
1. Прочитайте слова (запись на доске) древнегреческого поэта Гомера, которые служат эпиграфом к нашему уроку, скажите, как вы понимаете данное высказывание и сформулируйте цель урока: … к ней обращенный лицом, устремил он крылатые речи; он крылатое слово промолвил. Гомер 2.Запишите в тетрадь тему урока: «Крылатые слова и выражения в русском языке. 3.Упр.№15. Прочитайте выражения и объясните, в каких значениях они употребляются в русской речи. Знаете ли вы, откуда пришли эти слова? |
1. Вызванный ученик зачитывает эпиграф и пробует формулировать цель урока. 2. Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. 3. (Учащиеся поочерёдно вслух зачитывают текст упр.№15 и дают объяснение) 1. Остаться у разбитого корыта. 2. А Васька слушает да ест. 3. Мороз и солнце; день чудесный! 4. Горе от ума. 5. По щучьему велению. 6. Человек в футляре. 7. Быть или не быть. 8. На деревню дедушке. 9. Глас вопиющего в пустыне. |
Коммуникативные: определение цели учебной деятельности, умение слушать. Познавательные: целеполагание. Личностные: самоопределение к деятельности; смыслообразование. Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.
|
||||||||||
3. Актуализация знаний. |
1.Вы, конечно, замечали, что, кроме слов, для выражения наших мыслей мы используем и более сложные единицы языка – устойчивые сочетания слов. Можно, например, сказать так: у него денег много, а можно и так: денег у него куры не клюют. Или: снарядили его очень далеко, а можно сказать: послали его к черту на кулички. Крылатые выражения – такие сочетания слов, в которых ничего нельзя заменить: ни какое-то слово, ни порядок этих слов. Их нельзя понимать буквально. В нашей речи крылатые выражения, а их еще нередко называют фразеологизмами, используются в том виде, в котором они закрепились в языке. Может быть, кто-то назовет такие выражения? 2. Упр.№16. 1) Прочитайте фрагмент статьи Д. С. Лихачёва и подумайте, о чём он. Сформулируйте главную мысль текста.
|
1. Учащиеся вспоминают крылатые выражения. 2. (Учащиеся вслух зачитывают текст упр.№16 и формулируют главную мысль) Наш язык <...> вобрал в себя и всё то, что создано фольклором и наукой (научная терминология и научные понятия). К языку, в широком смысле, относятся пословицы, поговорки, фразеологизмы, ходячие цитаты (допустим, из Священного Писания, из классических произведений русской литературы, из русских романсов и песен). В русский язык органично вошли и стали его неотъемлемой частью (именами нарицательными) имена многих литературных героев (Митрофанушки, Обломова, Хлестакова и других). К языку относится всё увиденное «глазами языка» и языковым искусством созданное. (Нельзя не учесть, что в русское языковое сознание, в мир, увиденный русским языковым сознанием, вошли понятия и образы мировой литературы, мировой науки, мировой культуры — через живопись, музыку, переводы, через языки греческий и латинский.) |
Познавательные: извлечение нужной информации. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
||||||||||
4.Первичное усвоение новых знаний. |
(Рассказ учителя) -Крылатые слова и выражения в русском языке могут представлять собой: 1) названия произведений («Слово о полку Игореве»; «Война и мир»; Библия и др.); 2) имена, в том числе: имена героев художественных или публицистических произведений, произведений фольклора, мифологии и др. (Евгений Онегин, Наташа Ростова, Пётр Гринёв, Иван Царевич, Баба-Яга, Дед Мороз и др.); 3) собственно высказывания, то есть изречения известных лиц, цитаты из художественных произведений, кинофильмов и др. Крылатые слова и выражения русского языка получают отражение в специальных словарях и энциклопедиях крылатых слов. К таким словарям относятся, например, сборник «Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения» Н. С. Ашукина и М. Г. Ашукиной, а также «Большой словарь крылатых слов русского языка» В. П. Беркова, В. М. Мокиенко и С. Г. Шулежковой.
