Кто такие птицы.
Оценка 4.7

Кто такие птицы.

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
окружающий мир
1 кл
05.01.2025
Кто такие птицы.
кто такие птицы. 1 класс.doc

План-конспект урока по учебнику 
«Окружающий мир. 1 класс».


Тема: Кто такие птицы?

Цель: познакомить учащихся с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки.

Задачи:

1.        обеспечить развитие у школьников умения ставить цель;

2.        создать условия для развития у школьников умения работать в парах, в группах;

3.        содействовать развитию у детей умений общаться;

4.        воспитывать чувство взаимопомощи.

 

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Самое удивительное явление — это доброта.

Подарите улыбки друг другу.

Передайте своё хорошее настроение.

 

Сегодня на урок к нам пришли гости.

Давайте поприветствуем их. Посмотрите на гостей и передайте свои улыбки гостям.

- Хотите узнать новое?

- Что пригодится нам для успешной работы на уроке? Какие качества нам нужны? (Внимательность, сосредоточенность, активность и хорошее настроение)

 - Сегодня работаем под девизом: Наш девиз – не унывать, всё пройти и всё узнать!

 

2.Актуализация знаний.

- С какими группами животных мы уже знакомы? (рыбы, насекомые)

- Кто такие насекомые? (Это животные, у которых 6 ног)

-Каких насекомых вы знаете?

- Как отличить рыб от других животных? (Их тело покрыто чешуёй)

-Каких рыб вы знаете?

 

-А умеете ли вы их различать. На партах у вас лежат карточки с изображением животных. Приготовьте красный и жёлтый карандаши. Если вы увидели насекомое, то закрасьте квадратик рядом с изображением жёлтым цветом, а если рыбу – красным. (работа выполняется самостоятельно)

 

- Давайте сравним с эталоном. (Слайд 2)

Поменяйтесь карточками, проверьте работу друг друга. Если всё верно, если вы согласны с товарищем, поднимите руку. (учитель проверяет работу учащихся во время самостоятельного выполнения).

- Замечательно. А вы все квадратики закрасили? (нет)

- Почему? Под какими изображениями квадратики остались не закрашенным? (синичка, снегирь, сорока).

     - Ребята, а почему вы синичку, снегиря, сороку не отнесли ни к насекомым, ни к рыбам? (нет чешуи, нет 6 ног).

3. Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, чему будет посвящена тема нашего урока? (птицам). (Слайд 3)

- А на какие вопросы мы должны будем ответить? Чему научиться?

(Кто такие птицы? Каких животных называют птицами? Чем птицы отличаются от других животных?)

-Кто знает, как отличить птиц от других животных? (Они умеют летать)

- Муравьишка Вопросик хочет нам что-то рассказать. (Слайд 4)

«Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало удивительное животное, похожее на белку. «Какие разные животные,- подумал я, - но все они умеют летать… Наверное, все они – птицы.»

А вы как думаете, ребята?»

4. «Открытие нового знания». Работа по теме урока.

-Чтобы увидеть животных, о которых говорил Муравей, нам необходимо открыть учебник на стр. 36. Рассмотрите животных.

-Перед вами рисунки 4 животных, назовите их.

-Какие из этих животных умеют летать?

Летучая мышь, белка - летяга, бабочка умеют летать?

-Птицы ли они?

-А курица? Умеет ли курица летать? (умеет, но очень плохо)

Мы знаем, что пингвины и страусы тоже птицы, но они вообще не умеют летать.

(Слайд 5,6)

Страус - самая крупная в мире птица. Для полётов он слишком тяжёлый, а перья на крыльях - короткие. Но у него длинные ноги с сильными мышцами, которые помогают ему бегать быстрее своих врагов.

Если страус не убежит, а встретиться со своим врагом, то своим крепким клювом может проломить врагу череп. На большом пальце у него есть опасный коготь, которым он может забить нападающего до смерти.

 

(Слайд 7)

Пингвин тоже не может летать. Крылья он использует, как ласты, в воде и под водой. С помощью крыльев пингвин сохраняет равновесие. Крылья и клюв оружие в драке.

-Так можно ли сказать, что все, кто летает - птицы?

- Так чем же птицы отличаются от других животных?

- Вы предложили признаки птиц, к ним я добавила ещё несколько. (Слайд 8)

-Какой же основной отличительный признак птиц? (У птиц есть перья)

- Птицу узнают по перьям. Это вполне справедливо, поскольку из всех живых существ только птицы имеют перья, за что их и называют пернатыми.

- А для чего нужны перья птицам? ( Для того, чтобы птицам не было холодно, летать. Спасает от ушибов, от холода, от жары, маскирует от врагов. Перья - это одежда птиц)

- Перья гораздо теплее меха. В холодные дни птицы взъерошивают перья, чтобы сохранить тепло. Своё оперение птицы чистят и укладывают. Но всё равно перья изнашиваются. Поэтому раз в год птицы сбрасывают старые и отращивают новые перья.

 

- Давайте рассмотрим строение птицы на примере а примере голубя. (Слайд 9)

Назовите основные части тела голубя. (Туловище, голова, клюв, шея, крылья, хвост, ноги)

Физкультминутка.

Утром встал гусак на лапки
Приготовился к зарядке
Повернулся влево вправо
Приседанье сделал справно
Клювиком почистил пух
И скорей за парту плюх.

 

5. Включение нового в систему знаний и повторение.

1. Практическая работа.

- Чем же покрыто тело птиц? (Перьями)

- А вы держали в руках перо птицы? А кто-нибудь задумывался о его свойствах?

А чтобы больше узнать о свойствах перьев, что мы можем сделать? (нужно его рассмотреть, исследовать).

