ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования 2011 г., примерной программы по математике и на основе авторской программы Л. Г. Петерсон, рекомендован Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.
Основными целями данного курса математики являются:
● формирование у учащихся основ умения учиться;
● развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;
● создание возможностей для математической подготовки каждого ребёнка на высоком уровне.
Соответственно задачами данного курса являются:
● формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
● приобретение опыта самостоятельной математической деятельности с целью получения нового знания, его преобразования и применения;
● формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности логического, алгоритмического и эвристического мышления;
● духовно нравственное развитие личности, предусматривающее с учётом специфики начального этапа обучения математике принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
● формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;
● реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учётом возрастных особенностей;
● овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;
● создание здоровьесберегающей информационно образовательной среды.
Основные особенности данного курса
Для формирования универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться предусмотрено системное прохождение каждым учащимся основных этапов формирования любого умения, а именно:
1) приобретение опыта выполнения УУД;
2) мотивация и построение общего способа (алгоритма) выполнения УУД (или структуры учебной деятельности);
3) тренинг в применении построенного алгоритма УУД, самоконтроль и коррекция;
4) контроль.
На первом из перечисленных этапов формирования УУД уроки проводятся по технологии деятельностного метода. Дети не получают знания в готовом виде, а добывают их в процессе собственной учебной деятельности. При этом обеспечивается возможность выполнения ими всего комплекса личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, предусмотренных ФГОС. На основе приобретённого опыта учащиеся строят общий способ выполнения УУД (второй этап). После этого они применяют построенный общий способ, проводят самоконтроль и при необходимости коррекцию своих действий (третий этап). И наконец, по мере освоения УУД проводится контроль данного УУД и умения учиться в целом (четвёртый этап).
Место учебного предмета в учебном плане
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики в 1 классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 132 часа.
Результаты изучения курса
Содержание курса математики обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
1. Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к
своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности.
2. Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.
3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.
4. Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступпки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.
6. Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.
7. Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.
8. Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции, вера в себя.
Метапредметные результаты
1. Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.
2. Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.
3. Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
4. Приобретение опыта использования методов решения проблем творческого и поискового характера.
5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6. Способность к использованию знаково-символических средств математического языка и средств ИКТ для описания и исследования окружающего мира (для представления информации, создания моделей изучаемых объектов и процессов, решения коммуникативных и познавательных задач и др.) и как базы компьютерной грамотности.
7. Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных интернет-ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, подготовки своего выступления и выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
8. Формирование специфических для математики логических операций(сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и
алгоритмического мышления.
9. Овладение навыками смыслового чтения текстов.
10. Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь своё мнение, способность аргументировать свою точку зрения.
11. Умение работать в парах и группах, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении готовность
конструктивно их разрешать.
12. Начальные представления о сущности и особенностях математического знания, истории его развития, его обобщённого характера и роли в системе знаний.
13. Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания.
14. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета Математика».
Предметные результаты
1. Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
2. Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
3. Овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счёта и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов.
4. Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
5. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
6. Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.
Содержания курса
Общие понятия
Основные свойства предметов: цвет, форма, размер, материал. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
Основные отношения между предметами: больше — меньше, выше — ниже, шире — уже, толще — тоньше, спереди — сзади, сверху — снизу, слева — справа.
Совокупности предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности. Сравнение двух совокупностей. Знаки = и ≠
Установление равночисленности двух совокупностей с помощью составления пар. Равенство и неравенство чисел. Знаки > и <.
Соединение совокупностей в одно целое (сложение). Удаление части совокупности (вычитание). Связь между сложением и вычитанием совокупностей.
Переместительное свойство сложения. Название компонентов сложения и вычитания. Зависимость результатов этих действий от изменения компонентов.
Величины и их измерение. Сложение и вычитание величин, аналогия со сложением и вычитанием совокупностей предметов.
Натуральное число как результат счета и измерения.
Укрупнение единиц счета и измерения. Аналогия между десятичной системой записи чисел и десятичной системой мер.
Уравнения вида а + х = b, а — х = b, х — а = Ъ, решаемые на основе соотношений между частью и целым. Поиск закономерностей. Таблицы.
Числа и операции над ними
Числа и цифры от 1 до 9. Наглядное изображение однозначных чисел совокупностями точек, костями домино, точками на числовом отрезке и т. д.
Состав чисел от 1 до 9. Отношения между числами (=, ^, >, <).
Сложение и вычитание натуральных чисел, взаимосвязь между ними. Наглядное изображение сложения и вычитания с помощью совокупностей предметов и на числовом отрезке. Переместительное свойство сложения.
Таблица сложения. Чтение, запись и нахождение числового значения выражения (без скобок). Сравнение выражений.
Римские цифры. Алфавитная нумерация. Волшебные цифры.
Сравнение чисел (больше на... меньше на...). Простые задачи на сложение, вычитание и разностное сравнение чисел, их графическая интерпретация.