|
Учащиеся при помощи учителя зачитывают словарную статью из Школьного фразеологического словаря, например, В.П.Жукова. Далее учащиеся, самостоятельно работая со словарями, определяют значение высказываний: 1 – вариант: труба иерихонская, 2 – вариант: ума палата.
|
Познавательные: осознанное и произвольное речевые высказывания. Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.
|
||||||||||
5. Физкультминутка |
Учитель читает рифмовку: - Раз — подняться, потянуться. Два — согнуться, разогнуться. Три — в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре — руки шире. Пять — руками помахать. Шесть — за парту тихо сесть. http://5fan.ru/wievjob.php?id=52995
|
Учащиеся выполняют упражнения. |
Регулятивные: Осуществляют волевую саморегуляцию. Коммуникативные: Умение сотрудничать с одноклассниками и учителем. |
||||||||||
6. Первичная проверка понимания |
В русском языке существует немало таких выражений, которые можно заменить одним словом. Давайте попробуем это сделать: Во весь дух - … Морочить голову - … В час по чайной ложке - … Рукой подать - …
|
Учащиеся дают ответ: Во весь дух - … (быстро) Морочить голову - … (обманывать) В час по чайной ложке - … (медленно) Рукой подать - … (близко)
|
Регулятивные: - умение адекватно воспринимать оценки; Познавательные: - построение логической цепи рассуждений; Личностные: - формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки; Коммуникативные: - владение монологической и диалогической формами речи.
|
||||||||||
7. Первичное закрепление |
Работа в тетради. Упр.№21. 1) Проанализируйте крылатые слова и устно объясните их значения. В случае затруднения обращайтесь к словарям крылатых слов русского языка. 2) Запишите крылатые слова в таблицу, распределив их по группам. Используйте справочные материалы и материалы из рубрики «Из истории языка». 3) Знаете ли вы ещё какие-либо крылатые слова из античной мифологии и из Библии? Запишите свои примеры в соответствующие графы таблицы. |
Блудный сын; кто сеет ветер, пожнёт бурю; мы в ответе за тех, кого приручили; гений и злодейство — две вещи несовместные; униженные и оскорблённые; человек в футляре; по щучьему велению; голгофа; Золушка (о человеке); Баба Яга (о человеке); битый небитого везёт; перековать мечи на орала.
Справочные материалы: роман Ф. М. Достоевского; рассказ А. П. Чехова; трагедия А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери»; повесть А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»; сказка Ш. Перро «Золушка». |
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу, наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы. работать с таблицами. Личностные: проявлять активность в решении познавательных задач. Коммуникативные: понимать тексты учебников; уметь оформлять свои мысли в письменной речи. Регулятивные: осознавать цели и задачи изучения новой темы; - планировать свои действия при выполнении заданий;
|
||||||||||
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Д/З П.3, изучить теор. материал. По выбору: 1-й уровень Д/З (работа с Интернетом): упр.№20,22. 2-й уровень Д/З (творческое): упр.№ 26. Используя материал параграфа, напишите сочинение-рассуждение «Крылатые слова русского языка». 3-й уровень Д/З (исследовательское): Упр.№ 23. Подготовьте проект по одной из тем: «Новые крылатые слова русского языка из современных мультфильмов»; «Новые крылатые слова русского языка из современной рекламы»; «Новые крылатые слова русского языка из современных телевизионных и радиопередач». |
Учащиеся выбирают уровень выполнения Д/З. |
Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания Познавательные: - самостоятельное формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: - постановка вопросов; - умение слушать и вступать в диалог.
|
||||||||||
9. Рефлексия (подведение итогов урока) |
1. Подводя итоги урока, скажите, о чем мы сегодня говорили, что вспоминали? 2. Еще раз обратимся к эпиграфу, подобранному к сегодняшней теме. Как теперь Вы понимаете слова Гомера? Изменилось ли Ваше отношение к данным словам? 3.Оценки результатов работы учащихся. |
1.Ответы учащихся:(Вспомнили, что такое фразеологизмы, поработали с фразеологическими словарями, узнали, откуда берутся устойчивые выражения, познакомились с новыми крылатыми фразами). 2. Обсуждение. |
Регулятивные: оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач. Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.