Урок литературы в 8 классе
Тема: И.А.Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока - развитие навыков самостоятельной работы учащихся и публичного выступления с сообщением, приобретение опыта получения информации; воспитание любви и уважения к русской литературе.
ХОД УРОКА
Кто не слыхал его живого слова?
Кто
в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
М. Исаковский
Оргмомент.
1.Вступительное слово учителя.
К творчеству И.А.Крылова, баснописца, поэта и мудреца, образованнейшего человека своей эпохи, мы уже обращались не один раз. Мы знакомились с различными баснями, терминами, касающимися этого жанра. В 8 классе нам предстоит более сложная работа над баснями.
2. Активизация мыслительной деятельности.
Где и когда появился жанр басни?
Какой язык используется в баснях и с какой целью?
3. Актуализация .
1. ВИКТОРИНА.
а ) Где и когда родился И.А.Крылов? (В Москве 2 (13) февраля 1769г.)
б ) Как называлось первое литературное произведение Крылова, написанное в 15 лет? (Комическая опера «Кофейница» 1784г.)
в ) Редактором, автором и издателем каких трех журналов был Крылов? («Почта духов»1789г. ; «Зритель» 1792г.; «Санкт-Петербургский Меркурий» 1793г.)
г ) В каком году был напечатан 1-й сборник басней Крылова? (1809г.)
д )Сколько всего сборников басен было написано Крыловым? ( 9 ).
е ) Как имя скульптора, автора памятника Крылову, который находится в Санкт-Петербурге в Летнем саду? ( Петр Карлович Клодт).
ж ) Из каких басен Крылова взяты эти выражения:
- «Он порча, он чума, он язва здешних мест!» («Кот и повар»).
-«Избави Бог и нас от этаких судей».(«Осел и соловей»).
-«Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает». («Стрекоза и Муравей»).
-«Забудем прошлое, уставим общий лад».(«Волк на псарне»).
-«Как ни полезна вещь, цены не зная ей
Невежда про нее свой толк все к худу клонит». («Мартышка и очки»).
-«Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок». («Ворона и Лисица»).
2. Работа с терминами
1.Что такое БАСНЯ?
Басня - это краткий иносказательный нравоучительный рассказ, чаще в стихах. У каждой басни есть мораль - поучительный вывод.
2.МОРАЛЬ басни?
Басня начинается или заканчивается моралью - выводом (поучением), где объясняется смысл басни.
3.Что такое ИНОСКАЗАНИЕ?
Всякая басня - иносказание. Говорится о животных, понимай: о людях.
4.Вспомните, что такое АЛЛЕГОРИЯ?
АЛЛЕГО́РИЯ (греч. allegorein - "говорить иначе") - иносказание, толкование заложенного в художественном произведении скрытого, тайного смысла.
В истории басенного творчества Крылова первым большим событием было напечатание первых басен в журнале, а вслед за тем и появление первой книги его басен в 1809г.
По содержанию первая книга басен Крылова самая интересная из всех его басенных сборников. Это объясняется тем, что здесь он целенаправленно проводит те же идеи, те же взгляды на жизнь, что и в 18 веке. Тогда Крылов убеждал читателей в том, что для организации жизни страны царь абсолютно не нужен(«Почта духов», «Каиб»). В таком же освещении выводится царь в баснях первой книги. Вот он в «Лягушках, просящих Царя»:
Царь на диво был им дан
Не суетлив, не вертопрашен,
Степенен, молчалив и важен;
Дородством, ростом великан.
Ну, посмотреть, так это чудо!
Одно в Царе лишь было худо:
Царь этот был осиновый чурбан.
На смену ему появляется другой, этот:
Не любит баловать народа своего:
Он виноватых ест, а на суде его
Нет правых никого.
С утра до вечера их Царь по царству ходит
И всякого , кого ни встретит он,
Тотчас засудит и - проглотит.
Лягушки просят нового царя, но получают ответ, что новый будет еще хуже: лучший царь - «пустое место», хороших царей «нет и быть не может».
Это наиболее резкая и социально острая басня первой книги Крылова. В эти годы мечтаний монархии о конституции, во времена Сперанского, Крылов позволяет себе быть откровеннее в печати, чем когда бы то ни было в своей жизни.
Лягушкам стало неугодно
Правление народно,
И показалось им совсем не благородно
Без службы и на воле жить.
Чтоб горю пособить,
То стали у богов Царя они просить.