Задачи, обратные данным.
Нуль. Десяток. Состав числа 10. Счет десятками. Наглядное изображение десятков. Запись круглых чисел и действий с ними.
Счет десятками и единицами. Наглядное изображение двузначных чисел. Запись и чтение двузначных чисел. Сравнение двузначных чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд.
Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток.
Решение простых и составных задач на сложение, вычитание и разностное сравнение двузначных чисел. Построение графических моделей задач.
Геометрические фигуры и величины
Распознавание геометрических фигур: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, куб. Сравнение фигур. Составление фигур из частей и разбиение фигур на части.
Фигуры на клетчатой бумаге. Подсчет числа клеточек других частей, на которые разбита фигура. Конструирование фигур из палочек.
Точки и линии. Замкнутые и незамкнутые линии. Области и границы. Отрезок. Ломаная. Многоугольник, его вершины и стороны.
Величины длина, масса, объем и их измерение. Единицы измерения в древности и в наши дни. Сантиметр, дециметр, килограмм, литр.
Материально-технического обеспечения к УМК «Школа России»
Учебно-методический комплект:
Тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип |
Элементы содержания |
Характеристика УУД учащихся |
Вид |
Элементы |
Дата |
|
план |
факт |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Признаки предметов. Расположение предметов в окружающем пространстве (8 ч). Первая четверть(36ч) |
|||||||||
1 |
Свойства предметов (цвет, форма, размер, материал). |
1 |
Урок-экскурсия (с.1) Комбинированный |
Счет предметов (реальных объектов, их изображений, моделей геометрических фигур и т. д.) |
Анализировать и сравнивать предметы, выявлять и выражать в речи признаки сходства и различия. Читать, анализировать данные таблицы, заполнять таблицы на основании заданного правила. |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
|
|
Соотносить реальные предметы с моделями рассматриваемых геометрических тел. Описывать свойства простейших фигур. Сравнивать геометрические фигуры, различать плоские и пространственные фигуры |
|
|
|
|
2 |
Свойства предметов (цвет, форма, размер, материал). |
1 |
Комбинированный (с. 2-3)
|
Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же |
Текущий |
|
|
|
|
3 |
Сравнение предметов по свойствам. Квадрат, круг, треугольник, прямоуг-ник. |
1 |
Урок-путешествие ( с. 4-5) |
Установление пространствен-х отношений с помощью сравнения: выше – ниже, слева – справа |
Находить закономерности в последовательностях, составлять закономерности по заданному правилу. Использовать математическую терминологию в устной и письменной речи. |
Фронтальный опрос |
|
|
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Сравнение предметов по свойствам. Квадрат, круг, треугольник, прямоугольник |
1 |
Комбинирован-ный (с.6-7) |
Уменьшение и увеличение предметов, расширение представлений о св-х предметов |
Ритмический счёт до 10. Устанавливать, пройдены ли на уроке два шага учебной деятельности, и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона) |
Текущий |
|
|
|
5-6 |
Группы предметов.
|
2 |
Комбинирован-ный (с.8-9), (с.10-11) |
Объединение предметов в группы по общему признаку |
Анализировать состав групп предметов, сравнивать группы предметов, выявлять и выражать в речи признаки сходства и различия. Записывать результат сравнения групп предметов с помощью знаков «=» и «≠», обосновывать выбор знака, обобщать, делать вывод. |
Текущий опрос |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7-8
|
Сравнение групп предметов. Знаки«=» и «≠». |
2 |
Комбинирован-ный (с.12-13, с.14-15) |
Сравнение групп предметов: «столько же», «больше на…», «меньше на …», установление пространственных отношений с помощью сравнения.
Самостоятельная работа по теме (с.7).
|
Разбивать группы предметов на части по заданному признаку (цвету, форме, размеру и т. д.). Находить закономерности в последоват-тях и таблицах, составлять закономерности по заданному правилу. Считать различные объекты (предметы, фигуры, буквы, звуки и т. п.). Называть числа от 1 до 10 в порядке их следования при счёте. Ритмический счёт до 10 и обратно. Определять функцию учителя в учебной деятельности и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона). |
Индивидуальный опрос.
