Крылатые слова и выражения в русском языке
Оценка 4.8

Крылатые слова и выражения в русском языке

Оценка 4.8
docx
27.08.2020
Крылатые слова и выражения в русском языке
Технол. карта урока по родному русскому языку в 9 классе..docx

Технологическая карта урока

 

Дата:

Класс:9

Предмет: родной русский язык

Учитель: Горшкова Ирина Владимировна

Тема: Крылатые слова и выражения в русском языке

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: создание условий для понимания сущности понятия «крылатые слова и выражения», развивать умение

объяснять их смысл и организовать деятельность по восприятию, осмыслению и запоминанию новых знаний и способов деятельности.

Планируемые результаты обучения

Предметные результаты:

·         совершенствование видов речевой деятельности;

·         развитие навыков проведения лексического анализа;

·         обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств.

Метапредметные результаты:

·         развитие мотива и интереса познавательной деятельности;

·         развитие умения строить логические рассуждения и делать выводы;

·         развитие умения учебного сотрудничества, совместной деятельности с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах;

·         развитие умений осознанно использовать речевые средства в устной и письменной речи в

 соответствии коммуникативных задач.

Личностные результаты:

·         развитие бережного отношения к родному языку и родной культуре;

·         обогащение знаний о языке и культуре своего народа.

 

Ресурсы:

1. Сайт для учителей «Учителя.com»

2. http://5fan.ru/wievjob.php?id=52995

3.Открытый урок 1 сентября

4. Авторы: О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов,  Л. А. Вербицкая, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина,  А. Г. Нарушевич, Е. И. Казакова, И. П. Васильевых

 Русский родной язык. 9 класс : учебное пособие для общеобразоват. организаций / [О.  М.  Александрова и др.]. — М. : Просвещение, 2018. — 128 с. : ил.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

Учитель создаёт благоприятную атмосферу на уроке:

- Великий, могучий, свободный, Надежды и силы родник,

Тебе посвящаем урок мы сегодня,

Любимый наш русский язык!

Конечно, волнуясь слегка.

- Успешной работы друг другу желаем на уроке русского языка.

-Посмотрели друг на друга, улыбнулись, тихо сели.

 

Учащиеся слушают.

Проверяют свою готовность к уроку

 

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

1. Прочитайте слова (запись на доске) древнегреческого поэта Гомера, которые служат эпиграфом к нашему уроку, скажите, как вы понимаете данное высказывание и сформулируйте цель урока:

… к ней обращенный лицом, устремил он крылатые речи;

 он крылатое слово промолвил.

                                            Гомер

 2.Запишите в тетрадь тему урока: «Крылатые слова и выражения в русском языке.

3.Упр.№15. Прочитайте выражения и объясните, в каких значениях они употребляются в русской речи. Знаете ли вы, откуда пришли эти слова?

1. Вызванный ученик зачитывает эпиграф и пробует формулировать цель урока.

2. Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

 3. (Учащиеся поочерёдно вслух зачитывают текст упр.№15 и дают объяснение)

1. Остаться у разбитого корыта. 2.  А Васька слушает да ест. 3. Мороз и солнце; день чудесный! 4. Горе от ума. 5. По щучьему велению. 6.  Человек в футляре. 7.  Быть или не быть. 8.  На деревню дедушке. 9. Глас вопиющего в пустыне.

Коммуникативные: определение цели учебной деятельности, умение слушать. Познавательные: целеполагание.

 Личностные: самоопределение к деятельности; смыслообразование.

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

 

3. Актуализация знаний.

1.Вы, конечно, замечали, что, кроме слов, для выражения наших мыслей мы    используем и более сложные единицы языка – устойчивые сочетания слов. Можно, например, сказать так: у него денег много, а можно и так: денег у него куры не клюют. Или: снарядили его очень далеко, а можно сказать: послали его к черту на кулички.

 Крылатые выражения – такие сочетания слов, в которых ничего нельзя заменить: ни какое-то слово, ни порядок этих слов. Их нельзя понимать буквально.

  В нашей речи крылатые выражения, а их еще нередко называют фразеологизмами, используются в том виде, в котором они закрепились в языке. Может быть, кто-то назовет такие выражения?

2. Упр.№16. 1) Прочитайте фрагмент статьи Д. С. Лихачёва и подумайте, о чём он. Сформулируйте главную мысль текста.

 

1. Учащиеся вспоминают крылатые выражения.

2. (Учащиеся вслух зачитывают текст упр.№16 и формулируют главную мысль) Наш язык <...> вобрал в себя и всё то, что создано фольклором и наукой (научная терминология и научные понятия). К языку, в широком смысле, относятся пословицы, поговорки, фразеологизмы, ходячие цитаты (допустим, из Священного Писания, из классических произведений русской литературы, из русских романсов и песен). В русский язык органично вошли и стали его неотъемлемой частью (именами нарицательными) имена многих литературных героев (Митрофанушки, Обломова, Хлестакова и других). К языку относится всё увиденное «глазами языка» и языковым искусством созданное. (Нельзя не учесть, что в русское языковое сознание, в мир, увиденный русским языковым сознанием, вошли понятия и образы мировой литературы, мировой науки, мировой культуры — через живопись, музыку, переводы, через языки греческий и латинский.)

Познавательные: извлечение нужной информации.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

4.Первичное усвоение новых знаний.