-  У вас на партах в файлах лежат разные перья. Достаньте их.  Рассмотрите их внимательно. Сравните перья. Чем различаются? Чем похожи?   (Формой, цветом, размером)

 

 

1опыт

 - Найдите вот такие маленькие и пушистые.

- Возьмите пёрышко и отпустите его. Что происходит?

 

- Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него.

-Что случилось?  (Они лёгкие, поэтому полетели.)

 

— Это пуховые, мягкие перья.

-Как вы думаете, зачем они нужны?

(Они помогают птицам сохранять тепло.)

-А где человек может использовать эти пёрышки?

-Да. Это тот самый пух, которым набивают подушки, украшения.

 

-Возьмите пёрышко побольше. Это кроющие перья. Они покрывают тело птицы и одновременно сохраняют тепло самого нижнего слоя – пуховых перьев.

 

2 опыт.

-А летают птицы с помощью полётных или маховых перьев. Это жёсткие и упругие перья. 

- Несмотря на то, что перья отличаются друг от друга, они имеют общие особенности.

 

- Возьмите любое перо и рассмотрите его через увеличительное стекло - лупу.

-  Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера. Покажите его. 

- А ещё у пера есть бородки. Найдите их. Рассмотрите под лупой.

Бородки соединены с друг другом. Аккуратно разъедините их.

Обратите внимание на то, как прочно они соединены.

 ( показывают)

 

- Как вы думаете, а что находится внутри перьев? (Ничего. Внутри пусто, поэтому они очень лёгкие)
- Давайте проверим , возьмите ножницы и кончик  пера отрежьте. Что вы видите внутри?

(Пусто, внутри перо полое, пустое)

-Раньше у людей не было ручек. В эту пустоту набирались чернила, которыми писали люди. (Слайд 10)

3 опыт

 -А теперь:

- Возьмите большие перья. Обмакните перо в стакан с водой. Что вы заметили?  Перо не намокло, вода капельками скатилась. О чём это говорит? (перья защищают птицу от воды и сырости)

-  Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают.

 -А у всех ли птиц перья не намокают? (только у водоплавающих)

Есть такая поговорка: Как с гуся вода. Как понимаете смысл высказывания?

 (Птица и в воде остаётся сухой. Так говорят про человека, которому всё сходит с рук быстро и без последствий)

 

- Для чего нужны птицам большие перья? (Чтобы летать)

-  Для чего нужны маленькие пёрышки? (Для тепла)

 

Яркое оперение птиц.

-У каждого вида птиц своё оперение.

- Взгляните на Мудрую Черепаху в учебнике. Чем она себя украсила? (Перьями.) Кто узнал эти перья? (Это перья павлина).    У павлина очень красивый и яркий хвост.

- Скажите, как вы думаете, для чего некоторым птицам нужно яркое оперенье?

 - Оперение самцов часто бывает ярче и красочнее, чем у самок — таким образом они привлекают внимание подруги.

 -А ещё для чего нужно птице яркое оперение? Яркая окраска перьев важна птицам для маскировки.

 

2. Зарисуйте перья птиц, которые мы рассмотрели.

 

3. Сравнение птиц: вороны, галки и грача. (Слайд 11)

 

 Выполнение заданий в тетради.

-  Откройте тетради. Рассмотрите рисунок. Назовите птиц.

 

- Чем эти птицы похожи? (Имеют чёрное оперение.)

- Чем отличаются? (Размером.)

-У вороны черные только голова, передняя часть шеи, крылья и хвост. Остальное оперение светло-серое.

-У галки серый только затылок, всё остальное оперение чёрное.

-Грач отличается от своих сородичей следующими признаками: клюв вытянут, хвост сильно закруглён, оперение синевато-чёрного цвета.

 

- Опишите в парах одну из этих птиц по плану:

  • Название
  • Размеры (большая, средних размеров, маленькая)
  • Окраска оперения
  • Особенности частей тела (например, клюва, глаз, хвоста)

 - А сейчас нам предстоит научиться рисовать птичку. Рассмотрите порядок выполнения рисунка. Выполните задание.

 

Как вы можете помочь птицам?

Сделаем доброе дело. Дома, вместе с родителями, сделайте кормушку и принесите в школу.  С приходом холодов мы развесим их на территории школы и будем вместе заботиться о братьях наших меньших.

6. Рефлексия.

- Сегодня на уроке вы были маленькими учёными. Какие важные для себя открытий вы сделали на этом уроке?

-С каким настроением вы работали?

- Как мы находили ответы на свои вопросы?

 (Слушали учителя, товарищей, отгадывали загадки, сравнивали, исследовали.)

– Что вы можете сказать о своей работе на уроке?
– У вас на столе птички. Оцените цветом свою работу на уроке.
– Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – возьмите жёлтую птицу.
– Если иногда были трудности, сомнения – зелёную птицу.
 - Какое задание на уроке было самым интересным?

- Было ли трудно?

- Вы молодцы! Мне было приятно работать с вами. Я увидела умных, заинтересованных детей.

- Скажите себе: «Я молодец! Я думал, я старался, я делал открытия».

- Спасибо за работу.


План-конспект урока по учебнику «Окружающий мир

План-конспект урока по учебнику «Окружающий мир

Почему? Под какими изображениями квадратики остались не закрашенным? (синичка, снегирь, сорока)

Почему? Под какими изображениями квадратики остались не закрашенным? (синичка, снегирь, сорока)

Слайд 7) Пингвин тоже не может летать

Слайд 7) Пингвин тоже не может летать

Найдите вот такие маленькие и пушистые

Найдите вот такие маленькие и пушистые

Возьмите большие перья . Обмакните перо в стакан с водой

Возьмите большие перья . Обмакните перо в стакан с водой

А сейчас нам предстоит научиться рисовать птичку

А сейчас нам предстоит научиться рисовать птичку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2025