Самостоя-тельная работа(с.7) |
|
|
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Сложение и вычитание (4 ч) |
||||||||||
9 |
Сложение. Знак «+». Компоненты сложения. |
1 |
Комбинирован-ный (с. 16) |
представление о сложении как объединении совокупностей предметов; термины компонентов сложения и вычитания; понятия сложение и вычитание; знаки: +(плюс); – (минус).
|
Моделировать операции сложения и вычитания групп предметов с помощью предметных моделей, схематических рисунков, буквенной символики. Записывать сложение и вычитание групп предметов с помощью знаков «+», «–», «=». Соотносить компоненты сложения и вычитания групп предметов с частью и целым, читать равенства. Выявлять и применять переместительное свойство сложения групп предметов. Ритмический счёт до 20. |
Текущий |
|
|
|
|
10 |
Сложение. Переместитель-ное свойство сложения. |
1 |
Комбинирован-ный (с.17) |
Текущий |
|
|
|
|||
11-12 |
Вычитание. Компоненты вычитания. Знак «-». |
2 |
Комбинирован-ный ( с.18-19) |
Запись сложение и вычитание с помощью знака «+» и «-» ; устанавливать взаимосвязь между компонентами |
Применять правила поведения ученика на уроке в зависимости от функций учителя и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона) |
Текущий |
|
|
|
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Целое и части (4 ч) |
|||||||||
13 |
Часть и целое, соотношение между ними. Пространственные отношения: «выше», «ниже». |
1 |
Комбинирован-ный ( с. 20-21) |
Уточнение сформ. пространственных отношений: выше- ниже;наверху-внизу; один-много; впереди; сзади; на; между устанавливание соответствия между порядковыми и количественными числителями; пространственные;-временные отношения; один-много. Сравнивание предметов одинаковой формы по величине: больше, меньше, такой же;
|
Устанавливать взаимосвязи между частью и целым (сложением и вычитанием), фиксировать их с помощью буквенной символики (4 равенства). Разбивать группы предметов на части по заданному признаку (цвету, форме, размеру и т. д.). Устанавливать пространственно-временные отношения, описывать последовательность событий и расположение объектов с использованием слов: раньше, позже, выше, ниже, вверху, внизу, слева, справа и др. Упорядочивать события, располагая их в порядке следования (раньше, позже). |
Текущий |
|
|
|
14 |
Порядок. Временные отношения: «раньше», «позже».
|
1 |
Комбинирован-ный ( с.22-23) |
Текущий |
|
|
|
||
15 |
Один – много.
|
1 |
Урок-игра ( с.24-25) ( с.26-27) |
-устанавливание идентичности предметов по одному или нескольким признакам; - расположение предметов слева, справа, вверху, внизу по отношению к наблюдателю |
Упорядочивать объекты, устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта. Называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке. Ритмический счёт до 20 и обратно. Проявлять активность в учебной деятельности и оценивать свою активность (на основе применения эталона) |
Текущий |
|
|
|
16 |
Контрольная работа по теме «Целое и части»
|
1 |
Комбинирован-ный ( с.15-16) |
Самост-е выполнение к/р (С.15-16) |
Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу |
Текущий К/Р |
|
|
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Числа 1 – 6 (20 ч) |
|||||||||
17 |
Число и цифра 1. |
1 |
Урок-экскурсия ( с.28) |
Название и запись цифрой натурального числа 1 |
Соотносить числа 1—6 с количеством предметов в группе, обобщать, упорядочивать заданные числа, определять место числа в последовательности чисел от 1 до 6. Образовывать число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из последующего числа.
|
Текущий |
|
|
|
18 |
Число и цифра 2. Состав числа 2. |
1 |
Комбинирован- ный (с.29) |
Название и запись цифрой натурального числа 2. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу. |
Текущий |
|
|
|
|
19-20 |
Число и цифра 3. Состав числа 3. Отрезок. Треугольник. |
2 |
Комбинирован- ный ( с.30-31) |
Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 3. |
Писать цифры 1—6, соотносить цифру и число. Сравнивать две группы предметов на основе составления пар. Сравнивать числа в пределах 6 с помощью знаков «=», « », >, <. Моделировать сложение и вычитание чисел с помощью сложения и вычитания групп предметов.
|
Текущий |
|
|
|
21 |
Числа 1 – 3. |
1 |
Комбинирован- ный( с.32) |
Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 3. Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 4 |
Текущий |
|
|
|
|
22 |
.Число и цифра 4. Состав числа 4. Четырёху-гольник. |
1 |
Комбинирован- ный (с.33) |
Складывать и вычитать числа в пределах 5, соотносить числовые и буквенные равенства с наглядными моделями, находить в них части и целое, запоминать и воспроизводить по памяти состав чисел 2—6 из двух слагаемых, Составлять числовые равенства и неравенства.Строить числовой отрезок, с его помощью присчитывать и отсчитывать от заданного числа одну или несколько единиц. |
Текущий |
|
|
|
|
23 |
Сложение и вычитание в пределах 4. |
1 |
Комбинирован- ный (с.34-35) |
Отрабатывание понятия «сложение», «вычитание», устанавливание взаимосвязи между ними. |
|
|
|
|
|
24-25 |
Числовой отрезок. Сложение и вычитание на числовом отрезке. |
2 |
Комбинирован- ный (с.36-39) |
|
|
|
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
26-27 |
Столько же. Равенство и неравенство чисел. |
2 |
Комбинирован-ный ( с.40-43) |
Сравнение предметов по количеству. Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 5. Образование числа 5. |
Использовать числовой отрезок для сравнения, сложения и вычитания чисел. Устно решать простейшие текстовые задачи на сложение и вычитание в пределах 6. Описывать расположение объектов с использованием слов: длиннее, короче, шире, уже, толще, тоньше, за, перед и др.