(Рассказ учителя)

-Крылатые слова и выражения в русском языке могут представлять собой:

1) названия произведений («Слово о полку Игореве»; «Война и мир»; Библия и др.);

2) имена, в том числе: имена героев художественных или публицистических произведений, произведений фольклора, мифологии и др. (Евгений Онегин, Наташа Ростова, Пётр Гринёв, Иван Царевич, Баба-Яга, Дед Мороз и др.);

 3) собственно высказывания, то есть изречения известных лиц, цитаты из художественных произведений, кинофильмов и др.

Крылатые слова и выражения русского языка получают отражение в специальных словарях и энциклопедиях крылатых слов. К таким словарям относятся, например, сборник «Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения» Н. С. Ашукина и М. Г. Ашукиной, а также «Большой словарь крылатых слов русского языка» В. П. Беркова, В. М. Мокиенко и С. Г. Шулежковой.

 

Учащиеся при помощи учителя зачитывают словарную статью из Школьного фразеологического словаря, например, В.П.Жукова.

Далее учащиеся, самостоятельно работая со словарями, определяют значение высказываний:

1 – вариант: труба иерихонская,

2 – вариант: ума палата.

 

Познавательные: осознанное и произвольное речевые высказывания.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.

 

5. Физкультминутка

Учитель читает рифмовку:

- Раз — подняться, потянуться.

 Два — согнуться, разогнуться.

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — за парту тихо сесть.
Источник:

 http://5fan.ru/wievjob.php?id=52995

 

Учащиеся выполняют упражнения.

Регулятивные:

Осуществляют волевую саморегуляцию.

Коммуникативные:

 Умение сотрудничать с одноклассниками и учителем.

6. Первичная проверка понимания

В русском языке существует немало таких выражений, которые можно заменить одним словом. Давайте попробуем это сделать:

Во весь дух - …

Морочить голову - …

В час по чайной ложке - …

Рукой подать - …

 

Учащиеся дают ответ:

Во весь дух - … (быстро)

Морочить голову - … (обманывать)

 В час по чайной ложке - … (медленно)

 Рукой подать - … (близко)

 

Регулятивные:

 - умение адекватно воспринимать оценки;

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные:

- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки;

Коммуникативные:

- владение монологической и диалогической формами речи.

 

7. Первичное закрепление

Работа в тетради. Упр.№21.

1) Проанализируйте крылатые слова и устно объясните их значения. В случае затруднения обращайтесь к словарям крылатых слов русского языка.

2) Запишите крылатые слова в таблицу, распределив их по группам. Используйте справочные материалы и материалы из рубрики «Из истории языка».

3) Знаете ли вы ещё какие-либо крылатые слова из античной мифологии и из Библии? Запишите свои примеры в соответствующие графы таблицы.

Блудный сын; кто сеет ветер, пожнёт бурю; мы в ответе за тех, кого приручили; гений и злодейство — две вещи несовместные; униженные и оскорблённые; человек в футляре; по щучьему велению; голгофа; Золушка (о человеке); Баба Яга (о человеке); битый небитого везёт; перековать мечи на орала.

 

Из русской художественной литературы

 

Из зарубежной литературы

 

Из античной мифологии

 

Из Библии

 

Из русских сказок

 

 

Справочные материалы: роман Ф. М.  Достоевского; рассказ А. П. Чехова; трагедия А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери»; повесть А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»; сказка Ш.  Перро «Золушка».

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу, наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы. работать с таблицами.

Личностные:

проявлять активность в решении познавательных задач.

 Коммуникативные: понимать тексты учебников;

уметь оформлять свои мысли в письменной речи.

 Регулятивные: осознавать цели и задачи изучения новой темы;

- планировать свои действия при выполнении заданий;

 

 

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Д/З П.3, изучить теор. материал.

По выбору:

1-й уровень Д/З (работа с Интернетом): упр.№20,22.

2-й уровень Д/З (творческое):

упр.№ 26. Используя материал параграфа, напишите сочинение-рассуждение «Крылатые слова русского языка».

3-й уровень Д/З (исследовательское):

Упр.№ 23. Подготовьте проект по одной из тем: «Новые крылатые слова русского языка из современных мультфильмов»; «Новые крылатые слова русского языка из современной рекламы»; «Новые крылатые слова русского языка из современных телевизионных и радиопередач».

Учащиеся выбирают уровень выполнения Д/З.

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Познавательные:

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные:

- постановка вопросов;

- умение слушать и вступать в диалог.

 

9. Рефлексия (подведение итогов урока)

1. Подводя итоги урока, скажите, о чем мы сегодня говорили, что вспоминали?

2. Еще раз обратимся к эпиграфу, подобранному к сегодняшней теме. Как теперь Вы понимаете слова Гомера? Изменилось ли Ваше отношение к данным словам?

3.Оценки результатов работы учащихся.

1.Ответы учащихся:(Вспомнили, что такое фразеологизмы, поработали с фразеологическими словарями, узнали, откуда берутся устойчивые выражения, познакомились с новыми крылатыми фразами).

2. Обсуждение.

Регулятивные:

 оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

Личностные:

 оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

Коммуникативные:

умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Актуализация знаний. 1.Вы, конечно, замечали, что, кроме слов, для выражения наших мыслей мы используем и более сложные единицы языка – устойчивые сочетания слов

Актуализация знаний. 1.Вы, конечно, замечали, что, кроме слов, для выражения наших мыслей мы используем и более сложные единицы языка – устойчивые сочетания слов

Евгений Онегин, Наташа Ростова,

Евгений Онегин, Наташа Ростова,

Рукой подать - … Учащиеся дают ответ:

Рукой подать - … Учащиеся дают ответ:

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2020