План-конспект урока по учебнику
«Окружающий мир. 1 класс».
Тема: Кто такие птицы?
Цель: познакомить учащихся с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки.
Задачи:
1. обеспечить развитие у школьников умения ставить цель;
2. создать условия для развития у школьников умения работать в парах, в группах;
3. содействовать развитию у детей умений общаться;
4. воспитывать чувство взаимопомощи.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
Самое удивительное явление — это доброта.
Подарите улыбки друг другу.
Передайте своё хорошее настроение.
Сегодня на урок к нам пришли гости.
Давайте поприветствуем их. Посмотрите на гостей и передайте свои улыбки гостям.
- Хотите узнать новое?
- Что пригодится нам для успешной работы на уроке? Какие качества нам нужны? (Внимательность, сосредоточенность, активность и хорошее настроение)
- Сегодня работаем под девизом: Наш девиз – не унывать, всё пройти и всё узнать!
2.Актуализация знаний.
- С какими группами животных мы уже знакомы? (рыбы, насекомые)
- Кто такие насекомые? (Это животные, у которых 6 ног)
-Каких насекомых вы знаете?
- Как отличить рыб от других животных? (Их тело покрыто чешуёй)
-Каких рыб вы знаете?
-А умеете ли вы их различать. На партах у вас лежат карточки с изображением животных. Приготовьте красный и жёлтый карандаши. Если вы увидели насекомое, то закрасьте квадратик рядом с изображением жёлтым цветом, а если рыбу – красным. (работа выполняется самостоятельно)
- Давайте сравним с эталоном. (Слайд 2)
Поменяйтесь карточками, проверьте работу друг друга. Если всё верно, если вы согласны с товарищем, поднимите руку. (учитель проверяет работу учащихся во время самостоятельного выполнения).
- Замечательно. А вы все квадратики закрасили? (нет)
- Почему? Под какими изображениями квадратики остались не закрашенным? (синичка, снегирь, сорока).
- Ребята, а почему вы синичку, снегиря, сороку не отнесли ни к насекомым, ни к рыбам? (нет чешуи, нет 6 ног).
3. Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, чему будет посвящена тема нашего урока? (птицам). (Слайд 3)
- А на какие вопросы мы должны будем ответить? Чему научиться?
(Кто такие птицы? Каких животных называют птицами? Чем птицы отличаются от других животных?)
-Кто знает, как отличить птиц от других животных? (Они умеют летать)
- Муравьишка Вопросик хочет нам что-то рассказать. (Слайд 4)
«Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало удивительное животное, похожее на белку. «Какие разные животные,- подумал я, - но все они умеют летать… Наверное, все они – птицы.»
А вы как думаете, ребята?»
4. «Открытие нового знания». Работа по теме урока.
-Чтобы увидеть животных, о которых говорил Муравей, нам необходимо открыть учебник на стр. 36. Рассмотрите животных.
-Перед вами рисунки 4 животных, назовите их.
-Какие из этих животных умеют летать?
Летучая мышь, белка - летяга, бабочка умеют летать?
-Птицы ли они?
-А курица? Умеет ли курица летать? (умеет, но очень плохо)
Мы знаем, что пингвины и страусы тоже птицы, но они вообще не умеют летать.
(Слайд 5,6)
Страус - самая крупная в мире птица. Для полётов он слишком тяжёлый, а перья на крыльях - короткие. Но у него длинные ноги с сильными мышцами, которые помогают ему бегать быстрее своих врагов.
Если страус не убежит, а встретиться со своим врагом, то своим крепким клювом может проломить врагу череп. На большом пальце у него есть опасный коготь, которым он может забить нападающего до смерти.
(Слайд 7)
Пингвин тоже не может летать. Крылья он использует, как ласты, в воде и под водой. С помощью крыльев пингвин сохраняет равновесие. Крылья и клюв оружие в драке.
-Так можно ли сказать, что все, кто летает - птицы?
- Так чем же птицы отличаются от других животных?
- Вы предложили признаки птиц, к ним я добавила ещё несколько. (Слайд 8)
-Какой же основной отличительный признак птиц? (У птиц есть перья)
- Птицу узнают по перьям. Это вполне справедливо, поскольку из всех живых существ только птицы имеют перья, за что их и называют пернатыми.
- А для чего нужны перья птицам? ( Для того, чтобы птицам не было холодно, летать. Спасает от ушибов, от холода, от жары, маскирует от врагов. Перья - это одежда птиц)
- Перья гораздо теплее меха. В холодные дни птицы взъерошивают перья, чтобы сохранить тепло. Своё оперение птицы чистят и укладывают. Но всё равно перья изнашиваются. Поэтому раз в год птицы сбрасывают старые и отращивают новые перья.
- Давайте рассмотрим строение птицы на примере а примере голубя. (Слайд 9)
Назовите основные части тела голубя. (Туловище, голова, клюв, шея, крылья, хвост, ноги)
Физкультминутка.
Утром встал гусак
на лапки
Приготовился к зарядке
Повернулся влево вправо
Приседанье сделал справно
Клювиком почистил пух
И скорей за парту плюх.
5. Включение нового в систему знаний и повторение.