|
Текущий |
|
|
|
28-29-30 |
Числа 1 – 5. |
3 |
Комбинирован-ный ( с.44-49) |
Текущий |
|
|
|
||
31 |
Сравнение чисел с помощью знаков > и <. |
1 |
Комбинирован-ный ( с.50-51) |
Самостоя-тельная работа(с.21-22) |
Индивидуальный опрос. Самостоя-тельная работа(с.21-22) |
|
|
|
|
32-33 |
Число и цифра 6. Состав числа 6. Сложение и вычитание в пределах 6. Шестиугольник. |
2 |
Комбинирован-ный
( с.52-55) |
Получение числа 6 . Запись цифрой чисел от 1 до 6. |
Текущий |
|
|
|
|
34 |
Контрольная работа по теме Числа от 0 до 6». |
1 |
Комбинирован-ный ( с.25-26) |
Самост-е выполнение к/р (С.25-26) |
Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу |
Текущий К/Р |
|
|
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
35-36 |
Работа над ошибками допущенные в к/р. Точки и линии. Замкнутые и незамкнутые линии. |
2 |
Комбинирован-ный ( с56-57) |
Распознавание форм геометрических тел: шар, конус, цилиндр, куб, пирамида… |
Распознавать в предметах окружающей обстановки изучаемые геометрические фигуры, описывать их свойства, моделировать многоугольники (треугольник, четырёхугольник, пятиугольник) из палочек, выделять вершины и стороны многоугольников. |
Текущий |
|
|
|
Числа и цифры 7—9 (28ч). Вторая четверть(28ч) |
|||||||||
37 38-39 |
Области и границы. Компоненты сложения и вычитания. |
3 |
Комбинирован-ный ( с. 58-64) |
Название компонентов и результата сложения. |
Называть компоненты действий сложения и вычитания, находить неизвестные компоненты подбором, составлять числовые равенства и неравенства. Моделировать выполняемые действия с помощью групп предметов и числового отрезка, запоминать и воспроизводить по памяти состав числа 6 из двух слагаемых. Соотносить числовые и буквенные равенства с их наглядными моделями, находить в них части и целое. Использовать числовой отрезок для сравнения, сложения и вычитания чисел в пределах 6. Различать, изображать и называть точку, отрезок, прямую и кривую линии, замкнутую и незамкнутую линии, области и границы. Применять знания и способы действий в поисковых ситуациях. Устно решать простейшие текстовые задачи на сложение и вычитание в пределах 6. Ритмический счёт до 30. Применять простейшие приёмы развития своего внимания и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона) |
Текущий |
|
|
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
40-41 |
Число и цифра 7. Состав числа 7. Слож-ие и выч-ие в пределах 7. Отрезок и его части. |
2 |
Комбиниро-ванный (с.1-3) |
Получение числа 7, запись цифрой. |
Соотносить числа 7—9 с количеством предметов в группе, обобщать, упорядочивать заданные числа, определять место числа в последовательности чисел от 1 до 9. Писать цифры 7—9, соотносить цифры и числа. Сравнивать, складывать и вычитать числа в пределах 9, составлять числовые равенства и неравенства. Моделировать выполняемые действия с помощью групп предметов и числового отрезка, запоминать и воспроизводить по памяти состав чисел 7—9 из двух слагаемых. Использовать числовой отрезок для сравнения, сложения и вычитания чисел в пределах 9. Находить в числовых и буквенных равенствах части и целое, решать устно простейшие текстовые задачи на сложение и |
Теку-щий |
|
|
|
42 |
Ломаная линия. Многоугольник. |
1 |
Комбиниро-ванный (с.4-5) |
Распозн-ние и изобр-е отрезка, ломан. линии, многоуг-ника. |
Теку-щий |
|
|
|
|
43-44-45 |
Составление выражений по рисункам. Срав-е выражений. |
3 |
Комбиниро-ванный(с.6-11) |
Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 8. |
вычитание в пределах 9 на основе данного соотношения. Распознавать и изображать отрезок, ломаные линии, многоугольник, устанавливать соотношения между целым отрезком и его частями. Выявлять правила составления таблицы сложения, составлять с их помощью таблицу сложения чисел в пределах 9, оценивать своё умение это делать.Выявлять и использовать для сравнения выражений связи между |
Теку-щий |
|
|
|
46-47 |
Число и цифра 8. Состав числа 8. |
2 |
Комбиниро-ванный (с.12-17) |
Теку-щий |
|
|
|
||
48-49 |
Число и цифра 9. Состав числа 9. Сложение и вычитание в пределах 9. |
2 |
Комбиниро-ванный (с.18-19) |
Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 9. |
