Крылов
Оценка 4.7

Крылов

Оценка 4.7
docx
31.05.2021
Крылов
И.А.Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца.docx

Урок литературы в 8 классе

Тема: И.А.Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока - развитие навыков самостоятельной работы учащихся и публичного выступления с сообщением, приобретение опыта получения информации; воспитание любви и уважения к русской литературе.

 

ХОД УРОКА

 

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.

М. Исаковский

 

Оргмомент.

1.Вступительное слово учителя.

К творчеству И.А.Крылова, баснописца, поэта и мудреца, образованнейшего человека своей эпохи, мы уже обращались не один раз. Мы знакомились с различными баснями, терминами, касающимися этого жанра. В 8 классе нам предстоит более сложная работа над баснями.

2. Активизация мыслительной деятельности.

Где и когда появился жанр басни?

Какой язык используется в баснях и с какой целью?

3. Актуализация .

 

1. ВИКТОРИНА.

а ) Где и когда родился И.А.Крылов? (В Москве 2 (13) февраля 1769г.)

б ) Как называлось первое литературное произведение Крылова, написанное в 15 лет? (Комическая опера «Кофейница» 1784г.)

в ) Редактором, автором и издателем каких трех журналов был Крылов? («Почта духов»1789г. ; «Зритель» 1792г.; «Санкт-Петербургский Меркурий» 1793г.)

г ) В каком году был напечатан 1-й сборник басней Крылова? (1809г.)

д )Сколько всего сборников басен было написано Крыловым? ( 9 ).

е ) Как имя скульптора, автора памятника Крылову, который находится в Санкт-Петербурге в Летнем саду? ( Петр Карлович Клодт).

ж ) Из каких басен Крылова взяты эти выражения:

- «Он порча, он чума, он язва здешних мест!» («Кот и повар»).

-«Избави Бог и нас от этаких судей».(«Осел и соловей»).

-«Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает». («Стрекоза и Муравей»).

-«Забудем прошлое, уставим общий лад».(«Волк на псарне»).

-«Как ни полезна вещь, цены не зная ей

Невежда про нее свой толк все к худу клонит». («Мартышка и очки»).

-«Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок». («Ворона и Лисица»).

2. Работа с терминами

1.Что такое БАСНЯ?

Басня - это краткий иносказательный нравоучительный рассказ, чаще в стихах. У каждой басни есть мораль - поучительный вывод.

2.МОРАЛЬ басни?

Басня начинается или заканчивается моралью - выводом (поучением), где объясняется смысл басни.

3.Что такое ИНОСКАЗАНИЕ?

Всякая басня - иносказание. Говорится о животных, понимай: о людях.

4.Вспомните, что такое АЛЛЕГОРИЯ?

АЛЛЕГО́РИЯ (греч. allegorein - "говорить иначе") - иносказание, толкование заложенного в художественном произведении скрытого, тайного смысла.

 

В истории басенного творчества Крылова первым большим событием было напечатание первых басен в журнале, а вслед за тем и появление первой книги его басен в 1809г.

По содержанию первая книга басен Крылова самая интересная из всех его басенных сборников. Это объясняется тем, что здесь он целенаправленно проводит те же идеи, те же взгляды на жизнь, что и в 18 веке. Тогда Крылов убеждал читателей в том, что для организации жизни страны царь абсолютно не нужен(«Почта духов», «Каиб»). В таком же освещении выводится царь в баснях первой книги. Вот он в «Лягушках, просящих Царя»:

Царь на диво был им дан

Не суетлив, не вертопрашен,

Степенен, молчалив и важен;

Дородством, ростом великан.

Ну, посмотреть, так это чудо!

Одно в Царе лишь было худо:

Царь этот был осиновый чурбан.

На смену ему появляется другой, этот:

Не любит баловать народа своего:

Он виноватых ест, а на суде его

Нет правых никого.

С утра до вечера их Царь по царству ходит

И всякого , кого ни встретит он,

Тотчас засудит и - проглотит.

Лягушки просят нового царя, но получают ответ, что новый будет еще хуже: лучший царь - «пустое место», хороших царей «нет и быть не может».

Это наиболее резкая и социально острая басня первой книги Крылова. В эти годы мечтаний монархии о конституции, во времена Сперанского, Крылов позволяет себе быть откровеннее в печати, чем когда бы то ни было в своей жизни.

Лягушкам стало неугодно

Правление народно,

И показалось им совсем не благородно

Без службы и на воле жить.

Чтоб горю пособить,

То стали у богов Царя они просить.

Хоть слушать всякий вздор богам бы и не сродно,

На сей однако ж раз послушал их Зевес:

Дал им Царя…

Здесь , в начале басни «Лягушки, просящие Царя», Крылов единственный раз в своем творчестве использовал возможность- выразить свой идеал государственного правления, свое предпочтение «народного правления» монархическому. Крылов говорит, что это вздор: вздор,нелепость - променять вольную жизнь, народную свободу на жизнь под ярмом безгранично возрастающего угнетения. Богам, пишет он, не следовало бы и слушать такой вздор. Но они поспешили, появился царь… и вот от одного царя к другому жизнь все тяжелее и тяжелее. Мечтать о лучшей жизни при каком-то лучшем, «хорошем» царе - нелепо.Всякий новый царь будет только хуже и хуже. «Так в чем же выход?» - может спросить себя читатель и вспомнить, прочитав басню до конца, о ее начале, о вольной жизни лягушек при народном правлении.

