Тема урока:
«Формы естественного отбора».
Дата: 30 января 2017 г.
Класс: 9 «А»
Школа: средняя общеобразовательная школа №16
ФИО учителя: Дудина А.Г.
Количество
присутствующих:
Количество
отсутствующих:
Цели обучения, которые
необходимо достичь на данном
уроке
Цели обучения
Углубить знания о естественном отборе в свете современной
концепции эволюции. Сформировать знания о разных формах
естественного отбора и условиях проявления этих форм.
Все учащиеся смогут:
Различать формы естественного отбора
Большинство учащихся будут уметь:
Определять результаты всех форм естественного отбора
Некоторые учащиеся смогут:
Прогнозировать результаты определенных форм
Языковая цель:
естественного отбора
Учащиеся могут:
Называть движущиеси силы эволюции по Ч. Дарвину,
различать различные формы борьбы за существование,
знать результаты естественного отбора.
Ключевые слова и фразы:
Движущие силы эволюции, естественный отбор, борьба за
существование, наследственная изменчивость.
Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе:
Вопросы для обсуждения:
Какие существуют формы естественного отбора?
К каким результатам приводи каждая форма естественного
отбора?
Какое значение для эволюции имеет ккаждая форма
естественного тбора.
Можете ли вы сказать, почему?
В разных условиях действуют различные формы отбора?
Подсказки:
Текс учебника стр. 189192, видеоматериал, дополнительные
источники
Естественный отборэто механизм осуществляющий эволюцию
организмов населяющих землю. Он не вызывает изменчивости
организмов, однако может воздействовать на частоту проявления
мутаций, оказывая определяющее влияние на темпы и
направления эволюционного процесса. Приспособленность
организмов к беспрепятственному размножению, конкуренция за
пищевые и жизненные ресурсы приводит к борьбе за
существование. Различают внутривидовую борьбу , межвидовую
борьбу и борьбу с неблагоприятными факторами внешней среды.
Предыдущее обучениеПланируемын
сроки
Начало урока2мин.
0,5 мин
1,5 мин
Борьба за существование ведет к естественному отбору.
План
Планируемые действия
Ресурсы
Приветствие на трех языках
Психологический настрой
Для позитивного настроя на урок задаются вопросы о
настроении детей в течение текущего дня.
С каким настроение вы встали с постели сегодня
утром
С каким настроением вы пришли сегодня в
школу
С каким настроением вы сидите сейчас на уроке
Какие вы: самые умные, самые лучшие и у нас
все получится
Презентация PowerPoint,
интерактивная доска,
проектор, листы А4 с
заготовкой таблицы (
Приложение №1).
Середина урока
35мин
12 мин
Актуализация знаний:
Горячий стул (вопросы задаются учащимися по
пройденному на предыдущем уроке материалу)
Кем впервые были высказаны мысли о
естественном отборе как об эволюционном
механизме?
Как называется книга Дарвина в которой
появилась данная мысль?
На что опирался Дарвин пытаясь раскрыть
сущность эволюции?
В чем проявляется «творческая роль»
естественного отбора?
Какая связь между интенсивностью размножения
и борьбой за существование?
Какие три формы борьбы за существование
выделил Дарвин?
Какая форма наиболее остро протекающая?
Приведи пример межвидовой борьбы.
Какие особи выживают в результате борьбы за
существование?
Что служит материалом для отбора?
Фронтальная работа с интерактивной доской( по
картинке определить форму борьбы за существование и
дать описание) Слайд 1,2,3Индивидуальная работа с интерактивной доской
( распределить примеры форм БЗС, ответы занести в
таблицу в тетради). Взаимопроверка, сверка с доской и
самооценивание по критериям. Слайд 4,5
1. Поедание планктона рыбами
2. Сосны в одновозрастном лесном насаждении
3. Сезонные перелеты птиц
4. Совместное выкармливание, воспитание и охрана
потомства
5. Летняя и зимняя спячка у животных
6. Птицы и млекопитающие распространяют плоды
и семена
7. Брачные игры у парнокопытных
8. Каннибализм
9. Видоизменение листьев
10. Состязание между хищниками одной популяции
за добычу
Внутривидовая Межвидовая
С
2,4,7,8,10
1,6
неблагоприятными
факторами
3,5,9
Критерии оценки:
910 «+» – отлично
68 «+» – хорошо
23 мин
05 «+» – надо поработать
Изучение новой темы.
Подведение к теме урока через наводящие вопросы:
? Назовите движущие силы эволюции по Ч.Дарвину
? Что является следствием борьбы за существование
Запись даты и темы в тетрадь. Слайд 6
Постановка целей урока Слайд 7
Объяснение нового материала.
Сообщение учащейся о естественном отборе
Слайд 8
Предпосылки действия естественного отбора
Слайд 9
Формы естественного отбора (запись в тетрадь)
Слайд 10
Движущий отбор Слайд 11
Найти в учебнике определение
Презентация PowerPoint,
интерактивная доска,
проектор, видеоролики
«Движущий отбор»,
«Стабилизирующий
отбор», ученические
тетради, сообщение
ученика,
дополнительный
материал о
дизруптивном и половом
отборе (Приложение
№2), учебник
«Биология» 9 класс
(Алматы «Мектеп» 2013
г. Шилдебаев Ж.Б.). Просмотр видео
Ответить на вопросы: в каких условиях
протекает, какие признаки сохраняются
Стабилизирующий отбор Слайд 12
Найти в учебнике определение
Просмотр видео
Ответить на вопросы: в каких условиях
протекает, какие признаки сохраняются
Индивидуальная работа по вариантам с
дополнительной литературой, взаимообучение и
контрольный опрос «Дизруптивный и Половой
отбор» Слайд 13
Вывод по уроку.
Движущая и стабилизирующая формы
естественного отбора являются в природе
основными, но, кроме этого, в природе, при
определенных условиях может происходить
дизруптивный, а также половой отбор. Слайд 14
Конец урока 8 мин
5 мин
Закрепление.
Заполнить таблицу Слайд 15
В каких
условиях
протекает
Какие
признаки
сохраняются
Имеет ли
значение
для
эволюции
Форма отбора
Движущий
Стабилизирующий
Дизруптивный
Половой
Разноуровневое задание на дом: Слайд 16
Параграф 42
Синквейн по рядам
Подготовка к самостоятельной работе
Рефлексия «Выбор» (Приложение№4)
На уроке я работал
Своей работой на уроке я
Урок показался мне
За урок я
Мое настроение
Материал урока для меня был
1 мин
2 мин
Таблица на А4 на
каждого ученика
(Приложение№3),
презентация PowerPoint,
приложение №4 для
рефлексии .Положить листочек с рефлексией в папочку с
рисунком соответствующем вашему настроению
(солнышко, тучка, солнышко изза тучки)
Средняя общеобразовательная школа №16
Открытый урок
по биологии
Тема. «Формы естественного отбора».
(в рамках городского ШПО)
Учитель биологии
I категории СОШ №16
Дудина А.Г.30 января 2017 год