компонентами и результатами сложения и вычитания. Сравнивать разные способы сравнения выражений, выбирать наиболее удобный. Систематизировать знания о сложении и вычитании чисел. Обосновывать правильность выбора действий с помощью обращения к общему правилу. Применять знания и способы действий в поисковых ситуациях. Устно решать простейшие текстовые задачи на сложение и вычитание в пределах 9. Ритмический счёт до 40. |
Теку-щий |
|
|
|
50-51 |
Таблица слож-я. Компоненты сложения. |
2 |
Комбиниро-ванный (с.20-23) |
Название компонентов вычитания, взаимосвязь между компонентами и результатами. Сам. раб.(с.33-34) |
Теку-щий |
|
|
|
|
52 |
Компоненты вычитания. |
1 |
Комбиниро-ванный (с. 24-25) |
Спокойно относиться к затруднениям в своей учебной деятельности, грамотно их фиксировать и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона). Применять правила, позволяющие сохранить здоровье при выполнении учебной деятельности. |
Инд. опрос с/р |
|
|
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
53-54
|
Контрольная работа по теме «Числа и цифры 7-9» |
2 |
Контроль и учет знаний |
Самост-е выполнение к/р (С.35-36) |
Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу |
Текущий. К/р |
|
|
|
55-56 |
Работа над ошибками допущенные в к/р. Части фигур. |
2 |
Комбинирован-ный ( с.26-29) |
Написание 0, использование числового отрезка для вычислений; распознавать форму геометрических тел: шар, конус, цилиндр, куб, пирамида, параллепипед; распознавание г/ф –четырёхугольник, пятиугольник;
|
Выявлять свойства нуля с помощью наглядных моделей, применять данные свойства при сравнении, сложении и вычитании чисел. Писать цифру 0, соотносить цифру и число 0, записывать свойства нуля в буквенном виде. Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 9. Устно решать простейшие текстовые задачи на сложение и вычитание в пределах 9. Устан-ть взаимосвязь между целой фигурой и её частями, фиксировать эту взаимосвязь с |
Текущий |
|
|
|
57-58 |
Число и цифра 0. Свойства нуля. |
2 |
Комбинирован-ный (с30-33) |
Текущий |
|
|
|
||
59. |
Кубик Рубика. |
1 |
Комбинирован-ный ( с.34-35) |
Составление простых задач; числовых выражений к рисункам. Сложения и вычитания чисел на числовом отрезке; использование взаимосвязи между частью и целым.
|
помощью буквенных равенств. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в нестандартных ситуациях. Ритмический счёт до 40. Проявлять терпение в учебной деятельности, работать в группах и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона) |
Текущий |
|
|
|
60-61 |
Равные фигуры. |
2 |
Комбинирован-ный (с.36-39) |
Текущий |
|
|
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
62 |
Контрольная работа за вторую четверть. |
1 |
Контроль и учет знанний |
Сам-ное выполнение к/р (с. 39-40) |
Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. |
Текущий К/р |
|
|
|
63-64 |
Работа над ош. доп. в к/р Волшебные цифры. Алфавитная нумерация.
|
2 |
Комбинирован-ный (с.58-59) |
Понимание отличий понятий «число» и «цифра», знакомство с алфавитной нумерацией. |
Исследовать разные способы обозначения чисел, обобщать их. Устанавливать равенство и неравенство геометрических фигур, разбивать фигуры на части, составлять из частей, конструировать из палочек. Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 9. Устно решать простейшие текстовые задачи на сложение и вычитание в пределах 9. Применять изученные знания и способы действий в нестандартных ситуациях. Выполнять задания поискового и творческого характера. Подбирать в равенствах неизвестные компоненты действий. Ритмический счёт до 50. Фиксировать последовательность действий на первом шаге учебной деятельности и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона) |
Текущий |
|
|
|
Текстовые задачи (10 ч) Третья четверть (40ч) |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
65-66-67-68 |
Задача. Задачи с неполными, лишними и нереальными данными. Решение простых задач на сложение и вычитание. Обратная задача. |
4 |
Урок-состязание (с. 44-51) |
Приёмы вычислений: прибавление (вычитание) числа по частям, вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Арифметические действия с числ.; составные компоненты задачи: условие, вопрос, схема, выражение, решение, ответ.