1. Практическая работа.
- Чем же покрыто тело птиц? (Перьями)
- А вы держали в руках перо птицы? А кто-нибудь задумывался о его свойствах?
А чтобы больше узнать о свойствах перьев, что мы можем сделать? (нужно его рассмотреть, исследовать).
- У вас на партах в файлах лежат разные перья. Достаньте их. Рассмотрите их внимательно. Сравните перья. Чем различаются? Чем похожи? (Формой, цветом, размером)
1опыт
- Найдите вот такие маленькие и пушистые.
- Возьмите пёрышко и отпустите его. Что происходит?
- Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него.
-Что случилось? (Они лёгкие, поэтому полетели.)
— Это пуховые, мягкие перья.
-Как вы думаете, зачем они нужны?
(Они помогают птицам сохранять тепло.)
-А где человек может использовать эти пёрышки?
-Да. Это тот самый пух, которым набивают подушки, украшения.
-Возьмите пёрышко побольше. Это кроющие перья. Они покрывают тело птицы и одновременно сохраняют тепло самого нижнего слоя – пуховых перьев.
2 опыт.
-А летают птицы с помощью полётных или маховых перьев. Это жёсткие и упругие перья.
- Несмотря на то, что перья отличаются друг от друга, они имеют общие особенности.
- Возьмите любое перо и рассмотрите его через увеличительное стекло - лупу.
- Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера. Покажите его.
- А ещё у пера есть бородки. Найдите их. Рассмотрите под лупой.
Бородки соединены с друг другом. Аккуратно разъедините их.
Обратите внимание на то, как прочно они соединены.
( показывают)
- Как вы думаете, а что
находится внутри перьев? (Ничего. Внутри пусто, поэтому они очень лёгкие)
- Давайте проверим , возьмите ножницы и кончик пера отрежьте. Что вы видите
внутри?
(Пусто, внутри перо полое, пустое)
-Раньше у людей не было ручек. В эту пустоту набирались чернила, которыми писали люди. (Слайд 10)
3 опыт
-А теперь:
- Возьмите большие перья. Обмакните перо в стакан с водой. Что вы заметили? Перо не намокло, вода капельками скатилась. О чём это говорит? (перья защищают птицу от воды и сырости)
- Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают.
-А у всех ли птиц перья не намокают? (только у водоплавающих)
Есть такая поговорка: Как с гуся вода. Как понимаете смысл высказывания?
(Птица и в воде остаётся сухой. Так говорят про человека, которому всё сходит с рук быстро и без последствий)
- Для чего нужны птицам большие перья? (Чтобы летать)
- Для чего нужны маленькие пёрышки? (Для тепла)
Яркое оперение птиц.
-У каждого вида птиц своё оперение.
- Взгляните на Мудрую Черепаху в учебнике. Чем она себя украсила? (Перьями.) Кто узнал эти перья? (Это перья павлина). У павлина очень красивый и яркий хвост.
- Скажите, как вы думаете, для чего некоторым птицам нужно яркое оперенье?
- Оперение самцов часто бывает ярче и красочнее, чем у самок — таким образом они привлекают внимание подруги.
-А ещё для чего нужно птице яркое оперение? Яркая окраска перьев важна птицам для маскировки.
2. Зарисуйте перья птиц, которые мы рассмотрели.
3. Сравнение птиц: вороны, галки и грача. (Слайд 11)
Выполнение заданий в тетради.
- Откройте тетради. Рассмотрите рисунок. Назовите птиц.
- Чем эти птицы похожи? (Имеют чёрное оперение.)
- Чем отличаются? (Размером.)
-У вороны черные только голова, передняя часть шеи, крылья и хвост. Остальное оперение светло-серое.
-У галки серый только затылок, всё остальное оперение чёрное.
-Грач отличается от своих сородичей следующими признаками: клюв вытянут, хвост сильно закруглён, оперение синевато-чёрного цвета.
- Опишите в парах одну из этих птиц по плану:
- А сейчас нам предстоит научиться рисовать птичку. Рассмотрите порядок выполнения рисунка. Выполните задание.
Как вы можете помочь птицам?
Сделаем доброе дело. Дома, вместе с родителями, сделайте кормушку и принесите в школу. С приходом холодов мы развесим их на территории школы и будем вместе заботиться о братьях наших меньших.
6. Рефлексия.
- Сегодня на уроке вы были маленькими учёными. Какие важные для себя открытий вы сделали на этом уроке?
-С каким настроением вы работали?
- Как мы находили ответы на свои вопросы?
(Слушали учителя, товарищей, отгадывали загадки, сравнивали, исследовали.)
–
Что вы можете сказать о своей работе на уроке?
– У вас на столе птички. Оцените цветом свою работу на уроке.
– Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – возьмите жёлтую
птицу.
– Если иногда были трудности, сомнения – зелёную птицу.
- Какое задание на уроке было самым интересным?
- Было ли трудно?
- Вы молодцы! Мне было приятно работать с вами. Я увидела умных, заинтересованных детей.
- Скажите себе: «Я молодец! Я думал, я старался, я делал открытия».
- Спасибо за работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.