- Что нового вы узнали о взглядах великого баснописца?

- С чьим именем прочно связывалось начало басенного творчества Крылова?

- О каких новых баснях вы узнали?

5..Знакомство с басней «Лягушки,просящие царя».

- Выразительное чтение басни.

 


Лягушкам стало не угодно

Правление народно,

И показалось им совсем не благородно

Без службы и на воле жить.

Чтоб горю пособить,

То стали у богов Царя они просить.

Хоть слушать всякий вздор богам бы и не сродно.

На сей, однако ж, раз послушал их Зевес:

Дал им Царя. Летит к ним с шумом Царь с небес,

И плотно так он треснулся на царство,

Что ходенем пошло трясинно государство:

Со всех Лягушки ног

В испуге пометались,

Кто как успел, куда кто мог,

И шепотом Царю по кельям дивовались.

И подлинно, что Царь на диво был им дан:

Не суетлив, не вертопрашек,

Степенен, молчалив и важен;

Дородством, ростом великан,

Ну, посмотреть, так это чудо!

Одно в Царе лишь было худо:

Царь этот был осиновый чурбан.

Сначала, чтя его особу превысоку,

Не смеет подступить из подданных никто:

Со страхом на него глядят они, и то

Украдкой, издали, сквозь аир и осоку;

Но так как в свете чуда нет,

К которому б не пригляделся свет,

То и они сперва от страху отдохнули,

Потом к Царю подползть с преданностью дерзнули:

Сперва перед Царем ничком;

А там, кто посмелей, дай сесть к нему бочком,

Дай попытаться сесть с ним рядом;

А там, которые еще поудалей,

К Царю садятся уж и задом.

Царь терпит все по милости своей.

Немного погодя, посмотришь, кто захочет,

Тот на него и вскочит.

В три дня наскучило с таким Царем житье.

Лягушки новое челобитье,

Чтоб им Юпитер в их болотную державу

Дал подлинно Царя на славу!

Молитвам теплым их внемля,

Послал Юпитер к ним на царство Журавля,

Царь этот не чурбан, совсем иного нраву:

Не любит баловать народа своего;

Он виноватых ест: а на суде его

Нет правых никого;

Зато уж у него,

Что завтрак, что обед, что ужин, то расправа.

На жителей болот

Приходит черный год.

В Лягушках каждый день великий недочет.

С утра до вечера их Царь по царству ходит

И всякого, кого ни встретит он,

Тотчас засудит и - проглотит.

Вот пуще прежнего и кваканье и стон,

Чтоб им Юпитер снова

Пожаловал Царя инова;

Что нынешний их Царь глотает их, как мух;

Что даже им нельзя (как это ни ужасно!)

Ни носа выставить, ни квакнуть безопасно;

Что, наконец, их Царь тошнее им засух.

"Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?


Не мне ль, безумные, - вещал им с неба глас, -

Покоя не было от вас?

Не вы ли о Царе мне уши прошумели?

Вам дан был Царь? - так тот был слишком тих:

Вы взбунтовались в вашей луже,

Другой вам дан - так этот очень лих:

Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!"

 

6. Беседа

- О чем эта басня?

(Крылов выразил свой единственный раз свой идеал государственного правления, свое предпочтение «народного правления» монархическому).

- Что же происходит в басне?

- Почему нам смешно и грустно одновременно?

(Лягушки просят себе царя: … и вот от одного царя к другому жизнь все тяжелее и тяжелее: «В Лягушках каждый день великий недочет. С утра до вечера их Царь по царству ходит. И всякого, кого не встретит он, Тотчас засудит - и проглотит». Значит, мечтать о лучшей жизни при каком-то лучшем, хорошем царе- нелепо.)

- В чем заключалось управление Царей, которые были посланы к Лягушкам?

- В каких строчках заключена мораль басни?

- Кто ее произносит?

7. Работа с предварительным домашним заданием: чтение и анализ учащимися басен, подготовленных дома.

Итог урока.

Отметим что нового узнали мы сегодня? В чём состояла особенность работы на уроке?

Давайте отметим, какие из поставленных нами целей мы не достигли? О чём забыли? Какие теоретические сведения нам нужно ещё повторить? Над какими словами нужно ещё поработать?

 

8. Домашнее задание: прочитать думу «Смерть Ермака»


 

Урок литературы в 8 классе Тема:

Урок литературы в 8 классе Тема:

По содержанию первая книга басен

По содержанию первая книга басен

Дородством, ростом великан, Ну, посмотреть, так это чудо!

Дородством, ростом великан, Ну, посмотреть, так это чудо!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021