|
Выделять задачи из предложенных текстов. Моделировать условие задачи с помощью предметов, схематических рисунков и схем, выявлять известные и неизвестные величины, устанавливать между величинами отношения части и целого, больше (меньше) на ..., использовать понятия «часть», «целое», «больше (меньше) на ...», «увеличить (уменьшить) на...» при составлении схем, записи и обосновании числовых выражений. Определять, какое из чисел больше (меньше) и на сколько. Решать простые задачи на сложение, вычитание и разностное сравнение чисел в пределах 9, составлять к ним выражения, объяснять и обосновывать выбор действия в выражении, |
Текущий |
|
|
|
69-70-71-72 |
Сравнение чисел. Задачи на сравнение. |
4 |
Комбинирован-ный (с.52-53) |
Текущий |
|
|
|
||
73 |
Повторение по теме «Задача» |
1 |
Комбинирован-ный (с.62-63) |
Решение текстовых задач арифметическим способом. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Отношения «больше на…», «меньше на…» |
находить обобщённые способы решения и представлять их в виде правил (эталонов), составлять обратные задачи. Анализировать задачи, определять корректность формулировок, дополнять условие задачи недостающими данными или вопросом. Выполнять задания поискового и творческого характера. Составлять задачи по рисункам, схемам, выражениям. Выполнять перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям. Ритмический счёт до 60. Определять цель выполнения домашнего задания, применять правила взаимодействия со взрослыми при выполнении домашнего задания и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона). |
Текущий |
|
|
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
74 |
Контрольная работа по теме «Задача» |
1 |
Контроль и учет знаний (с.45-46) |
Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. |
Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу. |
Контроль-ная работа (35 мин) |
|
|
|
Величины (10 ч) |
|||||||||
75-76-77-78 |
Работа над ошибками, доп. в к/р Величины и их измерение (длина, масса, объём). |
4 |
Комбинирован-ный (с.1-5) |
Использование в процессе измерения знание единиц измерения длины, объёма и массы (сантиметр, дециметр, литр, килограмм); сравнение, складывание и вычитание именованных чисел; определение длины данного отрезка. |
Сравнивать предметы по длине, массе и объёму (вместимости), определять корректность сравнения (единые мерки). Выявлять общий принцип измерения величин, использовать его для измерения длины, массы и объёма. Выявлять свойства величин (длины, массы, объёма), их аналогию со свойствами чисел, записывать свойства чисел и величин в буквенном виде. Упорядочивать предметы по длине (на глаз, наложением, с использованием мерок), массе и объёму (вместимости) в порядке увеличения (уменьшения) значения величины. Измерять длины отрезков с помощью линейки и выражать длину отрезка в сантиметрах, находить периметр многоугольника. Чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах), взвешивать предметы (в килограммах), измерять вместимость сосудов (в литрах). Сравнивать, складывать и вычитать значения длины, массы и вместимости. Моделировать с помощью схем, анализировать, планировать решение и решать составные задачи на нахождение целого, когда одна из частей неизвестна. Записывать способы действий с помощью алгоритмов, |
Текущий |
|
|
|
79-80 |
Единицы измерения. Сантиметр. Килограмм. Литр. |
2 |
Комбинирован-ный (с.8-11) |
Текущий |
|
|
|
||
81-82-83 |
Свойства величин. |
3 |
Комбинирован-ный (с.12-17) |
Составные задачи на нахождение целого (одна из частей неизвестна). Анализ задачи.
|
использовать алгоритмы при решении задач. Строить и обосновывать высказывания с помощью обращения к общему правилу (алгоритму). Выполнять задания поискового и творческого характера. Ритмический счёт до 60. Определять цель пробного учебного действия на уроке, фиксировать индивидуальное затруднение во внешней речи и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона). |
Тематический |
|
|
|
84 |
Решение задач. |
1 |
Комбинирован-ный (с.18-19) |
Тематический |
|
|
|
||
Уравнения (9 ч) |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
85-86-87-88-89-90-91 |
Уравнения. Простейшие уравнения с предметами, фигурами, числами, решаемые на основе соотношения между частью и целым. |
7 |
Комбинирован-ный (с. 20-33) |
Решение уравнений вида а ± х = b; х − а = b
|
Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Выявлять общие способы решения уравнений с неизвестным слагаемым, уменьшаемым, вычитаемым, записывать построенные способы в буквенном виде и с помощью алгоритмов. Решать уравнения данного вида, обосновывать и комментировать их решение на основе взаимосвязи между частью и целым, пошагово проверять правильность решения, используя алгоритм. Выполнять задания поискового и творческого характера. Ритмический счёт до 70. Обдумывать ситуацию при возникновении затруднения (выходить в пространство рефлексии) и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона) |
Текущий |
|
|
|
92 |
Сам-ная работа по теме «Уравнения» |
1 |
Контроль и учет знаний (с.55-56) |
Решение уравнений вида а ± х = b; х − а = b
|
самостоя-тельная работа (35 мин) |
|
|
|
|
93 |
Работа над ошибками, доп в сам. /раб. |
1 |
Комбинированный |
Решение уравнений вида а ± х = b; х − а = b
|
Контролировать и оценивать свою работу и ее результат. |
Текущий |
|
|
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|||
Нумерация 20-100 (31 ч) |
||||||||||||
94- 95 |
Укрупнение единиц счёта (счёт коробками, ящиками, пачками). |
2 |
Комбинирован-ный (с.34-37) Урок- путешествие |
Состав числа 10. Название и чисел от 1 до 100; разрядный состав чисел от 11 до 20; складывание и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через разряд; чтение, записывание и сравнение чисел в пределах 20; 100. |