Хоть слушать всякий вздор богам бы и не сродно,
На сей однако ж раз послушал их Зевес:
Дал им Царя…
Здесь , в начале басни «Лягушки, просящие Царя», Крылов единственный раз в своем творчестве использовал возможность- выразить свой идеал государственного правления, свое предпочтение «народного правления» монархическому. Крылов говорит, что это вздор: вздор,нелепость - променять вольную жизнь, народную свободу на жизнь под ярмом безгранично возрастающего угнетения. Богам, пишет он, не следовало бы и слушать такой вздор. Но они поспешили, появился царь… и вот от одного царя к другому жизнь все тяжелее и тяжелее. Мечтать о лучшей жизни при каком-то лучшем, «хорошем» царе - нелепо.Всякий новый царь будет только хуже и хуже. «Так в чем же выход?» - может спросить себя читатель и вспомнить, прочитав басню до конца, о ее начале, о вольной жизни лягушек при народном правлении.
- Что нового вы узнали о взглядах великого баснописца?
- С чьим именем прочно связывалось начало басенного творчества Крылова?
- О каких новых баснях вы узнали?
5..Знакомство с басней «Лягушки,просящие царя».
- Выразительное чтение басни.
Лягушкам стало не угодно
Правление народно,
И показалось им совсем не благородно
Без службы и на воле жить.
Чтоб горю пособить,
То стали у богов Царя они просить.
Хоть слушать всякий вздор богам бы и не сродно.
На сей, однако ж, раз послушал их Зевес:
Дал им Царя. Летит к ним с шумом Царь с небес,
И плотно так он треснулся на царство,
Что ходенем пошло трясинно государство:
Со всех Лягушки ног
В испуге пометались,
Кто как успел, куда кто мог,
И шепотом Царю по кельям дивовались.
И подлинно, что Царь на диво был им дан:
Не суетлив, не вертопрашек,
Степенен, молчалив и важен;
Дородством, ростом великан,
Ну, посмотреть, так это чудо!
Одно в Царе лишь было худо:
Царь этот был осиновый чурбан.
Сначала, чтя его особу превысоку,
Не смеет подступить из подданных никто:
Со страхом на него глядят они, и то
Украдкой, издали, сквозь аир и осоку;
Но так как в свете чуда нет,
К которому б не пригляделся свет,
То и они сперва от страху отдохнули,
Потом к Царю подползть с преданностью дерзнули:
Сперва перед Царем ничком;
А там, кто посмелей, дай сесть к нему бочком,
Дай попытаться сесть с ним рядом;
А там, которые еще поудалей,
К Царю садятся уж и задом.
Царь терпит все по милости своей.
Немного погодя, посмотришь, кто захочет,
Тот на него и вскочит.
В три дня наскучило с таким Царем житье.
Лягушки новое челобитье,
Чтоб им Юпитер в их болотную державу
Дал подлинно Царя на славу!
Молитвам теплым их внемля,
Послал Юпитер к ним на царство Журавля,
Царь этот не чурбан, совсем иного нраву:
Не любит баловать народа своего;
Он виноватых ест: а на суде его
Нет правых никого;
Зато уж у него,
Что завтрак, что обед, что ужин, то расправа.
На жителей болот
Приходит черный год.
В Лягушках каждый день великий недочет.
С утра до вечера их Царь по царству ходит
И всякого, кого ни встретит он,
Тотчас засудит и - проглотит.
Вот пуще прежнего и кваканье и стон,
Чтоб им Юпитер снова
Пожаловал Царя инова;
Что нынешний их Царь глотает их, как мух;
Что даже им нельзя (как это ни ужасно!)
Ни носа выставить, ни квакнуть безопасно;
Что, наконец, их Царь тошнее им засух.
"Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?
Не мне ль, безумные, - вещал им с неба глас, -
Покоя не было от вас?
Не вы ли о Царе мне уши прошумели?
Вам дан был Царь? - так тот был слишком тих:
Вы взбунтовались в вашей луже,
Другой вам дан - так этот очень лих:
Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!"
6. Беседа
- О чем эта басня?
(Крылов выразил свой единственный раз свой идеал государственного правления, свое предпочтение «народного правления» монархическому).
- Что же происходит в басне?
- Почему нам смешно и грустно одновременно?
(Лягушки просят себе царя: … и вот от одного царя к другому жизнь все тяжелее и тяжелее: «В Лягушках каждый день великий недочет. С утра до вечера их Царь по царству ходит. И всякого, кого не встретит он, Тотчас засудит - и проглотит». Значит, мечтать о лучшей жизни при каком-то лучшем, хорошем царе- нелепо.)
- В чем заключалось управление Царей, которые были посланы к Лягушкам?
- В каких строчках заключена мораль басни?
- Кто ее произносит?
7. Работа с предварительным домашним заданием: чтение и анализ учащимися басен, подготовленных дома.
Итог урока.
Отметим что нового узнали мы сегодня? В чём состояла особенность работы на уроке?
Давайте отметим, какие из поставленных нами целей мы не достигли? О чём забыли? Какие теоретические сведения нам нужно ещё повторить? Над какими словами нужно ещё поработать?
8. Домашнее задание: прочитать думу «Смерть Ермака»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.