Исследовать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим. Строить графические модели чисел, выраженных в укрупнённых единицах счёта, сравнивать данные числа, складывать и вычитать, используя графические модели. Называть, записывать, складывать и вычитать круглые числа, строить их графические модели. Образовывать, называть, записывать число10, запоминать его состав, сравнивать, складывать и вычитать числа в пределах 10. Решать составные задачи на нахождение части (целое неизвестно)[1]. Составлять задачи по рисункам, схемам, выражениям, определять корректность формулировок задач. Записывать способы действий с помощью алгоритмов, использовать алгоритмы при решении задач и примеров. |
Текущий |
|
|
|
|||
96-97- 98 |
Десяток. Число 10. Состав числа 10. Сложение и вычитание в пределах 10. |
3 |
Комбинирован-ный (с.38-43)
|
Преобразовывать, сравнивать, складывать и вычитать длины отрезков, выраженных в сантиметрах и дециметрах. Распознавать монеты 1 к., 2 к., 5 к., 10 к., 1 р., 2 р., 10 р. и купюры 10 р., 50 р., складывать и вычитать стоимости. Наблюдать зависимости между компонентами и результатами арифметических действий, использовать их для упрощения вычислений. Выполнять задания поискового и творческого характера. Ритмический счёт до 70. Выявлять причину затруднения в учебной деятельности и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона) |
Текущий |
|
|
|
||||
99 |
Решение задач. |
1 |
Комбинирован-ный (с.44-45)
|
Решение задач; арифметические действия с числами; сравнение величин. |
Текущий |
|
|
|
||||
100 |
Контрольная работа за 3 четверть. |
1 |
Контроль и учет знаний (с. 57-58) |
Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу |
Контроль-ная работа (35 мин) |
|
|
|
||||
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
101-102; 103 |
Работа над ошибками, доп в к. /раб. Счёт десятками. Круглые числа.
|
3 |
Комбинирован-ный (с.46-51) |
Арифмет-кие действия с числами. Счёт десятками и единицами. Названия, запись, графические модели чисел до 20. Десятичный состав чисел до 20. Сравнение, сложение и вычитание чисел в пределах 20 (без перехода через десяток).
|
Образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Называть и записывать двузначные числа в пределах 20, строить их графические модели, представлять в виде суммы десятка и единиц, сравнивать их, складывать и вычитать (без перехода через разряд). Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Строить алгоритмы изучаемых действий с числами, использовать их для вычислений, самоконтроля и коррекции своих ошибок. Обосновывать правильность выбора действий с помощью обращения к общему правилу. Сравнивать, складывать и вычитать значения величин, исследовать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим. Решать простые и составные задачи изученных видов, сравнивать условия различных задач и их решения, выявлять сходство и различия. Исследовать ситуации, требующие сравнения числовых выражений. Выполнять задания поискового и творческого характера. Ритмический счёт до 80. Проверять свою работу по образцу и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона) |
Текущий |
|
|
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
104 |
Повторение по теме «Решение задач» |
1 |
Комбинирован-ный (с.52-53) |
Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись |
Составлять план решения задачи в два действия, решать задачи в два действия. |
Текущий |
|
|
|
Четвертая четверть (32ч) |
|||||||||
105 |
Счёт десятками и единицами. |
1 |
Урок-игра (с.54-55) |
Название, запись, графических моделей двузначных чисел от 20 до 100.Десятичный состав двузначных чисел. Сравнение, сложение и вычитание двузначных чисел (без перехода через разряд). |
Образовывать, называть и записывать двузначные числа в пределах 100, строить их графические модели, объяснять десятичное значение цифр, представлять в виде суммы десятков и единиц, упорядочивать, сравнивать, складывать и вычитать (без перехода через разряд). Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Строить алгоритмы изучаемых действий с числами, использовать их для вычислений, самоконтроля и коррекции своих ошибок. Сравнивать, складывать и вычитать значения величин, исследовать ситуации, требующие перехода от одних единиц длины к другим, |
|
|
|
|
106-107-108 |
Запись и название чисел до 20. |
3 |
Комбинирован-ный (с.56-61) |
Текущий |
|
|
|
||
109-110 |
Нумерация двузначных чисел. |
2 |
Комбинирован-ный (с.62-65) |
Преобразование единиц длины. Аналогия с преобразованием единиц счёта. Решение уравнений |
преобразовывать единицы длины, выраженные в дециметрах и сантиметрах, на основе соотношения между ними. Решать простые и составные задачи изученных видов, сравнивать условия различных задач и их решения, выявлять сходство и различия. Решать уравнения с неизвестным слагаемым, уменьшаемым, вычитаемым на основе взаимосвязи между частью и целым, комментировать решение и пошагово проверять его правильность. эталона) |
Текущий |
|
|
|
111 |
Сравнение двузначных чисел. |
1 |
Комбинирован-ный (с.66-67) |
Текущий |
|
|
|
||
112-113-114 |
Сложение и вычитание двузначных чисел. |
3 |
Комбинирован-ный (с.68-73)) |
и составных задач изученных типов на сложение, вычитание и разностное сравнение двузначных чисел (без перехода через десяток |
Исследовать ситуации, требующие сравнения числовых выражений. Обосновывать правильность выполненного действия с помощью обращения к общему правилу и с помощью обратного действия. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, восстанавливать пропущенные в ней числа. Выполнять задания поискового и творческого характера. Ритмический счёт до 80. Проявлять честность в учебной деятельности и оценивать своё умение это делать. |
Текущий |
|
|
|
Продолжение табл.
1 |
2(10ч) |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
115-116-117- 118- 119-120-121-122-123
|
Таблица сложения.
|
9 |
Ком-ный (с.74-89) |
Сложение и вычитание однозначных чисел (с переходом через десяток). Усложнение структуры текстовых задач, их вариативность. Решение уравнений и составных задач в 2—3 действия на сложение, вычитание и разностное сравнение двузначных чисел (изученные случаи). Решение уравнений с комментированием по компонентам действий. |
Выявлять правила составления таблицы сложения, составлять с их помощью таблицу сложения чисел в пределах 20, анализировать её данные. Моделировать сложение и вычитание с переходом через десяток, используя счётные палочки, графические модели (треугольники и точки). Строить алгоритмы сложения и вычитания чисел в пределах 20 с переходом через разряд, применять их для вычислений, самоконтроля и коррекции своих ошибок, обосновывать с их помощью правильность своих действий. Запоминать и воспроизводить по памяти состав чисел 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 из двух однозначных слагаемых. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее рациональный способ. Наблюдать и выявлять зависимости между компонентами и результатами сложения и вычитания, выражать их в речи, использовать для упрощения вычислений. Решать простые и составные задачи (2—3 действия). Решать изученные типы уравнений с комментированием по компонентам действий. Обосновывать правильность выбора действий с помощью обращения к общему правилу, выполнять самоконтроль, обнаруживать и устранять ошибки (в вычислениях и логического характера). Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, восстанавливать пропущенные в ней числа. Выполнять задания поискового и творческого характера. |
Текущий
|
|
|
|
124 |
Сам/р по теме «Таблица слож-я» |
1 |
С/р (с.75-76) |
Решение задач; арифметические действия с числами; сравнение величин. |
Текущий Самостоя-тельная работа (35 мин) |
|
|
|
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||||
Итоговое повторение (8 ч) |
|||||||||||||
125 |
Работа над ошибками, доп. в С/Р. Повторение пройденного за год.
|
1
|
Комб. (с.90)
|
Повторение, обобщение и систематизация знаний, полученных в 1 классе.
|
Контролировать выполняемое действие, при необходимости выявлять причину ошибки и корректировать её. Собирать информацию в справочной литературе, интернет источниках о старинных единицах измерения длины, массы, объёма, составлять по полученным данным задачи и вычислительные примеры, составлять «Задачник 1 класса». |
|
|
|
|
||||
126
|
Итоговая контрольная работа |
1 |
Контроль
|
Таблица сложения однозначных чисел. Разряды двузначных чисел |
Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу |
|
|
|
|
||||
127- 128 |
Повторение пройденного за год. |
2 |
Комб. (с.91)
|
Повторение, обобщение и систематизация знаний, полученных в 1 классе.
|
Повторять и систематизировать полученные знания. Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях, обосновывать правильность выполненного действия с помощью обращения к общему правилу. Работать в группах: распределять роли между членами группы; оценивать результаты работы. Систематизировать свои достижения, представлять их, выявлять свои проблемы, планировать способы их решения. |
|
|
|
|
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
129 |
Закрепление и обобщение знаний по теме «Табличное сложение и вычитание». |
1 |
Урок- соревнование (С.92) |
Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. Установление зависимости между величинами.
|
Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20; находить значение числового выражения в 1–2 действия в пределах 10 (без скобок); решать задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (или меньше) данного |
Индивидуальный опрос |
|
|
|
130 |
Решение задач. Повторение |
1 |
Комбинирован-ный (с.93-94) |
Текущий |
|
|
|
||
131 |
Путешествие по таблице «Сложение и вычитание в пределах первого десятка» |
1 |
Контрольный (с.95-96) |
Решение текстовых задач арифметическим способом. |
Тематический |
|
|
|
|
132 |
Закрепление по теме «Геометрические фигуры. Измерение длины» |
1 |
Комбинирован-ный |
Распознавание геометрических фигур. Установление зависимости между величинами. |
Распознавать геометрические фигуры, изображать их на бумаге, разлинованной в клетку |
Текущий |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.